Все должно предстать перед судом разума кто сказал

Обновлено: 04.07.2024

Дени Дидро (1713-1784) — один из самых значительных французских материалистов XVIII века. Век. Как и все представители этого движения, Дидро был материалистом снизу (в объяснении природы) и идеалистом сверху (в интерпретации общественных явлений). Он признавал материальность мира, считал движение неотделимым от материи, мир — познаваемым, и решительно отвергал религию.

Скажите: образование значит очень много.

Он говорит: организация ничего не значит.

Скажите: Организация означает меньше, чем принято считать….

Он говорит: Образование — единственный источник различий между людьми.

Признавая, что многого можно добиться с помощью образования, Дидро также указывал на важность физической организации человека, его анатомо-физиологических особенностей, в формировании человека. Он также не соглашался с позицией Гельвеция, согласно которой мышление можно свести к способности чувствовать. Умственные операции, по мнению Дидро, зависят от определенного состояния и организации мозга. Люди, по его словам, имеют различные природные факторы и характеристики, и природная организация, физиологические особенности людей предрасполагают к развитию их природных задатков, но их проявление полностью зависит от социальных причин, включая образование. Дидро справедливо полагал, что учитель может добиться больших успехов, стараясь развить врожденные положительные наклонности ребенка и подавить плохие. Призыв Дидро учитывать природные особенности ребенка, развивать его индивидуальность, заслуживает положительной оценки.

Дени Дидро и его философия - Педагогические идеи Дени Дидро

Философия французского Просвещения 18 века её характерные черты

В 18 веке центр европейской философии переместился во Францию. Просвещение было движением прогрессивной общественной мысли в период становления капиталистических отношений. Просвещение выражало мировоззрение прогрессивной буржуазии и активно способствовало идеологическому обоснованию буржуазных революций.

В основе философии Просвещения лежал культ человеческого духа, мнение, что он является самым важным инструментом для изменения общества на гуманистической основе.

Философия эпохи Просвещения опиралась на достижения естественных наук: Биология, физика, медицина — которые стали научной основой для раскрытия природы и сущности человека.

Религия и церковь воспринимались мыслителями эпохи Просвещения как основные препятствия на пути общественного прогресса. Что касается религии, то Просвещение развивало 2 основных идеологических течения: Деизм — течение, признающее идею сотворения мира Богом, который затем не вмешивается в процессы, происходящие в мире (Вольтер, Руссо); Атеизм — течение, отрицающее существование Бога (Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций). Французские мыслители эпохи Просвещения пытались ответить на вопрос о происхождении религии с материалистической точки зрения. Они видели их истоки в невежестве народа, его страхе перед стихиями природы и в корыстных интересах духовенства. Отсюда вывод: раз невежество породило богов, то наука их уничтожит.

Мыслители эпохи Просвещения развивали материалистические взгляды на природу и человека. Человек рассматривался как рациональное существо, представляющее собой единство природного и социального. Чтобы обрести счастье для отдельного человека, считали мыслители эпохи Просвещения, необходимо изменить общество в соответствии с принципами социальной справедливости и законности. Они отводили философии главную роль.

Наиболее яркими представителями французской философии эпохи Просвещения были Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо, Жюльен Ламетри, Дени Дидро, Клод Гельвеций, Поль-Анри Гольбах. Философские произведения этого периода писались не в форме трактатов, а в виде энциклопедий, словарей, полемических статей, художественной литературы.

Основные направления философии французского Просвещения:

учение о природе и материальном единстве мира;

учение о человеке и проблема сознания;

Французский материализм этого периода представлен в механистической форме. Механика оставалась основой мировоззрения, а ее законы принимались как универсальные. В рамках механистического мировоззрения французские материалисты разработали учение о природе, человеке и обществе.

Французский материализм 18 века: Дидро, Гельвеций, Гольбах.

В XVIII. В XVIII веке во Франции материализм в философии получил широкое распространение и новое развитие. Это было связано с быстрым развитием естественных наук и интеллектуальной ситуации в целом, которая была направлена на освобождение человеческого разума от религиозных догм и спекулятивных рассуждений.

Французские материалисты были последовательными, активными борцами против религии, и их атеистическое мировоззрение оказало большое влияние не только на их современников, но и на последующие поколения.

Философы-материалисты пытались доказать, что источниками религии являются невежество, рабство, деспотизм и обман масс духовенством. Священники не заботятся о просвещении народа, писали они, и чем менее просвещены массы, тем легче их обмануть.

В. Ленин высоко ценил атеистов восемнадцатого века, поскольку они талантливо, остроумно и откровенно нападали на религию и пап. Но они не понимали социальной природы религии и не могли указать правильные пути борьбы с ней. Французские материалисты верили, что Просвещение устранит все суеверия. Наука, искусство, ремесла дают людям новые силы, помогают им познать законы природы, что должно заставить их отказаться от религии.

Религия нужна феодальному правительству, чтобы легче управлять народом, но правительство, которое справедливо, просвещено и добродетельно, не будет нуждаться в ложных баснях. Поэтому священнослужителям не следует разрешать руководить школами, в школах не должно быть религиозного обучения, необходимо вводить такие предметы, которые привели бы учеников к познанию законов природы. Целесообразно ввести предмет, который бы преподавал основы моральных норм поведения в новом обществе; таким предметом должен быть курс нравственности.

Согласно учению французских материалистов, в мире существует только материя, находящаяся в постоянном движении; материя — это физическая реальность. Они признавали универсальное взаимодействие в природе и движение как естественное свойство материи.

Французские материалисты признавали отправной точкой познания ощущения, получаемые из внешнего мира. По выражению Дидро, человек подобен музыкальному инструменту, клавишами которого являются органы чувств: Когда природа нажимает на них, инструмент издает звуки — у человека есть ощущения и понятия.

Наибольшее значение имели просветительские взгляды французских материалистов Гельвеция, Дидро и Гольбаха.

Философия француского просвещения XVIII века

В девятнадцатом веке на смену Новому веку пришел так называемый век Просвещения. Такое название философия получила потому, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи зарождающейся буржуазии и, наконец, идеологически подготовили Французскую революцию 1789-1794 годов. Родиной Просвещения была Англия, затем Франция, Германия и Россия.

В этот период в центре всех философских школ, систем, течений находится активный субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим сознанием. Разум выступает как предпосылка веры в целесообразность, смысл общественного развития и объективный, закономерный характер общественного развития, которое подчинено логической схеме.

Однако при наличии общих позиций в учениях различных философских школ и направлений, существовали и различия. Хотя философы этого периода представляли мир как рационалистическую систему с ее законами природы, самопорядком и самовоспроизводством, в конкретной интерпретации этого миропорядка у них были разные подходы. В результате выделяются два подхода:

Деизм — направление в философии, сторонники которого признают существование Бога только как первопричины всего сущего, но отвергают его последующее влияние на окружающий мир, человека и ход истории. Сторонники деизма отвергали идею личного Бога; отвергали пантеизм; представители: М.Ф.А. Вольтер, Шарль Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Э.Б. де Кондильяк;

Атеистическо-материалистическое направление.Сторонники этого течения отвергали идею существования Бога в любой форме, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Представители: Мельес, Ламетри, Д. Дидро, Гельвеций, П. Гольбах.

Детство и юношество Дени Дидро

Поздний великий мыслитель родился в Шампани, в Лангре, на северо-востоке Франции. Сам Дидро шутил, что унаследовал от своей родины необычайную впечатлительность для всех направлений. Действительно, впечатлительность Дидро была поразительной. Но правильнее было бы сказать, что его ум был похож на знаменитый напиток его родины, шампанское — такой он всегда искрящийся, игривый и пенистый.

Безусловно, наибольший интерес представляют второй и третий периоды; первый, его юность, рассматривается для того, чтобы понять, что именно повлияло на деятельность Дени Дидро. Последние годы жизни Дидро можно назвать бесцветными, как в плане биографических данных, так и в плане идей. Хотя есть некоторые факты, которые лучше раскрывают личность Дидро. Его перчинкам принадлежат такие произведения, как,

Детство и юность Дени Дидро

Так, 5 октября 1723 года в книге коммуны Сен-Пьер записано, что в семье Дидье Дидро, мастера-ножовщика, и его законной жены Анжелики родился второй сын, Дени. Семья Дидро не принадлежала к первым двум сословиям — духовенству и дворянству, но в то же время отец Дени был одним из представителей мелкой городской буржуазии, составлявшей третье сословие. Богатство уже не было, как раньше, привилегией первых двух. Богатый человек мог стать буржуазией, даже если он не был ни обладателем титула, ни владельцем мануфактур. Семью Дидро, по крайней мере, можно причислить к богатым. И здесь кроется большая заслуга самого мэтра Дидро.

Отец Дидро был здоровым, активным, энергичным человеком. Он унаследовал свою профессию: семья Дидро всегда занималась изготовлением ножей, ножниц и подобных инструментов. В Лангре с XIII века работают мастера-ножовщики. У каждой семьи была своя печать или фирменный знак, эмблема: большая корона, голова оленя, имя Иисуса, царский посох. Фамильной печатью Дидро была наковальня с двумя скрещенными молотами, розой и жемчужиной на ней. Можно ли подобрать более подходящую эмблему для того, кто ударил молотом своих речей и трудов по наковальне народного негодования, насадил красоту настоящую и совершенную, как роза, и стал жемчужиной Франции и всего человечества!

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

В историю XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII века. Родоначальниками просветительских идей являются такие философы, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк.

Оглавление

Введение 3
Основные идеи французского Просвещения 3
Роль Бога и людей в развитии человеческой истории 3
Социальная природа человека 5
Вольтер 7
Социально-политические воззрения Вольтера 7
Вольтер о формах государственного правления 8
Монтескье 9
Монтескье о человеческой природе, об объективных законах развития 9 общества
Основные типы законов, виды социальных законов 10
Руссо 11
Жан-Жак Руссо, его понимание неравенства и виды неравенства 11
Понимание справедливости 12
Отношение к частной собственности 12
О происхождении государства 13
Заключение 13
9. Список литературы 15

Файлы: 1 файл

философия реферат.docx

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кузбасский государственный технический университет

студента заочной формы обучения

Выполнил: студент гр. ХМз – 09

Богданов Вадим Александрович

  1. Введение 3
  2. Основные идеи французского Просвещения 3
  3. Роль Бога и людей в развитии человеческой истории 3
  4. Социальная природа человека 5
  5. Вольтер 7
    1. Социально-политические воззрения Вольтера 7
    2. Вольтер о формах государственного правления 8
    1. Монтескье о человеческой природе, об объективных законах развития 9 общества
    2. Основные типы законов, виды социальных законов 10
    1. Жан-Жак Руссо, его понимание неравенства и виды неравенства 11
    2. Понимание справедливости 12
    3. Отношение к частной собственности 12
    4. О происхождении государства 13

    9. Список литературы 15

    В историю XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII века. Родоначальниками просветительских идей являются такие философы, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк.

    Просвещение как широкое культурно- идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической точностью, последовательностью и радикальностью. Зародившись в середине десятых годов XVIII века, оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя, начавшегося в последние годы царствования Людовика XIV и нараставшего в период регентства, правления Людовика XV и Людовика XVI, при котором в 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году к свержению монархии и достигшая своей демократической кульминации во время якобинской диктатуры 1793-1794гг.

    Исходные идеи Просвещения – культ науки (а следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самостоятельно! – таков призыв Просвещения.

    3. РОЛЬ БОГА И ЛЮДЕЙ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

    В античной философии уже были выработаны определенные подходы в решении проблемы преодоления дуализма мира и его сущности. Единое трактовалось как некое первоначальное, произведшее из себя все бытие, как абсолютную абстрактно-безличную индивидуальность. Личностное понимание Бога впервые дано Филоном Александрийским.

    Характеристика Бога как личности была существенным шагом вперед в направлении христианского мировоззрения, но она не давала полного преодоления пропасти между Богом и миром. Для преодоления этой пропасти необходимо было ввести опосредующие силы. Для этой цели Филон использует одно из центральных понятий античной философии – понятие Логоса. Так же, как и в античной философии, Логос у Филона наделяется рационально-логической и структурно-упорядочивающей функцией. Логос – это мировой порядок, красота и гармония. Это закон, приводящий все разнообразие вещей к единству. От него всякая форма, всякая устойчивость и определенность. Взятый сам по себе, в абстракции от телесных вещей, Логос есть царство вечных умопостигаемых идей, тождественных с божественными мыслями.

    О существовании Христа можно говорить с уверенностью не потому, что существуют отрывочные упоминания о нем в древних источниках. Нет, не упоминания Тацита, Плиния Младшего, Светония убеждают в этом, а то обстоятельство, что возникло мощнейшее движение – христианство. Следовательно, у истоков его непременно должна быть и выдающаяся Личность, как у истоков буддизма был Будда, у истоков ислама – Мухаммед.

    Народ является реальнейшей благородной силой, трудом своим животворящий бытие общества и продвигающий его вперед. Он создает и совершенствует орудия труда, передает свои навыки из поколения в поколение. Скромный и порой незаметный в своих единичных проявлениях труд подавляющего большинства людей есть в совокупности самое великое дело, решающее в конечном счете судьбы человечества.

    Народ – творец истории, но его творческая роль исторически неодинакова, как неодинаков и сам народ на различных ступенях развития общества, как неодинаковы его опыт, знания, сознательность. Опыт истории показывает, что могут быть периоды, когда народ впадает в заблуждение – даже в своем большинстве. Немецкий народ, давший миру гениев философии, музыки, литературы, науки, техники, образец трудолюбия, поддавшись демагогии Гитлера, в своем большинстве одобрил убийц, стал поработителем других народов. Русский народ, оболваненный сталинской мифологией, превратился в жалкого раба, впал в грех лицемерия, лжи и идолопоклонства. Иногда удается дурачить народ, но только некоторое время, дольше – часть народа, но нельзя все время дурачить весь народ. Рано или поздно наступает прозрение, когда народ осознает позор своих затмений духа и деяний.

    В ходе общественного развития существенным образом меняются условия, в которых проявляются силы народа. Историческая роль народа возрастает по мере прогресса человечества. Чем более сложные исторические задачи встают перед обществом, тем все более широкие массы народа включаются в общественные преобразования. Строго говоря, каждый человек, если он не преступник и не дармоед, обладая нормальным рассудком и нормальным здоровьем, является, в меру своих сил, творцом исторического процесса.

    4. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

    Социальный мир, в котором живут и трудятся люди, активно конструируется ими самими в ходе их социальной деятельности. Это происходит преимущественно не осознаваемо для них.

    С другой стороны, общество с помощью самых разнообразных средств формирует из индивида личность, приспособленную к жизни в определенной социальной среде. Этот процесс получил название социа лизации индивида.

    В ходе социализации люди обучаются соблюдению социальных норм и ценностей, характерных для данного общества, что делает возможным существование общества как единого целого и передачу культуры от поколения к поколению. Социализация осуществи путем согласования поведения индивида с поведением других людей и их групп. В этом процессе существенную роль играют подражание, социальное внушение, “психическое заражение” и т.п. В социально-психологическом плане социализация означает стремление к каким-то признанным или требуемым стандартам. Иногда человек принимает стандарты, навязываемые ему группой, к которой он принадлежит чисто внешне, не отказываясь от своих взглядов, но и не противопоставляя их групповому консенсусу. Но чаще индивид меняет свои первоначальные убеждения под давлением группы. Обычай господствующее мнение усваивается не в силу особой вескости приводимых в поддержку этого мнения аргументов, а из боязни неодобрения действий индивида группой.

    Процесс социализации может рассматриваться двояко. Во-первых, социализация может пониматься как внедрение в сознание индивида определенных социальных норм. Социальные правила становятся внутренними для индивида в том смысле, что они более не навязываются посредством внешней регуляции, а как бы налагаются индивидом самим на себя, становясь, таким образом, частью его “я”. В результате у индивида вырабатывается естественная для него потребность соответствовать социальным нормам. Социализация может пониматься, во-вторых, как важный элемент социального взаимодействия. Люди стремятся к возвышению в собственных глазах посредством достижения престижного статуса и одобрения со стороны других. Индивиды социализируются по мере приведения своих действий в соответствие с ожиданиями своего окружения. Эти два понимания социализации не исключают, а, скорее, дополняют друг друга.

    Тертуллиан утверждает: верю, потому что абсурдно.

    Вот, например, типичный образец рассуждения Тертуллиана:

    Тертуллиан разграничивал сферу действия разума и веры. Разум обладает естественной познавательной деятельностью. Он по своему происхождению и по своей цели связан с человеком и с природой. Вера же выходит за эти пределы. Вера, откровение, религия имеют целью познание божества.

    Резкое осуждение философского знания и постоянное подчеркивание преимущества веры перед разумом вытекали из того, что религия, по мнению Тертуллиана, не нуждается в доказательстве. Исторический опыт развития философских знаний, по его мнению, подтверждает, что философия всегда несла с собой сомнение в вере; порождала неверие, ослабляла могущество церкви. Отсюда его вывод: христианство несовместимо с философией.

    Несмотря на свою вражду к философии, сам Тертуллиан испытал сильное влияние некоторых философских течений, особенно стоицизма. Развивая мысль о тождестве Сына Божия с Логосом, т.е. разумом, словом, он ссылается на стоиков, как на своих единомышленников. В согласии со стоиками Тертуллиан учил, что существует только телесное. Поэтому Бог есть тело. Но как Солнце познается нами не в его подлинном существе на небе, а лишь по бросаемым на землю лучам, так и Бог никогда не открывает себя людям во всей полноте своего величия, а лишь в меру человеческой способности постижения – как человеческий Бог, открывший себя в Сыне.

    – сформулировал доказательства Бога через существование сверхсовершенного существа;

    – разработал учение о Божественной благодати и Божественном предопределении;

    Августин утверждает, что Бог – это абсолютная сила, абсолютная власть. Бог – начало, могущество. Свободна ли поэтому человеческая воля от действий и воли Бога или не свободна? Этот вопрос имел для церковников значение потому, что в зависимости от ответа на него решался и другой вопрос – о признании или отвержении церкви. Если воля человека свободна, если человек поступает так, как ему подсказывает его разум, его чувства, то это означает, что Бог никакого влияния на поведение человека не оказывает. Бог не властен над человеком. Понятно, что с таким выводом Августин согласиться никак не мог. Но оказалось, что и обратное решение вопроса также не спасает положения. Если предположить, что воля человека не свободна, а все его поступки заранее предопределены свыше, что его вера зависит только от Бога, то это должно означать безгрешность человека, ибо не может же сам Бог вдохновлять человека на греховные дела! Следовательно, оба решения вопроса о свободе воли противоречили религиозным догмам. По разъяснению Августина, воля свободна, но лишь в границах Божьего предположения. Каждый человек действует сам по себе и от себя. Но то, что он делает, делает Бог через него. Одних он предназначил к вечному блаженству, других – к вечным мукам. Источник зла и греха не в Боге, как высшем бытии, и не в низшем бытии, а в отпадении низшего от высшего. Виновник этого отпадения – дьявол, один из падших ангелов.

    Познание Бога достигается верой. Под верой Августин разумеет мысль, сопровождаемую согласием с ней. Но само это согласие осуществляется разумом. Следует верить, чтобы разуметь, и следует разуметь, чтобы верить. В познании Бога Августин различает три степени: познание через внешние чувства, которые, по Августину, в общем нас не обманывают, познание через внутреннее чувство, обсуждающее показания внешних чувств, и познание разумное, оценивающее внутренние чувства. Мера истины – в нашем самосознании. Как бы ни было сильно сомнение, не приходится сомневаться в том, что мы существуем, живем, движемся, произносим суждение, хотим, вспоминаем, сомневаемся. Даже сомневающийся обладает, таким образом, истиной, в которой он не сомневается. Но хотя для обретения истины нет необходимости выходить за пределы души, открываемая в ней истина указывает на истину верховную, из которой вытекает все истинное. Бог и есть эта верховная истина.

    О природе. Природа сама для себя недостаточна, человек призван быть ее господином, повелевать стихиями. Явления не открывают себя сами, а являются для человека уроком мудрости Бога.

    О времени и памяти . Время – это достояние самой человеческой души. Условием возможности времени является строение нашей души с тремя установками:

    – ожидание, устремленное в будущее;

    – внимание, прикованное к настоящему;

    – память, направленная в прошлое.

    О грешниках и праведниках . Два города – нечестивцев и праведников – существуют от начала человеческого рода и пребудут до конца века. Земной город создан любовью к самим себе, доведенной до презрения к Богу, небесный – любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе. Небесный град вечен, там истинное и полное счастье – дар Божий.

    История человечества разворачивается по плану Божьему. Человек в историческом процессе образовал два града: светское государство (царство зла, греха и дьявола) и царство Божие – христианскую церковь.

    Они созданы двумя видами любви. Любовь человека к себе (презрение к Богу). Любовь человека к Богу (презрение к себе).

    Эти два града пережили шесть периодов:

    – от Адама до потопа;

    – от потопа до Авраама;

    – от Авраама до Давида;

    – от Давида до Вавилонского пленения;

    – от Вавилонского пленения до Христа;

    – от Иисуса Христа до конца истории (со Страшным судом).

    Гражданам первого града – вечное мучение.

    Гражданам второго града – благодать.

    55.Человек, природа и общество в философии французского просвещения.

    В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк — родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения — культ науки (а следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии (восхваления) Разума. Имей мужество мыслить самостоятельно! — таков призыв Просвещения. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются .Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Д'Аламбер.

    П. Гольбах — французский философ-материалист. Главное его сочинение “Система природы” — “эта библия материализма”. Здесь Гольбах сводит все душевные качества к деятельности тела. Добродетель, по Гольбаху, - деятельность, направленная на пользу людей. Счастье заключается в удовольствии. Согласно Гольбаху, материя существует сама по себе, являясь причиной всего: она — своя собственная причина. Все материальные тела состоят из атомов. Материя - все то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения. Подобно тому как удары пальцев музыканта по клавишам клавесина рождают музыкальные звуки, так и воздействия предметов на наши органы чувств рождают ощущения всевозможных свойств. Чтобы переделать человека, освободить его от недостатков, развить в нем положительные стороны, необходимо преобразовать окружающую и прежде всего общественную среду.
    Вольтер — один из идейных вождей французского Просвещения. Он был признанным вождем философско-социального движения. Вольтер требовал свободы мысли, устного и печатного слова. “Осмельтесь мыслить самостоятельно!”. Свое политическое кредо Вольтер выразил в крылатой фразе: “Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам!”. Его собственно философские позиции в основе своей во многом определяются идеями Дж. Локка и И. Ньютона. Резко критикуя злоупотребления церкви, Вольтер признавал необходимость веры в Бога как перводвигателя Вселенной. Конечную причину движения сущего Вольтер считал проявлением божественной силы (по Ньютону). Вольтер не допускал самой возможности существования общества вне веры в Бога. Он призывал к активной деятельности с целью уничтожения всех форм варварства и дикости феодальных злоупотреблений.

    Ж.Ж. Руссо — один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. По своим убеждениям Руссо - представитель демократического крыла идеологов Просвещения. Веря в существование Бога и признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала. В вопросах теории познания он придерживался идей сенсуализма. Руссо подвергал резкой критике феодально-сословные отношения и частную собственность. “Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах!”. Развивая идеи общественного договора, Руссо утверждал, что в “естественном состоянии” в отношениях между людьми явл дружба и гармония. Его негодование было направлено против такой культуры, которая оторвана от народа. Он различал два вида неравенства: физическое (проистекающее из разницы в возрасте, здоровье, даровании) и политическое (выражающееся в различных привилегиях). Руссо - сторонник естественного права. Его идеалом было далекое прошлое, когда все люди были равны. Между Руссо и Вольтером происходили острые споры. Вольтер был в корне не согласен с идеей Руссо о том, что идеалы пребывают в далеком прошлом. В своей поэме “Светский человек” Вольтер писал: “Наши предки жили в неведении понятий “мое” и “твое”. А Откуда им было знать это? Они были наги. А когда ничего нет, то нечего и делить”.

    56.Сознание и язык. Язык как знаковая система. Основные функции языка.

    Сознание - одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная, преисполненная глубокого содержания. Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. С помощью сознания человек создает матер-ые и духовные ценности, прогнозирует результаты своей деятельности, а также осваивает и творит мир природы и социума. Сознание изучается различными науками: философия, психология, социология, биология, логика, психиатрия. Каждая из этих наук акцентирует внимание на тех св-вах сознания, к-ые отвечают ее предмету и специфическим задачам.

    Большинство ученных и философов стоят на позиции эволюционного происхождения человека и его сознания, что находит подтверждение в многочисленных фактах действительности и в результате научных исследований. Многие миллионы лет назад материальный мир существовал как мир неживой природы, к-ый обладал специфическими св-вами, любое взаимодействие материальных систем оставляло следы: механ-ие деформации, изложение химического или физ-ого состояния вещества — все это сохранялось в памяти природы. Св-во предмета, связанное со способностью одного объекта каким-лио образом воспроизводить структуру другого объекта в процессе из взаимодействия, называют отражением,к-ое присуще всей материи в целом. По мере усложнения организации материи, усложняются и формы отражения, те появляется биологическая форма отражения, к-ая вкл-ет в себя раздражимость и чувствительность, к-ая явл свидетельством возникновения и живых организмов элементарной сенсорной психики. На этой стадии развития у организма появляется дифференциированные органы чувств, способные избирательно реагировать на сигналы биологически значимых раздражителей. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к возникновению у живого организма мозга, центральной нервной системы и психики животного, а затем психики чел-ка.

    Русский космизм представлен разными направлениями: 1) естественное-научное (Вернадский, Умов, Чижевский); 2) философским (Федоров, Соловьев, Лосев); 3) художественно-поэтическим (Сухово-Каболин, Адоевский, Рерих).

    58.Духовная жизнь общества: понятие и основные характеристики.

    Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром. Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств. К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения. Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность - деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т. д. Понятие духовность пришло со средних веков. Человеческая духовность — это индивидуальный мир. Уровни общественного сознания: 1) обыденный уровень (социальная психология); 2)теоретический уровень (идеология). Формы: полит, право, мораль, философия, искусство, наука, религия. Общественное сознание — совокупность духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека.

    59.Особенности отечественной средневековой философии.

    4.Моление Даниила Заточника. - в высокохудожественно форме излагаются жалобы на то, что деятельность творческих людей на Руси не получает должной оценки.

    В сознании есть то, чего нет в материальном. Духовное богаче материального.

    60.Цивилизация и культура: понятие и соотношение.

    Читайте также: