Является ли право наукой

Обновлено: 02.07.2024

1. Назовите науки, которые являются отраслевыми юридическими науками:
а) криминология, судебная медицина
б) уголовное право, конституционное право, гражданское право +
в) судебная психиатрия, криминалистика

2. Правосубъектность характеризуют:
а) правоспособность, дееспособность и деликтоспособность +
б) внутренние признаки объекта
в) правоспособность и дееспособность

3. С какого момента возникает дееспособность у человека:
а) при вступлении в брак
б) с момента получения паспорта
в) при достижении совершеннолетия +

4. Право на равенство граждан перед законом и судом закреплено в этом документе:
а) в конституции +
б) в гражданском кодексе
в) в уголовном кодексе

5. Выберите принципы уголовного права:
а) принцип вины
б) принцип законности
в) оба варианта верны +

6. Парламентская республика является формой правления в этой стране:
а) Бразилия
б) Италия +
в) Египет

7. В какой из стран формой правления является монархия:
а) Бразилия
б) Турция
в) Саудовская Аравия +

8. Какие из перечисленных принципов относятся к гражданскому праву:
а) принцип равенства правового режима +
б) принцип свободы договора +
в) нет верного ответа

9. Принцип свободы договора означает:
а) договор могут заключать любые лица, удовлетворяющие требованиям договора
б) договор может быть заключен без согласия другой стороны
в) договор могут заключать любые лица, удовлетворяющие требованиям гражданской правосубъектности +

10. Закон, который обладает высшей юридической силой на территории РФ:
а) Гражданский кодекс
б) Конституция РФ +
в) Уголовный кодекс

11. Эмансипация – это:
а) предоставление несовершеннолетнему, достигшему 16 лет, полной дееспособности +
б) выдворение гражданина, совершившего преступление, за пределы территории РФ
в) приспособление человека к новым условиям

12. Термин “легальность” государственной власти означает:
а) сущностное содержание признания принятия власти населением страны, признание за ней права управления страной
б) юридическое выражение легитимности государственной власти посредством форм, методов, средств нормативности и способности воплощаться в нормах права +
в) незаконность, противоречие нормам закона

13. Принцип “презумпции невиновности” закреплён в:
а) конституции РФ +
б) гражданском кодексе
в) кодексе об административных правонарушениях

14. Какие бывают формы государственного устройства:
а) федерация
б) унитарное государство
в) все варианты верны +

15. Является ли демократия неотъемлемым признаком правового государства:
а) да +
б) нет
в) периодически

16. Что включает в себя процесс реализации права:
а) соблюдение права
б) использование права
в) применение права
г) все варианты верны +

17. Являются ли правосознание и правовая культура объектами исследования теории государства и права:
а) да +
б) нет
в) иногда

18. Правовой идеализм – это:
а) отрицание роли права в общественных отношениях
б) абсолютизация роли права в общественных отношениях +
в) нет верного ответа

20. Могут ли решения судов быть источниками уголовного права:
а) не могут
б) могут +
в) могут, если только это решения судов кассационной инстанции

II вариант.

1. К объектам гражданских прав относится:
а) земельные участки
б) движимое имущество
в) оба варианта верны +

2. Локальный нормативный акт принимается на уровне:
а) Правительства РФ
б) работодателя +
в) государства

3. Кто представляет интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем:
а) главный бухгалтер
б) профсоюз
в) руководитель организации, работодатель – ИП (лично) или уполномоченные ими лица +

4. Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать:
а) упущенную выгоду
б) причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере +
в) все убытки

5. Существуют ли общественные формы защиты трудовых прав:
а) не везде
б) нет
в) да +

6. Кто рассматривает коллективный трудовой спор:
а) коллектив работников
б) трудовой арбитраж, представляющий временно действующий орган +
в) комиссия по трудовым спорам

7. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать именно столько лет:
а) три года +
б) пять лет
в) семь лет

8. Трудовой договор вступает в силу:
а) с даты издания приказа о приеме работника на работу
б) с момента подписания его сторонами, если иное не установлено федеральными законами +
в) после истечения испытательного срока

9. Можно ли подразделить трудовые споры по субъективному составу на индивидуальные и коллективные:
а) иногда
б) нет
в) да +

10. Что является источником трудового права:
а) трудовой кодекс +
б) решения суда о восстановлении работника на работе
в) трудовой договор

11. Что предусматривает кумулятивная санкция?
а) исключительно один (основной) вид наказания
б) исключительно дополнительный вид наказания
в) возможность совмещения несколько видов наказания+

12. Выберите то, что относится к факультативным признакам объективной стороны:
а) причинная связь между деянием и последствиями, место совершения преступления
б) место преступления, способ его совершения, орудие+
в) место преступления, само деяние и его последствия

13. Отметьте то, что не относится к субъективной стороне преступления:
а) вина
б) мотив
в) окружающая обстановка+

14. Определите, имеет ли значение, если преступление совершено из-за религиозной вражды:
а) а. отягчает наказание+
б) не имеет
в) смягчает наказание

15. Что не относится к формам хищения?
а) кража
б) присвоение
в) вымогательство+

16. Отметьте то, что из верно:
а) Многонациональный народ РФ является носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве;+
б) Участие в митингах и демонстрациях – высший способ народа выразить свою власть;
в) Единственной формой осуществления власти народом является деятельность органов государственной власти.

17. Выберите верный ответ. Целостность и неприкосновенность территории обеспечивает:
а) Российская Федерация;+
б) Федеральная служба безопасности РФ;
в) Министерство обороны РФ.

18. Выберите субъекты РФ, которые не имеют своих уставов?
а) Республики;+
б) Автономные округа;
в) Области.

19. Отметьте, какой метод характерен для семейного права в большинстве случаев?
а) Дозволительно-императивный;+
б) Поощрительный;
в) Рекомендательный.

20. Выберите верный ответ. Интересы ребенка в семейном праве:
а) попадают под приоритетную защиту;+
б) являются добровольным действием со стороны родителей;
в) второстепенны по сравнению с ценностью самого брака.

Юриспруденция и юридическая наука - близкие по смыслу и содержанию понятия. Поэтому, как уже отмечалось, во многих слу­чаях эти понятия у нас употребляются в качестве синонимов.

ния всего того, что связано с художественным творчеством, то есть возникает искусство как наука.

Юриспруденция также, в первую очередь, представляет собой область создания и использования правовых (юридических) средств для оптимизации управления общественными процессами. Юриспру­денция - это обладание знаниями о государстве и праве и использо­вание их в процессе правотворческой деятельности. Юридическая же наука - это деятельность по добыче, производству этих знаний.

Конечно, несмотря на эти различия, в практическом плане юриспруденция и юридическая наука ассоциируются как тождест­венные понятия. Объединяет их юрист как практический деятель в области права, который одновременно опирается как на знания зако­нов, других источников права, так и на данные научного осмысления их (на уровне знаний комментарий, монографий и т.д.). Поэтому в практическом плане задачи, стоящие как перед юриспруденцией, так и перед юридической наукой почти одни и те же. Но в практическом плане сами юристы больше всего говорят о задачах юридической науки как деятельности, влияющей на совершенствование создания и использования юридических средств управления общественными процессами.

Юридическая наука в сфере организации общественной жиз­ни еще не заняла подобающего места в нашей стране. Поэтому пред­ставителям юридической науки необходимо еще многое сделать, чтобы ее в российском обществе признали в качестве самостоятель­ной и объективно необходимой для государственно-правовой практи­ки наукой.

Но как бы там ни было, сегодня юридическая наука в России должна проявить свою объективную необходимость для практиче­ского государственно-правового строительства. Объект исследования юридической науки - проблемы, возникающие в процессе организа-

ции и деятельности государственно-правовых институтов, - сегодня в России приобретает исключительное значение. Мы, наконец-то, должны понять, что в практическом государственно-правовом строи­тельстве нельзя игнорировать данные юридической науки. Подобно тому, как нельзя строить дом с нарушением строительных правил, нельзя формировать и государственно-правовые институты без учета рекомендаций юридической науки. Игнорирование данных юридиче­ской науки все равно затем скажется на практике, и предложения, противоречащие общепринятым выводам юридической науки, ока­жутся бесперспективными.

На сегодня же положения юридической науки (имеется в виду и международно признанные положения) в Российской Федерации остаются невостребованными не только в практическом государст­венно-правовом строительстве, но и общественным сознанием. По­этому мы и сегодня сплошь и рядом наблюдаем: преобладание поли­тики над правом, экономикой; невосприятие институтов демократии; непонимание значения власти права в обществе и т.д.




Одним словом, если мы действительно хотим строить право­вое государство, то юридическая наука, как никакая другая отрасль науки, сегодня должна утвердиться в российском обществе как важ­нейший институт гражданского общества.

Применительно к потребностям гражданского общества юри­дическая наука должна выработать соответствующие рекомендации по оптимизации взаимодействия гражданского общества и государст­ва, выступать представителем гражданского общества, помогать ему

обрести цивилизованные рычаги для оценки и влияния на деятель­ность органов власти.

С помощью юридической науки и в целях защиты прав чело­века необходимо наладить информационную, просветительскую ра­боту, направленную на ознакомление граждан с их правами и свобо­дами. В системе образовательных учебных заведений следует органи­зовать специальное изучение прав человека. Одна из важных задач научно-правового обучения - научить каждого гражданина самостоя­тельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запре­щенными законами.

Применительно к условиям правового государства юридиче­ская наука должна организовать исследования в области повышения эффективности деятельности правоохранительных органов. Особое значение, в условиях вхождения в рамки правового государства, при­обретает совершенствование практики правореализации и контроля за исполнением законов. В правовом государстве речь должна идти о повышении уровня конституционной законности, поэтому повышает­ся и ответственность за неисполнение предписаний Конституции, за принятие законов и ведомственных актов, противоречащих положе­ниям Конституции.

Юридическая наука России сегодня должна способствовать также выработке роли и места государственно-правовых реформ и изменений в общественном устройстве. Сегодня государственно-правовые реформы выходят на первый план и приобретают исключи­тельное значение. Это и понятно. Ведь только оптимальное государ­ство со своей совершенной правовой системой может успешно вести экономическую политику, а вслед за этим и за счет этого решать со­циальные проблемы, а также вопросы развития науки, культуры и искусства.

Юридическая наука далее должна вооружить представителей гражданского общества современными понятиями, категориями, ис­пользуемыми во всем цивилизованном мире в области государствен­но-правового строительства. Нам, в Российской Федерации, нельзя трактовать, утвердившиеся в мировой государственно-правовой практике понятия и термины по-своему. Юридическая наука, впро­чем, так же, как и математика, физика и другие науки, оперирует об­щими, понятными для всего цивилизованного мира, понятиями и ка-

В целом, юридическая наука Российской Федерации в усло­виях формирования гражданского общества и правового государства получает качественно новые основы для собственного развития. Впервые в истории России ей представляется возможность стать важ­нейшим институтом гражданского общества. Задача же ученых-юристов - способствовать ей (юридической науке) реализовать эту миссию. Лишь дееспособная юридическая наука может создать оп­тимальные основы для развития юриспруденции, способной успешно выполнять возлагаемые на нее надежды.

Таким образом под юриспруденцией понимают несколько взаимосвязанных понятий:

  1. Науку о государстве и праве, изучающую результаты правового регулирования и выдвигающую правовые идеи о возможности внесения прогрессивных изменений в механизм и способы регулирования общества.
  2. Совокупность знаний о государстве, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.
  3. Практическое применение юридических знаний, деятельность юристов.

Содержание

Отрасли

Античность

Элементы юриспруденции возникали по мере развития праве включались в систему общего образования ещё в древности. Первоначально они сопутствовали религиозным знаниям и философии. Например, в Индии право брахманов связывалось с религиозным культом и изучалось наряду с ним. В Израиле правовые предписания изучались по Древней Греции в школах стоиков обучали судебному красноречию.

Первая частная юридическая школа, где учителя читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована IV-V веках существовало уже несколько таких школ с четырёхлетним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Бейруте), где ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его [1] .

Средневековье

Наследником римской юридической традиции продолжала оставаться Византия.

В Западной Европе в период раннего Средневековья специального юридического образования не было. Однако в X веке в Павии была основана школа, где преподавалось XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в XII века обучалось XII-XV веках в ряде стран Западной Европы возникают университеты (Оксфордский, Кембриджский, Парижский, Англии, Германии занято на протяжении веков теоретической и практической разработкой как римского, так и отечественного права, а также философским анализом доктрин так называемого религии и политики. Первоначальные трактаты этих юристов являются практическими сборниками формуляров для заключения юридических сделок и судебного процесса.

Юриспруденция в Германии в ранний период своего развития отставала в развитии от английской и французской. Только к концу XIV века образуются значительные центры изучения права — Карлов университет в Праге, Новое время

Англия

Франция

К концу XV века во Франции началась серьёзная обработка судебных решений в интересах практического применения права Jurisprudence des Arrêts, среди деятелей которой особенно выделялись Луэ (Louet), составивший около 1602 года сборник решений, и Денизар (Denisart). Затем следовал ряд юристов, направивших своё внимание, кроме изучения римского права, на обработку уже выработанного обычного права и многочисленных королевских Луазель , Лорьер, Савари (в области торгового права), Потье, Д’Агессо, Домат.

После Великой французской революции издание новых кодексов (уголовный кодекс, гражданский кодекс Наполеона) вызвало многочисленную группу их комментаторов и создало научную деятельность, направленную на догматизацию положений и историческое изучение развития Испания

По мере Рецепции римского права внимание правоведов Германии сосредоточивается все более и более на этом праве; самостоятельная мысль проявляется лишь в виде редких исключений, образцом которых является рейхскаммергерихта Священной Римской империи и его деятельности. Среди них выдаются во 2-й половине XVI века Иоахим Минзингер фон Фрундек (протестант) и его противник Андрей Гайль (католик).

В XVIII веке работы немецких юристов сосредоточиваются на вопросе о кодификации общего германского и местных прав прусского, баварского и австрийского: здесь выделяются имена Россия

Современная юриспруденция

Юридическое образование

В XX веке в развитых странах Западной Европы, Северной Америки и ряде других стран юридическое образование распространилось чрезвычайно широко и стало как бы традиционным. Это связано с возросшей ролью правового регулирования Второй мировой войны, однако с середины 1950-х в США, Великобритании, Германии и других странах диплом юриста даёт право занимать чисто юридические должности и работать по ряду смежных профессий, но для работы в качестве скандинавских странах, в Латинской Америке диплома о юридическом образовании, как правило, достаточно для занятия любых юридических должностей.

Юридическое образование разделено на несколько учебных циклов. В США, Великобритании, Мексике и других странах 1-й цикл длится 3 года и окончившим присуждается степень доктора права). Во Франции юридическое образование включает два двухгодичных цикла: общая подготовка (по окончании выдаётся диплом) и специализация (присваивается звание диссертацию.

В Европе в последнее время наблюдается объединение национальных систем высшего образование в единую зону ( [4] , имеют серьёзные проблемы с наймом на работу в связи с мировым финансовым кризисом.

Российская Федерация

Организация юридического образования в России, в целом, наследует советскую систему подготовки юристов.

На последних курсах обучения преподаётся дополнительный цикл специальных предметов, происходит специализация студентов-юристов по профилям: гражданско-правовой, государственно-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой и т. п., когда учебные предметы в зависимости от профиля разнятся.

Кроме того, студенты-очники проходят производственную практику.

В России существуют также ведомственные юридические учебные заведения: органов местного самоуправления . Как правило, они не только готовят специалистов, но и обеспечивают их переподготовку и повышение квалификации.

В настоящее время в России ведущими ВУЗами по подготовке юристов являются: юридический факультет МГУ, юридический факультет СПбГУ, Российская академия правосудия , факультет права Национального Исследовательского Университета — Высшей Школы Экономики .

После получения высшего юридического образования можно продолжить обучение и научную деятельность по юридическим специальностям в аспирантуре (очная — 3 года, заочная — 4) с защитой См. также

Правовая (юридическая) наука представляет собой большую со­вокупность знаний о государстве и праве, накопленных обществом за всю его многовековую историю. Можно выделить три большие сферы правовой науки: во-первых, знания о современных государ­стве и праве, способах и закономерностях их функционирования и развития; во-вторых, исторические знания, т. е. дошедшие до на­ших времен сведения о ранее существовавших и существующих сейчас системах законодательства, типах и формах государства; в- третьих, историю самой правовой науки во всем многообразии присущих ей политических и правовых доктрин, теорий, концеп­ций, идеологий.

Наука исследует право с системных позиций и потому раскры­вает его во всей совокупности действующих правовых норм и ре­зультатах их воплощения в конкретных отношениях. Современная правовая наука в целом освободилась от чисто нормативистского понимания права и одностороннего догматического, формально­логического анализа источников права. Идея о необходимости ис­следовать нормы права в динамике, анализируя процессы их вопло­щения в конкретных правоотношениях, довольно прочно вошла в сознание современных правоведов, хотя и не всегда получает во­площение в практике научных исследований. Тем не менее в пра­вовой науке немало сведений о механизме правового регулирова­ния и об эффективности действия отдельных правовых институ­тов и нормативных предписаний. Предпринимаются также весьма плодотворные попытки исследовать процессы юридической дея­тельности в ее наиболее значимых сферах: правотворчестве, пра­воприменении, правовой защите прав и свобод личности, иных субъектов права, борьбе с преступлениями и иными правонаруше­ниями. Правовая наука исследует также государство как орган управления делами общества, его органы, функции, закономер­ную связь между ним и правом.

За последние 20 лет наиболее значимые результаты научной деятельности российских правоведов выразились в исследовании таких актуальных проблем правовой науки и практики, как про­блемы: 1) перевода законотворческой деятельности представи­тельных органов государства на сугубо научные рельсы с целью обеспечить принятие качественно совершенных законов как по форме, так и по содержанию; 2) создания эффективно действую­щей системы юридических гарантий реальности, способной обес­печить беспрепятственную реализацию прав и свобод граждан и иных лиц в конкретных отношениях; 3) формирования правового государства, ориентированного на обеспечение примата права пе­ред законами государства и реального действия принципа верхо­венства закона, посредством признания судебными органами ак­тов, принятых с нарушением этого принципа, недействующими; 4) формирования и дальнейшего развития российского законода­тельства в условиях рыночных отношений и признания частной собственности в качестве ведущей формы собственности; 5) обес­печения правовых начал и принципа законности в деятельности органов государства, преодоления пока что присущих ему таких негативных явлений, как коррупция, бюрократизм и инертность в решении актуальных проблем формирования правового государ­ства.

Знания юридической науки о современных государстве и праве органически дополняются обширными историческими сведения­ми о процессах возникновения и развития данных явлений. Пра­вовая наука содержит достоверные, научно обоснованные сведе­ния о причинах, обусловивших появление государства и права в период распада первобытно-общинного строя и возникновения частной собственности; об основных этапах, которые данные яв­ления прошли в своем развитии; о сущности рабовладельческого и феодального исторических типов права; об истории становления и развития капиталистического права, его роли в упрочении и раз­витии гражданского общества и правового государства. Достаточ­но полно изучены особенности функционирования и развития со­циалистического государства и права, история их становления в России и других странах Европы, а также в странах Азии и Латин­ской Америки.

Значительными предстают знания истории правовой науки, ус­ловий ее формирования, а также процессов формирования раз­личных подходов к пониманию сущности и закономерностей го­сударства и права, деятельности выдающихся мыслителей, уси­лиями которых были созданы политико-правовые теории, определившие пути прогрессивного развития государства и права на различных этапах истории общества. В современных условиях заметно усиливается внимание к исследованию истории становле­ния правовой науки, закономерностей ее формирования и разви­тия, что имеет особый интерес для решения задач современного правоведения, повышения его роли в практической деятельности гражданского общества, в сфере формирования правового госу­дарства и обеспечения реального действия прав и свобод человека. Интенсивно ведутся исследования проблем методологии научного познания государства и права и проблемы правопонимания, ре­шение которой способно увенчать ответом многовековой вопрос юристов о том, что же в действительности представляет собой право.

Поскольку огромный массив знаний о государстве и праве, их истории, а также истории правовой науки представляет собой ре­зультат активной специальной деятельности людей, то правовая наука правомерно рассматривается не только как наличное зна­ние, но и как деятельность, благодаря которой эти знания были получены.

Познавательная научная деятельность о государстве и праве, как и всякая деятельность, состоит из двух сторон: объективной и субъективной.

Субъективная сторона правовой науки представлена индиви­дом, человеком, творческими усилиями которого создаются новые знания о государстве и праве либо о правовой науке, истории ее становления и развития. Основной формой развития, совершен­ствования правовой науки является научное исследование, в ходе которого ученый-правовед формирует, производит новые знания о государстве и праве, закономерностях их становления, функцио­нирования и развития.

Как и всякое производство, научная деятельность осуществля­ется по особой технологии, требующей применения специальных правил, методов научного познания и особых мыслительных дейст­вий компетентного специалиста по той или иной проблеме право­вой науки. Результаты деятельности ученого-правоведа характери­зуются получением новых, еще не известных человечеству знаний о государстве и праве. Эти знания объективируются, выражаются в форме письменного текста, доступного для восприятия другими лицами и содержащего как новые знания, так и обосновывающие их аргументы, доказательства. Новые знания становятся частью правовой науки после того, как будут опубликованы в виде моно­графии, брошюры, статьи, иной публикации и станут доступными для самых широких кругов юридической общественности.

Объективная сторона правовой науки существует в виде пред­мета, средств научного познания и конкретно-исторических усло­вий ее функционирования и развития. В итоге правовая наука призвана раскрывать закономерности функционирования и раз­вития права, государства и на этой основе формулировать кон­кретные предложения по совершенствованию действующего зако­нодательства и деятельности государства по управлению делами общества. Названные закономерности существуют объективно и их познание отдельным индивидом, в том числе ученым-правове- дом, является весьма сложной задачей, решение которой требует применения соответствующих познавательных средств — специ­альных методов познания, учета имеющихся знаний о государстве и праве, а также применения современной вычислительной и иной организационной техники.

Следует учитывать, что средства научного познания облегчают, но не гарантируют познание объективных закономерностей госу­дарства и права, поскольку переход от имеющегося знания к ново­му совершается не по правилам логического силлогизма. Большое значение в научном познании имеют интуиция ученого, его спо­собность к неординарному мышлению, умению находить законо­мерное и необходимое там, где его коллеги видят лишь действие случая или воспринимают событие, явление как ординарное.

Объективную сторону науки образуют конкретно-историче­ские условия ее существования, в числе которых решающее значе­ние имеют условия и порядок подготовки научных кадров, поли­тико-правовой режим, определяющий меру свободы слова и мыс­ли деятелей науки, а также формы организации и деятельности научных учреждений, формы и уровень оплаты труда ученых. Все это свидетельствует о том, что научная деятельность нуждается в значительных материальных ресурсах и потому может успешно развиваться лишь в случае финансирования ее расходов государ­ством и обществом. При недостаточном финансировании науч­ных исследований существенно сокращается приток в науку мо­лодых научных кадров, способных обеспечивать объективное и творческое познание исследуемых явлений, тогда как наиболее творческие ученые-правоведы переходят в сферу практической деятельности. Одновременно существенно падает интерес к науч­ным исследованиям, результаты которых опубликовать в условиях недостаточного финансирования не представляется возможным.

Современные общество и государство вынуждены нести значи­тельные расходы на науку, включая правовую, поскольку научная деятельность образует ценный социокультурный институт (фено­мен). Правовая наука, возникшая из потребности обеспечить го­сударство сведениями о том, какими должны быть совершенное законодательство, государственные органы и методы управления обществом, продолжает играть эту роль в современных условиях, обеспечивая современную политико-правовую практику знания­ми путей развития, совершенствования действующего права и го­сударственных институтов общества.

Правовая наука как социокультурный институт оказывает ре­шающее воздействие на многие стороны современного общества и государства, в том числе:

1) является действенным гарантом прогрессивного развития, совершенствования законодательства, его способности обеспечи­вать эффективное регулирование общественных отношений. Мудрый законодатель, желающий принять качественно совер­шенные законы как по содержанию, так и по форме, неизбежно ориентируется на современные исследования правоведов, их предложения о путях совершенствования действующего законода­тельства с учетом имеющихся процессов развития экономики, со­стояния культуры и других социальных факторов;

2) определяет научно обоснованные пути совершенствования правотворческой, правоприменительной практики, борьбы обще­ства и государства с противоправными посягательствами на права и свободы личности, иных субъектов права; разрабатывает пред­ложения о применении в правотворческой, правоприменительной деятельности современной вычислительной техники, иных дости­жений научно-технического прогресса;

3) содержит рекомендации о формах и методах совершенство­вания демократических форм правления, привлечения населения к участию в деятельности государства, в решении актуальных за­дач формирования правового государства; готовит предложения по совершенствованию деятельности органов государственной власти и должностных лиц, преодолению в их деятельности таких негативных явлений, как коррупция, бюрократизм и волокита;

4) выявляет дополнительные юридические гарантии защиты прав и свобод личности, иных субъектов права, а также пути по­вышения интереса управомоченных субъектов к соответствующим материальным и духовным благам и соответственно повышения их активности в реализации субъективных прав и свобод, закреп­ленных действующим законодательством.

Как неотъемлемая часть культуры общества правовая наука наиболее ярко проявляет себя в сфере образования и воспитания. Частью общего и профессионального образования неизменно вы­ступает определенный комплекс элементарных правовых знаний, который должен знать и неукоснительно исполнять каждый инди­вид как член общества и гражданин государства. При этом образо­вание непременно сочетается с воспитанием, каждый обучаю­щийся основам права должен не просто запомнить те или иные принципы и нормы права, но и выработать у себя, во-первых, стойкую установку на правомерное поведение и, во-вторых, ак­тивную жизненную позицию непримиримого отношения к право­нарушениям, совершаемым другими.

Правовая наука как социокультурный институт достигает своей наивысшей формы в деятельности по формированию контингента научных кадров, а также в организации научных юридических уч­реждений и обеспечении возможности публиковать результаты научной деятельности. От того, насколько велики будут успехи правовой науки на уровне собственной организации и в решении актуальных проблем развития политико-правовой практики граж­данского общества и правового государства, зависит плодотвор­ность ее влияния на процессы развития государства и права и формирования высокой политико-правовой культуры населения и должностных лиц.

Таким образом, правовая наука представляет собой единство системы знаний о государстве и праве, деятельности ученых-пра- воведов, осуществляемой в целях развития, совершенствования системы этих знаний и активного воздействия правовой науки на решение актуальных проблем политико-правовой практики, фор­мирования правовой культуры населения и подготовки профес­сиональных юридических кадров.

Правовая (или юридическая) наука изучает правовую систему в государстве. Она входит в программу подготовки адвокатов и других людей, чья работа связана с судом.

Значение юриспруденции

Сегодня современная юридическая наука является одной из важнейших гуманитарных научных дисциплин. Это связано с тем, что в XX веке во всем мире установилось торжество закона. Все общественно важные действия так или иначе регулируются с помощью правовых норм. Именно юридическая наука исследует их. Знания, связанные с ней, имеют прямое прикладное назначение. Без правоведов и юристов невозможно представить законные отношения между государством и обществом.

Со временем сложилась международная система юридического образования, которая ежегодно выпускает миллионы специалистов. Как правило, обучение подразделяется на несколько циклов. Например, в США, Мексике, Великобритании и некоторых других крупных странах первый этап образования длится три года. По его завершении студент получает степень бакалавра. После еще одного курса учащийся становится магистром права.

юридическая наука

Зарождение правоведения

Еще в античности существовала юридическая наука, точнее, ее предпосылки. Они зарождались и развивались по мере разрастания законодательства в древних обществах. Часто правовые нормы ассоциировались с религией. Например, в Иудее законам учили по выдержкам из Библии.

В то же время в Древней Греции возникли первые школы, где преподавалась юридическая наука в современном понимании. В полисах существовали философские кружки, где вместе с законами учили красноречию. Важно отметить, что в то время понятие "юридическая наука" было неотделимо от всеобщего знания. Для древних греков не существовало каких-то обособленных дисциплин. Мудрецы (философы) учились всем наукам сразу.

В Риме правоведение получило дополнительный толчок для развития. Поначалу в этом городе знание законов также было привилегией жрецов. Однако уже в I веке нашей эры в Риме появилась первая частная юридическая школа, которую основал Сабин. Срок обучения в этом заведении был равен 4 годам. Постепенно подобные школы основывались и в других крупных городах (Константинополе, Афинах, Бейруте и Александрии).

Римское право

В Риме зародилась современная система права. Ее черты можно найти в любом сегодняшнем законодательстве. Как удалось сохранить это знание за столько столетий? Ведь в V веке н. э. Рим пал, и вся великая античная цивилизация растворилась среди варварских народов. Ответ очень прост. У Римской империи была законная правопреемница – Византия. Именно в этом государстве сохранилась прежняя правовая и государственная система.

Законодательные принципы, принятые в древнем Риме, известны как римское право. Сегодня эта дисциплина является обязательной частью программы на любом юридическом факультете. В 530–533 гг. в Византии был создан Кодекс Юстиниана, в котором эти знания были систематизированы. Современная юридическая наука не могла бы существовать без этого документа. Он также известен под названием "Дигесты".

понятие юридическая наука

Важность римских норм

В римском праве (а позже в "Дигестах") были закреплены принципиальные для юриспруденции понятия. Главным из них было утверждение о том, что государство - это результат договоренности, установленной между гражданами. Для жителей страны создание четкой системы власти необходимо, чтобы решать общественно важные проблемы.

Уже в Древнем Риме существовали принципы справедливости, которые вытекали из равноправия. Оно заключалось в одинаковой мере ответственности любых граждан перед государством. Люди могли жить в обществе в благополучии только в том случае, если принимались определенные нормы, запрещающие действия, нарушающие права жителей страны. Это были законы. Знатоки этих правил становились юристами и защищали людей в суде, если их права оказывались под ударом.

Юридическая наука в России и во всем остальном мире построена во многом на тех понятиях, которыми оперировали еще адвокаты в Вечном Городе. Это не так уж странно, если осознать, что с тех пор устройство государства и его отношения с обществом претерпели не так много изменений.

Рецепция римского права

Положения римского права оказались универсальными. Их продолжили применять даже после того, как античное государство осталось в прошлом. Подобное явление называется рецепцией римского права. У этого процесса есть несколько форм. Они менялись в зависимости от конкретного государства.

Римское право может быть объектом изучения, комментирования и исследования. В таком случае его принципы и нормы не перенимаются напрямую. Выбираются лишь некоторые принципы, которые оказываются в современном законодательстве. Это наиболее легкая и незаметная форма рецепции.

В других случаях римское право может быть перенято целиком. Прикладная юридическая наука в таком случае вырабатывает механизмы работы с законодательством, в котором оказались эти нормы. Например, лучшие юристы Франции XIX века объединили национальные и римские нормы. Результат этой работы лег в основу знаменитого Кодекса Наполеона. В нем подчеркивалась важность и первоочередность гражданских прав. Многие современные законодательства основываются либо на римском праве, либо на нормах, сформулированных в 1804 году в Кодексе Наполеона.

наука и юридическая практика

Юриспруденция в России

Поэтому в 1715 году Петр I начал подготавливать проект по созданию специализированной академии. Согласно задумке, ее выпускники должны были работать в канцеляриях и следить за законностью их работы. Однако отечественное преподавание юриспруденции началось в другом месте.

юридическая наука в россии

Появление отечественного юридического образования

В 1725 году была учреждена Академия Наук России. До 60-х годов XVIII века в ее стенах учили правоведению и основам политологии. Ученики Петербурга впервые услышали о том, что такое юридическая наука. Функции этих знаний были крайне прагматичны. Именно в XVIII столетии произошел заметный рост чиновничьего аппарата, который не мог быть эффективным, если бы его члены не разбирались в устройстве государства и законов.

После основания Московского университета лучшее российское юридическое образование начало преподаваться в его стенах. При этом первыми лекторами по правоведению были приглашенные немецкие специалисты. Только в эпоху Екатерины II появились первые отечественные педагоги и профессоры (например, Семен Десницкий).

Современное состояние

Российская юридическая наука и юридическое образование в последние годы пережили заметные преобразования, связанные с внедрением в нашей стране европейской модели подготовки специалистов-правоведов. Это явление также именуется Болонским процессом. Свое название он получил по месту подписания соответствующего договора. В 1999 году европейские страны (Россия присоединилась к ним через 4 года) договорились сблизить и гармонизировать свои разрозненные системы высшего образования.

Это решение отразилось и на юридических факультетах. Современные российские уровни высшего образования (бакалавриат, магистратура и т. д.) максимально соответствуют европейским стандартам. Сложившийся порядок позволяет студентам отечественных вузов без затруднений продолжать свое обучение заграницей. В свою очередь, юридическая наука в России получает дополнительный стимул для своего развития в виде связей с иностранными специалистами.

юридическая наука тгп

Теория государства и права

Правоведение подразделяется на несколько фундаментальных наук. Одной из них является теория государства и права, или сокращенно ТГП. Эта теория появилась в советской профессорской среде, и сегодня остается преимущественно российской дисциплиной. В Европе государство и право исследуются отдельно.

Юридическая наука ТГП рассматривает принципы, тенденции и закономерности возникновения институтов власти. Теория затрагивает такие важные понятия, как правонарушение, юридическая ответственность, политическая система, законодательный процесс и т. д.

Теория общественного договора

В своем нынешнем состоянии юриспруденция имеет несколько фундаментальных теорий. Правоведение изучает государство, гражданское общество и собственно право. Но есть ли у этих явлений единая точка пересечения?

Теория общественного договора предполагает, что государство, право и гражданское общество возникли как результат соглашения между всеми людьми. Значение слова "юридическая наука" заключается в совокупности дисциплин, изучающих это явление.

Теория общественного договора легла в основу современного представления о том, что легитимное государство может существовать только с согласия подданных ему людей. Впервые подобная идея была сформулирована знаменитым английским мыслителем Томасом Гоббсом в 1651 году. В дальнейшем его теорию развили не менее важные философы Джон Локк и Жан-Жак Руссо. Их исследования породили несколько научных школ и знаменитых терминов. Например, Гоббс предположил, что при отсутствии государства воцарится анархия или война всех против всех.

прикладная юридическая наука

Юридическая психология

Значительная часть юридической науки связана со следственной деятельностью и криминалистикой. Без правоведения не было бы и уголовного права. Важной эпохой для его становления в современном виде стал XX век. Появились новые методы ведения следствия и т. д. В 1960-х годах возникла юридическая психология. Как наука эта часть юриспруденции необходима для выявления и поиска преступников.

В криминалистике очень важен психологический фактор. Часто поступки преступников иррациональны, они не поддаются объяснению. У человека, нарушившего закон, могут быть сотни мотивов совершить роковой поступок. Юридическая психология появилась как совокупность методов, направленных на исследование поведения преступников.

современная юридическая наука

Методы юридической психологии

Современное понятие "юридическая наука" довольно многогранно. Связано это со сложной организацией общества и государства. В это понятие также входят интегративные дисциплины, то есть те, которые существуют на стыке двух других наук. Например, юридическая психология пользуется методами и понятиями как психологии, так и юриспруденции, ставших ее основами.

Ее предмет исследует взаимосвязи, механизмы и явления, которые становятся причинами нарушения закона в социуме. Правовые нормы нарушаются индивидом. Но, как правило, причина его поступка скрывается в более глубоких процессах, связанных с состоянием общества.

У специалистов по юридической психологии есть несколько универсальных методов, помогающих им в работе. Например, структурный анализ исследует зависимости рассматриваемого события. Метод беседы необходим для того, чтобы добиться от человека точных показаний о причинах его поступков, приведших к нарушению закона.

Читайте также: