За что могут оштрафовать начальника отдела кадров

Обновлено: 30.06.2024

Охват расширяется

Судя по ответам работодателей, доля тех, кто карает персонал рублем, за три года снизилась. В 2018 г. 48% работодателей сказали, что штрафуют сотрудников, в 2021 г. – 44%. И размеры наказания уменьшились. В 2018 г. на умеренные суммы (до 30% месячного заработка) сотрудников штрафовали 60% нанимателей, в 2021 г. – 82%.

По словам же работников, карательные меры в пандемию стали применяться шире. Доля респондентов, заявивших, что в их компаниях практикуются материальные наказания за провинности, за три года выросла на 12 п. п. В 2018 г. 26% работников заявили, что их работодатели штрафуют сотрудников, а в 2021 г. – 38%. Примерно каждый четвертый был оштрафован лично в течение последнего года – и в 2018 г., и в 2021 г.

Как и за что в России штрафуют сотрудников

Большинство считает, что частота и сумма вычетов в пандемию не изменились. 68,6% работников компаний, практикующих штрафы, сообщили, что в пандемию персонал за нарушения наказывают столь же часто, как и до пандемии, 15,9% – что штрафовать стали реже, 15,5% – что чаще.

В 2021 г. 12% респондентов, чьи наниматели штрафуют сотрудников, заявили, что в пандемию штрафы выросли, 8% – что снизились, 80% – что размеры наказаний не изменились.

За что наказывают

12% респондентов

заявили, что в пандемию штрафы выросли, 8% – что снизились, 80% – что размеры наказаний не изменились

Основания для наложения взысканий за три года не изменились. Чаще всего штрафы накладывают за грубые нарушения трудовой дисциплины (прогулы, выход на работу в нетрезвом виде и т. п.), за некачественную работу и за срыв сроков исполнения. В пятерку самых популярных оснований входят также опоздания на работу и невыполнение плана. Несколько работников в комментариях к опросу написали, что их оштрафовали за отказ вакцинироваться.

Трудно уличить

На практику наложения штрафов влияет отраслевая специфика, считает Давид Хумарян, социолог, исследователь лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ. В большинстве отраслей в период пандемии работодатели стали реже прибегать к штрафам, но найдутся и другие отрасли, где штрафы и депремирующие вычеты участились. Например, штрафы в колл-центрах, в сегментах доставки еды и такси распространены и используются тем чаще, чем больше нагрузка на работников и чем выше конкуренция. Потому что в этих сферах штрафы и вычеты призваны стимулировать повышение производительности труда и качество исполнения, говорит Хумарян.

Раньше работники подвергались штрафам за опоздания, нарушения трудовой дисциплины, порчу имущества компаний, мелкие хищения, но с пандемией и частичным переходом на удаленный режим работы эти основания перестали иметь практическое значение, говорит Хумарян.

В то же время штрафы за некачественную работу, срыв сроков или невыполнение плана подразумевают, что все эти показатели отслеживаются, а в пандемию компаниям пришлось адаптировать прежние инструменты контроля и оценки к реалиям удаленной работы, это получилось не сразу. Многие процессы перешли в онлайн – стандартов качества, сроков и KPI в новых условиях компании еще не выработали, поэтому и оснований для штрафов и вычетов было меньше, уверен Хумарян.

Лишить премий

Как вычитают

Несмотря на законодательные ограничения, компании теперь чаще делают вычеты из фиксированных окладов сотрудников (23% сейчас против 8% три года назад). Бонусы, напротив, сокращают реже: около 70% полностью или частично лишают провинившегося сотрудника ежемесячной премии (против 75% в 2018 г.), еще 8% удерживают штрафы из квартальной, полугодовой или годовой премии (против 15% три года назад).

В компании Unilever никогда не было практики наказания рублем, однако в случае вынесения дисциплинарного взыскания за нарушения техники безопасности или правил на производстве сотрудники могут быть лишены части годовой или квартальной премии, говорит старший менеджер по вознаграждениям Unilever в России, на Украине, в Белоруссии и Израиле Евгения Чуракова. Такие случаи могут возникнуть только при существенном нарушении правил или должностных обязанностей, которые могли привести к травмам, большим потерям продукции и подобному. В последние несколько лет (включая пандемийный год) таких случаев было очень мало, говорит представитель Unilever.

Штрафов за опоздания на работу в Unilever нет: большинство офисных сотрудников работают по гибкому графику. Во время пандемии родителям школьников было необходимо накормить детей и подключить их к онлайн-урокам, соответственно, предупредив своего руководителя, можно было начинать свой рабочий день чуть позже, говорит Чуракова.

Только разозлить

Хотя пятерка основных поводов для наказания не изменилась, цели наложения штрафов в пандемию претерпели изменения.

Три года назад работодатели накладывали штрафы, прежде всего чтобы повысить качество работы своих сотрудников (65% опрошенных нанимателей указали эту цель). На 2-м месте была цель укрепления трудовой дисциплины (62%). На третьем – добиться выполнения плана производства или продаж (40%), на четвертом – заставить сотрудников соблюдать технику безопасности (27%).

Но в пандемию их гораздо больше стало волновать не повышение качества работы, а трудовая дисциплина (72%, на 10 п. п. больше, чем в 2018 г.). Цель повышения качества работы на 2-м месте (61% респондентов), на 3-м месте с большим отставанием снижение злоупотреблений персонала, прежде всего мелких хищений (25%), на четвертом – повышение производительности труда (22%).

Более 55% сотрудников также согласны, что основная цель штрафов – укрепление дисциплины (это был самый популярный ответ среди работников, опрошенных OMI).

Но могут ли штрафы призвать сотрудников к порядку? В 2018 г. лишь около 48% работодателей сообщали, что после введения штрафов показатели работы в компании улучшились (38% сказали, что ничего не изменилось, а 14% сообщили, что показатели ухудшились). Но в пандемию наказания рублем работают хуже: только 39% компаний сказали, что показатели улучшились.

Как наладить работу с кадровыми документами в компании и избежать штрафов.
Разбираемся с практикующим кадровиком Татьяной Калугиной.


Я кадровик-практик с 1992 года, мне приходилось работать в разных организациях, начинать работу с нуля и разгребать дремучие заросли. Кстати, для опытного кадровика начинать с нуля — оптимальный вариант. Главное — получить карт-бланш от руководства организации. В новых компаниях я часто сталкивалась не только с проблемами в систематизации документов, но даже с отсутствием сейфов для хранения трудовых книжек! Обычно реальное положение дел в отделе сильно разнится с тем, что представляешь на всех этапах собеседований с руководством новой компании.

Что делать в первую очередь

Сохраняйте спокойствие. Для начала расчистите стол и полки в шкафах.

Подпишите их, для начала — карандашом, в соответствии со списком кадровых документов, которые должны быть в любой организации (его я привожу ниже).

Сделайте из этого списка чек-лист и начните разбирать документы по папкам, найдете обязательные — отмечайте в чек-листе.

За каждое нарушение трудового законодательства КоАП РФ предусматривает штрафные санкции:

    Для должностных лиц — 1000–5000 руб.

Обязательные кадровые документы

В первую очередь проверьте наличие обязательных кадровых документов.

1. Приказ о назначении ответственных за учет, хранение и ведение трудовых книжек

Совет: будет лучше, если наши руководители не станут прикасаться к трудовым книжкам. Пусть каждый занимается своим делом.

2. Правила внутреннего трудового распорядка (Статьи 68, 189, 190 ТК РФ)

3. Положение об оплате труда и премировании (Статья 135 ТК РФ)

4. Положение о защите персональных данных (Глава 14, пункт 8 статьи 86 ТК РФ)

Внимание! Правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании и положение о защите персональных данных — это обязательные локальные нормативные акты (ЛНА), которые должна быть в любой организации, независимо от количества сотрудников и формы собственности. За отсутствие каждого — штраф 30 000 руб.

5. Штатное расписание

Дебаты о том, обязателен ли этот документ, не утихают. Я считаю, что, если в ТК РФ есть такой термин (он упоминается в статьях 8, 57 ТК РФ), то дискутировать на эту тему не нужно. Он должен быть.

6. График отпусков (Статьи 122, 123 ТК РФ)

График отпусков по номенклатуре дел хранится только один год. Поэтому главное — посмотреть на дату утверждения документа. Он должен быть датирован не позднее, чем за две недели до наступления года, на который составлен. Отсчет всех кадровых сроков начинается на следующий день. Применительно к графику отпусков это 17 декабря.

7. Трудовые договоры (статьи 56, 57, 67 ТК РФ) и дополнительные соглашения к ним (статьи 72, 72.1 ТК РФ)

Это отдельная тема, четко регламентированная ТК РФ.

8. Трудовые книжки (Статьи 65, 66 ТК РФ)

Речь идет о трудовых книжках, которые кадровик заполнил и взял на хранение в соответствии с приказом о назначении ответственных за учет, хранение и ведение трудовых книжек (см. выше). Я настоятельно рекомендую, даже если принять дела не у кого, составить акт с номерами трудовых книжек, которые обнаружите. Так вы сможете аргументировать возможную пропажу книжек.

10. Приходно–расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним

Хранится в бухгалтерии.

11. Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним

Приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним и книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены сургучной печатью или опломбированы (Статьи 40, 41 Постановления от 16.04.2003 № 225). Сейчас Роструд рассматривает вопрос об отмене сургуча или пломбы. Но пока за их отсутствие в двух книгах грозит штраф — по 30 000 руб.

12. Приказы по трудовым отношениям со сроком хранения 50 лет

Прием, перевод, прекращение трудовых отношений (увольнение), отпуска по беременности, родам, уходу за ребенком, без сохранения зарплаты, ежегодные дополнительные оплачиваемые, командировки за границу и в районы Крайнего Севера, смена персональных данных.

Внимание! Приказы, изданные до 01.01.2003 нужно хранить 75 лет (№ 43-ФЗ от 2 марта 2016).

13. Приказы по трудовым отношениям со сроком хранения 5 лет

Отпуска ежегодные, учебные, командировки по РФ.

14. Основания к приказам по трудовым отношениям

К любым приказам по кадрам обязательно должны быть письменные основания. Например:

    заявления (отпуска, увольнения),

Важно! В соответствии со статьей 68 ТК РФ, прием на работу оформляется приказом, изданным на основании заключенного трудового договора. И в ней нет ни слова о заявлении, хотя многие организации используют именно его.

15. Личные карточки работников (Т-2)

16. Табели учета использования рабочего времени Т-13, Т-12 (статьи 91, 99 ТК РФ)

17. Записки — расчет (Т-60, Т-61)

18. Материалы по охране труда (статья 212 ТК РФ)

В зависимости от рода деятельности организации, их количество может отличаться.

19. Разрешения на обработку персональных данных работников

За их отсутствие Роскомнадзор может оштрафовать на сумму от 15 000 руб. до 75 000 руб.

Дополнительный список кадровых документов

Эти документы становятся обязательными при определенных условиях.

1. Коллективный договор (Главы 6, 7 ТК РФ)

2. Положение о коммерческой, служебной или государственной тайне

Станет обязательным, если в трудовые договоры включен пункт о необходимости их соблюдения (статья 57 ТК РФ) или работник подписал обязательство об их неразглашении.

3. Положение об аттестации

Речь идет только внутренней аттестации работников организации. Она должна регламентироваться локальным нормативным актом с указанием целей, задач, порядка проведения и оформления итогов.

4. Должностные инструкции

6. Графики сменности

Графики сменности должны быть в организациях, сотрудники которых на отдельных должностях работают по графикам. Графики работы нужно доводить персоналу под расписку не позднее, чем за месяц до наступления периода, на который они составляются. Форма графиков законодательно не утверждена.

7. Гражданско–правовые договоры

Очень серьезная тема и ГИТ всегда предвзято относилась к ним. На протяжении с 01.01.2005 по 31.12.2014 решение трудовой инспекции о переквалифицировании договоров ГПХ в трудовые было рекомендательным, и только суд мог сказать, что он трудовой, то с 01.01.2015 права ГИТ вернули и теперь их решение по этому вопросу стало обязательным.

8. Договоры о материальной ответственности работников


Татьяна Калугина Эксперт-практик в области кадрового делопроизводства, управления персоналом, преподаватель Русской Школы Управления.

Хорошо отлаженная система кадрового документооборота является важным условием успешной деятельности любой компании, поскольку защищает от судебных споров с работниками и штрафных санкций со стороны трудовой и налоговой инспекции. С 2015 года за несоблюдение норм трудового законодательства введена повышенная административная ответственность. Штрафы за нарушения в кадровом делопроизводстве могут быть довольно существенными.

Кадровое делопроизводство

Требования к кадровым документам

Отсутствие кадровых документов, которые организация обязана вести согласно ТК, или неправильное их оформление является нарушением трудового законодательства. Для того, чтобы понять, какие виды нарушений могут выявить проверяющие, и какая ответственность за них предусмотрена, необходимо знать требования к оформлению кадровой документации.

Трудовой договор

Особое внимание при оформлении отношений с работниками уделяется трудовому договору. В КоАП особым пунктом выделены ошибки, которые допускают при его заключении. ТК предъявляет ряд требований к этому документу:

  1. Оформляется в 2 экземплярах, один хранится у работника, второй – в организации в его личном деле;
  2. На каждой странице должны стоять подписи обеих сторон договора;
  3. В документе указывают все права и обязанности сотрудника, определяют при необходимости испытательный срок;
  4. Любые изменения оформляют дополнительным соглашением;
  5. Все договоры регистрируют в специальном журнале.

Проверяющие чаще всего выявляют такие нарушения как:

  • договора нет совсем;
  • документ неправильно оформлен;
  • вместо трудового используют договор подряда;
  • нет регистрации в журнале;
  • неправомерно заключены срочные договоры.

Согласно ч. 3 ст. 5.27 КоАП размер штрафа составит:

  • до 20 тыс. рублей с руководителя;
  • до 10 тыс. рублей с ИП;
  • до 100 тыс. рублей с организации.

При повторном правонарушении сумма взыскания увеличится:

  • до 10 тыс. рублей для ИП;
  • до 100 тыс. рублей для организаций.

К должностному лицу в этом случае применяют дисквалификацию на срок до 3 лет.

Трудовая книжка

Трудовой договор

Читайте: Ответственность за отсутствие трудового договора с работником

Вторым основным документом при оформлении отношений с работником является трудовая книжка, Правила их заполнения и хранения утверждены Постановлением № 225. На основании этого документа кадровая служба предприятия обязана выполнять следующие требования:

  1. Трудовую книжку необходимо оформить на каждого сотрудника, который проработал дольше 5 дней;
  2. Все записи вносят в строгом соответствии с Правилами;
  3. Хранят книжки в закрытом сейфе, исключая свободный доступ;
  4. По требованию работника выдают только копию;
  5. Получение и выдачу документа регистрируют в журнале учета.

Для ведения и хранения книжек руководитель должен назначить ответственного, в противном случае за их утрату или порчу он будет отвечать лично.
Нарушениями в этой области могут быть:

  • неправильное заполнение или хранение;
  • отсутствие трудовой книжки;
  • выдача документа на руки работнику;
  • неведение или неправильное ведение журнала учета.

Несоблюдение Правил ведения и хранения трудовых книжек приводит к взысканию штрафа на должностное лицо в размере 500 рублей на основании ст. 13.20 КоАП. Кроме того ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Размер взыскания составляет:

  • до 5 тыс. рублей для должностного лица или ИП;
  • до 50 тыс. рублей для организации.

Кроме того возможно на срок до 90 дней приостановление деятельности юридического лица или ИП. Должностное лицо при повторном правонарушении могут дисквалифицировать на период до 1 года. Штраф необходимо оплатить в течение 30 дней после окончания срока для обжалования.

Положение о защите персональных данных

В соответствии с Законом 152-ФЗ и ст. 90 ТК работодатель обязан обеспечить сохранность персональных данных от неправомерного использования или уничтожения. Поэтому в организации должен быть разработан соответствующий документ и назначено ответственное лицо, обычно это сотрудник кадровой службы.

За нарушение Закона о защите персональных данных виновных привлекают к материальной, дисциплинарной и административной ответственности. На основании ст. 13.11 КоАП взыскание составит:

  • до 10 тыс. рублей для должностных лиц;
  • до 50 тыс. рублей для организации.

К ответственности кроме руководителя могут привлечь и лицо, которое занимается обработкой персональных данных.

Прочие ошибки при оформлении документов

На практике проверяющие чаще всего находят значительное количество нарушений в остальных кадровых документах, считающихся не столь важными. Сюда относятся ошибки, которые допускают, когда:

  • оформляют внутренние приказы, например, об увольнении или приеме на работу, переводе на другую должность и др;
  • составляют штатное расписание, должностные инструкции;
  • формируют и ведут график отпусков;
  • знакомят работника с локальными нормативными актами в части отсутствия подписей.

Санкции за данные правонарушения определены тоже ч. 1 ст. 5.27 КоАП.

Что проверяют налоговики

Ошибки в документах могут заинтересовать не только трудовую инспекцию, но и налоговую, поскольку некоторые формы одновременно являются первичными учетными документами для бухгалтерии. До 2013 года они были унифицированными и обязательными к применению. В настоящее время организации могут самостоятельно разрабатывать и утверждать эти формы. При этом они должны содержать обязательные реквизиты, перечень которых приводится в ст. 9 Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ.

К таким документам относятся:

  • кадровые приказы, например, о приеме на работу, увольнении, предоставлении отпуска и др.;
  • личные или учетные карточки;
  • табель для учета рабочего времени;
  • штатное расписание;
  • платежная ведомость;
  • записка-расчет на отпуск или увольнение.

Если организация формы утвердить забыла или разработала их с нарушениями, то трудовая инспекция за это штрафовать не будет, но может сообщить об этом в налоговую.

При проверке инспекция может расценить это как несоблюдение правил учета доходов и расходов, поскольку составленные с ошибками первичные документы нельзя принимать к учету.

Ответственность за несоблюдение правил бухгалтерского учета предусматривает ст. 120 НК. Если нарушение организация совершила в одном налоговом периоде, то штраф составит 10 тыс. рублей. Если оно продолжалось несколько налоговых периодов, сумма взыскания увеличится до 30 тыс. рублей. Кроме того, за данное правонарушение для должностных лиц установлена дополнительная ответственность. Согласно ст. 15.11 КоАП штраф для них составляет от 5 до 10 тыс. рублей, а при повторном совершении – до 20 тыс. рублей или до 1 года дисквалификации.

Нарушения при сдаче кадровой отчетности

Во многих организациях сотрудники кадровой службы обязаны представлять сведения персонифицированного учета и статистическую отчетность. За несвоевременную сдачу этой информации ответственность установлена ст. 19.7 КоАП. С должностных лиц взыскивают до 500 рублей, с юридических – до 5 тыс. рублей за каждый отчет.

Согласно ст. 13.19 КоАП непредставление статистической отчетности предусматривает наложение штрафа на должностное лицо в размере до 20 тыс. рублей, на организацию – до 70 тыс. рублей. При повторном правонарушении сумма возрастет до 50 тыс. рублей для должностных и до 150 тыс. рублей для юридических лиц.

Кроме трудовой и налоговой инспекции кадровые документы могут проверять и другие ведомства. Работники санэпидемстанции контролируют наличие медицинских книжек у персонала, сотрудники Росохранкультуры проверяют, как хранятся архивные документы по личному составу.

Важно!
Для малых предприятий ответственность за нарушения в кадровом делопроизводстве смягчена. Если оно выявлено впервые, то проверяющий ограничится предупреждением и выдаст предписание об устранении. Штраф выписывают только при повторном правонарушении.

На практике не все специалисты кадровых служб ответственно относятся к оформлению документов. Из-за этого организация может понести серьезные финансовые потери. Поэтому необходимо отслеживать изменения в законодательстве, чтобы организовать работу кадровой службы на основании действующих норм.

Читайте также: