Является ли разделение властей на три ветви одним из признаков правового государства да нет частично

Обновлено: 18.05.2024

Принцип разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение—исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила — чиновничий аппарат, министерства и ведомства.

Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия).

20. Политическая система общества: сущность, структура, функции. Государство в политической системе.

Политическая система – это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных социально-политическим, правовым, идеологическим нормам, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Она включает в себя организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Политическая система как часть или подсистема совокупной общественной системы, взаимодействует с другими ее подсистемами: экономической, социальной, правовой, идеологической, культурной.

Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой государства, исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с родственными связями или без них, с развитыми или неразвитыми гражданскими отношениями и т.д.)

В зависимости от разных факторов, формируются разнообразные типологии политических систем. Выделим такие базовые модели, как:

1. командную – ориентированную на использование принудительных, силовых методов в управлении;

2. соревновательную – основной доминантой существования которой служит противостояние, противоборство различных политических и социальных сил;

3. социопримирительную – нацеленную на поддержание социального консенсуса и преодоление конфликтов.

К основным субъектам политической системы можно отнести: политические партии; массовые политические движения; общественные объединения (профсоюзы, союзы работников культуры); трудовые коллективы, коллективы граждан; различные ассоциации (промышленников, банкиров, фермеров и т.п.).

Поскольку ткань политических отношений образует взаимодействие частных и общих интересов, то необходим специальный механизм, орган, который бы упорядочивал политическую систему. Такой силой, объединяющей общество, разделенное на клас­сы, слои, этнические, и прочие социально-статусные группы, является государство. Потому что:

1. Определяя внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивая общественный порядок и оборону страны, государство выступает в качестве официального представителя всего общества.

2. Государство - это орган власти, правового принуждения, активно использующий санкции поощрения и наказания за соблюдение или нарушение установленных им норм, правил организации общественных отношений. Это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

3. Государство обладает исключительным правом на издание законов, имеющих общеобязательный характер, посредством которых осуществляется управление обществом, регламентация собственной деятельности государства.

4. В рамках государства осуществляется профессионализация управления общими делами, добровольная или принудительная передача государственным органам и их служащим полномочий на управление другими людьми.

5. Государство обеспечивает четкость границ политического пространства. Оно имеет географические пределы: территорию, на которую распространяется его власть, и граждан, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности, платящих налоги, т.е. материально обеспечивающих его деятельность.

6. Государство имеет материальные ресурсы для обеспечения своих функций и потребностей.

Ввиду всех указанных особенностей, государство занимает центральное, определяющее место в политической системе общества, поэтому его называют ядром политической системы.

Вопрос №21. Российское государство: особенности возникновения и эволюции, основные социально-исторические характеристики.

На формирование Российского государственности изначально оказывали воздействия условия и факторы общего характера ,т.е. экономические закономерности ,определяющие классовое расслоение общества- общие условия возникновения любого гос-ва.

Также на формирование государства оказывают воздействия и условия особенного характера влияющие на специфику с историческим периодом (т.е. хронологические рамки, геополитическое положение и идеологические условия).

В частности на возникновение Древнерусского гос-ва на особенности его формирования на начальной стадии оказывало географическое положение, с которым связывают воздействие западной и восточной правовой традиции.

Второй фактор - касающийся роли религии и религиозных институтов в период объединения земель.

Специфику Российской государственности исторически определяли:

- большие территориальные пространства

Все эти условия оказывали влияние на формы гос-ва, определяли особенности формы правления, формы территориал. устройства и особенности политических режимов, перечисленные факторы, которые играли влияние на формирование Российской государственности и определяют особенности современного состояния РФ.

Современное Российское гос-во имеет следующие характерные черты:

-по форме правления республика (обладающая признаками президентской модели)

-по территориал. устройству – смешанная федерация ( основанная на конституционном разграничении предметов ведения между федеральной властью и органами местного самоуправления субъектов. Это говорит о том, что субъекты федерации образованы как по национальному признаку так и по территориальному, и имеют разные статусы)

-политический режим - демократический

Вопрос №22 Современное Российское государство: форма, социально – историческая специфика, направления развития.

С принятием новой Конституции(1993года)завершился советский этап в развитии страны, был провозглашен курс на создание правового демократического гос-ва.

В этой связи в соответствии со статьей 1 Конституции РФ-Россия – является демократическим, республиканским, федеративным, правовым и социальным гос-вом.

По форме правления- президентская республика с элементами парламентской.

В главе 4 Конституции РФ содержится значительный перечень полномочий Президента РФ как главы гос-ва. Элементы парламентской республики нашли свое выражение в праве Гос.Думы выразить недоверие Правительству РФ . вместе с тем, вопрос об отставке Правительства решает Президент РФ.

Высшим представительным( законодательным ) органом является Федеральное собрание. Состоящие из двух палат Совета Федерации(верхняя палата) и Гос. Думы (нижней палаты).

По форме гос. устройства – федерация договорно-конституционная, асимметричная построенная по национальному(республики) и территориальному(края и области) признакам.

Политический режим демократичный т.к. в Конституции РФ закреплен широкий круг прав и свобод граждан, предусмотрены институты представительной и непосредственной демократии, система органов муниципального управления, демократического правосудия и.т.д.

Отличительные признаки Российского гос-ва:

-по своему типу современное Российское гос-во- переходное –постсоветское, т.е оно включает в себя черты советской государственности и укрепление демократических начал.

-Российское гос-во является посттоталитарным , так как в нем по-прежнему политическая целесообразность превалирует над нормами права.

-современное Российское гос-во по форме политико-территориального устройства сочетает в себе федеративные и конфедеративные начала (отношение центра со многими национально-государственными образованиями - на основе двухсторонних договоров и разделении компетенции)

Наряду с особенностями формы гос-ва, которые закреплены на конституцион. уровне т.е. юридически, следует отметить ряд особенностей не вытекающих из действующего законодательства.

- объективное стремление к централизованной власти

- приоритетное значение публичных интересов над частными

-основу правового регулирования составляет система законов(нормативно-правовых актов), что позволяет отнести правовую систему к романно- германской правовой семье

-особое значение государственном управлении имеет указ Президента, который регулирует наиболее социально значимые обязательные отношения, что в ряде случаев заменяет законодательное регулирование.

Современное состояние Российской государственности можно охарактеризовать как пореформенный период преобразование органов гос.власти и органов гос.управления, правоохранительной системы в частности органов следствия, системы исполнения наказания.

Тестовые задания по обществознанию Правовое государство 9 класс с ответами. Тест включает в себя 10 заданий части А и 3 задания части В.

А1. Правовым государством в первую очередь можно назвать то, в котором

1) политическая власть ограничена правом
2) существует республиканская форма правления
3) президента избирает народ
4) установлена ограниченная монархия

А2. В государстве А обязанность подчиняться закону распространяется на каждое должностное лицо, на любой государственный орган, на все группы граждан и на отдельных людей. Можно утверждать, что в государстве А действует принцип

1) от каждого — по способностям, каждому — по потребностям
2) разделения властей
3) верховенства права
4) народ — источник власти

А3. Выберите среди перечисленных признак правового государства:

1) единство территории
2) публичная власть
3) обеспечение прав и свобод личности
4) государственный суверенитет

А4. В РФ законодательную деятельность осуществляет

1) Правительство РФ
2) Федеральное Собрание
3) Администрация Президента
4) Конституционный Суд

А5. Что из перечисленного входит в полномочия исполнительной власти?

1) осуществлять судопроизводство по административным делам
2) распределять государственные средства в соответствии с законом
3) принимать указы и постановления
4) устанавливать соответствие принятых решений Конституции РФ

А6. Судебная система РФ состоит из трёх видов судов, а именно:

1) Конституционный Суд РФ, конституционные и уставные суды республик РФ
2) суды мировые, военные, конституционные
3) Верховный Суд РФ, районные и военные суды
4) суды конституционные, арбитражные и общей юрисдикции

А7. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Высшая цель правового государства заключается в обеспечении прав человека.
Б. Право в правовом государстве ограничивает действия государства и его органов.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А8. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Разделение властей необходимо для того, чтобы ветви власти взаимно контролировали и сдерживали друг друга.
Б. Разделение властей — это форма правления, форма государственно-территориального устройства и политический режим.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А9. Верны ли следующие суждения об особенностях и функциях правового государства?

В правовом государстве:

А. отсутствует принуждение по отношению к гражданам.
Б. главной функцией является повышение благосостояния граждан.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о разделении властей в РФ?

В РФ действует разделение властей:

А. на президентскую, законодательную и исполнительную.
Б. на законодательную, исполнительную и судебную.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

B1. Сравните характеристики любого государства и характеристики, которые отличают правовое государство. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера характеристик любого государства, а во вторую — порядковые номера характеристик, которые отличают правовое государство.

1) верховенство права
2) разделение властей
3) политическая власть
4) принятие законов

Любое государство Правовое государство

В2. Установите соответствие между государственными органами РФ и ветвями власти, которые они представляют: к каждому элементу, приведённому в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Государственные органы

А) Совет Федерации
Б) Правительство РФ
В) Высший Арбитражный Суд
Г) Федеральное Собрание
Д) Государственная Дума

Ветви власти

1) законодательная
2) исполнительная
3) судебная

В3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Принуждение и насилие характеризовали государственную власть с глубокой древности. (Б) Наверное, так же давно люди поняли, что сила, которой обладает государство, должна быть в согласии со справедливостью. (В) Возникла идея соединения силы государства и справедливости права.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты
2) выражают мнения

Запишите цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Судейский молот

Правовым называют государство, система права которого считает главной ценностью права и свободы человека, а деятельность всех органов власти направлена на защиту и соблюдение этих прав и свобод. Его основными признаками принято считать верховенство права, стабильность системы права, отсутствие произвола со стороны представителей государства и независимость разных ветвей власти.

Всем людям, находящимся на подвластной ему территории, правовое государство даёт такие гарантии как:

  • безопасность (в том числе от государственного произвола);
  • защита прав и свобод;
  • защита достоинства;
  • равенство прав;
  • справедливый суд.

В правовом государстве личность и государственная власть несут взаимную ответственность. Все обязаны подчиняться существующему правовому порядку, и любые нарушения как со стороны государства, так и со стороны жителей, должны пресекаться. Основная идея правового государства состоит в том, чтобы исключить любые проявления произвола со стороны государственной власти и различных органов, действующих от её имени.

На сегодняшний день считается, что правовым может быть только демократическое государство.

Конечно, практически любое государство в современном мире называет себя правовым. Однако нельзя просто провозгласить себя таким. Необходимо выстроить строгую и стабильную систему, защищающую людей и организации от любых действий со стороны представителей власти, которые нарушали бы их права и свободы.

Впервые идея правового государства была озвучена в 18 веке. Это был период роста антифеодальных настроений в Европе, поскольку представителям всех сословий надоело отношение властей. Основными авторами и идеологами данной концепции выступили Джон Локк (1632-1704) и Шарль де Монтескьё (1689-1755). В своих работах они описывали модель государства, все отношения внутри которого построены на уважении к человеческим правам и свободам.

Признаки правового государства

Чтобы государство можно было назвать правовым в современном понимании данного термина, оно должно обладать такими признаками как:

  • Верховенство права. Данный принцип должен соблюдаться во всех сферах жизни общества и быть обязательным для всех. Власть, люди и организации должны уважать и соблюдать правовые нормы.
  • Гарантия прав и свобод. Государство обязано следить за соблюдением прав и свобод человека, считая их высшей ценностью.
  • Ответственность государства перед людьми. Соблюдать действующие правовые нормы обязаны не только граждане, но и государство и все органы, представляющие его и действующие от его имени.
  • Разделение властей. Ветви власти должны быть самостоятельными, но при этом требуется так называемая система сдержек и противовесов, необходимая для недопущения произвола и противоправных действий со стороны этих ветвей.
  • Защита частной собственности.Правовое государство гарантирует защиту частной собственности, полученной законным путём.
  • Свобода экономической деятельности.Люди и организации имеют право заниматься любой экономической деятельностью, не нарушающей действующее законодательство.

Примеры правового государства

В 2010 году международная организация WJP (World Justice Project) начала вести рейтинг правовых государств. Для составления данного рейтинга специалисты WJP рассчитывают индекс верховенства права в конкретной стране. Для расчётов используется сложная формула, включающая данные различных экспертных оценок и результаты опросов.

В частности, учитываются такие аспекты как:

  • открытость власти;
  • соблюдение прав и свобод;
  • уровень коррупции;
  • правопорядок в стране;
  • регулятивное, гражданское и уголовное правоприменение;
  • соблюдение правовых норм государственной властью.

Лидерами этого рейтинга в 2020 году стали следующие страны:

  • 5 место: Нидерланды.По многим рейтингам эта страна считается одной из наиболее благоприятных для жизни. В ней не только уважительно относятся к правам и свободам людей, но и практически отсутствует социальная стратификация. В рейтинге WJP Нидерланды заняли пятое место с индексом верховенства права 0,84.
  • 4 место: Швеция.Низкий уровень преступности, мощная система образования и социально-ориентированная экономика обеспечили этой стране 4 место в рейтинге с индексом 0,86.
  • 3 место: Финляндия. Эта страна также занимает первые строчки в различных рейтингах, посвященных качеству жизни граждан. В рейтинге WJP она заняла третье место с индексом 0,87.
  • 2 место: Норвегия. Ключевой параметр, за счёт которого Норвегия вырвалась на второе место с индексом 0,89 – это эффективность гражданского правосудия.
  • 1 место: Дания. Возглавила рейтинг Дания с индексом 0,90. Первое место ей обеспечили эффективность гражданского правосудия и одна из лучших в мире правоохранительных систем.

России в этом рейтинге досталось 93-е место. В 2021 году в пятёрке лидеров произошли перемены – Германия вытеснила Нидерланды с 5-го места на 6-е. Россия в 2021 году переместилась на 101-ю строку.

Организация власти в правовом государстве

Рассмотрим ряд характерных особенностей, которые свойственны организации власти правового государства.

1. Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм – это концепция, подразумевающая законное существование различных точек зрения, в том числе и противоречащих друг другу. В правовом государстве человек имеет возможность высказать субъективное мнение, не боясь уголовной или административной ответственности.

Наличие идеологического и политического плюрализма подразумевает, что в стране не должно быть господствующей идеологии, а власть не должна быть сосредоточена в руках одной партии. Даже если одна партия получила большинство в парламенте благодаря народной поддержке, возможности других партий не должны ограничиваться.

Также признаком правового государства является плюрализм мнений в СМИ. В частности, оппозиция должна иметь возможность критиковать решения действующей власти и иметь для этого свободный доступ ко всем средствам массовой информации, включая государственные.

2. Принцип выборности

Органы власти избираются посредством всенародного голосования. В разных странах оно устроено по-разному, но сводится к тому, что все правоспособные (или дееспособные) граждане могут повлиять на исход выборов, проголосовав за предпочитаемого кандидата. Как правило, совместно с принципом выборности используется принцип сменяемости, подразумевающий, что власть избирается на небольшой срок, после которого происходят повторные выборы.

3. Обеспечение правопорядка и стабильность права

Правовое государство обязано обеспечивать правопорядок, гарантируя людям безопасность. Эту функцию выполняют правоохранительные органы и система правосудия. Кроме того, государство само должно уважать и соблюдать правовые нормы, защищая людей не только от преступности, но и произвола собственных представителей.

Принципы законности должны соблюдаться одинаково по отношению ко всем людям, независимо от социального статуса, должности, заслуг перед обществом и прочих факторов.

Кроме того, государство должно выстраивать максимально стабильную и устойчивую систему права. Обычно с этим не возникает проблем, государство действительно считает права и свободы высшей ценностью. Если же законодательная деятельность государства направлена на их подавление, это снижает стабильность системы права.

4. Недопущение монополизма

Любая монополия вредна, поскольку ограничивает свободу выбора и исключает альтернативы. Политическая монополия фактически подразумевает захват власти, а экономические монополии негативно сказываются на экономике страны, доступности соответствующей продукции и благополучии граждан. Поэтому правовое государство должно следить за тем, чтобы не возникало как политических, так и экономических монополий.

Функции правового государства

Правовое государство выполняет те же функции, что и любое другое государство, но при этом гарантирует защиту прав и свобод. Рассмотрим в этом ключе 5 основных функций правового государства:

  • Политическая. Данная функция направлена на обеспечение всем гражданам равных возможностей для участия в политической жизни страны, а также на формирование и свободное существование различных политических партий.
  • Экономическая. Регулирование экономической сферы – одна из важнейших функций государства. Оно обеспечивает честную конкуренцию на рынке, следит за уровнями инфляции и безработицы, предпринимает меры для предотвращения серьёзных последствий различных кризисных явлений.
  • Социальная. Данная функция подразумевает регулирование социальной сферы жизни общества. В частности, государство стремится обеспечить доступность образования и здравоохранения.
  • Правоохранительная. Эта функция направлена на поддержание правопорядка, защиту гражданских прав и свобод, защиту частной собственности.
  • Культурная. Данная функция связана с духовной сферой жизни общества. Правовое государство обеспечивает культурную свободу и плюрализм, давая гражданам возможность свободно обмениваться культурными ценностями, создавать и потреблять их.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство не может быть создано сразу. Чтобы его построить, необходимо обеспечить соответствующие условия. В частности, это такие условия как:

  • суверенитет народа (народ является единственным носителем или источником власти);
  • наличие гражданского общества;
  • свобода предпринимательства и наличие частной собственности;
  • стабильная, единая и согласованная система законов;
  • высокий уровень правосознания у граждан.

Таким образом, любое государство, стремящееся стать правовым, должно планомерно работать над внедрением различных принципов, подразумеваемых данным статусом. Ни одно государство не может просто провозгласить себя правовым, не будучи таковым – для этого необходимо соответствовать рассмотренным выше критериям.

Правовое государство в России в наше время

В Конституции РФ закреплены все базовые принципы правового государства. В частности, она называет главной ценностью права и свободы людей. Также Конституция гарантирует разделение властей, свободу слова, защиту частной собственности и свободу предпринимательской деятельности.

Заключение

Правовое государство – это государство, в котором наивысшей ценностью являются права и свободы людей, а деятельность политических и социальных институтов направлена на то, чтобы максимально полно реализовать эти права и свободы. В современном мире каждое государство стремится получить статус правового, однако просто принять соответствующее решение недостаточно. Создание правового государства – это долгий процесс, в котором должны принимать участие и политические элиты, и простые граждане.


О понятии разделение властей заговорили еще в XVII-XVIII столетиях англичанин Джон Локк и философ, уроженец Франции, Шарль де Монтескье. Они утверждали, что жажда безгранично обладать властью, порождает злоупотребления ею.

Разделение властей - один из основополагающих принципов государственного конституционного строя, закрепленный в соответствующей статье конституции. Это принцип построения, функционирования системы политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений во всех демократических государствах современного мира.

  • законодательной;
  • исполнительной;
  • судебной.

Они являются независимыми друг от друга (в рамках компетенции). При разделении властей, исполнительные, законодательные и судебные институты взаимно контролируют, сдерживают друг друга, препятствуя концентрации (сосредоточения) всей полноты политической власти в одних руках. Тем самым, исключается злоупотребление властью, диктатура и, вытекающие из нее, последствия - деспотизм, насилие и бесправие, подавление прав и свобод человека.

Разделение властей предполагает не только разграничение исполнительной, законодательной и судебной власти, но и наличие сильной, действующей в рамках закона, оппозиции.

В системе разделения властей, главенствующие позиции занимает парламент. Высший законодательный орган представляет интересы граждан страны и издает законопроекты. На этапе разработки, парламент согласовывает правовые акты с правительственными инстанциями.

Нынешняя демократия требует, чтобы, хотя бы одну из палат парламента, избирало население. Выборы в парламент - это, своего рода, индикатор настроений в социуме. Они выражаются в разнонаправленных политических партиях. Партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство.

Выборы могут проходить:

  • по пропорциональной системе (выбирают партии);
  • по мажоритарной системе (депутатов выбирают от избирательных округов).

Выборы проводятся регулярно, раз на четырех-, пятилетний период, посредством тайного голосования населения, наделенного избирательными правами.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Ее главные функции заключаются в:

  • разрешении, урегулировании, согласно закону, социальных конфликтов между государством и гражданами, между физическими, а также юридическими лицами;
  • контроле за конституционностью законов.

Что такое государственная власть?

Каждому институту государственной власти соответствуют та или иная система государственных органов, а также присущи специфические признаки, организационные принципы, нормативно-правовая база.

Что такое механизм государства?

В каждом демократическом государстве создан свой механизм реализации принципа разделения властей.

Механизм государства - комплексная, многоуровневая, целостная система государственных, правительственных органов, учреждений, которые, на практике, осуществляют государственную власть, выполняют функции, задачи державы. Без вышеупомянутого механизма государство существовать не может.

Признаками государственного аппарата являются:

  • целостность и иерархичность;
  • особый состав и специальные цели деятельности;
  • материальная и техническая обеспеченность.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Структура механизма государства включает:

К основным принципам организации, деятельности государственного аппарата относятся - представительство интересов людей, гласность, открытость к диалогу, компетентность, высокий уровень профессионализма, законность, субординация.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Тестовые задания по обществознанию Правовое государство 9 класс с ответами. Тест включает в себя 10 заданий части А и 3 задания части В.

А1. Правовым государством в первую очередь можно назвать то, в котором

1) политическая власть ограничена правом
2) существует республиканская форма правления
3) президента избирает народ
4) установлена ограниченная монархия

А2. В государстве А обязанность подчиняться закону распространяется на каждое должностное лицо, на любой государственный орган, на все группы граждан и на отдельных людей. Можно утверждать, что в государстве А действует принцип

1) от каждого — по способностям, каждому — по потребностям
2) разделения властей
3) верховенства права
4) народ — источник власти

А3. Выберите среди перечисленных признак правового государства:

1) единство территории
2) публичная власть
3) обеспечение прав и свобод личности
4) государственный суверенитет

А4. В РФ законодательную деятельность осуществляет

1) Правительство РФ
2) Федеральное Собрание
3) Администрация Президента
4) Конституционный Суд

А5. Что из перечисленного входит в полномочия исполнительной власти?

1) осуществлять судопроизводство по административным делам
2) распределять государственные средства в соответствии с законом
3) принимать указы и постановления
4) устанавливать соответствие принятых решений Конституции РФ

А6. Судебная система РФ состоит из трёх видов судов, а именно:

1) Конституционный Суд РФ, конституционные и уставные суды республик РФ
2) суды мировые, военные, конституционные
3) Верховный Суд РФ, районные и военные суды
4) суды конституционные, арбитражные и общей юрисдикции

А7. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Высшая цель правового государства заключается в обеспечении прав человека.
Б. Право в правовом государстве ограничивает действия государства и его органов.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А8. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Разделение властей необходимо для того, чтобы ветви власти взаимно контролировали и сдерживали друг друга.
Б. Разделение властей — это форма правления, форма государственно-территориального устройства и политический режим.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А9. Верны ли следующие суждения об особенностях и функциях правового государства?

В правовом государстве:

А. отсутствует принуждение по отношению к гражданам.
Б. главной функцией является повышение благосостояния граждан.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о разделении властей в РФ?

В РФ действует разделение властей:

А. на президентскую, законодательную и исполнительную.
Б. на законодательную, исполнительную и судебную.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

B1. Сравните характеристики любого государства и характеристики, которые отличают правовое государство. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера характеристик любого государства, а во вторую — порядковые номера характеристик, которые отличают правовое государство.

1) верховенство права
2) разделение властей
3) политическая власть
4) принятие законов

Любое государство Правовое государство

В2. Установите соответствие между государственными органами РФ и ветвями власти, которые они представляют: к каждому элементу, приведённому в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Государственные органы

А) Совет Федерации
Б) Правительство РФ
В) Высший Арбитражный Суд
Г) Федеральное Собрание
Д) Государственная Дума

Ветви власти

1) законодательная
2) исполнительная
3) судебная

В3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Принуждение и насилие характеризовали государственную власть с глубокой древности. (Б) Наверное, так же давно люди поняли, что сила, которой обладает государство, должна быть в согласии со справедливостью. (В) Возникла идея соединения силы государства и справедливости права.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты
2) выражают мнения

Запишите цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Читайте также: