Реестр элн и реестр прямых выплат что отправлять в фсс

Обновлено: 02.07.2024

Как выглядит электронный больничный лист в 2021 году? Где его выдают и кто? Что с ним делать работодателю? Как перейти на электронные больничные листы? В этой статье поясним самое важное про электронный больничный (ЭЛН) с 2021 года – что нового и есть ли изменения.

Что значит электронный больничный для работодателя

Больничный – это основание для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности или по беременности и родам (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Лист нетрудоспособности может выдаваться или на бумаге, или в электронном виде.

Что делать работодателю с электронным больничным в 2021 году?

У работодателей, использующих электронные больничные, нет необходимости обеспечивать сохранность листков нетрудоспособности. Ведь вся информация с момента открытия электронного листка нетрудоспособности хранится в системе ФСС, и работодатель может запрашивать ее неоднократно. А когда ФСС будет проводить проверку работодателя, представлять электронные листки нетрудоспособности не потребуется.

Чтобы начать работать с электронными больничными, нужно заключить соглашение с ФСС. И только в этом случае, а также при согласии на это работника можно принимать электронные больничные (п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567).

Как выглядит электронный листок нетрудоспособности

Как выглядит электронный больничный в 2021 году? Где посмотреть фото?

По форме электронные и бумажные листки нетрудоспособности по сути одинаковые. Форма листка нетрудоспособности утверждена приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 347н. А порядок формирования электронных листков нетрудоспособности – приказом Минздрава России от 01.09.2020 № 925н. Просто электронный больничный оформляется в виде файла, а не на бумажном носителе.

Когда в 2021 году выдают электронный больничный, а когда бумажный

Больничный лист в электронном виде выдают по желанию человека. Для этого он пишет согласие на получение листка нетрудоспособности в электронном виде. Никакой обязательности – нет.

Подробнее об этом читайте на официальном сайте ФСС по здесь.

Работник может узнать, подключен ли работодатель к этой системе, в бухгалтерии или отделе кадров.

Работник сообщил, что у него электронный больничный: что делать работодателю?

Узнать конкретный диагноз из листка нетрудоспособности работодатель не может. В листке стоит только код. Также не получится просмотреть больничные листки, которые сотрудник получил, когда работал у других работодателей.

С 2021 года пилотный проект ФСС “Прямые выплаты” распространён на все регионы России (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ). Это значит, что работодатели должны продолжать оплачивать только:

  • первые 3 дня больничного;
  • дополнительные выходные для ухода за ребенком-инвалидом;
  • пособие на погребение.

Остальные пособия ФСС платит сам.

В 2021 году по электронном больничному назначить пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам нужно в течение 10 календарных дней со дня обращения работника с номером ЭЛН. А выплату пособия необходимо произвести в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

Если работник принес квиток электронного больничного, а работодатель не перешёл на электронное взаимодействие с ФСС, сотрудника попросят заменить электронный листок нетрудоспособности на бумажный.

Ранее в ФСС передавали реестр сведений для начисления пособий путём зачёта. В нем также указывали, в какой форме был получен больничный листок от работника — бумажной или электронной.

В 2020 году сотрудники ФСС звонили в организации и требовали в кратчайшие сроки перейти на электронные больничные. Однако работодатель вправе отказаться использовать электронные больничные. Это правило распространяется на все компании.

Если работодатель не хочет иметь дело с электронными больничными, можно не подключаться к Единой интегрированной информационной системе ФСС “Соцстрах“. Тогда работникам будут по-прежнему выписывать больничные на бумаге. И даже если медучреждение оформит сотруднику электронный листок, ему придется вернуться за бумажным бланком. Работодателю это ничем не грозит (письмо ФСС от 11.08.2017 № 02-09-11/22-05-13462).

Технические особенности работы с электронными больничными в 2021 году

Введение ЭЛН позволяет сразу правильно сформировать реестр в соответствии с требованиями ФСС. В личном кабинете можно сразу составить заявление на выплату работнику и отдать ему на подпись. Также программа автоматически подтянет реквизиты поликлиники и банка, поэтому ошибки для получателя пособия исключены.

Преимущества для работодателей с 2021 года

Работа с больничными по принципу прямых выплат позволяет работодателю не иметь резерв денежных средств на выплату пособия. Это улучшает финансовую стабильность страхователей.

При электронной обработке больничных листов нужно значительно меньше времени на их заполнение. Также при заполнении практически невозможно сделать ошибки (кроме расчетной части).

При подготовке отчетности в ФСС не нужно рассчитывать суммы, которые должны были пойти в зачет к сумме страховых взносов и выплаченных пособий. Это серьёзно облегчает работу бухгалтера.

Плюсы для работников с 2021 года

Что касается работников, то с 2021 года повсеместное применение ЭЛН исключает нарушения при назначении пособий. Работник больше не зависит от работодателя в этом плане.

Выплаты стали более прозрачными, что повысило социальную защищенность всех жителей РФ.

Информацию о сроках и размере предстоящей выплаты по больничному листку сотрудник может легко проверить в личном кабинете ФСС, получив доступ через сайт Госуслуг. Если интернета нет, это всегда можно сделать напрямую через сотрудников ФСС.

Введение электронных больничных листов позволяет получить пособие несколькими способами:

  • почтовым переводом;
  • на банковский счет;
  • на платежную карту.

То есть, в этой части нет привязки к зарплатному проекту.

Если сотрудник знает только номер карты, пособие можно получить, указав в заявлении только этот реквизит (в идеале – БИК банка или корреспондентский счет).

Выводы

Итак, приведенные ниже тезисы помогут разобраться в вопросе оплаты электронных больничных в 2021 году:

Наряду с бумажными больничными медицинские учреждения могут выдавать электронные листы нетрудоспособности (ЭЛН). Если ваш сотрудник получил номер ЭЛН, запросите больничный в ФСС, а затем отправьте расчет по нему.

Запросить больничный






Если сотрудник написал заявление на замену периода для расчета пособия, кликните год и выберите нужный. Дата и номер заявления в расчете не указываются.



Заполните реквизиты в зависимости от способа, который вы выбрали:


Если сотрудник предоставил:

    номер ЭЛН — СБИС отправит расчет по ЭЛН и реестр сведений ;

Если вы не хотите, чтобы реестр сведений отправлялся вместе с расчетом по больничному, отключите участие организации в пилотном проекте.

Также реестр не отправится автоматически, если:

Получить ответ

Если ФСС не обнаружит ошибок и пришлет положительный ответ, в документе появится статус:


Доступно сотрудникам с ролями: Администратор системы, Настройщик системы (с возможностью видеть зарплату), Бухгалтер по зарплате (с ограничением по компании), Бухгалтер по отчетности (с ограничением по компании), Главный бухгалтер (с ограничением по компании), Директор.

Участки, к которым требуется предоставить доступ:

Если у вас недостаточно прав, обратитесь к администратору системы.

Запросить больничный




Число календарных дней, за которые учитываются выплаты, заполняется автоматически. Оставьте значение по умолчанию (730 дней) или измените.



Запросить больничный







Реестр больничных листов для возмещения ФСС - образец подобного документа вы найдете в нашей статье - необходим при передаче больничных листов на оплату в Соцстрах. Также реестр может понадобиться, когда производится проверка со стороны ФСС или организация планирует возместить часть средств, потраченных на оплату больничных за периоды до конца 2020 года. Из нашей статьи вы узнаете, по какой форме нужно составлять такой реестр и какие сведения в него должны включаться.

Бланк и образец заполнения реестра больничных листов в 2021 году

О том, что нужно сделать работодателю, чтобы ФСС оплатил сотруднику пособие, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Бланк реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности (проще говоря реестр больничных листов) и порядок его заполнения, утвержден Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 № 579.

Данный реестр обязаны сдавать все работодатели - участники пилотного проекта ФСС, среднесписочная численность персонала которых за прошлый расчетный период более 25 человек. Если показатель равен 25 или менее, то страхователь может составить такой реестр, но это не обязательно.

Реестр больничных листов сдается в ФСС в электронном виде по установлнным формата в течение 5 календарных дней посде получения от сотрудника бумаг на выплату пособия. Заполненный образец вы можете скачать по ссылке ниже:

Реестр больничных листов может понадобиться и в случаях, когда Соцстрах проводит проверку, или когда фирма передает несколько больничных в ФСС на возмещение пособий за периоды до конца 2020 года. Рассмотрим как заполнить такой реестр и приведем образец его заполнения.

Какие данные содержатся в реестре на возмещение пособий за периоды до конца 2020 года

Образец заполнения реестра больничных листов для ФСС может потребоваться как бухгалтеру, так и в случае, когда органы соцстраха проводят проверку правильности исчисления и выплаты пособий по больничным листам.

Информация, которая указывается в перечне больничных листов, может включать:

  • Ф. И. О. работника;
  • начало и конец болезни;
  • номер и дату больничного;
  • количество дней нетрудоспособности;
  • выплату за счет работодателя;
  • выплату за счет ФСС.

При необходимости в реестр могут быть включены дополнительные графы.

О том, как оформить больничный листок, читайте здесь.

Пример реестра по больничным листам в ФСС (скачать бланк) за периоды до конца 2020 года

На нашем сайте вы можете скачать образец реестра, в котором отражаются все необходимые сведения по больничным листам. Кроме того, мы рекомендуем в этот реестр также вносить информацию и о других пособиях, которые были выплачены работникам в срок до конца 2020 года: по уходу за ребенком до 1,5 лет или пособие по беременности и родам.

ВНИМАНИЕ! Пособие на погребение, оплату дополнительных выходных дней для ухода за ребенком инвалидом, а также расходы на предупредительные меры по сокращению травматизма, выплачивает работодатель. Эти пособия нельзя зачесть в счет уплаты страхвзносов. Они возмещаются работодателю в полном объеме Фондом.

Как отразить в учете организации выплату супруге своего работника социального пособия на погребение и суммы (материальной помощи) стоимости ритуальных услуг, превышающей сумму этого пособия? Ответ на этот вопрос узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный демо-дотуп. Это бесплатно.


Итоги

Реестр по больничным листам официально утвержден для страхователей, пособия работникам которых выплачивает ФСС в рамках проведения пилотного проекта ФСС. Для возмещения пособия за периоды до конца 2020 года, а также для возврата некоторых пособий в 2021 году, официально установленного образца не предусмотрено. В него включается вся информация по сотрудникам и больничным листам, которая необходима бухгалтеру или работникам ФСС.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Слайд1

Слайд2

Разберем основной порядок действий для начала работы с электронными листками нетрудоспособности – ЭЛН, посмотрим, какие настройки нужно сделать на компьютере, а какие в программе для работы с ЭЛН, узнаем, какие возможности предоставляет 1С:ЗУП для работы с ЭЛН и поговорим о пилотном проекте ФСС по прямым выплатам.

Слайд3

Электронные листы нетрудоспособности, сокращенно ЭЛН.

Слайд4

С 1 июля 2017 года листки нетрудоспособности мед. учреждения могут оформлять не только в бумажном, но и в электронном виде, если одновременно соблюдаются следующие условия:

  1. Работник выразил в письменной форме согласие на получение больничного в указанном виде;
  2. Мед. учреждение и работодатель физлица являются участниками информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования электронного больничного.

Ч.5 ст.13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Правила такого взаимодействия вступили в силу 18 декабря 2017 года. Они утверждены постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 №1567.

Слайд5

Что нужно сделать организации, чтобы начать работать с ЭЛН:

Рассмотрим необходимые настройки для работы с ЭЛН.

Слайд7

Слайд8

Слайд9

После этого программа и компьютер будут готовы к работе с ЭЛН.

Слайд10

Перейдем к вопросу работы с ЭЛН в программе 1С:ЗУП.

Слайд11

Посмотрим на схему взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования ЭЛН: взаимодействие 4х участников (Больница, Больной, ФСС, Работодатель) и электронной системы ФСС.

Слайд13

Слайд14

Слайд15

Каждую строку реестра можно расшифровать. Она содержит полную информацию о листке нетрудоспособности.

Слайд16

Напомним, что сервис 1С-Отчетность позволяет формировать и отправлять регламентированную отчетность в контролирующие органы, в данном случае Реестр БЛ отправляется в ФСС.

Слайд17

Важно! Выполняя рекомендации инструкции, пожалуйста, уделяйте внимание актуальности сертификатов.

Слайд18

Слайд19

В связи с внедрением ЭЛН в организациях, хотелось бы вспомнить про еще один проект, который реализует ФСС — это проект прямых выплат.

Слайд20

Ожидается, что благодаря реализации пилота удастся:

- снизить возможность мошенничества для страхователей;

- защитить застрахованных, если у работодателя арестованы счета, он находится на стадии банкротства, ликвидации и т.д.;

- упростить документооборот между ФСС, страхователями и медицинскими учреждениями.

Слайд21

Какая схема работы при прямых выплатах? Сотрудник закрывает больничный лист и приносит его работодателю (сам БЛ или Номер ЭЛН). Работодатель вручает сотруднику бланк, в котором последний указывает номер банковского счета или адрес, куда делать перевод денег. Работодатель обязан в течении 5-ти дней подать информацию о получении пособия в отделение ФСС. Отделение в течении 10-ти дней обязано перечислить деньги на банковский счет или переводом сотруднику.

Слайд22

Поскольку 1С работает по всей России, то механизм работы с прямыми выплатами в программах уже отлажен и внедрен.

Таким образом, и электронный больничный лист, и проект прямых выплат на сегодняшний день приняты в работу.

Читайте также: