Обязательное медицинское страхование какая компания лучше

Обновлено: 17.05.2024

Федеральные медицинские организации теперь могут оказывать специализированную медпомощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования – ФФОМС взял на себя отдельные полномочия страховщика и станет напрямую финансировать такие организации. Эти и другие поправки, внесенные в Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ и направленные на то, чтобы сделать медицинскую помощь более доступной для граждан, начали действовать с 2021 года. Подробности – в нашем материале.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 08.12.2020 № 430-ФЗ, прежде всего регулируют оказание медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС. Как сказано в пояснительной записке к проекту данного закона (рассматривался в ГД РФ, № 1027750-7), поправки призваны повысить эффективность реализации базовой программы ОМС и обеспечить доступность медпомощи. Ключевая роль в достижении этой цели отведена медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти.

Рассмотрим, как изменились система ОМС и схемы организации и оплаты медпомощи в ее рамках.

Новые полномочия и обязательства ФФОМС

Федеральный фонд взял на себя отдельные полномочия страховщика и начал напрямую финансировать федеральные медицинские организации. Само полномочие Российской Федерации по финансовому обеспечению предоставления специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями в рамках базовой программы ОМС, теперь прописано в п. 11 ст. 5 Закона № 326-ФЗ. Расходы на это несет ФФОМС, он же должен регулировать отношения по ОМС в части оказания пациентам такой помощи (п. 4, 5 ч. 2 ст. 26 Закона № 326-ФЗ).

Кроме того, к полномочиям ФФОМС отнесено ведение единого реестра медицинских организаций и включение в него федеральных учреждений, оказывающих специализированную медпомощь (ч. 2.2 ст. 15, п. 10 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ), а также ведение единого реестра экспертов качества медпомощи, куда в том числе входят сведения об экспертах, оценивающих качество помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями (п. 11 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ). Эти реестры (как и иные сведения и документы) должны размещаться в государственной информационной системе ОМС, оператором которой является ФФОМС (ст. 44.1 Закона № 326-ФЗ).

А вот полномочия по принятию подзаконных актов в ряде случаев перешли к Минздраву. В частности, министерство утверждает порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи (п. 9.1 ч. 1 ст. 7 Закона № 326-ФЗ), хотя раньше это делал ФФОМС (п. 5 ч. 2 ст. 7 Закона № 326-ФЗ утратил силу). Аналогичная ситуация сложилась в отношении требований к структуре и содержанию тарифного соглашения: раньше их устанавливал ФФОМС, теперь – Минздрав (ч. 2 ст. 30 Закона № 326-ФЗ). Соответственно, Приказ ФФОМС от 21.11.2018 № 247, определяющий такие требования, больше не применяется – этот вопрос теперь регулируется Приказом Минздрава РФ от 29.12.2020 № 1397н.

Медпомощь, оказываемая федеральными медорганизациями

Согласно поправкам федеральные медицинские организации теперь могут предоставлять медпомощь в трех видах. Во-первых, они по-прежнему вправе участвовать в реализации территориальных программ ОМС и оказывать в их рамках первичную медико-санитарную и скорую (в том числе скорую специализированную) помощь. Во-вторых, по территориальной программе ОМС такие организации вправе оказывать специализированную (в том числе высокотехнологичную) медпомощь – в случае распределения учреждению объемов предоставления названной медпомощи (ч. 2.3 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). В-третьих, федеральные медицинские организации смогут оказывать специализированную медпомощь (в том числе высокотехнологичную) в условиях стационара и дневного стационара в рамках базовой программы ОМС (п. 11 ст. 5, ч. 3.1 ст. 35 Закона № 326-ФЗ).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 326-ФЗ пациенты могут выбирать медицинскую организацию (в том числе федеральную). Порядок направления пациентов в федеральные учреждения утвержден Приказом Минздрава РФ от 23.12.2020 № 1363н.

Как видим, для первых двух случаев действуют общие правила распределения объемов и финансирования медпомощи, установленные Законом № 326-ФЗ, для третьего введены отдельные нормы. Остановимся на последних.

Медпомощь в рамках базовой программы ОМС.

В базовой программе ОМС для федеральных медицинских организаций должны быть отдельно установлены нормативы объемов оказания специализированной медпомощи (в том числе высокотехнологичной) в условиях стационара и дневного стационара. Эти объемы будут распределяться (перераспределяться) между федеральными учреждениями с учетом их мощностей и объемов оказываемой медпомощи за счет иных источников финансирования (ч. 3.1, 3.2 ст. 35 Закона № 326-ФЗ). Порядок распределения и перераспределения объемов установит Правительство РФ.

Также должны быть определены нормативы финансовых затрат на предоставление единицы такой помощи и перечень заболеваний, по которым ее оказывают федеральные учреждения.

К сведению: базовая программа ОМС – это составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа госгарантий на 2021 год и плановый период утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 (далее – Программа госгарантий, Постановление № 2299). Нормативы объемов медпомощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, установлены в разд. VI Программы госгарантий, нормативы затрат – в ее разд. VII. Порядок установления тарифов на оплату такой помощи приведен в приложении 2 к Программе госгарантий.

Порядок распределения объемов медпомощи пока не утвержден, но обозначены правила на переходный период. Как сказано в п. 3 Постановления № 2299, до утверждения Правительством РФ названного порядка федеральные учреждения, направившие заявки на распределение им объемов, могут оказывать медпомощь при заболеваниях и состояниях, приведенных в приложениях 1 и 3 к Программе госгарантий. ФФОМС предоставит организациям авансы в размере 1/12 финансового обеспечения, полученного ими в 2019 году за оказание специализированной помощи в условиях стационара и дневного стационара в рамках реализации территориальных программ ОМС (с учетом индексации).

Единый реестр медицинских организаций.

Форма заявки и порядок ее подачи утверждены Приказом Минздрава РФ от 21.12.2020 № 1346н.

Заключение договора с ФФОМС.

Для оказания специализированной медпомощи в рамках базовой программы ОМС федеральные медицинские организации должны заключить договор с ФФОМС. Особенности этой процедуры определены ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, а форма типового договора утверждена Приказом Минздрава РФ от 29.12.2020 № 1396н.

Чтобы заключить договор, федеральное учреждение должно отвечать двум условиям:

1) быть включенным в единый реестр медицинских организаций;

2) иметь распределенный объем предоставления медпомощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС (с учетом правил, действующих в переходный период).

Отметим, что в рамках реализации базовой программы ОМС федеральные учреждения заключают иной договор, нежели в рамках реализации территориальной программы (второму виду договора посвящена ст. 39 Закона № 326-ФЗ, а его новая форма утверждена Приказом Минздрава РФ от 30.12.2020 № 1417н). В первом случае сторонами договора выступают ФФОМС и федеральное учреждение, во втором – территориальный ФОМС, страховая медицинская организация и учреждение здравоохранения.

Как следует из норм ч. 2 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, по договору федеральная медицинская организация обязуется оказать медпомощь пациенту в рамках распределенного объема и по установленным тарифам, а ФФОМС обязуется оплатить эту медпомощь. Оплата осуществляется на основании представленных федеральным учреждением реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 5 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ).

Создание подзаконной базы нормативных актов

Перераспределение полномочий ФФОМС, новая схема организации и оплаты специализированной медпомощи, а также другие поправки обусловили доработку нормативной базы, необходимой для исполнения новых норм Закона № 326-ФЗ (причем не только тех, которые регулируют оказание специализированной помощи в рамках базовой программы ОМС). Некоторые ранее изданные акты перестали действовать. Принят ряд новых документов (они названы выше), а что-то только предстоит утвердить.

Приведем несколько вопросов, на отдельное регулирование которых указано в Законе № 326-ФЗ, но пока эти нормативные акты не приняты:

методика расчета объемов финансового обеспечения медицинской помощи, утверждаемая Минздравом (п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 326-ФЗ);

порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи по ОМС застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, который устанавливается Минздравом (п. 9.1 ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);

порядок ведения, форма единого реестра медицинских организаций и перечень содержащихся в нем сведений, которые устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования (в силу п. 10 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ для этого потребуется внести изменения в Приказ Минздрава РФ от 28.02.2019 № 108н, утвердивший названные правила);

порядок ведения единого реестра экспертов качества медпомощи, определяемый Минздравом (ч. 7.1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);

порядок функционирования государственной информационной системы ОМС, который устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 44.1 Закона № 326-ФЗ).

Иные изменения в системе ОМС

Помимо регламентации работы федеральных медицинских организаций, оказывающих медпомощь в рамках базовой программы ОМС, в Закон № 326-ФЗ внесены и другие поправки. Перечислим только три из них.

1. Медпомощь должна быть предоставлена вне зависимости от места проживания пациента, что тоже призвано обеспечивать ее доступность. Согласно ч. 2 ст. 39 Закона № 326-ФЗ учреждения здравоохранения обязаны оказывать помощь пациентам как в пределах территории субъекта РФ, в котором гражданину выдан полис ОМС (в этом случае помощь предоставляется в рамках территориальной программы ОМС), так и за пределами субъекта РФ, где гражданину выдан полис (тогда помощь оказывается в рамках базовой программы ОМС). В первой ситуации медпомощь оплачивается страховой медицинской организацией, а во второй – территориальным ФОМС (ч. 2.1 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).

Полномочие Российской Федерации по финансовому обеспечению медпомощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами территории региона, в котором выдан полис ОМС, передано на уровень субъекта РФ (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона № 326-ФЗ).

2. В договоре на оказание и оплату медпомощи по ОМС, заключаемом с учреждением здравоохранения, должны содержаться положения, предусматривающие обязанность территориального ФОМС проводить медико-экономический контроль. Кроме того, оплачивать такую помощь можно по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи и на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 4.1, 6 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).

Кратко сформулируем ключевые изменения, которые напрямую касаются учреждений здравоохранения.

1. Федеральные медицинские учреждения теперь могут оказывать специализированную медпомощь (в условиях стационара и дневного стационара) в рамках базовой программы ОМС. Финансировать такую работу будет ФФОМС. В федеральное учреждение пациент направляется учреждением здравоохранения, проводящим лечение в рамках территориальной программы ОМС. При наличии нескольких федеральных учреждений, предоставляющих специализированную помощь по конкретному заболеванию, у пациента появляется возможность выбора федеральной медицинской организации.

ОТВЕТЫ НА ТИПОВЫЕ ВОПРОСЫ

1) Куда обратиться для получения полиса ОМС?

2) Где получить информацию о пунктах выдачи полисов ОМС?

3) Кто является застрахованным лицом по ОМС?

4) Могут ли военнослужащие и приравненные к ним лица получить полис ОМС?

5) Имеют ли право иностранные граждане на получение полиса ОМС?

Полис ОМС имеют право оформить следующие категории иностранных граждан:

- лица, имеющим один из документов: удостоверение беженца, свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;

- иностранные граждане, имеющие вид на жительство или разрешение на временное проживание в РФ;

- иностранные граждане, являющиеся трудящимися государств - членов ЕАЭС в соответствии с Договором об Европейском экономическом союзе, временно пребывающие на территории Российской Федерации (граждане Республики Беларусь, Республика Казахстан, Республики Армения и Кыргызской Республики, трудящиеся на территории Российской Федерации).

6) Какие документы необходимы для оформления полиса ОМС?

7) Как проверить действительность и готовность полиса ОМС нового образца?

8) Как оформить электронный полис ОМС?

Электронный полис ОМС оформляется во всех страховых медицинских организациях, работающих на территории Новосибирской области. Оформить электронный полис ОМС Вы можете в своей страховой медицинской организации, в которой застрахованы по ОМС.

9) На какой срок выдается полис ОМС для граждан России?

Гражданам Российской Федерации полис выдается без ограничения срока действия.

10) Какой срок действия полиса ОМС для иностранных граждан?

Для иностранных граждан предусмотрены следующие сроки действия полиса ОМС:

- постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства - до конца календарного года;

- временно проживающим на территории Российской Федерации - до конца календарного года, но не более срока действия разрешения на временное проживание;

- временно пребывающим в Российской Федерации трудящимся государств - членов ЕАЭС - до конца календарного года, но не более срока действия трудового договора, заключенного с трудящимся государства - члена ЕАЭС.

11) Где можно ознакомиться со списком медицинских организаций, работающих в системе ОМС на территории Новосибирской области?

12) Как осуществить выбор или замену медицинской организации?

Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе, по территориально-участковому принципу не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина), путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

13) Как выбрать страховую медицинскую организацию, работающую на территории НСО, узнать ее адрес и телефон?

14) Как осуществить выбор или замену страховой медицинской организации?

Выбор или замену страховой медицинской организации гражданин осуществляет один раз в год не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения деятельности страховой медицинской организации, где ранее был застрахован гражданин, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию. В случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, застрахованное лицо осуществляет выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца.

15) Должен ли пациент платить за лекарства?

При лечении в стационарных условиях и в условиях дневного стационара обеспечение пациентов лекарственными препаратами осуществляется бесплатно, в том числе, в части обеспечения лекарственными препаратами по Перечню ЖНВЛП (перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения), утверждаемому Правительством РФ.

При оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями осуществляется за счет личных средств граждан.

Исключение: оказание медицинской помощи гражданам, которым в соответствии с действующим законодательством предусмотрено безвозмездное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

16) Где можно получить информацию об обеспечении лекарственными препаратами?

17) Где можно получить информацию о видах, формах и условиях медицинской помощи, предоставляемой по программе ОМС?

18) Где можно ознакомиться с информацией о порядке прохождения диспансеризации взрослого населения?

19) Каковы сроки ожидания медицинской помощи?

20) Где можно получить информацию о порядке выдачи и оплаты больничных листков?

Уточнить порядок выдачи листков временной нетрудоспособности, а также вопросы оплаты больничного листа, можно в Фонде социального страхования Новосибирской области по телефону 373-02-55.

21) Где можно узнать регистрационный номер страхователя по ОМС?

С 01.01.2011 года регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей, в том числе по ОМС, осуществляется в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации.

Регистрационный номер можно узнать в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, а также в территориальном органе Пенсионного фонда по месту учета.

22) Кто такой страховой представитель и как с ним связаться?

Страховой представитель является сотрудником Вашей страховой медицинской организации.

Связаться с ним можно также по контактному телефону страховой медицинской организации. Для получения справочной информации могу перевести звонок на Вашу СМО.

23) Какая медицинская помощь положена бесплатно по полису ОМС?

24) Что делать, если врач предлагает оплатить медицинские услуги?

Если в медицинской организации, работающей в системе ОМС, предлагают оплатить услуги, необходимо обратиться к представителю страховой медицинской организации, в которой гражданин застрахован по ОМС, и удостовериться, что данная услуга не может быть оказана бесплатно. Консультацию можно получить по телефону, который указан на обратной стороне полиса ОМС, или обратиться к одному из страховых представителей, которые дежурят в поликлиниках и стационарах по заранее составленному графику. Для получения справочной информации могу перевести звонок на Вашу СМО.

25) Как получить информацию об оказанной медицинской помощи?

Справки на бумажном носителе выдаются на основании заявления при обращении пациентов в страховые медицинские организации. Справка оформляется бесплатно.

Если вы обнаружили записи о медицинских услугах, которые на самом деле не получали, необходимо обратиться в отдел защиты прав застрахованных своей страховой медицинской организации либо Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области.

По заказу АЭИ ПРАЙМ эксперты агентства РИА Рейтинг провели анализ рынка страховых услуг по итогам 2020 года и подготовили рейтинг крупнейших страховых компаний России.

РИА Рейтинг – 17 мая. Прошедший 2020 год оказался богатым на события, и страховой рынок, как и многие другие сектора, пострадал от пандемии коронавируса. При этом можно было ожидать и гораздо худшего результата, но темпы прироста страховых премий оказались достаточно высокими. Согласно статистике Центробанка РФ, по всем видам страхования (кроме ОМС) за 12 месяцев прошедшего года было собрано 1,54 триллиона рублей страховых премий, что на 3,9% больше, чем в 2019 году. Обращает на себя внимание, что в 2019 году темпы были ощутимо более низкими (+0,1%). При этом за последнее десятилетие (кроме 2019 года) годовая динамика собранных премий, как правило, была радикально лучше, чем в 2020 году, а в половине годовых результатов темпы прироста были двухзначными. Для сравнения в наиболее удачном 2012 году темпы прироста составили +22,4%, а минимальный прирост, за исключением результата 2019 и 2020 годов, в 2015 году и составил +3,6%. Таким образом, два последних года оказались в числе худших по динамике за последние десять лет.

Объем страховых выплат в 2020 году составил 658 миллиардов рублей, а отношение страховых выплат к премиям составляет 42,8%, это примерно соответствует уровню 2019 года (41,2%). Обращает на себя внимание, что в два последних года страховые выплаты находятся на относительно невысоком уровне. Например, в 2014-2016 годах отношение выплат к премиям было на уровне 50%. Такая ситуация сложилась из-за быстрого роста страхования жизни, при котором сбор премий и выплаты сильно разнесены во времени (обычно 5-10 лет). Аналитики РИА Рейтинг ожидают, что соотношение выплат и премий будет расти, и через пять лет оно может превысить 60%.

В прошедшем году результаты различных кварталов сильно отличались друг от друга из-за периодов карантинных ограничений и их ослабления. Худшим стал второй квартал, который принес только 20,8% от общей суммы годовых премий, тогда как доковидный первый квартал, оказавшийся лучшим по этому показателю, принес 27,7% (426 миллиардов рублей). Наибольший объем выплат был в четвертом квартале 2020 года (29,5%, или 195 миллиардов рублей), а наименьшие выплаты наблюдались в втором квартале (20,8%). Наиболее характерным при этом было автострахование, где из-за почти полного локдауна во втором квартале количество аварий заметно снизилось, и соответственно были минимальными выплаты.

На страховом рынке наблюдается быстрый рост концентрации

Для оценки текущих позиций страховых компаний на рынке по заказу АЭИ ПРАЙМ агентство РИА Рейтинг подготовило очередной рейтинг страховых компаний по объему собранных страховых премий. Рейтинг основывается на данных Банка России и построен путем ранжирования страховых компаний по объемам полученных за январь-декабрь 2020 года премий от добровольного и обязательного страхования за исключением обязательного медицинского страхования (ОМС).

Сокращение количества игроков страхового рынка приводит к укрупнению оставшихся компаний и росту концентрации на рынке страховых услуг. В частности, медианный размер собранных страховых премий в текущем рейтинге составил 0,92 миллиарда рублей, что на 9,5% больше чем годом ранее. Также об укрупнении страховых компаний свидетельствует увеличение числа крупных компаний. Так, на 1 января 2021 года уровень в 100 миллиардов рублей преодолели 5 страховых компаний против 4 компаний годом ранее.

В части концентрации также виден сильный прогресс. По итогам 2020 года ТОП-5 страховщиков контролировали 47% рынка против 44% годом ранее, доля ТОП-10 выросла на 3,3 процентного пункта до 71,2% на 1 января 2021 года, а 25 крупнейших страховых компаний собирают уже более 88% страховых премий.

Согласно результатам исследования, немого больше половины компаний в рейтинге характеризовалась ростом объема собранных страховых премий в прошедшем году. Согласно оценкам РИА Рейтинг на основе данных Банка России, объем страховых премий относительно результата прошлого года вырос у 88 компаний или у 55% компаний рейтинга. Таким образом, можно сказать что, несмотря на пандемию, большинство страховых компаний могут найти клиентов для продажи своих страховых продуктов. При этом среди лидеров ситуация намного лучше в ТОП-15 страховщиков лишь две страховые компании характеризовались снижением премий. По мнению экспертов РИА Рейтинг, доля страховых компаний с ростом премий вероятно еще немного вырастет в 2021 году за счет уходы с рынка небольших игроков.

Если обращаться к отдельным сегментом, то стоит отметить, что сильнее всего в негативном ключе пандемия сказалась на сегменте добровольного медицинского страхования. В части ДМС объем премий сократился на 2% (годом ранее был рост на 19%). В качестве причин можно назвать: сокращение доходов населения, оптимизация расходов небольших предприятий и ограничения работы платной медицины в условиях пандемии. В отрицательном поле также оказалась и динамика страхования имущества физических лиц (-0,3% относительно 2019 года).

В первой десятке наблюдаются сильные перестановки

По мнению экспертов РИА Рейтинг, перспективы российского рынка страхования в среднесрочной перспективе выглядят умерено-позитивными. На фоне роста деловой активности после коронавируса можно ожидать улучшения во многих сегментах рынка страхования. При этом несколько могут просесть премии по ипотечному страхованию, а также в сегменте страхования жизни.

Болеть дорого, но не факт, что полис добровольного медицинского страхования поможет выздоравливать дешевле.

Что такое ДМС и как это работает

Добровольное медицинское страхование — это страхование, которое позволяет получать медицинскую помощь в клиниках, не работающих по программе обязательного медицинского страхования. Грубо говоря, с обычным полисом обращаются в государственную поликлинику, с полисом ДМС — в платную.

Если обязательную страховку регулирует закон, то для дополнительной отдельного документа нет. То есть каждая страховая компания устанавливает свои правила и сама решает, какие условия включить в договор.

Обычно полис — это конструктор. То есть вам предлагается базовая услуга, а к ней — набор дополнительных. База — это минимальное обслуживание в клинике, а список возможных опций безграничен. Это и вызов врача на дом, и неотложная помощь, и стоматология, и многое другое.

В России ДМС, как правило, оформляют работодатели, это входит в часть привлекательного соцпакета при трудоустройстве. Но стоит ли делать дополнительный полис, если на работе его нет и не предвидится?

Плюсы добровольной медстраховки

Преимущества тут те же, что и у платного лечения перед бесплатным:

  1. Обслуживание в частных клиниках с более высоким уровнем комфорта и технического оснащения.
  2. Отсутствие очередей.
  3. Качественный сервис. Сюда входит и вежливое обращение персонала, и такие мелочи, как бесплатные бахилы и другие одноразовые расходные материалы.

Кроме того, пациент платит за полис ДМС один раз, а потом уже страховая возмещает расходы медицинскому учреждению. Такой подход сокращает количество лишних обследований и назначений, которые иногда делают врачи в платных центрах: страховая просто не одобрит проведение манипуляций, не входящих в стандарт лечения.

Минусы добровольной страховки

Недостаток у ДМС один, зато огромный. Это дорого.

Полис ДМС — это не абонемент со скидкой на посещение больницы, а страховой продукт.

Страховой компании невыгодно, чтобы вы много болели и тратили в больницах все деньги, которые отдали за полис, поэтому у ДМС много ограничений. Итоговые расчёты зачастую оказываются не в пользу пациента.

Что обязательно узнать при оформлении полиса

Если вы задумались о покупке страховки или устроились на работу, где сотрудникам предоставляют ДМС, и хотите подключить к программе родственников, обязательно уточните ряд вопросов:

  1. Список заболеваний и условия, при которых полис не оформляют. При подготовке статьи я перечитала правила страхования полутора десятков компаний. И везде отказываются заключать договор ДМС с носителями ВИЧ и онкологическими больными, а также людьми старше 65 лет и людьми с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы. С точки зрения страховых, это невыгодно.
  2. Правила обращения в медицинскую организацию. По условиям договора может оказаться, что перед визитом в клинику нужно обратиться в страховую, а уже тамошний оператор направит вас к доктору. А если этого не сделать, то лечение будет за ваш счёт.
  3. Клиники, с которыми работает страховая организация. Чем меньше выбор и чем скромнее клиники, тем больше вероятность, что врачи не смогут провести то или иное обследование или манипуляцию. Тогда придётся идти в другое место и тратить свои деньги.

Кроме того, внимательно прочитайте все правила страхования и сам договор, в котором указано, какие случаи будут страховыми, а какие — нет.

Что не покрывает страховка

У всех страховых разные условия. Возможно, что именно в вашем договоре за определённую цену будет то, чего нет в других договорах. Но стандартные полисы в большинстве случаев одинаковые. Кроме уже указанных случаев ВИЧ-инфекции и злокачественных новообразований, они не покрывают расходы на:

  1. Лекарства. Покупать таблетки придётся за свои деньги.
  2. Профилактические визиты к доктору. Допустим, вас ничего не беспокоит, но вы знаете, что нужно каждый год или даже два раза в год посещать стоматолога и гинеколога. Если вы следите за собой, доктор подтвердит, что вы здоровы. И это обращение не будет считаться страховым случаем. То же можно сказать и о посещении врача, когда вам нужно поставить штамп в справке, например.
  3. Беременность и роды. Эти события не считаются страховым случаем, а для медицинского сопровождения беременности у страховых и клиник есть отдельные предложения.
  4. Психиатрическую помощь. О стрессах, выгорании и депрессии с психотерапевтом будете беседовать за свои деньги.

Проще сказать, когда работает базовый полис: когда у вас что-то заболело, вы обратились к доктору и вылечились амбулаторно. Всё остальное, в том числе и госпитализация (в комфортную палату), — это дополнительные фишки за дополнительные деньги.

Как понять, стоит ли покупать полис ДМС

Чтобы выяснить, стоит ли покупать полис, нужно сделать немного:

  1. Посчитать, сколько вы тратите на лечение.
  2. Выяснить, какие пакеты услуг вам нужны.
  3. Проверить, в каких страховых и за какую сумму предоставляют полис.

В прошлом году я потратила на лечение в коммерческих клиниках не так уж много и обращалась за помощью в основном для профилактических осмотров (в таблице — округлённые данные, цены актуальны для моего региона):

Услуга Стоимость (руб.)
Приём гинеколога 2 300
Анализы и обследования 3 750
Медицинские манипуляции и лечение 4 540
Профилактический осмотр стоматолога 150
Профессиональная чистка зубов 3 000
Лечебный массаж 8 000
Консультация терапевта 550
Медикаменты 4 724
Итого 27 014

Калькулятор одной из страховых компаний насчитал, что минимальный полис, который будет включать услуги стоматолога, для меня будет стоить 35 000 рублей в год. При этом я ещё и буду тратить деньги на лечение, потому что вся профилактика, если верить правилам страхования, полностью ляжет на мой кошелёк. То есть массаж, чистка зубов и покупка лекарств — самые дорогие позиции в моём списке — останутся вне страховки.

Можно приобрести полис, который покроет и эти расходы. Но его цена будет заоблачной — под сотню тысяч рублей.

Для интереса я позвонила ещё в две страховые компании, где честные сотрудники прямо сказали, что для физических лиц полис ДМС невыгоден, а если переживаю из-за риска травмы или болезни, то логичнее заключить договор страхования от несчастного случая или заболевания: он в разы дешевле.

Когда есть смысл покупать полис ДМС

Добровольное медицинское страхование выгодно в нескольких случаях:

  1. С помощью работодателя вы подключаете родственников к программе страхования на выгодных условиях.
  2. Вы много болеете и лечитесь в платных клиниках.
  3. У вас много денег и вы хотите получать медицинскую помощь с максимальным комфортом.

Если это не ваш случай, то оставьте ДМС для работодателей, которые думают о подчинённых, хотят быть привлекательными для крутых специалистов и не терять людей, потому что они из-за обычного насморка целый день проторчали в очереди к врачу.

Читайте также: