Кто в древнем риме дал плебеям гражданские права

Обновлено: 17.05.2024

СОДЕРЖАНИЕ

Этимология

Точное происхождение группы и этого термина неясно, но может быть связано с греческим словом plēthos , что означает массы. Затем этот термин стал более широко применяться во время Конфликта Орденов , борьбы за политические права между плебеями и патрициями. К 287 г. до н.э. плебеи устранили свои политические недостатки по сравнению с патрициями. В более поздней республике этот термин вместо этого относился к гражданам с более низким социально-экономическим статусом, а в ранней империи относился к неаристократам (не сенаторам или наездникам ).

На латыни слово плебс - это собирательное существительное единственного числа , а его родительный падеж - плебис . Плебеи не были монолитным социальным классом. Тех, кто проживал в городе и принадлежал к 4 городским племенам, иногда называют плебс урбана , в то время как тех, кто жил в деревне и входил в 31 меньшее сельское племя, иногда выделяют с помощью ярлыка plebs rustica . ( Список римских племен )

В Древнем Риме

Историк 19-го века Бартольд Георг Нибур считал, что плебеи начали появляться в Риме во время правления Анкуса Марция и, возможно, были иностранцами из других частей Италии, поселившимися в Риме как натурализованные граждане. В любом случае, в начале Римской республики патриции обладали почти монополией на политические и социальные институты. Плебеи были исключены из магистратур и религиозных колледжей , и им не разрешалось знать законы, по которым они управлялись. Плебеи служили в армии, но редко становились военачальниками.

Конфликт заказов

Благородные плебеи

Завершение плебейской политической эмансипации основало республику, в которой доминировали нобилеи , которые определялись не по касте или наследственности, а по их вступлению на высокие государственные посты, избранным как из патрицианских, так и из плебейских семей. В этом классе людей было существенное сближение со сложной культурой сохранения памяти и празднования своих политических достижений и достижений своих предков. Эта культура также в значительной степени сосредоточена на достижениях с точки зрения войны и личных заслуг.

Человек, ставший nobilis путем избрания в консульство, был novus homo (новый человек). Марий и Цицерон являются яркими примерами novi homines (новых людей) в поздней республике, когда многие из самых богатых и влиятельных людей Рима, такие как Лукулл , Марк Красс и Помпей, были плебейскими дворянами.

Более поздняя история

В более поздней республике этот термин потерял свое указание на социальный порядок или формальный наследственный класс, вместо этого он стал использоваться для обозначения граждан с более низким социально-экономическим статусом. В ранней империи это слово использовалось для обозначения людей, которые не были сенаторами (империи или местных муниципалитетов) или всадниками .

Жизнь

Детство и образование

Средний плебей не попал в богатую семью; Политически активные нобили в целом составляли очень небольшую часть всего населения. Ожидалось, что средний плебейский ребенок начнет работать в молодом возрасте. Плебеи обычно принадлежали к более низкому социально-экономическому классу, чем их патрицианские коллеги, но в конце республики также были бедные патриции и богатые плебеи.

Образование ограничивалось тем, чему их учили родители, а именно обучению основам письма, чтения и математики. Более состоятельные плебеи могли отправлять своих детей в школы или нанимать репетиторов.

Жилые помещения


Плебеи в Древнем Риме жили в зданиях, называемых островками , многоквартирных домах, в которых жили многие семьи. В этих квартирах обычно не было водопровода и тепла. Не все плебеи жили в этих убогих условиях, поскольку некоторые более обеспеченные плебеи могли жить в частных домах, называемых домусами .

Наряд

Плебейские мужчины носили тунику с поясом на талии, а женщины - длинное платье, называемое столой .

Питание

Производные

Военные академии США


британская империя

В британской, ирландский , австралийский , Новой Зеландии и Южно - Африканской английском языке , на задней пластового плебей , наряду с недавно полученной прилагательного форме plebby , используется как уничижительный термин для кого - то считается неискушенный или некультурным.

В популярной культуре

Британский комедийный сериал Plebs с 2013 года комично следит за плебеями Древнего Рима.

Следовательно, первоначально плебеи не входили в состав народа, состоявшего из патрициев и клиентов.

Отличительная особенность плебеев заключалась в отсутствии у них религии, даже семейной. По этому признаку мы узнаем плебея и отличаем его от клиента. Клиент был, по крайней мере, приобщен к культу патрона, являлся членом его семьи и его рода. У плебея на начальном периоде не было культа, и он ничего не знал о священной семье.

То, что нам уже известно о древней религии, объясняет появление этого класса. Древняя религия, появившись в семье, так и оставалась в пределах семьи. Каждая семья была вынуждена создавать свои верования, своих богов и свой культ. Но, возможно, в те столь далекие от нас времена многим семья не хватало умственных способностей на то, чтобы создать собственных богов, установить культ, придумать гимны. Понятно, что такие семьи занимали более низкое положение по сравнению с теми, у которых была своя религия. Случалось, что семьи, имевшие домашний культ, со временем утрачивали его, или по небрежности, предав забвению обряды, или в связи с совершенным преступлением, которое повлекло за собой запрещение приближаться к семейному очагу и продолжать культ. Наконец, случалось и так, что клиенты из-за грубого обращения или по какой-то другой причине уходили из семьи патрона и отказывались от его религии. Кроме того, сын, рожденный от брака, совершенного без надлежащего соблюдения обрядов, считался незаконнорожденным, как и сын, рожденный вне брака; для них не существовало домашней религии. Все эти люди, по той или иной причине лишившиеся семьи, попали в класс людей, не имевших священного очага, то есть стали плебеями.

Этот класс мы находим почти во всех древних городах, но отделенный от остального населения границей. Первоначально греческий город состоял из двух частей; одна часть, собственно город, обычно возводилась на вершине холма; этот город основывали с соблюдением религиозных обрядов; в нем находилось святилище городских богов. У подножия холма были дома, построенные без совершения религиозных церемоний и без священной ограды. Это были дома плебеев, которые не могли жить в священном городе.

В Риме было огромное различие между этими двумя классами, теми, кто жил на вершине холма, и теми, кто жил у подножия. Патриции и их клиенты жили в городе, который основал Ромул на Палатинском холме с соблюдением священных обрядов. Плебеи жили на огороженной территории на склоне Капитолийского холма, где Ромул позволил поселиться не имевшим семьи и очага людям, которых не хотел впускать в свой священный город. Позже, когда в Рим пришли новые плебеи, их поселили на Авентинском холме, то есть вне священного города, вне pomcerium – сакральной границы.

Характеризуя плебеев, достаточно сказать, что это люди, у которых не было очага и, по крайней мере вначале, не было домашнего алтаря. Противники всегда упрекали их в отсутствии предков, а раз нет предков, считали они, то нет культа предков и семейной могилы. У них не было отца – pater, то есть им бессмысленно искать в восходящем ряду предка, который был бы религиозным главой семьи. У них не было семьи – gentem non habent, точнее сказать, у них была только обычная семья, но не было той семьи, которую создала религия.

Для них не существует права собственности, поскольку вся собственность основана и освящена очагом, могилой предков, термами, то есть всеми составляющими домашнего культа. Если плебей и владел землей, то это не священная, а обычная земля, не имевшая священных границ. Но мог ли он владеть землей в древние времена? Нам известно, что в Риме никто не имел права быть собственником, если не являлся гражданином, а плебей на начальном этапе существования Рима гражданином не был. Согласно законодателю, собственником можно быть только по праву квиритов, а плебеи поначалу не были квиритами, то есть полноправными римскими гражданами. Завоеванные, лежавшие за пределами Рима земли, ager Romanus, были разделены между трибами, куриями и родами. Следовательно, плебеи, не принадлежавшие ни к одной из этих групп, не принимали участия в разделе земли. Плебеи, не имевшие религии, не владели тем, что давало возможность сделать участок земли своей собственностью. Известно, что они долго жили на Авентинском холме и строили там дома, и только по истечении трех веков, после упорной борьбы они, наконец, добились того, что получили право собственности на эту землю.

Плебеи не имели политических прав. Сначала они не были гражданами, и ни один из них не мог быть магистратом. В Риме на протяжении двух столетий не было никаких других собрания, кроме собраний курий, а плебеи не были членами курий. Плебеи не входили даже в состав войска, пока его комплектованием занимались курии.

Но самым основным, что отделяло плебея от патриция, было то, что плебей не принимал участия в религии города. Он не мог занимать ни одной священной должности. Можно предположить, что на самой ранней стадии ему даже запрещалось молиться, поскольку религия не позволяла посвящать его в священные обряды. То же самое было в Индии, где шудры не имели права участвовать в отправлении культов и жертвоприношениях богам (совершать домашние жертвоприношения и обряд поминовения предков шудрам разрешалось). Плебей был чужеземцем, и, следовательно, только одно его присутствие оскверняло церемонию жертвоприношения. Его отвергали боги. Религия установила между плебеем и патрицием максимально возможное расстояние. Плебеи были презираемым классом, находившимся в унизительном положении, вне религии, вне законов, вне общества и вне семьи. Патриций мог сравнить такое положение только с положением животных – more ferarum (подобно животным). Общение с плебеем оскверняет. Децемвиры забыли в первые десять таблиц внести пункт о запрещении брака между патрициями и плебеями. Все дело в том, что первые децемвиры были патрициями, и ни одному из них даже не могла прийти в голову мысль о возможности подобного брака.

Теперь мы знаем, какой в первое время была классовая система в городах. На верхней ступени находилась аристократия, главы семей, на официальном языке именуемые patres. Ниже располагались младшие линии семей, еще ниже клиенты и, наконец, самую низшую ступень занимали плебеи.

Однако изменениям подвергаются все социальные системы. Эта система изначально имела в себе болезнетворный микроб, приводящий к смерти; этим микробом было слишком большое неравенство между людьми. Слишком многие, лишенные каких-либо привилегий люди были заинтересованы в уничтожении этой общественной системы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава шестая. Как относится седьмая глава послания к Римлянам к восьмой главе

Глава шестая. Как относится седьмая глава послания к Римлянам к восьмой главе В сущности основная тема седьмой главы послания к Римлянам выражена окончательно в Рим.7,6, а именно окончательное освобождение от закона, чтобы всецело отдаться Иисусу Христу. Но промежуточные

Глава 5

Глава 5 Свиток и Ягнёнок 1 Потом я увидел в правой руке Сидящего на троне свиток, исписанный с обеих сторон и запечатанный семью печатями. 2 Я увидел могучего ангела, который громко спрашивал:— Кто достоин снять печати и раскрыть свиток?3 Но никто ни на небе, ни на земле, ни

Глава 6

Глава 6 Снятие первых шести печатей 1 Я видел, как Ягнёнок открыл первую из семи печатей, и затем услышал, как одно из четырёх живых существ сказало громоподобным голосом:— Подойди!2 Я посмотрел и увидел белого коня. На нём сидел вооружённый луком всадник, которому был дан

Глава 7

Глава 7 Сто сорок четыре тысячи человек, отмеченных печатью Всевышнего 1 Потом я увидел четырёх ангелов: они стояли на четырёх углах земли и удерживали четыре ветра земли, чтобы те не дули ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. 2 Я увидел ещё одного ангела: он поднимался

Глава 8

Глава 8 Снятие седьмой печати 1 Когда Ягнёнок снял седьмую печать, на небесах примерно на полчаса наступило молчание. 2 Я увидел семь ангелов, стоящих перед Всевышним, им были даны семь труб. 3 Потом подошёл ещё один ангел, державший золотой сосуд для возжигания благовоний,

Глава 9

Глава 9 1 Затрубил пятый ангел, и я увидел звезду, упавшую с неба на землю. Звезде был дан ключ от колодца бездны. 2 Когда звезда открыла колодец бездны, оттуда поднялся дым, как из огромной печи. От дыма из колодца потемнели даже солнце и небо. 3 Из дыма вышла на землю саранча, a

Глава 10

Глава 10 Ангел со свитком 1 Затем я увидел другого могучего ангела, спускающегося с небес. Он был окутан облаком, и над его головой сияла радуга. Его лицо было как солнце, а ноги — как огненные столбы. a 2 Ангел держал в руке маленький развёрнутый свиток. Он поставил правую

Глава 11

Глава 11 Два свидетеля 1 Мне была дана трость для измерений, наподобие посоха, и сказано:— Встань и измерь ею храм Всевышнего, жертвенник, и посчитай тех, кто пришёл туда на поклонение. 2 Но внешний двор храма не включай и не измеряй, потому что он отдан язычникам, они будут

Глава 12

Глава 12 Женщина и дракон 1 На небе появилось поразительное знамение — женщина, одетая в солнце, у которой под ногами была луна, а на голове — венец из двенадцати звёзд. a 2 Она была беременна и кричала от боли, потому что у неё начались родовые схватки.3 Потом на небе

Глава 13

Глава 13 1 И вот дракон встал на берегу моря.

Глава 14

Глава 14 Новая песнь на горе Сион 1 Я посмотрел и увидел Ягнёнка. Он стоял на горе Сион, и с Ним было сто сорок четыре тысячи человек, у которых на лбу было написано имя Ягнёнка и имя Его Отца. 2 Я слышал шум с небес, он напоминал одновременно шум могучих вод, раскаты сильного

7. Но Господь Бог так говорит·, это не состоится и не сбудется; 8. ибо глава Сирии — Дамаск, и глава Дамаска — Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; 9. и глава Ефрема — Самария, и глава Самарии — сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.

7. Но Господь Бог так говорит·, это не состоится и не сбудется; 8. ибо глава Сирии — Дамаск, и глава Дамаска — Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; 9. и глава Ефрема — Самария, и глава Самарии — сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не

Для получения дополнительной информации о том, как плебеи вписываются в социальные классы в Древнем Риме, см. Социальный класс в Древнем Риме .

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 В Древнем Риме
    • 1.1 Благородные плебеи
    • 2.1 Первое отделение (494 г. до н.э.)
    • 2.2 Второй Сецессион (449 г. до н.э.)
    • 2.3 Третий Сецессион
    • 2.4 Пятый Сецессион (287 г. до н. Э.)
    • 3.1 Детство и образование
    • 3.2 Жилые помещения
    • 3.3 Одежда
    • 3.4 Питание
    • 4,1 военные академии США
    • 4,2 Британская империя

    На латыни слово плебс - это собирательное существительное единственного числа , а его родительный падеж - плебис . Плебеи не были монолитным социальным классом. Тех, кто проживал в городе и принадлежал к 4 городским племенам, иногда называют плебсом урбаном , а тех, кто жил в деревне и входил в 31 меньшее сельское племя, иногда выделяют с помощью ярлыка plebs rustica . [2] ( Список римских племен )

    Историк 19-го века Бартольд Георг Нибур считал, что плебеи начали появляться в Риме во время правления Анкуса Марция и, возможно, были иностранцами из других частей Италии, поселившимися в Риме как натурализованные граждане. В любом случае, в начале Римской республики патриции обладали почти монополией на политические и социальные институты. Плебеи были исключены из магистратуры и религиозных колледжей , и им не разрешалось знать законы, по которым они управлялись. Плебеи служили в армии, но редко становились военачальниками.

    В 494 г. до н.э. плебеи решили, что пришло время восстать против патрициев в пацифистской манере. Эта борьба была известна как Конфликт приказов. Этот конфликт длился около 200 лет и окончательно прекратился в 287 г. до н. Э. Несмотря на то, что конфликт закончился, многие проблемы продолжали возникать из-за вражды между плебеями и патрициями. До этой борьбы патриции контролировали практически любую власть, плебеи и рабы не имели статус-кво, плебеи решили протестовать против своих прав, пройдя через серию сецессий, известных как secessio plebis (сецессия плебеев).

    Из-за увеличения налога на рабочий класс без каких-либо выгод от этого плебеи решили объявить забастовку и бежать в Монс Сасер . Плебс учредил свое собственное собрание, известное как Совет плебса , из которого были избраны 10 плебейских трибунов. Их работа заключалась в защите интересов плебса от патрицианских чиновников. [10]

    Патриции были единственными, кому разрешалось толковать раннее римское право; многие неписаные законы были известны больше как традиции из-за того, что не были официально закреплены. В децемвирах ведали сочинял новые законы , которые не показывают большее значение для плебеев , но также доступны для широкой публики. Окончательный состав законов будет известен как Закон двенадцати таблиц . [10]

    Гай Канулей предложил закон (закон Канулея ), который давал плебеям и патрициям право вступать в брак. [10]

    Окончательное отделение привело к принятию нового закона, который действительно принесет некоторую форму равенства между плебеями и патрициями на политических должностях. Был принят новый закон, известный как закон Гортенса , который запретил сенатское вето плебейского совета. [11] Это положило конец аристократическим офисам, основанным на богатстве. Рим начинал становиться больше похожим на демократию.

    Детство плебеев сильно отличалось от детства их патрициев, поскольку ожидалось, что они войдут в рабочую силу в гораздо более раннем возрасте. Плебеи обычно принадлежали к более низкому социально-экономическому классу, чем их патрицианские коллеги, и поэтому у них было не так много домашней прислуги. В результате плебейские дети были ответственны за ведение домашнего хозяйства и уход за своими стареющими родителями.

    Образование ограничивалось тем, чему их учили родители, а именно обучению основам письма, чтения и математики. Более состоятельные плебеи могли отправлять своих детей в школы или нанимать репетиторов. [12]

    Плебеи в Древнем Риме жили в зданиях, называемых островками , многоквартирных домах, в которых жили многие семьи. В этих квартирах обычно не было водопровода и тепла. Не все плебеи жили в этих убогих условиях, поскольку некоторые более обеспеченные плебеи могли жить в частных домах, называемых домусами . [12]

    Плебейские мужчины носили тунику с поясом на талии, а женщины - длинное платье, называемое столой . [12]

    В армии США, плебеи являются новичками на Военной академии США , Военно - морской академии США , Valley Forge Военной академии и колледжа , в морской военной академии , в США Merchant морской академии , Грузии военное училище , а в Калифорнии морской академии . Этот термин также используется для новых курсантов Филиппинской военной академии .

    В британской, ирландский , австралийский , Новой Зеландии и Южно - Африканской английском языке , на задней пластового плебей , наряду с недавно полученной прилагательного формы plebby , [13] используется как уничижительный термин для кого - то считается неискушенный или некультурным. [14]

    Британский комедийный сериал Plebs с 2013 года комично следит за плебеями Древнего Рима. [15]

    § 2. Древ­ней­ший обще­ст­вен­ный строй. Gen­tes, cu­riae. — Пат­ри­ции, кли­ен­ты, пле­беи

    Пол­но­прав­ные граж­дане, пат­ри­ции, и их орга­ни­за­ция: gen­tes, fa­mi­liae, cu­riae

    Древ­ней­ший исто­ри­че­ски извест­ный обще­ст­вен­ный строй у всех арий­цев поко­ит­ся на родо­вом прин­ци­пе. В сво­ем тео­ре­ти­че­ски чистом виде родо­вой прин­цип заклю­ча­ет­ся в том, что род, т. е. есте­ствен­но раз­рос­ший­ся союз семейств, про­ис­шед­ших в более или менее отда­лен­ном про­шлом от одно­го обще­го родо­на­чаль­ни­ка, явля­ет­ся ни от какой вла­сти не зави­ся­щим, само­до­вле­ю­щим и само­управ­ля­ю­щим­ся (суве­рен­ным) целым. В про­цес­се исто­ри­че­ской эво­лю­ции, одна­ко, уже очень рано воз­ни­ка­ет и орга­ни­за­ция над­ро­до­вая. Путем ли доб­ро­воль­но­го соеди­не­ния несколь­ких родов для луч­шей защи­ты или путем под­чи­не­ния одних родов дру­ги­ми, — во вся­ком слу­чае, роды ока­зы­ва­ют­ся вклю­чен­ны­ми в неко­то­рый более обшир­ный союз, сто­я­щий над ними. Так воз­ни­ка­ет при­ми­тив­ное государ­ство, сна­ча­ла еще очень непроч­ное и сла­бое, но потом все более и более креп­ну­щее и уси­ли­ваю­ще­е­ся. По мере же того, как государ­ст­вен­ная орга­ни­за­ция крепнет и рас­ши­ря­ет­ся, зна­че­ние родов и родо­вой свя­зи мало-пома­лу ослаб­ля­ет­ся и сво­дит­ся к едва замет­ным пере­жи­ва­ни­ям.

    Что каса­ет­ся Рима, то уже в древ­ней­шую эпо­ху его исто­рии мы не нахо­дим в нем чисто­го родо­во­го строя, т. е. строя, в кото­ром с. 31 роды были бы суве­рен­ны, неза­ви­си­мы от какой бы то ни было выс­шей орга­ни­за­ции. Уже на поро­ге сво­ей 16 исто­рии Рим явля­ет­ся общи­ной — ci­vi­tas — и даже, как мы виде­ли, слож­ной общи­ной. Тем не менее следы недав­не­го родо­во­го строя еще очень мно­го­чис­лен­ны.

    Менее все­го этих сле­дов в обла­сти поли­ти­че­ских отно­ше­ний. Прав­да, рим­ская тра­ди­ция повест­ву­ет, что все рим­ское обще­ство того вре­ме­ни дели­лось на 3 три­бы, 30 курий и 300 родов (gen­tes). Это мате­ма­ти­че­ски пра­виль­ное деле­ние в свя­зи с изве­сти­ем, что чис­ло сена­то­ров рав­ня­лось так­же 300, мог­ло наве­сти на мысль, что род (gens) пред­став­ля­ет в этой систе­ме уже союз не есте­ствен­но сло­жив­ший­ся, а искус­ст­вен­ный и поли­ти­че­ский (тако­ва мысль Нибу­ра). Эта мысль, одна­ко, в насто­я­щее вре­мя отвер­га­ет­ся: род как тако­вой в поли­ти­че­ской жиз­ни ника­кой роли не игра­ет. Един­ст­вен­ное, что мож­но с боль­шею или мень­шею сте­пе­нью веро­ят­но­сти выве­сти из при­веден­но­го пре­да­ния, это то, что древ­ней­ший сенат пред­став­лял из себя совет родо­вых ста­рей­шин, что в состав его вхо­ди­ли сами собой пред­ста­ви­те­ли всех корен­ных родов Рима.

    Напро­тив, в дру­гих отно­ше­ни­ях зна­че­ние рода еще вели­ко 1 . Так, преж­де все­го, род сохра­ня­ет все свое зна­че­ние как союз рели­ги­оз­ный: чле­ны рода — gen­ti­les — свя­за­ны един­ст­вом рели­ги­оз­но­го куль­та (sac­ra gen­ti­li­cia). В свя­зи с этим нахо­дит­ся мораль­ный кон­троль рода над сво­и­ми сочле­на­ми: род блюдет за чистотой нра­вов, может изда­вать отно­ся­щи­е­ся сюда поста­нов­ле­ния (dec­re­ta gen­ti­li­cia), нала­гать на про­ви­нив­ших­ся сочле­нов те или дру­гие нака­за­ния вплоть до пол­но­го отлу­че­ния и т. д.

    В обла­сти граж­дан­ских, иму­ще­ст­вен­ных отно­ше­ний в более древ­нее вре­мя, по-види­мо­му, суще­ст­во­ва­ла родо­вая общ­ность иму­ществ, по край­ней мере, недви­жи­мых, общ­ность земле­вла­де­ния 2 . В исто­ри­че­скую эпо­ху, одна­ко, этой общ­но­сти в чистом виде мы уже не нахо­дим. Она уже раз­ло­жи­лась на соб­ст­вен­ность семей­ную (соб­ст­вен­ность отдель­ных семейств), оста­вив лишь следы сво­его преж­не­го суще­ст­во­ва­ния в пра­ве родо­во­го насле­до­ва­ния и пра­ве родо­вой опе­ки. По зако­нам XII таб­лиц, если умер­ший не с. 32 оста­вил род­ст­вен­ни­ков, инди­виду­аль­ное род­ство кото­рых мож­но дока­зать, — т. н. агна­тов, — то наслед­ство и опе­ка пере­хо­дят в род, к gen­ti­les, т. е. к лицам, при­над­ле­жа­щим к одно­му роду с покой­ным и нося­щим общее с ним no­men gen­ti­li­cium 3 .

    Кро­ме рас­смот­рен­ных триб и родов, в древ­ней­шей орга­ни­за­ции рим­ско­го обще­ства извест­ную роль игра­ют курии (cu­riae): соглас­но пре­да­нию, они явля­ют­ся неко­то­рым посред­ст­ву­ю­щим зве­ном меж­ду три­ба­ми и рода­ми: в каж­дой три­бе 10 курий (все­го, таким обра­зом, 30), в каж­дой курии 10 родов. Но что такое курия и како­во ее про­ис­хож­де­ние, вопрос так­же чрез­вы­чай­но спор­ный. Одни (напр., Кюк) усмат­ри­ва­ют в кури­ях сою­зы pri­ma fa­cie рели­ги­оз­ные — нечто вро­де при­хо­дов; дру­гие (напр., де Санк­тис) — сою­зы семейств для луч­шей защи­ты, напо­до­бие гре­че­ских фра­трий, и т. д.

    В силу сов­па­де­ния вой­ска и народ­но­го собра­ния, курия в то же вре­мя игра­ет роль еди­ни­цы поли­ти­че­ской; а в силу того, что общие инте­ре­сы мог­ли вызы­вать и необ­хо­ди­мость общих жерт­во­при­но­ше­ний, курия при­об­ре­ла харак­тер и еди­ни­цы сакраль­ной. Одна­ко, нахо­ди­лось ли общее чис­ло курий (30) в том циф­ро­вом соот­но­ше­нии к три­бам и родам, о каком нам повест­ву­ет пре­да­ние, — это долж­но быть при­зна­но сомни­тель­ным. Веро­ят­нее, что оно с. 34 пред­став­ля­ет собою позд­ней­шее измыш­ле­ние, попыт­ку соеди­нить в одном объ­яс­не­нии чис­ла 3 (три­бы), 30 (курий) и 300 (древ­ней­шее исто­ри­че­ски извест­ное чис­ло сена­то­ров, кото­рые в древ­но­сти мыс­ли­лись как пред­ста­ви­те­ли родов).

    Fa­mi­liae, gen­tes, cu­riae явля­ют­ся, таким обра­зом, основ­ны­ми, кра­е­уголь­ны­ми кам­ня­ми рим­ско­го обще­ст­вен­но­го строя древ­ней­ше­го пери­о­да. Весь граж­дан­ский и поли­ти­че­ский меха­низм рас­счи­тан толь­ко на граж­дан, вхо­дя­щих в состав того или дру­го­го из родов и зачис­лен­ных в ту или дру­гую курию. Вне при­над­леж­но­сти к одно­му из родов нель­зя было быть граж­да­ни­ном пол­но­прав­ным. Поэто­му-то такие пол­но­прав­ные граж­дане назы­ва­ют­ся пат­ри­ци­я­ми, т. е. теми, qui pat­rem cie­re pos­sunt, кто может ука­зать сво­его отца, свой род. Сле­до­ва­тель­но, пат­ри­ции, по пер­во­на­чаль­ной идее сво­ей, отнюдь не явля­ют­ся клас­сом бога­чей или ари­сто­кра­тов; это имя обо­зна­ча­ет толь­ко корен­ных и пото­му пол­но­прав­ных оби­та­те­лей Рима.

    Непол­но­прав­ные граж­дане — кли­ен­ты и пле­беи: их юриди­че­ское поло­же­ние

    Рядом с эти­ми пол­но­прав­ны­ми граж­да­на­ми мы нахо­дим, одна­ко, и оби­та­те­лей непол­но­прав­ных. Тако­вы кли­ен­ты и пле­беи, юриди­че­ское поло­же­ние кото­рых раз­лич­но.

    Кли­ент нахо­дит­ся в лич­ной зави­си­мо­сти от како­го-нибудь патро­на из пат­ри­ци­ев. Он вхо­дит в состав семьи послед­не­го, обя­зан сле­до­вать за ним на вой­ну, ока­зы­вать ему мате­ри­аль­ную под­держ­ку и нема­те­ри­аль­ный пие­тет. С дру­гой сто­ро­ны, патрон обя­зан защи­щать кли­ен­та перед третьи­ми лица­ми, ибо кли­ент граж­дан­ской пра­во­спо­соб­но­сти не име­ет: он может при­об­ре­тать иму­ще­ства, всту­пать в дого­во­ры и т. д., но осу­ществлять свои пра­ва судеб­ным поряд­ком он не 19 может. Юриди­че­скую защи­ту он полу­ча­ет толь­ко через посред­ство патро­на.

    Совер­шен­но иным пред­став­ля­ет­ся поло­же­ние пле­бея. Пле­бей, не при­над­ле­жа ни к одно­му из пат­ри­ци­ан­ских семейств, явля­ет­ся, тем не менее, юриди­че­ски само­сто­я­тель­ным, хотя и непол­но­прав­ным. Он при­зна­ет­ся само­сто­я­тель­ным чле­ном граж­дан­ско­го обще­ства, и в обла­сти граж­дан­ских прав (по иму­ще­ству) он равен пат­ри­цию (име­ет т. н. jus com­mer­cii); толь­ко бра­ки меж­ду пат­ри­ци­я­ми и пле­бе­я­ми при­зна­ют­ся неза­кон­ны­ми (пле­беи не име­ют т. н. jus con­nu­bii). Частые жало­бы пле­бе­ев на то, что дол­го­вые обя­за­тель­ства пат­ри­ци­ям гне­тут их, пока­зы­ва­ют, что меж­ду пат­ри­ци­я­ми и пле­бе­я­ми мог­ли суще­ст­во­вать юриди­че­ские отно­ше­ния и что пле­беи мог­ли само­сто­я­тель­но, в сво­ем лице, искать и отве­чать на суде. Это послед­нее раз­ли­чие в осо­бен­но­сти суще­ст­вен­но.

    — вопрос об их про­ис­хож­де­нии

    Тако­во юриди­че­ское поло­же­ние кли­ен­тов и пле­бе­ев. Спра­ши­ва­ет­ся теперь, како­во же их исто­ри­че­ское про­ис­хож­де­ние?

    Ввиду это­го наи­бо­лее пра­виль­ным долж­но быть при­зна­но сле­дую­щее объ­яс­не­ние, кото­рое в общих чер­тах может быть назва­но и гос­под­ст­ву­ю­щим. Оно в осно­ве дано было уже Нибу­ром и разде­ля­ет­ся таки­ми уче­ны­ми, как Бек­кер, Швег­лер, Лан­ге, Мадвиг, Гер­цог и т. д.

    Про­ис­хож­де­ние пле­бе­ев так­же вер­нее все­го может быть отга­да­но на осно­ва­нии их юриди­че­ско­го поло­же­ния. Это были тоже пере­се­лен­цы в Рим, но, оче­вид­но, из таких общин и пле­мен, кото­рые поль­зо­ва­лись граж­дан­ско-пра­во­вой вза­им­но­стью. А тако­вы­ми, как мы зна­ем, явля­лись общи­ны Латин­ско­го Сою­за. Лати­ны не счи­та­лись за hos­tes; они и в Риме мог­ли при­об­ре­тать иму­ще­ство, заклю­чать с граж­да­на­ми сдел­ки и высту­пать от сво­его име­ни на суде, — име­ли пол­ное jus com­mer­cii. Поэто­му лати­ня­нин, пере­се­ля­ясь в Рим, не имел нуж­ды в hos­pi­tium; но, конеч­но, не при­над­ле­жа ни к одно­му из родов, вхо­дя­щих в состав курий и триб, он не имел ника­ких поли­ти­че­ских прав, — сло­вом, сра­зу ста­но­вил­ся в то поло­же­ние, кото­рое явля­ет­ся харак­тер­ным для пле­бе­ев. С ростом Рима коли­че­ство таких пере­се­лен­цев (ино­гда и недоб­ро­воль­ных) воз­рас­та­ло; они оста­ва­лись жить в Риме из поко­ле­ния в поко­ле­ние, и, таким обра­зом, рядом с сло­ем корен­ных Рим­лян и срав­ни­тель­но немно­го­чис­лен­ным клас­сом кли­ен­тов посте­пен­но нарас­тал слой ново­го насе­ле­ния, кото­рый и стал назы­вать­ся плеб­сом.

    Римская традиция сообщает о пяти сецессиях плебеев в 494, 449, 445, 342 и 287 гг. до н. э. Историки сомневаются, что первые сецессии плебеев не легенда и ставят под вопрос правильность традиционных дат.

    Таким же образом и плебеи пытались выйти из состава Римского государства. Для понимания происходившего нужно учитывать два обстоятельства.

    Первое: в VI-V вв. до н. э. плебеи были почти что другим народом, чем патриции. Афинские неграждане — метэки ничем не отличались от граждан по языку, религии и культуре. Они поклонялись тем же богам в тех же храмах, и пели те же песни.

    Сецессия плебеев. Рисунок 1849 года

    Плебеи не праздновали основание Города, они поклонялись троице богов плодородия: Церере, Либеру и Либере. И эта троица, и почитавшаяся на Авентинском холме Диана, покровительница лесов и зверей, — типичные общеиталийские божества. Им поклонялись в виде деревянных статуй.

    Будущая римская религия III-I веков до н. э. включила почитание человекоподобных божеств, но сохранила и возникшее при основании Рима, необычное для Древнего мира почитание невидимых бесплотных сил и духов, покровителей и абстрактных понятий. Только с этого времени можно говорить о едином римском народе.

    Второе: плебеев было очень много. Противостояние граждан и свободных неграждан существовало во всех античных полисах. Но в Афинах на 30-40 тысяч граждан приходилось не больше 10 тысяч неграждан-метэков.

    Метэки были лично свободны, но не могли ни говорить на народном собрании, ни занимать общественных должностей, ни вступать в законный брак с гражданками, ни владеть землей.

    Метэки обязаны были выбрать себе из граждан покровителя, который и был посредником между метэками и органами управления. За отсутствие покровителя метэки наказывались лишением имущества.

    Все как и у плебеев. Но, допустим, эти десять тысяч не захотели бы служить в афинской армии или захотели бы уйти и объявить о создании параллельного с Афинами государства.

    Афинскому государству это было бы весьма неприятно, но такие поступки не были бы для него смертельным ударом.

    А в Риме число плебеев и патрициев сначала было примерно одинаково, а потом плебеев стало даже больше. Их демонстративный уход означал раскол государства, его гибель. Патриции могли относиться к плебеям как им угодно, но договариваться с плебеями они были вынуждены. Тем более население Рима росло взрывообразно.

    Патриции не пускали к себе плебеев? Тем хуже для них, потому что в результате число плебеев росло, их община становилась еще значительнее. К началу V века до н. э. плебеи составляли основную часть римской армии.

    Плебеи требовали отмены долговой кабалы, права выбирать магистратов, получать землю с общественного поля. В 494 году до н. э. после очередного отказа сената удовлетворить их требования они ушли из Рима на Священную гору (Sacer mons) — одинокий крутой холм примерно в трех милях от Рима, на правом берегу речки Аньен при впадении ее в Тибр. По легенде, тут когда-то находилось этрусское святилище.

    Теперь плебеи заявляли, что хотят здесь основать свой новый город.

    Сенат вынужден был пойти на уступки: учредить новую магистратуру, народных трибунов. К 457 году до н. э. число народных трибунов возросло до десяти.

    Луций Сикций Дентат в изображении Бартоломео Пинелли (1781-1835)

    Законы 12 таблиц

    Плебеи считали, что, несмотря на учреждение должности трибунов, терпят произвол в судебных делах. Ведь консулы и назначаемые ими судьи судили по устному праву обычаев (обычному праву). Трактовать устный закон по своему произволу совсем нетрудно, и плебеи требовали введения в Риме письменного закона.

    Еще в 462 году до н. э. народный трибун Терентий Арса предложил в трибунских комициях выбрать комиссию из пяти человек для составления законов, ограничивающих власть магистратов, — своего рода конституции. Пусть патриции тоже выберут пять человек.

    Проект добрых десять лет отвергался народным собранием, а трибуны каждый год снова его вносили. В конце концов, вместо пяти членов комиссии решено было выбрать десять — причем все они были патрициями.

    В 453 году до н. э. сенат отправил в Афины и другие греческие города (в том числе в Южной Италии) трех послов, чтобы ознакомиться с местными греческими законами.

    В 451 году консулы сложили с себя власть и вместо них были избраны экстраординарные магистраты — децемвиры с консульской властью для написания законов (decemviri consulari imperio legibus scribundis).

    В течение года они составили десять таблиц с законами, которые принимали центуриатские комиции.

    Патриции были довольны работой децемвиров, а плебеи — нет. Настолько недовольны, что опять угрожали уйти на Священную гору и провозгласить там свое, отдельное от патрициев,государство.

    Тогда председатель в избирательных комициях Аппий Клавдий провел избрание новых децемвиров, чтобы добавить необходимые законы.

    Опыт новых децемвиров оказался удачен — децемвиры создали удобные для всех законы, прибавили к прежним десяти еще две таблицы.

    Одновременно этот опыт оказался очень опасным: ведь еще в первый год правления децемвиров важнейшие гарантии свободы — воззвание к народу и вмешательство трибунов — были на один год отменены.

    Но децемвиры первого года вели себя прилично. Они правили по очереди: каждый из них — один день, а назавтра его сменял другой. Именно децемвир, который сегодня исполнял роль консула, являлся на форум с символами полной консульской власти (imperium consulare), то есть с 12 ликторами. Действия любого из децемвиров, исполнявших обязанности консула, можно было оспорить у других же цемвиров.

    Децемвиры второго года в первый же день вступления в должность, в майские иды 450 до н. э., явились к народу все, окруженные 12-ю ликторами, и тут же все 12 правителей стали распоряжаться имуществом и жизнью граждан. На свои действия они не допускали апелляций!

    При этом они обижали не патрициев, а именно плебеев: отнимали их имущество, а при сопротивлении — казнили.

    Через год децемвиры не сложили с себя власти, а самовольно остались правителями. Правили они все более олигархически.

    Доспехи героя украшали 25 медалей-фалер. Он физически не смог бы носить все свои награды — 83 ожерелья, 160 памятных браслетов, 18 почетных копий.

    Занимать высокий чинов в войске плебей не мог, но трудно описать всю меру уважения к не очень молодому (54 года по одним данным, 64 — по другим) герою, особенно в среде плебеев. И вот теперь его предательски убили ударом в спину, во время разведывательной вылазки.

    Тогда же глава децемвирата, занимавший один и тот же пост в третий раз, Аппий Клавдий Красс, изнасиловал плебейскую девушку.

    И тогда плебеи опять удалились на Священную гору. Примирение между общинами состоялось на жестких условиях: отмена власти децемвиров и восстановления прежнего порядка.

    Новые консулы, Луций Валерий и Марк Гораций предложили, а центуриантные комиции приняли законы, по которым правление, подобное децемвиральному, никогда не может быть учреждено. А кто учредит или предложит подобное правление, находится вне закона, и может быть убит безнаказанно кем угодно. Низложенных децемвиров предали суду. Двое из них, Аппий Клавдий Красс и Оппий, покончили с собой, остальные удалились в изгнание.

    Но письменный закон появился!

    Законы 12 таблиц (Leges duodecim tabularum) были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме. Законы были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов.

    Знание их было обязательно для всякого римлянина. Законы 12 таблиц официально действовали до конца истории Западной Римской империи в конце V века от н. э. На Востоке они были отменены только законодательством византийского императора Юстиниана II в VI веке от н. э..

    Лисий. Рим, Капитолийский музей

    Важным завоеванием плебеев явилось ограничение ссудного процента до 1 унции на один фунт, или 8 и 1/3 процента в год.

    Интересная деталь: законы таблиц не знали тюрьмы как формы наказания. В частные тюрьмы ergastula или carceres rustici запирали мятежных или непослушных рабов на ночь. А днем эти рабы в цепях исполняли обычные работы.

    Государственная же тюрьма у древних римлян называлась карцер (carcer). Так называлась тюрьма в Риме, близ лестницы, поднимавшейся на Капитолий. По преданию, эту тюрьму рядом с храмом богини Согласия построил еще царь Анком Марций. Помещение состояло из ряда камер. Под высеченными в скале сводчатыми камерами без окон находились еще подземные камеры круглой формы со сводом — каменные мешки. С верхней комнатой они сообщались через проделанное в полу круглое отверстие.

    В верхней камере содержали преступников до суда, но заключение в тюрьму не считалось способом наказания, и суды его не назначали.

    Часть смертных казней совершалась публично — особенно в армии. Женщин и лиц высокого общественного положения казнили в тюрьме, не публично. Обычно их душили или спускали в нижнюю камеру и переставали кормить.

    Но римское право знало заключение должника в доме заимодавца. Такого частного заключенного можно было морить голодом, сажать на цепь (catenae), надевать ножные (compedes, pedicae) и ручные кандалы (manicae), цепи для одновременного связывания шеи и ног (nervi), кожаные ремни (boiae), деревянные колоды (columbaria).

    По законам 12 таблиц права заимодавцев обращать в рабство, сажать в частные тюрьмы, мучить должников ограничивались. Подробно описывалось, какой вес может быть у цепи, надевавшейся на шею должника, как именно можно его бить и так далее.

    Законы 12 таблиц на века определили развитие римского права. Они очень помогали объединению римского общества и экономически, и политически. А плебеи добивались все новых и новых уступок.

    В 449 году до н. э. те же консулы Валерий и Гораций, которые провели закон против децемвирата, провели в интересах плебеев еще три важных закона:

    • подтверждалась неприкосновенность личности народных трибунов;
    • право апелляции к народному собранию плебея, осужденного патрицианским магистратом на смерть или телесное наказание;
    • решения плебейских собраний получали силу закона, обязательного и для патрициев;

    Через пять лет, в 445 или в 444 году, закон Канулея признал законность браков плебеев с патрициями. Это открыло доступ плебеям к высшей магистратуре и в сенат.

    С 449 по 443 год консулов не выбирали. Вместо них правили военные трибуны с консульской властью, которых выбирали и патриции, и плебеи. В 443 году опять ввели выборы консулов, один из которых должен был быть плебеем. Но сенат тут же передал судебную власть преторам, а они избирались строго из патрициев. Тогда же, в 443 году до н. э. консулы лишились права распределять граждан по центуриям, это начали делать цензоры.

    Казнь Марка Манилия Капитолийского. Рисунок XIX века

    В 421 до н. э. плебеи получили право занимать должность квестора, хотя первый плебей-квестор появился лишь в 409 до н. э.

    В междуусобной борьбе приняли участие и легендарные герои того времени. Цинциннат бешено сопротивлялся предложению трибуна Терентия Арсы уравнять в правах плебеев и патрициев письменными законами. Во второй раз Цинциннат стал диктатором в 439 году до н. э. именно затем, чтобы подавить восстание плебеев.

    Имеет смысл рассказать о судьбе великого виртуоза судебной риторики Лисия. Он был современником этих событий в Риме, но жил в Афинах (443-380). Был он по происхождению метэком. После Пелопоннесской войны в Афинах пришла к власти олигархия. Убежденные сторонники демократии, Лисий и его брат, обречены на смерть. Брат погиб, а Лисий сумел бежать. Все свои деньги он отдал на покупку 200 щитов для ополчения и на оплату трех сотен наемников. Демократия побеждает, но Лисий до конца своих дней остается в Афинах метэком. И нищим — часть его состояния конфисковали в Афинах олигархи, а часть он сам отдал на борьбу с ними. И никто не помог. И никто не восстановил справедливость. Негражданин — что на него время терять. Лисий и стал писать судебные речи, чтобы хоть как-то прокормиться.

    В Риме судьба Лисия была бы совершенно иной. Это в Афинах богатый метэк, пытавшийся играть роль в политике, выглядел нахальным выскочкой.

    Галльское нашествие и проблема плебеев

    В 390 году, сразу после разгрома галлов, некоторая часть плебеев решила переселиться из опустошенного Рима в опустевшие Вейи, — тоже сецессия своего рода. Сам знаменитый Камилл убеждал плебеев не уходить, а принять самое активное участие в восстановлении разрушенного Рима. Камилл все время убеждал обе общины идти на взаимные уступки. В 385 г до н. э. выступление плебеев-должников возглавил патриций Марк Манлий Капитолийский. Патриции обвинили его в попытке восстановления царской власти. Легендарный герой был осужден и сброшен с Тарпейской скалы.

    По преданию, уже после его смерти, 10 лет спустя плебеи во главе с народными трибунами Секстием и Лицинием продолжали борьбу, и в 367 патриции были вынуждены уступить. По предложению Лициния и Секстия были приняты очень важные законы, которые удовлетворяли главные требования плебеев.

    Малоземельных римских граждан стали активнее выводить в колонии: ведь земельный фонд сразу же стал больше. С 334 по 287 годы до н. э. римляне основали 18 колоний — больше, чем за всю предшествующую историю Рима. Чисто плебейских колоний не делали, но аграрное напряжение сделалось намного слабее.

    • Плебеи требовали полной отмены (кассации) долгов. Добиться этого не удалось, но задолженность значительно уменьшили: уплаченные проценты высчитали из основной суммы долга, а оставшаяся часть выплачивалась на льготных условиях в течение трех лет.

    Многие освободись от долговой кабалы.

    • Третий закон окончательно упразднил должность военных трибунов с консульской властью. Вместо них стали избирать двух консулов, один из которых должен был быть обязательно плебеем.

    В 337 до н. э. плебеям стала доступна и должность претора.

    В 326 г. по закону трибуна Петелия римский гражданин отвечал за задолженность только своим имуществом. В рабов теперь можно было обращать преимущественно военнопленных, но не должников. И гарантии Законов 12 таблиц, что на должника не навесят цепь тяжелее установленного, теперь сделались не важны.

    Аппий Клавдий Цек, консул в 307 и 296 гг., цензор 312 года до н. э., знаменит в основном постройкой Аппиевой дороги и началом строительства акведуков. Но он же покровительствовал плебеям, которые занимались ремеслом и торговлей и не имели земельной собственности. По его предложению римские граждане, не имеющие земельной собственности, могли голосовать не только в городских территориальных округах, но и в более престижных сельских. Политическое влияние верхушки плебеев сразу же возросло.

    В 300 до н. э. по закону братьев Огульниев плебеи получили доступ в главные жреческие коллегии понтификов и авгуров.

    Последняя сецессия плебеев приходится на 289 год. После нее в 287 году до н. э. диктатор Квинт Гортензий принял закон, по которому решения трибунатных комиций автоматически получают силу закона, не нуждаясь в одобрении сената. Тем самым диктатор фактически уравнял правомочия плебейских народных собраний и центуриатных.

    С этого времени плебеи получили все политические права и были во всех отношениях равны с патрициями. Все магистратуры стали открыты для плебеев. Их борьба с патрициями завершилась в 287 до н. э.

    Потомки плебеев гордились своим происхождением ничуть не меньше патрициев, ведь плебеи к III-I вв. до н. э. оказывались такого же древнего происхождения.

    Прекращение борьбы плебеев и патрициев, слияние их в один слой вовсе не превратили историю Рима в идиллию. Они имели ряд непростых последствий.

    Во-первых, были ликвидированы остатки родового строя. Начали стремительно развиваться общественные отношения на основе частной собственности — то есть общество начало быстро раскалываться по имущественному принципу.

    Сословная борьба, раздиравшая и ослаблявшая изнутри Римское государство три века, затухает. Но на смену ей приходит новая сословная структура.

    Как и в Афинах, и в древнейшем Риме, сохраняется главное: частное положение определяет общественное положение. Не знатность и не положение в правящей иерархии определяют богатство, а богатство и личные качества определяют положение человека в правящей элите.

    Высшее сословие называется сенаторами, но это уже вовсе не члены собрания старейшин. Это люди, чье состояние превышает один миллион сестерциев. Сестерций, вошедший в обращение примерно в 269 г. до н. э., весил 1,136 грамма.

    То есть сенатор — владелец состояния стоимостью более 11 тонн 360 кг серебра.

    Второе сословие образовывали всадники, но они уже не имели ничего общего с владельцами лошадей, идущими в бой верхом. Это владельцы состояния стоимостью свыше 400 тысяч сестерциев, то есть более 4 тонн 400 кг серебра.

    Монета с изображением Аппия Клавдия

    Всадники традиционно были связаны не столько со средним землевладением, сколько с торговлей и коммерцией. Это были владельцы крупных мастерских, ростовщики, откупщики. Все прочие граждане Рима составляли плебс — это были свободные крестьяне, мелкие и средние ремесленники и торговцы. Все, чье имущество стоило меньше 4 тонн 400 кг серебра.

    Аппий Клавдий исходил из того, что цензор должен комплектовать сенат лучшими людьми по куриям — то есть возводить в сенат лучших людей всех сословий. А эти потомки рабов были добродетельны, богобоязненны, почитали родителей и предков, готовы были служить Риму и воевать в легионах.

    Справедливости ради, Аппия не раз обвиняли в том, что он хотел возвести вольноотпущенников в сенаторы далеко не бескорыстно — за деньги. В любом случае перед Римом замаячила перспектива: вместо собрания нобилитета, сенат мог превратиться в представительный орган всего римского народа, своего рода первобытный парламент. И тогда консулы 311 года Гай Юний Бубульк и Квинт Эмилий Барбула отказались признавать составленный им список сената. Они не допустят в сенат потомков рабов! Они созвали сенат в том составе, в каком он был до цензорства Аппия Клавдия.

    Эти цензоры были очень авторитетны и уважаемы, покрыты воинской славой. Они отстояли прежний способ формирования сената, но противостояние новой и старой знати — налицо.

    В 236 году до н. э. число римских граждан составило 127 тысяч человек — имелись в виду только взрослые мужчины.

    Нобилитет не составлял и 30 тысяч человек, включая представителей древних, но обедневших родов.

    В-третьих, отмена долговой кабалы усилила внешнюю агрессивность римского общества: оно стало больше нуждаться в рабах-иноплеменниках.

    Без внутренней сословной вражды Рим сделался более сильным и монолитным, что и помогло ему завершить объединение Италии.

    Читайте также: