Лихоимство мздоимство казнокрадство фаворитизм как исторические формы проявления коррупции

Обновлено: 02.07.2024

Коррупция описывается в СМИ как серьезный барьер на пути здорового развития общества, социальное зло, требующее вмешательства и устранения. Но эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно полного и точного знания его сущности, конкретных условий возникновения и последствий.

Все вышесказанное послужило своего рода толчком к началу подробного изучения коррупции. Но в силу сложности как самого явления коррупции, так и его изучения, сегодня только начинается разработка теоретических подходов в этом направлении. А так как с коррупцией приходится сталкиваться довольно часто, работа исследователей опирается на конкретные формы проявления рассматриваемого явления в различных сферах общественной жизни.

§1. Понятие коррупции.

Коррупция – явление отнюдь не новое в жизни общества, оно имеет многовековую историю и присуще буквально всем государствам. В России первое упоминание о борьбе с коррупцией встречается в судебнике 1497 г., где речь идет о мздоимстве, т. е. о получении взятки. В более позднем судебнике 1550 г. наряду с мздоимством уже фигурировало и лихоимство. Под ним понималось получение должностным лицом судебных органов завышенных пошлин.

Затем круг проявлений коррупции, зафиксированный юридической практикой в России, стал еще шире. К мздоимству и лихоимству прибавились хищение государственного имущества и лиходейство. На протяжении всей многовековой истории России происходила борьба с различными формами коррупции, которая в отдельные периоды, например, при Петре I, наказывалась чрезвычайно жестоко, вплоть до смертной казни.

В феврале 1995 г. Международная группа по коррупции (МГК) Совета Европы приняла следующее определение коррупции: "Коррупцией, в той мере, в какой она попадает в сферу деятельности МГК, является подкуп (взятка), а равно и любое иное поведение в отношении лиц, наделенных полномочиями в государственном или частном секторе, которое нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса государственного должностного лица, лица, работающего в частном секторе, независимого агента. и имеет целью получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя либо иных лиц"[2].

В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В более узком смысле, под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Типична ситуация, когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (к примеру, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса), создает для этого искусственные незаконные преграды, чем понуждает своего клиента к даче взятки, что, как правило, и происходит. Эта ситуация соответствует традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки.

§2. Формы коррупции в России.

Коррупция – явление отнюдь не новое в жизни общества, оно имеет многовековую историю и присуще буквально всем государствам. Говорить о том, что коррупция возникла в современной России, не приходится, поскольку она существовала столько же, сколько существует государственность, только проявлялась она в разных формах.

Исторически различающимися в российском общественном мнении и праве формами коррупции были мздоимство - получение в нарушение установленного законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение законных действий (бездействия) по службе, и лихоимство - получение тем же лицом каких-либо преимуществ за совершение по службе незаконных действий (бездействия). Мздоимство и лихоимство могут проявляться на всех уровнях системы власти, при этом объемы сумм и масштабы вредного воздействия на общество могут бесконечно варьироваться.

В наше время наиболее характерными и распространенными формами проявления коррупции являются взяточничество, подкуп государственных и общественно-политических деятелей, чиновничества, незаконный протекционизм и др. Благоприятной почвой для коррупции служат огосударствление общественной жизни, бюрократизация общества и государства, чрезмерная централизация управления, процветание теневой экономики, отказ от реальной демократии и т.д. Особенно широкие масштабы коррупция приобретает в кризисных ситуациях, в периоды разложения социально-политических режимов, падения общественных нравов.

Различают несколько форм коррупции: низовая (мелкая, повседневная); вершинная (крупная, элитарная). Наиболее распространена и наиболее опасна коррупция во властных структурах, коррупция, связанная с использованием административного ресурса (политическая коррупция, которая может выступать и в форме низовой коррупции - взятка за регистрацию предприятия, и в форме вершинной - использование административного ресурса для получения "нужного" результата выборов). Помимо неэффективного расходования материальных и финансовых ресурсов политическая коррупция приводит к дискредитации демократических ценностей, к росту недоверия властям.

К низовой коррупции вплотную примыкает бюрократический рэкет. Эти явления имеют одинаковую природу и отличаются лишь тем, что, если коррупционер получает вознаграждение за услуги по взаимному согласию с предпринимателем, то чиновник-рэкетир вымогает взятку у бизнесмена помимо его воли. В случае, когда обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной организации, принято говорить о "вертикальной" коррупции. Она, как правило, выступает в качестве моста между коррупцией вершинной и низовой. Масштабная низовая коррупция и бюрократический рэкет предельно опасны, поскольку, во-первых, создают благоприятный психологический фон для существования остальных форм коррупции и, во-вторых, взращивают вертикальную коррупцию. Последняя же является исходным материалом для формирования организованных коррупционных структур и сообществ.

Известно, что взаимодействие власти с гражданином возникает в двух случаях:

1. Когда власть должна предоставить ему некоторые услуги (дать разрешение, предоставить справку). В подобных ситуациях коррупции способствует:

· сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных разрешительным принципом

· незнание гражданами своих прав на получение услуг и обязанностей чиновников на их предоставление

· сокрытие чиновниками информации о своих обязанностях и правах граждан

· усложненность бюрократических процедур

· монополия ведомств на предоставление услуг

· структурные особенности органов власти, при которых одно ведомство обладает полномочиями принимать властные решения, и оказывать услуги.

2. Когда власть, выполняя свою ограничивающую и регулирующую функцию, обязывает гражданина поделиться своими ресурсами с государством, взыскивая обязательные платежи или налагая штрафы за нарушения действующих норм. В этих ситуациях коррупции способствует отсутствие удобных процедур реализации гражданином своих обязательств, а также неадекватность штрафов, способствующих уклонению от их уплаты с помощью взяток.

Побороть коррупцию можно только в том случае, если знать истинные причины её возникновения. Для этого необходимо обратиться к истории. В первую очередь стоит сказать, что коррупция в России не появилась из ниоткуда. Её происхождение напрямую связано с традициями общества в период становления государственности на Руси в IX-X вв. Это период, когда представители государственной власти жили и обеспечивались материально благодаря общинной норме, установленной в государстве. Эти нормы не были одинаковы для всех чиновников. Согласно указанию в "Русской правде", с целью установления единых норм по обеспечению всех чиновников, были прописаны размеры данного обеспечения общиной.

За нарушение или несоблюдение данных положений не предусматривалось никаких санкций в законодательстве.

Это стало причиной неисполнения правовых норм со стороны государственных чиновников и со стороны членов общины. Это порождало конфликты между сторонами.

Такое развитие общественных отношений требовало решения в российском государстве. В первую очередь необходимо было менять судебную систему. Решение последовало в 1497 г., когда был принят "Судебник", который стал писанием для того, чтобы вершить правосудие. Согласно этому законодательному акту было впервые запрещено получение материальных ценностей при ведении судебных дел и жалоб государственными чиновниками.

Посулы – это получение должностным лицом, который осуществляет правосудие или занимается разрешением спора, поборов, взяток, подношений и т.п.

Надо сказать, что данная статья не предусматривала санкций за получение посула, но за совершение такого правонарушения должностное лицо наказывалось главой государства на свой взгляд. Из чего можно сделать вывод, что коррупция в качестве правового явления, которое направлено против интересов правосудия, появилось на Руси в форме получения взятки.

Царь Иван IV Грозный ввёл Судную грамоту в 1561 г. Она определяла санкции за получение взятки судебными чиновниками местного земского управления. В 1649 г. за взяточничество и другие формы корыстных побуждений была введена уголовная ответственность, согласно Соборного уложения. В десятой главе "О суде" данные виды преступлений интерпретировались как преступления, направленные против интересов правосудия.

При Петре I судебная система претерпевала существенные изменения, у том числе и уголовное законодательство России за проявление коррупции и взяточничество. Государя серьёзно волновали проблемы продажности государственных чиновников. Примечательно, что именно при Петре I коррупция возымела огромнейший размах, и царь принял решение жёстко с ней бороться.

Эпизодом, который хорошо описывает ситуацию, является тот момент, когда спустя многих лет следствия был разоблачён в своих коррупционных делах и повешен губернатор из Сибири Гагарин. Спустя ещё три года четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова, того самого, который разоблачил Гагарина.

Взяточничество и коррупция процветали в этот период ещё сильнее, чем прежде. Должностные лица быстро реагировали на ситуацию и принимали меры, которые помогали им по-прежнему получать выгоду от нахождения на государственной службе посредством наживи и использовании своего положения.

А. О. Ключевский рассказывая о периоде правлении Петра I, замечал: "При Петре I казнокрадство и взяточничество достигли размеров, небывалых прежде – разве только после".

История коррупции

Династия Романовых и весь период их правления в истории отмечен как время, когда коррупция представляла собой огромную статью дохода начиная от мелких государственных служащих и заканчивая сановниками.

После смерти Петра I за преступления, связанные с коррупцией в формах мздоимства, лихоимства, вымогательства и хищения, виновных больше не наказывали так жестоко. Об этом говорят многие исследователи.

В 1731 г. при Анне был арестован казанский губернатор Волынский за получение взятки размером 2500 руб. Он признался в преступлении и в качестве наказания был освобождён от занимаемой должности. Князья Иван и Алексей Долгорукие за хищение государево имущества были лишены всех чинов и сосланы в деревню.

При Екатерине II санкции за взяточничество также не были такими суровыми, как при Петре I.

В 1845 г. было принято "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных", которое предусматривало изменение и дополнение законодательства об ответственности за взяточничество и коррупцию. Новые нормы предусматривали в шестой главе пятого раздела уголовную ответственность за корыстные побуждения во время несения государственной службы, в том числе взяточничество.

За получение вознаграждения, которое не предусмотрено законодательством России, лицом органов государственной власти и управления, сопряжённое с нарушением обязанностей по службе, предусматривалась ответственность по ст. 402 Уложения. Определялось наказание в виде лишения свободы сроком от года до трёх лет или сечение розгами в количестве от 70 до 80 ударов и помещение в арестантские роты на срок от двух до пяти лет.

Смягчающим обстоятельством могло послужить раскаяние должностного лица, тогда наказание могло быть в виде строгого выговора суда или освобождение от должности.

Уложение было введено в действие в 1845 г. – это событие стало одним из самых знаковых в XIX в. касательно правового обеспечения и борьбы с преступностью в России. Указанный правовой документ подразумевал дифференцированную уголовную ответственность за любой вид и форму получения вознаграждения, которое не предусмотрено законодательством, должностными лицами государственных органов власти и управления. Наказание зависело от степени их опасности для общества и последствий, которые наступали после совершения конкретным лицом правового нарушения. Также принимались во внимание смягчающие обстоятельства.

Уложение, которое было принято о наказаниях уголовных и исправительных в 1866 г. в новой редакции в корне ничего не изменило, правовые нормы, регулирующие уголовную ответственность за взяточничество остались прежние.

Учёные-историки, которые занимаются изучением материалами статей, выходивших в XIX и начале XX вв., сходятся во мнении, что в качестве основного наказания за взяточничество в данный период времени применяли уголовную ответственность к представителям исполнительной власти, чьё положение не имело должностной ответственности.

В Судебной газете в 1895 г. был размещён материал об осуждении рядового московского жандармского дивизиона Б. за то, что ". находясь возле городского манежа и будучи обязан смотреть за порядком вообще и размещать извозчиков на указанных местах, он стал требовать от извозчиков, пользуясь своим служебным положением, по пять копеек за право стоять около манежа и в силу этого требования получил от одного извозчика семь копеек. Суд назначил ему наказание: отдачу в арестантские роты на один год с лишением всех особых прав и преимуществ воинского звания и исключением из воинской службы".

Стоит отметить, что самого большого размаха коррупция в России достигла во времена правления императора Николая II. В качестве примера можно вспомнить, как продавались и покупались высшие должности в правительстве. Активное участие в этом процессе принимал Распутин. Кроме того, история помнит случаи, когда за крупные взятки от промышленников формировались заказы в военной сфере. Здесь же можно упомянуть продажи планов военных наступлений в годы Первой мировой войны. Более того, беззастенчивый административный грабёж населения имел место быть в условиях военного времени.

Коррупция является сложным социальным феноменом, исторические корни которого уходят в глубокую древность и связаны с обычаем делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения и впоследствии– поддержки в решении возникающих проблем в корыстных интересах.

Понятие коррупции в политическом значении первым использовалАристотель, который определял тиранию как испорченную, т.е. коррумпированную форму монархии.

По мере развития человеческого общества коррупция перестает быть

В древние времена основным коррупционным злом определялосьтакже и воровство из казны (казнокрадство), борьба с которым считаласьважнейшей задачей правителей.Коррупция различалась и по тому, происходило ли получение взяткиза совершение законных действий(мздоимство) или незаконных действий(лихоимство).

Впервые наказание судей за взятку было введено в Судебнике 1497 г., принятом в царствование Ивана III.Его внук Иван IV (Грозный) ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

В Судебнике 1550 г., вопрос взяточничества стал рассматриваться более детально. Так, для дьяка, который за взятку составил подложный протокол или исказил показания сторон, было предусмотрено наказание в форме тюремного заключения, а также штраф в размере суммы иска.




В XVIIІв. приПетре I мздоимцев били батогами, клеймили, ссылали. Но их жажда к наживе была неискоренима. Петр даже грозился издать указ, по которому любой укравший у государства деньги, на которые можно купить веревку, будет повешен. Однако опасаясь остаться вовсе без подданных (ведь на тот момент воровали уже все госслужащие вплоть до генерал-прокурора Ягужинского), Петр так и не издал такой указ, ограничившись приказом вешать только крупных взяточников.

Самым скандальным коррупционным делом в XVIII веке было делокнязя А.Д. Меньшикова – одного из приближенных императора Петра I.Он воровством, взятками и шантажом в России и на завоеванных территориях Польши и Украины создал значительное по тем временам состояние.

Согласно историческим сведениям, после смерти Петра I у опального князя было изъято 4 млн. наличной монетой, 9 млн. руб., вложенных в банки Голландии и Англии, бриллиантов и драгоценностей на 1 млн. руб. и 1,5 т золотой посуды. Кроме того, у него было конфисковано 90 тыс. крестьянских душ и отобрано 8 городов.

Фиксированное жалованье чиновникамв Российской империи было введено лишь в 1715 году. Но из-за частых войн казна истощилась и не всегда могла выплачивать жалованье вовремя и в надлежащем размере. После смерти Петра I жалованье чиновникам отменили, считая это разорением для казны. Замечено было также, что чиновники брали взятки независимо от того, получали они жалованье или нет.

Государственные оклады судьям и канцелярским служащим были вновь установлены лишь в годы правления Екатерины II, причем эти оклады были вполне достаточны для безбедного существования. Даже в уездных учреждениях жалованье служащего средней руки составляло 30 рублей в месяц, в то время как пуд зерна стоил 10 – 15 копеек. Взяточничество по-прежнему процветало.

Во второй половине XX века коррупция становитсямеждународной проблемой.Впервые о коррупции во властных структурах открыто заговорили в 1990г., когда президент Пакистана отправил правительство БеназираБхутто в отставку в связи с обвинениями в коррупции и некомпетентности.

В США, по заявлению заместителя госсекретаря США С. Айзенстата, за период с 1994 по 2001 гг. американские компании потеряли при заключении международных контрактов около 24 млрд. долларов по причинам, связанным с коррупцией.

Среди наиболее коррумпированных сфер деятельности в России сегодня выделяются: таможенные органы, налоговые органы, медицинские учреждения и организации, службы ГИБДД, судебные органы, правоохранительные органы, образовательные учреждения, органы исполнительной и законодательной власти, кредитно-банковская система, лицензирование и регистрация предпринимательской деятельности.

Сегодня все страны Содружества, как и страны дальнего зарубежья, в значительной степени поражены коррупцией ипока ни одному государству в мире не удалось полностью решить данную проблему.

Понятие коррупции

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции нетединого канонического определения. Социологи, специалисты по управлению, экономисты, юристы и просто граждане по-разному трактуют это понятие.

Формы проявления коррупции.

Взяточничество, являющееся характерным проявлением коррупции, рассматривается как корыстное служебное (должностное) преступление, суть которого заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью.

Где грань между взяткой и подарком?

Взятка – это вознаграждение в обмен на благоприятное решение вопроса, входящего в компетенцию должностного лица. Подарок – это вознаграждение, которое не обусловлено необходимостью совершения должностным лицом каких-либо действий по службе. В Уголовном кодексе ответственность за его получение не предусмотрена. Однако закон о борьбе с коррупцией разрешает должностным лицам принимать подарки только в виде сувениров при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Получение иных подарков запрещено и является коррупционным правонарушением.

Непотизм (от лат. nepos, род. п. nepotis – внук, племянник) – фаворитизм, кумовство (например, при найме на работу), предоставляемый родственникам или друзьям, вне зависимости от профессиональных достоинств. В более узком смысле – раздача римскими папами ради укрепления своей власти доходных должностей, высших церковных званий или земель близким родственникам. Был широко распространён в XV–XVI веках.

В современном мире эксперты также отмечают существование непотизма. В той или иной форме он свойственен подавляющему большинству стран. Высшие чиновники, как правило, не имеют возможности передать свою власть детям напрямую, однако они используют свои возможности для предоставления своим близким родственникам, например, руководящих должностей в крупных бизнес-структурах. Вред от непотизма заключается в том, что человек назначается на новую должность, не пройдя профессиональный отбор и часто не являясь хорошим специалистом. Данное явление рассматривается как проявление коррупции в соответствующей конвенции ООН.

Лобби́зм(англ. lobbyism, от англ. lobby – кулуары) – давление на парламентариев путём личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого – добиться принятия или отклонения законопроекта.

Другое значение термина лоббизм (то же что и "лоббирование") – институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

В более широком понимании лоббизм – деятельность заинтересованных лиц, способствующая принятию органами власти тех или иных решений, с использованием неформальных коммуникаций в органах власти.

Сегодня лоббизм делится на формальный (законодательно регулируется и, следовательно, отделен от коррупции) и неформальный. По прогнозам журнала Forbes, профессия лоббиста будет входить в Топ-10 главных профессий в 2011-2020 гг. На данный момент дисциплина "Лоббизм" отсутствует в реестре специальностей вузов в Беларуси и России. За рубежом образование в области GovernmentRelations дают ряд крупных университетов. Профессиональная подготовка в области взаимодействия с органами государственной власти в России ведется рамках направления "Политология" по профилю "Взаимодействие с органами государственной власти (GovernmentRelations)", который реализуется на факультете политологии Московского государственного университета.

Преступления в области приватизации – это вид экономической преступности, которая направлена на противоправное завладение государственным, коммунальным имуществом и связана с коррупцией, которая является главной составной организованной преступности и негативно действует на процесс производства и распределения общественного продукта.

Круг традиционных правонарушений, совершаемых в сфере приватизации, начинает расширяться за счёт всевозможных финансовых мошенничеств и расхищений, связанных с присвоением и невозвращением кредитов, которые причиняют значительные убытки государству и способствуют уходу средств в "теневой" оборот. Незаконная приватизация совершается следующими способами:

· приватизация имущества путём занижения его стоимости через определение её способом, не предусмотренным законом;

· использование поддельных приватизационных документов;

· приватизация имущества, которое не подлежит приватизации согласно закону;

· приватизация государственного, коммунального имущества неуполномоченным лицом;

· продажа или иная другая передача приватизационных бумаг лицом, которое не является их собственником;

· покупка или размещение и другие операции с приватизационными документами без определённого разрешения;

· представление неправдивых сведений в документах, необходимых для приватизации государственного, коммунального имущества или предприятия;

· несоблюдение требований относительно дальнейшего использования приватизированного объекта и других обязательных условий относительно приватизации.

Вымогательство в уголовном праве – преступление против собственности, заключающееся в требовании передачи имущества (или права на имущество) под угрозой насилия над лицом, введении или под охраной которого находится это имущество, или над его близкими, а также под угрозой оглашения позорящих сведений о них или истребления их имущества. Близкими лицами в этом случае считаются не только родственники, но и другие граждане, угроза применения насилия к которым может оказать соответствующее влияние на владельца имущества.

Среди основных видов деятельности, подпадающих под это определение, можно выделить следующие:

· формирование структуры органов исполнительной и законодательной власти;

Читайте также: