Каким образом осуществляется ознакомление детей с книжной культурой

Обновлено: 15.05.2024

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Скудина Александра Михайловна

Населенный пункт: г. Москва, г. Зеленоград

Важное условие ознакомления детей дошкольного возраста с народной культурой - это соблюдение принципа средового подхода, который предполагает создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.

Задачи, решаемые при ознакомлении дошкольников с народными праздниками и традициями:

  1. Формирование основ праздничной культуры (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа);
  2. Развитие социальной сферы ребенка, формирование основ эмоциональной культуры;
  3. Развитие речи посредством устного народного творчества;
  4. Обогащение содержания развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей осуществлять основные направления праздничной культуры.

В работу по ознакомлению детей с народными праздниками и традициями и включаются различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществляется в интегративной форме: на познавательных, музыкальных занятиях, занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности. Используются разнообразные формы деятельности: занятия, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы, трудовая деятельность.

Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным помогают пестушки, веселые народные песенки, потешки, яркие и образные изделия декоративно-прикладного искусства. Все эти прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление. И это помогает детям понять, что они - часть великого русского народа.

Использование фольклора (частушки, потешки, прибаутки, небылицы, колыбельные, считалки, приговорки, скороговорки, дразнилки, заклички и т.д.) способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям.

Работа по ознакомлению дошкольников с традиционной народной культурой реализуется через:

  • постижение основных пластов народной культуры: фольклора; прикладного искусства и т.п.;
  • введение ребенка в мир народной культуры посредством народных праздников;
  • знакомство с народным творчеством, историей народа, его традициями и обычаями;
  • знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
  • знакомство с культурой малой Родины, своего края, их традициями, обычаями, музыкой;

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.

В процессе работы ознакомления дошкольников с фольклором решаются задачи:

  1. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
  2. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
  3. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
  4. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
  5. Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.

В работе используются все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Знакомя с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем детей их к общечеловеческим ценностям. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям. Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от умения пробудить интерес к устному народному творчеству. В развивающей среде группы должны быть куклы в русских костюмах, предметы народного творчества, старинные вещи.

Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества детям предлагают поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации.

Волки, медведи в русской сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Сказка учит детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания.

В работе по ознакомлению с народной культурой используются следующие методы:

  • наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);
  • словесный метод (чтение, рассказывание, пояснение, сочинение сказок);
  • игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).
  • практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Знакомство дошкольников с русской народной культурой, произведениями устного народного творчества, традициями, праздниками способствует духовному, нравственному и патриотическому воспитанию детей.

Цель - способствовать формированию у детей интереса к произведениям художественной литературы, используя эффективные формы и методы работы. Задачи: 1.Развивать умение слушать художественное произведения, эмоционально отзываться о них. 2.Формировать и в последующем развивать умение воспринимать содержание произведений, понимать функциональную связь между ними, мотивированно их оценивать, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительных средств, связь литературы с окружающей действительностью. 3.Побуждать пересказывать эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства языка. 4.Развивать эмоциональную отзывчивость на художественные тексты, поэтический слух, чувство рифмы, ритма, стиля. 5.Развивать у детей умения применять полученные знания и представления в самостоятельной деятельности.

Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую научно — техническую информацию, но и гуманитарные, личностно развивающие знания и умения. Именно поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования.

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках. О дальних странах, об удивительном мужестве и терпении героев русских народных сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается, и о многом, многом другом.

Между тем в последнее время исследователи отмечают ряд негативных тенденций в области детской литературы и детского чтения. В наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема формирования у детей интереса к художественной литературе стала особенно актуальной. В современном мире книги уступают место телевизору, Интернету, компьютерным играм, мобильному телефону, рекламе. Мало внимания уделяется чтению книг из — за загруженности детей другими видами деятельности. В результате у детей стал пропадать интерес к книге. Не все дети хотят слушать художественные произведения. Большинство из них не помнят названия прочитанных книг, не могут назвать автора. А процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.

Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.

Отсюда возникает необходимость таких форм общения, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.

Дети не должны просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребенке.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Общеизвестно ее воздействие на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольников. Связная речь показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Значение художественной литературы открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих отношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя представления ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение чувствовать форму и ритм родного языка.

Ознакомление детей с литературой, обучение их пересказу, выразительному чтению наизусть потешек, стихов, работа по развитию образности и выразительности речи и начальных форм словесного творчества – все это должно способствовать решению следующих задач:

1.Развивать умение слушать художественное произведения, эмоционально отзываться о них.

2.Формировать и в последующем развивать умение воспринимать содержание произведений, понимать функциональную связь между ними, мотивированно их оценивать, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительных средств, связь литературы с окружающей действительностью.

3.Побуждать пересказывать эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства языка.

4.Развивать эмоциональную отзывчивость на художественные тексты, поэтический слух, чувство рифмы, ритма, стиля.

5.Развивать у детей умения применять полученные знания и представления в самостоятельной деятельности.

Содержание программы реализуется в различных видах деятельности:

1. Музыкальная деятельность - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2. Изобразительная деятельность - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки. Самостоятельно рисуют, лепят вначале отдельные предметы, а затем сюжеты к литературным произведениям.

3. Коммуникативная деятельность - у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

4. Восприятие художественной литературы и фольклора - где дети знакомятся с литературными произведениями, их жанрами. Читают наизусть стихотворения, участвуют в инсценировках известных литературных произведений.

5. Позновательно-исследовательская - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.

6. Игровая деятельность – театрализованная игра. Где дети приобщаются к театральной культуре (знакомятся с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров). Обеспечиваются условия для взаимосвязи театрализованной игры с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе. Создаются условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими). Способствует самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Сценарии развивающих занятий с детьми младшего возраста проводятся 2 раза в месяц, всего 18 занятий; с детьми старшего возраста 1 раз в месяц, всего 9 занятий.

Мониторинг проводиться 2 раза в год (в ноябре и в марте).

Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать программно-методические средства, позволяющие решить задачи по формированию интереса к художественной литературе и фольклору с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой.

2. В основу деятельности по формированию интереса к художественной литературе и фольклору с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой легли следующие психолого-педагогические принципы:

Принцип проблемности (создание проблемных ситуаций, в которых ребёнок проявляет свои знания, умения и навыки).

Принцип системности (системная организация работы с дошкольниками).

Принцип наглядности (использование наглядного материала).

Принцип позитивизма (воспитание и обучение на положительных примерах).

Принцип научности (научно-обоснованные методические приёмы, соответствующие возрасту детей).

Принцип гуманистичности (личностно-ориентированное, развивающее сотрудничество взрослого и ребёнка).

Принцип последовательности (последовательного развертывания знаний - от простого к более сложному).

В соответствии с этими принципами были отобраны педагогические методы, приёмы, формы организации, подходы к построению развивающей среды.

3. С учётом специфики дошкольного возраста освоение задач и содержания по формированию интереса к художественной литературе и фольклору с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой реализовалось в непрерывной образовательной деятельности и в режимных моментах, что соответствовало системному подходу – взаимосвязи различных видов деятельности, таких как: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная.

Эти виды деятельности обеспечивали детям возможность воспринимать художественные произведения развивая их умственные способности: мышление и воображение, воспитывая эмоционально-чувственное и эстетическое отношение к миру человеческих чувств и взаимоотношений.

4. В работе использовались различные методы и приемы:

1. Методы, помогающие ребенку воспринимать авторские средства раскрытия идеи и образа произведения.

2. Методы, помогающие организовать и систематизировать опыт детей, необходимый им в восприятии художественного произведения (экскурсии, рассматривание иллюстраций, беседы).

3. Методы организации повторного переживания детьми впечатлений о чтении художественного произведения (игры-драматизации, театры…).

Первая группа методов включает в себя:

1. Беседа по прочитанному. Беседа – не опрос, а доверительный разговор, сопереживание с детьми.

- Беседа с элементами драматизации – всегда проходит живо, интересно. Понимание литературного героя, отношение к нему не только в процессе разговора, но и в деятельности ребенка.

- Словесные игры тоже используются в беседе, помогают ребенку войти в образ. Дети, беря на себя роль, не воспроизводят действия героев, а проговаривают их.

- Воображаемый диалог с литературным героем – это один из приемов, стимулирующий детей выразить в слове свое отношение к литературному герою.

Вторая группа методов – наглядность.

1. Речевая (выразительное чтение, рассказывание педагогом).

2. Предметная (макеты, муляжи, игрушки, предметы реального мира).

3. Изобразительная (картинки, иллюстрации).

4. Двигательная (движение самих детей)

Третья группа методов – это организация повторного переживания.

Комментированный рисунок детей. После прочтения детям предлагают рисовать то, что они услышали. Рисуя, дети повторно переживают, создают образы по своему подобию. В цвете передают свое отношение к героям книги.

5. Одним из важных условий реализации задач по формированию интереса к художественной литературе и фольклору с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечивает:

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

- двигательной активности детей;

- познавательному развитию ребёнка;

- формированию нравственных качеств;

- организация различных видов деятельности литературно-художественной направленности;

- поддержанию познавательной активности и обеспечению её дальнейшего роста.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе строилась в соответствии с такими принципами:

- целесообразность размещения экспонатов,

- научность, достоверность представленного материала.

Литературно - художественная развивающая предметно-пространственная среда

Формы и методы работы

эмоционально-позитивное общение с героями сказок

- тематические выставки детских работ

- чтение художественной литературы

- самостоятельная деятельность детей с героями сказок

- проведение литературных праздников, драматизация сказок

- родительские собрания литературной направленности

- упражнения-перевоплощения в героев сказок

- литературный стенд для родителей

- выставки детских работ

Уголок для родителей

- выставки совместных работ детей и родителей

Структура и содержание литературно - художественной развивающей предметно-пространственной среды в группе

Оснащение, основное оборудование

Художественная литература по возрасту детей.

Ширма для показа сказок.

Куклы би-ба-бо: дед, бабка, внучка, лиса, волк, медведь, заяц, колобок и др.

Мнемокарты для заучивания стихов.

Центр художественного творчества

Силуэты животных, рыб, насекомых, растений, птиц для раскрашивания.

Карандаши, восковые мелки, фломастеры для рисования.

Пластилин, досочки для лепки.

Русские народные сказки в аудиозаписи:

После проведенной работы в направлении организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию талантливого читателя можно утверждать, что созданная в группе развивающая предметно-пространственная среда:

- даёт детям возможность для реализации индивидуальных интересов в процессе самостоятельной деятельности;

- помогает использовать и применять свои знания и способности в практической деятельности.

6. Важную роль при реализации цели по формированию интереса к художественной литературе и фольклору с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой играет привлечение родителей к работе с детьми как единомышленников.

Близкие взрослые являются для детей большим авторитетом. Опыт показывает, что если родители не являются активными участниками образовательного процесса, нельзя рассчитывать на то, что усилия, которые предпринимает педагог, будут эффективны.

Беседа с родителями по формированию интереса к художественной литературе и фольклору с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой у детей дошкольного возраста выявила их недостаточную компетентность. Была поставлена цель: повышение у родителей семейной культуры чтения и их компетентности в вопросах формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг у детей дошкольного возраста. Работая по достижению данной цели, решала следующие воспитательные задачи:

1. Расширить представления родителей о детской литературе.

2. Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь родителей к взаимодействию с ДОУ.

Именно родители во многом определяют круг читательских интересов своего ребенка, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе.

Для повышения уровня родительской компетенции использовались различные формы работы:

- выставки рисунков (совместное творчество детей и родителей);

Работа с родителями строилась на принципах:

системность и плановость;

дифференцированный подход к работе с родителями;

Модель взаимодействия с семьей.

Формы и содержание работы с родителями,

направленной на формирование интереса к художественной литературе и фольклору с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой

Родительские собрания литературной направленности на тему:

Развитие речи детей 2-3 лет;

Приобщение детей к художественной литературе;

Волшебный мир книги.

Групповые и индивидуальные консультации на тему:

Как собрать детскую библиотеку (для родителей детей от рождения до 3-х лет);

Роль детского фольклора в воспитании и развитии ребенка первых 3-х лет жизни;

Первые книги ребенка;

Воспитание у ребенка бережного отношения к книге;

Литературно-развивающая среда в домашних условиях;

Театрализованные игры в семейном кругу;

Художественная литера для детей 3-4 лет;

Воспитание у ребёнка чувства сопереживания героям литературных произведений;

Что делать если ребенок не хочет слушать чтение книги;

Возрождение традиции – семейное чтение.

С какого возраста можно читать детям?

Как вызвать интерес к книжке?

Как организовать чтение?

Как сделать так, чтобы ребенку понравилось слушание книги?

Как воспитать активного читателя?

Как часто нужно читать ребенку?

До какого времени нужно читать?

Памятки литературной направленности для родителей:

Как сделать чтение интересным;

Развитие речи детей.

Эффективность работы с родителями во многом зависела от психологического настроя, который возникал в процессе повседневных контактов с родителями.

На данный момент более 60% родителей стали активными субъектами образовательного процесса, направленного на формирование интереса к художественной литературе и фольклору с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой. У родителей повысился уровень теоретических и практических знаний по данной проблеме.

Проявился повышенный интерес к жизни детского сада: они активны на родительских собраниях, чаще стали обращаться за советом и помощью, делятся своим опытом, откликаются на предложения воспитателя.

7. Особое значение, с точки зрения непрерывности системы по формирование интереса к художественной литературе и фольклору с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой приобретает сотрудничество с социальными партнерами: с учреждениями дополнительного образования, культуры и другими образовательными учреждениями и организациями.

Анализ возможностей социо-культурного окружения лег в основу разработки структуры взаимодействия с социальными партнерами.

Сотрудничество с социальными институтами помогало детям дошкольного возраста приобретать опыт социального взаимодействия, социальной практики.

8. Для осуществления мониторинга эффективности созданных условий и результативности по формированию интереса к художественной литературе и фольклору с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой были определены подходы к педагогической оценке.

При проведении мониторинга проводила оценку индивидуального развития детей. Оценка проводилась в рамках педагогической диагностики (индивидуального развития детей дошкольного возраста), связывала данную оценку с эффективностью педагогических действий для дальнейшего планирования педагогической работы (поддержка ребенка, построение его образовательной траектории, оптимизация работы с группой детей).

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворение. Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по серии картин, относительно точно пересказывает литературные произведения.



В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Взрослые порой просто не знают, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность. Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество. Большинство ученых считают, что агрессия влечет за собой злонамеренное поведение.

Признаки агрессивности могут проявляться уже в детстве. У детей 5-7 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно.

Детская агрессивность рассматривается как социальное явление, поэтому взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения.

Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи детям 5-7 лет по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально-одобряемых форм поведения является воспитание культуры поведения.

Воспитанность человека заключается в его духовности, в гармонии нравственных качеств, в душевной тонкости и способности к самоконтролю, в ответственности и чувстве дома перед обществом, Родиной. Все эти качества проявляются в труде, общении с людьми, разумных потребностях, культуре поведения.

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство уважения к человеку, к законам человеческого общества. Хочешь, чтобы уважали тебя-уважай других, веди себя так, чтобы не вызвать у людей осуждения, неприязни. Культура человеческих отношений дело не только личное, но и общественное. Поэтому стремление человека к овладению культурой поведения есть не что иное, как стремление к самоусовершенствованию личности.



С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, правильно пользоваться предметами, играть, получать знания, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, правильно относиться к другим людям и к себе самому. С каждым годом кругозор детей значительно расширяется, растет интерес к окружающей жизни. Дети хотят знать о многом, и на помощь должна прийти хорошая книга.

Художественная литература - это тот источник, который благотворно влияет на развитие эмоциональной и духовной сторон личности ребенка. В искусстве и особенно в художественной литературе ярко представлена эмоциональная оценка действительности. В этом преимущество литературы как средства воспитания культуры поведения.

Велика роль художественного слова. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и не удачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

Используя, художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, воспитатель должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизньи деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми) .

Отбирая литературу для детей, нужно понимать, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.

Воспитатель подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает воспитатель как на занятиях, так и вне их.

Книги для чтения и рассказывания дошкольникам должны быть идейно направленными, иметь высокое художественное мастерство, литературную ценность, доступность, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, сюжетную занимательность, простоту и ясность композиции, конкретные педагогические задачи.

Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги, поэтому важно проводить этические беседы о прочитанном.

Готовясь к беседе воспитатель должен продумать, какой аспект культурного поведения он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подобрать вопросы.

Беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций.



Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям.

Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему, они должны помочь воспитателю понять душевное состояние воспитанника во время чтения, выявить способность детей сравнить и обобщить прочитанное, стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносится в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литеретура способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.

Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Книжная иллюстрация – это наглядное изображение объекта, предмета или ситуации, которая описывается в литературном произведении, в той или иной степени подобная реальной, но не всегда полностью идентичная ей.

Иллюстрации создаются для того, чтобы наглядно преподнести читателям информацию, отраженную в тексте, сделать его содержание более наглядным и понятным читателям.

Специфика восприятия книжной иллюстрации в разных возрастных периодах развития ребенка

На каждой стадии развития ребенка дошкольного возраста меняется его восприятие окружающего мира. Это касается и литературы. Не зря издательства детской литературы выпускают книжки, ориентированные на определенный возраст. Книги разрабатываются психологами, педагогами и социологами. Это необходимо для учета развития психических процессов организма, социализации, наличия социальных навыков и познавательных возможностей каждой возрастной группы.

Дети любого возраста могут столкнутся со сложностями в восприятии иллюстраций в книгах. Причинами этого могут быть дефекты в развитии ребенка или элементарные методические ошибки педагогов. Нередко, педагоги дошкольных образовательных заведений не проводят с детьми ознакомительных бесед по литературному произведению, не рассматривают и не поясняют ситуации произведения, представленные на иллюстрации, задают шаблонные вопросы, а также не учитывают возрастную специфику восприятия детьми книжных иллюстраций.

Рассмотрим возрастные этапы развития ребенка дошкольного возраста и его взаимоотношения с иллюстрированной литературой:

  • Младший дошкольный возраст. В это время дети способны воспринимать наглядные изображения, которые максимальным образом приближены к реальности, причем достаточно упрощенной. При этом, выбор иллюстрации должен учитывать интересы и потребности ребенка и, естественно, специфические параметры его индивидуального развития. В зависимости от сюжета иллюстрации, существуют особенности его восприятия. Если сюжет иллюстрации динамичен, то внимание ребенка нужно обратить на совершаемое объектом действие, а если изображено что-то яркое, то надо обратить внимание на красочность объектов. В любом случае, просмотр иллюстраций требует помощи взрослого, поскольку самостоятельное восприятие изображений, в этом возрасте, практически не развито.
  • Средний дошкольный возраст. В это время, дети наиболее лучше воспринимают яркие, красочные изображения. Дети акцентируют внимание на деталях и воспринимают формы объектов, их структуру. Светотеневые рисунки воспринимаются достаточно сложно. Это касается и перспективных изображений, а также деформированных объектов. Наиболее оптимальным для восприятия ребенком являются композиции, построенные ритмически просто.
  • Старший дошкольный возраст. На этом этапе происходит развитие интерпретации иллюстрированного изображения т.е. ребенок начинает понимать его содержание. Ребенок постепенно приходит к пониманию того, что изображено на картине, а также воспринимает ее полностью самостоятельно. На картине, дети определяют отдельные объекты, предметы, могут выделить месторасположения фигур, установить связи между персонажами изображения и выделить отдельные компоненты: освещение, фон, выражение лиц людей, их эмоциональное состояние.

Готовые работы на аналогичную тему

Способы знакомства детей с иллюстрациями

Поскольку книжные иллюстрации являются произведениями искусства, то и обучать детей их восприятию необходимо иными приемами и способами, отличающимися от методики обучения восприятия сюжетной картинки.

Педагогам необходимо ориентироваться на развитие чувственного восприятия иллюстрации у детей и наблюдать за их реакциями на иллюстрации. Педагог должен помочь детям заинтересоваться иллюстрацией. Ему необходимо выразить свои эмоции в отношении иллюстрации и пояснить детям ее содержание. В этой связи, работа с иллюстрациями должна носить систематический характер. Необходимо ежедневно просматривать разные иллюстрации, к разным литературным произведениям, возвращаться к просмотру, объединять просмотр иллюстраций с иными направлениями учебной деятельности: развитие речи, музыкальные занятия, уроки рисования.

Чтоб работа педагога по ознакомлению детей с иллюстрациями была продуктивной, необходимо придерживаться ряда рекомендаций:

  1. Выбор иллюстрации должен производиться на основе знакомства детей с произведением, пониманием ими его содержания. Это приводит к пониманию детьми содержания иллюстрации и делает ее доступной для восприятия;
  2. Иллюстрация должна отражать конкретные эмоции и передавать настроение героев литературного произведения. Это делается посредством применения ярких красок, использования декораций, которые увлекают детей. поэтому, необходимо выбирать яркие и красочные иллюстрации;
  3. Необходимо обучить ребенка пониманию созданного художника красочного мира, развитие умения видеть красоту и воспринимать художественный язык.

Методика рассматривания книжной иллюстрации

Восприятие иллюстрации начинается с ее рассматривания. Рассматриванию необходимо научить ребенка, потому что дети не способны самостоятельно рассматривать картины с улавливанием их сути, содержания, определения характера героев. Поэтому, необходимо обучить ребенка рассматриванию книжных иллюстраций и их верному восприятию.

Рассматривание книжных иллюстраций нацелено на:

  • Развитие наблюдательности детей;
  • Развитие мыслительного процесса;
  • Развитие воображения;
  • Развитие логики;
  • Развитие речи.

После рассматривания иллюстрации, как правило, по ней проводится беседа. Педагог, таким образом, понимает, насколько дети уловили содержание иллюстрации, знакомит их с ним, при непонимании, акцентирует внимание на главных объектах, выделяет важные детали. Беседа по иллюстрации способствует развитию диалогической речи ребенка.

Читайте также: