Является ли кыргызстан правовым государством

Обновлено: 12.06.2024

Белорусские события четко показали, что Россия не собирается терять свои традиционные сферы влияния. В этом же ключе можно рассматривать и новое решение кабмина РФ об упрощении визового режима для иностранцев, что было воспринято многими экспертами как определенная поблажка, направленная в первую очередь в адрес наших соседей по СНГ. Южное направление остается таким же актуальным, как и западное. В курируемый Москвой Евразийский экономический союз (ЕАЭС) уже вступили Армения, Казахстан и Кыргызстан. Постоянное членство Узбекистана в ЕАЭС — вопрос ближайшего времени. Помощь, оказанная Россией южным республикам СНГ в период пандемии, сильно подняла акции Москвы именно на низовом, народном уровне.

Бывшие советские республики в свою очередь также не собираются терять своей независимости. 30-летний опыт самостоятельного существования не прошел бесследно: полноценные государственные институты сформированы, образовались национальные элиты, заново переписаны истории этих государств. Все есть, но… и оглядка на Москву никуда не делась. И так будет продолжаться дальше, пока у власти находятся люди с советским бэкграундом.

КЫРГЫЗСТАН — НЕЗАВИСИМОЕ, СУВЕРЕННОЕ ГОСУДАРСТВО, ЯВЛЯЕТСЯ СУБЪЕКТОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Достаточно смелое и громкое заявление! Ведь произнес эти слова не абы кто, а чрезвычайный и полномочный посол Кыргызстана в России, хоть и бывший. А ведь он еще является председателем координационного совета киргизской диаспоры в Москве, т. е. имеет формальное право говорить от имени всей диаспоры. Также необходимо отметить, что экс-посол имеет отношение и к системе российской власти — он является экспертом комиссии при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.

помощь москвы

Напомним, что на данный момент в России находится бо́льшая часть из почти миллионной армии киргизских трудовых мигрантов. В период пандемии лишь 20 тыс. из них вернулись на родину, основная часть осталась на месте. За счет работы в России они обеспечивают выживание своих семей на родине.

Со стороны Москвы идет помощь и по официальным каналам. В 2009 году Россия оказала безвозмездную финансовую помощь Кыргызстану в размере $150 миллионов. А за последующие 10 лет Бишкеку было выдано еще около $700 млн в виде гуманитарной помощи, финансирования различных проектов в рамках ЕАЭС и прямых инвестиций в экономику этой страны.

Кроме того, Кыргызстан регулярно получает от РФ кредиты на льготных условиях, которые потом списываются. В 2009 году Москва предоставила Бишкеку кредит в $300 миллионов. Он был дан на льготных условиях — под 0,75% годовых сроком на 40 лет и с отсрочкой выплаты на 7 лет. В том же 2009-м реструктурировали долг на сумму в $193,5 млн, 300-миллионный кредит 2009 года также списали. В 2012-м было принято решение о поэтапном списании $489 млн кредита в течение 10 лет, но вопрос окончательно закрыли уже в 2017 году.

НУЖДАЕТСЯ ЛИ РОССИЯ В НОВЫХ ТЕРРИТОРИЯХ?

2020-й объявлен Годом киргизско-российского сотрудничества. В свете известных событий бо́льшая часть мероприятий не состоялась. Кыргызстан, как и другие страны этого региона, выходит из пандемии с большими потерями, прежде всего в области экономики. Киргизская Республика была одной из немногих стран, где официально объявили режим чрезвычайного положения, а в городах ввели комендантский час. Президент страны, несмотря на оптимизм в самом начале, в итоге вынужден был признать, что в стране существует немало проблем в сфере управления системой охраны здоровья, а сама система здравоохранения государства нуждается в реформах.

Россия помогала и будет дальше оказывать помощь дружественной стране. Ведь она является буфером на внешних границах общего евразийского союза, там находятся российские военные базы. Можно ли представить себе хотя бы гипотетически, что Кыргызстан мог бы когда-то войти в состав России? Возможно ли это? Ведь между нашими странами нет общих границ. Хотя наличие внешних анклавов тоже не редкость. Та же Калининградская область отрезана от России Латвией и Беларусью. Свои анклавы существуют у Испании, других европейских государств.

Наверное, в случае проведения референдума желающих присоединиться к России в Кыргызстане найдется немало. Большинство населения настроено пророссийски: национальный менталитет киргизов за счет мощного российского культурного влияния, многолетнего проживания значительной части киргизского населения среди русских размыт. Но нуждается ли Россия в новых территориях? Ведь в наше время процветание того или иного государства зависит вовсе не от площади или количества населения, а от развитости передовых технологий, показателя ВВП, количества и качества привлеченных в экономику инвестиций.

Советский Союз не вернешь. Но его можно вполне воссоздать в рамках ЕАЭС или других экономических или политических региональных союзов. И на данный момент это наиболее правильный и адекватный путь.

Фото на анонсе: Валерий Шарифулин/ТАСС
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции

Сегодня, 5 мая, Кыргызстан празднует один из самых важных государственных праздников – День Конституции.

За 23 года главный закон страны менялся более 10 раз, каждый раз создавая споры и конфликты в обществе. Каждая новая редакция Конституции гарантировала политическую стабильность и твердость демократических принципов, и каждый раз обнаруживалась необходимость ее доработать. "ВБ" решил вспомнить историю самого главного закона страны и то, какие изменения он претерпел за эти годы.

1929 год. Первая Конституция

Статья 1. Конституция имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.

Самая первая Конституция в Кыргызстане была принята в 1929 году. До этого времени Кыргызстан имел статус автономной области и соответственно не имел своей Конституции. Такая форма политического управления не совсем подходила для области, так как она имела все признаки для определения ее республикой. Поэтому вопрос о самоопределении кыргызского народа и создании республики оставался открытым. И в начале 1926 года Президиум ВЦИК РСФСР постановил преобразовать Киргизскую автономную область в Киргизскую автономную республику. Тогда же была создана комиссия по выработке Конституции новой республики.

Проект первой Конституции разрабатывался почти три года, и 30 апреля 1929 года он был принят на Всекиргизском съезде Советов. С этого момента началась одна из ярких страниц в истории права советского Кыргызстана.

Первая кыргызская Конституция в итоге состояла из 97 статей. Центральное место в ней отводилось диктатуре пролетариата, отдельные категории граждан были лишены избирательных прав. Он объявляла Киргизскую АССР государством рабочих и дехкан.

В целом первая Конституция отвечала требованию своего времени и поэтому была, пожалуй, самой недемократичной.

1937 год. Конституция победившего социализма

Статья 1. Киргизская Советская Социалистическая Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян.

В 1936 году СССР объявил о полном переходе на социализм и утвердил новую Конституцию, которую неофициально назвали "Конституцией победившего социализма". В это же время Киргизия была преобразована в союзную республику и вошла в состав СССР. Перед молодой союзной республикой встала новая задача: подготовить новую Конституцию в соответствии с проводимой политикой в СССР и статусом республики.

Вторая по счету Конституция появилась 23 марта 1937 года, была более демократичной и имела первые зачатки парламентаризма. Она отменяла ранее существовавшие ограничения в избирательном праве и закрепила демократический принцип всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также упрощала форму управления и разграничивала функции госорганов, что снижало бюрократию. Разработкой законов мог заниматься только Верховный Совет, члены которого избирались путем голосования на 4 года. Конституция отмечала только две формы частности: государственной и кооперативно-колхозной.

Впрочем, и в те времена закон идеально работал только на бумаге и не мог защитить советских граждан от репрессий и преследований.

1978 год. Конституция-долгожитель

Статья 2. Вся власть в Киргизской ССР принадлежит народу.

Конституция от 1937 года действовала почти 40 лет и стала, наверное, самым рекордным "долгожителем". С 1937 года в СССР менялась не только политическая система и стороны общественной жизни, и к 70-м годам стало ясно, что "Конституция победившего социализма" морально устарела и требует кардинальных изменений. В апреле 1978 года Верховный Совет Киргизской ССР утвердил новую Конституцию. В ней были расширены трудовые и гражданские права и ответственность жителей, более детально прописаны законы в общественной и частной жизни, а также государственные интересы. Но, кроме дополненных формулировок, ничего нового она не вводила, так как государственная система не сильно изменилась – в СССР все еще был провозглашен социализм.

1993 год. Независимая и непостоянная

Статья 1.Кыргызская Республика (Кыргызстан) - суверенное, унитарное, демократическое, правовое, светское, социальное государство.

К концу 80-х годов СССР уже не мог противостоять современным внешним вызовам, а социально-экономическая отсталость еще больше обостряла внутренние противоречия. 31 августа 1991 года Кыргызстан объявил о своей независимости. Это означало, что страна должна установить свой режим управления, определить экономические и политические системы. В общем, кыргызстанским юристам предстоял колоссальный труд.

Первая по счету Конституция независимого Кыргызстана и четвертая в общей истории страны появилась 5 мая 1993 года. Это дата стала исторической, что мы и празднуем сегодня.

С 1993 по 2010 год Основной закон страны менялся несколько раз в основном в пользу усиления президентской власти.

Согласно конституционной реформе 1994 года, в республике появился пост "Президента Кыргызской Республики" и она отказывалась от советской формы государственного устройства. Новая редакция Конституции разделяла власть на три ветви: законодательную (двухпалатный парламент), судебную и исполнительную, вводила многопартийную систему. Также она давала больше прав и свобод гражданам и гарантировала личную свободу и невмешательство государства в их деловую и творческую активность, а также судебную защиту.

Конституционная реформа 1996 года усилила полномочия президента. С этого момента назначение некоторых политических должностей осуществлялось лично президентом. В определенных случаях президент мог распустить обе палаты парламента, а тот в свою очередь мог рассмотреть вопрос об отрешении президента от должности или вотуме недоверия премьер-министру.

В 1998 году проведена очередная реформа, которая ужесточала требования к парламенту. Теперь вводился ценз оседлости для кандидатов в депутаты - минимум 3 года. Также была введена абсолютная неприкосновенность депутатов в случаях правонарушений. Кроме того, усиливалась роль правительства в вопросах государственного бюджета.

В феврале 2003 года на референдуме принят новый проект Конституции – республика отказалась от двухпалатного парламента.

Усиливавшаяся в адрес президентской команды критика достигла критической точки в марте 2005 года. Тогда в оппозиционеры проиграли парламентские выборы и обвинили Акаева в узурпации власти, в результате чего в стране произошла революция.

С этого момента начинается настоящая чехарда. Пришедшие к власти оппозиционеры подготовили два варианта Конституции, в которой ограничивалась президентская власть, однако Конституционный суд признал их недействительными и вернул редакцию 2003 года. Но было понятно, что действующая Конституция несовершенна и не гарантирует защиту власти от диктатуры. Поэтому в 2007 году была принята очередная редакция Основного закона. Главным отличием этой версии стало то, что парламент принимал партийную форму, а одно и то же лицо не может быть избрано президентом более двух сроков подряд.

2010 г. Работа над ошибками

Статья 1. Кыргызская Республика (Кыргызстан) является суверенным, демократическим, правовым, светским, унитарным, социальным государством.

Как оказалось, и эта редакция не смогла защитить Кыргызстан от семейного правления, и в 2010 году произошла очередная революция. В июне 2010-го в разгар политического кризиса и межэтнического конфликта на юге страны на референдуме кыргызстанцы приняли новую Конституцию. Согласно ей президент избирается на один шестилетний срок и не может быть переизбран, а в парламент проходят 120 депутатов по партийному списку. Также в ней большое внимание уделялось правам человека и демократическим принципам в госуправлении.

На эту редакцию Конституции разработчики наложили мораторий на внесение изменений, однако попытки внести поправки предпринимаются постоянно. Последний шквал критики связан с делом Азимжана Аскарова, который в соответствии с пунктом 2 статьи 41 обратился в Комитет по правам человека ООН. Комитет признал его приговор на пожизненное заключение принятым с нарушением основных принципов прав человека и потребовал освобождения Аскарова. Как оказалось, для кыргызстанских законодателей наличие такой статьи в Конституции стало сюрпризом. Теперь же по различным каналам активно продвигается мнение, что ныне действующая Конституция принята в ущерб национальным интересам страны, уязвима со стороны международного сообщества и НПО, а потому требует новых изменений.

Проведен ретроспективный анализ конституционного развития Кыргызстана в аспекте отражения в основном законе страны признаков социального государства. Изучение генезиса и эволюции конституционно-правовых основ социальной характеристики кыргызского государства позволило заключить, что законодательное закрепление основ социального государства на разных этапах государственно-правового развития было обусловлено особенностями политической и социально-экономической конъюнктуры страны. Структурно-логический анализ норм действующей Конституции Кыргызской Республики выявил положительные тенденции в конституционно-правовом закреплении основ социальности государства, а также некоторые пробелы конституции, требующие восполнения с учетом мировых тенденций в социально-правовом измерении.


1. Адамбекова А.Д. Социальное правовое государство: от идеи до концепции: Автореферат дисс. …д-ра юрид. наук. – Бишкек, 2011.

2. Атабекова Н.К. Конституционное регулирование социальной политики Кыргызской Республики // Право и политика. – 2011. – № 4.

3. Гафуров З.Ш. Социально-правовое государтво и право человека на достойную жизнь // Государство и право. – 2008. – № 5.

4. Искакова Г.Т. Влияние изменений Конституции в Кыргызстане на правовое регулирование взаимоотношений между президентом и парламентом // Государство и право. – 2011. – № 8. – С. 67.

7. Кокоева А.М. Государство в социальной сфере: теоретико-правовые аспекты: Автореферат дисс. …канд. юрид. наук. – Бишкек, 2011.

Интеграционные процессы, происходящие в мире в условиях всеобщей глобализации, детерминируют исследование социально-правового и социально-экономического развития государства с учетом мировых тенденций в социально-правовом измерении на основе происходящих в мире преобразований, в том числе и в сфере конституционного законодательства. Человекоцентристские идеи, воплощенные в материи права, находят отражение в основных законах государства. При этом человек, как известно, неотделим от социума, в силу чего наблюдается социальная направленность государственного развития.

В данной работе поставлена цель определения теоретико-правовой сущности социального государства, с акцентированием внимания на особенностях социальной политики такого государства в аспекте генезиса и эволюции конституционно-правовых основ социальной характеристики кыргызского государства. Исследование позволило автору заключить, что законодательное закрепление основ социального государства на разных этапах государственно-правового развития было обусловлено особенностями политической и социально-экономической конъюнктуры страны.

Если же, учитывая принцип социальной государственности как способ перераспределения национального дохода, ограничить свободу отдельных граждан с целью установления равенства, в таком случае будут нарушены принципы правового государства. Как же обеспечить их параллельную реализацию

Важное место в решении подобной проблемы отводится созданию соответствующей нормативной правовой базы и, прежде всего, на конституционном уровне.

В данной работе осуществлен ретроспективный анализ правовой основы социального государства в Кыргызстане. Анализ историко-правовых основ социализации права в стране позволит лучше понять сущность и специфику Кыргызского государства, поскольку на основе исследования различных исторических типов государства, можно выявить его неизменные сущностные характеристики и отбросить преходящие факторы.

Безусловно, историко-правовые аспекты конституционного развития Кыргызстана невозможно рассмотреть вне рамок развития в советский период, ведь исторически конституционное закрепление государственного устройства, политико-правовой системы и всего конституционного строя нашей страны, несмотря на более 2200-летнюю историю кыргызской государственности, произошло именно в советский период. При этом каждая конституция, принятая в советский период, как известно, представляя в отдельности определенный этап в развитии республики, в целом же является отражением истории Кыргызстана и пути его конституционно-правового становления и развития.

В первой Конституции кыргызского государства – Конституции Киргизской АССР, которая из-за отдельных объективных и субъективных причин не была утверждена Всероссийским Съездом Советов, но тем не менее, отражает определенный этап политико-правового развития государства, правовые основы социального государства закладываются в силу закрепления определенных задач государства в социальной сфере. К примеру, в ст. 9 была закреплена предоставления полного всестороннего и бесплатного обучения, в ст. 10 – задача проведения широкой системы мероприятий, направленных к укреплению и развитию сельского хозяйства и индустриализации Киргизии. Следует отметить, что Конституция в ст. 12 устанавливала положение о признании труда обязанностью всех граждан Республики.

В целом, в данном акте акцент на социальную сферу был недостаточно высоким, что было обусловлено недостаточностью социально-экономического развития в тот период данного государственного образования, как и всего РСФСР, в составе которого оно находилось.

В силу существенных изменений в политической и социально-экономической конъюнктуре государственного строительства Кыргызстана, как и всего союзного государства, во вновь принятом в 1937 году Основном законе страны были отражены эти качественно новые явления, в том числе и в сфере хозяйственного (экономического) и социально-культурного строительства. В частности, Конституция провозгласила Киргизскую ССР социалистическим государством рабочих и крестьян, расширила круг конституционных прав граждан путем закрепления новых прав, в частности, права на труд, а также включила в основной закон новые права: право на отдых, право на образование, право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности. Последнее было подкреплено гарантиями широкого развития социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощи трудящимся, предоставления в пользование трудящимся широкой сети курортов.

В новой Конституции значительно расширилось содержание прав и свобод граждан в плане предоставления гарантий их реализации, кроме того на конституционном уровне были закреплены новые права граждан, в частности в социальной сфере: право на охрану здоровья, право на жилище. В целом, Союзное государство представляется в качестве патерналистского, которое возлагает на себя максимальные социальные обязательства, что определенным образом подрывает инициативность и самостоятельность граждан.

Следует отметить, что, несмотря на негативные явления советского периода развития страны, связанные с фиктивностью многих конституционных норм, подчиненностью интереса личности интересам советского общества и государства и др., в целом было проделано немало в установлении социальной справедливости и обеспечении социальных прав граждан. Более того, основной акцент в социалистическом государстве был сделан именно на данной категории прав и свобод человека, в силу чего образованием были охвачены практически все граждане большой страны, была достаточно развита система здравоохранения, действовала система социального обеспечения, работала программа занятости населения и др. Кардинальные изменения в государственно-правовом развитии Кыргызстана детерминированы трансформационными процессами в политико-правовой и социально-экономической жизни страны, произошедшими в результате распада Союзного государства, приобретением государственного суверенитета и национальной независимости.

Гарантом прав и свобод человека и гражданина был провозглашен Президент, однако определение основных направлений внутренней и внешней политики было отнесено в ведение Жогорку Кенеша – парламента государства, что связано с влиянием советского периода развития, когда определение политики развития государства было всецело в ведении прообраза парламента – Верховного Совета Киргизской ССР.

Не останавливаясь на анализе норм конституций редакций 2006, 2007 года (т.к. они практически сразу же были отменены решением Конституционного суда Кыргызской Республики в силу несоблюдения конституционного порядка внесения изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики), отметим, что 21 октября 2007 года референдумом была принята новая редакции Конституции Кыргызской Республики, в которой Кыргызская Республика провозглашалась социальным государством. Однако, несмотря на очередную конституционную реформу, имевшую благородные цели, в стране был установлен новый семейно-клановый режим, вследствие чего произошли события 7 апреля 2010 года, результаты которых отразились в высших эшелонах власти страны. В этих условиях была инициирована следующая конституционная реформа.

Рассмотрим конституционно-правовые основы социального государства, отраженные в действующей Конституции Кыргызской Республики, принятой референдумом 27 июня 2010 года. Данная конституционная реформа, как указывалось выше, явилась итогом событий 7 апреля 2010 года, направленных на свержение уже второго семейно-кланового режима, установленного в государстве.

Кроме того, следует акцентировать внимание на закреплении широкого перечня социальных прав человека, что соответствует международным стандартам прав и свобод человека, при этом в соответствии с Конституцией закрепляется высшая ценность прав и свобод человека, их естественность и принадлежность их каждому от рождения, что закреплено в п. 1 ст. 16 Основного закона. В данном же пункте законодатель еще раз закрепляет прямое действие норм Конституции, утверждая, что они (права и свободы) действуют непосредственно.

Важным является и то, что в п. 1. ст. 40 Основной закон страны предусматривает судебную защиту прав и свобод, закрепленных в Конституции, а также предусмотренных общепризнанными принципами и нормами международного права, ведь известно об утверждении длительное время о декларативности социальных прав, как и экономических, культурных, а значит и невозможность их судебной защиты. В советский же период это было практически невозможно, поскольку любая норма конституции оставалась декларацией, если не разрабатывалось и не принималось соответствующего подзаконного нормативного акта, соответствующей инструкции, регламентирующих соответствующие общественные отношения.

В п. 1 ст. 36 Конституции обращается особое внимание на семью как основу общества [6], что свидетельствует о важности социального вопроса в жизнедеятельности государства.

Надо указать, что законодатель обязывает государство осуществлять соответствующую социальную политику, но вместе с тем он не лишает ответственности и родителей за условия жизни и развития ребенка, закрепляя в п .3 ст. 36 ответственность родителей за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка в пределах своих способностей и финансовых возможностей. Важно отметить, смену приоритетов в государственном развитии Кыргызстана: переход от принципов патерналистского государства к принципам субсидиарного государства, когда ответственность за благосостояние граждан страны делится между государством и самими гражданами. Безусловно, это должно реализовываться при определяющей роли государства, государственных органов на основе построении оптимальной и эффективной системы государственного управления.

Следует отметить, что в государствах мира данный вопрос решен на конституционном уровне и чаще всего в зависимости от формы правления приоритет отдается тому или иному высшему органу государственной власти. К примеру, в соответствии с основными законами России, Казахстана, Италии, Франции основные направления внутренней и внешней политики определяет глава государства; субъектом определения внутренней и внешней политики государства конституции Таджикистана, Молдовы закрепляют парламент страны; а в ФРГ внутреннюю политику государства определяет и несет за это ответственность федеральный канцлер.

Еще одним важным моментом в определении правовых основ социального государства, на наш взгляд, является закрепление в конституции страны гаранта прав и свобод человека. В силу установления в течение длительного времени в Кыргызстане семейно-кланового режима правления бывших президентов страны и последующих негативных политических и социальных явлений, последняя конституционная реформа преследовала цель ограничения полномочий главы государства. Однако наряду с закреплением отдельных элементов системы сдержек и противовесов, не позволяющих главе государства завладеть всей полнотой государственной власти, законодатель оставил за пределами внимания отдельные важные моменты, что привело к тому, что в Конституции отсутствуют положения, закрепляющие гаранта прав и свобод человека, в том числе и социальных. Реализация провозглашенных прав, как известно, возможна только в силу обеспечения их гарантиями реализации. Одна из самых важных правовых гарантий реализации прав и свобод человека, как видно, осталась вне поля зрения законодателя.

В одной из наших предыдущих работ мы указывали также на недостаточно корректное название второго раздела Конституции, посвященного провозглашению прав и свобод человека и гражданина [2, с. 29], исходя из которого, основные права и свободы человека теряют свою основную сущность и смысл в качестве таковых.

Несмотря на указанные отдельные несовершенства норм действующей Конституции, следует отметить, что в результате структурно-логического анализа Основного закона установлено, что идея социального государства красной нитью проходит через все содержание Конституции, а нормы Основного закона, регулирующие социальные отношения, составляют конституционные основы социальной политики государства. Отечественный институт социальных прав не претерпел значительных изменений в период суверенного конституционного развития. Вместе с тем можно утверждать, что каталог отечественных социальных прав соответствует международным стандартам, хотя и приходится констатировать несовершенство механизма их реализации в силу недостаточной разработанности гарантий их реализации.

Таким образом, исследование конституционного развития Кыргызстана в диахронном аспекте показало поступательное развитие государства в целом, а законодательное закрепление основ социального государства на разных этапах его государственно-правового развития было обусловлено политическим, социально-экономическим состоянием Кыргызстана. Безусловно, провозглашение Кыргызстана социальным государством в действующей Конституции отнюдь не позволяет говорить о нем как таковом. Однако, полагаем, данное положение Основного закона является не только данью мировым тенденциям конституционного развития, которые экстраполируются в национальном законодательстве, но и стремлением отечественного законодателя закрепить в нормах конституции перспективы развития кыргызского государства, что, вероятно, вполне оправданно тем, что не всегда нормы юридической конституции точно отражают фактическую конституцию. Ведь известно, что в положениях конституции зачастую могут быть закреплены те государственно-правовые отношения, которые еще не возникли в государстве, но могут появиться в перспективе. В данном аспекте целесообразно было бы в указанной норме конституции эксплицитно закрепить стремление кыргызского государства к построению социального государства, что более соответствовало бы фактической конституции.

  • 73,3% кыргызы
  • 14,7% узбеков
  • 5,6% русские
  • 1,1% дунганский
  • 0,9% уйгурский
  • 0,9% таджикский
  • 0,7% турецкий
  • 2,7% Другое
  • 90% ислам
  • 8% христианство
  • 3% Другое (включая евреев , буддистов , бахаи )

Кыргызская Республика , широко известный как Кыргызстан , горная сушей страна в Центральной Азии . Кыргызстан граничит с Казахстаном на севере , Узбекистан на западе , Таджикистаном на юге и Китай на востоке. Ее столица и самый большой город в Бишкеке . Этнические кыргызы составляют большинство из шести миллионов жителей страны, за ними следуют значительные меньшинства узбеков и русских . Кыргызский язык тесно связан с другими тюркскими языками , хотя русский остается разговорным и является одним из официальных языков. Девяносто процентов населения Кыргызстана исповедуют ислам , при этом большинство его населения исповедует суннитский ислам . Помимо тюркского происхождения, кыргызская культура несет в себе элементы иранского , монгольского и русского влияния.

История Кыргызстана охватывает множество культур и империй. Хотя Кыргызстан географически изолирован своей высокогорной местностью, Кыргызстан находился на перекрестке нескольких великих цивилизаций как часть Великого шелкового пути и других торговых путей. Населенный сменой племен и кланов, Кыргызстан периодически попадал под более широкое господство. Между периодами самоуправления им правили Гектюрки , Уйгурская империя и народ киданей , прежде чем он был завоеван монголами в 13 веке; он восстановил независимость, но был захвачен калмыками , маньчжурами и узбеками . В 1876 году он стал частью Российской империи , а в 1936 году была образована Киргизская Советская Социалистическая Республика, которая стала республикой, входящей в состав Советского Союза . После демократических реформ Михаила Горбачева в СССР в 1990 году президентом был избран сторонник независимости Аскар Акаев . 31 августа 1991 года Кыргызстан провозгласил независимость от Москвы, и было создано демократическое правительство. Кыргызстан обрел суверенитет как национальное государство после распада Советского Союза в 1991 году.

После обретения независимости Кыргызстан был официально унитарной президентской республикой , затем в период с 2010 по 2021 год официально был унитарной парламентской республикой , хотя постепенно развивался исполнительный президент и управлялся как полупрезидентская республика, прежде чем вернуться к президентской системе в 2021 году. своего существования страна продолжала терпеть этнические конфликты, восстания, экономические проблемы, переходные правительства и политические конфликты.

СОДЕРЖАНИЕ

Этимология

40-лучевое солнце на флаге Кыргызстана является отсылкой к тем же сорока племенам, а графический элемент в центре солнца изображает деревянную корону, называемую тундук, юрты - переносного жилища, традиционно используемого кочевниками в степях Центральной Азии. Азия.

История

История ранних веков


По словам Дэвида К. Кинга, скифы были первыми поселенцами на территории современного Кыргызстана.

Кыргызско государство достигло своего наибольшего расширения после победы над уйгурского каганата в 840 году. С X века кыргызы мигрировали до хребта Тянь-Шаня и сохраняли свое господство на этой территории около 200 лет.

В XII веке в результате монгольской экспансии киргизское владычество сократилось до Алтайского хребта и Саян . С возникновением Монгольской империи в тринадцатом веке киргизы мигрировали на юг. Киргизы мирно вошли в состав Монгольской империи в 1207 году.

Озеро Иссык-Куль было остановкой на Великом шелковом пути , сухопутным маршрутом торговцев, купцов и других путешественников с Дальнего Востока в Европу.


Киргизские племена были захвачены в 17 веке монголами, в середине 18 века - маньчжурской династией Цин , а в начале 19 века - узбекским ханством Коканд .

Русское завоевание

Кроме того, подавление восстания 1916 года против российского правления в Средней Азии привело к тому, что многие киргизы позже мигрировали в Китай. Поскольку многие этнические группы в регионе были (и остаются) разделенными между соседними государствами в то время, когда границы были более прозрачными и менее регулируемыми, было принято перемещаться взад и вперед по горам, в зависимости от того, где жизнь воспринималась лучше; это может означать лучшие дожди для пастбищ или лучшее управление во время угнетения.

Советский Кыргызстан


Советская власть была первоначально установлена ​​в регионе в 1919 году, а Кара-Киргизская автономная область была создана в составе РСФСР (словосочетание кара-киргизы использовалось до середины 1920-х годов русскими, чтобы отличить их от казахов , которые также были именуется киргизом). С 5 декабря 1936 года Киргизская Советская Социалистическая Республика была создана как составная союзной республики из СССР .

В течение 1920-х годов Кыргызстан значительно развился в культурной, образовательной и общественной жизни. Грамотность значительно повысилась, и большое внимание было уделено кыргызской национальной идентичности . Примечательным было также экономическое и социальное развитие.

Согласно последней советской переписи населения 1989 года, этнические кыргызы составляли лишь 22% жителей северного города Фрунзе (ныне Бишкек), в то время как более 60% составляли русские, украинцы и выходцы из других славянских народов. Около 10% населения столицы составляли евреи (факт довольно уникальный, практически для любого места в Советском Союзе, кроме Еврейской автономной области ).


В июне 1990 года этническая напряженность между узбеками и киргизами возникла в Ошской области (юг Кыргызстана), где узбеки составляют меньшинство населения. Напряженность между киргизами и узбеками в Осисе привела к 186 смертельным случаям. Попытки присвоить узбекские колхозы под жилищную застройку спровоцировали Ошские бунты . Были введены чрезвычайное положение и комендантский час, и в октябре того же года президентом был избран Аскар Акаев , младший из пяти сыновей, родившихся в семье колхозников (на севере Кыргызстана). К тому времени Демократическое движение Кыргызстана (ДДК) превратилось в значительную политическую силу, пользующуюся поддержкой в ​​парламенте. 15 декабря 1990 года Верховный Совет проголосовал за изменение названия республики на Республика Кыргызстан. В январе следующего года Акаев представил новые правительственные структуры и назначил новый кабинет, состоящий в основном из более молодых политиков, ориентированных на реформы. В феврале 1991 года название столицы Фрунзе было изменено на дореволюционное название Бишкек.

19 августа 1991 года, когда к власти в Москве пришел Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям, в Кыргызстане была предпринята попытка свергнуть Акаева. После провала переворота на следующей неделе Акаев и вице-президент Герман Кузнецов объявили о своем выходе из Коммунистической партии Советского Союза (КПСС), и все бюро и секретариат ушли в отставку. За этим последовало голосование Верховного Совета, провозгласившее независимость от Советского Союза 31 августа 1991 года как Республика Кыргызстан .

Независимость

В октябре 1991 года Акаев не встретил сопротивления и был избран президентом новой независимой республики прямым голосованием, получив 95 процентов поданных голосов. Вместе с представителями семи других республик в том же месяце он подписал Договор о новом экономическом сообществе. Наконец, 21 декабря 1991 года Кыргызстан вместе с четырьмя другими центральноазиатскими республиками официально вступил в новое Содружество Независимых Государств . Кыргызстан получил полную независимость через несколько дней, 25 декабря 1991 года. На следующий день, 26 декабря 1991 года, Советский Союз прекратил свое существование. В 1992 году Кыргызстан вступил в Организацию Объединенных Наций и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). 5 мая 1993 года официальное название было изменено с Кыргызской Республики на Кыргызскую Республику.

Президент Бакиев вернулся в свой дом в Джалал-Абаде и объявил условия своей отставки на пресс-конференции 13 апреля 2010 года. 15 апреля 2010 года Бакиев покинул страну и вылетел в соседний Казахстан вместе со своей женой и двумя детьми. Временное руководство страны объявило, что Бакиев подписал официальное заявление об отставке перед отъездом.

Премьер-министр Данияр Усенов обвинил Россию в поддержке протестов; Это обвинение было опровергнуто премьер-министром России Владимиром Путиным . Члены оппозиции также призвали закрыть контролируемую США авиабазу Манас . Президент России Дмитрий Медведев приказал принять меры по обеспечению безопасности граждан России и ужесточить меры безопасности вокруг российских объектов в Кыргызстане, чтобы защитить их от возможных атак.

В 2010 Южный Кыргызстан межнациональные столкновения произошли между двумя основными этническими группами-узбеки и кыргызы-в Оше , второй по величине город в стране, 11 июня 2010 года Столкновения подстрекали опасения , что страна может быть движется к гражданской войне .




2 августа 2010 года правительственная комиссия Кыргызстана начала расследование причин столкновений. Члены Национальной комиссии во главе с бывшим спикером парламента Абдыганы Эркебаевым встретились с жителями сел Мады, Шарк и Кызыл-Кыштак Кара-Сууйского района Ошской области, где проживают преимущественно узбекские народы. Эта национальная комиссия, в состав которой входят представители многих этнических групп, была создана указом президента.

На сегодняшний день Кыргызстан отмечает День независимости ежегодно 31 августа, в годовщину провозглашения независимости в 1991 году. С момента обретения независимости Кыргызстан добился некоторых впечатляющих успехов, таких как создание действительно свободных СМИ и развитие активной политической оппозиции.

В конце апреля 2021 года конфликт из-за воды перерос в одно из самых серьезных пограничных столкновений между Кыргызстаном и Таджикистаном с момента обретения независимости в 1991 году.

Читайте также: