Неполноту одного свойства информации всегда можно компенсировать избыточностью другого

Обновлено: 11.05.2024

\u042d\u0442\u0438 \u0431\u0440\u044e\u043a\u0438 \u0441\u0442\u043e\u044f\u0442 \u0442\u0440\u0438 \u0442\u044b\u0441\u044f\u0447\u0438 \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439
\u043d\u0435\u043e\u0431\u044a\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c= \u042d\u0442\u0438 \u0431\u0440\u044e\u043a\u0438 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0433\u043e \u0441\u0442\u043e\u044f\u0442
\u0414\u043e\u0441\u0442\u043e\u0432\u0435\u0440\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c= \u0432\u0441\u0435 \u043d\u044b\u043d\u0435 \u0436\u0438\u0432\u0443\u0449\u0438\u0435 \u043b\u044e\u0434\u0438 \u0443\u043c\u0440\u0443\u0442
\u043d\u0435\u0434\u043e\u0441\u0442\u043e\u0432\u0435\u0440\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c=\u043b\u044e\u0434\u0438 \u0431\u0435\u0441\u0441\u043c\u0435\u0440\u0442\u043d\u044b
\u043f\u043e\u043b\u043d\u043e\u0442\u0430= \u0418\u0440\u0430, \u043c\u043e\u044f \u0440\u043e\u0434\u043d\u0430\u044f \u0441\u0435\u0441\u0442\u0440\u0430, \u043f\u0440\u0438\u0435\u0445\u0430\u043b\u0430 \u043f\u043e\u0433\u043e\u0441\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043f\u0430\u0440\u0443 \u0434\u043d\u0435\u0439
\u043d\u0435\u043f\u043e\u043b\u043d\u043e\u0442\u0430=\u0434\u0435\u0432\u0443\u0448\u043a\u0430
\u0430\u043a\u0442\u0443\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c=\u043d\u0430 \u0432\u0430\u0448\u0435\u043c \u0441\u0447\u0451\u0442\u0435 2 \u0440\u0443\u0431\u043b\u044f
\u043d\u0435\u0430\u043a\u0442\u0443\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c=\u0432 1894 \u043d\u0430 \u0441\u0447\u0451\u0442\u0435 \u0432\u0430\u0448\u0435\u0433\u043e \u043f\u0440\u0430\u043f\u0440\u0430\u0434\u0435\u0434\u0443\u0448\u043a\u0438 \u0431\u044b\u043b\u043e \u0441\u0435\u043c\u044c \u0448\u0435\u043a\u0435\u043b\u0435\u0439
\u0446\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u0438\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u044f=\u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u043e \u043d\u0430\u043f\u0438\u0441\u0430\u043d\u043d\u0430\u044f \u0441\u0442\u0430\u0442\u044c\u044f \u043e \u0442\u043e\u043c \u043a\u0430\u043a \u0432\u044b\u043b\u0435\u0447\u0438\u0442\u044c \u0431\u043e\u043b\u044c\u043d\u0443\u044e \u043f\u0435\u0447\u0435\u043d\u044c. \u044d\u0442\u0430 \u0438\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u044f \u0446\u0435\u043d\u043d\u0430 \u0434\u043b\u044f \u043f\u044c\u044f\u043d\u0438\u0446\u044b
\u043d\u0435 \u0446\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f=\u0442\u0430 \u0436\u0435 \u0441\u0442\u0430\u0442\u044c\u044f \u043d\u043e \u0434\u043b\u044f \u0437\u0434\u043e\u0440\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \u0448\u0430\u0445\u0442\u0451\u0440\u0430 \u0432 \u0443\u0440\u0430\u043b\u044c\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0433\u043e\u0440\u0430\u0445 \u0446\u0435\u043d\u043d\u0430 \u043d\u0435 \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442
\u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u043d\u0430\u044f \u0438\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u044f=\u0432 \u0434\u043e\u043b\u043b\u0430\u0440\u0435 56,89 \u0440\u0443\u0431\u043b\u044f
\u043d\u0435\u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u043d\u0430\u044f \u0438\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u044f= \u30c9\u30eb56.89\u30eb\u30fc\u30d6\u30eb">]" data-test="answer-box-list">

Объективность= Эти брюки стоят три тысячи рублей
необъективность= Эти брюки дорого стоят
Достоверность= все ныне живущие люди умрут
недостоверность=люди бессмертны
полнота= Ира, моя родная сестра, приехала погостить на пару дней
неполнота=девушка
актуальность=на вашем счёте 2 рубля
неактуальность=в 1894 на счёте вашего прапрадедушки было семь шекелей
ценная информация=хорошо написанная статья о том как вылечить больную печень. эта информация ценна для пьяницы
не ценная=та же статья но для здорового шахтёра в уральских горах ценна не будет
понятная информация=в долларе 56,89 рубля
непонятная информация= ドル56.89ルーブル

Новые вопросы в Информатика

Какая из регрессионных моделей наилучшим (!!) образом описывает статистические данные? Ответ введите в числовой форме.

Какая из регрессионных моделей наихудшим (!!) образом описывает статистические данные? Ответ введите в числовой форме.

Подскажите как правильно решить. Дано натуральное n > 0. Найти произведение первых n простых чисел. Подсказка: используйте булевскую функцию для пр … оверки, является число простым числом или нет.

Из курса информатики \(5\)-го класса ты знаешь, что информация — это сведения об окружающем мире. Но на самом деле точного определения, что такое информация, не может дать никто.
Рассмотрим разные ситуации.

1. В повседневной жизни информацией можно считать что-то новое, получаемое от друзей, родственников и др.

shutterstock_1361866367.jpg


3. В медицине (например, на приёме у врача) это сведения о твоём здоровье (температура, анализ крови и другие данные).

shutterstock_1131870719.jpg

shutterstock_241889842.jpg

Информацию можно классифицировать:
— по способу восприятия: на визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную и вкусовую .

— по способу представления информация бывает: текстовая, числовая, графическая, звуковая, мультимедийная .

представьте себе, что вы вышли на крыльцо своей школы и увидели прекрасный солнечный день. Если ты пишешь стихи, то всё увиденное ты можешь описать в стихах, и это будет текстовая информация.
Если ты художник, то ты можешь нарисовать этот солнечный день, и это будет графическая информация.
Если ты пишешь музыку, то свои чувства можно представить в виде музыкального произведения, наигрывая его на гитаре, и это будет звуковая информация.
И наконец, если у тебя в руках оказалась видеокамера, то всё, что тебя окружает, можно снять, и тогда это будет мультимедийная информация.

Красивая картина на холсте, музыка, которая звучит в виде живого звука, — это сигналы, которые может принимать человек. Эти сигналы принимают бесконечное множество значений (цветов, уровней звука). Такие сигналы называются непрерывными.
Если картину или звук записали, например, на компьютер, то непрерывный сигнал превратился в дискретный. Дискретный сигнал не бесконечен, он принимает ограниченное число значений.

Информация нужна человеку, чтобы принимать правильные решения в своей жизни. Информация — это объект. А у каждого объекта есть свойства. Любая ли информация может быть полезной для человека? Да, если она новая и обладает следующими свойствами.

Объективность — информация не зависит от мнения её получателя.
Достоверность — отражает истинное положение дел.
Полнота — объём информации достаточен для решения задач.
Актуальность — информация доставлена вовремя.
Полезность — нужна для принятия решения (решения задач).
Понятность — выражена на языке, понятном тому, для кого она предназначена.

мы смотрим на термометр и получаем информацию о температуре на улице, и такая информация не зависит от нашего мнения, т. е. она объективна.
Мы готовим реферат и скачали текст из интернета, читаем его учителю, а он говорит, что факты уже устарели и не являются достоверными.
На уроках математики вас научили решать квадратное уравнение с помощью дискриминанта, и при выполнении домашнего задания вы воспользовались полученными знаниями и решили правильно уравнение. Информация, полученная на уроке, была полной, и её было достаточно для выполнения задания.
В школе изменили расписание, и вам написал об этом классный руководитель — все узнали об этом вовремя и не опоздали на урок. Информация была доставлена вовремя, т. е. была актуальна.
Для жителей африканского континента информация о том, что в России выпустили новую модель валенок, будет неполезна, так как они их не носят.
К вам в класс пришли иностранные учёные рассказать о новостях информационных технологий, но переводчик задержалась, поэтому то, что они говорили, в классе поняли только некоторые ребята, которые знали иностранный язык. Информация для других была непонятна.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью урока являетсяч освоение видов и свойств информации; различать сигналы и знаки как носители информации; различать виды сигналов по физической природе.

Виды и свойства информации

Цели: освоить виды и свойства информации; различать сигналы и знаки как носители информации; различать вилы сигналов по физической природе.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Какие виды носителей информации вы знаете? (Выделяют три основных вида носителей информации: бумажный, маг­нитный, оптический.)

Что стало основанием для выделения таких видов носителей информации? (Выделенные носители информации систематизированы по выполняемы функциям, в конкретном слу­чае в качестве основания использованы способы хранения информации.)

Приведите примеры, где различные объекты используются в качестве носителей информации. (Береста, камень, гра­нитная плита.)

III. Теоретический материал урока

Виды информации были подробно рассмотрены на 1 курсе. На­зовите, какие виды информации вы знаете.

В качестве основания была использована классификация по способу представления, то есть информация может быть графиче­ской, текстовой, символьной, музыкальной, числовой. Различают и информацию по характеру отражаемого смысла: аксиологиче­ская, семиотическая, синтаксическая и т. д. Рассмотрим основные определения.

Информация аксиологическая - совокупность управляющих сигналов, необходимых для жизнеобеспечения и (или) адекватного функционирования самоуправляемых систем.

Информация гносеологическая

1) данные о внешнем мире, которые мы получаем путем непосредственного воздействия на органы чувств окружающих предметов, а также опосредованным путем через книги, газеты, рассказы других люден;

2) результат познавательной деятельности человека.

Информация кибернетическая - это та часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия и управ­ления, то есть в целях сохранения, совершенствования, развития систем различной природы (социальной, технической и социотехнической). Термин используется в теории управления.

Информация коммуникативная - это информация либо текст, взятый в событийном аспекте; либо речь, рассматриваемая как це­ленаправленное социальное действие, как компонент человеческого взаимодействия или когнитивного процесса.

Информация семантическая

Информация семиотическая - процесс и результат отражения реального мира, выраженного в знаках.

IV. Выполнение практического задания

Заполните таблицу необходимыми данными:

Вил информации

Материальный объект

Носитель информации

Свойства информации - качественная характеристика полу­ченной (воспринятой) человеком информации относительно его исходных знаний (новизна), интересов и потребностей (актуаль­ность) и т. л- Наиболее удобно представлять свойства информации как меру чего-либо:

актуальность - как мера соответствия ожиданиям или по­требностям;

важность - как мера соответствия решаемой информацион­ной задаче;

достоверность - как мера соответствия истине;

понятность - как мера восприятия смысла;

целостность - как мера системности;

новизна - как мера нового знания;

полнота - как мера целостности описания, целостности исход­ных данных, необходимых для решения поставленной задачи;

четкость - как мера соответствия формы представления инфор­мации возможностям восприятия информации приемником;

толерантность - как мера удобства восприятия и удобства ис­пользования данных, представленных в той или иной форме;

релевантность - как мера соответствия потребностям потре­бителя информации;

объективность - как мера отвлеченности от интересов оп­ределенного круга людей;

адекватность - как мера соответствия текущему состоянию системы;

стоимость - как мера сложности добывания информации;

секретность - как мера недоступности массовому пользо­вателю (потребителю) закрытой информации и т. д.

V. Закрепление изученного материала

Приведите примеры, в которых выделите основные свойства информации.

Заполните таблицу дав определение понятиям.

Определение

Методические рекомендации. В процессе выполнения зада­ния учащиеся должны подойти к пониманию того, что существует обобщающее понятие для сигнала и знаков. Таким понятием явля­ется язык, не только воспринимаемый как средство общения, но и являющийся основным носителем информации, позволяющий сохранять и передавать информацию между субъектами общения, а также используемый для долговременного хранения информации. С одной стороны, язык хранит формализованные одним поколением знания, с другой стороны, даже определенная формализация вклю­чает смысловое многообразие трактовки исторических данных.

Язык - это совокупность символов, соглашений и правил, исполь­зуемых для общения, отражения, обмена, отображения и передачи информации. В области знаний информатика и информационные технологии - это понятия, обозначающие средство описания данных и алгоритмов. Язык - основной объект изучения в языкознании. Под языком, прежде всего, понимают естественный человеческий язык, а также языки искусственные и языки животных. С языком неразрывно связано абстрактное мышление. Язык - способ выра­жения мысли, средство закрепления и передачи мыслимого другим людям. Функции естественного языка многочисленны и многогран­ны. Язык - это средство повседневного общения людей; средство общения в практической и научной деятельности; средство передачи опыта, накопленных знаний; инструмент осуществления процесса обучения, воспитания; средство хранения информации, важнейшая часть культуры всякого народа; средство познания окружающей действительности; знаковая информационная система, в которой информация передастся с помощью знаков (слов) естественного или искусственного языка.

Языки естественные — с одной стороны, — это абстрактное представление о едином человеческом языке, а с другой стороны, это класс знаковых систем. Конкретные естественные языки - это многочисленные реализации свойств языка вообще, в которых язык (русский, английский и т. д.) представляет собой некую конкрет­но существующую знаковую систему, используемую в некотором социуме в определенном времени и пространстве. (семио­тическая) система. Язык как система обладает внутренней целостно­стью и единством. Важнейшей функцией языка являются операции нал информацией, создание, хранение и передача информации.

Языки искусственные - в информатике и информационных технологиях - это знаковая система, создаваемая для использова­ния в тех областях, где применение естественного языка неудобно, невозможно или неэффективно. Искусственные языки различаются по специализации и по назначению, а также по степени сходства с естественными языками. К искусственным языкам относится, на­пример, язык алгоритмический, созданный как средство описания данных и алгоритмов.

Основы теории коммуникации.

Достигнув зоны приемника, закодированный сигнал подвергается обработке. Во-первых, он отделяется от помех, шума, но не всегда полностью. Затем происходит выделение информационного содержания из сигнала, этот процесс называется декодированием.

Выделяются различные типы коммуникации:

– по степени репрезентативности аудитории – межличностная, внутригрупповая, массовая, публичная;

– по форме – устная, письменная;

– по каналу восприятия и передачи информации – аудитивная, визуальная, сенсорная, тактильная и др.;

– по способу установления и поддержания контакта – прямая (непосредственная) и опосредованная (диктантная) коммуникация; синхронная и асинхронная;

– по социальным параметрам – горизонтальная и вертикальная коммуникация;

– в зависимости от использования знаковых систем – вербальная (с помощью языка) и невербальная (с опорой на пара– и экстралингвистические компоненты);

– с точки зрения взаимоотношений участников коммуникации и коммуникативной ситуации – частная, публичная и официальная коммуникация;

– с точки зрения личностных оценок при соблюдении или нарушении социального равновесия – кооперативная и конфликтная коммуникация.

Лекция 4
Обеспечение информационного обмена в коммуникации. Производство, распространение, прием, использование информации

2. Информация как философская категория.

3. Специфика оперативной информации.

Информация наделяется рядом качеств:

– информация всегда имеет смысл;

– информация имеет субъективную ценность;

– потеряв новизну, информация исчезает;

– информация существует в определенных условиях;

– существует источник сведений, объект-информатор, который может распространять некоторые сведения;

– информация обладает неодинаковой ценностью с точки зрения пользователей, принимающих ее;

– принимающий сведения производит отбор, разделение их на информативные и бесполезные (шумы).

2. Информация как философская категория

В ХХ в. в связи с развитием научного познания понятие информации существенно углубилось. Философы пытаются дать широкое обоснование своим воззрениям на свойства информации как философской категории. В философской науке сложились две ведущие идеи, по-разному объясняющие свойства информации и ее характеристики.

Приверженцы одной школы (Б.В. Бирюков, И.Б. Новик, А.Д. Урсул и др.) квалифицируют информацию как свойство любых материальных объектов: информация может быть извлечена из любого материального объекта живой и неживой природы. Извлечь информацию может лишь наблюдатель, человек, который обрабатывает ее, кодирует и перекодирует для передачи от объекта к субъекту. Таким образом, информация – это активно и целесообразно используемая часть знаний. Неиспользуемая в системе часть знаний исключается из понятия информация.

Сторонники другой концепции (В.В. Вержбицкий, Н.И. Жуков, М.И. Сетров, Г.И. Царегородцев и др.) уверены в том, что информация существует лишь при определенных условиях, когда функционирует ее передача, осуществляется связь между источником информации и ее приемником. Такая информация рассматривается только в качестве оперативной, рабочей. Она служит для обмена и предназначена для циркулирования в процессах управления и познания в живой и неживой природе. Это функционирующая информация. Сторонники такой точки зрения – "функционалисты".

3. Специфика оперативной информации

Отмечено важное свойство оперативной информации: она не учитывает смысла. Отсюда утверждение, что циркулирующая информация "бездушна", так же, как и каналы ее распространения. Фактически это данные. К оперативной информации относят технологическую, научно-техническую, статистическую информацию.

Лекция 5
Коммуникация как процесс и структура
Факторы, влияющие на доступность информации

Эффективность восприятия информации

1. Коммуникация как процесс.

2. Понятие доступности информации.

4. Влияние избыточности информации на доступность восприятия.

5. Факторы эффективности массовой и межличностной коммуникации.

1. Коммуникация как процесс

Коммуникация – это процесс взаимодействия между различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией. Коммуникативный процесс носит двусторонний характер и предполагает последовательность этапов формирования, передачи, приема, декодирования и использования информации при ее обмене коммуникантами.

Процесс обмена информацией начинается с ее формирования. Информация, предназначенная для использования в коммуникативном процессе, должна включать как реальные, так и символические сведения, которые придадут событию реальную ценность, заинтересуют аудиторию. Способ передачи информации определяется целью коммуникации, использованием имеющихся каналов, наличием общей для участников коммуникации знаковой системы.

2. Понятие доступности информации

Успешность коммуникативного процесса зависит от ряда факторов. Информация лишь тогда осваивается участниками актов коммуникации, когда она представлена доступно.

Доступность, согласно французскому ученому А. Молю, отражает способность соотнести настоящее с будущим, слова друг с другом, ожидаемое с прошедшим или связать артикли с существительными, сказуемое с подлежащим, прилагательное с нарицательным существительным, дополнение с глаголом и т. д. Ученый предложил подход, позволяющий производить анализ сложной взаимозависимости компонентов актов общения.

Читайте также: