Законны ли указы мэра об ограничении

Обновлено: 16.06.2024

В материале упоминается COVID-19. Доверяйте проверенной информации из экспертных источников — изучите ответы на вопросы о коронавирусе и вакцинации от врачей, учёных и научных корреспондентов.

Перед праздниками мэр Москвы издал указ от 05.03.2020 года № 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ). По радио и в прочих СМИ постоянно повторяют его основные положения в части обязанностей граждан, а также перечисляют нормы, устанавливающие ответственность за нарушение указа, в том числе уголовную.

Давайте разберемся что же происходит с точки зрения права.

Указ мэра незаконный?

Нет. Пока указ, как и любой нормативно-правовой акт, не признан судом не соответствующим действующему законодательству, он является законным. В чем же тогда дело?

Дело в том, что Указ частично издан за рамками полномочий, которыми обладает мэр города Москвы.

Указ состоит из 2х смысловых частей.

Это специальный режим, в соответствии с которым органы власти осуществляют ряд мероприятий, направленных на подготовку к возможной чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий.

В соответствии с п. 24 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 у мэра действительно есть такие полномочия .

Но речь то идёт не о техногенной или природной катастрофе, а о неблагоприятно санитарно-эпидемиологической обстановке.

Во 2й смысловой части Указа мэр обязывает граждан осуществлять ряд мер, связанных с угрозой распространения короновирусной инфекции.

Напомню, что именно обязывает делать Указ.

2.2. При появлении первых респираторных симптомов незамедлительно обратиться за медицинской помощью на дому без посещения медицинских организаций.

2.3. Соблюдать постановления санитарных врачей о нахождении в режиме изоляции на дому.

3. Обязать граждан, прибывших из Китайской Народной Республики, Республики Кореи, Итальянской Республики, Исламской Республики Иран, Французской Республики, Федеративной Республики Германии, Королевства Испании, а также других государств с неблагополучной ситуацией с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) по перечню, утвержденному Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, помимо мер, предусмотренных пунктом 2 настоящего указа, обеспечить самоизоляцию на дому на срок 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию (не посещать работу, учебу, минимизировать посещение общественных мест)."

Вот как раз к правомерности этой части Указа есть большие вопросы.

  1. В данной части Указ регулирует правоотношения не в сфере чрезвычайных ситуаций, а в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Это значит, что приоритетным будет федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - ФЗ 52). И это логически верно исходя из существа проблемы. Но в этой сфере у мэра нет никаких полномочий .
  2. Лица, уполномоченные на издание обязательных для исполнения гражданами постановлений и распоряжений являются должностные лица Роспотребнадзора и главные государственные санитарные врачи . Это следует из действующего законодательства (как из ФЗ 52, так и из положения о Роспотребнадзора (утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476)).
  3. Постаровление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 N 5устанавливает ряд обязательных мероприятий и мер, которые для более эффективного выявления и предупреждения распространения инфекции должны осуществить органы исполнительной власти субъектов РФ, нижестоящие органы Роспотребнадзора. Однако, в отношении граждан (п. 6 указанного Постановления) документ носит рекомендательный характер и не налагает никаких обязанностей . Вероятно, если ситуация усугубится, действительно будет издано новое постановление, в котором обязанности будут возложены и на граждан, но пока такого постановления нет.

Почему же нужно исполнять Указ мэра Москвы?

Не нужно. С правовой точки зрения имеете право не исполнять. Да и вообще зачем тогда этот Указ?

Исполнять Указ стоит по нескольким причинам.

  1. Это разумно . В отсутствие полномочий, вероятно, власти Москвы пытались установить контроль и минимизировать возможность реального распространени инфекции. Пусть о по-советски топорно, используя, по большому счету, механизм запугивания и превышая полномочия, но власти города пытаются стимулировать потенциальных людей-нисителей инфекции ограничить ее распространение. Ну или в мэрии нет понимания законодательного регулирования в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  2. Это правильно . Приехав из страны с высоким риском заражения, стоит подумать в первую очередь о других гражданах. Если Вы не заболели, не факт, что Вы не заразите кого-то с более низким иммунитетом. Самое время проявить гражданскую позицию, а не только болтать о ней в интернете, да об отсутствии самоосознания и гражданского общества. Примите меры и оградите сознательно соотечественников пусть от гипотетической, но все же опасности для здоровья.
  3. За нарушения санитарно-эпидемиологических норм может наступить ответственность . Разумеется, речь про случаи, когда нарушена обязанность. А такая обязанность может быть установлена только уполномоченными в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения лицами. Однако, вспоминая, как суды рассматривали дела граждан, бросавших в росгвардейцев бумажные стаканчики, причиняя им мучительные непонятно что, предсказать, как будут расследоваться и рассматриваться дела, связанные с нарушением карантинных мероприятий, невозможно.

Административная ответственность:

Неповиновение законному требованию должностного лица органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпиндемиологический надзор, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ : предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей:

на должностных лиц от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гишенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет согласно ст. 6.3 КоАП РФ предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или адмикнетративное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Уголовная ответственность установленна статьей 236 УК РФ:

нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года;

то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

На портале Правительства Москвы можно найти памятку под название "Коронавирус: ответы на главные вопросы".

Будьте здоровы и защищайте свои права правильно!

Читайте другие публикации канала, следите за новостями, делитесь полезной информацией, ставьте лаки и подписывайтесь.

Посоветоваться и получить квалифицированные юридические услуги Вы можете написав мне в Facebook или на email:

1. Мэр Москвы непосредственно или через органы исполнительной власти города Москвы решает вопросы социально-экономического развития города Москвы, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции в пределах своих полномочий.

1) представляет город Москву в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или поручает представление города Москвы иным лицам, представляет город Москву на официальных протокольных мероприятиях, выполняет другие представительские функции;

2) выступает от имени города Москвы в рамках компетенции, установленной настоящим Уставом, в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, законами города Москвы, поручает выступать от имени города Москвы органам исполнительной власти города Москвы, должностным лицам, органам местного самоуправления, а также юридическим лицам и гражданам;

3) подписывает и обнародует принятые Московской городской Думой законы города Москвы либо отклоняет их;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 22 октября 2008 г. N 48 пункт 5 части 2 статьи 41 настоящего Закона изложен в новой редакции

5) формирует Правительство Москвы и принимает решение о его отставке; определяет структуру органов исполнительной власти города Москвы;

ГАРАНТ:

Об отставке Правительства Москвы см. Указ Мэра Москвы от 12 сентября 2013 г. N 84-УМ

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 14 июля 2010 г. N 33 часть 2 статьи 41 настоящего Закона дополнена пунктом 5.1

5.1) представляет в Московскую городскую Думу ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Москвы, в том числе по вопросам, поставленным Московской городской Думой;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 2 июля 2014 г. N 39 пункт 6 части 2 статьи 41 настоящего Закона изложен в новой редакции

6) в порядке, установленном законом города Москвы, выражает согласие от имени исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на назначение руководителей территориальных (в городе Москве) органов исполнительной власти Российской Федерации, согласовывает представление на должность Прокурора города Москвы;

7) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных органов государственной власти Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в их компетенции;

8) назначает представителя от исполнительного органа государственной власти города Москвы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом и нормативными правовыми актами города Москвы;

ГАРАНТ:

Согласно Закону г. Москвы от 13 июля 2001 г. N 32 до вступления в силу решения об избрании (назначении) представителей от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти г. Москвы в Совете Федерации Федерального Собрания РФ Мэр Москвы и Председатель Московской городской Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом по должности представляют город Москву в Совете Федерации Федерального Собрания РФ

9) назначает своих полномочных представителей в Московской городской Думе, а также в иных органах государственной власти;

ГАРАНТ:

См. Указ Мэра Москвы от 10 ноября 2010 г. N 137-УМ

10) вносит в Московскую городскую Думу кандидатуры на должности судей Уставного суда города Москвы;

11) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом, федеральными законами, законами города Москвы.

3. В случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.

4. По вопросам своей компетенции Мэр Москвы издает обязательные для исполнения на всей территории города Москвы указы и распоряжения и осуществляет контроль за их исполнением.

5. Указы Мэра Москвы - правовые акты, издаваемые Мэром Москвы по вопросам нормативного характера, а также по иным вопросам, предусмотренным федеральными законами и законами города Москвы.

6. Распоряжения Мэра Москвы - правовые акты, издаваемые им по вопросам оперативно-распорядительного характера.

ГАРАНТ:

О бланках правовых актов (распорядительных документов) Мэра и Правительства Москвы см. распоряжение Мэра Москвы от 28 августа 2001 г. N 866-РМ

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 14 июля 2010 г. N 33 часть 7 статьи 41 настоящего Закона изложена в новой редакции

7. Взаимодействие Мэра Москвы с органами исполнительной власти и должностными лицами других субъектов Российской Федерации может осуществляться путем заключения договоров и соглашений.

8. Правовые акты, издаваемые Мэром Москвы, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и города Москвы, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу и законам города Москвы.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 22 октября 2008 г. N 48 часть 9 статьи 41 настоящего Закона изложена в новой редакции

9. Мэр Москвы отменяет распоряжения Правительства Москвы, правовые акты органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, если указанные правовые акты не соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу города Москвы, законам города Москвы, иным правовым актам города Москвы более высокой юридической силы либо их выполнение не обеспечено финансовыми или материальными ресурсами.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 28 ноября 2012 г. N 62 часть 10 статьи 41 настоящего Закона изложена в новой редакции

10. Правовые акты Мэра Москвы опубликовываются и вступают в силу в порядке, установленном законом города Москвы.

11. Правовые акты Мэра Москвы направляются в Московскую городскую Думу в двухнедельный срок со дня их подписания.

Информация об изменениях:

13. Мэр Москвы имеет печать с изображением герба города Москвы и должностной знак.

ГАРАНТ:

См. Закон г. Москвы от 11 июня 2003 г. N 39 "О гербе города Москвы"

См. Закон г. Москвы от 19 ноября 2003 г. N 74 "О должностных знаках Мэра Москвы и Председателя Московской городской Думы"

Читайте также: