Что такое национальное право в рк

Обновлено: 02.07.2024

Форма государства.
Республика Казахстан является унитарным государством с президентской
формой правления.
Согласно Конституции, страна утверждает себя демократическим,
светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями
которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Казахстан обрел независимость 16 декабря 1991 года. Столица – город
Астана. Государственный язык – казахский, русский имеет статус языка
межнационального общения. Денежная единица – тенге.
Административно-территориальная структура страны включает 14
областей и 2 города республиканского значения.


Краткая история создания
Конституции Республики
Казахстан.
Конституция Казахской АССР 1926 года.
Первая Конституция Казахстана была принята в окончательной редакции Постановлением ЦИКа Казахской АССР после
образования СССР с учетом Конституции РСФСР 1925 года, так как Казахстан являлся частью РСФСР. Данный Основной закон
закрепил форму правления, государственного устройства, политический режим, структуру органов государственной власти и т.д.
• Конституция Казахской ССР 1937 года.
Принята на Х Всеказахском съезде Советов и состояла из 11 глав и 125 статей. В ней было прописано, что вне пределов
Конституции СССР Казахская ССР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные
права.
• Конституция Казахской ССР 1978 года.
Конституция Казахской ССР, принятая на внеочередной VII сессии Верховного Совета республики IX созыва 20 апреля 1978 года,
состояла из преамбулы, 10 разделов, 19 глав, 173 статей[2]. Согласно ней вся власть принадлежала народу, который классово
подразделялся на рабочих, крестьян и трудовую интеллигенцию. Над системой органов власти и управления была поставлена
Коммунистическая партия Казахской ССР (ст. 6).
• Конституция Республики Казахстан 1993 года.
Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января
1993 года. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи. Конституция впитала многие правовые
нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость
государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой
государства, органов суда — Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие.
Конституция Республики Казахстан 1995 года.
Действующая Конституция Республики Казахстан.

Структура документа.
1. Преамбула, основная часть, заключительные и переходные положения
2. 9 разделов
3. 98 статей
Разделы Конституции РК 1995 года
1 раздел – Общие положения
2 раздел – Человек и гражданин
3 раздел - Президент
4 раздел - Парламент
5 раздел - Правительство
6 раздел – Конституционный Совет
7 раздел – Суды и правосудие
8 раздел – Местное государственное управление и самоуправление
9 раздел – Заключительные и переходные положение

Основные принципы.
Одним из основополагающих принципов Конституции Республики Казахстан является
принцип народного суверенитета, заключающийся в том, что единственным источником
государственной власти в Казахстане является его народ (п. 1 ст.3 Конституции). Из
этого конституционного положения вытекает, что государственная власть в стране
исходит от народа, принадлежит ему и может осуществляться им непосредственно
(через республиканский референдум и свободные выборы) или делегироваться
народом государственным органам (п. 2 ст. 3 Конституции). Принцип народного
суверенитета (или полновластие народа), закрепленный в Основном Законе
Республики Казахстан относится к универсальным принципам, имеющим
общечеловеческую ценность и присущим большинству современных демократических
конституций. В этой связи важно отметить, что принцип народного суверенитета
закреплен не только республиканскими, но и большинством действующих
монархических конституций (Бельгии, Испании, Японии и др.).
Принцип народного суверенитета воплощен в общественно-политических и
государственно-политических институтах Республики Казахстан и находит наиболее
отчетливое проявление в системе властеотношений. В этой связи понятие народного
суверенитета включает в себя огромное многообразие общественно-политических
отношений и конкретных форм, в которые облекают свою деятельность различные
звенья политической системы казахстанского общества.

Порядок внесения
изменений в
Конституцию.
За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в
неё вносились три раза: в 1998, 2007 и 2011 годах. В 1998 году были внесены изменения и
дополнения в 19 статей основного закона. Изменения коснулись сроков и полномочий президента,
депутатов Сената и Мажилиса (палата парламента), был снят предусмотренный ранее верхний
возрастной предел для государственного служащего. Кроме того, поправками 1998 года было
предусмотрено, что 10 депутатов Мажилиса избираются на основе партийных списков по системе
пропорционального представительства.
Более существенные поправки в Конституцию были приняты в 2007 году. В совокупности их суть
сводилась к следующему: переход к пропорциональной избирательной системе; укрепление
статуса парламента за счёт введения нормы об утверждении премьер-министра парламентским
большинством и процедуры консультаций президента с партийными фракциями при назначении
главы правительства; Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и
получила право делегировать своих представителей в Мажилис и Сенат парламента согласно
установленной квоте.
В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление
конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов президента страны.
В марте 2017 года в Конституцию вновь были внесены изменения, позволяющие
устанавливать в пределах Астаны особого правового режима в финансовой сфере (статья 31), предусмотрены основания лишения гражданства по решению суда за совершение
террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным
интересам Республики Казахстан (ч.3 ст. 10), дополнены требования к Президенту Республики
Казахстан, а именно наличие высшего образования (ст. 41) и другие.

Типы законов в стране по
юридической силе
«Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан. Соотношение юридической
силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим
уровням:
1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;
2) конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющих силу
конституционного закона;
2-1) кодексы Республики Казахстан;
3) законы, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона;
4) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат;
5) нормативные указы Президента Республики Казахстан;
6) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан;
7) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных
государственных органов, нормативные правовые постановления центральных государственных органов и
нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;
7-1) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;
8) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные
правовые решения акимов.

Отношения к мировой
правовой семье.
В целом можно отметить, что правовая система РК относится романогерманской правовой системе. Основным источником права является
нормативно-правовой акт. Так, согласно ст. 4 Конституции РК
действующим правом в Республике Казахстан являются нормы
Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых
актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а
также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного
суда Республики.
В Конституции РК употреблен термин ’’действующее право’’ для того,
чтобы подчеркнуть, что нормы Конституции не являются лишь
декларациями, а применяются непосредственно. Также в соответствии с
данной нормой действующими признаются только такие нормативные
правовые акты, которые соответствуют Конституции РК.
Национальное право Казахстана состоит не только из нормативных актов,
принимаемых государственными органами РК, но и из международных
договоров и иных обязательств Республики.

Международные договоры.
Международные договоры - это источники
международного права. Конституция РК закрепляет
приоритет ратифицированных Казахстаном
международных договоров перед национальным правом
(п. 3 ст. 4). Поэтому международный договор признается
источником национального, в том числе и
конституционного, права.

Правовая система Республики Казахстан, наряду с правовыми системами некоторых преимущественно континентальных европейских стран, относится к романо-германской (континентальной) правовой системе. В отличие от англосаксонской правовой системы (Англия, США), где основным источником права выступает судебный прецедент, романо-германская правовая система имеет единую иерархично построенную систему источников писаного права.

Среди источников права в романо-германской правовой системе главенствующее место занимает Конституция - основной закон, обладающий высшей юридической силой.

Конституция Республики Казахстан принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. Этот день является государственным праздником.

В соответствии со статьей 4 Конституции Республики Казахстан действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики Казахстан, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан.

1. Законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;

2. Конституционные законы Республики Казахстан;

3. Кодексы Республики Казахстан;

4. Консолидированные законы и законы Республики Казахстан;

5. Нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат;

6. Нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;

7. Нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;

8. Нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов;

9. Нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;

10. Нормативные правовые решения маслихатов (местный представительный орган), нормативные правовые постановления акиматов (местный исполнительный орган), нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.

Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней. При наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта, позднее введенные в действие

Вне указанной иерархии находятся акты Председателя Совета Безопасности Республики Казахстан, нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан и Верховного суда Республики Казахстан. Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан основываются только на Конституции Республики Казахстан и все иные нормативные правовые акты не могут им противоречить.

Международные договоры, ратифицированные Казахстаном, имеют приоритет перед его законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Таким образом, признанные принципы и положения международного права являются составной частью правовой системы Республики Казахстан к которым могут апеллировать все субъекты права.

Основы гражданско-правовых отношений установлены в пункте 1 статьи 6 Конституции Республики Казахстан, согласно которой в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность.

Центральный нормативный правовой акт в сфере гражданско-правовых отношений - Гражданский кодекс Республики Казахстан, состоит из двух частей - Общей и Особенной. Общая часть была принята 27 декабря 1994 г. и введена в действие с 1 марта 1995 г. Особенная часть была введена в действие 1 июля 1999 г. Несмотря на то, что обе части Гражданского кодекса уже введены в действие, процесс их совершенствования путем внесения соответствующих изменений и дополнений продолжается до настоящего времени.

Общая часть Гражданского кодекса регулирует такие вопросы, как правовой статус физических и юридических лиц, сделки, право собственности, общие положения об обязательствах и договорах. Особенная часть Гражданского кодекса содержит нормы, регулирующие отдельные виды обязательств (купля- продажа, дарение, аренда, подряд и т.д.), а также вопросы права интеллектуальной собственности, наследования и международного частного права.

Среди нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в Казахстане, наряду с Конституцией Республики Казахстан, Гражданским и Предпринимательским кодексами можно выделить следующие:

Уникальным для стран СНГ является закрепление в Казахстане с 1 июля 2006 года на законодательном уровне права субъектов частного предпринимательства участвовать в разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов, проектов международных договоров Республики Казахстан, а также международных договоров, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства. В частности, центральные государственные и местные исполнительные органы направляют проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства, в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства для получения экспертного заключения. Полученное экспертное заключение носит рекомендательный характер и обязательно прилагается к проекту нормативного правового акта при его рассмотрении и принятии, в том числе при каждом последующем согласовании данного проекта с заинтересованными государственными органами.


18681

Любое государство связано с правом: без издания законов и свода правил оно не может управлять поведением граждан и деятельностью организаций. Без законов невозможно поддерживать порядок среди людей, населяющих одну территорию, наладить стабильность в случае внутренних распрей и защищать свои земли от посягательства врагов.

Государство контролирует выполнение законодательства и применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Нормативные правовые акты также закрепляют устройство государства и определяют полномочия его органов.

Только с созданием гражданского законодательства можно говорить о суверенитете и независимости страны. Какова история развития права в Казахстане – и какие особенности есть у казахстанской правовой системы?

Говоря о законодательстве невольно следуют вопросы и об их реформах. Многим в Казахстане кажется, что реформы – прихоть государственных служащих, однако это довольно распространенная практика, ведь со временем меняются и законы.

Историю государственной независимости Казахстана принято отсчитывать от Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР от 26 октября 1990 г. и Конституционного закона о государственной независимости Республики Казахстан от 16 декабря 1991 г. Распад СССР, возникновение новых независимых государств, провозглашение верховенства закона, бурное развитие законотворчества – все это резко изменило правовую ситуацию на постсоветском пространстве.

Впрочем, бывшие союзные республики нередко изучают правовой опыт друг друга и заимствуют удачные решения.

Периодизацию развития казахстанского парламентаризма (и законотворчества как его части) можно разделить на три этапа:

— постсоветский этап возрождения и формирования казахстанского парламентаризма (1990 год – по настоящее время).

Прежде, чем рассматривать развитие казахстанского парламентаризма, давайте углубимся в предысторию законов и степных традиций наших предков.

Как мы писали в предыдущей статье, посвященной истории развития права и историческим правовым памятникам, первые законы появились одновременно с первыми государствами, и некоторая форма права всегда является основой даже примитивных институтов. Развитие многих обществ и их правовых систем в своем базисе схожи.

В Казахстане, например, традиции демократического обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам развития государства и права существовали со времен первых казахских ханств.

Обычное право казахов, или Адат — это неписаное право, построенное на множестве кратких, легко запоминающихся изречений, которые содержат в себе процессуальные и материальные нормативы. Оно регулировало взаимоотношения кочевников в различных сферах их жизни, например, в области преступлений и наказаний — это принципы кровной мести и уплаты куна; в области хозяйства, в семейно-брачных отношениях — запрет родства до седьмого колена; в области осуществления правосудия — принципы справедливости, открытости, красноречия.

Самостоятельное историческое развитие судебно-правовой системы Казахстана было осложнено его присоединением в 1731 г. к Российской империи: появились ограничения в применении норм обычного права и деятельности суда биев, на территории Казахстана была введена общеимперская системы судов на основании российских законов. Это обстоятельство вызвало неоднозначное отношение современников к происходящим реформам.

Нормы обычного права постоянно пополнялись и совершенствовались в процессе судебной деятельности ханов, султанов и биев. Обычаи систематизировались, собирались и интерпретировались известными знатоками бийских установлений и решений, становясь достоянием сказителей и хранителей обычаев, пропагандировались идеологами — аксакалами.

Бии ссылались на авторитет своих известных предшественников, особенно на Толе-бия, Айтеке-бия и Казыбек-бия. Обычное право казахов — это степное законодательство, связанное с происхождением, местом кочевки и, несомненно, с хозяйством и бытом казахов.

Первая Конституция была принята 20 марта 1937 года. Этот документ закрепил факт образования Казахской ССР в составе Советского Союза. Вторая Конституция была утверждена 20 апреля 1978 года. В последующем она стала основой для подготовки проекта первой Конституции независимого Казахстан в 1993 году.

Для внесения поправок в действующую Конституцию Республики Казахстан соответствующие законы принимались 7 октября 1998 года,21 мая 2007 года и 2 февраля 2011 года.

Длительное время парламентаризм в республике идентифицировался с Верховным Советом как высшим представительным органом.

По мнению ученых, Республика Казахстан по форме государственного устройства считается классическим унитарным государством, с президентской формой правления, в котором нет частей с суверенными правами, в отличие, например, от Российской Федерации, в которой есть автономии с отличающимися законами и некоторой юридической самостоятельностью — в некоторых четко ограниченных пределах, разумеется.

Данное определение нашло отражение в ст. 1 Конституции Республики Казахстан. На самом деле, классичность казахстанского унитаризма заключается в том, что в системе государственного устройства главенствующая роль принадлежит институту президентства.

В целом взгляды казахских ученых сводятся к тому, что содержание Конституции Республики Казахстан и национального права отвечает интересам формы правления и формы государственного устройства. В частности, категоричен в этом плане ученый-правовед Г.С. Сапаргалиев, по мнению которого унитарная форма казахстанского государства с президентской формой правления, провозглашенная в Конституции Республики Казахстан 1995 г. поставила точку в этом вопросе. Ученый считает, что последняя пошла дальше всех предыдущих конституций в утверждении унитаризма в Республике Казахстан, поскольку установленные в ее Конституции унитарность и территориальная целостность государства не могут быть изменены. Например, ни Парламент, ни Президент Республики Казахстан не могут инициировать вопрос об изменении унитарной формы государственного устройства.

Одной из особенностей административно-территориального устройства Казахстана как унитарного государства считается его традиционное деление на равноправные одноуровневые административные единицы, что также отразились на законодательстве Республики Казахстан, т. е. принципом казахстанского унитаризма является формирование единой национальной правовой системы, которое заложено в самой Конституции, так как в ней дается определение действующего права (п. 1 ст. 4), согласно которому все нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции.

На современном этапе правовое регулирование института законодательной инициативы в Республике Казахстан осуществляется несколькими важнейшими правовыми актами. Это, в первую очередь, Конституция, Регламент Парламента, Регламент Сената Парламента, а также Регламент Мажилиса Парламента.

Согласно ст. 61 Конституции Республики Казахстан, субъектами законодательной инициативы являются Президент Республики, депутаты Парламента и Правительство. Государственные органы (кроме Правительства), граждане (кроме депутатов Парламента), общественные объединения не обладают правом законодательной инициативы. Они могут разрабатывать проекты законов и вносить их в Мажилис лишь через депутатов и Правительство.

Таким образом, в Конституции РК 1995 года отсутствуют два прежних субъекта права законодательной инициативы: Высший арбитражный суд и Верховный суд. (Во многих странах, например в России, Верховный суд также имеет законодательную власть — как минимум в области, которая им регулируется, ему доступно издание законов).

Некоторое время после обретения независимости, все бремя управления страной лежало на плечах президента. Но, по мере формирования концепции того, каким должен быть независимый Казахстан, несмотря на положительные эффекты в экономике страны в период действия Закона о временном делегировании дополнительных полномочий президенту, необходимо было соблюсти принцип разделения властей — законодательная и исполнительная власти в идеале должны находиться в разных руках и уравновешивать друг друга, избегая возможности концентрации могущества в одних руках.

Законодательная система Казахстана, по мнению многих экспертов, сформировалась под влиянием традиций:

— Исламского права (которое функционировало вплоть до начала 1920 годов и повлияло на многие нормы Адата, местные правовые обычаи и предписания традиций для людей этого региона);

— Римского права (в частности, через теорию и практику Советского права и социалистических принципов). Казахстанская правовая система кодифицирована и упорядочена: законодательные и иные нормативные правовые акты могут быть разделены в соответствии с конституционными, административными, гражданскими, уголовными, трудовыми и другими материальными или процессуальными законами.

Строгая иерархия источников права подразумевает, что высшим источником права является Конституция Республики Казахстан, а за ней — конституционные нормы и законы, кодексы и обычные акты, государственные обязательства, нормативные указы и так далее.

28 января 1993 Верховный Совет Республики Казахстан принял первую Конституцию Независимого Казахстана. После этого, 30 августа 1995 года она была заменена действующей по сей день Конституцией, принятой на всенародном голосовании — референдуме.


Ключевые слова: право; международное право; общепризнанные нормы; общепризнанные принципы; правоприменительная практика; Республика Казахстан; конституция; закон; конвенция; декларация.

Цель: изучение практики применения общепризнанных принципов и норм международного права на примере правоприменительной практики Республики Казахстан путем изучения и обобщения законодательных актов, соответствующих международных договоров и материалов, а также юридической литературы, материалов правоприменительной практики.

Методы: диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой и метод системного анализа.

Результат и вывод: проведенный правовой анализ и ключевые положения, сформулированные в ходе исследования.

Общепризнанные нормы международного права предписывают общеприемлемые правила и не создают новых коллизионных ситуаций во внутригосударственных правовых системах. С одной стороны, Конституция Республики Казахстан содержит в себе общеправовые принципы, характерные существенному количеству правовых систем суверенных государств и воспринятые общепризнанными принципами и нормами международного права. Хотя, если посмотреть с иной стороны, согласно ч. 1 ст. 4 Конституции Республики Казахстан принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью отечественной правовой системы, то есть, таким образом, становятся нормами прямого действия на всей территории Республики Казахстан [1]. Будучи составной частью национальной правовой системы, общепризнанные принципы и нормы международного права становятся специфическим регулятором внутригосударственных отношений. Объявляя общепризнанные принципы и нормы международного права встроенными в казахстанскую правовую систему, Конституция не разделяет понятия принципы международного права и нормы международного права, то есть не выделяет особым образом общепринятые принципы и нормы международного права.

Таким образом, основные принципы международного права непосредственно отражены в Конституции Республики Казахстан. Нормы, не нашедшие непосредственного отражения в тексте Конституции Республики Казахстан, соответствуют международным соглашениям, ратифицированным Республикой Казахстан.

Согласно вышесказанному была составлена таблица (рис.1) основных принципов международного права, отраженных в правовой системе Республики Казахстан.


Рис.1. Основные принципы международного права в правовой системе Республики Казахстан

Глядя на данную таблицу, представляется очевидным: в деятельности судов Республики Казахстан наиболее значимым и актуальным является применение принципа уважения прав и основных свобод человека. В Конституции Республики Казахстан отведен отдельный раздел, посвященный правам и свободам человека и гражданина — они практически совпадают с правами и свободами, изложенными в основных международно-правовых документах, посвященных урегулированию этих прав и свобод. Основными международными актами в этой сфере являются:

- Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.

- Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

- Европейская конвенция о правах человека1950 г.

- Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г.

Для Республики Казахстан, кроме того, следует назвать и Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г.

Высказывались мнения о том, что по вопросам прав человека Конституция помещается на второе место после международного права [4, 5]. Встречаются и более обобщающие точки зрения: при коллизии с законом общепризнанные принципы и нормы обладают тем же приоритетом применения, что и договоры, либо выстраивается следующая иерархия норм: международный принцип, нормы Конституции, позитивного права (договор, закон), судебные прецеденты.

Из этого следует, что все действующие на территории Республики Казахстан правовые установления не должны противоречить Конституции, она находится над ними, Конституция имеет высшую юридическую силу на всей территории Республики Казахстан. Таким образом, вопроса о надконституционности общепризнанных принципов и норм международного права не возникает, поскольку они не внешний фактор, а составная часть правовой системы страны, ст. 4 Конституции Республики Казахстан не определяет их место в иерархии элементов правовой системы, поэтому правоприменительные органы не обязаны отдавать им предпочтение; недопустимо, ссылаясь на такие принципы и нормы, обходить Конституцию, поскольку это привело бы к размыванию конституционных функций.

Совершенно очевидно: судебная практика также с необходимостью исходит из верховенства Конституции на территории страны.

Итак, буквальное прочтение ст. Конституции Республики Казахстан приводит к выводу о закреплении приоритета перед национальными законами норм двусторонних, региональных и многосторонних договоров, а также общепризнанных норм международного права, выраженных в договорной форме.

Для судебной практики более доступным представляется применение именно договоров, поскольку они обладают определенными сходными характеристиками с внутренними законодательными актами: конкретное название, четкая логическая (не декларативная — что нередко присуще общепризнанным принципам и нормам международного права) форма, точность и определенность правил. Напротив, общепризнанные принципы и нормы не обладают такими чертами, если только они не зафиксированы в каком-либо международном документе. В силу этого суды сравнительно редко опираются на общепризнанные принципы и нормы международного права для обоснования своих позиций и решений, используя при этом лишь те, что существуют в письменной форме, содержатся в договорах или иных международных актах.

1. ч. 1 ст. 4 Конституции Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.02.2011 г.)

2. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. -Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: ВолтерсКлувер, 2005

5. Бахин С. В. Международная составляющая правовой системы России.. 119–120 // Правоведение. 2007. № 6.

6. Закон Республики Казахстан О международных договорах Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.12.2014 г.)

7. Марочкин С. Ю.. Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации / Монография. М.: Норма, Инфра-М. 288 с., 2011

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, Конституция Республики, норма, принцип, акт, договор, Конституционный Совет Республики, международный договор Республики, Всеобщая декларация, законодательство Республики.

Ключевые слова

право, международное право, общепризнанные нормы, общепризнанные принципы, пра-воприменительная практика, Республика Казахстан, конституция, закон, конвенция, декларация

Похожие статьи

Особенности конституционного строительства суверенного.

Для защиты независимости и территориальной целостности Республики Казахстан Конституционный Закон также впервые предусматривал создание собственных Вооруженных сил. Новым, по сравнению с нормами Декларации явилось то.

Конституционное право и конституционное законодательство.

Рассматривая систему конституционного законодательства РФ можно выделить все указанные структуры, что нельзя сказать и системе конституционного законодательства Республики Казахстан (далее — РК).

Международные механизмы защиты прав личности

«1. Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики.

Некоторые вопросы имплементации норм международного права.

Ключевые слова: право; международное право; уголовный процесс; имплементация; общепризнанные нормы; общепризнанные принципы; правоприменительная практика; Республика Казахстан; суды; конституция; кодекс; закон; конвенция; декларация.

Функции Конституции в современный период: некоторые аспекты

Всеобщая декларация прав человека и её действие в Российской.

Всеобщая декларация прав человека первый универсальный международно-правовой акт, в котором государства мирового сообщества согласовали, систематизировали и провозгласили основные права и свободы, которые должны быть

Читайте также: