Исключительное право на производство или продажу чего либо

Обновлено: 25.06.2024

Что сложнее купить – картину мастеров Ренессанса или чашку кофе?

Юрист скорее всего ответит, что принципиальной разницы нет: закон предъявляет к обеим сделкам почти одинаковые требования. Но приобретение подлинника дорогой картины все-таки требует куда более тщательной подготовки.

Как покупают предметы искусства

Купить арт-объект можно на аукционе, у галереи, антикварного салона, непосредственно у владельца или его представителя. Сделать это на аукционе в целом безопаснее, чем самостоятельно: хотя там есть своя специфика (например, внесение депозита), аукционный дом дорожит репутацией и отвечает за подлинность и юридическую чистоту лотов. Хороший пример – история с продажей Sotheby’s подделки полотна Пармиджанино: суд установил, что картина не является подлинной, и аукционный дом организовал выплату всей суммы покупателю.

В этом примере договор готовили юристы аукциона. Но если договор купли-продажи заключается с продавцом напрямую, покупатель имеет возможность настоять на включении выгодных для себя условий.

Предмет договора

Подлинность произведения

Самый сложный этап покупки произведения искусства – установление подлинности. Наиболее эффективным способом является экспертиза. В случае с картиной средняя стоимость – 20 000-50 000 руб., процесс занимает 15-20 рабочих дней.

Чем ценнее произведение, тем важнее привлечь нескольких экспертов. Например, для четырех работ Васнецова (считавшихся утраченными) были привлечены четыре специалиста, что обошлось в 150 000 руб. Но с учетом того, что работы были признаны подлинными и их стоимость измерялась миллионами долларов, затраты окупились сполна.

Если продавец и покупатель договорились о проведении экспертизы, необходимо согласовать, какая из сторон оплатит эту работу, какие эксперты будут привлечены, а также последствия отрицательного результата экспертизы.

Права продавца на предмет договора

У данного вопроса есть два аспекта: проверить доверенность и объем полномочий, если продавца представляет третье лицо, а также наличие прав на произведение у продавца и провенанс (историю владения объектом). И последнее гораздо сложнее.

В Европе при покупке предмета искусства продавцы должны сообщать о фактах получения всех платежей и об источниках перечисления средств на сумму свыше 10 000 евро. К сожалению, в России аналогичных правил нет.

Заверения продавца

Если на экспертизу и проверку нет времени или средств, можно в договоре указать заверения продавца. Если они окажутся недостоверными, покупатель сможет требовать возмещения убытков. Желательно получить гарантии наличия прав на картину, отсутствия обременений (залога, ареста), а также ее подлинности.

Исключительные права

Картина – это не только холст, масло и рама, но и само изображение как объект интеллектуальной собственности.

Согласно российскому законодательству, при покупке оригинала произведения у автора или его наследников исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное. Это означает, что покупатель вправе демонстрировать произведение и воспроизводить его в каталогах, но не может осуществлять коммерческое использование изображения, иными словами, зарабатывать на нем.

При покупке оригинала у лица, обладающего исключительным правом на произведение, но не являющегося его автором (например, у галереи), исключительное право на произведение переходит к покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Если коммерческое использование объекта предполагается, необходимо обратить внимание на включение такого положения в договор, иначе есть риск нарушить права автора.

Транспортировка и страхование

Если для передачи картины требуется ее транспортировка из другой страны или даже соседнего дома, стороны должны предусмотреть, кто несет риск случайной гибели предмета, вопросы перевозки и страхования, оплаты соответствующих расходов.

Искусство и технологии

Не каждая покупка предмета искусства требует больших усилий: иногда стоимость картины существенно меньше, чем затраты на экспертизу, страхование и прочие услуги. Часто произведения приобретаются в рамках устных договоренностей, по знакомству, без документов. Право покупателя – закрыть глаза на формальности и насладиться покупкой, но действующее законодательство и реалии арт-рынка таковы, что покупатель более уязвим и должен проявлять осмотрительность.

Сейчас все больше сервисов упрощают покупку предметов искусства и делают ее более прозрачной. Искусственный интеллект научился распознавать подделки и в ближайшем будущем сможет упростить и ускорить проведение экспертиз, а блокчейн применяется для закрепления провенанса и организации аукционов. Потребности рынка искусства стимулируют развитие технологий, и очень интересно посмотреть, как это скажется на наших покупательских привычках.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов

Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясь

Наши проекты

Контакты

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

Ч.2 статьи 1270 ГК РФ

2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

П.1) статьи 1270 ГК РФ

1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование произведения либо осуществляемую информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в информационно-телекоммуникационной сети, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения;

П.2) статьи 1270 ГК РФ

П.3) статьи 1270 ГК РФ

3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи , независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

П.4) статьи 1270 ГК РФ

П.5) статьи 1270 ГК РФ

П.6) статьи 1270 ГК РФ

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

П.7) статьи 1270 ГК РФ

П.8) статьи 1270 ГК РФ

П.8.1) статьи 1270 ГК РФ

П.9) статьи 1270 ГК РФ

9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

П.10) статьи 1270 ГК РФ

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

П.11) статьи 1270 ГК РФ

11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Ч.3 статьи 1270 ГК РФ

3. Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи.

Ч.4 статьи 1270 ГК РФ

4. Правила подпункта 5 пункта 2 настоящей статьи не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.

Говорить мы сегодня будем об ошибке, которую авторы совершают при взаимодействии с издательствами.

Причем ошибка эта свойственна как авторам-писателям, так и авторам-музыкантам. А издательства на этом здорово наживаются, пользуясь тем, что сами авторы не особо разбираются в правовых терминах, а качественные юридические услуги для многих из них не по карману.

Итак, по традиции, представим ситуацию:

После многомесячных мучений и бессонных ночей автор, наконец, счастлив – одно из издательств готово выпустить его гениальное литературное произведение. Издатель обещает взять на себя решение всех вопросов с оформлением обложки, рецензиями, типографией, розничными магазинами, перекупщиками и автограф сессиями. И вот он – долгожданный контракт! На радостях автор подписывает его, не глядя.

В какой-то момент автору поступает предложение об экранизации, он на седьмом небе от счастья, уже видит себя новой Джоан Роулинг. Но, узнав об этом, издатель почему-то меняет тон. Заявляет, что автор не вправе заключать контракт на экранизацию, что именно с ним – с издателем – должны вестись все переговоры и что именно он будет решать вопрос об экранизации. В ответ на недоумение автора издательство рекомендует автору перечитать контракт.

К сожалению, такие (ну или очень похожие) ситуации не редкость. Отдав свой договор с издательством на анализ юристу, автор убеждается, что дело плохо. Оказывается, имущественное право на его книгу теперь принадлежит издательству, а он, автор, не имеет никаких прав.

Почему такое происходит? Тут нужно оговориться: конечно, не все издательства грешат такой уловкой, но многие. За свою практику (которая на момент написания этой статьи составляет 12 лет 4 месяца и 16 дней) я встречал 5 или 6 подобных случаев. Это много.

Итак, в чем же могут быть проблемы при взаимодействии с издательством и как избежать ошибок?

1) Договор с издательством должен предусматривать предоставление издательству права использования книги. Но бывает, что издательства маскируют формулировки в своих контрактах так, что автор отчуждает издательству исключительное право на книгу. Отчуждение исключительного права на книгу означает, что теперь правообладатель – это издательство. Навсегда! А автор имеет только личные неимущественные права (право на имя и право авторства) и право на гонорар, предусмотренный договором. Причем размер гонорара вряд ли поменяется, если издатель решит экранизировать книгу, переиздать и т.п.

Отчуждение исключительного права часто путают с исключительной лицензией и на этом тоже играют издательства; термины похожи, в них легко запутаться, не владея юридическим тонкостями.

Исключительная лицензия ограничивает автора в заключении договоров с другими издательствами (чтобы не было параллельных тиражей), но при этом автор остается правообладателем и после окончания срока исключительной лицензии может снова распоряжаться произведением.

А отчуждение исключительного права, как я уже указал – это для автора полная бессрочная потеря прав на книгу.

Поэтому при заключении договора с издательством нужно очень внимательно изучать предлагаемый договор. Если что-то не понятно, то нужно обращаться к юристу.

2) К сожалению, многие издательства в своих договорах используют неправильную юридическую терминологию. Вряд ли это делается намеренно; скорее из экономии издателей на грамотном юридическом сопровождении. Однако истинную причину такого безответственного отношения издательств к их формам договоров я до сих пор понять не могу.

С 2008 года все отношения в области интеллектуальной собственности регулируются 4 частью ГК РФ. Но даже сегодня у издательств встречаются договоры, в которых фигурируют термины и юридические конструкции из старого закона об авторском праве и смежных правах, который действовал с 1993 по 2008 год.

Использование таких устаревших терминов и формулировок может привести к признанию договора незаключенным. Или же к переквалификации договора – это когда суд признает Ваш договор совсем не тем договором, на который Вы рассчитывали. Я уже писал подробно об этом в других своих публикациях.

Поэтому совет – перед подписанием договора выверяйте формулировки. Надо, чтобы они соответствовали Гражданскому кодексу. Тогда можно будет точно определить, какой договор Вы заключаете, и какие последствия он повлечет для сторон.

Всё вышеописанное применимо и к музыкальным издательствам (лейблам), поэтому перед подписанием долгожданного контракта стоит взять себя в руки, отодвинуть эмоции на задний план и включить голову.

Пожалуй, на этом всё. Заключайте договоры правильно, подходите к этому этапу ответственно и не стесняйтесь обращаться к юристам.

© Андрей Макаров 2020г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

Читайте также: