Являлась ли русская правда основой системы права древней руси

Обновлено: 17.05.2024

Контрольная работа

студентка 1 курса

Глава 1. Официальное право древнерусского государства………………….…3

Понятие правды как источника права……………………….…………………..3

Пространная редакция и ее сокращение……………………………………….9

Законодательные акты требуют строгого и объективного анализа как юридические документы и как исторические источники. Русская правда – это крупнейшее юридическое произведение древней Руси. Оно целиком основано на судебной практике восточных славян X-XII вв. Ее открытие и обнародование связано с крупнейшими именами наших историков: Татищева, Шлецера, Карамзина. Хоть до нас и дошло около ста списков Русской Правды, принято различать три редакции: краткую, пространную и сокращенную. Однозначного мнения о Русской Правде не было, она всегда была спорным источником. Нам известны различные походы при изучении Русской правды, основным подходом является догматический, пришедший к нам от буржуазных историков. На данный момент большинство историков сходятся в следующем: в основе произведения лежат чисто русские нормы права, не имеющие заимствований из зарубежного права, это нормы возникшего и развивающегося феодального права, а основным источником являются постановления и судебные решения князей. Актуальность нашего исследования заключается в изучении данного источника, как вспомогательного материала для выявления закономерностей развития права и государства. Целью нашего исследования является определение структуры и содержания Русской Правды, при использовании догматического подхода, и в связи с этим определения места Русской Правды в развитии отечественного права. Перед нами поставлены следующие задачи: определить сущность Русской Правды, рассмотреть основные ее редакции Краткую и Пространную Правду, выяснить время и место ее происхождения, а также исследовать основные источники, в которых она дошла до нас. Изучением Русской Правды занимались такие научные деятели как С.В. Юшков, В.Н.Татищев, А.А. Зимин, С.П. Обнорский, М.Н. Тихомиров, М.А. Исаев, их глубоко изученность вопроса, отраженная в научных работах и обуславливает выбранные нами источники.

Глава 1. Официальное право древнерусского государства

1.1 Понятие правды как источника права

Как было ранее сказано, выделяют три редакции Русской Правды. Краткая правда имеет два списка: академический и археологический. Состоит из 43 статей. По мнению большинства ученых в ее состав вошли: Правда Ярослава и Правда Ярославичей. Более поздней редакцией считается Пространная правда, состоящая из 121 статьи. В ее состав вошел Устав Ярослава и Устав Мономаха, предположительной родиной считается Киев. Третья редакция выделяется не всеми учеными, это так называемая Сокращенная Правда. Считается видоискаженной выпиской Краткой Правды.

Таким образом, Русская Правда - это древний источник права, который был создан под влиянием целого ряда факторов: традиционное право, судебная практика, договорная и законодательная деятельность князей. Созданная, под сильным религиозным влиянием, тем не менее, носит более самостоятельный характер, и является официальным памятником законодательства.

Исходя из выше сказанного, Краткая Правда является ценным источником древнерусского права. Особой ценность, по нашему мнению, несет Устав Ярослава, создание которого сделало крупный прорыв в развитии права. Узаконило основу судопроизводства, что лишь дополнила Правда Ярославичей, а местами и ужесточила.

Пространная редакция и ее сокращение.

Обычно появление Пространной Правды относят к второму-третьему десятилетию XII века. Она изложена по принципу сначала старое законодательство затем новое. Ее появление связывают с изменениями в социально-политической и экономической сфере жизни. Пространная Правда дошла до нас в более ста списках. Некоторые из ее редакций даже более ранние, чем у Краткой Правды, что конечно давало повод некоторым ученым думать, что Краткая Правда есть сокращение Пространной Правды. На самом деле это далеко не так. При сопоставлении текстов мы видим, что отсутствует последовательность изложения статей, схожие нормы с Краткой правдой тщательно переработаны и дополнены. А вот Сокращенная Правда, это как раз сжатое изложение Пространной Правды, не имеющей собственного законотворчества. Именно поэтому ее в основном рассматривают не в отрыве от Пространной Правды. Списки Пространной Правды образуют три группы: Синодально-Троицкую (75 списков), Пушкинскую (6 списков), и Карамзинскую (13 списков). Самый ранний – Синодальный список Пространной Правды – составлен в Новгороде около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Пространная правда во всех своих списках упоминается имя Ярослава Владимировича.[7] Пространная редакция содержит 121 статью. Источниками, которые легли в основу Пространной Правды были: Правда Ярославичей и Устав Владимира Мономаха. Официальность Пространной Правды доподлинно неизвестна, так же как и ее точные границы региона, охваченного действием ее норм. Бытует мнение об одном составители Пространной Правды, основная цель которого была удержать от дальнейшего распада Киевскую Русь.

В целом Пространная Правда – это обобщающий законодательный свод, новшества, встречаемые в Краткой Правде, здесь минимализированны и связаны в первую очередь с переходом в расцвет феодализма. Но в связи с тем, что Пространная Правда возникла в период раннего феодализма, с большой долей вероятности, что приобрести общерусского значения ей не удалось.

Стоит так же упомянуть о третьей редакцией Сокращенной Правде, которая возникнув в 15 веке, не имеет важного значения по сравнению с предыдущими редакциями. Возможно, это связано с тем, что в 14 веке Русская Правда утрачивает свою силу в связи с переменами жизни государства. Она же является самым спорным памятником древнерусского права. Краткая Правда дошла до нас в двух списках за 17 век, они оба были помещены в Кормчей книге. Была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины 12 в. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности – этой, третьей.

[1] [4]Избранные работы по русскому языку. Обнорский С.П. – М.: Учебно-педагогическое издательство. 1960.-122 с.

[2][6] История российского государства и права. Учебник / Исаев М.А. – М.: Статут.2012.- 69с.

[3] Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие / Титов Ю.П. – М.: Проспект. 1999.- 8с.

[4] [6] История российского государства и права. Учебник / Исаев М.А. – М.: Статут.2012.- 68с.

[5] [3] Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие / Титов Ю.П. – М.: Проспект. 1999.- 6с.

[6][8] Источниковедение отечественной истории. Учебное пособие / под.ред. Голикова А.Г. изд. 2-е стереотип. – М.: Академия. 2008. - 53 с.

[7] [8] Источниковедение отечественной истории. Учебное пособие / под.ред. Голикова А.Г. изд. 2-е стереотип. – М.: Академия. 2008. - 54 с.

[8] [3] Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие / Титов Ю.П. – М.: Проспект. 1999.- 9с.

[9] Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. Юшков С.В./под. Ред. О.И,Чистякова.- М.: Зерцало-М. 2002.-335 с.

[10] Правда русская. Зимин А.А. – М.: Древлехранилище. 1999. – 261-275с.

Русская Правда – правовой кодекс Руси, принадлежащий к числу классических памятников отечественной истории, к которому на протяжении нескольких веков обращалось множество ученых. Все авторы общих трудов по древнерусской истории так или иначе высказывали мнения об этом уникальном кодексе права Киевской Руси. Также многие исследователи посвящали годы, а то и десятки лет приведению в порядок всей системы знаний о Русской Правде. Представить себе структуру Древнерусского государства и общества невозможно без обращения к Русской Правде. Русская правда дает представление о развитии государственного аппарата, гражданского и уголовного права и судопроизводства.

Можно предполагать, что древние юристы и книжники придавали Русской Правде большое значение. Она принадлежит к числу наиболее выдающихся правовых памятников средневековья, отражая в своем тексте общие пути становления и развития феодальных отношений Восточной и Западной Европы.

Источники Русской Правды

На протяжении нескольких веков Русская Правда служила основным руководством при судебных разбирательствах. В том или ином виде она вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468 г., Судебников 1497 и 1550 гг., даже некоторых статей Соборного Уложения 1649 г. Долгое применение Русской Правды в судебных делах объясняет появление таких видов пространной редакции Русской Правды, которые подвергались переделкам и дополнениям еще в 14-16 вв.

Русская Правда сохранилась в большом количестве (свыше 110) списков 13–18 вв. Все тексты Правды находятся в составе каких-либо сборников или летописей. По своим особенностям списки Правды могут быть разделены на три основных памятника: 1) Краткую, 2) Пространную и 3) Сокращенную Правду (их принято обозначать в литературе, как КП, ПП и СП соответственно). В начале следует рассмотреть Краткую Правду.

Первые 17 статей Правды Ярослава (по разбивке поздних исследователей, так как в самом тексте источника деления на статьи нет), сохранившиеся в двух списках 15 в. в составе Новгородской летописи, содержат еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил. Текст ее был составлен не ранее 1016 года. Спустя четверть века текст Древнейшей Правды лег в основу всей Правды Ярослава – кодекса норм прецедентного права. Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества. Характерными особенностями первой части (ст. 1-17) Русской Правды являются: действие обычая кровной мести и отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего.

Покон вирный – закон, включенный в Краткую Правду (ст. 42), по которому население обязано содержать вирника, приехавшего собирать виру (своеобразный налог, но не дань) на определенной территории. Каждый вирник получал большие порции мяса, птицы, солода, сыра, рыбы или мог взять определённую сумму деньгами. В то же время подчёркивалось, что хлеб, муку, пшено можно брать только на еду и корм коню, а не на продажу. Это прямое указание на то, что вирник не получает княжеского жалования[3] .

Списки Пространной Правды сохранились в наибольшем количестве (свыше 100). Пространные списки в несколько раз по тексту длиннее кратких и заключают большое количество новых статей. Кроме того, текст Пространной Правды разбит в них киноварными заголовками и заглавными буквами. Впрочем, заголовки не покрывают содержания всех статей, следующих за ними. Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве, 1113 года. Она состояла из двух частей – Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная правда являлась сводом законов и представляла собой вторую кодификацию писаного русского права. Древнерусские юристы включали в ее состав законы, разные по времени и по происхождению.

Создание Пространной Правды исследователи датировали по-разному и с существенными различиями в толкованиях, от первой трети 12 в. (большинство исследователей) до начала 13 в. Скорее всего Пространная Правда была издана в киевское великое княжение Владимира Всеволодовича Мономаха (1113–1125) или Мстислава Владимировича Великого (1125–1132). Позднее, в период политического распада Киевской Руси на множество самостоятельных княжеств такая общерусская кодификация писаного права была невозможна. Выполнен был этот свод так удачно, что до конца 15 в. он использовался в качестве источника светского права [4] . Пространная Правда излагает самые различные жизненные ситуации, связанные с правонарушениями, с отношениями господства и подчинения, с долгом и наследованием, судебно-следственной процедурой и т.д.

Β течение долгого периода практического использования Пространной Правды в 12–15 вв. ее текст развивался. В. П. Любимов доказал, что списки Пространной Правды делятся на три группы: Синодально-Троицкую, Пушкинскую и Карамзинскую, которые подразделяются на виды. Синодально-Троицкая группа – самая ранняя, тогда как другие группы являются более поздними по происхождению и содержат дополнительные статьи[5] .

Списки Сокращенной Правды близки по тексту к Пространной, но многие статьи в ней пропущены, а сохранившиеся статьи большей частью короче и иногда напоминают как бы выдержки из Пространной. Некоторые исследователи на этом основании считают Сокращенную Правду простой выдержкой из какого-то списка Пространной. Однако такое заключение преждевременно, так как текст Сокращенной Правды не может быть целиком выведен из какого-либо списка Пространной. Так, помимо других особенностей текста, Сокращенная Правда имеет статьи (о кровавом муже), отсутствующие во всех списках Пространной Правды. Поэтому есть все основания считать Сокращенную Правду третьей особой редакцией Русской Правды.

Права и обязанности представителей различных сословий по Русской Правде

Все феодальные общества были строго стратифицированы, то есть состояли из сословий, права и обязанности, которых четко определялись законом, как неравные по отношению друг к другу и к государству. Иными словами, каждое сословие имело свой юридический статус. Было бы большим упрощением рассматривать феодальное общество с точки зрения эксплуататоров и эксплуатируемых. Сословие феодалов, составляя боевую силу княжеских дружин, несмотря на все свои материальные выгоды, могло потерять жизнь – самое ценное – проще и вероятнее, нежели бедное сословие крестьян. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружина, местная знать, посадники, тиуны. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за профессиональную военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, регулирующей права и обязанности друг перед другом и перед государством. Для обеспечения функций управления население платило дань и судебные штрафы. Материальные потребности военной организации обеспечивались земельной собственностью.

Феодальное общество было религиозно-статичным, не склонным к резкой эволюции. Стремясь закрепить эту статичность, государство консервировало отношения с сословиями в законодательном порядке.

Наряду со свободными существовали и зависимые смерды, находившиеся в кабале и услужении у феодалов. Русская Правда всегда указывает при необходимости на принадлежность к конкретной социальной группе (дружинник, холоп и т.д.) В массе статей о свободных людях, именно свободные подразумеваются, о смердах, речь заходит лишь там, где их статус необходимо выделить.

Мы полагаем, что из всего вышеизложенного можно получить представление о правовом положении представителей различных сословий, проживавших на Руси в то время.

Частное право по Русской Правде

Русскую Правду можно определить как кодекс частного права – все её субъекты являются физическими лицами, понятие юридического лица закон еще не знает. С этим связаны некоторые особенности кодификации, среди видов преступлений, предусмотренных Русской Правдой, нет преступлений против государства. Личность самого князя, как объект преступного посягательства, рассматривалась в качестве физического лица, отличавшегося от других только более высоким положением и привилегиями.

Эти юридические особенности обусловлены источниками Русской Правды. Включенные в него нормы и принципы обычного права несовместимы с абстрактным понятием юридического лица. Для обычая все субъекты равны, и все они могут быть только физическими лицами.

Другой источник – княжеская судебная практика – вносит субъективный элемент в определение круга лиц и в оценку юридических действий. Для княжеской судебной практики наиболее значительными субъектами являются такие, которые ближе всего стоят к княжескому двору. Поэтому правовые привилегии распространяются прежде всего на приближенных лиц.

Нормы Русской Правды защищают частную собственность (движимую и недвижимую), регламентируют порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам.

Обязательственные нормы могли возникать из причинения вреда или из договоров. За невыполнение обязательств должник отвечал имуществом, а иногда и своей свободой. Форма заключения договоров было устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника.

В Русской Правде также упоминаются договоры: купли-продажи (людей, вещей, коней, самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение для выполнения определенной работы ), хранения, поручения.

Уголовные правонарушения по Русской Правде

Уголовное право как совокупность норм, представляющих собой обособившуюся отрасль права, сформировалось на стадии позднего феодализма и продолжало развиваться в буржуазный период. Поэтому для более раннего времени правильнее говорить об уголовном законодательстве, в центре которого стоят две категории – преступление и наказание. Система наказаний по Русской Правде достаточно проста.

Главная особенность системы наказаний по Русской Правде состоит в том, что основной целью наказания является возмещение ущерба (материального и морального). Правда не заботится ни о предупреждении преступлений, ни об исправлении преступной воли. Она имеет в виду лишь непосредственные материальные последствия преступления и карает за них преступника материальным же, имущественным убытком. Закон как будто говорит преступнику: бей, воруй, сколько хочешь, только за всё плати исправно по таксе. Далее этого не простирался взгляд первобытного права, лежащего в основе Русской Правды[16] .

Судопроизводство по Русской Правде

Древнейшей формой судебного процесса был суд общины, члены которой в равной степени обладали правами и обязанностями в судебных разбирательствах. Состязательность сторон сохранялась долгое время, поэтому процесс в Древней Руси называют состязательным (реже – обвинительным). Ему присущи такие отличительные черты, как относительное равенство сторон и их активность при рассмотрении дела, в сборе доказательств и улик. Одновременно в 10-11 вв. укрепляется процесс, где ведущую роль играли князь него администрация: они возбуждали процесс, сами собирали сведения и выносили приговор, часто сопряженный со смертным исходом. Прототипом такого процесса может служить суд княгини Ольги над послами древлян в период восстания или суд князей над восставшими в 1068 г. и 1113 г.

О причинах отсутствия указаний на поединок в “Русской Правде” можно только строить предположения. Нельзя отрицать возможности некоторого воздействия, так сказать, механического порядка на текст “Правды” со стороны церковников. Поединок, бесспорно имевший место в жизни Киевской Руси 11-12 вв., должен был отразиться в современных законах и в их первой кодификации – в Русской Правде. Но затем он мог исчезнуть со страниц этого сборника или почти исчезнуть, как наиболее противный духу христианства, под пером первых благочестивых переписчиков памятника.

Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса.

Русская Правда является официальным актом. В самом её тексте содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон (Ярослав Мудрый, Ярославичи, Владимир Мономах). Русская Правда также является памятником феодального права, всесторонне защищая интересы господствующего класса и откровенно провозглашая бесправие смердов и холопов.

Русская Правда во всех её редакциях и списках является памятником громадного исторического значения. На протяжении нескольких веков она служила основным руководством при судебном разбирательстве. Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV века. Списки Пространной Правды активно распространялись ещё в XV - XVI вв. И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Пространную Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.

1. Георгиевский Э.В. К вопросу о Законе Русском и его уголовно-материальных установлениях // Сибирский Юридический Вестник. - 2004. - № 4.

3. Зимин А. А. Традиции Правды Русской в Северо-Восточной Руси XIV—XV вв. - В кн.: Исследования по истории и историографии феодализма. М., 1982.

4. Зимин. А.А. Правда Русская. М.: Древлехранилище, 1999.

6. Ключевский В.О. Русская история. Избранные лекции. – М.: Эскмо, 2008.

7. Правда Русская, т. I. М.–Л., 1940.

8. Смолий В. А., Степанов В. С. История Украины // Развитие Киева. Первое собрание законов. – Киев: Генеза, 2007.

10. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. - М.: юрид. лит., 1983.

11. Цыпин В.А. Церковное право. Курс лекций. М.: Круглый стол по религиозному образованию в Русской Православной церкви, 1994.

[1] Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М.: Издание Московского университета, 1953.

[3] Смолий В. А., Степанов В. С. История Украины // Развитие Киева. Первое собрание законов. – Киев: Генеза, 2007. – С. 52-53.

[4] Зимин А. А. Традиции Правды Русской в Северо-Восточной Руси XIV—XV вв. - В кн.: Исследования по истории и историографии феодализма. М., 1982, с. 189

[5] Правда Русская, т. I. М.–Л., 1940, с. 34–54.

[6] Тихомиров М. Н. Пособие для изучения Русской Правды. М.: Издание Московского университета, 1953.

[7] Цыпин В.А. Церковное право. Курс лекций. М.: Круглый стол по религиозному образованию в Русской Православной церкви, 1994.

[8] Исаев. И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 1996.

[9] Георгиевский Э. В. К вопросу о Законе Русском и его уголовно-материальных установлениях // Сибирский Юридический Вестник. - 2004. - № 4.

[10] Ключевский В.О. Русская история. Избранные лекции. – М.: Эскмо, 2008.

[11] . Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 1996.

[12] Зимин. А.А. Правда Русская. М.: Древлехранилище.1999, с. 363

[14] Б.Д. Греков. Киевская Русь. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1949.

[15] Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. - М.: юрид. лит., 1983.

[16] Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. - М.: юрид. лит., 1983.

Контрольная работа

студентка 1 курса

Глава 1. Официальное право древнерусского государства………………….…3

Понятие правды как источника права……………………….…………………..3

Пространная редакция и ее сокращение……………………………………….9

Законодательные акты требуют строгого и объективного анализа как юридические документы и как исторические источники. Русская правда – это крупнейшее юридическое произведение древней Руси. Оно целиком основано на судебной практике восточных славян X-XII вв. Ее открытие и обнародование связано с крупнейшими именами наших историков: Татищева, Шлецера, Карамзина. Хоть до нас и дошло около ста списков Русской Правды, принято различать три редакции: краткую, пространную и сокращенную. Однозначного мнения о Русской Правде не было, она всегда была спорным источником. Нам известны различные походы при изучении Русской правды, основным подходом является догматический, пришедший к нам от буржуазных историков. На данный момент большинство историков сходятся в следующем: в основе произведения лежат чисто русские нормы права, не имеющие заимствований из зарубежного права, это нормы возникшего и развивающегося феодального права, а основным источником являются постановления и судебные решения князей. Актуальность нашего исследования заключается в изучении данного источника, как вспомогательного материала для выявления закономерностей развития права и государства. Целью нашего исследования является определение структуры и содержания Русской Правды, при использовании догматического подхода, и в связи с этим определения места Русской Правды в развитии отечественного права. Перед нами поставлены следующие задачи: определить сущность Русской Правды, рассмотреть основные ее редакции Краткую и Пространную Правду, выяснить время и место ее происхождения, а также исследовать основные источники, в которых она дошла до нас. Изучением Русской Правды занимались такие научные деятели как С.В. Юшков, В.Н.Татищев, А.А. Зимин, С.П. Обнорский, М.Н. Тихомиров, М.А. Исаев, их глубоко изученность вопроса, отраженная в научных работах и обуславливает выбранные нами источники.

Глава 1. Официальное право древнерусского государства

1.1 Понятие правды как источника права

Как было ранее сказано, выделяют три редакции Русской Правды. Краткая правда имеет два списка: академический и археологический. Состоит из 43 статей. По мнению большинства ученых в ее состав вошли: Правда Ярослава и Правда Ярославичей. Более поздней редакцией считается Пространная правда, состоящая из 121 статьи. В ее состав вошел Устав Ярослава и Устав Мономаха, предположительной родиной считается Киев. Третья редакция выделяется не всеми учеными, это так называемая Сокращенная Правда. Считается видоискаженной выпиской Краткой Правды.

Таким образом, Русская Правда - это древний источник права, который был создан под влиянием целого ряда факторов: традиционное право, судебная практика, договорная и законодательная деятельность князей. Созданная, под сильным религиозным влиянием, тем не менее, носит более самостоятельный характер, и является официальным памятником законодательства.

Исходя из выше сказанного, Краткая Правда является ценным источником древнерусского права. Особой ценность, по нашему мнению, несет Устав Ярослава, создание которого сделало крупный прорыв в развитии права. Узаконило основу судопроизводства, что лишь дополнила Правда Ярославичей, а местами и ужесточила.

Пространная редакция и ее сокращение.

Обычно появление Пространной Правды относят к второму-третьему десятилетию XII века. Она изложена по принципу сначала старое законодательство затем новое. Ее появление связывают с изменениями в социально-политической и экономической сфере жизни. Пространная Правда дошла до нас в более ста списках. Некоторые из ее редакций даже более ранние, чем у Краткой Правды, что конечно давало повод некоторым ученым думать, что Краткая Правда есть сокращение Пространной Правды. На самом деле это далеко не так. При сопоставлении текстов мы видим, что отсутствует последовательность изложения статей, схожие нормы с Краткой правдой тщательно переработаны и дополнены. А вот Сокращенная Правда, это как раз сжатое изложение Пространной Правды, не имеющей собственного законотворчества. Именно поэтому ее в основном рассматривают не в отрыве от Пространной Правды. Списки Пространной Правды образуют три группы: Синодально-Троицкую (75 списков), Пушкинскую (6 списков), и Карамзинскую (13 списков). Самый ранний – Синодальный список Пространной Правды – составлен в Новгороде около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Пространная правда во всех своих списках упоминается имя Ярослава Владимировича.[7] Пространная редакция содержит 121 статью. Источниками, которые легли в основу Пространной Правды были: Правда Ярославичей и Устав Владимира Мономаха. Официальность Пространной Правды доподлинно неизвестна, так же как и ее точные границы региона, охваченного действием ее норм. Бытует мнение об одном составители Пространной Правды, основная цель которого была удержать от дальнейшего распада Киевскую Русь.

В целом Пространная Правда – это обобщающий законодательный свод, новшества, встречаемые в Краткой Правде, здесь минимализированны и связаны в первую очередь с переходом в расцвет феодализма. Но в связи с тем, что Пространная Правда возникла в период раннего феодализма, с большой долей вероятности, что приобрести общерусского значения ей не удалось.

Стоит так же упомянуть о третьей редакцией Сокращенной Правде, которая возникнув в 15 веке, не имеет важного значения по сравнению с предыдущими редакциями. Возможно, это связано с тем, что в 14 веке Русская Правда утрачивает свою силу в связи с переменами жизни государства. Она же является самым спорным памятником древнерусского права. Краткая Правда дошла до нас в двух списках за 17 век, они оба были помещены в Кормчей книге. Была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины 12 в. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности – этой, третьей.

[1] [4]Избранные работы по русскому языку. Обнорский С.П. – М.: Учебно-педагогическое издательство. 1960.-122 с.

[2][6] История российского государства и права. Учебник / Исаев М.А. – М.: Статут.2012.- 69с.

[3] Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие / Титов Ю.П. – М.: Проспект. 1999.- 8с.

[4] [6] История российского государства и права. Учебник / Исаев М.А. – М.: Статут.2012.- 68с.

[5] [3] Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие / Титов Ю.П. – М.: Проспект. 1999.- 6с.

[6][8] Источниковедение отечественной истории. Учебное пособие / под.ред. Голикова А.Г. изд. 2-е стереотип. – М.: Академия. 2008. - 53 с.

[7] [8] Источниковедение отечественной истории. Учебное пособие / под.ред. Голикова А.Г. изд. 2-е стереотип. – М.: Академия. 2008. - 54 с.

[8] [3] Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие / Титов Ю.П. – М.: Проспект. 1999.- 9с.

[9] Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. Юшков С.В./под. Ред. О.И,Чистякова.- М.: Зерцало-М. 2002.-335 с.

[10] Правда русская. Зимин А.А. – М.: Древлехранилище. 1999. – 261-275с.

Источники права. Возникновение Древнерусского государства сопровождалось формированием древнерусского права, первым источником которого были правовые обычаи. Среди них - кровная месть, принцип талиона - "равным за равное". Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют "Законом русским".

Первыми памятниками древнерусского права были договоры Руси с Византией. Эти договоры носили международно-правовой характер, но в них вместе с тем получили отражение нормы Закона русского.

Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право. Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и в последующие (за киевским) периоды отечественной истории.

Русская Правда составлялась на протяжении длительного времени (в ХI-ХII вв.), но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Русскую Правду принято делить на три редакции (большие группы статей, объединенные хронологически и смысловым содержанием): Краткую, Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого.

Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой редакции и целиком посвящена уголовному праву. Правда Ярославичей включает следующие два десятка статей Краткой редакции (так называемый Академический список). Сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии ближайшего окружения. Составление текста относится примерно к середине XI в.

Со второй половины того же столетия стала формироваться Пространная редакция, сложившаяся в окончательном варианте в XII в. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан правовой статус различных категорий населения. К XIII-ХIV вв. относится возникновение Сокращенной редакции, которая представляет собой выборку из статей Пространной Правды, приспособленных для регулирования более развитых общественных отношений периода политической раздробленности на Руси.

Кроме русской Правды из правовых источников были известны церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от которых пошла история церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов.

Вся совокупность правовых обычаев и законов, действовавших на Руси, создавала основу для довольно развитой системы древнерусского права. Как и всякое феодальное право, оно было правом-привилегией, т.е. закон предусматривал неравноправие людей, принадлежавшим к разным социальным группам. Так, холоп не имел почти никаких прав. Весьма ограниченной была правоспособность смердов, тем более закупов. Зато права и привилегии феодального общества закон брал под усиленную защиту.

Гражданское право. Русская Правда и другие источники древнерусского права довольно четко различают две основные части гражданского права - право собственности и обязательственное право. Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю. Феодальная собственность оформляется в виде княжеского домена (земельного владения, принадлежащего данному княжескому роду), боярской или монастырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. Кроме собственности на землю, она говорит и о праве собственности на другие вещи - коней, тягловый скот, холопов и пр.

Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятием преступления и называются обидой.

Для древнерусского обязательственного права характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на личность должника, а порою даже на его жену и детей. Основными видами договоров были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма. Договоры заключались в устной форме, но в присутствии свидетелей - послухов. При продаже краденной вещи сделка считалась недействительной, а покупатель имел право требовать возмещения убытков.

Наиболее полно в Русской Правде регламентирован договор займа. Закон в виде объекта займа называет не только деньги, но и хлеб, мед. Существуют три вида займа: обычный (бытовой) заем, заем, совершаемый между купцами (с упрощенными формальностями), и заем с самозакладом - закупничество. Просматриваются различные виды процентов в зависимости от срока займа. Срок взимания процентов ограничен двумя годами. Если должник выплачивал проценты в течение трех лет, то он имел право не возвращать кредитору одолженной суммы. Краткосрочный заем влек за собой наиболее высокую процентную ставку.

Брачно-семейное право развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально действовали обычаи, связанные с языческим культом. Одной из форм индивидуального брака в языческую эпоху было похищение невесты (в том числе мнимое), другой – покупка. Довольно широко было распространено многоженство. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права - моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи.

По Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством. Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14-15 лет для мужчины и 12-13 лет для женщины). Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству. Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.

Наследственное право. Понятие наследства возникает непосредственно с появлением частной собственности; вместе с тем наследственное право восточных славян, получившее распространение после образования Древнерусского государства, сохраняло многие черты патриархальных отношений. При наследовании по закону, т.е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего (на наследников возлагалась лишь обязанность выдать сестер замуж). Наследственная масса делилась поровну, но младший сын имел преимущество - он получал двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу. Право отца распоряжаться имуществом при составлении завещания не ограничивалось. Исключение из этого правила состояло в том, что он не мог завещать имущество дочери.

Уголовное право. В Древнерусском государстве преступление именовалось обидой. Под этим подразумевалось нанесение какого-либо вреда потерпевшему. Но вред, как известно, может быть причинен как преступлением, так и гражданско-правовым нарушением (деликтом). Таким образом, Русская Правда не различала преступление и гражданско-правовое нарушение (схема 6).

Схема 6. Система преступлений по “Русской Правде”

Русская Правда не знает возрастных ограничений уголовной ответственности, понятия невменяемости. Состояние опьянения ответственности не исключает. Зато Русской Правде известно понятие соучастия. Проблема решается просто: все соучастники преступления отвечают в равной степени.

Русская Правда различает ответственность в зависимости от субъективной стороны преступления. Не проводит различия между умыслом и неосторожностью, но различает два вида умысла - прямой и косвенный. Это отмечается при ответственности за убийство: убийство при сведении счетов карается высшей мерой наказания - потоком и разграблением, убийство, же в "сваде" (драке) - только вирой (схема 7). По субъективной стороне различается и ответственность за банкротство: преступным считается только умышленное банкротство. Состояние аффекта исключает, согласно нормам Русской Правды, ответственность. Что касается объективной стороны преступных деяний, то подавляющее число преступлений совершается путем действия. Лишь в очень немногих случаях наказуемо и преступное бездействие (утайка находки, длительное невозвращение долга).

Схема 7. Система наказаний по Русской Правде

Русская Правда знает лишь два родовых объекта преступления - личность человека и его имущество. Отсюда только два рода преступлений. Но каждый род включает довольно разнообразные виды преступных деяний. Среди преступлений против личности следует назвать убийство, телесные повреждения, побои, оскорбление действием. Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство.

Суд и судопроизводство. В Древнерусском государстве суд не был отделен от администрации. Посадники и другие должностные лица, осуществлявшие правосудие, получали определенную часть вир и продаж, взимаемых при рассмотрении дел. Кроме того, они вознаграждались и сторонами - участниками процесса. Высшей судебной инстанцией был великий князь.

Древнерусское право еще не знало разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя некоторые процессуальные действия могли применяться только по уголовным делам (гонение следа, свод). Во всяком случае, и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны были равноправны. Обе стороны в процессе назывались истцами.

Русская Правда знает две специфические процессуальные формы досудебной подготовки дела - гонение следа и свод. Гонение следа - это отыскание преступника по его следам. Если след привел к дому конкретного человека - значит, он и есть преступник, если в село - ответственность несет община, если потерялся на большой дороге - поиск преступника прекращается.

Если ни утраченная вещь, ни похититель не найдены, потерпевшему не остается ничего другого, как прибегнуть к закличу, т.е. объявить на торговой площади о пропаже в надежде, что кто-нибудь опознает украденное или потерянное имущество у другого лица. Человек, у которого обнаружится утраченное имущество, может, однако, заявить, что он приобрел его правомерным способом, например, купил. Тогда начинается процесс свода. Владелец имущества должен доказать добросовестность его приобретения, т.е. указать лицо, у которого он приобрел данную вещь. При этом достаточно показаний двух свидетелей и мытника - сборщика торговых пошлин.

Закон предусматривает определенную систему доказательств, в том числе свидетельские показания. Различаются две категории свидетелей - видоки и послухи. Первые - свидетели в современном смысле слова, очевидцы происшествия. Послухи - это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук.

В Древнерусском государстве появляется целая система формальных доказательств - ордалии. Среди них следует назвать судебный поединок - "поле". Победивший в поединке выигрывал дело, поскольку считалось, что бог помогает правому.

Другим видом "суда божьего" были испытания железом и водой. Испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств, причем в более серьезных случаях, чем испытание водой. Особым видом доказательства была присяга - "рота". В некоторых случаях имели доказательственное значение внешние признаки и вещественные доказательства.

В Русской Правде видны определенные формы обеспечения исполнения судебного решения, например, взыскание виры с убийцы. Специальное должностное лицо - вирник являлся в дом осужденного с многочисленной и вооруженной свитой и "терпеливо" ждал, пока тот заплатит штраф, получая каждый день обильное натуральное содержание. Преступнику выгодней было как можно быстрее разделаться со своим долгом и избавиться от неприятных "гостей".

За основную массу преступлений наказанием была "продажа" - уголовный штраф.

Читайте также: