Высоцкий судимость имел ли

Обновлено: 17.05.2024

О духовных исканиях поэта и его отношении к вере могут лучше всего рассказать, опять-таки, его песни. Его стихи – это то, что существует объективно, независимо от скандальных книг о Высоцком и лживых, сделанных с помощью компьютера фильмов о нем. Все, кто знаком с творчеством Владимира Семеновича, знают, что в своих песнях Высоцкий очень часто обращался к духовным темам, широко использовал религиозные мотивы, духовные образы и церковную терминологию. В его стихах мы нередко можем встретить славянизмы: лик, человече, ныне, присно, во веки веков и другие. Его песни изобилуют очень нехарактерными, непривычными для советской поэзии словами: церкви, святая святых, благодать, образа, иконы, кресты, лампады, ладан, свечи, купола, колокола, набат, малиновый звон, молитвы, крещение, первородство, апостол, дьякон, пономарь, звонарь, архангелы, ангелы, херувимы, рай. Не говоря уже об именах Божиих: Господь, Бог, Дух, Христос. Поэт, безусловно, был знаком со Священным Писанием, он нередко цитирует библейские тексты. Конечно, справедливости ради, нужно заметить, что Высоцкий далеко не всегда употребляет священные слова и цитаты к месту, иногда то, как он использует духовные образы, коробит. Но, тем не менее, то, что он так часто прибегает к духовным темам, свидетельствует: духовный мир, вера очень интересны ему, он весьма неравнодушен к религиозным вопросам. Скажите, у кого из поэтов советского периода мы найдем такое количество стихов, где упоминается имя Божие (и совсем не всуе) и поднимаются духовно-философские вопросы?

Не мог неверующий, равнодушный к духовным проблемам человек спеть:

Мне судьба – до последней черты, до креста
Спорить до хрипоты (а за ней – немота),
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что – не то это все, не тот и не та!
Что – лабазники врут про ошибки Христа…

Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу…

В синем небе, колокольнями проколотом,
Медный колокол, медный колокол
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом –
Чтобы чаще Господь замечал…

Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами, –
Если до крови лоскут истончал –
Залатаю золотыми я заплатами –
Чтобы чаще Господь замечал!

Один из нас уехал в рай,
Он встретит Бога там,
Ведь есть, наверно, Бог…

(Баллада об уходе в рай)

Я из дела ушел, из такого хорошего дела!
Ничего не унес – отвалился в чем мать родила.
Не затем, что приспичило мне, – просто время приспело,
Из-за синей горы понагнало другие дела.

Растащили меня, но я счастлив, что львиную долю
Получили лишь те, кому я б ее отдал и так.
Я по скользкому полу иду, каблуки канифолю,
Подымаюсь по лестнице и прохожу на чердак…

В песне о фатальных датах и цифрах присутствует некоторый оттенок иронии, но на самом деле поэту не до смеха. И куплет, где Высоцкий ставит Христа в один ряд с безвременно ушедшими, поэт исполняет очень серьезно и трагически – это видно по сохранившейся видеозаписи его выступления.

В военных песнях Высоцкого духовная тема поднимается неоднократно. Вот несколько цитат:

Вот от копоти свечек уже очищают иконы.
И душа и уста – и молитву творят, и стихи.
Но с красным крестом все идут и идут эшелоны,
Хотя и потери, по сводкам, не так велики.

(Песня о конце войны)

Взлетят наши души, как два самолета,
Ведь им друг без друга нельзя.

Мы крылья и стрелы попросим у Бога,
Ведь нужен им ангел-ас,
А если у них истребителей много,
Пусть пишут в хранители нас.

Хранить – это дело почетное тоже:
Удачу нести на крыле
Таким, как при жизни мы были с Сережей,
И в воздухе, и на земле.

Мы летали под Богом, возле самого рая,
Он поднялся чуть выше и сел там,
Ну а я до земли дотянул.

(Песня о военном летчике)

Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк
И молимся, чтобы страховка не подвела.

И снизу лед, и сверху – маюсь между.
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду,
А там за дело, в ожиданье виз.
Лед надо мною – надломись и тресни!
Я чист и прост, хоть я не от сохи,
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека – сорок с лишним,
Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.

Кто-то может усмотреть в последних строках этих стихов большую гордыню, ведь кто может сказать, что ему есть чем оправдаться перед Богом? Но я думаю, что понимать эти строки нужно как предчувствие поэтом своего скорого ухода и как осознание ненапрасности прожитой, пусть и с ошибками, жизни. Свое существование, свое бытие здесь на земле поэт оправдывает тем, что не кривя душой, не приспосабливаясь пел и работал для людей, отдавая им себя без остатка и пробуждая в их душах своими лучшими песнями самые светлые, добрые чувства и веру, честь, честность, любовь, мужество и надежду.

Я от суда скрываться не намерен:
Коль призовут – отвечу на вопрос.
Я до секунд всю жизнь свою измерил
И худо-бедно, но тащил свой воз.

Но знаю я, что лживо, а что свято, –
Я это понял все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята, –
Мне выбора, по счастью, не дано.

(Мой черный человек в костюме сером)

То, что поэт все эти годы не только находился под покровом Божиим, но был храним и помощью Марины Влади, тоже правда. Можно по-разному относиться к этой женщине, но она действительно несколько раз спасала поэта от смерти.

То-то есть смеяться отчего:
На Земле бояться нечего:
На Земле нет больше тюрем и дворцов.
На Бога уповали бедного,
Но теперь узнали: нет Его –
Ныне, присно и во век веков!

Вечность и тоска – ох, влипли как!
Наизусть читаем Киплинга,
А вокруг – космическая тьма.

Нам прививки сделаны от слез и грез дешевых,
От дурных болезней и от бешеных зверей,
Нам плевать из космоса на взрывы всех сверхновых:
На Земле бывало веселей!

Я тогда по полю, вдоль реки.
Света – тьма, нет Бога!
А в чистом поле васильки,
Дальняя дорога.
Вдоль дороги лес густой
С бабами-ягами,
А в конце дороги той –
Плаха с топорами.

В душе, побежденной страстью уныния, и в правду, воцаряется, тоска и мрак, изгоняющие Божественную благодать. И тогда ни внешние утешения, ни окружающие красоты, ни яркий солнечный свет не могут рассеять эту тьму. Поэт здесь не отрицает бытие Божие в принципе, а лишь свидетельствует о том, что в душе человека унывающего не остается места для Бога. Что ж, песня эта является очень хорошей иллюстрацией состояния унывающей души. Но, слава Богу, у Высоцкого были в жизни не только периоды тоски и депрессии, но и времена радости, хорошего настроения и душевного подъема.

Через тернии к звездам

Высоцкий родился в стране, где атеизм был государственной идеологией, где была поставлена задача полностью уничтожить веру и религию. Появился он на свет в 1938 году, когда проводились массовые расстрелы духовенства и просто верующих людей. Происходил из самой обычной неверующей советской семьи. Отец его был кадровым офицером, членом партии.

Понятно, что в детстве ему неоткуда было получить знания о Боге. Еще одна беда, которая выпала на долю маленького Володи, – это ранний развод родителей: они разошлись после войны, и каждый вскоре создал новую семью. В 9 лет Володя попросил отца взять его с собой в командировку в Германию. Одной из причин его ухода из дома матери послужили плохие взаимоотношения с отчимом. Высоцкий стал жить вместе с отцом и мачехой, Е.С. Лихолатовой. Семья отца несколько лет проживала в Германии. Здесь будущий поэт учился в школе, а также занимался с частным преподавателем фортепьяно по программе музыкальной школы, так что можно сказать, что музыкальное образование Высоцкий имел. Позже кроме гитары Владимир освоил еще и аккордеон. Поэтому неправы те, кто считает Высоцкого человеком немузыкальным, а его песни примитивными. Он не был профессиональным музыкантом и композитором, но обладал очень хорошим чувством гармонии и ритма. Многие его песни (особенно лирические) являются довольно сложными, красивыми и гармоничными произведениями. И это не только мое субъективное мнение, об этом мне говорили люди, занимающиеся музыкой профессионально.

Но вернемся к детским годам поэта. Развод родителей для детей само по себе очень тяжелое испытание. Но когда ребенок еще и растет, лишенный материнской любви и заботы, это обязательно скажется на его дальнейшей судьбе. И хотя, как известно, у Володи с мачехой сложились хорошие отношения, родную мать ему она заменить не могла. Когда человек недополучает в детстве родительской любви, тем более при отсутствии духовного воспитания, он стремится потом восполнить этот недостаток любви и, к сожалению, часто идет неправильным путем, совершая многие ошибки и грехи. То, что ребенок не имел в детстве нормальной крепкой родительской семьи, будет также очень сильно мешать ему потом при создании уже собственной семьи. Безбожие и крушение семейных устоев – общая трагедия русского народа в XX веке.

Та актерская среда, в которой вращался Высоцкий, также была очень далека от духовной и нравственной жизни. Мне приходилось общаться с профессиональными артистами, поэтами, творческими людьми, принимать их исповедь; все они народ очень непростой. Творческим людям бывает порой легче прийти к Богу, они менее приземленные, более душевные, чем представители других профессий, но артистам сложнее бывает воцерковиться, поменять свою жизнь, начать вести духовную работу над своей душой. Артистам, поэтам очень трудно бывает отключиться от своего творчества, и в свою реальную жизнь они несут те образы и роли, которые они играют на сцене или создают в стихах. Их нервная система является их рабочим инструментом, они играют на собственных нервах, как на струнах. Отсюда и перепады настроения, и многочисленные любовные связи, и все другие страсти. Жизнь богемы полна соблазнов, против которых сложно устоять.

Над бездной

Вдоль обрыва по-над пропастью по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю.
Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю.
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю.

Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые –
И дожить не успел, мне допеть не успеть.
Я коней напою, я куплет допою,
Хоть немного еще постою на краю.

Нахлестывая, подгоняя своих коней, мчащихся над обрывом, поэт прекрасно осознавал, что путь этот очень скользкий, опасный, грозящий гибелью, но – слаб человек – замедлить бешеный темп своей жизни ему удавалось лишь на время.

Его страсти, грехи очень мучили его самого, он, как мог, боролся с ними. Известно, что Высоцкий неоднократно лечился от алкоголизма, у него были периоды, когда он вообще не пил, порой по нескольку лет.

К сожалению, Владимир Семенович хотя и, несомненно, имел веру, так и не смог войти в ограду церковную. А борьба со страстями невозможна без духовной жизни и участия в таинствах Церкви, через которые мы получаем благодать Божию, духовную энергию для борьбы с грехом. Невоцерковленность – это еще одна наша общенациональная трагедия. Ведь даже сейчас, при отсутствии гонений на Церковь и очень большом количестве храмов, подавляющее большинство народа находится вне церковной жизни. Поэтому и живем мы так плохо.

Известно, что 1969 году поэт в первый раз пережил клиническую смерть, второй раз он прошел через это за год до своей кончины – в 1979 году. Люди, пережившие подобное, как правило, все приобретают в той или иной степени веру. Там атеистов нет. Но, к сожалению, не все прошедшие даже через такое тяжелое потрясение приходят к подлинно духовной и церковной жизни.

Я когда-то умру – мы когда-то всегда умираем, –
Как бы так угадать, чтоб не сам – чтобы в спину ножом:
Убиенных щадят, отпевают и балуют раем.
Не скажу про живых – а покойников мы бережем.

В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок,
И ударит душа на ворованных клячах в галоп.
В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок.
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.

Прискакали. Гляжу: пред очами не райское что-то:
Неродящий пустырь и сплошное ничто – беспредел.
И среди ничего возвышались литые ворота,
И огромный этап, тысяч пять, на коленях сидел.

Герою песни удается проникнуть за райские ворота.

Всем нам блага подай. Да и много ли требовал я благ?!
Мне – чтоб были друзья да жена чтобы пала на гроб.
Ну, а я уж для них наворую бессемечных яблок…
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.

В онемевших руках свечи плавились, как в канделябрах,
А тем временем я снова поднял лошадок в галоп.
Я набрал, я натряс этих самых бессемечных яблок –
И за это меня застрелили без промаха в лоб.

И погнал я коней прочь от мест этих гиблых и зяблых,
Кони головы вверх, но и я закусил удила.
Вдоль обрыва с кнутом по-над пропастью пазуху яблок
Я тебе привезу: ты меня и из рая ждала!

Вечная память!

Многие верующие люди задаются вопросом: принял ли Высоцкий крещение?

Вселенская Православная Церковь не имеет общения с Армянской Церковью, но их крещение Православной Церковью принимается. Я уверен, что Высоцкий, если он крестился в Армянской Церкви, просто не знал о догматических и канонических расхождениях Православной Церкви с армянами и считал, что крестится в Православие, тем более что сам он армянином не был, а в Армению поехал просто чтобы избежать огласки. В Армении, кстати, есть не только приходы Армянской Церкви, но и православные храмы; но в каком храме намеривался креститься Владимир Семенович, мы не знаем.

Сын поэта Аркадий тоже подтверждает факт крещения отца.

В пользу того, что Высоцкий действительно принял крещение, говорит и такой факт: сохранилось несколько его фотографий, на которых он в рубашке с расстегнутым воротом, и хорошо видно большое серебряное распятие у него на груди. Известно, что дома у Владимира Семеновича были иконы и кресты.

Марина Влади сомневается в том, что Высоцкий был крещенным человеком, так как, по ее словам, сам он никогда не говорил ей об этом. Но мы знаем, что Марина Владимировна и сейчас позиционирует себя как атеистка, а уж тогда точно ни во что не верила. В то время многие предпочитали не распространяться о своей вере. Мне известны семьи, где супруги годами скрывали друг от друга факт собственного крещения и крещения детей. К тому же вера – вещь сокровенная, и, возможно, Высоцкий не хотел говорить на эту очень личную, деликатную тему с равнодушным к вопросам веры, пусть даже и любимым человеком.

Владимир Семенович оказал на меня в свое время большое влияние; я чувствую с ним духовную связь и считаю своим долгом молиться за него, правда, не на литургии, а во время служения панихиды и в келейных молитвах.

Его песни не раз помогали мне в жизни; я использовал цитаты из них в своих беседах и лекциях, в книгах и статьях. Высоцкий очень помогает мне наладить контакт с людьми, далекими от Церкви. Его песни поются в любых компаниях и церковными, и светскими людьми. А после того как возьмешь в руки гитарку и споешь что-нибудь из Высоцкого, уже гораздо легче вести разговор на более серьезные, духовные темы. Помню, однажды меня попросили выступить в школе на вечере памяти Высоцкого (молодежь, оказывается, тоже его слушает), и для меня эта встреча явилась поводом обратиться к школьникам со словом о Боге.


Душный южный вечер моего детства. Через открытые по случаю жары окна соседской квартиры разносится из включенного на всю катушку магнитофона хриплый рев под гитару:

Соседи сами, как сказали бы сейчас, фанатеют от певца и хотят, чтобы с ними вместе им восторгался весь квартал.

Так и рос я в понимании, что Высоцкий — сочинитель блатных песен, которого мальчики из интеллигентной семьи слушать ни в коем случае не должны.

Но что лирический герой Владимира Высоцкого и реальный певец — одно и то же лицо, сомнений точно ни у кого не возникало.

Уголовник, автор блатных песен — и участник Великой Отечественной? Как-то не соединялось у меня в голове это в общую картину…

И только много лет спустя, когда Высоцкого уже не было в живых, я стал постепенно узнавать, что он не был ни тем ни другим. Но мог перевоплотиться и в того, и в другого, и в кого угодно настолько органично, что люди воспринимали его песни как автобиографические. Даже при том, что собственную автобиографию Высоцкий тоже спел, ничего не присочиняя:


C Мариной Влади

Это именно так и было — Владимир Семенович как человек для многих его почитателй сливался с легендой, и они совсем не были рады узнать, что реальный Высоцкий — далеко не тот, кем они его представляли, подтверждает сын барда Никита Владимирович Высоцкий.

— Он ведь был популярным театральным артистом, он был обладателем одного из двух мерседесов в Москве (второй был у Брежнева), женат на французской актрисе То есть такой классический образчик тех, кого в Советском Союзе называли мажорами. А что он не был членом Союза писателей — но нужно ему было это членство при такой народной любви! А что его не выпускали за границу к жене — а кого тогда выпускали? — вспоминает он.

Так всё становится понятным. Для обитателей заводских поселков ближе и понятнее был тот персонаж Высоцкого, у которого жизнь текла:


При том что Высоцкий сам не был ни, как уже сказано, уголовником, он точно так же ни разу не был диссидентом.

— Таковым его, в частности, всегда пыталась представить Валерия Новодворская. Она его обожала и поэтому верила в то, что он такой же, как она сама, боец, непримиримый оппозиционер советской власти и враг коммунистов. Я же слышал взрослые разговоры с моим отцом, ничего подобного в них не было. Но легенда сильнее логики и даже исторической правды. Мы очень многое про Высоцкого сейчас переосмыслили, потому что из дня сегодняшнего нам не всегда понятно, в чем выражался его конфликт с советской властью, — вспоминает Никита Владимирович.

— Отец просто был очень искренним человеком, он органически не умел врать. Когда ввели войска в Афганистан, он просто бушевал из-за той лжи, которая в советских СМИ по этому поводу распространялась — у него же была возможность получать информацию из западных источников. Но он никогда не лез в политику, — подчеркивает Высоцкий-младший.

Сложно однозначно сказать, как сложилась бы актерская карьера Владимира Семеновича, если бы он не создал себе всенародную славу своими песнями. Например, Станислав Говорухин взял его в кино именно за его песни, а не за актерские работы. Высоцкий был прекрасным актером — но так получилось, что его песенное творчество оказалось гораздо выше и шире, чем его актерская карьера.

Для того же поколения, которое еще училось в школе, когда Высоцкий умер, его персонажи вообще никак не ассоциировались с его личностью: это были романтические герои, которые по каплям пробивались сквозь официальное отчуждение на киноэкраны:

И пытались постичь
Мы, не знавшие войн,
За воинственный клич
Принимавшие вой,
Тайну слова „приказ“,
Назначенье границ,
Смысл атаки и лязг
Боевых колесниц…


Конечно, вряд ли у него будет такая же бешеная популярность, какой он пользовался при жизни. Потому что многие его песни были на злобу дня — про папу римского , добавляет Никита Высоцкий.

Никита Высоцкий, однако, и не спорит — более того, он считает, что пока еще рано решать, какое место его отец займет в истории русской литературы.

— Владимир Высоцкий пока вряд ли может претендовать на место рядом с Блоком или Есениным, потому что прошло еще не так много времени в историческом масштабе. Чтобы человек стал исторической фигурой, он должен ею стать не только для своего поколения, но и для всех людей, независмо от возраста. Но я предчувствую, что он такой фигурой станет непременно. Мне кажется, что таким рубежом признания станет, когда его стихи попадут в школьную программу по литературе. Я думаю, что не надо торопиться с воздвижением Высоцкого на пьедестал. Этот момент придет без нарочитой спешки, и я не боюсь, что наследие Высоцкого забудется, — предполагает он.

Вот с этим Владимир Новиков как раз согласен полностью:

— Я наблюдаю то, как люди воспринимают Высоцкого, уже в течение полувека — со дня его концерта в Большой химической аудитории МГУ в 1967 году. И вижу, что его художественные конструкции очень прочные и долговечные, и их прочность только растет. Он не поэт ретроспективы, он нацелен в будущее.

Владимир Высоцкий скончался 25 июля 1980 года (в день открытия ХХ Олимпийских игр в Москве) в возрасте 42 лет. По разным подсчетам, он сочинил до тысячи песен.

Наступил день, когда Высоцкий приехал в гости к Вайнерам в подмосковное Переделкино вместе с другом Станиславом Говорухиным. И тот сразу был определен создателями в качестве постановщика мини-сериала. А сценарий стали переделывать исключительно под Высоцкого. Все вроде срослось очень точно и естественно.

Но не успев родиться, фильм мог вообще не состояться. Говорухин вспоминал:

Француженка устроила настоящую истерику. К любимой подключился и Владимир - что стало еще более неожиданным, ведь он так рвался играть в картине! Бард буквально умолял:

- Славик, я тебя прошу… Ну не могу я тратить ГОД жизни на эту картину. Мне так мало осталось. У нас большие планы: мне хочется на Таити поехать.

У актера вскрылись серьезные проблемы со здоровьем. Он собирался круто менять жизнь: хотел уходить из театра, готовился снимать свое, прощальное, кино.

Режиссеру стоило огромного труда уговорить звездную пару не совершать бездумный, если не сказать больше - безумный поступок. Говорухин построил для актера щадящий режим съемок. Позже Станислав Сергеевич не раз говорил, что без Высоцкого вообще не стал бы снимать этот фильм. Сегодня, конечно, сложно представить себе в образе Жеглова какого-то другого актера.

Обидку затаил

Мало кто знает, что одну из важнейших ролей в фильме - сержанта Варю Синичкину - хотела играть Влади. Точнее, ее кандидатуру настоятельно лоббировал режиссер. Его аргументы, явно навязанные Высоцким, вырисовывались просто:

- Марина умеет все, может быть крайне органичной. Замену ей не найти!

Перепады настроения и вспыльчивость Высоцкого посвященные в тайну люди списывали на тяжелую болезнь, которая изнутри съедала артиста. Организм стал давать сбои - начал сказываться ревмокардит, которым он переболел в детстве. Сердечко пошаливало. При таких нагрузках напряжение нужно было чем-то снимать. Спиртное не подходило - слишком затяжными были последствия. Кроме того, выпивка негативно отражалась на лице. А для актера это равносильно смерти. Наркотическая зависимость только усиливалась… Высоцкий надеялся, что выскочит, освободится от этого плена. Влади наверняка чувствовала, даже понимала, что скорый конец неизбежен. Судя по всему, опыт борьбы за здоровье своего старшего сына подсказывал (Игорь был наркоманом, долго лечился).

«Сын

Сын и внук Бортника веселые в него. Фото из личного архива и кадр из фильма

Секретный роман

Не только любимую женщину Высоцкий сватал в кино, но и близких друзей. Благодаря ему в картину попал Иван Бортник, блестяще исполнивший роль Промокашки.

- Вовка хотел, чтобы я играл Шарапова, - делился Иван Сергеевич. - Но Говорухину сверху дали приказ снимать в этой роли только Конкина, который только что получил премию Ленинского комсомола. Говорухин предложил мне Промокашку - роль почти без слов. По ходу пьесы я образ доработал, и мой герой даже разговорился.

Когда Бортник появился на площадке, в съемочной группе пошли разговоры: как быстро Ваня уйдет в запой.

С Высоцким Бортник действительно напивался редко, но метко. Были даже эпизоды, когда друзья квасили так, что срывали спектакли во время зарубежных гастролей. Во время съемок у Говорухина Бортник расслабиться себе не позволял. И больше даже не из-за того, что вдруг стал очень ответственным, а потому, что у него в самом разгаре был секретный роман с актрисой театра на Таганке Ниной Шацкой. Иван в любую свободную минуту бегал к опытному в интимных делах Высоцкому советоваться, как поступать, чтобы и отношения с любимой сохранить, и семью не потерять (Татьяна была единственной женой актера, родила ему сына Федора). А что ему мог посоветовать Владимир? Он ведь сам в своих женщинах к тому времени запутался окончательно. Поступал чисто по-мужски, не подло, но трусовато: боясь потерять Влади, безбожно врал и ей, и актрисе-любовнице Татьяне Иваненко, и юной Ксюше Афанасьевой - будущей жене Леонида Ярмольника.

Магическая связь

Главным серьезным вопросом для Высоцкого всегда оставалась дума о незаконнорожденной дочери, которую произвела на свет красавица Иваненко.

- Танечка была секс-бомбой. Могла соблазнить любого, - утверждал режиссер Павел Любимов. - Все мечтали с ней переспать. Но она любила Высоцкого, ради которого ушла от мужа-акробата.

Году эдак в 1980-м, воодушевившись количеством выпитого, Бортник и Высоцкий неожиданно решили поехать домой к Иваненко. Чтобы посмотреть на девочку, которую та родила. Чтобы убедиться, похожа ли она на Высоцкого. Татьяна их, конечно, в квартиру не пустила. Хотя прекрасно видела, кто приехал. Кто видел дочку Татьяны, не сомневаются - она от Владимира.

К слову, упомянутая выше Афанасьева тоже, говорят, была беременна от Высоцкого. Но предпочла сделать аборт, видимо, понимая, что к ней от жены он все-таки не уйдет.

«Татьяна

Таня была хороша, как иностранная кинодива. Фото из личного архива


"Если мы все заводимся, слушая его песни, то во сколько же раз больше должен он завестись, чтобы сочинить это? Чтобы создать этот напор, дикий напор в сердце? Немыслимо! Так жить, как мы себе позволяем на часы, — он так жил всю жизнь". Александр Митта

"Высоцкий неожиданно ушел из жизни на самом взлете своего огромного поэтического таланта и навсегда остался молодым". Александр Городницкий

Это был самый короткий день в жизни Владимира Высоцкого.

«Не знаю почему, но Толя Володину кровать перенёс из маленькой комнаты в большую. Один перенёс, и Володю перенёс туда — и положил туда… По-видимому, он что-то такое успокоительное колол… Или дал выпить? Я не знаю, но Володя всё время стонал… Всё время какие-то звуки. А тут очень быстро прекратились всякие звуки… А перед этим у него было абсолютно ясное сознание. Он говорит:

— Ну, чего ты плачешь? Не плачь. Всё будет нормально…

— Володя, я пойду посплю!

А перед этим Толя говорит:

— Я сегодня останусь, ты сегодня отдохни.

А я же все эти ночи не спала! И какие это были ночи! То я с балкона его вытаскивала — сейчас он бросится… То в туалет водила, то в ванную… То бегала к таксистам шампанское покупать, если ему нужно было…

И вот я пошла спать, говорю Толе:

— Толя, ты не будешь спать?

— Я посижу, ты иди, поспи…

«Мне кажется, что как только я заснула, влетел Толя:

— Оксана! Володя умер!

Я ничего не понимаю, вскакиваю и бегу туда, вижу — лежит Володя.

— Толя! Давай делать искусственное дыхание!

— Поздно! Я уже пробовал. Я уже пытался всё сделать.

То есть он дал ему это лекарство — и заснул! И здесь на диване в большой комнате и уснул. А когда проснулся — увидел, что Володя уже мёртвый. Значит, минут сорок прошло… И у него были открыты глаза! То есть Володя не спал, когда умер. Значит, он умер не во сне… Вот так…

Владимир Высоцкий прожил сорок два с половиной года ровно — день в день. Кто-то из его поклонников подсчитал, что составило это 15522 дня.

Приехали чуть позже Л.Сульповар и С.Щербаков. Федотов рассказал им, как всё произошло, стали анализировать ситуацию. По их согласному мнению, смерть наступила в результате западения языка и асфиксии — удушья…

Предположение врачей укрепится, после того как они узнают обстоятельства нескольких часов перед смертью. Случилось сочетание несочетаемого: водка и шампанское плюс седативные препараты — смертельный риск, поскольку алкоголь усиливает действие седативов. Высоцкий выпил, а для облегчения абстиненции получил от Федотова большую дозу хлоралгидрата. В результате случилось то, что случилось, — он умер от западения языка.

Оксана вместе с Тумановым спустились вниз, чтобы встретить мать…

Оксана: «Она вышла из такси, я подошла к ней:

— Да, Нина Максимовна.

Л.Абрамова: «Потом снова позвонила сестра — тебя зовёт мама Володи…

В.Янклович, В.Туманов, В.Абдулов, сын Туманова — Вадим

Ю.Любимов пришел в 10 часов утра вместе с Бортником и Боровским. Через некоторое время он подозвал Янкловича и сказал:

— Валера, я тебя очень прошу, — надо сразу же заняться архивом. Ты даже не представляешь, как это важно.

— Юрий Петрович, а что нужно сделать?

— Надо собрать весь архив и спрятать его.

Затем Любимов стал звонить В.Гришину и Ю.Андропову, чтобы получить разрешение на похороны и прощание с покойным в здании театра.

А.Федотов и И.Годяев поехали в поликлинику оформлять свидетельство о смерти. Это был очень важный и тревожный момент. Необходимо было отвертеться от вскрытия…

Вскрытия не было, хотя по всем параметрам оно обязано было состояться: молодой возраст, отсутствие официального тяжелого диагноза, смерть не в больнице — всё вместе составляет отчетливое подозрение на криминал. Вскрытие могло бы показать огромное наличие в организме Высоцкого мощных анестезиологических, обезболивающих и снотворных лекарств.

Дежурный по городу — генерал милиции — присылает людей и требует везти тело на вскрытие. Но Янклович и другие убедили Семёна Владимировича не разрешать забирать тело. И он выставил посланцев генерала.

Где-то часам к 11 в квартиру вошли друзья по Большому Каретному — Акимов и Свидерский. Вспоминает Аркадий Свидерский: «Когда я взялся за ручку, из комнаты вышел Артур Макаров и сказал: “Возьми салфетку, намочи её и положи Володе на лицо”. Накрывали лицо влажной материей для того, чтобы испарения от цветов не впитывались в кожу, отчего она покрывается пятнами. Пока что пускали в квартиру всех, и каждый приносил цветы. Их все прибывало, и эти цветы стали укладывать прямо на пол у входа. Каждый стоял около Володи минуту-полторы. Я зашел после Артура, после меня — Володя Акимов. И так было дальше — знакомые и незнакомые. Как почётный караул.

К 12 часам Федотов привёз свидетельство о смерти, в котором было написано, что смерть произошла в результате острой сердечно-сосудистой недостаточности, атеросклероза венечных артерий сердца.

И.Годяев едет в ОВИР и меняет загранпаспорт Высоцкого на общегражданский. Милиция дала разрешение на похороны.

Л.Сульповар прислал бригаду фельдшеров — спустить кровь и произвести бальзамирование тела.

К середине дня под окнами дома собрались человек тридцать. У подъезда — букеты цветов и множество наклеенных, приколотых кнопками листочков бумаги со стихотворными посвящениями.

Стали решать — где хоронить… Отец настаивал:

— Только на Новодевичьем!

Вопрос решали на самом высоком уровне. Любимов позвонил в Моссовет. Ему ответили:

— Какое там Новодевичье?! Там уже не всех маршалов хоронят.

Решили хоронить на Ваганьковском. Там похоронен дядя Владимира — Алексей Владимирович.

«Это было так… Я позвонил Кобзону…

— Иосиф, прости, ради бога, за страшную весть: Володя умер. Нужен некролог.

— Я поеду в ЦК — буду звонить оттуда.

Чтобы похоронить Высоцкого на Ваганьковском, нужно было обязательное разрешение Моссовета. У вездесущего и всех знающего Кобзона в Моссовете был доброжелатель — Сергей Михайлович Коломин — первый заместитель председателя Моссовета В.Ф.Промыслова. Узнав от Кобзона скорбную весть, Коломин разрешил выбирать место.


— Как вы об этом узнали?

— Как к вам относились дяди — братья вашего отца?

— Младшему Исааку было все равно. А старший Владимир немножко свысока на меня поглядывал, как бы недоумевая: зачем Леон взял какую-то девочку? Но я помню, что в 35-м он прислал мне посылку с подарками — говорящей куклой и мишкой.

— То, что вы приемная дочь, знал еще кто-то?

Когда мне было лет пять, он и меня в синагогу водил на праздник Торы. Но для меня тогда это был пустой звук. Уже потом, когда нельзя было достать мацу, которую евреи едят во время Пасхи, я иногда пекла ее для него сама. Дядя Исаак был атеистом и коммунистом — полной противоположностью моему отцу. А дядя Володя — ни то ни се.

— Когда вы впервые встретились с Владимиром Высоцким?

— Ему тогда было лет семь, мне — лет 15. Его привезли в Киев. Мальчишка небольшого росточка. Беленький, светленький такой — абсолютно блондин! А я была девушкой с ветерком: высоченная акселератка — хотя такого слова тогда и в помине не было, худенькая.



Бабушка поэта Ирина Алексеевна с сыном Сеней (отцом Высоцкого)

Я водила Володю по Киеву, показывала новый Крещатик, улицу Ленина. О чем разговаривали, уже не помню. Это было летом, солнечный день, жарко. Я ему купила мороженое. Он был в коротеньких штанишках до колен. А я — в единственном моем платье, так что особо не разгуляешься. (Смеется).

— И каким он вам показался по характеру?

— Спокойным, тихим, послушным.

— Киев его интересовал?

— Любому ребенку в его возрасте любопытно смотреть, сравнивать. Тем более он тогда жил в Москве с матерью (родители развелись) в коммуналке на улице Мещанской: одна комната, очень много соседей — ничего хорошего. Больше я вам ничего не могу сказать, потому что наши пути разошлись. Я начала заниматься спортом.

— Увлеклись баскетболом?

Мы были в эвакуации на Урале, а когда вернулись, наше жилье заняли. Нам дали крошечную однокомнатную квартиру — семь квадратных метров. Я спала на сундуке, который мы привезли из эвакуации. Ноги на нем не помещались, я подставляла табуретку. И для меня счастьем было, когда мы ездили на соревнования в другие города, спать в гостинице на нормальной кровати.



Дед Высоцкого по отцовской линии Владимир Семенович (Вольф Шлиомович)

— Вы следили за его судьбой?

Чтобы встретиться с Володей, нужно было бросить своих девочек, а я не могла себе этого позволить — отвечала за них головой.

— Вы были на похоронах Высоцкого?

В Москве приехала на Малую Грузинскую, где он жил. Володя лежал в гробу в своем кабинете на письменном столе, за которым работал.

— Обратили внимание на обстановку в квартире? Что бросилось в глаза?

— Я была поражена скромностью увиденного: никакого хрусталя, обыкновенная мебель — ничего особенного. На стене только карта мира, на которой были отмечены флажками места, где побывал Володя. Большие часы. Коридор немножко переделанный: он собирался сделать сауну, но не успел. Кухня — длинная, стол, скамейка — на всю длину. Единственное, что меня удивило, смотрю: о, ковер на полу такой же, как у Семена! Один к одному, одинаковый рисунок. Кто кому покупал, Володя — отцу или Семен — сыну, не знаю.

— Чем запомнились похороны?

Отправились на кладбище. Ехали по проспекту, народ — по обе стороны. Всю дорогу бросали цветы. Этот самый, как его, Юрий Любимов ручкой махал.

То, что творилось на кладбище, не передать словами! Люди, которые, может быть, вообще не имели никакого отношения к Володе, сметали даже родственников. Всех, без разбора! Невозможно было протолкнуться к гробу. Еле протиснулись.

— Какие надгробные речи звучали?

— Мне запомнилось то, что сказал Михаил Ульянов на панихиде, — честно и порядочно. Мол, система такая, что поэту не давали сцену, но у него хватило мужества сказать правду, какая она есть.

— Вас потрясали слухи, разговоры о том, что ваш племянник пил, кололся? Спорили из-за этого с кем-то?

— Нет. Я это не воспринимала вообще, честно говоря. Володя говорил людям правду, выплескивал ее в музыке, в стихах и делал это с болью. А что касается выпивки, то выпивал он еще до того, как стал знаменитым. И лично я считаю, что в этом виновата мать, хотя никого судить нельзя. Она снова вышла замуж, причем я знаю со слов Семена, что ее второй муж был алкоголиком.

— После школы родители навязывали Володе, куда поступать?

— Семен — нет, а дедушка — да. Все толкал его в строительный. Он поучился немного и бросил.

— Какие у Владимира Семеновича были взаимоотношения с отцом?

— Напряженные. Хотя Семен говорил, что вроде бы нормальные. Но я так не считаю. Володя в свое время очень материально нуждался. Скитался с Мариной Влади по чужим углам. У них не было даже своего места, негде было жить. Это разве нормальное явление? А отец был при деньгах, мог ему помочь, но не захотел.

Они тогда на меня страшно обиделись, даже со мной не разговаривали долгое время. Я к чему это веду? Моя подруга в Ленинграде купила югославскую стенку, которая по тем временам стоила четыре тысячи с чем-то. Это как сейчас 40 тысяч. Через какое-то время приезжаю к Семену в Москву — у него точно такая стенка стоит! И вся блестит.

Дядя Володя, их отец, когда был в Германии, накупил там много красивых композиций из бронзы XVIII-XIX века. Очень дорогие! Сперва они были у второй жены дяди Володи, а когда он умер, смотрю: часть бронзы — у Семена. Не квартира, а комиссионный антикварный магазин! Он мог продать что-нибудь из этих вещей и купить сыну квартиру, чтобы тот не скитался. Хотя бы из наследства бабушки что-то выделил.

— У вас были встречи с детьми Высоцкого?

— Аркашку я не помню: видела его или нет — не хочу врать. А с Никитой приходилось встречаться. Он тоже одно время занимался баскетболом в одной из сильнейших тогда в Москве спортивных школ. Он мне совершенно не нравится, я его не уважаю.

— Почему у вас о нем сложилось такое мнение?

Когда умер Володя, его сыновья имели право получить отцовские деньги, но их, как мне потом рассказали, еще надо было найти. Аркаша — порядочный парень и вообще не хотел в это дело влезать. А Никита рыскал, рыскал — нашел.

Я смотрела по телевизору, как Никита, явно подговоренный Семеном, выступал против Марины: мол, как эта Влади посмела открыть, что Высоцкий был наркоманом и все такое. В чем дело? Вдова написала всю правду — как смогла и как считала нужным. Правду у нас не любят. И вот этот молодой человек, который даже не пришел на похороны отца, позволяет себе такие выпады.

— Как вы думаете, почему Высоцкий изменял Марине Влади?

— А почему мужчины вообще изменяют?

— Но многие. Дело в том, что сами женщины виноваты. Если бы Володя с Мариной жили вместе, тогда, может быть, этого не было, понимаете? А тут каждая цеплялась к нему.

При этом, если бы не Марина, Володя бы давно в тюрьме сидел! Она его спасала! Столько вытерпела ради него. Даже вступила в компартию Франции, хотя эта компартия нужна была ей, как чирей на одно место. Марина его любила. У нее, конечно, свой менталитет — французский, а у него — русский. Но что делать? Я думаю, вместе им было хорошо.

Да что сейчас об этом говорить. Володю любили, любят и будут любить, несмотря ни на что. Светлая ему память. Я верю, что душа человека — вечная.

Читайте также: