Произведения архитектуры как объекты авторского права

Обновлено: 02.07.2024

1. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет исключительное право использовать свое произведение в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 1270 настоящего Кодекса, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта, если договором не предусмотрено иное.

Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта, если договором не предусмотрено иное.

2. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству.

3. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства вправе требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 1294 ГК РФ

1. Комментируемая статья в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 1259 ГК РФ и по традиции с ГК РСФСР 1964 г., Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. и Законом об авторском праве и смежных правах устанавливает исключительное право автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства как на сам проект названных объектов, так и на документацию для строительства и реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта.

Определения произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства можно дать, исходя из понятий, сформулированных в Законе об архитектурной деятельности. Согласно ст. 2 этого Закона архитектурная деятельность — это профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции, авторский надзор за строительством архитектурного объекта, а также деятельность юридических лиц по организации профессиональной деятельности архитекторов.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Таким образом, произведение архитектуры представляет собой объект авторского права в виде здания, сооружения, комплекса зданий и сооружений, их интерьера, объектов благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданных на основе архитектурного проекта, а также проект и выполненная на его основе документация для строительства (чертежи, макеты, эскизы и т.п.).

2. Автору произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства предоставляются дополнительные права, в частности право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта, а также право на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное. Так, нарушением исключительного права автора архитектурного проекта являются действия заказчика, поручившего без согласия правообладателя разработку документации для строительства иной организации.

Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к строительной компании о признании за ним исключительных прав на архитектурный проект, а также права на осуществление авторского надзора за строительством архитектурного объекта и о запрещении ответчику использовать техническую документацию, разработанную другой организацией, для реализации проекта.

При разрешении спора судом установлено, что институт в соответствии с договором, заключенным со строительной компанией (заказчиком), создал архитектурный проект шумозащитного жилого дома. Согласно условиям договора институтом была разработана документация для строительства первой очереди объекта. Данные материалы были переданы строительной компании, приняты и оплачены ею.

Документацию, подготовленную по договоренности для других этапов строительства, строительная компания не приняла со ссылкой на отсутствие надлежащего финансирования. Однако затем, не расторгая договора с институтом, без его согласия и ведома заказала изготовление документации другой проектной организации за меньшую цену и приступила к строительству объекта.

Как определено судом, исключительные права автора на использование архитектурного проекта включают также его практическую реализацию. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления ему права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

Договор между сторонами не предусматривал условия о возможности разработки документации иной организацией. Автор архитектурного проекта имеет исключительное право использовать проект или разрешать использовать его для реализации путем разработки документации для строительства и строительства архитектурного объекта. Передача этих исключительных прав осуществляется на основании договора. Из материалов дела усматривается, что институт такой договор с разработчиком документации не заключал, разрешение заказчику на его заключение также не давал.

При указанных обстоятельствах изготовление документации для строительства другими лицами без разрешения обладателя исключительных прав на архитектурный проект и использование этой документации является нарушением этих прав, которое должно быть прекращено по требованию правообладателя .

———————————
Бюллетень строительной техники. 1999. N 7.

———————————
Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (постатейный). 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2009.

Согласно статье 1259 Гражданского кодекса РФ авторское право распространяется на произведения науки литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Перечень указанных объектов довольно широк. Это произведения литературы, музыки, искусства, к числу которых относятся аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы), а также оригинальные логотипы, этикетки, рекламные слоганы.

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, концепции, принципы. Поэтому если кто-то Вам заявит о своих авторских правах на некий коммерческий проект, усомнитесь!

Важный принцип авторского права заключается в следующем: защите подлежит не идея, а ее материальное воплощение, выраженное в какой-либо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • публичное произнесение, публичное исполнение и так далее;
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее).

По общему правилу, объекты авторского права, а также права на них не подлежат государственной регистрации и возникают в момент создания произведения. Однако в некоторых случаях регистрация авторских прав возможна и даже необходима

Подобная регистрация объектов авторского права предоставляет авторам или иным правообладателям ряд преимуществ. В частности, свидетельство о регистрации может быть решающим доказательством в случае возникновения споров об авторстве, при нарушении авторских прав. Оно также может быть полезным инструментом для оформления лицензионных и иных договоров о предоставлении права на использование произведения.

  • рукописи рассказов, повестей, романов, стихотворений, учебников, учебных пособий, пьес, статей и т.п.;
  • рукописи литературных переводов;
  • авторское описание игр, викторин, лотерей;
  • сценарии телевизионных передач, сериалов, игр, викторин, лотерей и шоу-программ;
  • описания и сценарии фестивалей, проведения конкурсов;
  • произведения изобразительного искусства, живописи, скульптуры, дизайна, графики, графические рассказы, комиксы;
  • произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • произведения декоративно-прикладного искусства;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста.
  • Предоставление консультаций по вопросам оформления и защиты авторских и смежных прав;
  • Анализ произведения и возможности его регистрации в Российском авторском обществе (РАО)
  • Подготовка необходимых документов и полное ведение делопроизводства по регистрации объектов в РАО.

Защита авторских прав

Автору важно не только надлежащим образом зарегистрировать результат интеллектуальной деятельности, но и иметь возможность эффективно защитить свои права.

Права, предоставленные авторами, зачастую нарушаются, и в таком случае правообладателю необходимо осуществить их защиту, что часто сопряжено со значительными трудностями.

Защита авторских прав реализуется как в досудебном порядке урегулирования спора, путем направления претензий в адрес нарушителя, так и в судебном порядке, путем подачи искового заявления к нарушителю в суд.

В целях эффективной защиты своих прав Вы можете обратиться к нам.

  • подготовка и направление претензий нарушителям авторских прав;
  • представление интересов автора / правообладателя в суде.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)


В России закон стоит на стороне архитектора и защищает его права. Но в силу ли нашей особой ментальности, в силу ли незнания законов или пренебрежения к ним, авторские права архитекторов в России сплошь и рядом нарушаются. Поэтому очень важно уже в самом начале своего творческого пути разобраться в том, что такое авторское право, как извлекать из него выгоду и как его защитить. В соответствии со статьей 1225 ГК РФ интеллектуальной собственностью являются произведения искусства, к которым статья 1259 этого кодекса относит �произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов�.

Закон �Об архитектурной деятельности в РФ� под архитектурным проектом признает только ту часть строительной документации, которая содержит архитектурные решения, только эта часть и будет охраняться авторским правом: внешний и внутренний облик объекта, его пространственную, планировочную и функциональную организацию.
Интеллектуальные права у архитектора возникают после воплощения его творческих идей в какой-либо объективной (материальной) форме:

► чертежи, изображения и макеты, отвечающие признакам творческой деятельности;
► готовые произведения архитектуры, в том числе жилые и нежилые здания, памятники, постаменты и т.д.;
► проекты индивидуальной или массовой застройки, уникальные проекты перепланировки или реконструкции .

По российскому и международному законодательству архитектор обладает двумя категориями прав:

► личными неимущественными;
► исключительными (имущественными).

Личные неимущественные авторские права на архитектурный проект (эти права бессрочны и неотчуждаемы):

� право авторства;
� право автора на имя;
� право на неприкосновенность произведения.

Это значит, что архитектор имеет право использовать или разрешать другим лицам использовать свой проект/здание под своим настоящим именем, псевдонимом или анонимно. Он всегда будет признаваться автором, вне зависимости от любых обстоятельств .

Имущественные / исключительные права архитектора заключаются в следующем:

► возможности использовать свое произведением любым способом, не запрещенным законом;
► возможности разрешать или запрещать использовать свое произведение другим людям как с целью получения прибыли, так и без таковой.
Закон (ст. 1270 ГК РФ) определяет следующие способы использования архитектурного проекта (макета, чертежа и т.п.):
► Практическая реализация проекта, то есть строительство здания или иного объекта архитектуры;
► Воспроизведение произведения - изготовление чертежей по макету или эскизу или, наоборот, макета по чертежам и т.п., фотографирование, сканирование или копирование произведения, скачивание на электронный носитель, если чертеж или макет сделан в цифровом виде;
► Передача проекта или его копий другим лицам (дарение, продажа и т.п.);
► Публичная демонстрация и доведение произведения до всеобщего сведения (например, публикация на открытом электронном ресурсе);
► Переработка. Никто не вправе вносить какие бы то ни было изменения в проект, макет или эскиз без разрешения архитектора. (Речь не идет о всей проектной документации на строительство объекта, а только о конкретной ее части, которая описывает творческий замысел автора.).

Как защитить свои авторские права.

Авторские права - это не что-то эфемерное, а хороший капитал, даже если вы его не видите. Их надо знать и уметь охранять. Самое важное, что вы можете и должны сделать при выполнении любой работы, это заключить с заказчиком договор. Договор � это то, что защищает результат вашей творческой деятельности при передаче его конкретному лицу. Если в вашем договоре ничего не сказано про передачу прав, то по умолчанию все права на произведение остаются у вас.

На практике дела обстоят таким образом, что большинство заказчиков ничего не знают ни о каких авторских правах архитектора и полагают, что если они заплатили за проект, то все права теперь принадлежат им, что они могут делать с проектом всё, что им вздумается. И даже если заказчик признаёт авторские права на проект за архитектором, то все права на уже построенное по этому проекту здание заказчик считает своими. В этом ситуация в России принципиально отличается от ситуации в развитых странах Европы, где авторские права архитектора распространяются и на проект, и на построенное здание, и где без разрешения архитектора любые изменения этого здания в будущем недопустимы.

Очень надеюсь, что и в России когда-нибудь появится подобная культура. Но пока её нет, для того, чтобы защитить свои авторские права и избежать конфликтов с заказчиками и судебных разбирательств, я рекомендую прописать в договоре пункты с необходимыми вам авторскими правами. Лично я включаю в свои договоры следующие пункты:

► После выполнения работ по разработке архитектурного раздела проекта все материалы проекта (чертежи и изображения) являются интеллектуальной собственностью Подрядчика в соответствии с авторским правом архитектора, согласно Гражданскому кодексу РФ, и они могут быть использованы Подрядчиком любым образом, не противоречащим законодательству РФ.
► Передача Заказчику экземпляра архитектурного раздела проекта не влечет за собой автоматического перехода к нему авторских прав на этот проект.
► Заказчик имеет право на реализацию данного проекта только в единственном числе. Передача этого права третьим лицам запрещена.
► Заказчик не имеет права размещать материалы проекта (чертежи и изображения) на открытых интернет-ресурсах.
► Подрядчик (архитектор) имеет право на осуществление авторского надзора за реализацией своего проекта. Он имеет право выполнять фото- и видеосъёмку реализуемого проекта и размещать эти материалы на открытых интернет-ресурсах.
► После реализации проекта (постройки дома) любые фотографии и видеосъёмка дома, размещаемые заказчиком или третьими лицами на открытых интернет-ресурсах, должны сопровождаться указанием авторства проекта.

Можно включить в договор и другие пункты, например, возможность заказчика отступать от проекта, вносить в него изменения и др. Но для начального уровня, я думаю, будет с лихвой достаточно и этих пунктов.

Существует ещё один вариант защитить свои авторские права: депонирование своего проекта. Этот способ позволяет создать временный приоритет права на объекты интеллектуальной собственности. С помощью депонирования вы фиксируете дату и время наличия у себя своего произведения. Если делать это до обнародования или передачи произведения заказчику, то вы обеспечите себя доказательством того, что были самым первым владельцем объекта, а это является подтверждением авторства.

Задепонировать свои проекты можно на специальных ресурсах в интернет. Эта услуга платная.

Стоит упомянуть и о ещё одном простом, но важном способе защиты своих авторских прав � подписи своих работ (визуализаций, фотографий построенных домов, эскизов и пр.), которые вы размещаете у себя на сайте, в соц. сетях и вообще где угодно в итернет. Это может быть просто имя вашего сайта, или логотоп. Такой способ позволит защититься от воровства ваших работ и использования под чужим именем, сохранит их уникальность (что является также важным и для поискового продвижения вашего сайта).

Законодательные изменения 2008 года, когда Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", а также глава IV ФЗ "Об архитектурной деятельности в РФ" были отменены и вопросы авторского права стали регулироваться частью четвертой ГК РФ - серьезным образом повлияли на сферу архитектуры. Ранее п. 2 ст. 16 отмененной главы IV указанного Закона объекты авторских прав в рассматриваемой сфере определялись следующим образом: "Объектами авторского права на произведения архитектуры являются архитектурный проект, разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект". На данный момент в ст. 1259 ГК РФ указаны "произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов".

Наконец, ввиду существования такого явления, как плагиат, то есть непосредственного копирования внешней формы здания, несправедливо игнорировать права автора на архитектурные объекты. С этой точки зрения, интересным кажется исследование Коротича А.В. о так называемых архитектурных близнецах [11]. Полное "списывание" наружных элементов, несущих композиционную ценность, воспроизведение уже существующего здания, создание архитектурного близнеца - это такой же плагиат, как и копирование проекта. Скажем, если форма здания, его геометрический образ, силуэт, цветовое и фактурное решение, композиционно значимые элементы, а также световая обработка здания полностью повторяют оригинал, то вызывает сомнение непреднамеренное копирование всех составляющих архитектурного произведения. Разве не будет в таком случае нарушения прав автора? Разве можно игнорировать эту форму архитектурного произведения?
--------------------------------
Критерии, представленные Коротичем А.В.

Закон наделяет архитектора и правом авторского надзора за осуществлением реализации его проекта. Это значит, что без согласия архитектора строительные изменения, достройки и перестройки не могут иметь места.
Создание, реализация и иное использование архитектурного произведения основываются на договорных отношениях, в которых обычно задействованы две стороны. Первая сторона - автор, которому предоставлено право защиты произведения и своей репутации. Никто не может без согласия автора изменять архитектурный проект, вносить дополнения в документацию для строительства по этому проекту и искажать итоговый объект. Вторая - заказчик архитектурного объекта, который вправе распоряжаться своим имуществом по собственному усмотрению, ведь он материально поддерживает создание произведения.
Понятно, что в зависимости от условий договора правовой режим произведения варьируется с точки зрения прав автора и собственника.
Часто архитектор и собственник связаны трудовыми отношениями. Гаврилов Э.П. отмечал, что большее число произведений создается авторами как раз в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей [12]. Созданные таким образом произведения являются служебными. Согласно ГК РФ личные неимущественные права в данном случае принадлежат автору, но исключительное право на служебное произведение переходит от автора и принадлежит работодателю. Важной характеристикой таких отношений является их относительное постоянство, а значит, на протяжении всей трудовой деятельности создаваемые автором архитектурные произведения будут иметь неизменный правовой режим, где имущественные права на них будут принадлежать работодателю. Но все же это не означает бесправного положения автора служебных произведений. Личные неимущественные права автора неотделимы от архитектора и принадлежат ему независимо от принадлежности имущественных прав на данное произведение. Нюанс в том, что "по сравнению с авторами произведений, не являющихся служебными, личные неимущественные права автора служебного произведения ограничены. Автор служебного произведения не имеет права отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (права на отзыв) даже при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду" [13].
Произведение может быть выполнено и по заказу. Отношения между сторонами в данном случае имеют разовый характер. Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, либо наоборот заказчику может быть предоставлено право на использование произведения в определенных пределах. Это значит, что договор заказа одновременно может быть и договором об отчуждении исключительного права на произведение, и лицензионным договором.
Архитектурное проектирование бывает выполнено на основе договора подряда на проектные и изыскательские работы. Этот договор, в отличие от других подрядных договоров, включает в себя элементы авторского заказа. Хотя по общему правилу повторное использование проекта и документации для строительства может быть только с согласия автора (ст. 762 ГК РФ), заказчику может разрешаться использовать проект по своему усмотрению, без особого разрешения подрядчика. Такая возможность вытекает из правила ст. 1285 ГК РФ. В этом случае считается, что в договор подряда включены элементы договора об отчуждении исключительного права на произведение [13]. Опять же все это необходимо указать в договоре.
Какие бы ни были отношения между заказчиком и архитектором, автор не может быть лишен личных неимущественных прав. Однако не совсем ясно, как будут обстоять дела, если собственник самовольно будет вносить изменения в архитектурный объект. Вообще автор, обнаруживший, что здание изменено (достроено, перестроено и т.д.) вправе требовать восстановления первоначального положения. В жизни это право не вполне осуществимо - сомнительно, что здание будут сносить или как-либо устранять достроенные части. Поэтому зачастую ситуацию решают компенсационные выплаты архитектору, но не всегда автор пожелает "продаваться", а предпочтет настаивать на неприкосновенности своего произведения архитектуры. В идеале авторские права ограничивает право собственника свободно им распоряжаться, подобное ограничение содержится в п. 2 ст. 209 ГК РФ: собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении его имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы иных лиц. Тем не менее закон не всегда воплотим в реальность.
Таким образом, несмотря на то что отдельные аспекты отношений в сфере архитектурной деятельности урегулированы законом, в жизни между заказчиком и архитектором легко может возникнуть конфликт. Поэтому рекомендуется вносить в договор все необходимые условия, касающиеся полномочий обеих сторон и дальнейшей судьбы архитектурного произведения, закреплять все каверзные моменты, потому как в противном случае разрешение спора может оказаться непредсказуемым.
На основании вышеизложенного можно заключить, что, во-первых, архитектурное произведение может воплощаться в форме архитектурного проекта, документации для строительства и архитектурного объекта. В статье доказывается, почему каждая из трех форм обладает охраноспособностью с точки зрения авторских прав, особенное внимание уделяется архитектурному объекту, так как именно в отношении этой формы существуют разногласия. Во-вторых, в условиях договорных отношений между архитектором и собственником авторские права должны сдерживать право собственности на архитектурные произведения. Автор и собственник могут состоять в разных правоотношениях: трудовых, подрядных, их может связывать договор авторского заказа. Как бы то ни было, ни один из перечисленных вариантов не должен лишать архитектора личных неимущественных прав. С тем чтобы снизить вероятность нарушения авторских прав, рекомендуется внимательно подходить к заключению договоров в сфере архитектурной деятельности, однако даже это не может застраховать автора, так как если объект изменен, перестроен, достроен или скопирован, максимум, на что автор сможет рассчитывать, это денежная компенсация. На практике архитектурный объект, скорее всего, не будет восстановлен. Получается, что задумка автора может быть искажена и автор оказывается слабой стороной. Решение этой проблемы предлагается для дальнейшего исследования.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Хаутов Д.К. Архитектурная деятельность как объект авторского права // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2011. N 2.
2. Думанская А., Попова О.П. Правовая охрана произведений архитектуры // Ученые заметки ТОГУ. Том 4. 2013. N 4.
3. Мерзликина Р. О правовом статусе архитектурных произведений как объектов авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2015. N 1.
4. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК "Велби", 2003. 752 с.
5. Шестакова К.Д. К вопросу об объекте авторского права в области архитектуры // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. N 4.
6. Слесарюк Н.В. Произведения архитектуры: соотношение со смежными объектами авторского права и вопросы соавторства // Право и экономика. 2012. N 9.
7. Люкшин А.М. Авторское право на произведения архитектуры. СПб., 2004.
8. Федеральный закон "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" от 17.11.1995 N 169-ФЗ (в ред. от 19.07.2011). Ст. 20, п. 1.
9. Петрова А. Правовой взгляд на объекты архитектуры: теория и практика // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2014. N 10.
10. Постановление Президиума ВАС РФ N 5816/11 от 27 сентября 2011 г.
11. Коротич А.В. Архитектурные близнецы: проблема охраны авторских прав на произведения архитектуры // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2010. N 3.
12. Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах" / Под ред. Э.П. Гаврилова. М.: Фонд "Правовая культура", 1999.
13. Авторское право на служебные произведения // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2006. N 3.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Читайте также: