Все виды учетов которые можно будет использовать при расследования указанного уголовного дела

Обновлено: 02.07.2024

Экспертно-криминалистические учёты ведутся в формах картотек и коллекций.

Картотеки и коллекции, создаваемые в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД (экспертно-криминалистические учеты), предназначены для обеспечения процесса раскрытия и расследования преступлений.

Учеты ведутся в форме картотек, состоящих из информационных карт, которые содержат систематизированную индивидуальную экспертно-криминалистическую информацию об объектах учета. Помимо информационных карт могут собираться и натурные объекты, которые направляются в экспертно-криминалистические подразделения на исследование, проверку и постановку на учет органами предварительного расследования либо по их поручению сотрудниками оперативного подразделения.

В экспертно-криминалистических подразделениях, в соответствии с приказом МВД России от 10.02.2006 № 70 функционируют следующие виды учетов:

  • следов рук; следов подошв обуви; следов орудий взлома; следов протекторов шин транспортных средств;
  • данных ДНК биологических объектов; микрообъектов;
  • самодельных взрывных устройств; самодельного огнестрельного оружия; пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий; контрольных пуль и гильз утраченного служебного, гражданского оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия;
  • поддельных денежных билетов, ценных бумаг и документов; поддельных монет;
  • субъективных портретов разыскиваемых лиц;
  • фонограмм речи (голоса) неустановленных лиц;
  • черепов неопознанных трупов.

В случае необходимости могут быть созданы и другие виды экспертно-криминалистических учетов.

Учет следов подошв обуви, орудий взлома, протекторов шин транспортных средств служит для установления следообразующего объекта (обуви, орудия взлома, транспортного средства), оставившего следы на месте происшествия, а также фактов оставления следов одним и тем же объектом при совершении разных преступлений. Учеты формируются из информационных карт установленного образца, на оборотной стороне которых размещаются фотоснимки объектов. Ведутся они на региональном и мест- ном уровнях.

Учет данных ДНК биологических объектов является достаточно новым видом учета и служит для установления лица, оставившего биологические следы на месте происшествия, фактов принадлежности биологических следов, изъятых по нескольким преступлениям, одному и тому же неустановленному лицу, а также для установления личности неопознанных трупов. Кроме того, данный учет позволяет устанавливать личности неопознанных трупов. Объекты учета — кровь, сперма, слюна, волосы, изъятые с мест преступлений, предусмотренных ст. 105, 111 и гл. 18 УК, образцы биологического материала неопознанных трупов. Учет формируется из информационных карт на федеральном и региональном уровнях.

Учет самодельных взрывных устройств. Данный учет служит для установления единого источника происхождения самодельных взрывных устройств по конструктивным и технологическим особенностям. Он формируется из информационных карт, к которым приобщаются натурные объекты — самодельные взрывные устройства (не содержащие взрывчатые вещества и взрывоопасные элементы), их элементы и части, оставшиеся после взрыва. Если натурные объекты содержат радиоэлектронику, учет ведется на федеральном уровне, в противном случае — на региональном.

Учет самодельного огнестрельного оружия создан для установления единого источника происхождения самодельного огнестрельного оружия (его отдельных частей, механизмов) по конструктивным и технологическим особенностям его изготовления. В качестве объектов выступает изготовленное полностью самодельным способом либо из заготовок и полуфабрикатов, а также переделанное огнестрельное оружие. На федеральном уровне учет представлен только информационными картами, в то время как региональные учеты формируются из информационных карт и натурных объектов.

Учет пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий и преступлений, служит для установления конкретного экземпляра оружия, применявшегося при совершении преступления, а также фактов применения одного и того же неустановленного экземпляра при совершении нескольких преступлений.

Учет формируется из обнаруженных в ходе раскрытия и расследования преступлений пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятых с мест преступлений, калибра не более 14,5 мм. Объектом учета выступают также экспериментальные пули и гильзы, полученные из изъятого, найденного, добровольно сданного нарезного огнестрельного оружия. На учитываемые объекты выставляется информационная карта установленного образца, к которой прилагаются натурные объекты.

Этот учет ведется на федеральном и региональном уровнях.

Учет контрольных пуль и гильз утраченного служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия. Данный учет предназначен для установления фактов использования утраченного (утерянного и похищенного) служебного, гражданского, боевого огнестрельного оружия при совершении преступлений. Учет формируется из информационных карт, к которым прилагаются контрольные пули и гильзы утраченного нарезного огнестрельного оружия, и ведется только на федеральном уровне.

Учет поддельных денежных билетов, монет, бланков ценных бумаг и документов служит для установления общности происхождения выявленных в ходе расследования поддельных денежных билетов и монет Банка России и валюты иностранных государств, ценных бумаг, документов по способу и технологии изготовления, а также для выявления лиц, занимающихся их изготовлением. Учет формируется на федеральном и региональном уровнях из информационных карт, на оборотной стороне которых размещаются фотоснимки полностью или частично под- дельных денежных билетов и металлических денег (монет) Банка России и иностранной валюты, ценных бумаг, а также поддельных документов федерального значения, выполненных полиграфическим способом. К информационным картам приобщаются натурные объекты.

Учет субъективных портретов разыскиваемых лиц создан для установления личности разыскиваемых лиц (в том числе преступников, скрывшихся с места преступления) по описанию их внешности, а также фактов совершения нескольких преступлений одним лицом. Объектом учета выступают субъективные портреты разыскиваемых лиц, изготовленные с помощью компьютерных программ и иных (неавтоматизированных) способов. Учет формируется из информационных карт, которые хранятся в электронном виде и на бумажных носителях. При этом на информационные карты помещаются субъективные изображения. Данный учет ведется на региональном и местном уровнях.

Краниологический учет (учет черепов неопознанных трупов) является относительно новым видом криминалистического учета и предназначен для установления личности неопознанных трупов по их черепам. Картотека формируется из информационных карт установленного образца, к которым приобщаются натурные объекты — черепа неопознанных трупов, фрагменты костей черепа, зубные протезы, мосты, коронки, представленные на исследование вместе с черепом. Натурные объекты хранятся в специально оборудованном хранилище. Учет ведется на региональном уровне.

Учет микрообъектов (микроволокон, частиц лакокрасочного покрытия, полимеров и металла) позволяет установить однородность происхождения микрообъектов, обнаруженных на местах происшествий по нескольким преступлениям и изъятых в качестве образцов у подозреваемых. Он формируется из информационных карт, к которым прилагаются образцы микрообъектов. Объектом учета являются микроволокна, частицы лакокрасочных покрытий и металла, изъятые с мест преступлений. Учет ведется по тяжким и особо тяжким преступлениям на региональном уровне.

Справочно-вспомогательные учеты

Справочно-вспомогательные учеты предназначены для информационного обеспечения правоохранительных органов с целью эффективного расследования преступлений и действуют в системе экспертно-криминалистических подразделений МВД, ГУВД, УВД и в Экспертно-криминалистическом центре МВД РФ. Они могут быть представлены как натурными объектами, так и копиями их отображений, в том числе в виде фотоснимков, видеозаписей, слепков, оттисков, описаний, а также другими источниками криминалистически значимой информации и выполняют роль вспомогательных банков данных. С их помощью можно получить информацию о вероятном происхождении объектов, месте и способе их изготовления, высказать суждение о групповых признаках (отнесение к определенным классам); они могут использоваться при проведении идентификационных исследований. К таким объектам относятся: огнестрельное и холодное оружие; боеприпасы и взрывные устройства; инструменты и другие распространенные предметы, используемые в качестве орудий взлома; наркотические и наиболее распространенные сильнодействующие лекарственные препараты; материалы и вещества (горюче-смазочные, взрывчатые, лакокрасочные); детали и части изделий (фарные рассеиватели, протекторы шин); образцы бумаги, клея, замков, пломб и т.д. Справочно-вспомогательные учеты подразделяются на обязательные, рекомендуемые и факультативные.

Обязательные учеты предусмотрены соответствующими ведомственными нормативными актами и обязательны для ведения всеми подразделениями органов внутренних дел. К их числу относятся коллекции: огнестрельного оружия и боеприпасов; инструментов и других распространенных предметов, используемых в качестве орудий взлома; наркотических и наиболее распространенных сильнодействующих лекарственных средств; изображений подошв и верха обуви, фарных рассеивателей, лако-красочных покрытий автомобиля, отпечатков протекторов шин.

Рекомендуемые учеты формируются на местах по инициативе самих органов внутренних дел. Это коллекции: пломб зарубежного производства; следов механической и термической резки металлов; замков; оттисков печатей и штампов; волокнистых материалов; волос животных; горюче-смазочных материалов; наркотиков кустарного изготовления и т.д.

Факультативными являются коллекции: холодного оружия; порохов и взрывчатых веществ; оттисков пуансонов, которыми выбиваются номера на двигателях автомашин; клеящих веществ; материалов письма, бумаги; акцизных марок и т.д.

Индивидуальные признаки, содержащиеся в коллекционных образцах, позволяют устанавливать ряд важных, особенно для целей розыска, опознания, производства судебной экспертизы, обстоятельств.

Так, например, коллекции следов орудий взлома позволяют выяснить: каким орудием мог быть оставлен след на месте происшествия; не оставлен ли этот след орудием конкретного вида; не оставлен ли след орудием, которое ранее применялось при совершении других преступлений.

Признаки изделий и инструментов, отобразившиеся в оттисках следов, изъятых с места происшествия, могут свидетельствовать о внешнем виде этих предметов, их конструктивных особенностях, что при наличии коллекций позволяет выявить и наглядно представить аналог орудия преступления или иных предметов.

Коллекции огнестрельного оружия и боеприпасов к нему дают возможность определять путем сравнения систему и модель представленного на исследование оружия. Кроме того, детали оружия из такой коллекции могут быть использованы при экспериментальной стрельбе из исследуемого оружия, если аналогичные детали в нем отсутствуют или неисправны.

Коллекции различных веществ и материалов используются для установления природы происхождения представленных объектов в процессе сравнительных исследований, а также позволяют классифицировать объекты по внешнему виду.

В целях организации эффективной работы старших следователей-криминалистов и следователей-криминалистов в установленной сфере деятельности и определения их компетенции в выполнении задач, стоящих перед Следственным комитетом Российской Федерации (далее - Следственный комитет), в соответствии с пунктом 40.1 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации", приказываю:

1. Старшим следователям-криминалистам и следователям-криминалистам подразделений центрального аппарата Следственного комитета, главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета (далее - следователи-криминалисты):

1.1. Осуществлять свою деятельность по следующим основным направлениям:

криминалистическое сопровождение производства предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности Следственного комитета;

производство предварительного расследования;

выполнение отдельных функций процессуального контроля;

дополнительная профессиональная подготовка сотрудников Следственного комитета по вопросам организации, тактики и методики расследования преступлений.

1.2. В сфере криминалистического сопровождения производства предварительного расследования осуществлять следующие полномочия:

1) обеспечивать надлежащее функционирование передвижных криминалистических лабораторий и эффективное использование технико-криминалистических средств;

2) применять при производстве следственных действий криминалистическую и специальную технику, средства аудиовизуальной фиксации, в том числе с целью отыскания орудий, следов преступления и других вещественных доказательств в различных средах;

3) участвовать в организации работы по назначению судебных экспертиз (подготовка материалов, необходимых для производства экспертиз; формулирование вопросов эксперту; выбор экспертного учреждения (эксперта); определение наиболее оптимального алгоритма исследования вещественных доказательств);

4) внедрять в следственную практику новые технико-криминалистические средства и программное обеспечение предварительного расследования, иные средства и методы криминалистики, а также положительный опыт расследования и раскрытия преступлений;

взаимодействовать в этой работе с научно-исследовательскими и судебно-экспертными учреждениями, криминалистическими подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

5) формировать федеральные и ведомственные учеты, базы данных криминалистической и иной информации о лицах, предметах и фактах, использовать банки данных федеральных органов исполнительной власти;

6) анализировать данные о потребности следственных органов Следственного комитета в криминалистической и специальной технике; формировать предложения по их приобретению и распределению;

7) анализировать практику и разрабатывать меры по совершенствованию:

работы аналитических групп следственных органов Следственного комитета по раскрытию преступлений прошлых лет;

практики выявления, раскрытия и расследования серийных преступлений;

использования федеральных и иных банков данных криминалистической информации при расследовании преступлений;

криминалистического сопровождения предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности и преступлениях террористического характера;

производства следователями следственных органов Следственного комитета первоначальных следственных действий по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях против личности;

организации надлежащего хранения вещественных доказательств по уголовным делам в соответствии с требованиями статей 81, 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

1.3. В сфере производства предварительного расследования на основании письменных поручений руководителей и заместителей руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета, руководителей и заместителей руководителей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений Следственного комитета (далее - следственные органы Следственного комитета), в подчинении которых они находятся, осуществлять следующие полномочия:

1) участвовать в производстве или проводить:

осмотр предметов и документов;

обыск и выемки с применением необходимой криминалистической техники;

проверку показаний на месте, следственный эксперимент;

изъятие образцов для сравнительного исследования;

2) участвовать по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях в производстве иных следственных и процессуальных действий (производить иные следственные и процессуальные действия) без принятия уголовного дела к своему производству, в том числе в составе следственных групп, создаваемых для предварительного следствия по сложным или большим по объему уголовным делам;

1.4. В сфере процессуального контроля на основании поручений руководителей следственных органов Следственного комитета, руководителей управлений криминалистики главных следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и отделов, входящих в состав этих управлений; руководителей отделов и отделений криминалистики следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов (за исключением руководителей и заместителей руководителей экспертно-криминалистических подразделений указанных следственных органов):

2) изучать уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, по которым лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, а также о нераскрытых преступлениях прошлых лет;

об отмене необоснованных решений о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, об отказе в возбуждении уголовного дела;

о даче письменных указаний о направлении расследования;

о производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий.

1.5. В сфере профессиональной подготовки сотрудников Следственного комитета по вопросам тактики и методики расследования преступлений:

1) проводить стажировку сотрудников, впервые назначенных на должность следователя и следователя-криминалиста, в том числе по проведению комплекса неотложных следственных действий (на базе учебных кабинетов криминалистики следственных органов Следственного комитета);

2) проводить обучение следователей, имеющих опыт практической работы, сотрудников подразделений процессуального контроля Следственного комитета по вопросам применения криминалистической техники, тактики производства отдельных следственных действий, методики расследования преступлений;

3) организовывать и проводить семинары-совещания, научно-практические конференции по вопросам расследования преступлений;

4) обобщать в пределах своей компетенции следственную практику и на этой основе разрабатывать информационные документы и методические рекомендации по вопросам организации, тактики и методики расследования преступлений, проведения судебных экспертиз; распространять положительный опыт расследования и раскрытия преступлений.

2. Первому заместителю и заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям подразделений центрального аппарата Следственного комитета, руководителям следственных органов Следственного комитета в пределах установленной компетенции:

1) использовать в полном объеме предоставленные уголовно-процессуальным законодательством и организационно-распорядительными документами Следственного комитета полномочия следователей-криминалистов для решения стоящих перед Следственным комитетом задач;

2) привлекать в случае необходимости следователей-криминалистов к участию:

в деятельности аналитических групп по раскрытию преступлений прошлых лет;

в проверках организации следственной работы и исполнения положений нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов Следственного комитета по основным направлениям деятельности;

в разработке проектов организационно-распорядительных документов руководителя следственного органа Следственного комитета;

в подготовке и реализации планов работы следственного органа Следственного комитета;

в разработке мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве и совершенствования нормативно-правового регулирования на установленном направлении деятельности;

в научно-практических конференциях, учебных семинарах, круглых столах и иных мероприятиях, направленных на повышение качества следственной работы и эффективности раскрытия преступлений;

3) обеспечивать внесение соответствующей отметки в протокол следственного действия в соответствии со статьями 164, 166 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при участии следователей-криминалистов в производстве или при производстве ими отдельных следственных и иных процессуальных действий, а также в случаях применения им технических средств и способов обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств обеспечивать внесение соответствующей отметки в протокол следственного действия в соответствии со статьями 164, 166 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

4) исключить выполнение следователями-криминалистами функций процессуального контроля, не указанных в настоящем приказе, в том числе рассмотрение ходатайств следователей о продлении процессуальных сроков; ходатайств или жалоб участников уголовного судопроизводства; жалоб, обращений и заявлений граждан.

3. Заместителю Председателя Следственного комитета Российской Федерации - руководителю Главного военного следственного управления с учетом положений настоящего приказа и специфики деятельности военных следственных органов издать организационно-распорядительный документ об организации работы следователей-криминалистов в военных следственных органах Следственного комитета.

4. Руководителю Главного управления криминалистики:

1) осуществлять организационно-методическое руководство деятельностью следователей-криминалистов Следственного комитета;

2) оказывать практическую и методическую помощь в организации работы следователей-криминалистов следственных органов Следственного комитета, в том числе при расследовании конкретных уголовных дел;

3) ежегодно анализировать работу следователей-криминалистов следственных органов Следственного комитета и вносить предложения по совершенствованию их деятельности;

4) принимать совместно с Главным управлением обеспечения деятельности своевременные и необходимые меры, направленные на обеспечение следственных органов Следственного комитета криминалистической и иной специальной техникой, передвижными криминалистическими лабораториями, и осуществлять постоянный контроль за их сохранностью и целевым использованием.

5. Руководителям следственных органов Следственного комитета ежегодно анализировать состояние работы подчиненных следователей-криминалистов и до 20 января года, следующего за отчетным периодом, направлять сведения о результатах их работы в Главное управление криминалистики и Главное военное следственное управление.

6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

7. Признать утратившим силу приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11.08.2011 N 124 "Об организации работы следователей-криминалистов в системе Следственного комитета Российской Федерации".

Экспертно-криминалистические учёты ведутся в формах картотек и коллекций.

Картотеки и коллекции, создаваемые в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД (экспертно-криминалистические учеты), предназначены для обеспечения процесса раскрытия и расследования преступлений.

Учеты ведутся в форме картотек, состоящих из информационных карт, которые содержат систематизированную индивидуальную экспертно-криминалистическую информацию об объектах учета. Помимо информационных карт могут собираться и натурные объекты, которые направляются в экспертно-криминалистические подразделения на исследование, проверку и постановку на учет органами предварительного расследования либо по их поручению сотрудниками оперативного подразделения.

В экспертно-криминалистических подразделениях, в соответствии с приказом МВД России от 10.02.2006 № 70 функционируют следующие виды учетов:

  • следов рук; следов подошв обуви; следов орудий взлома; следов протекторов шин транспортных средств;
  • данных ДНК биологических объектов; микрообъектов;
  • самодельных взрывных устройств; самодельного огнестрельного оружия; пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий; контрольных пуль и гильз утраченного служебного, гражданского оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия;
  • поддельных денежных билетов, ценных бумаг и документов; поддельных монет;
  • субъективных портретов разыскиваемых лиц;
  • фонограмм речи (голоса) неустановленных лиц;
  • черепов неопознанных трупов.

В случае необходимости могут быть созданы и другие виды экспертно-криминалистических учетов.

Учет следов подошв обуви, орудий взлома, протекторов шин транспортных средств служит для установления следообразующего объекта (обуви, орудия взлома, транспортного средства), оставившего следы на месте происшествия, а также фактов оставления следов одним и тем же объектом при совершении разных преступлений. Учеты формируются из информационных карт установленного образца, на оборотной стороне которых размещаются фотоснимки объектов. Ведутся они на региональном и мест- ном уровнях.

Учет данных ДНК биологических объектов является достаточно новым видом учета и служит для установления лица, оставившего биологические следы на месте происшествия, фактов принадлежности биологических следов, изъятых по нескольким преступлениям, одному и тому же неустановленному лицу, а также для установления личности неопознанных трупов. Кроме того, данный учет позволяет устанавливать личности неопознанных трупов. Объекты учета — кровь, сперма, слюна, волосы, изъятые с мест преступлений, предусмотренных ст. 105, 111 и гл. 18 УК, образцы биологического материала неопознанных трупов. Учет формируется из информационных карт на федеральном и региональном уровнях.

Учет самодельных взрывных устройств. Данный учет служит для установления единого источника происхождения самодельных взрывных устройств по конструктивным и технологическим особенностям. Он формируется из информационных карт, к которым приобщаются натурные объекты — самодельные взрывные устройства (не содержащие взрывчатые вещества и взрывоопасные элементы), их элементы и части, оставшиеся после взрыва. Если натурные объекты содержат радиоэлектронику, учет ведется на федеральном уровне, в противном случае — на региональном.

Учет самодельного огнестрельного оружия создан для установления единого источника происхождения самодельного огнестрельного оружия (его отдельных частей, механизмов) по конструктивным и технологическим особенностям его изготовления. В качестве объектов выступает изготовленное полностью самодельным способом либо из заготовок и полуфабрикатов, а также переделанное огнестрельное оружие. На федеральном уровне учет представлен только информационными картами, в то время как региональные учеты формируются из информационных карт и натурных объектов.

Учет пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий и преступлений, служит для установления конкретного экземпляра оружия, применявшегося при совершении преступления, а также фактов применения одного и того же неустановленного экземпляра при совершении нескольких преступлений.

Учет формируется из обнаруженных в ходе раскрытия и расследования преступлений пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятых с мест преступлений, калибра не более 14,5 мм. Объектом учета выступают также экспериментальные пули и гильзы, полученные из изъятого, найденного, добровольно сданного нарезного огнестрельного оружия. На учитываемые объекты выставляется информационная карта установленного образца, к которой прилагаются натурные объекты.

Этот учет ведется на федеральном и региональном уровнях.

Учет контрольных пуль и гильз утраченного служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия. Данный учет предназначен для установления фактов использования утраченного (утерянного и похищенного) служебного, гражданского, боевого огнестрельного оружия при совершении преступлений. Учет формируется из информационных карт, к которым прилагаются контрольные пули и гильзы утраченного нарезного огнестрельного оружия, и ведется только на федеральном уровне.

Учет поддельных денежных билетов, монет, бланков ценных бумаг и документов служит для установления общности происхождения выявленных в ходе расследования поддельных денежных билетов и монет Банка России и валюты иностранных государств, ценных бумаг, документов по способу и технологии изготовления, а также для выявления лиц, занимающихся их изготовлением. Учет формируется на федеральном и региональном уровнях из информационных карт, на оборотной стороне которых размещаются фотоснимки полностью или частично под- дельных денежных билетов и металлических денег (монет) Банка России и иностранной валюты, ценных бумаг, а также поддельных документов федерального значения, выполненных полиграфическим способом. К информационным картам приобщаются натурные объекты.

Учет субъективных портретов разыскиваемых лиц создан для установления личности разыскиваемых лиц (в том числе преступников, скрывшихся с места преступления) по описанию их внешности, а также фактов совершения нескольких преступлений одним лицом. Объектом учета выступают субъективные портреты разыскиваемых лиц, изготовленные с помощью компьютерных программ и иных (неавтоматизированных) способов. Учет формируется из информационных карт, которые хранятся в электронном виде и на бумажных носителях. При этом на информационные карты помещаются субъективные изображения. Данный учет ведется на региональном и местном уровнях.

Краниологический учет (учет черепов неопознанных трупов) является относительно новым видом криминалистического учета и предназначен для установления личности неопознанных трупов по их черепам. Картотека формируется из информационных карт установленного образца, к которым приобщаются натурные объекты — черепа неопознанных трупов, фрагменты костей черепа, зубные протезы, мосты, коронки, представленные на исследование вместе с черепом. Натурные объекты хранятся в специально оборудованном хранилище. Учет ведется на региональном уровне.

Учет микрообъектов (микроволокон, частиц лакокрасочного покрытия, полимеров и металла) позволяет установить однородность происхождения микрообъектов, обнаруженных на местах происшествий по нескольким преступлениям и изъятых в качестве образцов у подозреваемых. Он формируется из информационных карт, к которым прилагаются образцы микрообъектов. Объектом учета являются микроволокна, частицы лакокрасочных покрытий и металла, изъятые с мест преступлений. Учет ведется по тяжким и особо тяжким преступлениям на региональном уровне.

Справочно-вспомогательные учеты

Справочно-вспомогательные учеты предназначены для информационного обеспечения правоохранительных органов с целью эффективного расследования преступлений и действуют в системе экспертно-криминалистических подразделений МВД, ГУВД, УВД и в Экспертно-криминалистическом центре МВД РФ. Они могут быть представлены как натурными объектами, так и копиями их отображений, в том числе в виде фотоснимков, видеозаписей, слепков, оттисков, описаний, а также другими источниками криминалистически значимой информации и выполняют роль вспомогательных банков данных. С их помощью можно получить информацию о вероятном происхождении объектов, месте и способе их изготовления, высказать суждение о групповых признаках (отнесение к определенным классам); они могут использоваться при проведении идентификационных исследований. К таким объектам относятся: огнестрельное и холодное оружие; боеприпасы и взрывные устройства; инструменты и другие распространенные предметы, используемые в качестве орудий взлома; наркотические и наиболее распространенные сильнодействующие лекарственные препараты; материалы и вещества (горюче-смазочные, взрывчатые, лакокрасочные); детали и части изделий (фарные рассеиватели, протекторы шин); образцы бумаги, клея, замков, пломб и т.д. Справочно-вспомогательные учеты подразделяются на обязательные, рекомендуемые и факультативные.

Обязательные учеты предусмотрены соответствующими ведомственными нормативными актами и обязательны для ведения всеми подразделениями органов внутренних дел. К их числу относятся коллекции: огнестрельного оружия и боеприпасов; инструментов и других распространенных предметов, используемых в качестве орудий взлома; наркотических и наиболее распространенных сильнодействующих лекарственных средств; изображений подошв и верха обуви, фарных рассеивателей, лако-красочных покрытий автомобиля, отпечатков протекторов шин.

Рекомендуемые учеты формируются на местах по инициативе самих органов внутренних дел. Это коллекции: пломб зарубежного производства; следов механической и термической резки металлов; замков; оттисков печатей и штампов; волокнистых материалов; волос животных; горюче-смазочных материалов; наркотиков кустарного изготовления и т.д.

Факультативными являются коллекции: холодного оружия; порохов и взрывчатых веществ; оттисков пуансонов, которыми выбиваются номера на двигателях автомашин; клеящих веществ; материалов письма, бумаги; акцизных марок и т.д.

Индивидуальные признаки, содержащиеся в коллекционных образцах, позволяют устанавливать ряд важных, особенно для целей розыска, опознания, производства судебной экспертизы, обстоятельств.

Так, например, коллекции следов орудий взлома позволяют выяснить: каким орудием мог быть оставлен след на месте происшествия; не оставлен ли этот след орудием конкретного вида; не оставлен ли след орудием, которое ранее применялось при совершении других преступлений.

Признаки изделий и инструментов, отобразившиеся в оттисках следов, изъятых с места происшествия, могут свидетельствовать о внешнем виде этих предметов, их конструктивных особенностях, что при наличии коллекций позволяет выявить и наглядно представить аналог орудия преступления или иных предметов.

Коллекции огнестрельного оружия и боеприпасов к нему дают возможность определять путем сравнения систему и модель представленного на исследование оружия. Кроме того, детали оружия из такой коллекции могут быть использованы при экспериментальной стрельбе из исследуемого оружия, если аналогичные детали в нем отсутствуют или неисправны.

Коллекции различных веществ и материалов используются для установления природы происхождения представленных объектов в процессе сравнительных исследований, а также позволяют классифицировать объекты по внешнему виду.

© 2009- Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

  • Методический раздел
    • Об авторе
    • Учебно-методические рекомендации
    • Программа курса
    • Библиографический список
    • Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации
    • Примерная тематика курсовых работ
    • Тема 1. Предмет, природа, система, задачи, методы криминалистики как науки и учебной дисциплины
    • Тема 2. История криминалистики
    • Тема 3. Криминалистическая индентификация и диагностика
    • Тема 4. Общие положения криминалистической техники, ее роль в раскрытии и расследовании преступлений
    • Тема 5. Криминалистическая фотография и видеозапись
    • Тема 6. Криминалистическое следоведение
    • Тема 7. Криминалистическое исследование оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывчатых устройств и следов их применения
    • Тема 8. Криминалистическое исследование документов
    • Тема 9. Криминалистическая габитология
    • Тема 10. Криминалистические информационные системы (криминалистическая регистрация)
    • Тема 11. Общие положения криминалистической тактики
    • Тема 12. Тактика следственного осмотра и освидетельствования
    • Тема 13. Тактика задержания, обыска и выемки
    • Тема 14. Тактика допроса, очной ставки и предъявления для опознания
    • Тема 15. Тактика следственного эксперимента и проверки показаний на месте
    • Тема 16. Тактика наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, контроля и записи переговоров
    • Тема 17. Формы и тактика использования специальных знаний при расследовании преступлений
    • Тема 18. Общие положения криминалистической методики
    • Тема 19. Методика расследования убийств
    • Тема 20. Методика расследования изнасилований
    • Тема 21. Методика расследования преступлений коррупционной направленности
    • Тема 22. Методика расследования преступных нарушений правил безопасности дорожного движения

    Уголовная регистрация (криминалистические учеты)

    Одним из важных факторов, определяющих успех и эффективность деятельности но раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, является уровень ее обеспечения криминалистической информацией, характеризующей совершенное (или планируемое) преступление и лиц, к нему причастных.

    Любой вид информации, в том числе и криминалистическая, поддается фиксации, хранению и передаче. Следовательно, можно создавать информационные системы, способные выполнять функции хранилищ информации о событиях и явлениях криминального характера, имевших место в прошлом, и выдавать содержащиеся в них данные для решения задач по раскрытию и расследованию совершенного или предупреждению готовящегося преступления.

    Такого рода информационно-справочные системы принято называть криминалистическими учетами, т.е. системами регистрации и систематизации признаков определенных объектов в целях решения задач, стоящих перед правоохранительными органами и связанных с раскрытием, расследованием и предупреждением преступлений, а научно разработанную систему правил и методов учета данных о лицах, предметах, иных объектах, имеющих криминалистическое значение и используемых в уголовном процессе с целью выяснения обстоятельств расследуемых событий – уголовной регистрацией.

    В основу уголовной регистрации положены признаки, индивидуализирующие проверяемые объекты или определяющие их групповую принадлежность, либо отражающие некоторые иные характеристики, имеющие значение для осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также расследования и судебного разбирательства уголовных дел. Сущность уголовной регистрации заключается:

    Кроме того регистраций подлежат неопознанные трупы; похищенное нарезное огнестрельное оружие; пули и гильзы, обнаруженные на месте происшествия;

    похищенные и изъятые у преступников вещи, принадлежность которых не установлена; фальшивые денежные знаки и т.д.

    Разнообразие объектов учета привело к многообразию способов и форм их регистрации. Существуют следующие способы регистрации:

    • описательный (письменная фиксация сведений, признаков объекта, подлежащего учету);
    • дактилоскопический (получение отпечатков папиллярных узоров пальцев рук у живых лиц и неопознанных трупов);
    • фотографический (фиксация признаков объекта с помощью средств и методов судебной фотографии);
    • коллекционный (собирание и хранение объектов в натуре);
    • смешанный (использование перечисленных способов регистрации в различной комбинации),

    Формы хранения учетной информации зависят от вида регистрируемого объекта, характера его признаков, используемых в качестве регистрационных, способы отражения этих признаков в регистрационных материалах, и применяемой для обработки техники. Для этих целей используются как локальные автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС), автоматизированные банки данных, так и журналы (списки), картотеки, альбомы (фотоальбомы), коллекции, фонотеки, следотеки и т.д.

    Уголовная регистрация непосредственно уголовно-процессуальным законом не регламентируется, а организуется во исполнение требований уголовного закона, возлагающего на органы дознания принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

    Организация, техника ведения и использования уголовной регистрации регламентируется следующими подзаконными нормативными актами правоохранительных органов:

    - в органах МВД - приказам Министра внутренних дел РФ №70 от 10.02.2006 «Инструкция по организации формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ"

    Осуществляется уголовная регистрация в системе МВД на трех уровнях:

    1. гор(рай)отделах внутренних дел;
    2. МВД республик, ГУВД (УВД) краев и областей;
    3. МВД Российской Федерации.

    Последний уровень учета называется централизованным, а два первых - местными. Централизованная регистрация осуществляется Главным информационно- аналитическим центром (ГИАЦ) и Экспертно-криминалистическим центром (ЭКЦ) МВД РФ, местная - информационным центром (ИЦ) и экспертно-криминалистическими отделами (ЭКО) МВД республик, (УВД) краев и областей и специально выделенными инспекторами по учету (ГРОВД).

    Виды уголовной регистрации

    Система уголовной регистрации включает в себя различные виды криминалистических учетов, имеющих свои структуру, назначение и порядок ведения. В основу того или иного вида учета положены признаки (приметы), по которым можно осуществить розыск и доследующую идентификацию.

    Централизованные учеты информационных центров органов внутренних дел являются едиными системами федеральных и региональных (местных) учетов. Они созданы исходя из практических потребностей правоохранительных органов (независимо от их ведомственной принадлежности) для получения такого рода информации, которая помогла бы в раскрытии, расследовании и учете преступлений, их предупреждении, а также розыске преступником, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества.

    Централизованные учеты классифицируются по функциональному и объектовым признакам (учеты лиц, преступлений, предметов).

    Функциональные учеты разделяются на три группы.

    • пофамильный и дактилоскопический учеты осужденных;
    • учет иностранных граждан, совершивших преступления, другие правонарушения;
    • учет преступлений с участием иностранных граждан;
    • учет административных правонарушений, совершенных иностранными гражданами;
    • учет дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали иностранные граждане.

    Оперативно-справочные учеты дают пользователям установочные сведения об объекте учета и его местонахождении в момент запроса.

    • учет лиц, объявленных в федеральный или местный розыск;
    • учет похищенного, изъятого, утраченного и найденного нарезного огнестрельного оружия;
    • учет похищенного и бесхозного автотранспорта;
    • учет похищенных и изъятых предметов старины и изобразительного искусства (предметов антиквариата);
    • учет похищенных номерных вещей и документов общегосударственного обращения.

    Розыскные учеты помимо выдачи справочной информации, также сопоставляют между собой установочные данные и сходные внешние описания разных однородных предметов для их диагностики.

    • учет квалифицированных и особо опасных преступников;
    • учет лиц, без вести пропавших; неизвестных больных и детей;
    • учет неопознанных трупов;
    • учет преступлений, носящих межгосударственный, межрегиональный или серийный характер или характеризующихся особой жестокостью, или совершенных в отношении детей, народных депутатов, работников правоохранительных органов.

    Централизованные криминалистические учеты проводят диагностику и идентификацию объектов по индивидуальным криминалистически значимым признакам. Они ведутся на федеральном (в ГИАЦ) и региональном (в ИЦ МВД республик, ГУВД (УВД), краев и областей) уровнях. Состоят из единой информационно-поисковой системы ФБКИ и РБКИ (Федерального и регионального банков криминалистической информации), автоматизированных банков данных (АБД - Республика, Область). НА федеральном уровне централизованные криминалистические учеты ведутся совместно с централизованными розыскными учетами.

    Централизованные экспертно-криминалистические коллекции и картотеки ЭКЦ МВД РФ (федеральные), ЭКО МВД республик, ГУВД (УВД) краев и областей (региональные),

    • пулегильзотеки;
    • картотеки поддельных денежных знаков и ценных бумаг;
    • картотеки поддельных документов, изготовленных полиграфическим образом;
    • фонотеки;
    • следотеки.

    Централизованные коллекции и картотеки предназначены для сбора данных с целью их использования при проведении экспертиз вещественных доказательств.

    Выяснение важных обстоятельств дела и проверка, привлекаемых к уголовной ответственности лиц по централизованным учетам МВД осуществляется путем обращения в форме запросов в ИЦ МВД республик, ГУВД (УВД) краев и областей, а при необходимости в ГИАЦ МВД РФ. Запросы оформляются в форме:

    • требований;
    • дактилоскопических карт на лиц;
    • фототаблиц следов пальцев лиц;
    • телеграмм и шифрограмм;
    • писем-запросов и заданий произвольной формы.

    Ответы на запросы используются либо в виде справочного материал, подтверждающего подлинность установленных данных лица, его местонахождение и преступное прошлое, либо в целях идентификации.

    При расследовании уголовных дел в отношении военнослужащих следователю военной прокуратуры необходимо направлять запросы как в ИЦ МВД (ГУВД, УВД) и по месту рождения и по месту призыва (поступления на службу), если последние два не совпадают, либо непосредственно в ГИАЦ МВД РФ.

    Следователь, направляя запросы в информационные центры и экспертно-криминалистические подразделения (ЭКП) МВД, может получить от них следующую криминалистическую информацию:

    1. сведения о личности (данные о проверяемом лице):

    • установление действительной фамилии, имени, отчестве, иных подлинных анкетных данных (по пофамильным картотекам и дактилоскопическим картотекам ИЦ МВД (ГУВД, УВД), ГИАЦ МВД РФ);
    • привлекалось ли лицо к уголовной ответственности, заключалось ли под стражу, имеет ли судимости (по пофамильным картотекам и дактилоскопическим картотекам ГИАЦ МВД РФ либо ИЦ МВД (ГУВД, УВД) по месту постоянной прописки и месту рождения);
    • определение круга лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в определенное время в данной республике (крае, области), с целью установления связей конкретного лица (по пофамильным картотекам ИЦ МВД (ГУВД, УВД) по месту нахождения ПТУ); []
    • не является ли данное лицо квалифицированным либо особо опасным преступником, каковы его биографические данные, способы совершения преступлений, предметы преступного посягательства, связи (по подсистеме АИС "Досье", по АБД (республика, область) и ИБД (область), по картотекам ГРОВД);

    2. неизвестные больных:

    • установление личности неизвестного больного (по дактилоскопическим картотекам ГИАЦ МВД РФ, ИЦ МВД (ГУВД, УВД));
    • не состоит ли человек с признаками данного неизвестного больного на учете как без вести пропавшее лицо (по картотекам лиц, пропавших без вести, в ГИАЦ МВД РФ, в ИЦМВД (ГУВД, УВД));

    3. неопознанные трупы;

    • установление личности неопознанного трупа (по дактилоскопическим картотекам ГИЦ МВД РФ и ИЦ МВД (ГУВД, УВД); по картотекам лиц, пропавших без вести в ГИАЦ МВД РФ и ИЦ МВД (ГУВД, УВД); по АБД (республика, область) и ИБД (область));

    4. нераскрытые преступления;

    • наличие нераскрытых преступлений, совершенных определенным способом, средствами, определенный предмет посягательства (по картотекам нераскрытых преступлений в ГИАЦ МВД РФ и ИЦ МВД (ГУВД, УВД), по АБД (республика, область) и ИБД (область);

    5. огнестрельное нарезное оружие;

    • установление принадлежности оружия, не было ли оно похищено, не использовалось ли при совершении одного или нескольких преступлений (по картотекам утраченного и выявленного огнестрельного нарезного оружия в ГИАЦ МВД РФ и ИЦ МВД (ГУВД, УВД), пулегильзотекиЭКЦ МВД РФ иЭКП МВД (ГУВД, УВД).

    6. номерные вещи;

    • установление принадлежности номерной вещи или ее части, не была ли данная вещь похищена (по картотекам похищенных, неразысканных предметов или их частей, немеющих номера ГИАЦ МВД РФ и ИЦ МВД (ГУВД, УВД));

    7. поддельные документы;

    • установление места изготовления, конкретного изготовителя, единого источника происхождения (по централизованным коллекциям ЭКЦ МВД РФ и коллекциям ЭКП МВД (ГУВД, УВД));

    8. поддельные рецепты на наркотические вещества:

    • установление изготовителя, единого источника происхождения (по коллекциям поддельных документов, и рецептов на получение сильнодействующих лекарственных средств и наркотиков в ЭКП МВД (УВД, ГУВД);

    9. следы пальцев-рук:

    • установление факта оставления проверяемым лицом следов рук на месте происшествия или предметах, наличия следов рук одного лица на нескольких объектах (по картотекам фотоснимков следов рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений в ЭКП МВД (ГУВД, УВД));

    10. поддельные денежные знаки и ценные бумаги:

    • установление места изготовления, изготовителя, способа изготовления (по картотеке поддельных денежных знаков и ценных бумаг ЭКЦ МВД РФ и ЭКП МВД (ГУВД, УВД)).

    Запросы о проверке лиц, по оперативно-справочным пофамильным и дактилоскопическим картотекам ИЦ МВД (ГУВД, УВД) исполняются в срок не более 3 рабочих дней, а поступившие почтой - 5 дней. Срочные запросы исполняются в течение суток. В ГИАЦ МВД РФ запросы исполняются в течение 5 рабочих дней, поступившие почтой - 7 рабочих дней, без учета времени пересылки информации. Письменные запросы, обращенные к учету лиц, находящихся в федеральном розыске, исполняются в срок не более суток с момента их регистрации в ГИАЦ МВД РФ и ИЦ МВД (ГУВД, УВД).

    Таким образом, правильное и своевременное обращение к данным централизованных учетов, коллекций и картотек, ведущихся в информцентрах и других подразделениях органов внутренних дел позволяет более качественно и оперативно решать задачи по раскрытию и расследованию преступлений.

    Читайте также: