Выступают ли субъектами конституционно правовых отношений иностранные граждане при подаче

Обновлено: 30.06.2024

Субъекты конституционно-правовых отношений - участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом конституционно-правовых отношений называется конституционной правосубъектностью.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений отличается определенной спецификой. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать:

1. Народ как исторически сложившаяся в рамках определенной территории общность людей, которая является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ выступает в качестве субъекта в отношениях по осуществлению своей власти: избирательные отношения, референдумные отношения. Субъектом конституционного права в соответствующих отношениях является также население субъекта Российской Федерации, население муниципального образования.

2. Государство и ею территориальные единицы: Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, муниципальные образования. Эти субъекты выступают в отношениях суверенитета, обладания территорией и т. п. В отличие от, например, гражданских правоотношений в конституционно-правовых отношениях данные субъекты выступают сами по себе, а не через свои государственные органы, органы местного самоуправления.

3. Государственные органы: федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации; местные органы государственной власти * Правосубъектность государственных органов особая и называется компетенцией. Компетенция государственного органа - это совокупность предметов ведения (круга вопросов, по которым данный орган вправе принимать решения) и полномочий (прав и обязанностей) государственного органа.

4. Органы местного самоуправления.

5. Общественные и религиозные объединения - корпоративные субъекты, представляющие собой общности граждан, объединившихся по какому-либо признаку или для достижения определенных совместных целей.

6. Физические лица (индивиды) - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

7. Члены коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления - депутаты, члены избирательных комиссий и др.

Место и роль конституционного права в системе права России.

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Все отрасли основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы.

Нормы Конституции – основного источника конституционного права – являются исходными для всех отраслей права.

Все эти общие положения можно конкретизировать на примере соотношения конституционного права и ряда других отраслей права.

Так, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права. Закрепляя различые формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы Российской Федерации, нормы конституционного права предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства. конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного процесса, ряда других отраслей.

Наука конституционного права России: понятие, методология, задачи, источники.

Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которая в свою очередь входит в систему общественных наук.

Правовые явления изучаются различными юридическими науками. Для каждой из них характерен своеобразный подход к изучаемому объекту; в каждой из них различны степень абстрактности, уровень познания на основе исторического анализа, метод изучения; у каждой из юридических наук свой особый предмет. С учетом этих факторов различают следующие юридические науки: общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые, прикладные.

Наука конституционного права относится к отраслевым наукам, основной отличительный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. Эти науки составляют наиболее многочисленную часть в системе юридических наук, равную числу отраслей права.

Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Наука конституционного права раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

Наука конституционного права изучает не только конституционно-правовые нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Вот почему в предмет этой науки входят и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению. С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взамодействия.

Предметом изучения науки конституционного права является вся сфера общественных отношений, подлежащих конституционно-правовому регулированию. На основе анализа общественных отношений наука должна давать теоретические обоснования пределов их правового регулирования, с тем чтобы оно не было чрезмерным, не оправдываемым потребностями жизни, или слишком узким, оставляющим без правового воздействия те общественные отношения, которые требуют этого воздействия.

Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества, его деформаций и противоречий.

Исходя из содержания предмета отрасли, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется и характер основных теоретических концепций науки конституционного права.

К ним относятся такие крупные теоретические проблемы, как проблемы народного представительства, государственного, национального и народного суверенитета, федерализма, автономии, форм государственного и территориального устройства в целом.

Важное место занимают исследование проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические выводы, связанные с познанием системы государственной власти и системы местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал.

Изучение указанных выше проблем составляет предмет науки, сами же выводы и теоретические положения – ее содержание.

Наука конституционного права, как и всякая иная наука, является системой знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, содержащих выводы, которые сделаны на основе познания сущности и закономерностей развития различных сторон регулируемых отраслью конституционного права общественных отношений. Эти теоретические комплексы нетолько связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении. Одни теоретические выводы и положения служат основой для других.

Система науки конституционного права и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними.

Эта система формируется не произвольно. В ее основе лежит структурность самого предмета научного познания. Поскольку таким предметом является одноименная отрасль права, естественно, что каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой науки. Однако перед наукой стоят задачи более сложные, чем познание каждой из составных частей отрасли в отдельности. Наука должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, особенности возникающих на основе данных норм конституционно-правовых отношений, источники отрасли, ее систему. Наука должна теоретически определить и свой собственный предмет, свои систему, методы исследования, источники.

Совокупность теоретических выводов, положений, касающихся всех названных выше проблем, и составляет первый раздел в системе рассматриваемой науки, посвященный общей характеристике конституционного права и одноименной науки. Этот раздел является первым в силу того, что без познания охватываемых им проблем нельзя правильно понять связи, существующие между конституционно-правовыми институтами, а значит, и в полной мере раскрыть их функциональное назначение в общей системе правового регулирования.

Поскольку наука конституционного права отраслевая, постольку ее задача заключается в познании сущности, юридических свойств, функций конституции – основного источника одноименной отрасли, который занимает особое место во всей правовой системе. Второй раздел системы науки конституционного права и составляют положения, обосновывающие теорию конституции, анализирующие конституционное развитие государства.

Следующий раздел системы науки – комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания конституционно-правового института, регулирующего основы конституционного строя. Данный раздел охватывает большое число теорий, связанных с исследованием сущности Российского государства, суверенитета, народовластия, формы правления, системы общественных структур, участвующих в политической жизни общества. К этому разделу науки относятся и теореторические положения о конституционных принципах гражданского общества, экономических отношений, хозяйствования, о роли государства в условиях рыночной экономики.

Поскольку Россия является федерацией и в системе отрасли имеет-ся большая совокупность правовых норм, регулирующих весь блок федеративных отношений, в одноименной науке тоже выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации, автономии.

Еще один раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследования, относящиеся к проблемам организации и функционирования системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, сущность и конкретные формы реализации принципа разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представительных органов, избирательную систему, законодательный процесс и иные аспекты деятельности органов, связанные с консгитуционно-правовым регулированием. Предметом данной науки является и изучение конституционных основ местного самоуправления.

Таким образом, система науки конституционного права в своей основе соответствует системе одноименной отрасли, однако является более широкой, ибо наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а изучает и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права.

Конкретный перечень проблем, исследуемых в том или ином разделе науки, не является раз и навсегда данным. С развитием государства, общества, изменением общественно-социальных условий возникают новые концепции, требующие своего теоретического обоснования, перестают быть актуальными старые.

Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие исходные основы научного познания.

К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения о проблемах, значимых для конституционно-правовой науки. Они очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов общественного развития. Их критическое осмысление составляет важный этап в процессе научного познания, является предпосылкой обогащения науки достижениями всего мирового опыта развития цивилизации.

Источниками науки конституционного права являются и нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, прежде всего Конституция Российской Федерации. Наука выявляетц теоретически обосновывает заложенные в нормативных правовых актах концепции, понятия, используемые в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

Наука не могла бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому источником науки конституционного права является и конкретная практическая деятельность органов государственной власти, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права.

В общей характеристике науки конституционного права важное значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания. Они разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др.

Наука исследует все конституционно-правовые процессы в их историческом развитии. Это необходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями общественного развития, о соответствии его тем социальным ценностям, которые и политически, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном этапе

Вот почему наука конституционного права и изучает все правовые институты в историческом развитии, выявляя их связь с общественными процессами. Эта наука изучает историю развития конституций, текущего конституционно-правового законодательства.

В настоящее время исторический метод познания расширяет свои границы. Наука конституционного права должна заново осмыслить историю развития государственного (конституционного) права дооктябрьской России.

Наука конституционного права широко использует и сравнительно-правовой метод исследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных странах. Это важный инструмент в использовании положительного опыта, накопленного в данной области, в выявлении наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования.

В сравнительном плане оцениваются нормативные правовые акты различных стран мира, государств, входивших в состав бывшего Союза ССР. Анализ конституционно-правового законодательства последних имеет особое значение в силу близости исходных основ, на которых начинали формироваться их самостоятельные правовые системы.

В научных исследованиях необходим системный подход к предмету изучения. Уже отмечалось выше, что наука конституционного права рассматривает саму отрасль как систему, изучает ее структуру, составляющие ее элементы, их соотношение, взаимосвязи, анализирует и систему каждого правового института. Большое внимание уделяется и выделению места отрасли конституционного права в общей системе права Российской Федерации, соотношению с другими отраслями. Это способствует правильному определению предмета отрасли, отграничению конституционно-правовых отношений от правоотношений других видов, облегчает правоприменительную деятельность.

Статистический метод помогает анализировать эффективность действия конституционно-правовых норм, их влияние на общественные процессы. Количественный фактор – важный показатель реальности демократических институтов, закрепляемых правовыми нормами. Поэтому наука конституционного права анализирует статистические данные, касающиеся всех сфер регулируемых одноименной отраслью общественных отношений и на основе этих данных делает выводы. Так, научный интерес имеют количественные показатели участия избирателей в выборах, уровня их активности, форм связи депутатов с избирателями и т.п.

Обрабатывая данные подобного рода, наука конституционного права обосновывает правовые, политические и организационные меры, которые могут способствовать преодолению негативных явлений, снижающих потенциал, заложенный в демократических по форме правовых установлениях.

Метод конкретно-социологических исследований используется наукой конституционного права для изучения социальной и политической сфер, в которых происходит реализация конституционно-правовых рорм. При этом выявляются условия, воздействующие на развитие общественного сознания, на формирование общественного мнения, определяющие поведенческие установки граждан в отношении содержания тех или иных конституционно-правовых норм.

В задачу науки конституционного права входит и обработка результатов экспериментов, касающихся сферы конституционно-правовых отношений. В последнее время такие эксперименты получают некоторое применение на практике.

Субъекты конституционно-правовых отношений – это все те, на кого правовые нормы данной отрасли права возлагают соответствующие права и обязанности. Субъекты:

1. Народ (главный субъект конституционно-правовых отношений) – это в соответствии с Конституцией РФ совокупность граждан РФ, которая обладает учредительной властью и при определенных условиях в праве её реализовать, является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ.

В состав народа входят исторически-сложившиеся на её территории компактно-проживающие нации, и поэтому народ России именуется как многонациональный народ. Примеры: народ выступает источником всей власти в обществе и государстве (статья 3 Конституции РФ, часть 1). Народ рассматривается как субъект конституционно-правовых отношений по принятию новой Конституции (преамбула Конституции РФ).

Отличительные особенности народа:

1) Граждане РФ (ст. 3 Конституции РФ – референдум и выборы);

2) Территориальная принадлежность – территория, население, публичная власть, суверенитет;

3) Понятие народ объединяет в себе нацию, т.е. понятие это шире;

2. Государство. Особенности данного субъекта:

1) Данный субъект может быть характеризован в 2х значениях:

o российское государство;

o Российская Федерация.

Первое значение используется для таких отношений, как:

В ФЗ от 31.05.2002 гражданство РФ определятся как устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностях. Исходя из легального определения, субъектами конституционно-правовых отношений является государство и физическое лицо.

2) Органы государственной власти:

o Федеральное Собрание;

o Судебные органы.

· Органы государственной власти субъекта:

o законодательные (представительные) органы субъектов;

o исполнительные органы субъектов;

o высшие должностные лица субъектов;

o суды субъектов (Конституционно-уставные суды - 18 судов: 14 Конституционных судов и 4 уставных суда).

Пример взаимодействия: Правительство - Государственная Дума – Совет Федерации – Президент. Правительство вносит проект бюджета в ГД. ГД и СФ утверждает его, Президент подписывает. Исполняет бюджет Правительство РФ.

Пример: Гражданин – Президент РФ. Конституционно-правовое отношение – Президент РФ осуществляет по отношению к гражданину помилование, а также лишает гражданства.

Томская область: Администрация Томской области – Законодательная Дума Томской области – Губернатор Томской области. Конституционно-правовое отношения – по аналогии с бюджетом РФ.

3) Органы местного самоуправления и должностные лица – 12 статья Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 32 Конституции РФ - граждане РФ могут быть избраны в органы местного самоуправления.

4) Субъекты избирательных правоотношений – эти субъекты функционируют только на время выборов:




- избиратель – гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом;

- избирательные комиссии (Центральная избирательная комиссия, избирательная комиссия субъекта, территориальная избирательная комиссия, окружная, участковая избирательная комиссия);

- доверенные лица кандидата;

- избирательные объединения (политические партии, уставы которых предусматривают право участвовать в выборах или референдумах);

- члены избирательной комиссии с правом решающего и совещательного голоса;

- средства массовой информации и редакции печатных изданий.

3. Гражданин РФ – статья 33 Конституции РФ, статья 125 Конституции РФ указывают на гражданина РФ как субъекта конституционно-правовых отношений. Гражданин РФ может обращаться в правоохранительные органы, суды, в Европейский суд для защиты своих прав.

4. Иностранный гражданин, лицо без гражданства.Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющейся гражданином РФ и имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства (апатрид) – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства или подданства другого государства.

Категории иностранных граждан:

1) Временно-пребывающие на основании визы, без визы – 90 суток, гражданско-правовой договор – 1 год;

2) Временно проживающие на основании – 3 года на основании миграционной карты;

3) Постоянно проживающие – вид на жительство в течение 5 лет.

Мигранты могут быть легальными и нелегальными. Общая проблема в мире – нелегальная миграция.

1) Общественная организация;

2) Общественное движение;

3) Общественный фонд;

4) Общественное учреждение;

5) Орган общественной самодеятельности.

6) Политические партии.

7. Депутат представительного органа.Депутат – лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Например: гражданин – избиратель – кандидат – депутат – гражданин. Статья 32 Конституции РФ – право избрания только у гражданина РФ, избиратель и кандидат возможна предвыборная встреча, кандидат становится депутатом, когда он избран, а основная задача депутата – представлять интересы граждан.

8. Субъекты РФ.Статьи 1, 5, 55 Конституции РФ. Статья 11 часть 3 Конституции РФ.

Д\З: Понятие федерации, субъекта федерации, на основе устава Томской области посмотреть признаки Томской области как субъекта.

1. Народ (нация, национальное крупное автономное объединение);

2. Государство (российское государство – социальное, правовое, светское, рыночный тип экономики, местное самоуправление; Российская Федерация);

4. (ОНС, должностные лица местного самоуправления);

6. Физические лица (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства, беженцы, политические беженцы);

7. Общественные объединения;

8. Политические партии;

9. Религиозные объединения:

1) Религиозная группа;

2) Религиозная организация.

10. Участники избирательного процесса (избиратели, избирательные комиссии, кандидаты, СМИ).

Объекты конституционно-правовых отношений – явления и предметы, по поводу которых возникают конституционно-правовые отношения:

1. Территория РФ и ее границы. Пример: ст.67 ч.3 Конституции РФ. На основании референдума принимается ФКЗ о возникновении нового субъекта.

2. Материальные блага: природные ресурсы, средства государственной казны. Заключаются гражданско-правовые договоры.

3. Поведение людей. Примеры: вступление в гражданство, отзыв депутата или выборного должностного лица.

4. Деятельность органов государственной власти, должностных лиц, общественных объединений, политических партий и т.д.

5. Правовые акты. Правовые акты могут быть объектом рассмотрения в Конституционном Суде (ст. 125).

6. Личные неимущественные блага – честь, достоинство, личная неприкосновенность, депутатский иммунитет, вероисповедание.


Оглавление

  • 1. Понятие и предмет конституционного права
  • 2. Источники конституционного права
  • 3. Конституция РФ как источник конституционного права
  • 4. Соотношение конституционного и других отраслей права
  • 5. Принципы конституционного права
  • 6. Субъекты конституционного права
  • 7. Нормы конституционного права
  • 8. Конституционные правоотношения
  • 9. История конституционного права
  • 10. Принцип разделения властей
  • 11. Принцип народовластия
  • 12. Содержание и правовое закрепление российского федерализма
  • 13. Принцип приоритета прав и свобод человека

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6. Субъекты конституционного права

Субъект права — это лицо или группа лиц, способные вступать в общественные отношения определенного вида, наделенные совокупностью прав и обязанностей.

Субъектами конституционного права являются физические лица и организации. Физические лица — это граждане, иностранцы, лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

К организациям относятся государство, государственные органы, общественные образования, хозяйственные объединения (юридические лица).

Перечень субъектов конституционного права весьма широк, поскольку конституционное право охватывает очень большую группу отношений, где задействованы самые различные субъекты. Это отношения по формированию органов государственной власти, защите основных прав и свобод человека и гражданина, разграничению полномочий РФ и субъектов РФ и многие другие.

Классифицировать субъекты конституционного права можно по следующим основаниям:

1) государственные и негосударственные образования;

2) индивидуальные и коллективные субъекты.

К государственным (публичным) субъектам относятся Российская Федерация — ее субъекты, органы государственной власти РФ.

К негосударственным субъектам относятся общественные объединения, политические партии, религиозные группы и т. д.

К субъектам конституционного права относятся:

1) Российская Федерация (Россия) — суверенное государство, проводящее в пределах своей территории, а также в отношении своих граждан определенную политику. Россия обладает собственной правовой системой, определенной компетенцией в отношении населения РФ, субъектов РФ, монополией на издание законов и т. д.;

2) субъекты РФ, которые являются относительно автономными государственно-территорриальными или территориальными образованиями;

3) Президент РФ является главой государства и обладает широкими управленческими функциями. Глава государства выступает как официальный представитель народа, это определяет его место в системе государственной власти;

4) Правительство РФ осуществляет в РФ исполнительную власть и состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров;

5) Государственная Дума Федерального Собрания РФ состоит из 450 депутатов, избирается сроком на четыре года и является законодательным органом РФ;

6) Совет Федерации состоит из представителей субъектов Российской Федерации, избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей;

7) депутаты Государственной Думы РФ;

8) члены Совета Федерации РФ;

9) суды в РФ представлены судами самого различного уровня и наделены различной компетенцией, общим является то, что их функцией является отправление правосудия;

10) органы местного самоуправления и муниципальные образования в РФ самостоятельны в осуществлении своих функций;

11) народ РФ является носителем государственного суверенитета РФ, единственным источником власти, осуществляет свою власть непосредственно или через государственные органы;

12) общественные объединения являются негосударственными образованиями, в РФ гарантируется свобода объединений. Общественные объединения неподотчетны государственным органам и независимы от государства;

13) граждане РФ являются полноценными участниками конституционных правоотношений, приоритет прав и свобод граждан гарантирован Конституцией РФ;

14) лица без гражданства по общему правилу в правах лица без гражданства, лица с двойным гражданством и иностранцы приравниваются в своих правах к гражданам (национальный режим), за исключением политических прав;

15) лица с двойным гражданством;

16) беженцы пользуются наряду с вынужденными переселенцами защитой РФ;

17) вынужденные переселенцы;

18) иностранцы;

19) лица, которым предоставлено политическое убежище, пользуются особой защитой РФ.

Конституционно-правовые отношения – это определенный вид общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права, отображающего юридическую взаимосвязь между субъектами в виде взаимных прав и обязанностей, которые предусмотрены правовой нормой.

Для конституционно-правовых отношений свойственны такие объекты, как: жизнь, достоинство и свобода человека, государственная власть, целостность государства, специфические источники ( федеративный договор По данной теме мы уже выполнили курсовую работу федеративное государство подробнее , Конституция, федеральные законы и т.д.).

Разные конституционно-правовые отношения различаются по своему содержанию и составам субъектов. Данные отношения возникают главным образом в процессе реализации государственной власти и обеспечения прав и свобод человека, они могут носить конкретный или общий характер. Нормы-декларации и нормы-принципы порождают правовые отношения общего характера, которые не обозначают субъекты отношений, их права и обязанности. Правовые отношения – это особые индивидуальные связи между разными субъектами конституционного права.

Виды конституционно-правовых отношений:

  • конкретные отношения - субъекты четко определены, обозначены их взаимные права и обязанности;
  • правовые отношения общего характера - субъекты четко не определены, их конкретные права и обязанности не установлены;
  • правовые состояния – четкая определенность субъектов правовых отношений;
  • по времени функционирования: постоянные и временные правоотношения, для постоянных правоотношений срок действия не определен, свое существование они могут прекратить в каких-либо конкретных условиях; временные правоотношения возникают в процессе реализации правил поведения – конкретных норм (со временем выполнением оно прекращается);
  • по специфике правового регулирования: процессуальные и материальные – в процессуальных правоотношениях проявляются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, устанавливающих обязанности субъектов; в материальных правоотношениях отображены права и обязанности, представляющие содержание правоотношения;
  • по целевому назначению: правоустановительные (содержат права и обязанности) и правоохранительные (правовая охрана предписаний, содержащихся в конституционно-правовых нормах По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Нормативно правовые акты подробнее ).

Готовые работы на аналогичную тему

Возникновению и формированию определенного конституционно-правового отношения предшествует какой-либо конкретный юридический факт (действие или событие), влекущее к возникновению, изменению или прекращению правоотношения. Объектом конституционного регулирования выступают общественные отношения, регулируемые Конституцией.

Структура и особенности конституционно-правовых отношений

Структура конституционно-правовых отношений содержит следующие элементы: содержание, объекты и субъекты отношений. Часто реализация какой-либо правовой нормы является основанием для появления нового правоотношения. Реализация какой-либо группы взаимосвязанных правовых норм, составляющих какой-либо правовой институт, представляет систему – ряд юридических фактов и конкретных, порождаемых ими правоотношений.

Характерные черты конституционно-правовых отношений:

  • формируются в сфере отношений, представляющих предмет конституционного права, отличаются содержанием;
  • отличаются особым субъективным составом (некоторые субъекты государственно-правовых отношений не могут выступать участниками других правоотношений);
  • выражают интересы как отдельных социальных групп, так и общества в целом;
  • реализуются в составе определенного блока, в составе связи, а не изолированно;
  • имеют высокий политический потенциал (представляют квинтэссенцию существующих в обществе политико-правовых отношений).

Субъекты конституционно-правовых отношений

К субъектам конституционно-правовых отношений относятся участники отношений, которые регламентируются конституционным правом. Участники данных отношений могут выступать носителями юридических прав и обязанностей, обеспеченных нормами конституционного права. Конституционный вид правосубъектности образован способностью выступать субъектом конституционных и правовых отношений.

Субъекты конституционно-правовых отношений составляют специфику отношений и весьма разнообразны. К ним относятся:

  • физические лица, включая иностранных граждан или лиц без гражданства;
  • отдельные общности людей (население административно-территориальных единиц, народ в целом);
  • ассоциации граждан (общественные и политические движения, партии, различные общественные объединения);
  • государство и субъекты Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее ;
  • органы государственной власти (органы федерального уровня – Правительство, Президент и др.; субъекты РФ; государственные органы управления на местах);
  • органы местного управления (собрания депутатов, мер города и др.).

Основным субъектом конституционных правоотношений является гражданин и человек. В конституционно-правовые отношения с государством человек вступает через органы власти и постоянно находится с ними во взаимоотношениях. Человек и гражданин обладает правосубъектностью, то есть имеет право требовать от государства обеспечения своих законных интересов через соответствующие государственные органы. Правосубъектность может носить общий и специальный характер. Народ выступает субъектом конституционно-правовых отношений в ситуациях, когда формулируется источник принятия Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее или, когда проходит всенародное голосование.

Российская Федерация, входящие в состав РФ республики, края, области, округа и автономные области, города федерального значения являются субъектами конституционного права и правоотношений в целом или через органы государственной власти, депутатов, должностных лиц, парламентские и избирательные комиссии и др.

Субъектами конституционно-правовых отношений выступают глава государства, главы республик, парламента, правительства, их структурные подразделения, органы местного самоуправления, суды всех уровней. В прямые правоотношения с народом государство вступает через избирательное право.

Права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений

Каждый субъект конституционно-правовых отношений имеет определенные обязанности: общие (обязанность к соблюдению Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО подробнее , законодательства страны); личные (например, обязанность общественных объединений публиковать отчеты об использовании имущества); конкретные (например, обязанность подписать или обнародовать принятый федеральный закон и др.).

Субъективные права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений представляют его содержание.

Субъективное право – это мера поведения участника правоотношения, предусмотренная нормой конституционного права. Субъективное право характеризует возможность его использования по усмотрению субъектов конкретного конституционно-правового отношения. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 31) граждане Федерации могут устраивать мирные митинги, демонстрации, собрания, пикетирования и шествия, без оружия. При проведении демонстрации каждый гражданин при желании обладает субъективным правом принять в данной демонстрации участие.

Субъективная обязанность – мера должного поведения участников (субъектов) конституционно-правового отношения, предусмотренная нормами конституционного права. Субъективные обязанности в зависимости от закрепленного в диспозиции правовой нормы характера поведения бывают следующих видов: активными (предусматривают необходимость конкретных действий); пассивными (предписывают воздержание от конкретных действий, которые запрещены нормой права).

Читайте также: