Что включает в себя деятельность по правовому просвещению обучающихся

Обновлено: 08.07.2024

Современные формы работы по правовому воспитанию обучающихся и правовому просвещению родителей обучающихся

Рябова Нина Вячеславовна-учитель математики и информатики МКОУ СОШ с.Новоросляевка

В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, асоциальным поведением, насилием, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности. Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство - это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, уникальности каждого человека, неповторимости. С раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, желаниями, способностями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.
Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность раскрыться как личность, само реализоваться.

Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, за наилучшее его обеспечение. Задача педагога познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Все это можно сделать на родительском собрании, конференции, на праздниках, на совместных занятиях с детьми, путём вывешивания информации на стендах. А для знакомства детей с их правами рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, праздники, беседы, коллективное обсуждение сказок, рассказов. Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка, содействовать защите прав и достоинства детей.

Уже в раннем возрасте детям необходимо прививать основы правовых зна ний, при этом формируя четкое представление не только о правах, но и об обязанно стях, ответственности. Важно воспитывать обучающихся в духе неукосни тельного соблюдения законов.

Сегодня многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта законопослушного поведения, правовой компетентности.

Важной составной частью процесса правового воспи тания старшеклассников является участие их в активной правоохранительной деятельности. Именно в процессе ак тивной правоохранительной деятельности старшеклассники учатся практически применять нормы действующего за конодательства в повседневной жизни, приобретают опыт использования их в борьбе против правонарушений.

Особенно серьёзно нужно продумывать меры по повышению правовой культуры родителей учащихся, согласно, Конституции РФ, которые обязаны заботиться о воспитании детей, растить их достойными членами общества и нести ответственность за соблюдение их детьми морально-правовых норм.

Система работы по повышению правовой культуры родителей должна включать в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие, как университеты и лектории педагогических и правовых знаний, родительские собрания и конференции. Эти формы работы положительно влияют на основную массу родителей.

Можно предложить учителям, преподавателям использовать следующие формы работы правового воспи тания старшеклассников :

Организация для школьников старших классов научных кружков правовой направленности.

Организация в общеобразовательных учреждениях школьных юридических консультации.

Создание клуба юного юриста.

Работа школы правовых знаний под девизом "Молодежь - не проблема, а ресурс общества".

Проведение конкурсов юных друзей закона на лучшее знание: государственной символики России; конституционных прав и обязанностей гражданина Российской Федерации; прав ребенка и др.

Создание правовой игры "Обязан и имею право", "Воспитай в себе гражданина".

Организация мероприятий социальной направленности с участием подростков и молодежи, благотворительных лотерей, благотворительных концертов, работы по благоустройству территорий, всевозможные акции милосердия.

Организация встреч с ветеранами правоохранительных органов ежегодно перед профессиональными праздниками.

Организация "дней открытых дверей" в подразделениях правоохранительных органов, встреч с практическими работниками.

Организация детей и подростков в защиту экологии, за чистоту городов, поселков, водоемов и др.

Проведение конкурса рисунка по антинаркотической тематике среди школьников старших классов.

Организация походов и поездок детей по историческим местам.

Организация спортивных мероприятий, посвященных Всемирному Дню здоровья и Международному Дню защиты детей, спартакиады "Быстрее, выше, сильнее".

Выставка творческих работ.
Уроки правовых знаний - "Детство без насилия", "Мои права и обязанности", "Имею право на права", "Конвенция ООН о правах ребенка". Цель уроков: правовое просвещение школьников; выработка умений противостоять жестокому обраще нию среди подростков и в семье.
Просмотр и обсуждение фильмов, слайд-фильмов "Наши права и обязанности”, “Твои правовой статус".
Тематические классные часы:

  • "Азбука прав и обязанностей несовершеннолетних";
  • "Счастлив тот, кто счастлив дома";
  • "Право на имя";
  • "Я ребенок, я имею право".

Старшеклассники на классных часах изучают права и обязанности человека, которые должны соблюдаться в обществе. Они узнают и смысл таких понятий, как право нарушение, преступление, наказание, выбор, права, обязанности.

В библиотеке организуется выставка литературы по правовому просве щению, где школьники, родители, педагоги могут ознакомиться с новинками периодической печати, учебными пособиями, в которых освещается правовая тематика.
10 декабря празднуется Международный день прав человека. В этот день ребята могут принять участие в интернет-олимпиаде на знание прав человека.

12 декабря в России отмечается День Конституции. Ребята могут участвовать в вик торине "А что ты знаешь о Конституции?".

Правовое воспитание современных школьников не может ограничиваться рамками образовательного учреждения. Практика показывает, как важно научить ребенка использовать правовые знания в реальной жизни, помочь преодолеть трудности и не совершать правонарушения.

Темы мероприятий по правовому воспитанию

Мероприятия по правовому воспитанию

Воспитание правовой культуры подрастающего поколения – это целый комплекс мер и методов, формирующий его гражданские позиции. Научить детей знать свои права, уважать права других людей, цивилизованно решать конфликты и споры – вот основные задачи правового воспитания в средней общеобразовательной школе.

Мероприятия по правовому воспитанию школьников планируются педагогическим коллективом школы совместно с администрацией города (района). Такие мероприятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Их цель – формирование правовой культуры учащихся. Это значит формирование:

  • элементарных понятий о правах и обязанностях;
  • понятий о демократии и правах человека;
  • понятий об уголовной ответственности;
  • уважения к правам человека и свободе личности
  • толерантности.

Планирование мероприятий по гражданско-правовому воспитанию в школе

Современная школа – это важный социальный институт, в котором тесно соприкасаются интересы государства, общества и личности. Воспитание юридически-грамотного гражданина – как раз тот случай, когда интересы распределяются поровну. Дети – самые уязвимые в юридическом плане, граждане, поэтому их правовое воспитание у государства в приоритете.

? Правовое воспитание лежит за пределами учебной программы, поэтому его задачи, в основном, решаются средствами внеклассной деятельности.

Такие мероприятия могут иметь различные формы, их целевой аудиторией являются как сами учащиеся, так и их родители (законные представители) Цели и задачи мероприятий напрямую зависят от возраста детей.

В составлении плана по гражданско-правовому воспитанию в школе принимают участие:

  • классные руководители;
  • социальный педагог;
  • заместитель директора по внеклассной работе;
  • педагог-организатор.

Этот план составляется на 1 учебный год, заверяется руководитель учебного заведения. Ответственность за проведение правовых мероприятий четко указывается в планировании. Помимо педагогического состава школы, к участию в мероприятиях подключаются сотрудники правоохранительных органов, службы защиты детей и социальных служб.

Планирование и проведение мероприятий по гражданско правовому воспитанию учащихся школ осуществляется на основании:

Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе

Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.

В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.

Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках классного часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).

Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие школьники учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.

Примерные темы мероприятий по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов средней школы

Классный час по правовому воспитанию у младших школьников

Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах

Учащиеся средних и старших классов – вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.

Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно.

Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.

Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:

  • Беседа;
  • Тематический классный час;
  • Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики);
  • Игры, конкурсы, викторины;
  • Экскурсии;
  • Выставки, наглядная агитация;
  • Встречи – лекции с представителями социальных структур;
  • Родительский всеобуч.

Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов

В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:

Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.

Сегодня необходима более масштабная работа по правовому просвещению, нравственному воспитанию, духовно-культурному развитию личности, которая должна осуществляться совместными усилиями государственных и общественных структур.

Важнейшей задачей, стоящей сегодня перед нашей школой является развитие правовой культуры и механизмов защиты прав несовершеннолетних. Особое место в этом процессе занимает целенаправленная деятельность по повышению правовой культуры детей, знакомство их с основными международными и отечественными юридическими документами, в которых зафиксированы основные права детей. Дети - это особая социально-демографическая группа населения, тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе. В связи с этим, на современном этапе развития нашего общества очень важно, чтобы не только взрослые знали о правах детей, но и главное, чтобы сами дети знали свои права.

- снижение уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;

-профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, формирование культуры семейных отношений;

- акцентировать внимание учащихся, их родителей и педагогов на вопросах становления правового пространства России;

- способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;

- помогать школьникам составить собственные представления и сформировать личностные установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях общества;

- способствовать развивать компетенции учащихся для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции;

Исполнители Программы несут ответственность за своевременность и точность выполнения мероприятий.

Становление и развитие права становятся объектом изучения в курсе истории. Отдельные аспекты правовых отношений рассматриваются целым рядом школьных предметов, а также программ "Полезные привычки", "Полезные навыки", "Дом. Образование. Милиция".

Тематика бесед и иных форм проведения классных часов и иных внеурочных мероприятий по правовым вопросам в большей или меньшей степени реализуется в работе школы.

Одним из важнейших условий обеспечения эффективности реализации Программы является доступ учащихся и педагогов к правовой литературе, содержащейся в библиотечном фонде школы и городских библиотек, и Интернет-ресурсам.

При определении содержания, форм и методики проведения мероприятий в рамках Программы важно учитывать следующее:

- необходимость деятельностного подхода в учебной работе учащихся в активном и интерактивном режиме;

-целесообразность использования методик учебного сотрудничества, различных вариантов работы в группах, кооперации, моделирования жизненных ситуаций;

формированию ответственного понимания обучающимися своего гражданского долга и конституционных обязанностей;

закреплению знаний обучающихся своих прав и обязанностей, проявлению интереса к событиям общественной жизни;

снижению числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам;

Практическая направленность гражданского воспитания предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, - важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе самостоятельной работы школьники должны освоить предметные (специальные умения) и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод.

Раздел IV. Политика и право (6 уроков)

Государство и граждане

Право на службе человека

Конституция - основной закон страны

Право и правопорядок

Как защититься от несправедливости

7 класс

Раздел 3. Подросток и закон (5 уроков)

Юридические границы подросткового возраста

Подросток как гражданин

Подросток и его права

Опасный путь преступной жизни

9 класс

Раздел 5. Человек и его права (14 уроков)

Право, его сущность и особенности

Право и имущественные отношения

Потребитель и его права

Правовые основы брака и семьи

Правонарушения и виды юридической ответственности

Человек и его права

10 класс

Раздел 3. Право

Глава 7. Право как особая система норм (13 уроков)

Право в системе социальных норм

Правоотношения и правонарушения

Современное российское законодательство

Предпосылки правомерного поведения

Общество в развитии

Человек и общество

Человек и общество

11 класс

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений (22 урока)

Гуманистическая роль естественного права

Законотворческий процесс в РФ

Гражданин, его права и обязанности

Права и обязанности налогоплательщика

Способы защиты экологических прав

Субъекты гражданского права

Право на интеллектуальную собственность

Занятость и трудоустройство

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

Особенности уголовного процесса

Наркотики. Употребление и злоупотребление (8 класс)

ВИЧ/СПИД - роковой спутник наркомана (9, 10, 11 классы)

Насилие и закон (9 класс)

Наркотики, насилие и закон (9 класс)

Как сказать наркотикам: "Нет!" (8 класс)

Создание позитивных дружеских отношений (7, 8 классы)

Разрешение конфликтов без насилия (6 класс)

Наркотики, зависимость и последствия (10 класс)

Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм (11 класс)

Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок (7-9 классы)


В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, асоциальным поведением, насилием, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности. Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство - это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, уникальности каждого человека, неповторимости. С раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, желаниями, способностями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.
Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность раскрыться как личность, само реализоваться.

Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, за наилучшее его обеспечение. Задача педагога познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Все это можно сделать на родительском собрании, конференции, на праздниках, на совместных занятиях с детьми, путём вывешивания информации на стендах. А для знакомства детей с их правами рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, праздники, беседы, коллективное обсуждение сказок, рассказов. Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка, содействовать защите прав и достоинства детей.

Уже в раннем возрасте детям необходимо прививать основы правовых знаний, при этом формируя четкое представление не только о правах, но и об обязанностях, ответственности. Важно воспитывать обучающихся в духе неукоснительного соблюдения законов.

Сегодня многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта законопослушного поведения, правовой компетентности.

Важной составной частью процесса правового воспитания старшеклассников является участие их в активной правоохранительной деятельности. Именно в процессе активной правоохранительной деятельности старшеклассники учатся практически применять нормы действующего законодательства в повседневной жизни, приобретают опыт использования их в борьбе против правонарушений.

Особенно серьёзно нужно продумывать меры по повышению правовой культуры родителей учащихся, согласно, Конституции РБ, которые обязаны заботиться о воспитании детей, растить их достойными членами общества и нести ответственность за соблюдение их детьми морально-правовых норм.

Система работы по повышению правовой культуры родителей должна включать в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие, как университеты и лектории педагогических и правовых знаний, родительские собрания и конференции. Эти формы работы положительно влияют на основную массу родителей.

Можно предложить учителям, преподавателям использовать следующие формы работы правового воспитания старшеклассников:

Организация для школьников старших классов научных кружков правовой направленности.

Организация в общеобразовательных учреждениях школьных юридических консультации.

Создание клуба юного юриста.

Работа школы правовых знаний под девизом "Молодежь - не проблема, а ресурс общества".

Проведение конкурсов юных друзей закона на лучшее знание: государственной символики Беларуси; конституционных прав и обязанностей гражданина Республікі Беларусь; прав ребенка и др.

Создание правовой игры "Обязан и имею право", "Воспитай в себе гражданина".

Организация мероприятий социальной направленности с участием подростков и молодежи, благотворительных лотерей, благотворительных концертов, работы по благоустройству территорий, всевозможные акции милосердия.

Организация встреч с ветеранами правоохранительных органов ежегодно перед профессиональными праздниками.

Организация "дней открытых дверей" в подразделениях правоохранительных органов, встреч с практическими работниками.

Организация детей и подростков в защиту экологии, за чистоту городов, поселков, водоемов и др.

Проведение конкурса рисунка по антинаркотической тематике среди школьников старших классов.

Организация походов и поездок детей по историческим местам.

Организация спортивных мероприятий, посвященных Всемирному Дню здоровья и Международному Дню защиты детей, спартакиады "Быстрее, выше, сильнее".

Выставка творческих работ.

Уроки правовых знаний - "Детство без насилия", "Мои права и обязанности", "Имею право на права", "Конвенция ООН о правах ребенка". Цель уроков: правовое просвещение школьников; выработка умений противостоять жестокому обращению среди подростков и в семье.
Просмотр и обсуждение фильмов, слайд-фильмов "Наши права и обязанности”, “Твои правовой статус".


Тематические классные часы:

  • "Азбука прав и обязанностей несовершеннолетних";
  • "Счастлив тот, кто счастлив дома";
  • "Право на имя";
  • "Я ребенок, я имею право".

Старшеклассники на классных часах изучают права и обязанности человека, которые должны соблюдаться в обществе. Они узнают и смысл таких понятий, как правонарушение, преступление, наказание, выбор, права, обязанности.

В библиотеке организуется выставка литературы по правовому просвещению, где школьники, родители, педагоги могут ознакомиться с новинками периодической печати, учебными пособиями, в которых освещается правовая тематика.
10 декабря празднуется Международный день прав человека. В этот день ребята могут принять участие в интернет-олимпиаде на знание прав человека.

15 марта в Беларуси отмечается День Конституции. Ребята могут участвовать в викторине "А что ты знаешь о Конституции?".

Правовое воспитание современных школьников не может ограничиваться рамками образовательного учреждения. Практика показывает, как важно научить ребенка использовать правовые знания в реальной жизни, помочь преодолеть трудности и не совершать правонарушения.

Методические рекомендации по формированию правовой культуры у обучающихся в учреждениях образования

Школьный возраст является значимым периодом формирования правовой культуры. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина. В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор зависит его гражданская позиция. Актуальной является необходимость разъяснять подросткам и их родителям права, обязанности и ответственность, которыми они обладают в соответствии с законодательством Республики Беларусь; осуществлять консультирование по правовым вопросам; оказывать содействие в определении форм устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; в организации досуга и занятости обучающихся.

Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Правовое воспитание - это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.

В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.

Приоритетные ценностные ориентиры в правовом воспитании:

  1. Ученик как личность в своей неповторимости и уникальности, его мир в единстве внешних проявлений и внутренних переживаний, его права и жизненные интересы, настоящее и будущее.
  2. Честь и Достоинство как нравственный критерий и регулятор жизненного и профессионального самоопределения личности, его деятельности и отношений всех субъектов образовательного процесса, как нравственная основа творческой социально направленной самореализации.
  3. Личное и Общественное благо как ключевая жизненная цель гражданина России, как гармоническое соединение в жизни школьника личностного и коллективистского начал.

План мероприятий в рамках реализации проекта

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья (к Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом, 1 марта)

Я выбираю здоровье (ко Всемирному дню здоровья, 7 апреля)

Мы против жестокого обращения с детьми! Профилактика насилия в семье (ко Всемирному Дню семьи)

Профилактика наркотической и алкогольной зависимости – залог здоровой нации

Противодействие торговли людьми и использованию рабского труда (ко Всемирному дню борьбы с торговлей людьми, 30 июля)

Основные причины подростковой преступности и пути их решение

Социально-психологическая профилактика суицидального поведения среди молодежи (ко Всемирному дню предотвращения суицидов)

Кибербуллинг как новая форма угрозы безопасности личности ребенка

Стресс и стрессоустойчивость. Как повысить стрессоустойчивость подростков

Буллинг в подростковой среде: причины и последствия

Профилактика конфликтов в молодежной среде

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Читайте также: