Является ли право на свободу совести и свободу вероисповедания для осужденых добровольным

Обновлено: 02.07.2024

1. Свобода совести и вероисповедания по Конституции РФ.

2. Свобода совести и вероисповедания в юридической литературе.

В юридической науке свобода совести и вероисповедания рассматривается как совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления этой свободы.

В теоретическом правовом аспекте концепция свободы совести и вероисповедания опирается на учение о субъективных правах и свободах личности, разработанное в юридической науке. Данное понятие обладает всеми юридическими свойствами, характерными для основных свобод личности. Свобода совести и вероисповедания является составной частью правового статуса человека и гражданина, одной из его неотъемлемых индивидуальных свобод получающих правовое закрепление в любом демократическом обществе.

Правовой статус индивида – неразрывно связанная с социальной структурой общества, с уровнем демократии и с состоянием законности, одна из важнейших политико-юридических категорий. В общем виде правовой статус определяется в правовой науке как юридически закрепленное положение личности в обществе, совокупность ее прав, свобод, обязанностей и ответственности, признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежит реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки.

Права и обязанности являются важнейшими исходными элементами правового статуса личности. В правах и обязанностях раскрываются основные принципы взаимоотношений государства с личностью и фиксируются образцы стандартов поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы.

С учетом современных подходов к правам человека, в правовой статус личности необходимо добавить и обязанности государства по отношению к личности. То есть, право на свободу совести и вероисповедания должны корреспондировать соответствующие обязанности государства, входящие в правовой статус личности, которые гарантируют это право. В противном случае права и свободы получаются декларативными.

По своему содержанию право на свободу совести и вероисповедания относится к личным правам и свободам. Но любое разделение прав на категории условно. Так, свобода совести, вероисповедания, мысли, слова в определенных случаях могут быть отнесены к политическим правам. Например, в советской литературе большинство авторов относили свободу совести к числу политических конституционных прав. Некоторые современные авторы и сегодня считают возможным отнести свободу совести и вероисповедания к политическим свободам.

В юридической литературе освещаются и иные соображения о групповой принадлежности права на свободу совести и вероисповедания. Например, А.И. Ковлер, относит право на свободу мысли, совести и вероисповедания к категории гражданских и политических прав. B.C. Нерсесянц полагает, что свобода совести и вероисповедания входит в число личных прав и свобод, признающих и защищающих человека как свободную личность.

В начале XX века в трудах некоторых отечественных ученых-юристов свобода совести и вероисповедания рассматривалась как одна из важнейших личных духовных свобод. Так, М.Г. Кириченко усматривал в содержании свободы совести десять элементов:

1. право граждан исповедовать любую религию;

2. право не исповедовать и не признавать никакой религии;

3. право свободно проводить атеистическую пропаганду, не допуская оскорбления религиозных чувств верующих;

4. равноправие граждан независимо от их религиозной принадлежности; равенство всех религий перед законом;

5. свободное отправление религиозных культов и т.д.

Широкий круг исследователей определяет содержание и понятие свободы совести и вероисповедания с позиции гарантированности и соблюдения данного права. Например, В.Н. Савельев трактует свободу совести как обеспечение в обществе демократических прав и свобод, реально гарантирующих личности свободный выбор между религиозным и атеистическим мировоззрением и возможность проявлять свои убеждения в обществе.

Принимая во внимание многогранный характер свободы совести и вероисповедания, некоторые правоведы рассматривают содержание этого института комплексно, как в философском, так и в юридическом смысле, выделяя несколько его аспектов: историко-философский, нравственно-этический, социологический, политический, атеистический, религиозно-теологический и правовой.

3. Свобода совести и вероисповедания согласно международным актам.

Ряд принципиальных правомочий в сфере свободы совести и вероисповедания содержатся в международно-правовых актах. При этом за последние два десятилетия обнаруживается тенденция к более детальному и полному прописыванию правомочий в данной области в самих актах, а также к расширению границ религиозной свободы.

1. отправлять культы или собираться в связи с религией или убеждениями и создавать и содержать места для этих целей;

2. создавать и содержать соответствующие благотворительные или гуманитарные учреждения;

3. производить, приобретать и использовать в соответствующем объеме необходимые предметы и материалы, связанные с религиозными обрядами или обычаями или убеждениями;

4. писать, выпускать и распространять соответствующие публикации в этих областях;

5. вести преподавание по вопросам религии или убеждений в местах, подходящих для этой цели;

6. испрашивать и получать от отдельных лиц и организаций добровольные финансовые и иные пожертвования;

7. готовить, назначать, избирать или назначать по праву наследования соответствующих руководителей согласно потребностям и нормам той или иной религии или убеждений;

8. соблюдать дни отдыха и отмечать праздники и отправлять обряды в соответствии с предписаниями религии и убеждениями;

9. устанавливать и поддерживать связи с отдельными лицами и общинами в области религии и убеждений на национальном и международном уровнях.

Наряду с международно-правовыми актами по вопросам прав человека и основных свобод, ратифицированными Советским Союзом и Российской Федерацией, в настоящее время имеются подписанные Российской Федерацией документы, принятые в рамках Содружества Независимых Государств: Декларация глав государств — участников Содружества Независимых Государств о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод (принята 24 сентября 1993 г.) и Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (подписана 26 мая 1995 г.).


На пути гуманизации уголовного законодательства и на пути совершенствования условий отбывания наказаний в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации совершенствуется институт соблюдения прав человека.

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, в самом общем виде можно определить как основанное на правовом статусе граждан Российской Федерации положение осужденного во время отбывания им уголовного наказания.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции РФ).

Специфика правового положения лиц, осужденных к лишению свободы, предполагает определенные ограничения в личных правах и свободах согласно уголовном, уголовно-исполнительному и иному законодательству Российской Федерации (ч.2 ст. 10 УИК РФ). Вместе с тем понимание значимости свободы совести и свободы вероисповедания для развития личности, убежденность в том, что реализация указанного института в процессе исполнения лишения свободы позитивно влияет на исправление осужденных, обеспечивает ее неотчуждаемость для лиц, приговоренных к изоляции от общества [8, с.36].

В настоящее время осужденные, содержащиеся в местах лишения свободы, в полной мере осуществляют свое право на свободу совести и свободу вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними (ч. 1 ст. 14 УИК РФ). УИК РФ регламентирует осуществление осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания. В нем содержится только одно прямое ограничение этого права: при его осуществлении не должны нарушаться правила внутреннего распорядка исправительного учреждения, а также ущемляться права других лиц (ч. 2 ст. 14 УИК РФ).

Предоставление осужденным права на свободу совести и свободу вероисповедания должно быть подчинено ряду принципов, к которым относятся:

- законность (данные права должны реализовываться осужденными в строгом соответствии с законом и иными подзаконными актами);

- приоритетность соблюдения Правил внутреннего распорядка ИУ над реализацией осужденными права на свободу совести и вероисповедания;

- добровольность (рассматриваемое право осуществляется осужденными по собственному желанию, без какого-либо принуждения или насилия);

- доступность (предоставление осужденным всех имеющихся возможностей для отправления ими религиозных обрядов, встреч (общения) со служителями культа, ознакомления с религиозной литературой) [8, с. 37].

Во многих исправительных учреждениях Российской Федерации строятся храмы. В уголовно-исполнительной системе соблюдаются права не только христиан, но и мусульман. Проводится организация встреч представителей Духовного управления мусульман с осужденными, приверженцами мусульманского вероисповедания, приуроченные к священным праздникам для всех мусульман. Встречи проходят в дружественной обстановке. Осужденные задают интересующие их вопросы, в том числе по порядку проведения молитвы, соблюдению мусульманских традиций [7, с. 6].

Так, например, в конце 2014 года на территории ИК-54 строгого режима ГУФСИН России по Свердловской области состоялась торжественная закладка фундамента мечети. Как рассказали в ГУФСИН России по Свердловской области, мусульманская община в ИК-54 насчитывает более 100 осужденных, для которых в учреждении пока только действует молитвенная комната [10].

Сотрудники уголовно-исполнительной системы не препятствуют осужденным в реализации данного права, гарантированного Конституцией Российской Федерации.

Для кого-то свадьба, венчание в колонии кажется абсурдным и глупым, а для осужденного — это подспорье, помогающее дожидаться конца срока [5, с. 44].

Многие осужденные решаются покреститься, исповедоваться, причаститься именно в местах лишения свободы. В исправительных учреждениях проходят службы, где батюшка может выслушать каждого, исповедовать.

Данное право осужденных соблюдается. Представители религиозных объединений присутствуют и входят в состав комиссии по помилованию, в Общественную наблюдательную комиссию.

5 марта 2010 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви образован Синодальный отдел по тюремному служению.

Основные направления работы Синодального отдела выделяются по 8 секторам:

1) взаимодействия с епархиями, правозащитными организациями и общественностью;

3) разработки образовательных программ и подготовки капелланов дл тюремного служения;

4) помилования, реабилитации (ресоциализации) и социологических исследований;

7) электронных СМИ;

8) работа с письмами заключенных.

Главной и самой основной задачей Синодального отдела тюремного служения является содействие оказанию духовно-нравственной помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы.

В июне 2015 года в актовом зале Синодального отдела по тюремному служению Московского патриарха прошла конференция, на которой обсуждались вопросы создания института штатного духовенства уголовно-исполнительной системы и дальнейшие перспективы развития пастырского душепопечения в местах лишения свободы.

В мероприятии принимали участие викарий Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси, председатель Синодального отдела Московского патриарха по тюремному служению Епископ Красногорский Иринарх, заместитель начальника правового управления ФСИН России подполковник внутренней службы Алексей Юношев, начальник УФСИН России по городу Москве полковник внутренней службы Анатолий Тихомиров, начальник Академии ФСИН России генерал-майор внутренней службы Александр Крымов, представители общественности и духовенства.

Алексей Юношев от имени руководства ФСИН России поблагодарил представителей Русской православной церкви за активное содействие администрациям исправительных учреждений в духовно-нравственном воспитании осужденных. На протяжении многих веков в России существовала традиция духовного попечения о заключенных, пребывающих в местах лишения свободы. Накопленный опыт свидетельствует о том, что институт тюремного духовенства приносит огромную пользу государству и обществу.

Осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы необходима поддержка и помощь. Соблюдение такого права как свобода совести и свобода вероисповедания дает им возможность исповедоваться, покаяться в своих грехах, осознать какие поступки они совершали были правильными, а какие только навредили, и прежде всего им самим.

Нужно помнить, что осужденные, находясь в местах лишения свободы, являются, прежде всего, людьми.

В итоге хотелось бы процитировать Евангелие:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках в Конституцию РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ)//ЭПС Консультант плюс

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (принят 18.12.1996) (в ред. от 05.05.2014) // ЭПС Консультант плюс

4. Мои друзья святые. Рассказы о святых и верующих / Наталья Горбачева. — Москва: АСТ, 2014. — С. 320.

Основные термины (генерируются автоматически): место лишения свободы, Российская Федерация, свобода вероисповедания, свобода совести, осужденный, Россия, РФ, Синодальный отдел, тюремное служение, уголовно-исполнительная система.

1. Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

3. Утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 27.12.2009 N 377-ФЗ.

5. Утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

6. Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды и церемонии с приглашением священнослужителей.

7. Осужденные, отбывающие наказание в виде ареста, а также в виде лишения свободы в тюрьмах, исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, проводят религиозные обряды и церемонии в камерах, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях особого режима, проводят религиозные обряды и церемонии в помещениях камерного типа, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях строгого и общего режимов, проводят религиозные обряды и церемонии в запираемых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях в исправительных колониях особого, строгого и общего режимов, осужденные, отбывающие наказание в обычных, облегченных и льготных условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях или соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. К осужденным, водворенным в штрафной изолятор, дисциплинарный изолятор, переведенным в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, отбывающие принудительные работы, проводят религиозные обряды и церемонии в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории исправительного центра. К осужденным, водворенным в помещение для нарушителей, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территориях указанных учреждений.

Комментарии к ст. 14 УИК РФ

1. Право на свободу совести и свободу вероисповедания закреплено в ст. 28 Конституции РФ, а также в ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в ред. от 06.07.2006). Согласно ч. 1 комментируемой статьи осужденным, как и иным гражданам России, предоставлено право исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Обязательными для осуществления осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания являются принципы, перечисленные в ч. 2 комментируемой статьи:

  • добровольность;
  • соблюдение правил внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания;
  • отсутствие ограничения прав на свободу совести и свободу вероисповедания других лиц.

Добровольность предполагает выбор религии (отказ от нее) самим осужденным только по внутреннему убеждению без какого-либо насилия со стороны других лиц (осужденных, администрации, священнослужителей).

Непременным условием осуществления осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания является соблюдение правил внутреннего распорядка учреждения. Отправление осужденным религиозных обрядов не должно нарушать установленный порядок исполнения и отбывания назначенного судом наказания.

Согласно Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" все религии и религиозные течения равны между собой. В целях предупреждения различных конфликтов на религиозной почве в учреждениях, исполняющих наказания, не допускается установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии.

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет порядок реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания осужденными к ограничению свободы. Эти осужденные, как правило, посещают места богослужения, расположенные на территории исправительного центра. В случае отсутствия культовых сооружений, а также по просьбе осужденных им может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров.

4. Иной порядок установлен для осужденных, отбывающих наказания в виде ареста или лишения свободы. Здесь религиозные обряды отправляются только на территории арестного дома или исправительного учреждения.

В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. Многие религиозные заповеди совпадают с правовыми запретами и воспитывают осужденных в духе уважения к другим людям, к соблюдению законов, моральных норм и т.п. Поэтому священнослужители, проводя религиозные обряды, беседы с осужденными, не только приобщают их к религии, но и оказывают на них определенное воспитательное воздействие.

В настоящее время во многих исправительных учреждениях построены культовые сооружения, открыты молельные комнаты. Федеральный и территориальные органы уголовно-исполнительной системы заключили договоры о сотрудничестве с руководителями традиционных для всей России и отдельных регионов конфессий, на основе которых развивается взаимовыгодное сотрудничество.

5. Часть 5 комментируемой статьи утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

6. Согласно ч. 6 комментируемой статьи администрация учреждения, исполняющего наказание, должна обеспечить возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей по просьбе тяжело больных осужденных (когда состояние здоровья дает основание предполагать наступление их смерти), а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора.

Смирнов Александр Михайлович, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, кандидат юридических наук.

Излагается актуальность и значимость для отечественной уголовно-исполнительной системы решения вопросов обеспечения прав осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания, раскрываются понятийный аппарат, принципы и правовые гарантии обеспечения реализации осужденными указанных прав, уделяется внимание ответственности сотрудников исправительных учреждений за создание препятствий для осужденных на осуществление ими прав на свободу совести и свободу вероисповедания.

Ключевые слова: свобода совести, свобода вероисповедания, права осужденных.

Theoretical and legal framework for ensuring the rights of convicts to freedom of conscience and freedom of religion in Russia

The relevance and importance for the national penal system address issues of prisoners' rights to freedom of conscience and freedom of religion is revealed conceptual framework, principles and legal guarantees to ensure the realization of these rights prisoners have given attention to the responsibility of correctional institutions for the creation of obstacles for those sentenced to exercise of the rights to freedom of conscience and freedom of religion.

Key words: freedom of conscience, freedom of religion, the rights of prisoners.

Новые правовые и социальные условия, сложившиеся в современной России, значительно изменили отношение государства и общества к религии.

Конституция Российской Федерации, определив светский характер Российского государства, вместе с тем установила государственные гарантии обеспечения свободы вероисповедания и равноправия для граждан независимо от их религиозной принадлежности и отношения к религии. Принцип свободы совести, закрепленный в ст. 28 Основного Закона России, дал мощный импульс для возрождения духовных и культурных традиций народа, возвращения к их природным истокам.

В современной России религиозные организации, представляющие интересы значительной части граждан (по данным социологических исследований, от 70% до 80% россиян считают себя верующими), являются одним из важнейших элементов гражданского общества. Они играют значительную роль в обеспечении необходимых условий для реализации свободы вероисповедания, в сохранении и развитии российской культуры, общественной нравственности .

Хромов И.Л. Особенности оперативной работы в исправительных учреждениях с членами религиозных объединений экстремистской направленности: Учебно-методическое пособие. М.: НИИ ФСИН России, 2007.

Свобода вероисповедания составляет основу духовной свободы человека. Совесть человека недоступна властному вмешательству, государственно-правовому регулированию. По этой причине право на свободу совести и вероисповедания, как абсолютное право иметь и менять любую религию или убеждения, не может быть ограничено никаким законом .

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1998.

Таким образом, свобода совести и свобода вероисповедания представляют собой один из фундаментальных институтов в структуре правового статуса человека и гражданина, являясь неотделимой частью его жизнедеятельности.

Следует отметить, что в современном российском законодательстве термины "свобода совести" и "свобода вероисповедания" в отдельных случаях используются как устойчивые словосочетания.

Тем не менее с доктринальной точки зрения свободу вероисповедания следует рассматривать как частный случай свободы совести, поскольку последняя включает в себя как свободу религиозных убеждений, так и все виды религиозно индифферентных и атеистических убеждений .

Мы со своей стороны разделяем мнение тех авторов, которые разграничивают данные социально-правовые институты. Вследствие чего под свободой совести предлагаем понимать естественное право человека иметь любые убеждения и действовать в соответствии с ними, а под свободой вероисповедания - право исповедовать и практиковать любую религию или же быть атеистом (неверующим).

С учетом вышеизложенного очевидным является то обстоятельство, что лица, отбывающие наказания в учреждениях уголовно-исправительной системы (УИС) России, пользуются в данной сфере общественных отношений равными с другими гражданами (лицами) правами.

Осознание значимости свободы совести и вероисповедания для развития личности, понимание того, что реализация данного института может позитивно повлиять на исправление личности, обеспечили его неотчуждаемость и для лиц, лишенных свободы.

В связи с чем осужденным в России гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания во время отбывания ими назначенного судом наказания без каких-либо особых ограничений. Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) России заключены договоры с рядом религиозных конфессий для обеспечения возможности отправления осужденными своих обрядов и культов на территории ИУ, чему будет более подробно уделено внимание ниже.

Во исполнение данного положения в настоящее время во многих исправительных учреждениях (ИУ) России построены культовые сооружения, открыты молельные комнаты. Так, например, по состоянию на 1 января 2013 г. в учреждениях УИС России действуют 555 храмов, 702 молитвенные комнаты .

Согласно результатам исследований НИИ ФСИН России, по состоянию на 1 ноября 2012 г. в ИУ православными являются 73,9% опрошенных осужденных мужчин в ИК, христианами иной конфессии - 3,2%, мусульманами - 6,3%, буддистами - 1,8%, атеистами - 13,8%. Исповедуют иную религию 1% осужденных.

Число женщин, исповедующих православие, составляет 72%, христианство иной конфессии - 8,7%, ислам - 4,2%, буддизм - 0,2%, иную религию - 3,1%. Число осужденных женщин, причисляющих себя к атеистам, составляет 11,5%.

Доля несовершеннолетних осужденных, не исповедующих никакой религии, составила 24,9%. Остальные 75,1% осужденных исповедуют: православие - 67,0%; мусульманство - 4,2%; иную религию - 3,9%.

Вследствие преобладания среди осужденных лиц, исповедующих православие, учреждения ФСИН России осуществляют первоочередное сотрудничество с Русской Православной Церковью, что было подтверждено около 90% опрошенных практических работников УИС России .

Положительный опыт сотрудничества учреждений ФСИН России с Русской Православной Церковью: Аналитический обзор. М.: НИИ ФСИН России, 2006.

Несмотря на свою значимость, фундаментальность и неотчуждаемость, реализация осужденными прав на свободу совести и свободу вероисповедания в целях обеспечения безопасности личности в условиях изоляции от общества и недопущения социальных конфликтов внутри ИУ должна быть подчинена ряду принципов, к которым относятся принципы:

  • законности - данные права должны реализовываться осужденными в строгом соответствии с законом;
  • добровольности - осуществляется осужденными по собственному желанию, без какого-либо принуждения или насилия;
  • доступности - предоставление осужденным возможности для отправления ими религиозных обрядов, встреч (общения) со служителями культа, ознакомления с религиозной литературой;
  • приоритетности правил внутреннего распорядка ИУ над реализацией осужденными права на свободу совести и вероисповедания.

Поскольку право на свободу совести и свободу вероисповедания является абсолютным и неотъемлемым, оно обеспечено и защищено рядом нормативных документов различного уровня: международного, национального и ведомственного.

Уделим внимание основным положениям наиболее значимых из них.

Международный уровень

Согласно ст. 42 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1957 г., в пределах осуществимого каждый заключенный должен иметь возможность удовлетворять свои религиозные потребности, участвуя в религиозных обрядах в стенах его заведения и имея в своем распоряжении религиозные писания, свойственные его вероисповеданию.

В заведениях, в которых находится достаточное число заключенных, принадлежащих к одному и тому же вероисповеданию, следует назначать квалифицированного служителя данного культа или разрешать ему отправлять там соответствующие обряды. Если число таких заключенных достаточно велико и имеются соответствующие возможности, такого служителя следует назначать на полное время.

Квалифицированный служитель культа, назначаемый или допускаемый в исправительное заведение, должен иметь возможность регулярно отправлять религиозные обряды и в отведенное для этого время периодически посещать заключенных, принадлежащих к его вероисповеданию, для бесед наедине на религиозные темы.

Заключенных нельзя лишать возможности доступа к квалифицированным представителям любого вероисповедания. С другой стороны, если заключенный протестует против его посещения служителем культа, к его пожеланиям следует относиться с полным уважением.

Статья 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного СССР в 1973 г., гласит, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, отправление культа, выполнение религиозных и ритуальных обрядов и учений.

Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

Согласно ст. 18 Всеобщей декларации прав человека, ратифицированной Россией в 1998 г., каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, также ратифицированной Россией в 1998 г., гласит, что каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Согласно ст. 29 Европейских пенитенциарных правил 2006 г., следует уважать свободу мысли, совести и религии заключенных. Внутренний режим исправительных учреждений, насколько это возможно, должен быть организован таким образом, чтобы давать заключенным возможность исповедовать свою религию и веру, посещать службы или собрания, проводимые получившими соответствующее разрешение представителями таких религий или верований; такие представители религий или верований должны иметь возможность посещать заключенных и общаться с ними в конфиденциальной обстановке; заключенным следует разрешать иметь у себя книги и литературу, относящиеся к их религии и верованиям.

Заключенные не могут принуждаться исповедовать ту или иную религию или веру, посещать религиозные службы и собрания, принимать участие в религиозных обрядах или соглашаться на посещение представителями каких-либо религий или верований.

Национальный уровень

Положения вышеназванных международных правовых документов нашли свое отражение в национальном законодательстве России, в первую очередь в его Основном Законе.

Так, например, согласно ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Согласно Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ свобода совести и вероисповедания есть неотъемлемое право граждан РФ, гарантируемое Конституцией и международными обязательствами Российской Федерации.

Статья 3 данного Закона гласит, что в России гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (ч. 3 ст. 16).

Вышеуказанные правовые положения распространяются и на осужденных. Вследствие чего ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации гарантирует осужденным свободу совести и свободу вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

Тяжелобольным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Ведомственный уровень

Ведомственный уровень нормативного регулирования обеспечения осужденным свободы совести и свободы вероисповедания характеризуется подписанием ФСИН России соглашений о сотрудничестве с различного рода религиозными конфессиями.

Так, например, 22 февраля 2011 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и директор ФСИН России А.А. Реймер подписали официальное соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний и Русской Православной Церковью, одним из предметов которого является обеспечение конституционных прав на свободу совести, свободу вероисповедания, духовное окормление, образование и духовно-нравственное просвещение лиц, осужденных к лишению свободы, и лиц, заключенных под стражу.

Сотрудникам отечественных ИУ следует иметь в виду, что за нарушение этого соглашения и непредоставление возможности осуществления осужденным своего права на свободу совести и свободу вероисповедания российским законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Так, например, согласно ч. 1 ст. 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до восьмисот рублей.

Часть 2 данной статьи предусматривает повышенную ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики, которая может повлечь наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Согласно ст. 148 Уголовного кодекса Российской Федерации, незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов влечет за собой уголовную ответственность с назначением штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок до трех месяцев.

Таким образом, право на свободу совести и свободу вероисповедания является одним из неотъемлемых прав осужденных, отбывающих наказание в России. Реализация ими данного права имеет ряд законодательных ограничений, обусловленных спецификой функционирования учреждений УИС России, и гарантий, нарушение которых сотрудниками данных учреждений влечет привлечение их к соответствующему виду юридической ответственности.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Для того чтобы понять важность ст. 28 Конституции Российской Федерации, нужно вначале понять смысл гарантируемых данной статьей свобод и их значение для социального, светского и демократического государства, коим и является Российская Федерация.

Свобода совести – это право человека на самоопределение, формирование убеждений, взглядов и воззрений, то есть на приверженность той или иной мировоззренческой позиции или религии.

Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека. Данная декларация стала основой и образцом для законодательных актов, регулирующих права человека.

В ст. 18 вышеназванной декларации указывается, что каждый человек имеет право на свободу совести. Далее это понятие раскрывается, как возможность иметь, менять и проповедовать свои убеждения или религию как лично, так и в среде единомышленников.


По-другому обсуждаемое понятие можно назвать свободомыслием, то есть неотъемлемым и данным человеку от природы правом и способностью мыслить, без которого не может быть и речи о права человека и социальном государстве, поскольку без свободомыслия не может быть демократического выбора, а, стало быть, и демократии. Попытка же поразить человека в его естественном праве недопустима, так как является насилием над личностью и идет вразрез с принципами построения социального общества.

Свобода совести – широкое понятие, которое включает в себя и свободу вероисповедания, которая, в свою очередь, является весьма важным для светского государства принципом.

Свобода вероисповедания – это элемент свободы совести и право человека как исповедовать и практиковать любую религию, так и отказаться от нее и возможность этот отказ пропагандировать.

В данное понятие также включают следующие элементы:

  1. Возможность исповедовать религию.
  2. Возможность совершать религиозные обряды и ритуалы.
  3. Возможность сменить религию.
  4. Право вести пропаганду религиозного течения.
  5. Возможность заниматься благотворительной деятельностью.
  6. Право на религиозное образование.
  7. Равенство всех граждан перед законом вне зависимости от отношения к религии.

Право человека выбирать, какой религии придерживаться или не придерживаться ее совсем, а также равенство людей перед законом вне зависимости от сделанного выбора – это один из принципов, на котором строится светское общество и государство.

Парадоксально, но именно при таком государственном устройстве, когда церковь отделена от власти, возможна свобода вероисповедания.


В теократических государствах превалирует одна религия и исповедующие другие вероучения или отвергающие их вовсе подвергаются дискриминации, гонениям и репрессиям.

Свобода совести и вероисповедания в законодательстве России

Статья 14 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Россия является светским государством, ни одно религиозное течение и направление не может быть государственным и обязательным, а любые религиозные организации равны в глазах закона. Как уже было сказано выше, светское государство – это одно из условий обеспечения свободного вероисповедания на территории страны.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, которое ставит своей целью достойное обеспечение жизни и свободное развитие человека. А такое развитие личности невозможно при насильственном насаждении какого-либо религиозного течения или его запрете.

Право выбора религии или мировоззренческой концепции закреплено в статье 28 Конституции Российской Федерации. В ней говорится о том, что на территории Российской Федерации каждому человеку гарантируется право на свободу совести и вероисповедания.

На основании этой статьи 26.09.1997 был принят Федеральный закон N 125 "О свободе совести и о религиозных объединениях". Данный закон более полно раскрывает принципы, заложенные Конституцией, и устанавливает условия деятельности религиозных объединений. Целью закона является установление понимания, терпимости и уважения в вопросах веры и свободы совести, что является жизненно важным для многонационального и многоконфессионального населения России.

Читайте также: