Выделите какие качества передаются от родителей детям

Обновлено: 02.07.2024

Мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему.

"Вот это характер", - говорим мы с восхищением. "Ну и характер!" - произносим, когда негодуем. Хорошо это или плохо - иметь характер?

Каждый, опираясь на свой опыт, понимает под характером определенное сочетание индивидуальных особенностей человека. Основными свойствами характера принято считать три группы качеств, проявляющихся в отношении к деятельности, какому-либо поручению (трудолюбие, добросовестность, настойчивость, усидчивость, самостоятельность); в отношении человека к самому себе (гордость, чувство собственного достоинства) и к окружающим (заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость).

Названные качества одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребенка самостоятельность и чувство собственного достоинства, но одновременно и равнодушие. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребенок и чуткий, и добрый, но не способный довести до конца ни одного дела, не может поставить перед собой цель.

Родители часто возражают: "Не все можно воспитать: характер передается по наследству. В нашей семье двое детей-близнецов. Воспитываем мы их одинаково, а растут они совершенно разные. Что же поделаешь, родились с разными характерами".

Так ли это? Разберемся, насколько характер ребенка зависит от природных особенностей. Что в характере врожденное, а что приобретенное?

Врожденными, наследственными являются четыре свойства нервной системы ребенка.Первое - сила нервной системы или работоспособность: одни дети выносливы, способны к длительному напряжению, другие - быстро утомляются. Это можно заметить в игре, при выполнении ребенком поручения. Второе свойство - равновесие,или баланс процессов возбуждения и торможения: у одних детей может преобладать процесс возбуждения (шумные, непоседливые дети, у других - процесс торможения (спокойные дети, которых почти невозможно вывести из себя). Третья особенность - подвижность, переключаемость нервных процессов (один ребенок легко и быстро переходит от игры к режимным моментам: проснувшись, сразу включается в игру. Другому свойственно как бы застревание на каком-то переживании, очень медленное включение в состояние бодрствования из сна). Четвертая особенность - динамичность нервных процессов, т. е. способность к возникновению привычных форм поведения и быстрота их изменения. Одни дети легко привыкают к новым требованиям в детском саду, с охотой им подчиняются, другие, охотно им следуя, привыкают долго, с трудом.

Характер ребенка не предопределен этими природными особенностями нервной деятельности. Наблюдения за развитием близнецов подтверждают, что одинаковых условий для их развития даже в одной семье быть не может, обстоятельства как бы вынуждают их поступать по-разному. Если мама просит детей помочь ей, то первым отзывается кто-то один. Другой ребенок в это время может стоять к маме спиной и поэтому на какие-то доли секунды отозваться позже. Несколько сходных ситуаций - и уже есть основа для формирования противоположных качеств (пассивности и активности) у детей-близнецов.

Различные сочетания свойств позволяют выделить неодинаковые индивидуальные особенности в поведении и деятельности ребенка.

Особенности нервной деятельности могут и затруднить, и помочь воспитать определенные свойства характера. Так, у очень чувствительного ребенка труднее воспитать самообладание, чем у ребенка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать усидчивость, чем у детей медлительных.

Помните, что все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. У всех дошкольников воспитывают устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательные их проявления.

Так, у п о д в и ж н ы х, уравновешенных детей особое внимание обращают на воспитание устойчивых интересов, устойчивых нравственных мотивов поведения. Если эта задача воспитания будет решаться правильно, то у ребенка появится терпеливость, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно. Воспитание нравственных чувств позволит ребенку сознательно выполнять правила и требования взрослых, предупредит развитие таких качеств, как легкомыслие и самоуверенность.

В воспитании детей другого типа - возбудимых, неуравновешенных - родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности.

Взрослые должны быть и требовательными и терпеливыми. Требуя от детей послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребенку объясняют обоснованность того или иного требования, необходимость выполнения правил. Взрослые не уговаривают, а объясняют, оставаясь требовательными. Если ребенку дается поручение, он проговаривает его вслух, объясняя, что он будет делать, что ему для этого необходимо, на какие части лучин разделить поручение, чтобы его легче было выполнить, какие могут встретиться трудности и как их избежать. Не забывайте иногда подходить к нему - ребенку может понадобиться ваша помощь. Не надо бояться доверять ребенку, но следует оказывать ему и необходимую помощь. Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости; можно попросить сходить к соседям с какой-либо просьбой. Подобные поручения требуют от ребенка внешней и внутренней собранности, сдержанности, вежливости, то есть тех качеств, которых ему и не хватает; взрослые высоко оценивают именно эти качества, проявленные неуравновешенным ребенком, для того чтобы они стали устойчивыми чертами характера.

Необходимы также специальные игры, направленные на развитие целенаправленного внимания и сдержанности. Такие игры часто предлагаются в литературе, их можно придумать и самим. Это могут быть упражнения с различными предметами в любой обстановке. Например, по дороге в детский сад можно поиграть и игру "Называем все вокруг" с условием, что, как только встретится прохожий, нужно замолчать.

В воспитании медлительных детей особенно обращается внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. У медлительных детей развивают умение быстро переключаться с одного дела на другое.

С такими детьми особенно часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк, цирк. Воображение медлительных детей постоянно будят, включая их во все события семейной жизни. Это способствует созданию привычки быть всегда занятым, активным. Если ребенок делает все очень медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться. Полезно делать с ним что-то наперегонки, стараясь дать ему ограниченное время для выполнения поручения. При этом можно отсчитывать время (например, при одевании, пли напомнить ребенку о том, что собирались почитать ему книгу, посмотреть мультфильм, но из-за его медлительности можно не успеть сделать этого. У детей развивают точность, ловкость, быстроту движений. С медлительными детьми чаще играют в подвижные игры, требующие этих качеств.

В воспитании чувствительных, ранимых детей строго соблюдают режим дня, дают малышу только посильные задания и вовремя помогают ему.

Обращения к ребенку отличаются особой чуткостью, мягкостью, ровным, доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если что-то поручается, то следует помнить, что ему нужно время на подготовку рабочего места, что поручение будет выполняться очень тщательно. Поэтому не следует раздражаться, если ребенок будет обращать внимание на мелочи.

У ранимых детей воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. При посторонних нельзя обращать внимание на проявления застенчивости или неправильные действия ребенка. В воспитании не применяются строгие наказания или угроза наказанием в ответ на неуверенность, неправильные действия ребенка. Нельзя запугивать чувствительных детей - им и так свойственна боязливость, страх перед новым. Необходимо учить их преодолевать чувство страха. Если ребенок боится темноты, надо вместе с ним войти в темную комнату и включить свет. Затем ребенок сделает это один, а взрослый будет где-то рядом. Полезно провести это в игровой форме (например, в игре "Разведчики"). Воспитывая смелость, нужно учить малыша преодолевать свой страх. Если он испугался ползущей по земле гусеницы, возьмите ее в руки, пусть он потрогает ее в ваших руках, пусть возьмет в свои.Одобрите его действие: "Ты молодец, не испугался, ты смелый". Вы увидите радость маленького человека, преодолевшего свой страх, свою неуверенность. Чтобы эта неуверенность исчезла совсем, он должен почувствовать, что вы с пониманием, чутко отнесетесь к нему и в том случае, если он сделает что-то не так;что вы не станете его ругать и говорить: "Вот всегда у тебя так". Если по-доброму относиться к ранимому ребенку, его неудачам, то со временем, благодаря терпеливости и доброжелательности взрослого, его опережающей высокой оценке смелости, самостоятельности ребенка, у дошкольника появляется уверенность в своих силах, он становится общительным и доверчивым.

Влияние семейных отношений на характер ребёнка Неблагополучная для ребенка семья – это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего.

Генетик рассказал, по какому принципу дети наследуют внешние черты родителей

О правилах наследования, доминантных и рецессивных генах нам рассказывали на уроках биологии в школе. Но многие наверняка их подзабыли. Давайте вспомним их вместе с доцентом кафедры нервных болезней, нейрохирургии и медицинской генетики УГМУ, кандидатом медицинских наук Ольгой Овсовой. Сразу оговоримся, что мы упростили объяснения для того, чтобы сделать их понятными неспециалистам.

Наследование — процесс передачи наследственной информации от одного поколения к другому. Варианты и типы наследования базируются на законах, которые были сформулированы Грегором Менделем, это называется классической генетикой.

Как наследуются внешность и болезни?

Человек получает по 23 хромосомы от каждого из родителей, передача признаков зависит от количества наследуемых генов, их природы и локализации в хромосомах, говорит Ольга Овсова. Гены, которые находятся в одинаковых локусах гомологичных (одинаковых) хромосом и кодируют один и тот же признак, называются аллельными.

Существует аутосомное наследование (наследование признаков, гены которых расположены в неполовых хромосомах — аутосомах) и наследование, сцепленное с полом.

При аутосомном наследовании человек получает от каждого из родителей по одной копии гена конкретного признака. Какой ген окажется доминантным, такой признак и проявится — предположим, карий цвет глаз. При этом человек останется носителем непроявившегося, рецессивного гена, и может дальше передать его своему ребенку.

— Такие хорошо известные признаки, как карий цвет глаз, вьющиеся волосы, переносица с горбинкой, прямой нос, ямочка на подбородке, раннее облысение у мужчин и даже способность сворачивать язык в трубочку — это аутосомно-доминантные признаки, — говорит Ольга Овсова.

По такому же принципу из поколения в поколение наследуются многие заболевания, например, близорукость, синдром Марфана.

В случае аутосомно-рецессивного наследования признак проявится у человека, если он получит два одинаковых рецессивных гена от родителей. Так наследуются мягкие прямые волосы, курносый нос, светлые глаза, тонкая кожа. Предположим, у одного родителя кудрявые волосы, а у другого прямые. Но ребенку от обоих достались рецессивные гены (родитель с кудрявыми волосами являлся носителем этого гена), и его волосы будут прямыми.

— Носительство может передаваться из поколения в поколение до тех пор, пока один потомок не получит данный ген от обоих родителей. Таким образом передается большое количество заболеваний. И поскольку люди обычно не очень хорошо знают свою родословную, нередко заболевание у ребенка двух внешне здоровых родителей оказывается неожиданностью. К таким заболеванием относится, например, спинальная мышечная атрофия (СМА), многие наследственные болезни обмена, в том числе фенилкетонурия, лейциноз, галактоземия, — рассказывает генетик.

Наследование, сцепленное с полом

X-сцепленное наследование (когда заболевания или признаки содержатся в X-хромосоме) может быть рецессивным или доминантным.

При рецессивном, если женщина является носительницей какого-либо заболевания, вероятность того, что ее сын будет болен — 50 на 50. Ведь он получает от матери одну X-хромосому — или здоровую, или больную. При этом Y-хромосома от отца не может подавить рецессивную больную X-хромосому.

Дочери тоже могут получить больной мамин ген, но вот здесь, если полученная от отца X-хромосома будет доминантной и здоровой, девочки не заболеют, а лишь окажутся носительницами заболевания и смогут передать его своим детям. Таким образом передаются например гемофилия и миопатия Дюшенна.

При доминантном X-сцепленном наследовании чаще, наоборот, болеют девочки, потому что они могут получить доминантный поврежденный ген и от матери, и от отца. Так передаются синдром Ретта, фосфат-диабет и много заболеваний, связанных с умственной отсталостью.

При Y-сцепленном наследовании (когда заболевания или признаки содержатся в Y-хромосоме) признаки и заболевания могут передаваться только от отца к сыновьям — наличие волос по краю ушных раковин, кожные перепонки между пальцами, развитие семенников, сперматогенез, интенсивность роста тела, рук и ног, зубов.

Родственники до какого поколения могут участвовать в наследовании?

— Любой человек обладает уникальным генотипом, но надо понимать, что уникальность все равно базируется на принципе общности генов между родственниками, — отвечает Ольга Овсова.

В генетике выделяют несколько степеней родства. Первая степень — 50% общих генов у категорий родственников: братьев и сестер (в том числе разнояйцевых близнецов), детей и родителей.

Вторая степень — это двоюродные братья и сестры, дяди, тети и племянники, дедушки, бабушки и внуки, у них 25% общих генов.

Третья степень — троюродные братья и сестры, прадедушки, прабабушки и правнуки, у которых 12,5% общих генов. Ну и четвертая — четвероюродные братья и сестры, прапрабабушки, прапрадедушки и прапраправнуки, 6,25% общих генов.

— Человек может получить, например, от бабушки как рецессивный ген, так и доминантный. Соответственно, рецессивный ген может себя никак не проявить, но в генотипе он будет, и если у супруга окажется такой же ген, то у их ребенка он уже проявится внешне, — говорит генетик. — А если от бабушки получен доминантный ген, то он проявится, и у внука будет, например, такой же цвет глаз, как у бабушки, форма губ, форма ушной раковины.

Почему двойняшки не похожи, а близнецы похожи?

Монозиготные близнецы имеют 100% общих генов и всегда будут однополыми. Дизиготные близнецы будут иметь 50% общих генов, как и другие родные братья и сестры. Считается, что рождаемость близнецов в среднем составляет 1 случай к 84, треть из них — монозиготные близнецы.

— Считается также, что есть склонность к передаче предрасположенности к рождению близнецов по материнской линии, — объясняет генетик.

Как могут наследоваться черты характера?

Считается, что на интеллект и характер влияют несколько факторов, в том числе генетические (ген предрасположенности), но запускающий фактор — это все-таки среда воспитания: образование, культура в семье, условиях жизни.

Например, американские ученые, изучающие генетику поведения, сравнили личностные черты монозиготных близнецов: эмоциональность, уровень активности и коммуникабельность. Выяснилось, что эмоциональность у близнецов более выражена и не меняется с возрастом, а вот активность и коммуникабельность в более позднем возрасте может отличаться.

— Это напрямую связано с тем, что у людей могут быть разные жизненные события, условия жизни. Или та же депрессия — человек может унаследовать предрасположенность к ней, но будет ли он ею страдать, зависит от множества перекликающих факторов, которые друг на друга влияют: в каких условиях он жил, с какими позитивными и негативными событиями в жизни столкнулся и так далее, — говорит Ольга Овсова.

Также ученые изучили уровень IQ у детей, выросших в приемных семьях и в родных. У приемных он оказался выше — за счет того, что родители вкладывали в усыновленных детей много сил.

Как передается цвет кожи, волос, радужки глаз?

Интенсивность окраски кожного покрова зависит от уровня отложения в клетках пигмента меланина. В геноме человека имеется четыре гена, отвечающих за этот признак, в генотипе они представлены в двойной дозе, их обозначают Р1, Р2, Р3, Р4. Это пример взаимодействия не аллельных генов по типу полимерии.

Если у человека восемь доминантных генов, у него максимальная пигментация — такое наблюдается у африканцев. Если все восемь генов рецессивные, пигментация минимальна — это вариант европеоидов.

— Большее или меньшее количество доминантных генов (оно колеблется от 0 до 8) обеспечивает разную интенсивность окраски кожи, также меланин определяет цвет волос человека и радужной оболочки глаз, — говорит Ольга Овсова.

То есть, если в родословной был, например, афроамериканец, то у светлых родителей может родиться немного смуглый ребенок.

Почитайте репортаж из лаборатории, где врачи выращивают эмбрионы. Также мы писали про екатеринбуржца, больного гемофилией — генетическим заболеванием, которое передается от матери к сыну.


Можно ли предугадать, что передается по наследству от родителей? На кого больше будет похож ребенок? И почему у кареглазых родителей иногда рождаются голубоглазые детки? На вопросы отвечает доктор биологических наук Александр Ким

Текст: Евгения Кеда, консультант — Александр Ким, доктор биологических наук, заслуженный профессор МГУ

Конечно, это исторический анекдот. Но ведь наверняка современная наука может с большой вероятностью предсказать, что именно передается по наследству от родителей, что унаследуют сын или дочка — способность к математике или к музыке.

Что передается по наследству: роль хромосом

Из школьной программы по биологии мы точно помним, что пол ребенка определяет мужчина. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, рождается девочка, если Y-хромосому — мальчик.

Доказано, что Х-хромосомы несут в себе гены, в большей степени отвечающие за внешность: форму бровей, овал лица, цвет кожи и волос. Потому логично предположить, что мальчики, обладающие одной такой хромосомой, скорее унаследуют внешность мамы. А вот девочки, получившие ее от обоих родителей, в равной степени могут оказаться похожи как на мать, так и на отца.

! С большой вероятностью передаются по наследству : рост, вес, отпечатки пальцев, предрасположенность к депрессиям.

! С небольшой вероятностью передаются по наследству : застенчивость, темперамент, память, пищевые пристрастия.

Что передается по наследству: побеждает сильный?

В том же учебнике четко написано: гены делятся на доминантные (сильные) и рецессивные (слабые). И у каждого человека в равной степени есть и те и другие.

Например, доминантен ген кареглазости и рецессивен — светлоглазости. У кареглазых родителей с большей вероятностью родится такой же темноглазый ребенок. Однако не нужно думать, что появление голубоглазого потомка в такой семье исключено вовсе. И мама, и папа могут нести в себе рецессивный ген светлоглазости и в момент зачатия передать именно его. Шансов, конечно, мало, но они есть. Тем более что за каждый признак со стороны родителя отвечает не один ген, а целая группа, и комбинации здесь многовариантны.

К сильным, чаще всего наследуемым генам, относятся темные и курчавые волосы, крупные черты лица, массивный подбородок, нос с горбинкой, короткопалость. У двух блондинов карапуз, скорее всего, будет белобрысым. А вот у брюнетки и блондина — темно-русым (средний цвет между мамой и папой). Иногда совершенно неожиданно ребенку передаются по наследству черты далеких родственников. Ничего удивительного в этом нет, вероятно, в предыдущих поколениях данные гены проигрывали в неравной борьбе, а тут оказались доминантными и победили.

Кроха внешне совсем на вас не похож? Присмотритесь повнимательнее. Возможно, у него ваша мимика: он так же морщит лоб, когда задумывается, выпячивает губу, когда обижается. Скажите, он вас копирует? И да, и нет. Замечено, что слепые дети, которые никогда своих родственников не видели, тем не менее довольно точно повторяют их жесты и выражения лица.
Наверное, многие замечали, что у одних и тех же родителей первый ребенок — вылитый папа, второй — необычайно похож на маму, а третий — копия дедушки. В данном случае речь идет о расщеплении генов. Среда и семья одна и та же, но комбинации генов, получаемые родными братьями и сестрами, абсолютно разные.

Что передается по наследству: внешность ребенка

Рост спрогнозировать тоже достаточно трудно. Если родители очень высокие, малыш, скорее всего, тоже вымахает с коломенскую версту. Папа крупный, а мама миниатюрная? Ребенок наверняка остановится на среднем показателе. Однако большое влияние оказывают и правильное детское питание, и достаточный сон ребенка, и активные занятия спортом, и даже климат.

Что передается по наследству: характер ребенка

Но все это касается внешности. А характер? Он, безусловно, сочетает в себе наследственность и воспитание. Приемный ребенок часто перенимает черты родителей, которые взяли его в семью. Так что старайтесь в общении с потомством проявлять свои лучшие качества. Передается но наследству, конечно, не характер ребенка, а тип нервной системы. Например, вспыльчивость и раздражительность могут быть обусловлены слабым типом нервной системы, ее неспособностью противостоять даже самым обычным раздражителям. Но если родители с рождения крохи обратят на это внимание, проблему можно будет решить.


Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детермини­рованная часть программы обеспечивает прежде всего продол­жение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различ­ных белков, определены группы крови, резус-фактор. Унасле­дованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нерв­ной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрению), могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства — карликовость, напри­мер. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкого­лизм и наркомания родителей.

Вариантная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Обширнейшие незаполненные об­ласти наследственной программы представлены для последую­щего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человечес­кой потенции путем саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой. Жестко запрограммированных наследственных при­знаков хватает для выживания животному, но не человеку.

Педагогический аспект исследований закономерностей че­ловеческого развития охватывает изучение трех главных про­блем — наследования интеллектуальных, специальных и мо­ральных качеств.

Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуаль­ных качеств. Что наследуют дети — готовые способности к оп­ределенному виду деятельности или только предрасположения, задатки? Рассматривая способности как индивидуально-психо­логические особенности личности, как условия успешного вы­полнения определенных видов деятельности, педагоги отлича­ют их от задатков — потенциальных возможностей для разви­тия способностей. Анализ фактов, накопленных в эксперимен­тальных исследованиях, позволяет ответить на поставленный вопрос однозначно — наследуются не способности, а только задатки.

Унаследованные человеком задатки реализуются или нет. Все зависит от того, получит ли человек возможности для пе­рехода наследственной потенции в конкретные способности, обеспечивающие успех в определенном виде деятельности. Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант — за­висит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества, наконец, от спроса на продукт той или иной дея­тельности человека.

Особенно острые споры вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности. Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциаль­ные возможности для развития своих умственных и познава­тельных сил и способны практически к неограниченному ду­ховному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслитель­ных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Видный генетик академик Н.П. Дубинин считает, что для нормального мозга нет генети­ческой обусловленности вариаций интеллекта и что распространенное мнение, будто бы уровень интеллекта передается от родителей к детям, не соответствует результатам научных ис­следований.

Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способ­ностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркома­нов, некоторые наследственные психические заболевания.

Педагоги-идеалисты считают доказанным факт наличия ин­теллектуального неравенства людей и первопричиной его при­знают биологическую наследственность. Задатки к познава­тельной деятельности, предопределяющие воспитательные и образовательные возможности, наследуются людьми в неоди­наковой мере. Из этого делается вывод: человеческая природа не поддается усовершенствованию, интеллектуальные способ­ности остаются неизменными и постоянными.

Понимание процесса наследования интеллектуальных за­датков предопределяет практические пути воспитания и обуче­ния людей. Современная педагогика делает акцент не на выяв­лении различий и приспособлении к ним воспитания, а на со­здании равных условий для развития имеющихся у каждого че­ловека задатков. Большинство зарубежных педагогических сис­тем исходит из того, что воспитание должно следовать за раз­витием, оно лишь помогает вызреванию того, что заложено в человеке от природы, и поэтому должно быть лишь приспо­соблено к задаткам и способностям человека.

В определении специальных задатков нет особых разногла­сий между представителями различных педагогических систем. Специальными называются задатки к определенному виду дея­тельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они про­являются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия. Специальными задатками называют му­зыкальные, художественные, математические, лингвистичес­кие, спортивные и многие другие.

Человек как биологический вид подвергся очень незначи­тельным изменениям за всю известную людям историю своего развития. Это еще одно веское доказательство неизменности человеческой природы, жесткой генной регламентации челове­ческой сущности. Изменение вида человека может произойти лишь тогда, когда ученые получат средства для практического вмешательства в генный код. Что таят в себе подобные попыт­ки — благо или зло, к чему они могут привести — сейчас труд­но предположить.

Влияют ли школьные оценки наших бабушек на наши школьные успехи? Интересные данные по этому поводу приводит К. Питере. Он сравнил школьные отметки в трех поколениях. Оказалось, что средние оценки детей будут тем ниже, чем ниже оценки двух родителей. Приведем одну из таблиц К. Питерса.

У родителей 1,5 2,5 3,5
У детей 1,46 1,98 2,12 2,33 2,4 2,4 2,5 2,8

Только не принимайте эти данные за фатальное предзна­менование. Развитие личности, к счастью, определяется не одной лишь наследственностью, но с ней, как видим, счи­таться надо.

III. Какие качества передаются от родителей к детям?

1. Способы мышления, особенности интеллектуальной деятельности.

2. Черты характера.

3. Тип нервной системы, темперамент.

4. Способности к различным видам деятельности.

5. Задатки, служащие основой для развития индивидуаль­ных способностей человека.

6. Цвет глаз, цвет кожи, группа крови, резус-фактор.

7. Социальный опыт.

8. Нравственные качества.

9. Особенности речи, памяти, внимания.

10. Воля, настойчивость, целеустремленность.

11. Жестокость, алчность, агрессивность.

12. Склонность к правонарушениям.

Влияние среды на развитие личности

Человек становится личностью только в процессе социали­зации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Людьми родились, но не стали

Сейчас мы перейдем к грустным фактам. Они как бы спе­циально предоставляются нам природой для выявления за­конов человеческого развития. Сказка о Маугли — не досу­жий вымысел от начала до конца. Судя по фактам, зафикси­рованным в истории человеческой цивилизации, эти собы­тия могли иметь под собой реальную почву. В старинных преданиях сохранилось много рассказов о людях, вскорм­ленных и воспитанных животными. Что в них правда, что вы­мысел — теперь уже, наверное, не узнать. Основатели Рима Ромул и Рем, вскормленные волчицей, Маугли, воспи­танный в звериной стае, литовский мальчик, выросший в медвежьей берлоге, о чем рассказал Э. Кондильяк еще в 1754 г., вполне могли существовать. Известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 — мед­ведями, один случай — павианами, другими породами обезь­ян — не менее десяти. Один ребенок был вскормлен леопар­дом, один — овцой.

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем лого­ве вместе с выводком волчат двух малышей. Это были де­вочки, одной из них на вид было лет 7—8, другой — года два. Младшую девочку назвали Амалой, старшую — Камалой.

Как ведет себя дикий зверь в городской квартире? Точно так же поначалу вели себя и вывезенные из джунглей дети. Ходили и бегали они лишь на четвереньках, причем только ночью. Днем спали, забившись в угол и крепко прижавшись друг к другу.

Младшая девочка скоро умерла, так ничему и не научив­шись, старшая прожила около 10 лет.

Все эти годы доктор Синг вел подробный дневник наблю­дений за Камалой. Училась она с большим трудом. Два года пришлось учить ее стоять. Через шесть лет Камала начала ходить, но бегала по-прежнему только на четвереньках. Четыре года ушло на заучивание первых шести слов. Через семь лет лексикон девочки расширился до 45 слов, а еще через три года — до ста. Дальше языковой прогресс не по­шел. К этому времени Камала полюбила общество людей, перестала бояться яркого света, научилась есть руками и пить из стакана. Достигнув примерно семнадцатилетнего возраста, Камала по уровню своего развития была как четы­рехлетний, если не трехлетний ребенок.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование лич­ности влияют разнообразные внешние условия, в том числе гео­графические, социальные, школьные, семейные. По интенсив­ности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленно­му окружению, а вторую — к ближайшему. В понятие социаль­ная среда входят такие общие характеристики, как обществен­ный строй, система производственных отношений, материаль­ные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда — это семья, родственники, друзья.

Каково же влияние среды на формирование человека? Един­ства в его оценке среди педагогов, стоящих на различных мето­дологических платформах, нет. Точнее говоря, огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, аб­страктной среды не существует. Есть конкретный обществен­ный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предо­ставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в дет­ском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и фор­мирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивает­ся. Семья во многом определяет круг его интересов и потреб­ностей, взглядов и ценностных ориентации. Семья же предо­ставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растет чис­ло разводов, неполных семей, растет и число социально обездо­ленных детей. Кризис семьи, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершенно­летних. Подростковая преступность в России достигла угрожа­ющих размеров. Значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14— 18 лет.

Как в теоретическом, так и в практическом плане небезын­тересен и такой вопрос: что оказывает большее влияние на раз­витие человека — среда или наследственность? Мнения специа­листов разделились. Приверженцы так называемого биогенного (биогенетического) направления в педагогике безусловно пред­почтение отдают наследственности, а социогенного (социогене-тического, социологизаторского) — среде. Многие исследовате­ли пытались установить точные количественные пропорции влияния среды и наследственности на развитие человека. Полу­чены очень противоречивые результаты, надежно свидетель­ствующие лишь об одном: доля участия исследуемых факторов в развитии разных людей неодинакова. Влияние среды, по оцен­кам представителей социогенного направления, может дости­гать 90%; влияние наследственности, считают сторонники био­генного направления, отнюдь не менее значимое — 80—90%. Большее доверие вызывают взвешенные оценки, игнорирующие крайности. Например, английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) пришел к следующему заключению по поводу влияния основных факторов на умственное развитие:

64% из факторов умственного развития приходится на на­следственные влияния;

16% — на различия в уровне семейной среды;

3% — на различия в воспитании детей в той же семье;

17% — на смешанные факторы (взаимодействие наслед­ственности со средой).

Задумаемся над грустной таблицей

Обратимся к материалам исследований. Приведем таб­лицу, составленную французским исследователем Г. Леем. Он прослеживает влияние социальных факторов на появле­ние умственно отсталых детей, число которых продолжает увеличиваться и в нашей стране. В таблице обобщены ре­зультаты обследования бытовых условий 150 нормальных и 150 слабоумных парижских детей.

Факторы Число случаев на 150 нор­мальных детей Число случаев на 150 сла­боумных детей
Неправильные роды Судороги в детстве Искусственное питание Появление первого зуба не ранее 8 месяцев Начало хождения после 24 месяцев Первое слово после 24 месяцев Неопрятное поведение после 36 месяцев Недержание мочи в школьном возрасте Дед со стороны матери алкоголик Дед со стороны отца алкоголик Бабушка со стороны отца алкоголичка Бабушка со стороны матери алкоголичка Дед или бабушка туберкулезны
Родители туберкулезны
Предки с нервными или психическими болезнями
Предки с психическими болезнями, интернированные в больнице
Предки — эпилептики
Число братьев и сестер
Число умерших братьев и сестер 71 (16%) 352 (36%)
Из них умерших от судорог и болезней мозга 36(51%) 256 (73%)
Отец — неквалифицированный рабочий
Мать работает вне дома
Отец был под судом и наказан
Мать была под судом и наказана
Число правонарушителей
На сколько лиц приходится одна комната 1,33 2,65
На сколько лиц приходится одна кровать 1,4 2,41
Заработок в семье на одно лицо во франках 6,68 2,96

IV. Можно ли утверждать, что ребенок, чьи родители были пьяницами, обязательно разделит их судьбу?

1. Безусловно. Если у человека неблагоприятные задатки, они со временем разовьются.

2. Разовьются ли наследственные задатки в устойчивые качества личности — это зависит от обучения, воспитания и самовоспитания.

3. В условиях неблагоприятной социальной среды ребе­нок с такими задатками обязательно разделит судьбу сво­их несчастных родителей.

4. Попав в неблагоприятную среду, человек с такой на­следственностью скорее станет алкоголиком, чем человек без отягощающей наследственности.

Читайте также: