Что такое правовое социальное государство

Обновлено: 25.06.2024

Вступление нынешнего общества в XXI век, помимо получения новых технологий ознаменовало собой создание правового и социального государства, а также реализации данной идеологии в практике цивилизованных стран. Идея правового государства насчитывает несколько тысяч лет, идея социального – одно столетие, но только сейчас появились необходимые условия для осуществления таких идей на практике. Социальное общество многих стран предусматривает реализацию большого количества возможностей во всех сферах общества, которые хоть как-то могут способствовать реализации на практике правовых и социальных идей государства.

Правовое государство – форма существования и действия публично-политической власти, ее властно-правовые отношения с иными субъектами. С древнейших времен начались поиски принципов, форм, необходимых для грамотной связи права и власти.

Более полно идея правового государства оформилась к концу XVIII-началу XIX вв. – во время становления буржуазного общества. В работах Дж. Локка указывалось, что приоритет имеется законодательство, основанное на естественном праве, а установленные права и свободы неотчуждаемы. Ш. Монтескье, в свою очередь, отмечал необходимость разделения власти. По его мнению, власть должна делиться на законодательную, исполнительную, судебную. Это необходимо для защиты от произвола власти, а также для сдерживания каждой из них. На основании идеи создания правового государства были приняты такие законодательные акты, как американская Конституция и Французская декларация прав человека.

Типы государства

К принципам правового государства можно отнести:

  • главенство законодательства в любых сферах общества;
  • соблюдение и гарантия реализации естественных прав человека;
  • ответственность государства и человека друг перед другом: государство с помощью принятого законодательства выполняет свои обязанности перед обществом и конкретным индивидом, а индивид обязуется выполнять требования закона. Особенно важно в таком случае не допускать отчуждение государства от общества;
  • разделение власти на три ветви;
  • суверенитет государства и общества;
  • существование гражданского общества.

Существование качественного законодательства не всегда может обеспечить правовое государство. Если принятие закона предполагает обеспечение существования и функционирования тоталитарных режимов с формальным конституционализмом, то по сути, права и свободы человека реально соблюдаться не будут.

В правовом государстве обеспечиваются принципы реального конституционализма, государство не просто декларативно защищает права человека, а проводит реальные действия для этого. В отношениях государства и личности права человека являются приоритетными и не могут быть ограничены. В рамках организации правового государства, практически должен осуществляться принцип разделения властей, возможность общества осуществлять контроль за действиями государства, защищать граждан. Исторической основой правового государства может считаться гражданское общество, где интересы государства указаны как общественные, а интересы человека как частные.

Представители либерализма говорят о естественных и неотчуждаемых правах личности, естественное право по их мнению появилось задолго до государственности, служит основой создания позитивного права, и призвано ограничивать государство. Институты гражданского общества и правового государства стали противопоставлением средневековым понятиям и имели основой светские установки и естественные права.

Правовое государство

В настоящее время правовое государство служит основой любого цивилизованного общественного строя и предполагает разработку и создание государственного устройства, где отношения государства и человека основываются на праве и сдерживают произвол обеих сторон.

Функциями правового государства являются:

Характеристика

Правовое государство не является идеальной моделью, для каждого государства имеется множество его проявлений с учетом индивидуальных особенностей и проявления национальных черт. Для реализации своих функций правовое государство должно идти вместе с социальной политикой, которую создает социальное государство.

Социальное государство – то государство, которое может создать для человека достойный уровень жизни, обеспечить блага и условия для развития личности.

Такое государство необходимо для создания всеобщего блага, а также для оформления социальной справедливости. Оно сглаживает неравенство в обществе, защищает социально слабые слои населения, контролирует мир в обществе, создание комфортной окружающей среды.

К целям и задачами социального государства относятся:

  1. Помощь членам общества в получении всеобщих благ и достаточного уровня жизни.
  2. Обеспечение всеобщего равенства в плане благосостояния.
  3. Защита членов общества от различного рода рисков.
  4. Улучшение благосостояния людей.

Социальное государство

К более конкретным задачам относятся:

  • вмешательство государства в законодательство для защиты юридического статуса;
  • вмешательство в экономику для увеличения доходов населения;
  • экономическое вмешательство для достижения наиболее комфортных экономических условий;
  • вмешательство в образование для достижения наибольшего педагогического эффекта в рамках образовательных и информационных мероприятий.

Основными условиями достижения социального государства являются:

  • установление в нормах законов понятия частной собственности, рыночной экономики, демократического режима и социальной защищенности, наличие четкой системы законодательства;
  • демократизм и либерализм государства, создание гражданского общества, социального согласия.

Социальное государство возможно создать только при наличии специальной политики. Существует три вида социального государства: либеральное (Великобритания, США), консервативное (Италия, Германия), социал-демократическое (скандинавские страны). Социальное государство провозглашено в основных законах стран Европы.

Если социальная сторона жизни людей не защищена, то происходит нарушение прав и свобод человека, появляется негативное отношение к государству и правовой нигилизм.

Правовое и социальное государство имеет как общие, так и различные черты. Объединяются они стремлением обеспечить благо индивида: правовое государство защищает людей от государственного произвола, беззакония и нарушения прав, социальное государство предполагает защиту материальной стороны жизни. Противоречия состоят в том, что правовое государство не вмешивается в процессы создания общественного богатства граждан, социальное государство, наоборот, призвано охранять частную собственность, конкуренцию, предпринимательство.

Россия социальное государство

Социальное государство западных и восточных стран различается по характеру экономических условий, наличию гражданского общества, пути становления, особенностям реформирования. Так, Конституция РФ (12 декабря 1993 г.) устанавливает, что РФ имеет демократический политический режим, отмечает наличие социального и правового государства, но пока все эти институты не проработаны до конца и требуют совершенствования. В 2020 г. в документ внесены дополнительные поправки, направленные на укрепление статуса правового и социального государства.

Целостную концепцию правового государства можно отнести к концу XVIII – началу XIX в.. В то время появлялись политические теории, которые критиковали абсолютизм, беззаконие и феодализм. При этом сама идея такого государства стала зарождаться еще в период Античности. Разработку концепции правового государства осуществляли Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др.

В современной политической науке до настоящего времени нет единой концепции правового государства, но выделяют 3 базовых концептуальных подхода, которые определяют его сущность:

  • этатистский,
  • юридизированный,
  • субстанциональный (сущностный).

Первый из них отождествлял право с государственным законом, при этом основа подобной трактовки правового государства лежала в концепциях государственного суверенитета и волевой концепции права. Они рассматривали государственную волю в качестве источника и критерия права. Это можно считать примером классического юридического позитивизма. С его позиции поведенческую норму, которая исходит от государства и обеспечена его силой принуждения, автоматически можно считать правовой. В соответствии с данным признаком любую страну, где существуют законы в виде приказа суверена гражданам, можно считать автоматически правовой.

Право с позиции подхода рассматривается как первооснова государства и общества, при этом первое из них может являться источником права и выступать как юридическое лицо.

В данном трактовании позитивным представляется положение, касающееся верховенства закона и правовой связанности государства, включая разграничение между законотворческими и административными функциями, судебную независимость, законодательную установку прав и обязанностей граждан. В число недостатков теории можно включить формальность в понимании закона, стремление к ограничению государственного вмешательства в общественные дела, включая рационализацию данного вмешательства. Таким образом, правовое государство можно представить в виде государства порядка и всеобщей урегулированности.

Субстанциональный (сущностный) подход к социальному государству

Последний подход различал закон и право, право и государство, отдавая приоритет первому. Закон представлялся установлением власти, а право выступало в качестве особого феномена. Оно провозглашается равным для любого субъекта, включая бедных и богатых, слабых и сильных. Любой человек при этом рассматривался как субъект права. Трактовка справедливости в праве состоит в восстановлении правового равенства людей в качестве субъектов права при его нарушении. Это ведет к урегулированности и предсказуемости отношений в обществе. Основой субстанциональной концепции правового государства является теория прав и свобод индивида. Она зародилась в XVII-XVIII вв. в системе либеральной традиции правопонимания. Свобода, равенство, собственность должны признаваться правами, которые принадлежат людям с рождения. Источником права выступает не государство, а именно народ.

Государство как внутренний ограничитель рассматривается с позиции принципа разделения властей. Это не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной властей друг от друга, а фактор, способный формировать условия ограничения ими друг друга. Это выражено созданием системы сдержек и противовесов.

К внутреннему ограничителю необходимо добавить также внешние ограничители:

  1. конституцию, которая принимается с общего согласия общества и определяет формирование органов власти;
  2. законы, которые принимает представительный орган власти, избираемый обществом и отражающий его интересы.

Субстанциональная концепция правового государства разграничивает право и закон страны в качестве одного из его формальных источников. Право обращается к людям и имеет в основе свободу, равенство, собственность. Понимание государства заключается в средоточии реальной политической силы общества, оно может угрожать праву и свободе любого индивида. Можно сказать, что государство и право конфликтуют друг с другом, при этом конфликт должен решаться в пользу права, в состав которого включены индивиды и общество.

С позиции субстанционального подхода к категории правового государства разрабатывается несколько требований к государству и закону:

  1. Закон, принимаемый государством, должен соответствовать правовым принципам свободы и равенства, что не должно нарушать неотъемлемые права человека.
  2. Законы должны быть обнародованы, понятны, стабильны.
  3. Закон может приниматься только представительным органом власти, который избирается с помощью всеобщего, равного, тайного, прямого избирательного права при соблюдении специальной процедуры обсуждения и принятия. Помимо этого, законодательный орган функционирует в соответствии с Конституцией.
  4. Исполнительные органы власти создаются посредством Конституции, реализуя принятые представительным органом законы и осуществляя текущую государственную политику.
  5. Проведение разграничения полномочий осуществляется между центральными и местными органами в соответствии с управленческой вертикалью.
  6. Любой спор по поводу права между гражданами и между гражданами и государством рассматривается в суде, который выступает как беспристрастный арбитр. Споры властных органов должны разрешаться Конституционным Судом.
  7. Любые отношения, возникающие в правовом государстве между гражданином и государством, выстраиваются лишь на основе закона, при этом:
    1. >граждане несут ответственность перед государством лишь в таких случаях, которые предусматривает закон;
    2. >гражданин имеет обязанность выполнять только требования государственных представителей, основанных на законе;
    3. >если должностные лица или государственные органы посредством своих действий или бездействия наносят вред гражданину, то государство должно взять на себя ответственность за возмещение такого ущерба.

    Выполнение институтами правовых государств собственных функций имеет в основе реализацию основных принципов демократии, которая представляет собой условие его формирования. В случае выполнения данных демократических принципов (включая всеобщее избирательное право; свободу слова, печати, собраний; конкуренцию политических организаций за голоса избирателей) производится контроль действий государства со стороны общества.

    Особенности правового и социального государства

    Можно выделить следующие характеристики правового государства:

    1. Верховенство законов в любой области жизни общества. Их принимают государственные законодательные органы в соответствии с конституцией. Они не могут быть изменены, приостановлены или отменены посредством других ветвей власти. Вся деятельность общества производится по законам, закрепление которых осуществляется с помощью Конституции.
    2. Соблюдение прав и свобод, которые принадлежат человеку и гражданину от рождения.
    3. Взаимная ответственность личности и государства. Оно издает законы и принимает обязательства перед гражданами, организациями в обществе, другими странами и всем международным сообществом. Не менее важной считается ответственность граждан перед страной и обществом. Она может ослабляться в периоды застоя, когда ослабляется интерес к делам государства. Преодоление отчуждения граждан от власти, повышение ответственности за их поступки достигается с помощью раскрепощения личности, предоставления возможности для инициативы.
    4. Разделение властей, включающее законодательную, исполнительную и судебную власть, что позволяет исключить монополию на власть с позиции одного органа, лица или социального слоя. Принцип разделения властей характеризуется работой механизма сдержек и противовесов, предназначенных для функционирования всех ветвей власти в рамках отведенных ей полномочий.
    5. Работа механизма контроля и надзора исполнения законов (арбитраж, суд, прокурорский надзор).

    Отметим, что правовое государство занимается не только декларированием прав и свобод своих граждан, но и формированием правового механизма их защиты и реализации.

    Если на ранних стадиях развития концепции правового государства общество, в первую очередь, отстаивало так называемую негативную свободу в виде ограничения государственного вмешательства в экономику и личную свободу индивида, то позже происходит формирование требований к государству в области обеспечения позитивных прав. Они относятся к борьбе граждан за улучшение собственного экономического положения, за социальные права, рост культурного статуса. Для этого появляется необходимость не отстранять государство, а выполнение им функций, предполагающих организацию и координацию. Это прямым образом подводит к появлению теории социального государства.

    Немецкий исследователь Лоренц фон Штайн во второй половине XIX века впервые предлагает концепцию социального государства, которое должно стремиться к обеспечению для каждого гражданина достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. В конечном счете для каждого должны быть обеспечены равные жизненные шансы на самореализацию в обществе.

    Условия, которые требуются для возникновения социального государства:

    1. высокая степень экономического развития государств;
    2. целенаправленная государственная политика и политика гражданского общества;
    3. правовое, в первую очередь конституционное, закрепление частной собственности, включая принципы смешанной экономики рыночного типа, социальную и политическую свободу и демократию в форме правового государства, систему гражданского, трудового законодательства и др.;
    4. открытость власти государства, ее либерализм, приверженность гражданскому миру и социальному согласию, демократизм, социальная защита граждан, высокая степень социальной и правовой культуры граждан. Это помогает достигать уровня социального партнерства в отношениях между государством и обществом.

    Зрелые социальные государства дают гарантию для своих граждан на достойный уровень жизни, особенно в области материального благополучия, обеспечения жильем, здравоохранения, доступной культуры и образования.

    Было бы ошибкой трактовать социальное государство в качестве благотворителя, который поддерживает лишь малоимущие слои населения. Подобное государство формирует новый тип социальных связей в обществе. Они имеют в основе принципы социальной справедливости, социального мира, гражданского согласия. Такое государство не ставит цель достижения общего равенства и процветания, не должно порождать иждивенчество. Социальные государства гарантируют стабильное социально-экономическое положение, правовую и социально-политическую безопасность. В свою очередь, они ждут от граждан инициативы в разных областях жизни общества, готовности поддержать гражданское согласие и мир.

    В число основных задач социального государства включены:

    1. защищать всех граждан от нужды и бедности, гарантировать минимальное достойное существование;
    2. обеспечить большее равенство с помощью исключения различия в уровне благосостояния;
    3. обеспечить большую защиту перед лицом различных рисков, осуществлять адресную социальную помощь не только бедным, но и людям, которые попали в сложную жизненную ситуацию;
    4. обеспечить рост и расширение благосостояния в обществе.

    Эти задачи реализуются с помощью использования нескольких стратегий: правовое вмешательство с целью улучшения юридического статуса, экономическое вмешательство с целью роста доходов человека, экономическое вмешательство с целью улучшения условий окружения, педагогическое вмешательство для совершенствования жизни личности на основе информационных и образовательных мероприятий.

    Западные политологи выделяют 3 базовых типа социального государства: консервативный, либеральный, социал-демократический. Это производится в соответствии со степенью выраженности и масштабами следующих индикаторов:

    1. защита от стихийного рынка, низкого уровня дохода граждан;
    2. социальные права и поддержка самых бедных слоев общества;
    3. удельный вес частных ассигнований, предназначенных для страхования, пенсионного обеспечения, медицинского страхования, в сравнении с бюджетными выплатами;
    4. индивидуальное и коллективное финансирование социальных программ;
    5. дифференцированная система социального обеспечения, разделенная на профессиональные группы и группы социального риска;
    6. емкость фондов социального страхования;
    7. гарантия и обеспечение полной занятости.

    Отметим, что при необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей происходит деформация всей структуры прав и свобод человека. Снижается политическая активность, растет политическая апатия и неверие в государство, индивиду не всегда доступны правовые гарантии свобод и прав и т.д. По этой причине важно помнить, что социальные государства являются гарантами не только экономических, социальных и культурных, но и политических и гражданских прав.


    В данной статье рассматриваются сущность и признаки правового и социального государства. Подчеркивается, что соблюдение прав и свобод человека является одним из важнейших признаков правового государства и гражданского общества, критерием степени развития государства и общества. Отмечается, что в настоящее время Узбекистан идет по пути четкого определения прав и свобод человека и создания необходимых условий для их соблюдения.

    Ключевые слова: правовое государство, социальное государство, разделение властей, приоритет прав и свобод человека, юридическая взаимоответственность государства и личности, многоукладная рыночная экономика, реальные гарантии прав и свобод человека, равенство различных социальных слоев, свободное самоопределение человека и его мировоззрения, политические права, плюрализм мнений.

    Как отмечают М. Н. Нишанов и К. В. Джавакова: «Правовое государство имеет ряд основополагающих принципов:

    − всеобщность правления законов;

    − приоритет прав и свобод человека;

    − юридическая взаимоответственность государства и личности [5.c.103].

    По их мнению, для формирования правового государства необходим ряд предварительных условий:

    − экономические — равноправие всех форм собственности, многоукладная рыночная экономика;

    − политические — реальные гарантии прав и свобод человека, обеспечивающие всем гражданам равное участие в управлении государством и обществом;

    − социальные — равенство различных социальных слоев, групп и общностей, справедливость, солидарность, взаимопонимание, партнёрство и др.;

    − духовные — свободное самоопределение человека и его мировоззрения, плюрализм мнений и идей и др.

    Эта идея получила поддержку и развитие в европейской политико-правовой науке.

    В России этой проблематике уделял самое пристальное внимание ученый-правовед П. И. Новгородцев (1866–1924).

    Соблюдение прав и свобод человека является одним из важнейших признаков правового государства и гражданского общества и критерием степени развития государства и общества.

    Сегодня Узбекистан идет по пути четкого определения прав и свобод человека и создания необходимых условий для их соблюдения.

    В Республике Узбекистан в систему органов, призванных охранять права человека, входят Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (омбудсман) и Национальный центр по правам человека.

    Уполномоченный по правам человека контролирует соблюдение законодательства в области прав человека; рассматривает жалобы и принимает эффективные меры по восстановлению нарушенных прав граждан; работает в сотрудничестве в области мониторинга прав человека с гражданами, негосударственными организациями, средствами массовой информации и с международными организациями по вопросам соблюдения прав человека.

    В области защиты прав и свобод человека большую роль играет и Национальный центр по правам человека, созданный в ноябре 1996 года. Центр подготавливает научные доклады по соблюдению и защите прав человека, консультирует представителей органов государственной власти и управления, общественные объединения по вопросам прав человека, представляет предложения по этим вопросам, проводит социологические исследования.

    1. Платон. Соч. Т.З. 4.2. —М.: 1956.
    2. Аристотель. Политика. Т.4. —М.: 1983.
    3. Политология:Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005.
    4. Политология: Учебник для вузов / Под ред. проф. С. В. Решетникова.- Минск, 2011.
    5. Нишанов М. Н., Джавакова К. В. Политология: Учебник для вузов.- Ташкент, 2005.
    6. Политология:Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005.
    7. Конституция Республики Узбекистан. Т., 2017.
    8. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 3–4, ст. 27.
    9. Усманов К. История Узбекистана. Т., 2006.

    Основные термины (генерируются автоматически): свобода человека, Узбекистан, правовое государство, высшая ценность, государственная власть, гражданское общество, многоукладная рыночная экономика, Национальный центр, свободное самоопределение человека, социальное государство.

    Ключевые слова

    разделение властей, социальное государство, правовое государство, политические права, приоритет прав и свобод человека, юридическая взаимоответственность государства и личности, многоукладная рыночная экономика, реальные гарантии прав и свобод человека, равенство различных социальных слоев, свободное самоопределение человека и его мировоззрения, плюрализм мнений

    правовое государство, социальное государство, разделение властей, приоритет прав и свобод человека, юридическая взаимоответственность государства и личности, многоукладная рыночная экономика, реальные гарантии прав и свобод человека, равенство различных социальных слоев, свободное самоопределение человека и его мировоззрения, политические права, плюрализм мнений

    Похожие статьи

    Понятие социального государства | Статья в журнале.

    По отношению к человеку социальные качества государства раскрываются как его

    Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для

    По своей сущности и ценности государство как правовое явление и понятие — это.

    Права и свободы граждан как критерий формирования.

    Ключевые слова: права и свободы, гражданское общество, правовое государство, правосознание, правоотношение, демократическое государство, российское право. В настоящее время изменения экономико-социального и политического уровня становления нашего.

    Социальное государство: понятие, развитие и реализация идеи

    Социальное государство — это в первую очередь демократическое государство, в котором народ выступает носителем суверенитета, реально участвует в формировании государственной власти и содержания ее политики, имеет различные формы влияния на.

    Правовые основы социального государства в РФ

    Ключевые слова: социальное государство, Россия, правовое государство, гражданское общество, ориентированная экономика, Российская Федерация, правовая основа. Социальное государство — одна из широко распространенных в современных развитых.

    Актуальные вопросы социальной стратегии | Статья в журнале.

    Понятие социального государства и история его становления.

    Социальное государство- это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения его достойной жизни и свободного развития [4. с. 3]. Таким образом, можно констатировать, что существует.

    Гражданское общество как социально-правовое пространство

    Безусловно, гражданское общество — это социальное пространство, где верховенствует закон, который не только не противоречит, но и способствует саморазвитию человека, реализации интересов личности, максимальному функционированию её прав и свобод.

    Проблемы построения правового государства в России

    Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, права и свободы человека и

    Существуют общие проблемы построения правового государства, характерные для многих стран (понимание верховенства ценности.

    Права и свободы человека как критерий правовой культуры.

    Ключевые слова: права и свободы человека, защита прав и свобод человека, правовая культура, правовое сознание, правовое государство.

    Гражданское общество и правовое государство появятся у нас тогда, когда каждый из нас осознает свою роль в обществе.

    Тема 15. Правовое социальное государство

    Тема 15. Правовое социальное государство

    Правовое государство - реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действих правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того чтобы народ мог контролировать государство и оно не превратилось в этакого Левиафана, чудовище, господствующее над обществом, существует разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты.

    15.1. Понятие правового государства
    Правовое государство формировалось постепенно на базе соответствующих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Так, о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил в VI в. до н.э. древнегреческий архонт Солон. О соотношении естественных прав человека и законов государства писали Аристотель и Цицерон. В Древнем Риме возникли, например, такие зачатки правовой государственности, как разделение властей. Концепция же правового государства в основополагающих чертах сложилась в XVII-XIX вв. в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теоретиков либерализма. Сам термин "правовое государство" окончательно утвердился в трудах немецких юристов - Т. К. Велькера, Р. фон Моля и других. Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества.

    15.2. Гражданское общество
    Появление правовой государственности было обусловлено развитием самого общества и стало возможным в результате вызревания гражданского общества. Сам термин "гражданское общество" употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает вею непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. все то, до чего "не доходят руки" государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.
    Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество - продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовые взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.
    Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
    В современных условиях, существенно отличающихся от эпохи свободной конкуренции и раннелиберального государства, не вмешивающегося в экономику и социальные отношения, провести четкую грань между гражданским обществом и государством достаточно сложно. Однако, невзирая на это, разделение социальной системы на гражданское общество и государство не утратило актуальности и нужно прежде всего для своевременного обнаружения и предотвращения этатистских и тоталитарных тенденций, обеспечения суверенитета народа по отношению к власти, свободы личности. Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества - необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности.

    15.3. Отличительные черты правового государства
    Обобщая опыт возникновения развития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки: 1) наличие развитого гражданского общества; 2) ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности; 3) мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие; 4) правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства; 5) всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти; 6) суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер; 7) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определенного верховенства законодательной власти, не нарушающие конституцию решения которой обязательны для всех; 8) приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения. Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип: "Разрешено все то, что не запрещено законом". Метод же дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому государству, которое обязано действовать в пределах дозволенного - формально зафиксированных полномочий; 9) свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не создает абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.

    15.4. Социальное государство
    Утверждение правового государства явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Его создатели полагали, что обеспечение каждому негативной свободы (свободы от ограничений) и поощрение конкуренции пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной для каждого, максимизируют индивидуальную ответственность и инициативу и приведут в конечном счете к всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жестокой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой борьбы. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов.
    Конструктивным ответом на несовершенство правового государства в его классическом либеральном варианте, а также на неудавшуюся попытку административного социализма обеспечить каждому материальную свободу и установить в обществе социальную справедливость и равенство, явились теория и практика социального государства или государства всеобщего благоденствия.
    Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.
    Истоки социального государства восходят к социальной политике, зародившейся в далеком прошлом. Еще в древности многие правители, например римские цезари, заботились о наиболее бедных гражданах, о предоставлении плебсу "хлеба и зрелищ". Однако основное бремя обеспечения слабых и обездоленных лежало в то время на семьях и общинах. Индустриализация, урбанизация и индивидуализация общества, бесконтрольное развитие капитализма разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальные противоречия и классовую борьбу. Решение этого вопроса потребовало резкого расширения объектов социальной политики и превращения ее в одно из ведущих направлений государства. В результате этого примерно в 60-х гг. XX в. и возникли социальные государства. Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся.
    Деятельность современного социального государства многогранна. Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и Охраны прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д.

    15.5. Соотношение социального и правового принципов
    Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества - стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия. Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида: первый - физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии, второй - социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Противоречия же между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождать массовое социальное иждивенчество. В отличие от социализма советского типа, который пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного распределения благ, социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности.
    В наши дни демократические государства стремятся найти меру оптимального сочетания правового и социального принципов. При этом консерваторы обычно делают больший акцент на правовом, а социал-демократы и близкие к ним либералы - на социальном принципе.

    Вступление нынешнего общества в XXI век, помимо получения новых технологий ознаменовало собой создание правового и социального государства, а также реализации данной идеологии в практике цивилизованных стран. Идея правового государства насчитывает несколько тысяч лет, идея социального – одно столетие, но только сейчас появились необходимые условия для осуществления таких идей на практике. Социальное общество многих стран предусматривает реализацию большого количества возможностей во всех сферах общества, которые хоть как-то могут способствовать реализации на практике правовых и социальных идей государства.

    Правовое государство – форма существования и действия публично-политической власти, ее властно-правовые отношения с иными субъектами. С древнейших времен начались поиски принципов, форм, необходимых для грамотной связи права и власти.

    Более полно идея правового государства оформилась к концу XVIII-началу XIX вв. – во время становления буржуазного общества. В работах Дж. Локка указывалось, что приоритет имеется законодательство, основанное на естественном праве, а установленные права и свободы неотчуждаемы. Ш. Монтескье, в свою очередь, отмечал необходимость разделения власти. По его мнению, власть должна делиться на законодательную, исполнительную, судебную. Это необходимо для защиты от произвола власти, а также для сдерживания каждой из них. На основании идеи создания правового государства были приняты такие законодательные акты, как американская Конституция и Французская декларация прав человека.

    Типы государства

    К принципам правового государства можно отнести:

    • главенство законодательства в любых сферах общества;
    • соблюдение и гарантия реализации естественных прав человека;
    • ответственность государства и человека друг перед другом: государство с помощью принятого законодательства выполняет свои обязанности перед обществом и конкретным индивидом, а индивид обязуется выполнять требования закона. Особенно важно в таком случае не допускать отчуждение государства от общества;
    • разделение власти на три ветви;
    • суверенитет государства и общества;
    • существование гражданского общества.

    Существование качественного законодательства не всегда может обеспечить правовое государство. Если принятие закона предполагает обеспечение существования и функционирования тоталитарных режимов с формальным конституционализмом, то по сути, права и свободы человека реально соблюдаться не будут.

    В правовом государстве обеспечиваются принципы реального конституционализма, государство не просто декларативно защищает права человека, а проводит реальные действия для этого. В отношениях государства и личности права человека являются приоритетными и не могут быть ограничены. В рамках организации правового государства, практически должен осуществляться принцип разделения властей, возможность общества осуществлять контроль за действиями государства, защищать граждан. Исторической основой правового государства может считаться гражданское общество, где интересы государства указаны как общественные, а интересы человека как частные.

    Представители либерализма говорят о естественных и неотчуждаемых правах личности, естественное право по их мнению появилось задолго до государственности, служит основой создания позитивного права, и призвано ограничивать государство. Институты гражданского общества и правового государства стали противопоставлением средневековым понятиям и имели основой светские установки и естественные права.

    Правовое государство

    В настоящее время правовое государство служит основой любого цивилизованного общественного строя и предполагает разработку и создание государственного устройства, где отношения государства и человека основываются на праве и сдерживают произвол обеих сторон.

    Функциями правового государства являются:

    Характеристика

    Правовое государство не является идеальной моделью, для каждого государства имеется множество его проявлений с учетом индивидуальных особенностей и проявления национальных черт. Для реализации своих функций правовое государство должно идти вместе с социальной политикой, которую создает социальное государство.

    Социальное государство – то государство, которое может создать для человека достойный уровень жизни, обеспечить блага и условия для развития личности.

    Такое государство необходимо для создания всеобщего блага, а также для оформления социальной справедливости. Оно сглаживает неравенство в обществе, защищает социально слабые слои населения, контролирует мир в обществе, создание комфортной окружающей среды.

    К целям и задачами социального государства относятся:

    1. Помощь членам общества в получении всеобщих благ и достаточного уровня жизни.
    2. Обеспечение всеобщего равенства в плане благосостояния.
    3. Защита членов общества от различного рода рисков.
    4. Улучшение благосостояния людей.

    Социальное государство

    К более конкретным задачам относятся:

    • вмешательство государства в законодательство для защиты юридического статуса;
    • вмешательство в экономику для увеличения доходов населения;
    • экономическое вмешательство для достижения наиболее комфортных экономических условий;
    • вмешательство в образование для достижения наибольшего педагогического эффекта в рамках образовательных и информационных мероприятий.

    Основными условиями достижения социального государства являются:

    • установление в нормах законов понятия частной собственности, рыночной экономики, демократического режима и социальной защищенности, наличие четкой системы законодательства;
    • демократизм и либерализм государства, создание гражданского общества, социального согласия.

    Социальное государство возможно создать только при наличии специальной политики. Существует три вида социального государства: либеральное (Великобритания, США), консервативное (Италия, Германия), социал-демократическое (скандинавские страны). Социальное государство провозглашено в основных законах стран Европы.

    Если социальная сторона жизни людей не защищена, то происходит нарушение прав и свобод человека, появляется негативное отношение к государству и правовой нигилизм.

    Правовое и социальное государство имеет как общие, так и различные черты. Объединяются они стремлением обеспечить благо индивида: правовое государство защищает людей от государственного произвола, беззакония и нарушения прав, социальное государство предполагает защиту материальной стороны жизни. Противоречия состоят в том, что правовое государство не вмешивается в процессы создания общественного богатства граждан, социальное государство, наоборот, призвано охранять частную собственность, конкуренцию, предпринимательство.

    Россия социальное государство

    Социальное государство западных и восточных стран различается по характеру экономических условий, наличию гражданского общества, пути становления, особенностям реформирования. Так, Конституция РФ (12 декабря 1993 г.) устанавливает, что РФ имеет демократический политический режим, отмечает наличие социального и правового государства, но пока все эти институты не проработаны до конца и требуют совершенствования. В 2020 г. в документ внесены дополнительные поправки, направленные на укрепление статуса правового и социального государства.

    Читайте также: