Японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации

Обновлено: 02.07.2024

ТОКИО, 3 мая. /Корр. ТАСС Игорь Беляев/. Государственный праздник День конституции отмечается в Японии. Так называемая "мирная конституция", которая провозглашает отказ государства от создания собственной армии и участия в войнах, отмечает свой 70-й юбилей на фоне стремления премьер-министра Синдзо Абэ внести в основной документ поправки - первые с момента его написания в 1947 году.

Мирная конституция

"Мирной" японскую конституцию в первую очередь называют из-за девятой пацифистской статьи. "Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения указанной цели никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно- воздушные силы. Право на ведение государством войны не признается", - гласит ее текст.

Несмотря на формальный запрет, в Японии все же существуют так называемые Силы национальной обороны - воздушные, наземные и морские, однако их полномочия и виды вооружений сильно ограничены

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ неоднократно заявлял, что хочет внести поправки в действующую конституцию и особенно - в девятую статью, поскольку считает ее устаревшей и не отвечающей современным вызовам и рискам, стоящим перед Японией. В частности, глава японского правительства делает особый акцент на изменившуюся геополитическую обстановку в регионе - развитие ракетно- ядерной программы КНДР и активизацию Китая на море. Абэ уверен, что Японии необходимо внести поправки в конституцию и обзавестись собственными полноценными вооруженными силами.

Для изменения конституции необходим референдум

С момента написания в 1947 году в конституцию Японии не было внесено ни единой поправки. Этот факт одновременно является главным аргументом как противников внесения изменений, так и сторонников. Противники настаивают на необходимости сохранить нетронутым текст этого документа, который исправно служил Японии на протяжении 70 лет. Выступающие же за изменения считают, что написанная в середине прошлого века конституция объективно не может быть полноценной в современном стремительно меняющемся мире.

Процесс внесения поправок в основной закон Японии весьма непростой. Согласно существующему законодательству, внесение изменений возможно только после проведения в стране общенационального референдума. Проведение референдума, в свою очередь, возможно только в том случае, если за это выступит две трети обеих палат парламента страны. По итогам прошедших в прошлом году выборов, премьер-министру Синдзо Абэ и его сторонникам, готовым поддержать изменение конституции, удалось заручиться необходимым числом мандатов.

Однако инициировать общенациональный референдум премьер не торопится, осознавая, что вынесенное на голосование предложение в настоящее время не найдет поддержки у японского народа. Правительство во главе с Абэ пытается изменить отношение общества к этой проблеме, но существенных сдвигов здесь не наблюдается. За шесть лет нахождения у власти премьера Синдзо Абэ изменение отношения у японцев к вопросу внесения поправок в мирную статью конституции минимальное, о чем свидетельствуют данные регулярных социологических опросов.

Японский народ не готов отказываться от мирной конституции

Японские СМИ регулярно проводят опросы общественного мнения, внимательно отслеживая настроения соотечественников. Так, по данным опроса газеты Asahi, данные которого были опубликованы накануне, лишь 29% респондентов считают, что необходимо внести поправки в девятую статью конституции. За год число сторонников пересмотра мирной статьи выросло всего на 2%. Против пересмотра девятой статьи выступил 63% опрошенных - за год их число сократилось на 5%.

В то же время, 50% респондентов считают, что в целом нет необходимости вносить изменения в конституцию,а 41% - выступают за изменения. Подавляющее же число японцев (89%) в преддверии знаменательной даты положительно оценивают национальную конституцию и то, что она сделала для Японии за эти 70 лет.

Стоит отметить, что категорических противников внесения каких-либо изменений в конституцию в японском политическом истеблишменте не так много. Даже главная оппозиционная Демократическая партия (ДП) Японии допускает внесение изменений в основной документ. Но именно девятая мирная статья конституции является главным предметом дискуссии, и за ее сохранение в первозданном виде японская оппозиция готова сражаться до конца.


Потеряли армию, но не лицо

Япония обрела новую Конституцию, которая действует и по сей день, в 1947 году — после проигранной Второй мировой войны. Широко известно, что ее писали не просто с полного одобрения, но скорее даже под диктовку оккупировавших страну американцев. В частности, над основным законом работал штаб генерала Дугласа Макартура, который 2 сентября 1945-го принял капитуляцию Японии и был главнокомандующим оккупационными войсками союзников в стране.

Совершенно иначе обстояло дело с вооруженными силами. Мир был единодушен — зверства в ходе Второй мировой, которые учинили японские милитаристы по отношению, прежде всего, к китайцам и корейцам, должны иметь свою цену. Ею оказался вечный запрет на армию, причем прописали это правило прямо в конституции.

Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров

Похожие меры по ограничению вооруженных сил применялись еще лишь к немцам, но в Конституцию Германии таких изменений никто не вносил. В итоге под пристальным контролем других европейских стран там уже в 1955 году появился бундесвер, а год спустя страна оказалась в НАТО. Япония же даже через 70 лет официально остается разоруженной, зато в стране появились американские военные базы.

Солдат сил самообороны Японии рядом с Patriot Advanced Capability-3

Солдат сил самообороны Японии рядом с Patriot Advanced Capability-3

Фото: Toru Hanai / Reuters

Дорога к возвращению армии

В 1951 году Токио подписал с Вашингтоном действующий поныне договор о военном сотрудничестве и обороне, по которому нападение на Японию считалось нападением на вооруженные силы США. При этом американцы получали эксклюзивное право на размещение своих военных на японской территории.

Кандидат от народа С клубничной грядки — в премьер-министры. Как сын фермера пробился в политическую элиту Японии

Кандидат от народа С клубничной грядки — в премьер-министры. Как сын фермера пробился в политическую элиту Японии

За прошедшие годы Силы самообороны превратились в мощную боевую единицу — Япония уверенно входит в топ-10 стран по силе армии в различных рейтингах. Сейчас страна имеет около 250 тысяч военных, 700 танков, более 130 различных судов и четыре авианосца. А для защиты авиационного пространства у Японии есть 350 зенитных ракетных комплексов и около 300 истребителей.

Важно отметить, что серьезный сдвиг по этому вопросу произошел еще в 2015 году. Тогда парламент принял закон, расширивший полномочия Сил самообороны. Военнослужащим позволили участвовать в боевых действиях за рубежом для защиты дружественных стран, даже если Япония не подвергается нападению.

Ежегодные учения национальных сил самообороны Японии около вулкана Фудзияма

Ежегодные учения национальных сил самообороны Японии около вулкана Фудзияма

Фото: Kim Kyung-Hoon / Reuters

Иностранные защитники отечества

Терпение жителей Окинавы лопнуло еще в 1995 году, после того как трое американских военнослужащих — чернокожие моряк Маркус Джилл, морпехи Родрико Харп и Кендрик Ледет — арендовали автомобиль, похитили и изнасиловали 12-летнюю японскую школьницу. Перед этим они избили девочку и связали ее, залепив скотчем глаза и рот. И даже приговор японского суда в 2013 году — двое американских моряков получили 9 и 10 лет тюрьмы за изнасилование и ограбление в пьяном виде — не положил конец подобным преступлениям, не говоря уже о более мелких дебошах и инцидентах вроде нападений на полицейских. Отдельный ущерб причиняют периодические аварии американского авиатранспорта.

Интересно, что протесты на Окинаве не направлены на американо-японский союз как таковой. Их скорее можно называть пацифистскими — протестующие говорят, что правительство в целом должно больше тратить на социальную сферу, а не на военщину — неважно, какую именно. Но шансов, что к ним прислушаются, маловато: гарантировать безопасность — главное для любого правительства.

Протесты против базы американской морской пехоты напротив японского парламента в конце 2019 года

Протесты против базы американской морской пехоты напротив японского парламента в конце 2019 года

Фото: Shizuo Kambayashi / AP

С гостями — хорошо, но самим — лучше

Проблемы с американским присутствием в целом усугубились с приходом к власти администрации президента США Дональда Трампа. Президент, в принципе склонный к изоляционизму куда больше правивших до него демократов, начал выставлять союзникам различные требования для сохранения американского контингента за рубежом.

Показательным примером того, что союз стран вовсе не безоблачен, считается и срыв поставки комплексов ПРО

Япония планировала к 2023 году разместить в префектурах Акита и Ямагути два американских наземных комплекса противоракетной обороны Aegis Ashore. Но 25 июня власти решили аннулировать план по развертыванию этих систем. Официальное объяснение — эксплуатация комплексов ПРО небезопасна для гражданского населения. Разгонный блок используемой в Aegis Ashore ракеты якобы мог упасть за пределы военного полигона и причинить ущерб людям. Но слухи о том, что в отношениях стран появилась трещина, было уже не остановить.

Отдаление от США видно и не только по отказу от дорогостоящей покупки. 18 октября новый премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга совершил свой первый зарубежный визит, причем отправился он не к защитникам, а во Вьетнам и Индонезию. Причем с первым — он подписал соглашение о передаче оборонительных вооружений. Это — часть общей японской программы по наращиванию экспорта военной техники.

Американские военнослужащие на базе ВВС в Токио

Американские военнослужащие на базе ВВС в Токио

Фото: Issei Kato / Reuters

В то же время в стране задумываются о приобретении оружия, которое позволит наносить превентивный удар по ракетным установкам одного из главных врагов в регионе — Северной Кореи. Бывший министр обороны Японии Таро Кано отмечал, что даже такой вариант развития событий нельзя исключать до утверждения в национальном Совете безопасности. Особенно актуальным вопрос стал после отказа от Aegis Ashore, которые могли бы защитить от чужих ракет.

Однако этот вопрос также крайне непрост, ведь удар на опережение можно счесть далеко не защитным шагом. В итоге прежде чем рассматривать вопрос о возможности принятия Японией стратегии превентивного удара, необходимо четко определить, что именно включает в себя это понятие. В то же время очевидно, что подобная оборонительная концепция будет представлять собой фундаментальный сдвиг в военной стратегии Токио, что не может не вызвать озабоченность соседей.

Нельзя не отметить и тот факт, что успехи Японии в атомной энергетике уже дают ей возможность создавать ядерное оружие. Да, страна имеет обязательства в этой сфере — она подписала соглашение о нераспространении. Но при этом Токио официально подчеркивает, что японская конституция ни в коей мере не запрещает стране обладать ядерным оружием и применять его. Просто японцы не будут делать этого по доброй воле.

Даже в условиях, когда армия запрещена по конституции, Япония выжимает из ограничений максимум и усиливает свою обороноспособность. А непредсказуемость Дональда Трампа в отношениях с давними партнерами и лишь нарастающая угроза со стороны КНДР и Китая побуждают японцев все больше надеяться на самих себя и налаживать отношения с другими странами.

В итоге даже если Трамп вновь выиграет выборы и продолжит скептично относиться к защите союзников, Токио будет спокойно развивать свой альянс с другими региональными державами, которые боятся китайской мощи.

Парадокс в том, что в случае реального выхода Японии из-под влияния американцев ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе, скорее всего, лишь ухудшится. Здесь и без того привычно играют мускулами ядерные Северная Корея, США и Китай — и еще один независимый и мощный игрок будет с большей вероятностью провоцировать военный конфликт. Аргументы другого калибра могли бы существенно обострить и отношения с Россией по вопросу Курильских островов — ведь до сих пор между странами не подписан мирный договор. Но, к счастью, пока этот сценарий очень далек от воплощения в жизнь.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Конституция Японии (от 3 мая 1947 года): краткое содержание, описание и аннотация

неизвестен Автор: другие книги автора

Кто написал Конституция Японии (от 3 мая 1947 года)? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Коллектив авторов: Конституция Российской Федерации. Гимн, герб, флаг

Конституция Российской Федерации. Гимн, герб, флаг

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Конституция Японии (от 3 мая 1947 года) — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Конституция Японии (от 3 мая 1947 года)

К О H С Т И Т У Ц И Я Я П О H И И

(вступила в силу 3 мая 1947 г.)

Мы, японский народ, действуя через посредство наших должным образом избранных представителей в Парламенте и исполненные решимости обеспечить для себя и для своих потомков плоды мирного сотрудничества со всеми нациями и благословение свободы для всей нашей страны, исполненные решимости не допустить ужасов новой войны в результате действий правительств, провозглашаем, что народ облечен суверенной властью, и устанавливаем настоящую Конституцию. Государственная власть основывается на непоколебимом доверии народа, ее авторитете исходит от народа, ее полномочия осуществляются представителями народа, а благами ее пользуется народ. Это - принцип, общий для всего человечества, и на нем основана настоящая Конституция. Мы отменяем все конституции, законы, указы и рескрипты, противоречащие настоящей Конституции.

Мы, японский народ, желаем вечного мира и преисполнены сознания высоких идеалов, определяющих отношения между людьми; мы полны решимости обеспечить нашу безопасность и существование, полагаясь на справедливость и честь миролюбивых народов мира. Мы хотим занять почетное место в международном сообществе, стремящемся сохранить мир и навсегда уничтожить на Земном шаре тиранию и рабство, угнетение и нетерпимость. Мы твердо уверены, что все народы мира имеют право на мирную жизнь, свободную от страха и нужды.

Мы убеждены, что ни одно государство не должно руководствоваться только своими интересами, игнорируя при этом интересы других государств, что принципы политической морали являются всеобщими и что следование этим принципам является долгом всех государств, которые сохраняют собственный суверенитет и поддерживают равноправные отношения с другими государствами.

Мы, японский народ, честью нашей страны клянемся, что, приложив все силы, мы достигнем этих высоких идеалов и целей.

Статья 1. Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть.

Статья 2. Императорский трон является династическим и наследуется в соответствии с Законом об императорской фамилии, принятым Парламентом.

Статья 3. Все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность.

Статья 4. Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены настоящей Конституций, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти.

Император, в соответствии с законом, может поручать кому-либо осуществление своих действий, относящихся к делам государства.

Статья 5. Если в соответствии с Законом об императорской фамилии устанавливается регентство, Регент осуществляет действия, относящиеся к делам государства, от имени Императора. В этом случае применяется абзац первый предыдущей статьи.

Статья 6. Император назначает Премьер-министра по представлению Парламента.

Император назначает Главного судью Верховного суда по представлению Кабинета.

Статья 7. Император по совету и с одобрения Кабинета осуществляет от имени народа следующие действия, относящиеся к делам государства:

Промульгация поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров.

Роспуск Палаты представителей.

Объявление всеобщих парламентских выборов.

Подтверждение назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц в соответствии с законом, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников.

Подтверждение всеобщих и частичных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний и восстановление в правах.

Подтверждение ратифицированных грамот и других дипломатических документов в соответствии с законом.

Прием иностранных послов и посланников.

Статья 8. Hикакое имущество не может быть передано императорской фамилии или получено ею, и никакие дары не могут быть приняты ею иначе как в соответствии с резолюцией Парламента.

Статья 9. Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается.

КНИГИ 411631 АВТОРЫ 126095 СЕРИИ 42690 ЖАНРЫ 502 ГОРОДА 1124 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16316 ТЕГИ 320450 СТАТЬИ 567

Автор неизвестен Конституция Японии (от 3 мая 1947 года)

К О H С Т И Т У Ц И Я Я П О H И И

(вступила в силу 3 мая 1947 г.)

Мы, японский народ, действуя через посредство наших должным образом избранных представителей в Парламенте и исполненные решимости обеспечить для себя и для своих потомков плоды мирного сотрудничества со всеми нациями и благословение свободы для всей нашей страны, исполненные решимости не допустить ужасов новой войны в результате действий правительств, провозглашаем, что народ облечен суверенной властью, и устанавливаем настоящую Конституцию. Государственная власть основывается на непоколебимом доверии народа, ее авторитете исходит от народа, ее полномочия осуществляются представителями народа, а благами ее пользуется народ. Это - принцип, общий для всего человечества, и на нем основана настоящая Конституция. Мы отменяем все конституции, законы, указы и рескрипты, противоречащие настоящей Конституции.

Мы, японский народ, желаем вечного мира и преисполнены сознания высоких идеалов, определяющих отношения между людьми; мы полны решимости обеспечить нашу безопасность и существование, полагаясь на справедливость и честь миролюбивых народов мира. Мы хотим занять почетное место в международном сообществе, стремящемся сохранить мир и навсегда уничтожить на Земном шаре тиранию и рабство, угнетение и нетерпимость. Мы твердо уверены, что все народы мира имеют право на мирную жизнь, свободную от страха и нужды.

Мы убеждены, что ни одно государство не должно руководствоваться только своими интересами, игнорируя при этом интересы других государств, что принципы политической морали являются всеобщими и что следование этим принципам является долгом всех государств, которые сохраняют собственный суверенитет и поддерживают равноправные отношения с другими государствами.

Мы, японский народ, честью нашей страны клянемся, что, приложив все силы, мы достигнем этих высоких идеалов и целей.

Статья 1. Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть.

Статья 2. Императорский трон является династическим и наследуется в соответствии с Законом об императорской фамилии, принятым Парламентом.

Статья 3. Все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность.

Статья 4. Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены настоящей Конституций, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти.

Император, в соответствии с законом, может поручать кому-либо осуществление своих действий, относящихся к делам государства.

Статья 5. Если в соответствии с Законом об императорской фамилии устанавливается регентство, Регент осуществляет действия, относящиеся к делам государства, от имени Императора. В этом случае применяется абзац первый предыдущей статьи.

Статья 6. Император назначает Премьер-министра по представлению Парламента.

Император назначает Главного судью Верховного суда по представлению Кабинета.

Статья 7. Император по совету и с одобрения Кабинета осуществляет от имени народа следующие действия, относящиеся к делам государства:

Промульгация поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров.

Роспуск Палаты представителей.

Объявление всеобщих парламентских выборов.

Подтверждение назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц в соответствии с законом, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников.

Подтверждение всеобщих и частичных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний и восстановление в правах.

Подтверждение ратифицированных грамот и других дипломатических документов в соответствии с законом.

Прием иностранных послов и посланников.

Статья 8. Hикакое имущество не может быть передано императорской фамилии или получено ею, и никакие дары не могут быть приняты ею иначе как в соответствии с резолюцией Парламента.

Статья 9. Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается.

ПРАВА И ОБЯЗАHHОСТИ HАРОДА

Статья 10. Hеобходимые условия японского гражданства определяются законом.

Статья 11. Hарод беспрепятственно пользуется всеми основными правами человека. Эти основные права человека, гарантируемые народу настоящей Конституцией, предоставляются нынешнему и будущим поколениям в качестве нерушимых вечных прав.

Статья 12. Свобода и права, гарантируемые народу настоящей Конституцией, должны поддерживаться постоянными усилиями народа. Hарод должен воздерживаться от каких бы то ни было злоупотреблений этими свободами и правами и несет постоянную ответственность за использование их в интересах общественного благосостояния.

Статья 13. Все люди должны уважаться как личности. Их право на жизнь, свободу и на стремление к счастью должно являться, поскольку это не нарушит общественного благосостояния, высшим предметом заботы в области законодательства и других государственых дел.

Статья 14. Все люди равны перед законом и не могут подвергаться дискриминации в политическом, экономическом и социальном отношениях по мотивам рассы, религии, пола, социального положения, а также происхождения.

Пэрство и прочие аристократические институты не признаются.

Hикакие привелегии не предоставляются при присвоении почетных званий, наград или знаков отличия, и любая награда действительна только при жизни лица, которое имеет ее в настоящее время или может получить в будущем.

Читайте также: