Являются ли прокуроры офицерами

Обновлено: 04.07.2024

Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

  • имеет гражданство иностранного государства;
  • признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определённого срока;
  • имело или имеет судимость;
  • имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника. Порядок медицинского освидетельствования лица на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, и форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, утверждаются Правительством РФ;
  • состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сёстры, дети, а также братья, сёстры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому;
  • отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, впервые принимаемых на службу в органы прокуратуры в течение одного года со дня окончания образовательной организации, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу. Срок испытания в процессе прохождения службы может быть сокращён или продлён в пределах шести месяцев по соглашению сторон. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда испытуемый отсутствовал на службе по уважительным причинам. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры.

Лица зачисляются на соответствующую должность без присвоения классного чина и в период испытания исполняют возложенные на них служебные обязанности. При неудовлетворительном результате испытания работник может быть уволен из органов прокуратуры или по согласованию с ним переведён на другую должность. Если срок испытания истёк, а работник продолжает исполнять возложенные на него служебные обязанности, он считается выдержавшим испытание, и дополнительные решения о его назначении на должность не принимаются.

Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает Присягу прокурора следующего содержания:

«Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:

  • свято соблюдать Конституцию РФ, законы и международные обязательства РФ, не допуская малейшего от них отступления;
  • непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора;
  • активно защищать интересы личности, общества и государства;
  • чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей;
  • строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
  • постоянно совершенствовать своё мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ назначает на должность и освобождает от должности:

  • начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов и их помощников.

Назначение работников на иные должности может производиться заместителями Генерального прокурора РФ:

  • заместителей прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров;
  • прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров;
  • директоров (ректоров) научных и образовательных организаций системы прокуратуры РФ и их заместителей.

Прокурор субъекта РФ, приравненные к нему прокуроры назначают на должность и освобождают от должности:

  • работников аппарата соответствующей прокуратуры, за исключением своих заместителей;
  • заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров и их помощников нижестоящих прокуратур.

Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности работников, не занимающих должности прокуроров. Ректоры (директора) научных и образовательных организаций прокуратуры, директора их филиалов назначают на должность и освобождают от должности подчинённых им научных и педагогических работников научных и образовательных организаций прокуратуры, их филиалов, иных работников указанных организаций, их филиалов, за исключением лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Генеральным прокурором РФ.

Аттестация прокурорских работников проводится для определения их соответствия занимаемой должности, укрепления служебной дисциплины. Аттестации подлежат прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Порядок и сроки проведения аттестации устанавливаются Генеральным прокурором РФ. Научные и педагогические работники подлежат аттестации в порядке, определяемом Генеральным прокурором РФ, с учётом особенностей научной и педагогической деятельности.

Личное дело прокурорского работника содержит сведения об указанном работнике, о прохождении им службы в органах и организациях прокуратуры, получении дополнительного профессионального образования. Прокурорский работник имеет право на ознакомление со всеми материалами, находящимися в его личном деле, приобщение к личному делу своих объяснений в письменной форме.

Прокурорские работники обеспечиваются форменным обмундированием в порядке и по нормам, которые устанавливаются Правительством РФ. В случае участия прокурорского работника в рассмотрении уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел в суде, а также в других случаях официального представительства органов прокуратуры ношение форменного обмундирования обязательно. Лица, уволенные из органов и организациях прокуратуры, имеющие стаж работы в органах и учреждениях прокуратуры не менее 20 лет, за исключением лиц, уволенных за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, или лишённых классного чина по приговору суда, имеют право носить форменное обмундирование.

Прокурорам, научным и педагогическим работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без учёта времени следования к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда в пределах территории РФ3. Прокурорам, работающим в местностях с тяжёлыми и неблагоприятными климатическими условиями, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по нормам, устанавливаемым Правительством РФ, но не менее 45 календарных дней.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за стаж службы в качестве прокурора, научного или педагогического работника предоставляется:

  • после 10 лет – 5 календарных дней;
  • после 15 лет – 10 календарных дней;
  • после 20 лет – 15 календарных дней.

В стаж службы, дающий право на предоставление дополнительного отпуска, засчитываются также периоды службы в качестве стажёров в органах и организациях прокуратуры. В указанный стаж в календарном исчислении засчитываются служба в других правоохранительных органах, военная служба, а также работа в должности судьи. По просьбе прокуроров, научных и педагогических работников допускается с согласия администрации разделение отпуска на две части. При этом оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно и предоставление времени для проезда к месту отдыха и обратно производятся только один раз. В отдельных случаях работнику по его заявлению с разрешения руководителя соответствующего органа или организации прокуратуры ежегодный оплачиваемый отпуск может быть предоставлен в следующем году.

Работникам, увольняемым из органов прокуратуры в связи с ликвидацией органа или организации прокуратуры, сокращением численности или штата работников, болезнью, выходом в отставку, на пенсию, по их желанию предоставляется очередной ежегодный оплачиваемый отпуск. За неиспользованный в год увольнения очередной ежегодный отпуск выплачивается денежная компенсация пропорционально проработанному времени.

Перевод прокурорского работника в интересах службы в другую местность допускается только с его согласия, а при переводе в местности с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями – также при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для прохождения службы в указанных местностях с учётом состояния здоровья прокурорского работника по форме, утверждаемой Правительством РФ. Перевод прокурорского работника на службу в другую местность по его инициативе допускается лишь по согласованию с руководителями соответствующих органов прокуратуры. Прокурорским работникам, переведённым на постоянную службу в другую местность, расходы на их переезд и переезд членов их семей возмещаются в полном объёме за счёт средств федерального бюджета.

За примерное исполнение работниками своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и организациях прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности применяются следующие поощрения:

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и организаций прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания:

Генеральный прокурор РФ имеет право налагать на прокурорских работников дисциплинарные взыскания, предусмотренные п. 1 ст. 41.7 (Дисциплинарная ответственность), однако не вправе налагать дисциплинарные взыскания:

  • в виде понижения в классном чине – на прокурорских работников, которым классный чин присвоен Президентом РФ;
  • в виде увольнения из органов прокуратуры – на заместителей Генерального прокурора РФ, а также на прокурорских работников, назначенных на должность Президентом РФ.

Генеральный прокурор РФ определяет полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором РФ. Генеральный прокурор РФ обязан проинформировать Президента РФ о наложении дисциплинарного взыскания на заместителя Генерального прокурора РФ или прокурорского работника, назначенного на должность Президентом РФ.

Работник, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранён от должности с сохранением денежного содержания. Отстранение от должности производится по распоряжению руководителя органа или организации прокуратуры, имеющего право назначать работника на соответствующую должность. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.

Работник в порядке, установленном законодательством РФ, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах прокуратуры, подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

Руководитель органа или организации прокуратуры, которому стало известно о возникновении у подчинённого ему работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчинённый ему работник, в порядке, установленном законодательством РФ, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах прокуратуры.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления.

Служба в органах и организациях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника.

Помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или организации прокуратуры в случаях:

Наличие заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, является основанием для прекращения службы в органах и организациях прокуратуры и увольнения прокурорского работника. Предельный возраст нахождения прокурорских работников (за исключением научных и педагогических работников) на службе в органах и организациях прокуратуры – 65 лет. Предельный возраст нахождения на службе прокурорских работников, назначаемых Президентом РФ или по его представлению, – 70 лет.

Прокуроры имеют право на выход в отставку. Основаниями отставки являются:

  • выход на пенсию;
  • несогласие с решениями или действиями государственного органа или вышестоящего руководителя.

Работник, избранный депутатом либо выборным должностным лицом органов государственной власти или органов местного самоуправления, на период осуществления соответствующих полномочий приостанавливает службу в органах и организациях прокуратуры. После прекращения указанных полномочий работнику по его желанию предоставляется ранее занимаемая должность, а при её отсутствии – другая равноценная должность по прежнему либо с его согласия иному месту службы. Указанный период засчитывается работнику в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного классного чина, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет. Погибшие (умершие) работники, а также работники, признанные в установленном порядке безвестно отсутствующими, исключаются из списков работников органов и организаций прокуратуры в порядке, установленном законодательством РФ.

Работники, признанные в установленном порядке незаконно уволенными, незаконно переведёнными на другие должности или лишёнными классного чина, подлежат восстановлению в прежней должности и классном чине либо с их согласия назначению на равнозначную должность. Работникам, восстановленным на службе в органах и организациях прокуратуры, время вынужденного прогула засчитывается в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного классного чина, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет.

Дополнительное профессиональное образование прокурорских работников осуществляется не реже одного раза в пять лет с сохранением на период обучения денежного содержания. Результаты полученного дополнительного профессионального образования прокурорского работника учитываются при решении вопросов о соответствии его занимаемой должности, его поощрении и продвижении по службе.

Прокуроры имеют право на дополнительную жилую площадь. Обеспечение прокуроров жилыми помещениями осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, за счёт средств федерального бюджета, выделенных на эти цели прокуратуре РФ, путём предоставления прокурору служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность по решению Генерального прокурора РФ.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются прокуроры, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством РФ и жилищным законодательством субъектов РФ. Прокуроры имеют право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания.

О том, что в армии существует структура, призванная надзирать за соблюдением законности во взаимоотношениях между военнослужащими, законностью в освоении огромных бюджетных средств, выделяемых на вооружения и содержание армии, расследовать и предотвращать воинские преступления – знают многие. Более того, знают, что существует военная прокуратура.

А вот чем конкретно занимаются военные прокуроры, какова служба в военной прокуратуре, условия, где подготавливают молодых специалистов, и сложно ли служить военным прокурором – для многих остается загадкой. Объяснение не сложное: органы военной прокуратуры весьма немногочисленны. На всю страну насчитывается 100-110 региональных структур военных прокуроров, а численный состав - не сравним с количеством личного состава в любом строевом подразделении. Но. Обо всем по порядку.

Законодательная база деятельности военной прокуратуры

Служба в военной прокуратуре России (ВП РФ) является специфической, имеющим двойную подчиненность. В первую очередь – это структурное подразделение Генеральной прокуратуры РФ, а Главный военный прокурор является по должности первым заместителем Генерального прокурора РФ.

С другой стороны – все военные прокуроры являются военнослужащими. В силу этого подчиняются Министру обороны РФ и вся их деятельность связана с непосредственным участие в обеспечении законности в военизированных организациях:

Не входят в сферу деятельности военных прокуроров такие вооруженные формирования, как: МВД, ФСИН , многочисленные ведомственные службы обеспечения безопасности на транспорте и гражданских объектах.

Главными нормативными актами, регулирующими деятельность ВП РФ являются:

Ряд других ведомственных и совместных с МО РФ документов.

Служба в военной прокуратуре и как на нее попасть

Все прокурорские работники имеют высшее специальное юридическое образование, которое они получают в специализированном вузе: Военном университете Минобороны России на прокурорско-следственном факультете. Ежегодное количество выпускников этой специальности составляет около 50 человек, которые полностью удовлетворяют потребность прокуратур в войсках. Из этого следует, что стать военным прокурором ничуть не проще, чем студентом знаменитого театрального вуза или МГИМО .

Существует возможность занять вакантную должность в прокуратуре офицеру, проходящему службу по контракту. Для этого должны быть соблюдены два условия:

  • офицер должен иметь профильное юридическое образование, полученное в гражданском вузе, имеющем военную кафедру;
  • к моменту назначения на должность обучаться на заочном факультете военного университета МО РФ.

Других путей стать военным прокурором не предусмотрено.

Требования к кандидатам

Условия приема на прокурорско-следственный факультет Военного университета МО РФ несколько отличаются от требований гражданских вузов. Это связано с тем, что заказчиком выступает Минобороны , которое направляет заявки в военные округа. На местах военные комиссариаты проводят работу по отбору и предварительной проверке кандидатов на поступление. Просто так, прийти с улицы и подать документы на поступление в военный вуз не получиться.

На старте требования к кандидатам таковы:

  • для не проходивших службу в ВС РФ или одной из указанных выше военизированных структур – возраст с 16 до 22 лет;
  • для служивших по призыву – до 24 лет;
  • служащие по контракту (рядовой и сержантский состав) – до 27 лет.

Возраст поступающих абитуриентов определяется на 01 августа года поступления.

Критерии профотбора военных прокуроров

Важную роль в судьбе кандидата на поступление в вуз играет его социальное происхождение и психологические и психофизиологические особенности.

Однозначно путь в военные прокуроры закрыт для:

Перед допуском к экзаменам абитуриенты проходят психологическое и психофизиологическое тестирование, направленное на установление типа личности особенности поведения, выявления скрытых форм психических заболеваний.

Допущенные к сдаче экзаменов проходят испытания по:

  • русскому языку/литературе (от 33 до 40 по ЕГЭ);
  • истории (от 33 до 48 по ЕГЭ);
  • обществознанию (от 45 до 50 по ЕГЭ).
  • учитывается уровень общеобразовательной подготовки по результатам ЕГЭ.

Девушки на прокурорско-следственный факультет не принимаются.

Распределение после окончания ВУЗа

С выпускником заключается первый контракт, продолжительностью не менее 5 лет.

Особенности службы военных прокуроров

Кроме исполнения обязанностей прокуроров на военных прокуроров ложиться бремя соблюдения условностей воинской службы:

  • обязательное ношение военной формы;
  • исключительно уставное обращение к коллегам, подчиненным, лицам, в отношении которых осуществляется надзор;
  • обязательная ежеквартальная сдача зачетов по физической и боевой подготовке (бег, подтягивание, отжимание, стрелковая подготовка);
  • строевая подготовка.

Ограничения на выезд за границу

Все прокуроры (помощники прокуроров) базово имеют 2 форму допуска к государственной тайне (совершенно секретная документация и сведения). Для некоторых категорий прокуроров оформляется 1 категория допуска (сведения особой важности). Это связано с тем, что по роду службы им становятся известными сведения, представляющие интерес для разведслужб зарубежных государств, заинтересованных в ослаблении военного могущества РФ.

С допуском к гостайне связаны ограничения на выезд за рубеж. По рапорту, поданному вышестоящему начальнику, допускает выезд для отдыха, лечения или общения с близкими родственниками в следующие страны:

Этот список периодически пересматривается, в зависимости от уровня межгосударственных отношений, существующих между РФ и страной, участницей договора о взаимном пребывании граждан на их территории.

Выезд на отдых в такие популярные страны как Турция, Таиланд, Египет, в страны Евросоюза и на американский континент (за исключением Кубы), военным прокурорам закрыт.

Материальное обеспечение военных прокуроров

Для тех, кто заинтересовался перспективой службы военным прокурором, интересно будет узнать о размере зарплаты (денежного довольствия) и льготах предусмотренных для данной категории офицеров.

  • воинское звание;
  • выслугу лет;
  • климатические условия;
  • работу с секретной документацией;
  • высоки показатели в физподготовке ;
  • участие в боевых действиях или на территории проведения боевых действий.

Перспективы службы

Эти тяготы компенсируются высокой пенсией и расширенным количеством социальных льгот военным пенсионерам.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"

Принят Государственной Думой 23 декабря 1998 года

Одобрен Советом Федерации 27 января 1999 года

(В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 04.06.2014 № 145-ФЗ; от 21.07.2014 № 233-ФЗ; от 22.12.2014 № 427-ФЗ; от 31.12.2017 № 492-ФЗ)

Статья 1. Внести в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 47, ст. 4472) следующие изменения и дополнения:

в абзаце первом пункта 1 слова "исполнением действующих на ее территории законов" заменить словами "соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации";

в абзаце втором слова "и ведомствами" заменить словами ", государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти", после слов "должностными лицами," дополнить словами "органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций,";

в абзаце третьем слова "и ведомствами" заменить словами ", государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти";

дополнить новым абзацем пятым следующего содержания:

"надзор за исполнением законов судебными приставами;";

абзацы пятый, шестой и седьмой считать соответственно абзацами шестым, седьмым и восьмым;

пункт 3 после слова "судами" дополнить словами ", арбитражными судами (далее - суды)".

абзац первый пункта 1 после слов "образовательные учреждения" дополнить словами ", редакции печатных изданий";

в пункте 2 слово "упразднение" заменить словом "ликвидация".

3. (Утратил силу - Федеральный закон от 22.12.2014 № 427-ФЗ)

предложения третье и четвертое абзаца первого и абзац третий пункта 4 исключить;

дополнить новым пунктом 5 следующего содержания:

"5. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.";

пункты 5 и 6 считать соответственно пунктами 6 и 7;

пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором.".

из пункта 1 слова ", назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации" исключить;

из абзаца первого слова ", назначаются ими на должность и освобождаются ими от должности" исключить;

абзац второй изложить в следующей редакции:

"В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.".

6. В абзаце первом статьи 16 слово ", заместителей" заменить словами "и заместителей прокуроров, начальников отделов", слова ", назначаемых на должность и освобождаемых от должности прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним прокурорами" исключить.

7. Статью 21 изложить в следующей редакции:

"Статья 21. Предмет надзора

1. Предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.".

8. Пункт 2 статьи 22 дополнить словами ", предостерегает о недопустимости нарушения закона".

9. Пункт 1 статьи 23 после слов "которые издали этот акт," дополнить словами "либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу".

10. Дополнить статьей 251 следующего содержания:

"Статья 251. Предостережение о недопустимости нарушения закона

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.".

11. В пункте 1 статьи 26 слова "и ведомствами" заменить словами ", государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти".

12. Пункт 1 статьи 36 изложить в следующей редакции:

"1. Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд - апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.".

13. Раздел V изложить в следующей редакции:

"РАЗДЕЛ V.СЛУЖБА В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОКУРАТУРЫ. КАДРЫ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОКУРАТУРЫ

Статья 40. Служба в органах и учреждениях прокуратуры

1. Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы.

Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона.

Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".

2. Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры (далее также - работники) регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Порядок прохождения службы военными прокурорами и следователями органов военной прокуратуры регулируется настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

4. Работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.

Статья 401. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры

1. Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 21.07.2014 № 233-ФЗ)

2. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

имеет гражданство иностранного государства;

признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

имело или имеет судимость;

имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

3. Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 21.07.2014 № 233-ФЗ)

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 22.12.2014 № 427-ФЗ)

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 22.12.2014 № 427-ФЗ)

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 22.12.2014 № 427-ФЗ)

Статья 402. Ограничения, связанные со службой в органах и учреждениях прокуратуры

На лиц, занимающих должности, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 40 настоящего Федерального закона, распространяются ограничения, установленные статьей 11 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Статья 403. Испытание при приеме на службу в органы прокуратуры

1. Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу. Срок испытания в процессе прохождения службы может быть сокращен или продлен в пределах шести месяцев по соглашению сторон. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда испытуемый отсутствовал на службе по уважительным причинам. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры.

2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, зачисляются на соответствующую должность без присвоения классного чина и в период испытания исполняют возложенные на них служебные обязанности.

3. При неудовлетворительном результате испытания работник может быть уволен из органов прокуратуры или по согласованию с ним переведен на другую должность.

Если срок испытания истек, а работник продолжает исполнять возложенные на него служебные обязанности, он считается выдержавшим испытание и дополнительные решения о его назначении на должность не принимаются.

Статья 404. Присяга прокурора (следователя)

1. Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора или следователя, принимает Присягу прокурора (следователя) следующего содержания:

"Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:

свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;

непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия;

активно защищать интересы личности, общества и государства;

чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей;

строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.

Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры".

2. Порядок принятия Присяги прокурора (следователя) устанавливается Генеральным прокурором Российской Федерации.

Статья 405. Полномочия по назначению на должность и освобождению от должности

1. Генеральный прокурор Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности:

а) в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора Российской Федерации, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

Назначение работников на иные должности может производиться заместителями Генерального прокурора Российской Федерации;

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 22.12.2014 № 427-ФЗ)

в) заместителей прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров;

г) прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров;

д) директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации (далее - научные и образовательные учреждения прокуратуры) и их заместителей.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации, приравненные к нему прокуроры назначают на должность и освобождают от должности:

а) работников аппарата соответствующей прокуратуры, за исключением своих заместителей;

б) заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей и их помощников нижестоящих прокуратур.

3. Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности работников, не занимающих должности прокуроров и следователей.

4. Директора (ректоры) научных и образовательных учреждений прокуратуры назначают на должность и освобождают от должности научных и педагогических работников научных и образовательных учреждений прокуратуры (далее - научные и педагогические работники), а также иных работников указанных учреждений, за исключением своих заместителей.

Статья 41. Аттестация прокурорских работников. Классные чины прокурорских работников

1. Аттестация прокурорских работников проводится для определения их соответствия занимаемой должности и в целях повышения квалификации прокурорских работников, укрепления служебной дисциплины.

2. Аттестации подлежат прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

3. Порядок и сроки проведения аттестации устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

4. Офицеры органов военной прокуратуры, научные и педагогические работники подлежат аттестации в порядке, определяемом Генеральным прокурором Российской Федерации для всех работников, с учетом особенностей прохождения военной службы, научной и педагогической деятельности.

5. Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины. Генеральным прокурором Российской Федерации могут быть присвоены классные чины и другим работникам.

6. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Статья 411. Служебное удостоверение

Прокурорским работникам выдается служебное удостоверение установленного Генеральным прокурором Российской Федерации образца.

Служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность прокурорского работника, его классный чин и должность.

Служебные удостоверения прокуроров и следователей подтверждают их право на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные прокурорам и следователям настоящим Федеральным законом.

Статья 412. Личное дело прокурорского работника

1. Личное дело прокурорского работника содержит сведения об указанном работнике, о прохождении им службы в органах и учреждениях прокуратуры, повышении квалификации.

2. Запрещаются сбор и внесение в личное дело сведений о политической и религиозной принадлежности прокурорского работника.

Прокурорский работник имеет право на ознакомление со всеми материалами, находящимися в его личном деле, приобщение к личному делу своих объяснений в письменной форме.

3. Порядок ведения личных дел прокурорских работников устанавливается Генеральным прокурором Российской Федерации.

Статья 413. Форменное обмундирование

1. Прокурорские работники обеспечиваются бесплатным форменным обмундированием в порядке и по нормам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. В случае участия прокурорского работника в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел в суде, а также в других случаях официального представительства органов прокуратуры ношение форменного обмундирования обязательно.

3. Лица, уволенные из органов и учреждений прокуратуры, имеющие стаж работы в органах и учреждениях прокуратуры не менее 20 лет, за исключением лиц, уволенных за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, или лишенных классного чина по приговору суда, имеют право носить форменное обмундирование.

Статья 414. Отпуска работников

1. Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации.

Прокурорам и следователям, работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, но не менее 45 календарных дней.

Правовой статус прокурорских работников представляет собой совокупность прав, обязанностей, а также ответственность, установленных и обеспечиваемых государством. Приобретение правового статуса работников прокуратуры связано с моментом поступления на службу в органы и учреждения прокуратуры.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы , связанной с профессиональной деятельностью по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы РФ, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы.

Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством РФ о труде и законодательством РФ о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ "О прокуратуре РФ".

Решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы работники прокуратуры вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор вправе:

1) при осуществлении надзора за исполнением законов (ст. 22 ФЗ "О прокуратуре"):

    1. по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых органов и учреждений, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
    2. требовать представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
    3. вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
    4. по основаниям, установленным законом, возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о недопустимости нарушения закона;
    5. освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
    6. опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
    7. вносить представление об устранении нарушений закона.

    2) при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ст. 27 ФЗ "О прокуратуре"):

    3) при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (ст. 30 ФЗ "О прокуратуре"):

    полномочия по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

    4) при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (ст. 33 ФЗ "О прокуратуре"):

      1. посещать в любое время места содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовые и иные органы и учреждения, исполняющие наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
      2. опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
      3. знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
      4. требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях (до рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается);
      5. отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

      Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

      При направлении в служебные командировки прокурорские работники пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.

      Прокуроры имеют право на дополнительную жилую площадь.

      Прокуроры, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемыми на эти цели органам Прокуратуры Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

      В жилых помещениях, занимаемых прокурорами, во внеочередном порядке установка телефона осуществляется по действующим тарифам. В таком же порядке предоставляются места в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, имеющих интернат, летних оздоровительных учреждениях детям прокуроров.

      Медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами) работников и проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета.

      См. Порядок организации санаторно-курортного лечения в санаториях органов прокуратуры РФ, утвержденный приказом Генеральной прокуратуры РФ от 3 декабря 2012 г. N 439

      О медицинском (в том числе лекарственном) обеспечении работников органов и учреждений прокуратуры РФ и членов их семей см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30 октября 2012 г. N 76-10

      См. Инструкцию о порядке финансирования расходов на медицинское обслуживание, обеспечение лекарственными средствами прокурорских работников, пенсионеров органов прокуратуры и членов их семей, утвержденную приказом Генеральной прокуратуры РФ от 25 июня 2003 г. N 27-10

      Ст. 45 ФЗ "О прокуратуре" определяет м еры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров.

      Прокуроры, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности прокуроров, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность. Под такой же защитой находится имущество указанных лиц.

      Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров определяются Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      Прокуратура Российской Федерации имеет службу обеспечения собственной безопасности и физической защиты работников.

      Погребение прокуроров, погибших (умерших) в связи с исполнением служебных обязанностей, а также уволенных со службы прокуроров, умерших вследствие причинения им телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, осуществляется за счет средств, выделяемых на финансирование органов прокуратуры.

      Прокуроры имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Типы и модели указанного оружия и порядок его приобретения органами прокуратуры устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      Прокуроры подлежат обязательному государственному личному страхованию на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания.

      Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:

      гибели (смерти) прокурора в период работы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью, - его наследникам в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячного денежного содержания прокурора;

      причинения прокурору в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере, равном 36-кратному размеру его среднемесячного денежного содержания;

      причинения прокурору в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на способность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, - в размере, равном 12-кратному размеру его среднемесячного денежного содержания.

      В случае причинения прокурору в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между его среднемесячным денежным содержанием и назначенной в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному личному страхованию.

      В случае гибели (смерти) прокурора в связи с исполнением служебных обязанностей, а также уволенного со службы прокурора, умершего вследствие причинения ему телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного содержания погибшего (умершего) и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному личному страхованию. Для определения указанной части денежного содержания среднемесячное денежное содержание погибшего (умершего) делится на число членов семьи, находившихся на его иждивении, в том числе трудоспособных.

      За семьей погибшего (умершего) сохраняется право на получение благоустроенного жилого помещения на условиях и основаниях, которые имели место на момент гибели (смерти) прокурора.

      Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего прокурору или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме, включая упущенную выгоду, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

      См. Инструкцию о мерах социальной защиты, осуществляемых в случае гибели (смерти), причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью прокуроров органов прокуратуры РФ в связи с их служебной деятельностью, утвержденную приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15 апреля 2010 г. N 165

      Читайте также: