Какие меры юридического обеспечения прав туристов

Обновлено: 18.05.2024


То, что пишут туроператоры в путевках, иногда не совпадает с тем, что получает турист после выезда за границу. Защита прав туристов обеспечена Федеральным законом Российской Федерации и распространяется как на фундаментальные нарушения, (такие, как условия проживания), так и на менее существенные (плохой переводчик/экскурсовод). А как добиться того, чтобы туроператор понес ответственность за испорченный отдых - пойдет речь в данной публикации.

Закон защиты прав туристов относительно туроператора

Ответственность поставщика туристических услуг, как и защита прав российских туристов, описаны в Федеральном законе. Ст.9ФЗ РФ №132 гласит, что независимо от того, кто должен был оказывать ту или иную услугу, ответственность за качество ее предоставления лежит на поставщике услуг.

Поставщиком услуг в данном случае является сторона, с которой турист заключил договор о реализации туристических услуг. Таким образом, за отсутствие комфорта при авиаперелете перед туристом отвечает не авиакомпания, а туроператор. (Если в договоре указано, что туроператор осуществляет доставку туриста до места назначения).

Согласно Ст.10ФЗ№132 защита прав туристов в Российской Федерации наступает в случае нарушения таких услуг туроператором:

  1. Проживание (в т.ч. соответствие условий проживания заявленным в договоре);
  2. Питание (качество пищи, объем и периодичность);
  3. Перевозки (из РФ до места отдыха, внутри иностранного государства, трансферные рейсы, соответсвие авиабилетов заявленому ранее сотрудником фирмы классу и т.д.);
  4. Услуги гидов, экскурсоводов, переводчиков, инструкторов, проводников и т.д.;
  5. Соответствие качества существующих мероприятий заявленным.

Важно: Нередко, туроператор подбирает развлечения для туристов уже на месте отдыха. Соответственно, такого рода услуги не фиксируются в договоре. Тем не менее, туроператор несет ответственность за качество их оказания, т.к. подбирает исполнителей сам и несет ответственность за туриста на всех этапах путешествия. Поэтому путишествинник может обращаться с претензией непосредственно к исполнителю услуг.

Информация, указанная выше, подходит только для ситуаций, когда с турфирмой был заключен договор о поставке услуг. Поэтому необходимо настаивать как на оформлении договора, так и на том, чтобы в договоре была отражена максимально полная информация как о пакете услуг тура, так и о их качестве.

Обязанности туриста при поездке по путевке за границу

Права и обязанности туристов в чужой стране определяются местным законодательством. Тем не менее, в странах, где есть консульство России, каждый гражданин РФ имеет право:

  • Обращаться в дипломатические организации в случае нарушения личных прав;
  • Получать правдивую и максимально полную информацию о правилах и сроках пребывания в стране;
  • Свободно передвигаться по стране (с учетом местных ограничений, существующих в каждой стране);
  • Получать компенсацию, в случае, если пункты туристического договора были нарушены;
  • Своевременно получать неотложную мед.помощь (или пользоваться страховой медициной, если перед поездкой было оформлено страхование ответственности туристов);
  • Без препятствий пользоваться средствами связи;
  • Получать юридическую помощь, пользоваться услугами переводчика для разъяснения своих прав и свобод;

Требования к иностранцу также могут отличаться в зависимости от страны, тем не менее, к обязанностям туриста в путешествии относится:

  • В полной мере соблюдать местное законодательство;
  • Нести ответственность за посягательство на общественный порядок, памятники природы, искусства и истории;
  • Соблюдать сроки и порядок пребывания в стране

В случае нарушений наступает ответственность туристов за нарушение таможенных правил, что подробнее описана в ТК и КоАП РФ.

Права и обязанности туристов перед туроператором

Договор об оказании туристических услуг - двухсторонний документ, соответственно и туроператор и турист обязаны одинаково придерживаться описанным в нем правилам.

Турист должен придерживаться маршрутов, не нарушать оговоренный порядок пребывания в стране, соблюдать условия предоставления услуг.

Туроператор, свою очередь, имеет обязательство перед туристом предоставить услуги в полном объеме и с надлежащим уровнем качества.

Расторгнуть договор о туристических услугах может любая из сторон договора при условии грубого нарушения правил. Но также, стоит понимать, что согласно закону защиты прав потребителя турист может требовать компенсации за испорченный или несостоявшийся отпуск, так же как и туроператор может привлечь путешественника к админответственности. Чтобы в дальнейшем защитить себя если изменились планы и нужно отказаться от поездки незадолго до выезда, лучше оформить страхование ответственности туристов. Тогда туроператор не будет требовать компенсации за понесенные им расходы.

Защита прав туристов: порядок подачи иска

Под нарушением прав туриста со стороны турфирмы понимается несоблюдение условий договора о предоставлении услуг одной из сторон. Т.е. если туриста селят в четырехзвездочный отель вместо пятизвездочного, или если перелет происходит в эконом-классе при заявленном бизнес-классе - это считается нарушением.

Важно: договор об оказании услуг (нередко он является просто частью путевки), необходимо сохранять до конца поездки. Именно он является доказательством уровня заявленных услуг перед судом и на его основани можно получить возмещение за тур.

Шаг 2: Обращение суд. Вышеуказанную претензию необходимо оформить в исковое заявление, приложив копии доказательств нарушения ваших прав (чеки из отеля, фото, видео и т.д.)

Шаг 3: Взыскание. При должной доказательной базе, суд отстаивает интересы туриста. На этом этапе суд наделяет исполнительную службу правом взыскать с виновника компенсацию в пользу потерпевшего гражданина.

Важно: Если вам не удалось собрать те или иные чеки, доказывающие не должный уровень обслуживания, не следует переживать. Чеки, квитанции и иные доказательства растрат в любом случае есть у компании-туроператора и он обязан предоставить их суду на этапе защиты.

Читайте также: