Являются ли этические нормы госслужащего более строгими чем нравственные нормы граждан

Обновлено: 30.06.2024

Формирование эффективных управленческих команд в сфере государственного управления – важнейшая и крайне актуальная задача. Изучая кадровые проблемы, многие ученые, аналитики и политики обращают внимание на отсутствие механизмов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе и с учетом их социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности сознания, этики.

Анализ современных проблем этики государственных служащих является одним из важных элементов процесса управления в государственных службах.

Рассматривая вопрос о признаках правовой этики государственных служащих и других должностных лиц сходимся во мнении, что она должна характеризоваться рядом необходимых параметров, определяющих взгляды, особенности человеческой личности, которые формируют его отношение к смыслу и ценностям права, что, в свою очередь, отражает уровень цивилизованности общества, содержание социального сознания, степень развития духовности и строгость нравственных устоев, бытующих в обществе. Приведем некоторые из них: порядочность, независимость от финансового интереса, объективность, ответственность, открытость, самоотверженность, здравый смысл, беспристрастность, чувство долга, справедливость, совесть и так далее.

В некоторых странах существуют и применяются на практике кодексы поведения государственных служащих и других должностных лиц.

Персональная ответственность каждого должностного лица и государственного служащего требует соблюдения таких стандартов этического поведения, которые от них ожидают граждане России. Этика поведения государственного служащего или иного должностного лица должна строиться на основе осознания, что государственная должность является выражением общественного доверия и по результатам его работы формируется отношение граждан к государству в целом.

В целях поддержания и защиты авторитета государства и уважения к его служащим со стороны общества, каждый государственный служащий или иное должностное лицо, в рамках персональной ответственности, обязан соблюдать требования таких стандартов поведения, которые соответствуют его статусу.

Государственные служащие и другие должностные лица должны соблюдать общие принципы поведения, которые применимы ко всем членам общества. Они должны исполнять свои обязанности, соблюдая закон, инструкции и связанные с их служебным положением этические нормы.

Одна из основных обязанностей государственного служащего и иного должностного лица - это обязанность следовать высшим моральным принципам, быть преданным государству и ставить интересы государства выше личных интересов, интересов отдельных лиц, партий, организаций, нести ответственность за добросовестное и профессиональное исполнение возложенных на него обязанностей перед своей страной и ее гражданами. Государственные служащие и другие должностные лица не должны совершать действия, которые противоречили бы этой обязанности.

При исполнении своих обязанностей государственный служащий и иное должностное лицо не должны осуществлять произвол в отношении каких бы то ни было лиц, группы лиц или организаций и обязаны учитывать права, обязанности и законные интересы других.

Осуществляя свою деятельность, государственный служащий и иное должностное лицо должны применять наиболее эффективные и экономичные способы решения поставленных задач, руководить с пользой, эффективно и экономно персоналом и вверенным ему имуществом, установками, службами и финансовыми средствами. Они не должны использоваться для частных целей, за исключением случаев, разрешенных законом.

Государственный служащий и иное должностное лицо обязаны не допускать коррупционных отношений при исполнении своих должностных обязанностей, вскрывать случаи коррупции при их обнаружении.

Если государственному служащему и иному должностному лицу предлагается не должная выгода, то с целью обеспечения своей безопасности они обязаны принять следующие меры:

- отказаться от не должной выгоды;

- попытаться установить личность сделавшего такое предложение;

- избегать длительных контактов с предполагаемым взяткодателем;

- в случае если подарок нельзя ни отклонить, ни возвратить отправителю, он должен храниться по возможности с минимальны использованием;

- постараться иметь свидетелей, например, в лице рядом работающих коллег;

- в кратчайший срок написать докладную о коррупционной попытке, предпочтительно занеся ее в официальный регистрационный журнал;

- довести как можно скорее этот факт до сведения вышестоящего руководства или прямо до компетентного правоохранительного органа;

- продолжать работу в обычном порядке, в особенности с делом, в связи с которым была предложена не должная выгода.

Государственный служащий и иное должностное лицо не должны допускать, чтобы их частные интересы сталкивались с их публичными должностными обязанностями. На них лежит ответственность за то, чтобы не допускать таких конфликтов, какими бы они ни были – реальными или потенциальными. Во всех случаях из своего официального положения государственный служащий и иное должностное лицо не должны извлекать не причитающуюся им личную выгоду.

Когда личные интересы государственного служащего и иного должностного лица, депутата (члена) парламента вступают в противоречие с общественными интересами, каждый несет личную ответственность за разрешение возможного конфликта.

С другой стороны, для того чтобы правильно ориентироваться при выборе того или иного поведенческого действия, гражданский служащий должен быть способен придерживаться общепринятых критериев объективной оценки возникающих различных жизненных ситуаций, руководствоваться при этом устоявшимися нравственными стандартами.

Следует иметь в виду, что нормы морали, которыми руководствуются гражданские служащие, не могут основываться только на собственном представлении о нравственности, ибо определяются они и общественными представлениями о поведении государственных служащих. Очевидно, что для оценки этического поведения государственного служащего должен применяться более высокий стандарт, чем для оценки поступков других граждан. Критерии оценки поведения гражданских служащих должны быть более взыскательными, чем обычные устоявшиеся представления о нравственности.

Кроме того, нельзя не принимать во внимание, что оценки нравственных и этических норм и ценностей в современном российском социуме существенно разнятся, отличаются разновариантностью и субъективностью - особенно в условиях пересмотра, а то и отрицания сложившихся ранее норм и ценностей.

Следовательно, является порой затруднительным учесть значительное разнообразие возникающих поведенческих ситуаций, констатировать, что в действительности имел место поступок, порочащий честь и достоинство гражданского служащего, и тем более определить приемлемые меры воздействия, прежде всего дисциплинарного, за нарушение данного требования к служебному поведению. Предусмотреть все нравственные коллизии, возникающие в практической деятельности гражданского служащего, разумеется, невозможно. И тем более отразить их нормативно.

Поэтому представляется, что только от личной моральной позиции и ценностных ориентации гражданского служащего зависит в решающей мере, считает ли он допустимым совершать поступки, которые могут быть истолкованы как порочащие его честь и достоинство.

Гражданский служащий обязан проявлять корректность в обращении с гражданами. Соблюдение п. 9 ч. 1 статьи Закона представляется весьма важным для гражданского служащего. Однако критериев корректности законодатель не устанавливает. Вместе с тем в аналогичных зарубежных правовых актах имеются подобные нормы, понимание которых не представляет сложности. Так, в Кодексе государственной службы Великобритании установлено, что государственные служащие должны стремиться решать стоящие перед ними вопросы благожелательно, эффективно, своевременно, непредвзято и квалифицированно, а в Законе о федеральных чиновниках ФРГ установлено, что чиновник, в частности, должен иметь необходимые для административного работника черты характера. Таким образом, вполне можно считать, что корректность предполагает вежливое (соблюдение правил приличия), тактичное и толерантное (поведение с чувством меры, с соблюдением такта и выдержки), доброжелательное отношение гражданского служащего не только к гражданам, но и к руководителям, коллегам и подчиненным.

Автором была поставлена цель в выявлении критических моментов в деятельности государственных служащих с использованием материалов социологических исследований.

Этика представляет собой кодекс поведения, предписывающий определенный тип человеческих взаимоотношений, который представляется оптимальным с точки зрения исполнения государственными служащими их профессиональной деятельности, а также социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения этой профессии.

Рост социальной значимости этического момента в деятельности государственных служащих современной России обусловлен многими причинами политического, экономического и социального характера.

Трансформация социально-политической системы, экономических отношений, переоценка ценностей создают множество нестандартных ситуаций, которые не регулируются правовыми нормами ввиду их отсутствия или устаревания. От профессионализма и уровня нравственности государственных служащих как проводников политики государства во многом зависит не только авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях управления, но и социальное самочувствие общества.

Этические принципы и нормы в наиболее общей форме выражают требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, к характеру его взаимоотношений с государством, доверенным лицом которого он выступает, и с обществом, обеспечивая взаимодействие между государством и его гражданами.

Опрос, проведенный среди государственных служащих Министерства труда и социальной защиты, а также Министерства финансов Правительства Ставропольского края, показал, что процесс трансформации экономической системы и реформирования государственного правления оказывает глубокое воздействие на характер деятельности государственной службы в целом. В качестве компонентов нравственной оценки деятельности государственных служащих были выбраны фундаментальные принципы административной этики: законность, справедливость, гуманизм, неподкупность и ответственность.

Респондентам предлагалось проранжировать основные принципы деятельности госслужащих по степени значимости (1 ранг – наиболее важный принцип, 5 ранг – наименее важный принцип).

По результатам исследования наиболее важным принципом государственные служащие считают соблюдение законности, это отметили 80 % респондентов, при этом две трети респондентов – работников социальной защиты – считают, что важнее соблюдать нормативные акты и должностные инструкции, а не законы.

Наряду с законностью одним из важных принципов является принцип справедливости, проявляющейся в законном использовании властных полномочий, защите (а не имитации ее) прав и законных интересов граждан, удовлетворении их социальных ожиданий. Этический принцип справедливости конкретизируется также в нормах, требующих, в частности, никогда не дискриминировать одних путем предоставления льгот или привилегий других, не допускать субъективности в оценке личностно-деловых качеств людей и так далее. По данным нашего опроса, 40 % служащих определяют этот принцип как наиболее важный.

Именно поэтому вызывает тревогу тот факт, что больше половины опрашиваемых считают, что принцип уважения человека и признания его суверенитета по степени важности стоит на 4 и 5 местах. Осуществляя служебные функции, государственный служащий обязан руководствоваться моральным принципом бескорыстности, независимости и неподкупности, согласовывая свои личные интересы с общественными. Это является непременным условием его служебной деятельности. Однако, по данным нашего исследования, 50 % респондентов считают наименее важным соблюдение принципа недопущения коррупции и использования служебного положения.

Именно поэтому этическое требование, запрещающее должностным лицам принимать подарки и различного рода вознаграждения за действия, связанные с исполнением ими служебных обязанностей, нашло свое отражение в ряде установленных законом ограничений, связанных с государственной службой.

Административная власть неразрывно связана с механизмами ответственности за принимаемые решения и их последствия, за неисполнение и ненадлежащие исполнение должностными лицами своих обязанностей. Нравственная ответственность государственных служащих за каждое подготавливаемое и реализуемое решение и его социальные последствия особенно велика сегодня в условиях кризиса социальных структур, существенных деформаций сознания значительной части общества.

С принципом моральной ответственности связаны такие понятия, как гражданская совесть, честь, проявляющие в единстве слова и дела. Данные нашего опроса показывают, что лишь 30 % государственных служащих определяют этот принцип как наиболее важный.

Следует отметить, что оцениваемые принципы составляют основу нравственной оценки деятельности государственных служащих. Они включены в этические кодексы государственных служащих многих стран.

Таким образом, необходимость повышения этического уровня государственных служащих связана прежде всего с ростом доверия к государству и его органам со стороны общества, а также с устранением организационных патологий в деятельности государственной службы.

Этический кодекс государственного служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах.

Кодекс этических правил включает в себя три типа этических норм:

- предписывающие (как требуется с точки зрения профессиональной морали государственного гражданского служащего поступать в определенных ситуациях);

- запретительные (что конкретно не разрешается в рамках служебного поведения);

- рекомендательные (как следует вести себя государственного гражданского служащему в той или иной ситуации).

Для каждого государственного гражданского служащего Кодекс выступает как добровольно принятые на себя обязательства.

Этический кодекс способствует реализации следующих моральных принципов и норм кадровой политики в системе государственной службы:

-опора на ценности, нравы и традиции российского общества;

-соответствие этических норм общенациональным интересам, утвердившейся политической и правовой системы;

-более высокие стандарты для оценки этического поведения государственного служащего по сравнению с оценкой нравственности рядовых граждан;

-учет реальных сторон профессиональной деятельности государственных служащих, определение нравственных норм их поведения в типичных и наиболее ответственных ситуациях; самоограничение служащих в решении их личных вопросов, имеющих нравственное значение.

Для оценки этического поведения государственного служащего требуется более высокий стандарт, чем для оценки поведения правового и чем тот, который применяется для оценки нравственности рядовых граждан.

Этические нормы государственного служащего должны быть более строгими, чем обычные моральные нормы, поскольку высшие должностные лица, государственные служащие иных категорий объективно наделены властью и полномочиями, которые могут оказывать, в том числе и к более строгому контролю над нравственностью ее представителей, вот почему чем выше статус государственного служащего, тем более строгими должны быть этические требования к нему.

Необходимо четко разделять требования административных, уголовных кодексов, законов, нормативных документов к должностным обязанностям, поведению государственного служащего и общественные требования к ним. Этический кодекс не является административно-правовым документом, невыполнение его норм не влечет за собой какого-либо административного или тем более, уголовного наказания государственного служащего.

В силу того, что в кодексе собраны воедино и систематизированы общественные требования к нравственности государственного служащего, кодекс:

1) служит основой для формирования содержания должной морали в сфере государственной службы;

2) призван помочь государственному служащему правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы;

3) является важным критерием для определения профессиональной пригодности человека к работе в сфере государственной службы;

4) выступает как инструмент общественного контроля над нравственностью государственного служащего.

Этический кодекс государственного служащего призван содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе.

Государственный служащий объективно выступает одновременно как должностное лицо, занимающее определенное место в служебной иерархии, как общественный деятель, оказывающий влияние на развитие социальных и экономических процессов, как наемный работник, зачастую как руководитель персонала и работодатель, а также как частное лицо.

Эти роли могут вступать в противоречие друг с другом, следствием чего являются нравственные дилеммы и конфликты, которые не всегда имеют однозначное решение. Этический кодекс призван помочь государственному служащему правильно разобраться в подобных ситуациях.

В Этическом кодексе нельзя предусмотреть всех коллизий, возникающих в практической деятельности государственного служащего. Правила Кодекса не заменяют личного нравственного выбора, позиции и убеждений государственного служащего, его совести и ответственности.

Этические нормы государственного служащего являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере государственной службы. Высшие должностные лица, госслужащие любого уровня объективно наделены большей властью и полномочиями. Этические требования становятся более строгими, и ответственность тем больше, чем выше статус государственного служащего.

Возможны разные формы функционирования Этического кодекса: в виде присяги, принимаемой человеком при приеме на государственную службу, в виде особого документа, с которым он обязан ознакомиться.

Действия ряда норм и требований Кодекса распространяются на определенное количество лет (по усмотрению принимающего его субъекта) после оставления человеком государственной службы (переход на работу в коммерческую организацию, ранее связанную с ним служебными отношениями; получение от подобных организаций каких-либо подарков, льгот, услуг; использование в личных интересах конфиденциальной или служебной информации и т.д.).

Общественный контроль над соблюдением государственными служащими должной морали осуществляется посредством обращения граждан.

Решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, который разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, Федеральных законов "О противодействии коррупции, "О системе государственной службы "О муниципальной службе в Российской Федерации", других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.
На основе данного кодекса разработан Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Томской области.

1. Покажите отличие профессиональных и корпоративных этических кодексов.

2. Охарактеризуйте основные подходы к формированию этических кодексов государственной и муниципальной службы.

Раздел 5. ЭТИКЕТ КОММУНИКАЦИЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

Общее понятие этикета

Этикет - это установленный порядок поведения где-либо, нормы взаимоотношений людей различного правового, социального и интеллектуального статуса, часть нравственной культуры, ассоциирующийся с категорией прекрасного. Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что – нет.

В этикете проявляются общечеловеческие черты нравственных отношений. Он предполагает восприятие каждого человека как личности независимо от его служебного положения, достоинства и знания. Вместе с тем, в правилах этикета выражены и элементы дифференцированного отношения к людям. Дело в том, что они фактически неравны, находятся на различных ступенях социальной лестницы, могут отличаться друг от друга по физическому и умственному развитию, образованию, культуре. Существенное значение имеют и различия по возрасту, полу и т. п. Все многообразие нравственных отношений, регулируемых этикетом, базируется на ряде важнейших принципов.

Гармоничность поведения. Этот принцип определяет воспитанность человека в полном объеме, в единстве его внутренних и внешних качеств, содержания и формы.

Систематичность в выполнении предписаний и правил этикета. Систематичность означает соблюдение норм этикета не от случая к случаю, а постоянно.

Необходимо соблюдать правила приличия ко всем без исключения лицам и тогда, когда человек остается наедине с собой.

Творческий подход и целесообразность. Это важный принцип этикета предполагает у человека способность гибко мыслить и быстро ориентироваться в изменяющейся социальной среде. Ведь то, что уместно и целесообразно в одних условиях, может вовсе не подходить к другим.

Искренность и естественность в поведении. В данном принципе выражены наиболее специфические качества подлинно красивого поведения. Их наличие говорит о высокой культуре поведения, о нравственном совершенствовании человека.

Скромность и тактичность. Скромность является прямым следствием таких качеств как совесть, стыд, самокритичность, простота, умение быть самим собой. Одним из
выражений скромности является тактичность. Такт - это мера, способность чувствовать границу в своем поведении. Отсутствие такой способности говорит о невоспитанности.

Чувство меры - это моральная интуиция воспитанного человека, как бы подсказывающая ему наиболее верный подход, наиболее тонкую, осторожную, деликатную линию поведения по отношению к окружающим. В отношении служебного этикета следует отметить, что это общепринятые (или декларативно установленные) правила социального поведения в профессиональном общении в конкретной организации. Это система норм и атрибутов делового этикета, присущая конкретной организации: требования к эстетизации внутренней среды организации, стиль общения; стандарты общения, ведения дел с субъектами внешнего окружения организации, доля мероприятий по формированию имиджа организации.

Руководители ведущих организаций обращают особое внимание на вопросы делового общения. Однако сами неписаные правила, регулирующие внешние проявления взаимоотношений людей, воспитывающие привычку согласовывать свои поступки с представлениями об уважительности, доброжелательности и доверии, были выработаны гораздо раньше. Они обусловлены потребностями выживания и нормального функционирования социального организма, необходимостью приглушить заложенные в каждом индивиде природные инстинкты и противопоставить им правила общения, основанные на взаимном уважении интересов и на взаимоподдержке.

Достаточно распространена точка зрения, согласно которой этикет, как элемент внешнего поведения человека, органически не связан с его нравственностью.


Аннотация
В статье проводится анализ проблем нравственности и этики у государственных служащих, рассматривается вопрос: почему нравственной проблеме государственных служащих нужно уделить особое внимание.


Abstract
The article analyzes the problems of morality and ethics of civil servants, the issue of why the moral problem of civil servants should be given special attention.

Конечно, социальное обеспечение и эффективность работы – крайне важные аспекты деятельности, но нравственная сторона, благодаря которой оформляется лицо страны, которая формирует общее представление обо всем чиновничьем аппарате – не менее важный аспект, пусть и не связанный с экономическими показателями. И уделить ему должное внимание – значит позаботиться о престиже государственной службы нашей страны.

Для анализа заявленной темы необходимо ответить на ряд вопросов, которые окажут помощь в рассмотрении данного вопроса.

Первый вопрос, который нас интересует, можно сформулировать так: почему нравственной проблеме государственных служащих нужно уделить особое внимание и на каком основании ее значимость можно приравнять к значимости других, экономических и социальных, проблем этой сферы?

Начать нужно хотя бы с того, что в глазах каждого человека государственный служащий олицетворяет государство. С давних времен русский народ привык уважать и бояться того, кто выступает от имени государства: охраняет ли он порядок, следит за поступлениями налогов или просто отвечает на вопросы граждан. Поэтому внимание населения, из любопытства, интереса, их обязанностей, особенно пристально приковано к таким людям. Для простых граждан имеет большое значение этичность должностного поведения государственных служащих, а под таким пристальным взглядом народных масс трудно что-либо скрыть. Поведение человека, облаченного властью, является своеобразным эталоном для остальных. Моральные и этические нормы не являются обязательными, их устанавливает общество, и от того, на сколько добросовестно им следуют государственные служащие, во многом будет определять, как им будут следовать люди других профессий. Более того, зачастую именно по нравственным качествам представителей той или иной государственной службы делают вывод о качестве работы всего органа, а профессиональные и деловые качества отодвигаются на второй план.

Прежде чем говорить об этическом кодексе, необходимо понять, так ли он необходим, а для этого сформулируем второй вопрос и ответим на него.

Второй вопрос таков: в чем проявляется проблема нравственности и этики государственных служащих и каковы ее причины?

Причин, по которым в настоящее время мы сталкиваемся с такими проблемами, много, но можно выделить три основополагающие:

1. Устаревшие механизмы контроля и регулирования государственно-служебных отношений

Эта причина подразумевает под собой тот факт, что одного правового регулирования, каким бы безупречным оно ни было, не хватает для устранения всех негативных явлений в этой сфере. Время СССР, когда моральные ценности негласно приравнивались к правовым нормам, а потому соблюдались на инстинктивном уровне, прошло. Современной России необходимо пойти инновационным путем и в этом направлении, чтобы заменить канувшую в лету идеологию другим эффективным инструментом контроля за нравственной стороной государственной службы.

2. Отсутствие связи между гражданским обществом т государственной службой

Эта причина проявляется в отсутствии рычагов воздействия у гражданского общества на кадровую политику

3. Пробелы и упущения в нормативной базе государственной службы и кадровой политики

Ответ на третий вопрос должен окончательно убедить нас в серьезности поставленной проблемы: можно ли предоставить цифровые данные или данные опросов, касающиеся данной проблемы?

Конечно же, да! И эти данные будут далеко не утешительными.

Из проведенных социологических исследований в системе государственной службы стало известно, что 4-ое место в списке причин, по которым авторитет чиновников в глазах людей резко падает, занимают именно низкие нравственные качества (данные приведены в таблице 1)

Таблица 1 Причины снижения авторитета чиновников по мнению населения

Причина Доля ответивших, %
Взяточничество 33,8
Оторванность от интересов граждан 31,3
Бюрократизм 29,9
Низкие нравственные качества 18,7
Слабая профессиональная подготовка 18,0
Пренебрежение к законам 15,7

Конечно, взяточничество и бюрократизм занимают лидирующие позиции, так как наиболее остро воспринимаются населением, однако сразу после них люди выделяют нравственность(18,7%). Не на много, но уровень нравственности чиновников более важен населению, чем уровень профессиональной подготовки и на это стоит обратить внимание.

Другие данные были получены в ходе социологического опроса в 2012 году, который провели ученые кафедры государственной службы и кадровой политики ИГСУП РАНХиГС при президенте РФ. Были опрошены 1008 респондентов из числа государственных служащих в 20 субъектах нашей страны. Данные опроса приведены на рисунке 1.


Рисунок – 1 Оценка остроты проблемы нравственности государственных гражданских служащих, %

Большинство экспертов считает, что проблема нравственности стоит очень остро (56,7%), в отличие от самих служащих (30,3%). Естественно, позиция государственных служащих не может быть объективна, но хотя бы тот факт, что почти треть людей этой профессии видят особую остроту в проблеме нравственности, заставляет обратить внимание на эту проблему.

Теперь возникает главный вопрос, четвертый: что же необходимо сделать, чтобы решить проблему нравственности государственных служащих?

Во-первых, нужно дорабатывать существующее законодательство, обратить внимание на антикоррупционную деятельность, то есть пойти правовым путем.

Во-вторых, выработать систему стимулирования высоконравственного поведения чиновников, то есть пойти социальным путем.

И в-третьих, самое главное, пойти морально психологическим путем с использованием правового метода – ввести единый Этический Кодекс. Это восстановит моральные ценности государственной службы, которые будут регулироваться конкретным Кодексом.

Такой Этический Кодекс должен регулировать следующее:

  • отношения с коллегами;
  • отношения между руководителями и подчиненными;
  • отношения с клиентами (людьми, которые пользуются услугами);
  • отношение служащего к своей профессии, деятельности;
  • поведение служащего вне служебной деятельности;
  • нравственные качества служащего;

И главное, нормы этого Кодекса должны носить не рекомендательный, а обязательный характер. Только тогда возможно создать благоприятную нравственную почву для возрождения всех этических принципов государственной службы.

Ответив на четыре вопроса, остается сказать только одно. Упустив экономическую сторону, может наступить кризис, упустив социальную сторону, могут начаться митинги и протесты, а упустив нравственную сторону, страна лишится морали. Неизвестно, что хуже. Так пусть это и останется неизвестно.

Кещян Н.А. Кадровая проблема государственной службы и её решение//Политика, государство и право. 2014. № 8


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.


Особенности этики государственного служащего

Гериханов Сулейман Саид-Магомедович, студент

Чеченский государственный университет (г. Грозный)

В статье раскрыты особенности этики государственных служащих, проанализирован Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, регламентирующий поведение данной профессиональной группы.

Ключевые слова: государственная служба, государственные служащие, этика, профессия, компетентность, Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих

Моральные нормы и принципы работы государственного служащего приводят к усилению внимания к вопросу их профессиональной этики. Сфера государственной службы сформировала определённые особенности профессиональной этики государственного служащего. Рассмотрим эти особенности поподробнее. Во-первых, личностные характеристики служащего оказывают влияние на уровень его профессиональной этики. Процесс становления и развития социальной и профессиональной компетенции государственных служащих происходит в условиях преодоления кризиса в обществе. Так, в случае неудовлетворённости граждан работой в государственной структуре, оценка деятельности занижается, как следствие и уровень этики государственного служащего.

Российское законодательство подробно регламентирует вопрос организации государственной службы, существуют определённые признаки и принципы в организации системы государственной службы. Также законодательно определён статус государственного служащего, который претерпел некоторые изменения [5, c.630]. За последнее десятилетие в Российской Федерации были произведены существенные изменения в сфере расширения нормативного регулирования государственной службы. Была сформирована специальная нормативная база, регулирующая трудовые отношения государственных гражданских служащих [7, c.88].

Сегодня в России наблюдается проблема отсутствия правового оформления норм профессиональной нравственности государственного служащего. Помимо этого обществу требуются высококвалифицированные государственные служащие, владеющие теорией и практикой управления и развития, работающие в условиях жёсткой конкуренции, соблюдающие этические и нравственные принципы в деловых отношениях.

Социально-профессиональная группа государственных служащих обладает единой ментальной основой, неким бюрократическим сознанием. Многие современные государственные служащие могут не иметь профильного образования, поэтому среди них встречаются инженеры, экономисты, юристы. Именно поэтому молодые специалисты проходят не только адаптируются к профессии на новом месте, но и параллельно проходят вторичную профессиональную социализацию [2, c.527].

Поведение государственного служащего играет важную роль в его деятельности, так как его действия и поступки не только являются его визитной карточкой, но и влияют на отношения с сотрудниками, гражданами. От того, как будет вести себя служащий с коллегами и гражданами, будет зависеть имидж государства в целом. Поведение, согласно словарю Ожегова С. И., представляет собой образ жизни и действий [4, c.370]. Другими словами, поведение это характер поступков в отношении кого-либо, чего-либо в соответствии с правилами этикета (например, правила поведения в общественных местах, поведение за столом). Государственные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. Они должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

Что касается России, там также накоплен значительный опыт действия этических кодексов. На настоящий момент принято более 30 кодексов этики в органах государственной власти России, около 68 кодексов этики действуют в субъектах Федерации. Они полностью воспроизводят положения Типового кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих РФ.

Ну и наконец, если законодательством предусмотрены меры юридической ответственности за коррупционные правонарушения, то дублировать подобные положения в кодексе этики попросту бессмысленно. Невыполнение этических норм не является основанием для применения мер ответственности по трудовому законодательству. Таким образом, наказание госслужащих за нарушение положений кодексов этики противоречит трудовому законодательству. Нарушение государственным служащим положений Типового кодекса подлежит лишь моральному осуждению.

Таким образом, одним из главных нормативно-правовых документов, содержащий основные требования к служебному поведению сотрудников, является Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Он представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные служащие независимо от замещаемой ими должности [6].

В Типовом кодексе также указано, что в служебном поведении государственный служащий должен воздерживаться от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами [2, c.527].

Типовой кодекс, таким образом, представляет собой свод принципов профессиональной служебной этики и содержит основные правила служебного поведения, регламентирующий поведение государственного служащего, независимо от занимаемой им должности. Целью создания Типового кодекса является установление этических норм и правил государственного служащего, обеспечивающих достойное выполнение госслужащими своей профессиональной деятельности. Типовой кодекс укрепляет авторитет государственных служащих, обеспечивает доверительное отношение к органам государственной власти, обеспечивая единые нормы поведения госслужащих.

Система поощрения и награждения направлена на повышение, развитие уровня культуры работников, их профессионализма. Поощрение и награждение можно также рассматривать как метод воспитания. Раньше, будучи студентами, государственные служащие постоянно использовали в процессе обучения в вузе формы поощрения (отметка или оценка). Следует также обратить внимание, что поощрение и награждение вызывают положительные эмоции, способствуют возникновению уверенности обучающегося в свои силы, формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности. Отсюда можно сделать вывод, что поведению, как элементу организационной культуры, следует начинать уделять внимание в высшей школе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что поведение, поощрения и награждения, а также дисциплинарные взыскания — важная составляющая организационной культуры в профессиональной деятельности государственного служащего. Они способствуют развитию профессиональных ценностей, а также созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе, являются одним из критериев общественного мнения о государственной службе и государстве.

Поведение представляет своего рода показатель профессионализма и воспитанности человека. Таким образом, поведению должны обучать и воспитывать не только дома, в школе, но и в высшей школе. Именно институт ориентирован на обучение навыками поведения, которые необходимы в профессиональной деятельности. Роль высшей школы для будущих государственных служащих очень велика, так как именно в процессе обучения студенты получают все необходимые знания и навыки, необходимые им для дальнейшей профессиональной деятельности [1, c.142].

Сегодня профессиональная этика государственных служащих отличается определённой нестабильностью, находясь в зависимости определённых обстоятельств. Но государственный служащий — это лицо нации и государства, залог его успешного функционирования. Этика государственных служащих, соблюдение ими нравственных ценностей, профессиональных установок способствует позитивному формированию демократии в обществе, улучшая информационную прозрачность и работу госслужащих. Морально регулирование — это дополнение правового регулирования профессиональной деятельности госслужащего. А профессиональная этика государственных служащих предполагает наличие нравственных ориентиров в поведении людей в сфере их профессиональной деятельности, способствуя её развитию и совершенствованию.

Основные термины (генерируются автоматически): служащий, Российская Федерация, служебное поведение, государственная служба, профессиональная деятельность, профессиональная этика, Типовой кодекс этики, поведение, типовой кодекс, высшая школа.

Читайте также: