Выделить факторы способствующие сплочению семьи как социальной группы

Обновлено: 07.07.2024

Идея о том, что ничто не может заменить ребенку семью, общепринята. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д.

М.А. Галагузовой, Л.В. Мардаханова, Т.И. Шульги и М.В. Шакурова выделяют четыре категории семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке специалистов, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

Асоциальные семьи–семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровая семья – это семья, не подверженная деструктивному, психологическому и социальному влиянию и способная воспроизводить здоровое поколение.

Признаки здоровой семьи:

- отсутствие хронических (неразрешимых) семейных конфликтов;

- удовлетворенность браком, отношениями в нем, в т.ч. и сексуальными;

- единый подход со стороны родителей, бабушек и дедушек;

- здоровый семейный образ жизни.

Внешние объективные факторы - стабильность социальной системы, в которую включена семья, уровень жизни.

Внешние субъективные факторы - сила социального контроля: эффективность правовых и моральных норм, культурных и национальных традиций.

Внутренние объективные факторы - жилищные и материальные условия конкретной семьи.

Внутренние субъективные факторы - межличностные чувства членов семьи, совместимость и удовлетворенность браком.

С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов.

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).

Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейная заболевание, семейная проблема.

Сухогузова И.Г. выделяет типы неблагополучных семей по типу воспитательных ошибок:

- семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения;

- семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания, в которых родителям присуще злоупотребление физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием – жестокая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных;

- семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания. Данный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери;

- семьи с непоследовательным стилем воспитания, когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского авторитета. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегает мнением старших, родителей.

К семьям со скрытыми формами семейного неблагополучия относятся следующие: семьи, ориентированные на успех ребенка; псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи.

Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи. В обоих случаях речь идет о семьях, члены которых связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных взаимореагирований и находятся в фиксированных позициях в отношении друг к другу, препятствующих личностному и психологическому отделению членов семьи. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавляют. В псевдовраждебных семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные — отвергать.

Исследователи, занимающиеся изучением психологии подобных семей, выделяют в качестве наиболее распространенных три конкретные формы наблюдающегося в них неблагополучия: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляция.

Соперничество проявляется в виде стремления двух или более членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. На первый взгляд, это главенство в принятии решений: финансовых, хозяйственных, педагогических (касающихся воспитания детей), организационных и т.п. Известно, что проблема лидерства в семье особенно остро стоит в первые годы брака: муж и жена нередко ссорятся из-за того, кому из них быть главой семьи.

Соперничество является свидетельством того, что настоящего главы в семье нет.

Мнимое сотрудничество. Конфликтов между мужем и женой или супругами и их родителями на поверхности не видно. Но это временное затишье продолжается лишь до того момента, пока кто-то из членов семьи не меняет своей жизненной позиции. Мнимое сотрудничество может отчетливо проявиться и в ситуации, когда, наоборот, кто-то из членов семьи (чаще жена), после длительного периода занятий только домашними делами, решает включиться в профессиональную деятельность. Карьера требует много сил и времени, поэтому, естественно, домашние дела, которые выполняла только жена, приходится перераспределять между другими членами семьи и чему они не готовы.

В такой семье у ребенка не формируется установка на сотрудничество с членами своей семьи, находить компромисс. Наоборот, он считает, что каждый должен поддерживать другого, пока это не идет вразрез его личным интересам.

Специалистом СППС школы было проведено анкетирование среди учащихся 2-х классов (в 2-х случайно выбранных классах). Целью данного анкетирования было определить, насколько учащиеся удовлетворены психологическим климатом в своей семье. Методика предназначена для изучения общего фона переживаний ребенка, связанного с его позицией в семье, с тем, как он воспринимает себя в семье. Ниже мы приводим результаты анкетирования.


Расшифровка в случае, если тревожность повышена (по шкалам):

- Повышена тревожность по всем шкалам (высокий уровень тревожности) - ребенок чувствует страх не оправдать ожидания родителей, постоянным обвинениями с их стороны. Ребенок с общей семейной тревожностью постоянно опасается, что не успеет, не справится, не заметит, не сделает или неправильно сделает; он постоянно напряжен, настороже, прилагает слишком много сил даже для обычных семейных дел, нервничает.

Искренне надеемся, что наша лекция была вам полезна. Предлагаем вам пройти простой тест (для себя), данные теста отправлять не нужно. Задача теста определить, придерживаетесь ли вы правильных принципов в воспитании ваших детей.

Сплочение группы — это процесс, сопровождающий ее на всех этапах развития. Суть сплочения — в формирова­нии особого типа связей в группе, которые позволяют фор­мальную структуру, задаваемую извне, превратить в психо­логическую общность. Сплоченность имеет различные про­явления. Она выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанностей членов группы, и стремлений их к сохранению своего группового членства, и в единстве ценностей и целей участников группового общения.

Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как то груп­повое состояние, к которому надо стремиться. Особенно яр­ко это проявляется в подростковых группах, стремящихся достичь высокого уровня внутригрупповой солидарности и сплоченности. Однако, удается это не всегда, так как фор­мирование в группе отношений, постоянных на сплоченно­сти, зависит от множества психологических факторов. Оста­новимся на перечислении важнейших параметров, влияющих на процесс сплочения малой группы.

1. Эмоциональная привлекательность членов группы. От­метим, что сам по себе он не обеспечивает ни продуктивной совместной деятельности, ни высокой сплоченности. С дру­гой стороны, и без эмоциональной притягательности людей трудно создать сплоченную группу.

2. Сходство членов группы между собой. Речь идет о раз­личных аспектах сходства: и возрастное, и социальное, и эт­ническое, однако главное — ценностное сходство, близость взглядов и социальных ориентации членов группы. В дан­ном случае в силу вступает механизм, уже описанный выше, при обсуждении особенностей восприятия людьми друг дру­га. Действительно, чем ближе чужое мнение к собственному мнению человека, тем симпатичнее ему лицо, высказываю­щее данную точку зрения. И наоборот: люди склонны не замечать разногласий и противоречий с позицией привлека­тельного лица. Этот же феномен работает и в группе: чело­век более тяготеет к группе, взгляды и ценности которые он разделяет и в которой его собственные взгляды находят под­держку.

3. Предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив членов группы. Об этом также шла речь выше. Отметим, что более привлекательна для людей и имеет большие шансы стать сплоченной группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на кооперации, и в которой преобладает мотив сотрудничества.

Кооперация выступает фактором сплочения группы в си­лу того, что способствует возникновению в группе ряда важ­ных и привлекательных для членов группы феноменов. Во-первых, при кооперации и мотиве сотрудничества уменьшает­ся число внутригрупповых конфликтов и существуют по­стоянно действующие условия успешного разрешения возни­кающих объективных противоречий. Во-вторых, кооперация способствует свободному и открытому общению людей, си­мулирует сближение мнений, расширяет обмен информацией между партнерами (в отличии от конкуренции, которая про­воцирует членов группы на утаивание от партнеров важной информации, так как это может помочь в достижении лич­ных целей). Наконец, в-третьих, кооперация обеспечивает взаимную поддержку действий, так как только совместные усилия могут привести каждого члена группы к личному ус­пеху.

Таким образом, кооперация между членами группы спо­собствует сплочению всей группы. Что касается характера связей группы с другими социальными общностями, то здесь свою позитивную роль может сыграть и конкуренция. Из­вестно, что соревнование между группами в определенных видах деятельности, способствует внутреннему сплочению групп-участников. К такому приему часто прибегают, на­пример, в школьной практике, организуя соревнования клас­сов в различных видах учебной и внеучебной деятельности. При этом важно помнить об одной опасности: межгруппо­вая конкуренция может привести к возникновению меж­групповой агрессии и неприятия детьми друг друга, чего ни в коем случае нельзя допускать.

4. Особенности групповых целей. Речь идет о том, что цели, которые ставятся группой или перед группой ее руко­водителем, помогают коллективу оплачиваться в том случае, если они отвечают потребностям членом группы, могут быть приняты ими в качестве своих личных целей (то есть каж­дый участник видит личный смысл в том, что делает вся груп­па), а также если группа может рассчитывать на успех в до­стижении цели. Другой очень важной характеристикой груп­повой цели должна быть четкость и однозначность ее по­становки. К сожалению, этому условию групповые цели отве­чают далеко не всегда. Например, в учебном процессе целеполагание часто осуществляется не корректно, и перед школьниками -ставятся либо абстрактные глобальные цели, не конкретизируемые в частные задачи (стать гармонически развитыми людьми, стать дружными и сплоченным и т. д.), либо цель подменяется средством, и тогда смыслом учебы становится достижение конкретного оценочного резуль­тата, а смыслом внеучебной деятельности — участие в каком либо мероприятии.

Цель деятельности, в том случае когда она действительно может служить источником активности школьников и факто­ром сплочения классного коллектива, должна отвечать сле­дующим требованиям: во-первых, она должна быть конечна, то есть иметь четкий результат, достижение которого не очень оттянуто во временя от момента принятия цели. При­чем, чем младше дети, тем меньше должен быть этот раз­рыв. Во-вторых, цель должна быть ясной, определенной и понятной каждому участнику. Обязательно нужно проверить, действительно ли все учащиеся одинаково понимают смысл и цель происходящего. В-третьих, цель должна быть техноло­гична, то есть содержать в себе доступные детям средства ее достижения. Хорошо, если эти средства были выработаны детьми на предыдущих этапах совместных действий. Напри­мер, дети научились шить простые изделия, а затем прини­мают участие в карнавальном конкурсе и др. Наконец, цель должна быть личностно привлекательной для каждого школьника, а для этого содержать в себе какие-либо частные цели и средства, интересные или доступные школьнику. Дея­тельность организуемая в классе, должна требовать от каж­дого тех умений, которые у него особенно развиты или кото­рые он хотел бы в себе развить.

5. Удовлетворенность группы и каждого ее члена груп­повой деятельностью и своим положением в группе. Чем выше удовлетворенность участников деятельностью группы и самими собой, тем в большей степени будет сплачиваться такая группа. В свою очередь удовлетворенность возникает при соблюдении ряда условий.

Зададимся вопросом, какие деятельности привлекают школьников?

Прежде всего, учащихся привлекает такая групповая дея­тельность, которая действительно может быть названа сов­местной, то есть она с одной стороны, объективно требует разделения труда, отношений взаимозависимости от своих участников, а с другой стороны, воспринимается, осознается школьниками как единая, требующая общих усилий. Кроме того, совместная деятельность доступна их частичному или полному контролю, они не чувствуют себя просто исполните­лями воли и желаний взрослых.

В целом, можно такой формулой отобразить привлека­тельную для школьника групповую деятельность: интерес+ активность +общение со сверстниками +личность педагога+

+ общественная ценность и актуальность+проблемность си­туации + волевое напряжение + успех+торжество и ощущение личной значимости.

6. Сплоченность группы зависит также от характера ру­ководства и стиля принятия решений, характерного для груп­пы. Известно, что коллегиальный, кооперативный стиль ру­ководства и возможность для каждого члена группы прини­мать участие в выработке общего решения, способствуют сплочению группы. Ниже мы подробно остановимся на фор­мах и средствах организации группой процесса выработки совместного решения.

Отметим, что сплоченность—это важная характеристика состояния группы, так как сплоченная группа не только пред­ставляет собой более эффективно работающий единый орга­низм, но и обладает большой привлекательностью для каж­дого члена группы. Сплоченная группа характеризуется уси­лением взаимоудовлетворяющего общения между участни­ками, близостью мнений и ценностных ориентации, что по­зволяет человеку чувствовать себя комфортно. В группе вы­сокого уровня сплочения растет самооценка человека, сни­жается уровень его тревожности, и кроме того повышается эффективность любых форм активности такой группы.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Перечислите основные процессы, происходящие в ма­лой группе и кратко охарактеризуйте каждый из них.

3. От каких факторов зависит уровень конформности че­ловека?

4. Опишите, в чем проявляется конформное поведение школьников. Дайте конкретные примеры.

5. Что подразумевается под межличностной совместимо­стью и срабатываемостью, в чем значение этих механизмов. Как Вы думаете, какой из этих механизмов играет большую роль в развитии школьного класса как группы?

6. Что подразумевается под внутригрупповым конфлик­том? Опишите конкретные виды внутригрупповых конфлик­тов, характерные для школьного класса.

7. Опишите основные стадии, которые проходит в своем развитии школьный класс. Подумайте, в чем состоят задачи педагога на каждой стадии.

8. От каких психологических факторов зависит процесс сплочения группы? Проанализируйте проблему целеполагания в педагогическом процессе. Каким требованиям должен отвечать этот процесс?

Литература:

1. Андреева Т. М. Социальная психология. М., 1980.

2. Донцов А. И. Психология коллектива. М., 1984 г.

3. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная пси­хология коллектива. М., 1978.

4. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и груп­пы. М., 1988.

4. Кричевский Р. А., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М., 1991.

Тема для самостоятельного изучения:

Эволюционное развитие института семьи и брака выражено в изменении уровня значимости выполняемых ими функций, которые реализовывались на разных исторических этапах.

Брачный союз, который ранее выступал в качестве формы экономического альянса, а настоящее время трансформируется в форму нравственно-правового союза между мужчиной и женщиной, а основе которого находится любовь и личный выбор. Значимость семей, как формы малых групп, в которых люди могут получить необходимые паттерны убежища, защиты и поддержки увеличивается.

Семья как форма малых групп

Анализ семьи, как формы малых групп выключает в себя пристальное внимание следующим факторам:

  1. особенностям выстраивания ее структуры и специфике межличностной связи внутри нее (цели создания, состав, уровень доверия, ролевые отношения, распределение полномочий);
  2. особенностям взаимодействия семьи с расширенными формами социальных образований в контексте социальных общественных структур (с различными группами и общностями, с ценностными системами и социальными институтами).

Социологический анализ семейных групп в первую очередь включает в себя внутренние характеристики: структуру и ролевое распределение коммуникации в семье. За счет их реального соотношения, в их развитии образуется своеобразная микросреда, способствующая личностному развитию и самореализации.

Группировка параметров в данной микросреде может быть реализована в следующих категориях:

  1. предметно-материальная, которую связывают с особенностями семейной жизнедеятельности, совместно с жилищными условиями и наличием вещей.
  2. поло-демографическая, фиксирующая гендерное разделение и возрастные (поколенческие) показатели в семейной группе.
  3. психоэмоциональная, отражающая уровень доверительности и открытости у членов группы по отношению друг к другу, совместно с готовностью к оказанию взаимной поддержки.
  4. социальное окружение, характеризующее наличие родственных связей, дружеских связей, совместно с недругами и недоброжелателями, в отношении которых формируются и развиваются взаимоотношения определенного характера.
  5. культура, которая предполагает отражение уровня образования, вкусов и предпочтений духовной среды, совместно с характером потребляемой информации и прочего.

Семья как форма малых групп

Принято выделять несколько подходов к структурированию семей в качестве малых групп:

Рисунок: структура семьи как малой группы

В качестве самого распространенного критерия структуризации выступают показатели детности – отражение численности детей (как своих, так и приемных).

Принято выделять следующие типы семей:

  1. многодетная (четыре ребенка и более).
  2. среднедетная (наличие двух-трех детей).
  3. однодетная.
  4. бездетная.

Как было отмечено, в качестве доминирующих тенденций в индустриально развитых странах выступает возрастание количества бездетных и однодетных семей (при вступлении в брак, супругами зачастую принимается решение не заводить детей сразу, отдавая предпочтение получению образования, построения карьеры и прочих паттернов).

Возрастные критерии отражают показатели распределения власти у супругов. В данном отношении принято выделять следующие типы внутрисемейных отношений:

Показатель ролевого распределения. Согласно опыту развития отношений в семье и браке большинства стран индустриального типа, выявлено, что с увеличением показателей демократичности в отношениях между членами нуклеарных семей, представленный паттерн занимает лидирующую позицию. Представленный факт широко освещен теорией разделения супружеских ролей.

Автором Толкоттом Парсонсом была выдвинута идея о том, что переход к современным семейным формам, распределение семейных обязанностей заменяется их обобщением. Вместе с тем, также, как и все функционалисты, его интерпретация полученной новой ситуации выражалась в следующем: семейные интересы, как целостная группа, способствуют целесообразности распределения между супругами тех функций, которые предопределяются различиями в биологическом строении разных полов.

Типы разделения супружеских ролей

Функционализм утверждает мысль роста равноправия мужчин и женщин, которое уже выходит за публично-правовые рамки и общественные отношения в сеть целостного внутрисемейного уклада. В контексте представленных паттернов, принято выделять несколько типов супружеской роли, среди которых: тип сегрегации (от латинского segregatio – отделение), совместный тип и симметричный тип.

Так, например, мужчинам нравится отдых в окружении своих друзей, проводить время за рыбалкой, охотой, выпивкой и прочем. В то же время, женщинам нравится заниматься преимущественно домашними делами, проводить время с матерями, а все контакты преимущественно завязаны на родительской семье.

В первом случае, например, если речь идет о финансах, традиционно вопросы решает единолично мужчина, в то время как воспитание детей, ремонт в квартире, либо крупные покупки – это совместная область, где вопросы решаются вместе с женой.

Совместный тип, в свою очередь, связывают с созданием полноценного семейного равноправия, при котором у супругов есть общие цели и интересы, данная модель подразумевает перераспределение внутрисемейных ролей на том основании, что как муж, так и жена работают не дома.

При этом, в свободное время они уделяют внимание друг-другу, решения, касающиеся всех членов семьи, в таких семьях принимаются совместно. Число домашних обязанностей мужа при этом значительно расширяется и также затрагивает сферу детского воспитания.

Значимым паттерном в перераспределении семейных ролей выступает уравновешивание социальной позиции мужчины и женщины. В результате повышения образовательного уровня, а также профессиональных компетенций, удельный вес женщины в условиях принятия решений значительно возрастает.

Данный паттерн особенно актуален для семей средних классов, в которых вследствие отдаления от родителей ориентация происходит на другие стандарты культуры, в которых предполагается наличие эгалитарности в отношениях людей, состоящий в браке.Также это может быть связано с наличием у женщины успешной профессиональной карьеры, в то время как муж может не иметь работы.

Исследователями семейных укладов неоднократно отмечается факт того, что в совместном типе разделения супружеских обязанностей присутствует переходность к новым формам организации семейного быта, при постепенном уходе от старых укладов. В данном случае, при уменьшении и упразднении мужской диктатуры в доме, происходит увеличение нагрузки на женщин за счет ее занятости как на работе, так и дома.

Сохранившееся как данность в различных вариациях условие разделения в семейных ролях выступает в качестве основания для выделения в контексте феминистических мыслей того паттерна, согласно которому женщина активно эксплуатируется мужчиной, в ситуации, когда феномен нуклеарных семей отражает акт закрепления социальных форм неравенства для женского положения в обществе.

При симметричном типе разделения супружеских ролей, происходит еще большая закрытость семьи от внешнего воздействия, совместно с наличием формирования в семье собственных укладов. Характеристика представленного типа может выражаться в следующих факторах:

В настоящее время муж наравне с женой разделяет домашние обязанности и связанную с ней ответственность. Данный факт законодательно отражается во многих индустриальных развитых странах, в которых государство, предоставляя оплачиваемые отпуска по уходу за детьми, предоставляет выбор для его реализации для каждого из родителей.

Отношения, которые возникают у членов семьи касательно того, какие модели ролевого поведения от них будут ожидать, совместно с практическим следованием этим ролевым обязанностям, могут быть описаны в двух формах:

  1. Форма ролевого согласия, возникающая в ситуации взаимодополнения и совместного исполнения принятых на себя в добровольном порядке ролей, и, вследствие взаимного согласия касательно данных требований, которые предъявляются как общественностью, так и супругом.
  2. Ролевой конфликт, который имеет три вида выражения:

Конфликт ролевого образа. Один, либо несколько членов семьи имеет не верные представления о своих обязанностях, которые необходимо реализовывать в семейной жизни, совместно с зоной ответственности; также происходит формирование неадекватного образа необходимых поведенческих паттернов, которые накладываются на деятельность всей семьи.

Результаты данного положения отражаются в несовпадении представлений о ролях, вследствие чего могут возникать конфликты.

Межролевой конфликт. Семейные противоречия порождаются формами ожиданий, в свою очередь обусловленные необходимостью в одновременном сочетании определенного количества противоречащих друг-другу ролей (например, сложные семьи, в которых родители одновременно реализуют детские роли в отношении старших поколений).

Внутриролевой конфликт. Для реализации одинаковой роли выдвигаются различные, противоречащие друг другу требования. Данная ситуация характерна для женщин, от которых ожидают сочетания занятости в общественных формах производства, совместно с традиционными ролями по обеспечению и ведению домашнего хозяйства.

Вместе с тем, ролевые конфликты представляют собой выражение обобщенных семейных конфликтов, возникающих вследствие формулирования семейных форм руководства, постановкой задач и целей для каждого из этапов семейной жизни, совместно с выстраиванием системы семейных ценностей, а также ее сопоставление с индивидуальными ценностными системами каждого из членов семьи.

Конфликты представленного типа воспринимаются и переживаются семье в качестве столкновения интересов, потребностей и целей.

Функциональные семьи

  • Раздельная и структурированная
  • Раздельная и гибкая
  • Объединенная и структурированная
  • Объединенная и гибкая

Полуфункциональные семьи:

  • Разобщенная и структурированная
  • Разобщенная и гибкая
  • Запутанная и структурированная
  • Запутанная и гибкая
  • Ригидная и раздельная
  • Ригидная и объединенная
  • Хаотичная и раздельная
  • Хаотичная и объединенная

Дисфункциональные семьи

  • Разобщенная и ригидная
  • Разобщенная и хаотичная
  • Запутанная и ригидная
  • Запутанная и хаотичная

Сплоченность семьи

Степень эмоциональной близости, наличие или отсутствие душевных, теплых эмоциональных отношений.

Разобщенная семья – члены семьи крайне эмоционально разделены, мало привязаны друг к другу и ведут себя несогласованно, неспособны оказывать поддержку друг другу и совместно решать жизненные проблемы. Изолируясь друг от друга, подчеркивая свою независимость, они скрывают свою неспособность устанавливать близкие взаимоотношения. При сближении с другими у них возрастает чувство тревоги.

Раздельная семья – характеризуется умеренной сплоченностью. В эмоциональных отношениях в семье присутствует некоторая раздельность, однако она не является такой крайней, как в разобщенной семье. Несмотря на то, что время, проводимое отдельно, для членов семьи более важно, семья способна собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу и принимать совместные решения. Интересы и друзья являются обычно разными, но существует и область, разделяемая с другими членами семьи.

Объединенная семья характеризуется высокой степенью эмоциональной близости, лояльностью во взаимоотношениях и определенной зависимостью членов семьи друг от друга. Члены семьи часто проводят время вместе, Это время для них важнее, чем время. Посвященное индивидуальным друзьям и интересам.Однако сплоченность в таких семьях не достигает степени запутанности, когда пресекаются всякие различия.

Запутанная семья для которой характерна чрезмерная эмоциональная близость (слияние) и лояльность, отсутствие личного пространства, независимости у членов семьи. Такие семьи и их члены являются слабодифференцированными.

Семейная гибкость

Возможности семейной системы к гибкому приспособлению, изменению при воздействии стрессоров, способность к решению жизненных задач, возникающих перед ней при движении по стадиям жизненного цикла.

Ригидная семья обладает низкой гибкостью и адаптивностью. Такая система не способна решать жизненные задачи, возникающие перед семьей при ее продвижении по стадиям жизненного цикла. Семья отказывается меняться и приспосабливаться к изменившейся ситуации (рождение, смерть членов семьи, взросление детей и отделение их от семьи, изменения в карьере, месте жительства и т.д.). Система часто становится ригидной, когда она чрезмерно иерархиизирована. То есть существует член семьи, который всем заведует и все контролирует. Переговоры по важным вопросам в такой семье ограничены, а большинство решений принимается лидером. В ригидной системе роли, как правило, строго распределены и правила взаимодействия остаются неизменными. Незначительность изменений в системе ведет к высокой предсказуемости и ригидности поведения ее членов.

Структурированная семья характеризуется умеренной гибкостью. Здесь присутствует некоторая степень демократического руководства, предполагающая переговоры по проблемам между членами семьи, включая мнение детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны, имеется возможность их обсуждения. Существуют определенные дисциплинарные правила.

Гибкая семья характеризуется умеренной гибкостью, демократическим стилем руководства. Переговоры ведутся открыто и активно, включая детей. Роли разделяются с другими членами семьи и меняются, когда это необходимо. Правила могут быть изменены и соотнесены с возрастом членов семьи. Иногда, правда, семье может не хватать лидерства, и члены семьи завязают в спорах друг с другом.

Хаотичная семья характеризуется высокой степенью непредсказуемости. Такое состояние система часто приобретает в момент кризиса, например, при рождении ребенка, разводе, потере источников дохода и т.д. Проблемным оно становится, если система застревает в нем надолго. Такой тип системы имеет неустойчивое и ограниченное руководство и испытывает недостаток лидерства. Решения являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного члена к другому.

Определение типа семьи и её гармоничности онлайн

Источник: Бебчук М.А., Рихмайер Е.А., Практическая психодиагностика семьи. Москва, 2012.

Читайте также: