Собрание сбор как высший орган самоуправления коллектива и его законодательные функции

Обновлено: 28.06.2024

Мы живем в яркое трудное время. Яркое потому, что идеи обновления и переустройства общества вдохновляют людей на смелое новаторство в труде и творчестве, в сфере общественной жизни и социальной, вселяют оптимизм и уверенность в будущем. Трудное потому, что отказ от устоявшихся догм и стереотипов мышления требует напряженной мысли, широкого взгляда на реальную действительность, способности экспериментировать, искать.

Поколения, уже вступившие в трудовую жизнь, испытывают на себе (и это вполне естественно) груз взглядов и привычек минувших лет и переживают состояние глубокой психологической ломки. Над младшим поколением стереотипы прошлого не довлеют еще в такой мере, как над их родителями, учителями. И получается, что учить новому должны те, кто сам проходит сейчас эту нелегкую науку. Потому стократ и возрастает ответственность всех взрослых, и прежде всего педагогов, призванных помочь подросткам построить жизнь в своей организации на глубоко демократических началах. Без этого дальше просто нельзя.

Напомним. В организацию ребенок вступает добровольно. И пионерский отряд тоже по собственному усмотрению решает: принять его или нет? С этого начинается постижение демократизма.

Развитие самоуправления в пионерской организации неотделимо от процесса становления и развития системы воспитания подрастающего поколения нашей страны. Участвуя в деятельности выборных органов, пионеры приобретают умения и навыки организаторской работы, опыт внутриколлективных отношений.

Система пионерского самоуправления создаёт исключительно благоприятные условия для сочетания функций руководства и исполнения, прав и обязанностей, развития принципов демократии – критики и самокритики, то есть формирует основные гражданские качества личности.

Самоуправление обеспечивает возможность каждому пионеру принимать участие в организаторской деятельности и развивать свои организаторские способности: умения планировать предстоящую работу, распределять обязанности и поручения, налаживать контроль и учёт, организовывать общественные и трудовые коллективные творческие дела. Участвуя в работе органов самоуправления, пионеры становятся хозяевами своей организации, своей школы, своего района, утверждаются в активной жизненной позиции, проникаются ответственностью за состояние дел в школе, за свой личный вклад в общее дело, за свою собственную судьбу.

Хорошо организованное пионерское самоуправление помогает педагогическому коллективу подготовить будущих граждан страны, способных управлять коллективной деятельностью и самим принимать в ней активное участие. В целом привлечение детей и подростков к управлению различными видами учебной и общественной деятельности повышает уровень всей работы школы и эффективность учебно-воспитательного процесса.

Самоуправление обеспечивается прежде всего демократической практикой создания и деятельности руководящих органов отряда. Высшими органами дружины и отряда являются пионерские сборы. Именно сбор дружины или отряда решает и организует важнейшие пионерские дела, избирает коллективные органы самоуправления для повседневной работы, обеспечивая каждому пионеру равное право участвовать в решении всех вопросов жизни и работы своей пионерской организации.

Ученическое самоуправление составляют все учащиеся школы. Самоуправление представляет интересы школьников перед учителями, родителями и администрацией.

Такая постановка самоуправления будет будить у школьников наибольшую инициативу, стремление распределять работу между собой в зависимости от знаний, сил и умений каждого, воспитывать сознательную дисциплину, общественную активность, организаторские способности.

Вопрос о взаимодействии БРПО и БРСМ с ученическим самоуправлением сложен, он неоднократно оказывался предметом самых серьёзных споров среди педагогов.

Детское самоуправление в школьном коллективе, – это орган управления, а пионерская организация – это организация подростков, действующая на основе своего Устава. В этом и состоит решение вопроса о взаимоотношениях пионерской организации и ученического самоуправления. Разобраться во многоликом школьном самоуправлении не так уж сложно: необходимо просто найти каждому направлению и делу своих организаторов, уточнить действительные, а не мнимые целесообразные права и обязанности. Наверное, следует установить и более четкое соподчинение всех имеющихся в школе самоуправленческих звеньев. Здесь не может быть догмы, логичны вариантность и целесообразность с учетом особенности школы – городская или сельская, многокомплектная или малокомплектная, односменная или двухсменная. Важно лишь одно: каждый пионер должен пройти школу самоуправления в традиционных органах и добровольных объединениях.

Логика этой разветвленной системы должна быть простой: от исполнительства – к самоорганизации, зависимости от подсказки и помощи учителя – к полной самостоятельности.

Выборные органы самоуправления пионеров-советы дружины и отрядов должны работать в тесном контакте с органами ученического самоуправления.

Самоуправление пионеров начинается с простейшего самообслуживания, а вершиной его становиться участие ребят в важных государственных, общественных компаниях страны.

И строиться оно на правде и гласности, на отказе от отжившего формального, на вовлечение каждого пионера в общие дела, общий поиск и творчество.

Вся система самоуправления в дружине, отряде должна быть сориентирована на конкретных ребят. Будем помнить, что не пионеры для самоуправления, а самоуправление для пионеров. Построение пионерской организации должно быть таково, чтобы побуждать ребят к самостоятельности в делах, самоорганизации в жизни. Решительно отключимся от мысли, что без нас, взрослых, они ничего не смогут. Займем иную позицию: они ведут сами строительство своей жизни.

Сбор как высший орган самоуправления пионеров

За время деятельности пионерской организации утвердилась основная функция сбора -быть высшим органом самоуправления. Хотим обратить внимание, что все права в их наиболее концентрированном виде реализуется на сборе и с помощью сбора. Именно потому он является высшим органом пионерского самоуправления.

Во многом по своим функциям пионерский сбор совпадает с собранием в жизни взрослых. На сбор также созывают, когда необходимо всем вместе обсудить не менее важные вопросы внутренней жизни организации. Как и собрание, сбор призван намечать ориентиры и перспективы деятельности коллектива, объединять и организовывать ребят. Как и собрание, сбор воспитывает в подростках коллективизм, демократизм, гражданственность.

Сбор – место пробуждения души пионера. Каждый пионер именно на сборе ощущает принадлежность к организации. Уже поэтому на сборе все равны. Он коллегиальный самоуправленческий орган. Если пионеры не воспринимают его как высший орган самоуправления, тогда это не сбор, а тематическое собрание, встреча, что угодно. Надо вернуть истинное назначение сбора, как формы коллективной организаторской деятельности пионеров, смотра их организованности, дружбы, зрелости.

Особое значение сбора как высшего органа пионерского самоуправления в том, что на нем выдвигаются какие-то идеи, которые потом конкретизируются уже в процессе деятельности. На сбор выносятся не все, а только главнейшие вопросы, те, которые определяют жизнь отряда, дружины на определенный отрезок времени.

На сборах избираются коллективные органы пионерского самоуправления – совет дружины и совет отряда, утверждаются планы работы, оценивается деятельность всего коллектива и отдельных пионеров. Только на сборах происходит прием новых членов в организацию. Сбор приобщает всех пионеров к руководству коллективом, формирует единое мнение по основным вопросам жизни и деятельности пионерской организации, способствует развитию инициативы и активности пионеров. Решение сбора – закон для каждого члена коллектива.

Пионерский сбор нельзя подменять другими формами работы. Иногда сбором ошибочно называют классные собрания, беседы, утренники и вечера. Содержание сбора органически связано с жизнью пионерского коллектива, должно отражать результаты его многогранной деятельности и давать начало новым увлекательным делам и проектам.

На сборе хозяева сами пионеры. Это означает, что проводят они его самостоятельно. Никто из взрослых, даже педагог-организатор, не имеет права отменить решение, принятое большинством пионеров.

Пионерская организация для ребенка – серьезное начало знакомства с социальной системой нашего общества. И потому сборы, именно сборы обязаны учить ребят всему, с чем встретятся они в жизни.

Читайте также: