Имеют ли право врачи забирать телефон у пациента в реанимации

Обновлено: 30.06.2024

Человек, который находится в реанимации, может быть в сознании, а может быть в коме, в том числе медикаментозной. При тяжелых черепно-мозговых травмах и повышении внутричерепного давления пациенту обычно дают барбитураты (то есть вводят в состояние барбитуровой комы), чтобы мозг находил ресурсы для восстановления — на пребывание в сознании требуется слишком много энергии.

Обычно в отделении реанимации пациенты лежат без одежды. Если человек в состоянии встать, то ему могут дать рубашку. «В реанимации к пациентам подключены системы жизнеобеспечения и следящая аппаратура (различные мониторы), — объясняет заведующая отделением реанимации и интенсивной терапии Европейского медицинского центра Елена Алещенко. — Для лекарств в один из центральных кровеносных сосудов устанавливается катетер. Если больной не очень тяжелый, то катетер устанавливается в периферическую вену (например, в вену руки. — Прим. ред.). Если требуется искусственная вентиляция легких, то в трахею устанавливается трубка, которую присоединяют через систему шлангов к аппарату. Для кормления в желудок заводится тонкая трубочка — зонд. В мочевой пузырь вводится катетер для мочи и учета ее количества. Пациента могут привязать к кровати специальными мягкими вязками, чтобы он не удалил при возбуждении катетеры и датчики.

Почему в реанимацию не пускают родственников

Почему присутствие родственников 24 часа в сутки невозможно даже в самых демократичных реанимациях? С утра в отделении активно проводят различные манипуляции, гигиенические процедуры. В это время присутствие постороннего человека крайне нежелательно. При обходе и при передаче смены родственники также не должны присутствовать: это как минимум нарушит медицинскую тайну. При реанимационных мероприятиях родственников просят выйти в любой стране мира.

Детей во взрослую реанимацию стараются не пускать ни у нас, ни за рубежом.


Что сделать, чтобы вас пустили в реанимацию

Когда есть объективные причины не пускать родственника в ОРИТ? Если вы откровенно болеете и можете заразить окружающих, если вы находитесь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения — в этих случаях вас справедливо не пустят в отделение, как ни старайтесь.

Как понять, что все в порядке

«При редких болезнях только узкие специалисты знают, что какие-то препараты нельзя назначать, какие-то можно, но нужно контролировать такие-то показатели, поэтому иногда в консультантах на самом деле нуждаются сами реаниматологи, — объясняет Ольга Германенко. — Правда, к выбору специалиста нужно подходить внимательно, чтобы он не разговаривал свысока с местными врачами и не стал вас запугивать: ‚Вас здесь угробят. Тут такие неумехи‘.

‚Когда вы говорите лечащему врачу, что хотите получить второе мнение, зачастую это звучит примерно так: вы лечите неправильно, мы видим, что состояние ухудшается, поэтому мы хотим привести консультанта, который научит вас правильно лечить, — говорит психиатр, руководитель Клиники психиатрии и психотерапии Европейского медицинского центра Наталья Ривкина. — Лучше доносить такую мысль: для нас очень важно понимать все-все возможности, которые есть. Мы готовы использовать все наши ресурсы для того, чтобы помочь. Мы хотели бы вас попросить получить второе мнение. Мы знаем, что вы наш основной врач, у нас нет плана уходить в другое место. Но нам важно понимать, что мы делаем все, что необходимо. У нас есть идея, к кому мы хотели бы обратиться. Может быть, у вас есть другие предложения. Вот такой разговор может быть более комфортным для врача. Надо просто порепетировать, записать формулировки. Не нужно идти со страхом, что вы нарушаете какие-то правила. Получить второе мнение — это ваше право‘.


Как помочь

Спинальный хирург Алексей Кащеев предлагает также узнать у лечащего врача, будет ли полезно при текущем состоянии больного нанять индивидуальную сиделку.

Как вести себя в реанимации

Если вас пускают в реанимацию, важно помнить, что есть правила (в письменном виде или проговоренные врачом), и они созданы для того, чтобы врачи могли выполнять свою работу.

Даже в тех реанимациях, куда можно приходить хоть в верхней одежде, есть правило: обработать руки антисептиком перед посещением пациента. В других больницах (в том числе на Западе) могут попросить надеть бахилы, халат, не носить шерстяную одежду и не ходить с распущенными волосами. К слову, помните, что посещая отделение реанимации, вы подвергаете себя определенным рискам. В первую очередь риску инфицирования местными бактериями, устойчивыми ко многим антибиотикам.

Это, скорее всего, будет опасно для жизни вашего близкого.

Как разговаривать с врачом

За границей и в платных медицинских центрах вы сможете получить информацию по телефону: при оформлении бумаг вы утвердите для этого кодовое слово. В государственных больницах в редких случаях врачи могут давать свой мобильный.

«В ситуации, когда кто-то из близких в реанимации, особенно когда это связанно с внезапно развившемся заболеванием, родственники могут находиться в состоянии острой реакции на стресс. В этих состояниях люди
испытывают растерянность, сложности с концентрацией внимания, забывчивость — им трудно собраться, задать нужный вопрос, — объясняет Наталья Ривкина. — Но у врачей может просто физически не быть времени строить диалог с родственниками, у которых есть такие сложности. Я рекомендую членам семьи записывать вопросы в течение дня и таким образом готовиться к встрече с врачом.


Как не сойти с ума и поддержать близких

Очень часто в ситуациях, когда кто-то из родственников в реанимации, люди замыкаются и перестают делиться переживаниями. Они так стараются защитить друг друга, что в какой-то момент друг друга просто теряют. Люди должны говорить открыто. Это очень важный задел на будущее. Особая категория — это дети. К сожалению, очень часто от детей скрывают, что кто-то из родителей находится в реанимации. Такая ситуация очень плохо отражается на их будущем. Доказанный факт: чем позже дети узнают правду, тем выше риск тяжелых постстрессовых расстройств. Если мы хотим защитить ребенка, мы должны говорить с ним. Это должны делать близкие, а не психолог. Но лучше, чтобы они сначала получили профессиональную поддержку. Сообщать нужно в комфортной обстановке. Надо понимать, что дети 4–6 лет гораздо более адекватно относятся к вопросам смерти и умирания, чем взрослые люди. У них в это время есть достаточно четкая философия в отношении того, что такое смерть и умирание. Позднее на это накладывается много разных стигм и мифов, и мы уже по-другому начинаем к этому относиться. Есть еще проблема: взрослые стараются свои эмоции не показывать, а дети чувствуют и переживают этот опыт как отвержение.

Где искать информацию

Чего ждать

После реанимации, как только отпадет необходимость в интенсивном наблюдении и пациент сможет самостоятельно дышать, его, скорее всего, переведут в обычное отделение. Если точно известно, что человек пожизненно нуждается в искусственной вентиляции легких (ИВЛ), но в целом помощи реаниматологов он не требует, его могут выписать домой с аппаратом ИВЛ. Купить его получится только за свой счет или за счет благотворителей (у государства денег нет).

По-хорошему, еще в реанимации с пациентом должен работать как минимум физический терапевт (не путать с физиотерапевтами, которые занимаются магнитотерапией, прогреваниями, лечением лазерами и проч.) и эрготерапевт (специалист, помогающий поддержать самостоятельность пациента в обычной жизни). После лечения в отделении реанимации определенно потребуется грамотная реабилитация.

Можно ли отказаться от реанимации

Если прекратить искусственное поддержание жизни (например, отключить аппарат искусственной вентиляции легких), человек умирает от болезни, а не от действий врача, идет естественный процесс умирания. Однако в российском законодательстве (ст. 45 323-ФЗ) это определяется как эвтаназия. Хотя во всем мире эвтаназией называют гораздо более активные действия для ускорения умирания.

Важно! Само попадание в ОРИТ не значит, что ваш близкий умрет.

После успешной интенсивной терапии в ОРИТ пациента обычно переводят продолжать лечение в другое отделение стационара, например, в хирургию или кардиологию. Прогноз зависит от тяжести состояния пациента, его возраста, сопутствующих заболеваний, действий и квалификации врачей, оснащения клиники, а также многочисленных случайных факторов, иными словами — удачи.

Что вам делать?

Успокоиться, сконцентрироваться и в первую очередь позаботиться о собственном психическом и физическом состоянии. Например, не следует впадать в отчаяние, заглушать страх и панику алкоголем, обращаться к гадалкам и экстрасенсам. Если вы будете действовать рационально, вы сможете увеличить шанс на выживание и ускорить выздоровление своего близкого. Узнав, что ваш родственник в реанимации, оповестите максимальное количество близких, особенно имеющих отношение к медицине и здравоохранению, а также оцените, сколько у вас денег и сколько при необходимости вы сможете найти дополнительно.

Могут ли вас не пустить в реанимацию?

Если вам кажется, что ваше право на общение с родственником в ОРИТ нарушается, конфликтовать по этому поводу с охранниками, медицинскими сестрами, санитарками или дежурными врачами, как правило, бесполезно и даже вредно. Для разрешения конфликтных ситуаций целесообразнее обратиться к руководителю отделения или администрации клиники. Хорошая новость —сотрудники большинства реанимационных отделений ведут себя приветливей, если продемонстрировать желание сотрудничать и адекватность.

Что полезно спросить у врачей?

Задавайте эти вопросы.

— Есть ли необходимость в приобретении каких-то препаратов, которые отсутствуют (например, дорогостоящие антибиотики)?

— Стоит ли нанять индивидуальную сиделку? Если да, то необходимо ли договариваться с младшим персоналом отделения или нужно привести человека со стороны (например, из патронажной службы)? Помните, что при некоторых заболеваниях от ухода напрямую зависит жизнь пациента. Не жалейте денег на сиделку, если она необходима.

— Как организовано питание и есть ли необходимость в покупке специального питания для тяжелобольных?

— Нужны ли консультации специалистов со стороны? Предположим, в клинике отсутствует штатный нейрохирург, а его консультация при заболевании вашего близкого целесообразна. Формально, врачи сами обязаны позаботиться о подобном, на практике — это часто организуют родственники.

Напоследок спросите, что еще вы можете принести близкому человеку. Какие-то привычные вещи: игрушки ребенку, личные лекарства, предметы гигиены и обихода. Иногда — телефон, планшет и, даже, телевизор.

Как вести себя в реанимации?

Оденьтесь так, как вам скажут. Как правило, это одежда из синтетических тканей (никакой шерсти), удобная сменная обувь, одноразовый халат, шапочка, маска (можно купить в аптеке). Если у вас длинные волосы, соберите их в пучок. Имейте с собой антисептическую жидкость и обрабатывайте руки. Иногда даже имеет смысл завести собственный сменный хирургический костюм (можно купить в магазине медицинской одежды).

Умерьте свои эмоции. Вы попадете в крайне непривычную обстановку, вокруг будут тяжелобольные люди, будет много запахов и звуков. Не мешайте персоналу. Для вас это стресс, для сотрудников — повседневность. Ваш близкий может не говорить, либо говорить не так и не то, из него могут торчать многочисленные трубки, на нем могут быть повязки, наклейки. Он может быть странного цвета, отечный, пахнуть необычно.

Не пугайтесь, это не навсегда. Он просто болеет.

Как вы можете ему помочь?

Никто не знает, как это работает, но опытные врачи-практики еще при первом разговоре с больным могут определить вероятность выживания больного при осложнениях. От психологического состояния пациента зависит очень многое. А это состояние почти полностью зависит от близких, то есть от вас.

Помните: пока ваш близкий болен, но жив, он может и должен участвовать в жизни своей семьи.

А что говорить, если он боится смерти?

Если вам приходится выхаживать своего близкого долгими неделями, месяцами или годами, реанимация становится значимой частью жизни. Вам потребуется выдержка и хладнокровие. Помогайте персоналу, как только почувствуете, что овладели основными навыками. Мне известны случаи, когда родственники реанимационных больных впоследствии меняли свой жизненный путь и становились медсестрами, врачами.

Для родственников своих пациентов написал практикующий нейрохирург Алексей Кащеев.

При обращении на горячую линию специалист поможет вам:

  • выбрать стационар в Москве в соответствии с вашим заболеванием;
  • определиться со сроками госпитализации;
  • подскажет, какие документы и анализы нужны для плановой госпитализации.

Решение о возможности и сроках плановой госпитализации в клиники Москвы иногородних граждан по ОМС принимается медицинскими организациями с учетом

Иногородним гражданам для проведения диализа в Москве по полису ОМС нужно выслать в организационно-методический отдел по нефрологии Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. копии следующих документов:

Следует обратиться в консультативно-диагностическое нефрологическое отделение ГКБ №52.
При себе следует иметь

  1. направление на консультацию
  2. паспорт
  3. полис ОМС
  4. медицинскую документацию (анализы, выписки).

Решение о госпитализации для выполнения биопсии почки принимает нефролог-консультант при наличии показаний.

Для госпитализации нужно иметь при себе следующие анализы и документы, которые выполняются в амбулаторно-поликлиническом учреждении или, при платной госпитализации, в отделе платных медицинских услуг по желанию пациента:

  1. клинический анализ крови (результат действителен 10 дней)
  2. коагулограмма (результат действителен 1 месяц)
  3. биохимический анализ крови(результат действителен 1 месяц)
  4. группа крови, резус-фактор
  5. общий анализ мочи (результат действителен 10 дней)
  6. RW, Hbs Ag, HCV Ag, ВИЧ (результат действителен 3 месяца)
  7. ЭКГ (результат действителен 10 дней)
  8. флюорография (результат действителен 1 год)
  9. заключение терапевта об отсутствии противопоказаний к операции.

С направлением военкомата следует обратиться в отделение аллергологии (3 корпус, 3 этаж) к постовой медсестре. При себе иметь паспорт, полис ОМС, направление и акт.
Консультации призывников с 11 часов по будним дням.

Порядок госпитализации в отделение офтальмологии для лечения катаракты с имплантацией искусственного хрусталика:

Женская консультация филиала ГКБ №52 осуществляет дородовое наблюдение женщин, начиная с любого срока беременности. Рекомендуем встать на учет по поводу беременности до срока 12 недель.
Постановка на учет в женскую консультацию для дородового наблюдения осуществляется вне зависимости от места регистрации женщины. Необходимо написать заявление о прикреплении, согласие на обработку персональных данных и представить паспорт, полис ОМС, СНИЛС.

При себе иметь:
— Направление на госпитализацию
— Паспорт
— Полис ОМС.

Отделение гематологии: 4 корпус, 3 этаж, каб.302

Стационарная медицинская помощь в гинекологическом отделении оказывается пациенткам по направлению

  1. Женской консультации по месту жительства (по ОМС)
  2. Отдела платных медицинских услуг ГКБ №52 (на платной основе)
  3. По договору добровольного медицинского страхования, если у страховой компании заключен договор на оказание медицинских услуг с ГКБ №52 (через отдел платных медицинских услуг).

Для получения медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования следует обратиться в женскую консультацию, к которой прикреплена пациентка, и при наличии показаний получить направление на госпитализацию в ГКБ №52 с указанием диагноза.

Врач-гинеколог ведет отбор пациенток для плановой госпитализации в консультативно-диагностическом отделении ГКБ №52.
КДО находится по адресу: ул.Сосновая, 11, здание женской консультации, 4 этаж.

При себе необходимо иметь:

  • направление на госпитализацию из женской консультации;
  • паспорт;
  • полис ОМС РФ.

На приеме вы получите список анализов, необходимых для госпитализации.

Процедура подготовки к плановой госпитализации предусматривает выполнение необходимого объема лабораторных анализов, инструментальных исследований на амбулаторном этапе и предоставление их результатов на повторном приеме врача-гинеколога.

На повторном приеме врач-гинеколог проверяет полноту представленных результатов исследований, оценивает результаты, проводит гинекологический осмотр пациенток и вносит в лист ожидания плановой госпитализации в отделение гинекологии.

Задать вопрос врачу-гинекологу отделения гинекологии, в котором будет проходить ваше лечение, можно, написав письмо на адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

ВАЖНО: наличие в учреждении родовспоможения соответствующих условий (индивидуальных родовых залов) означает, что присутствие партнера возможно только в том случае, если на момент родов есть возможность предоставить паре индивидуальный родовой бокс на весь период родов.

В контрактных родах присутствие мужа (или любого другого члена семьи) на родах при желании женщины входит в пакет услуг.
Для присутствия партнера на родах необходимо иметь следующие документы:

  1. Флюорография или рентгенография грудной клетки
  2. Лабораторные анализы: анализ крови на RW, ВИЧ, HBS, HCV
  3. Заявление (бланк заявления можно взять в приемной зам. главного врача, у секретаря)
  4. результат анализа крови на определение титра антител к кори. Если анализ не подтверждает наличие иммунитета к вирусу кори, необходимо сделать прививку

Заявление подписывается заместителем главного врача И.Ю. Кокая после 36 недель беременности (приемная родильного дома, 1 этаж, вторник, четверг с 11.00 до 13.00). Присутствие будущей мамы и партнера обязательно.

В случае оперативного родоразрешения присутствовать при рождении ребенка не разрешается.

Главный внештатный специалист ревматолог СЗАО г. Москвы Загребнева А.И. ведет прием пациентов по направлениям из поликлиник по месту жительства по средам с 15:00 до 17:00.

Прием осуществляется по предварительной записи по телефону
8 (499) 196-17-76 с 13:00 до 14:00 в будние дни.

На приеме пациенту следует иметь:

  • направление на консультацию к окружному ревматологу, паспорт, полис ОМС
  • общий анализ крови;
  • биохимический анализ крови;
  • общий анализ мочи.

Недавно в России впервые был подан иск на больницу, врачи которой не разрешили родным посетить пациента в реанимации. Мосгорсуд признал претензию людей обоснованной и обязал администрацию больницы выплатить им компенсацию.

Можно ли посещать белорусские реанимации? Какие условия пребывания там вызывают у людей вопросы? Почему за рубежом реанимационные палаты, как правило, рассчитаны на одного, а у нас на несколько человек? Разобраться в теме помогли врачи Городской клинической больницы скорой медицинской помощи Минска (ГКБСМП) и белорусские анестезиологи-реаниматологи, работающие в зарубежных клиниках.


Посещения

Посещения пациентов в реанимации законом не запрещены. Поэтому сегодня каждая больница регулирует этот вопрос самостоятельно правилами внутреннего распорядка. Например, по правилам ГКБСМП родственники могут навестить пациентов в палатах реанимации с 12:00 до 13:00 и с 17:00 до 20:00.


Им выписывают пропуск, выдают санитарную одежду. Мы как раз застали такой момент посещения: кто-то помогал медсестрам посадить человека в кровати, кто-то кормил родного, кто-то просто стоял и держал близкого человека за руку, потому что тот еще не пришел в сознание.

Чтобы не возникало ситуаций, когда в одних реанимациях посещения разрешены, а в других людям отказывают без объяснения причин, нужен единый документ, который бы регламентировал общие правила для всех клиник, считают медики.

Перегородки

Вопреки обывательскому представлению в реанимациях лежат не только пациенты в коме, там находятся и люди в сознании. Поэтому этические моменты для них весьма важны. Наши реанимации – это палаты на 3–6 человек, в которых вместе находятся и женщины, и мужчины. Справлять нужду в утку при соседях крайне некомфортно. Точно так же неприятно, когда все видят, как тебя обтирают или меняют подгузник. Решить эту проблему могут перегородки между кроватями, туалеты для пациентов. В ГКБСМП такие перегородки есть – специальные легкие выдвижные штанги со шторками. Более того, после ремонта в палатах реанимации появились туалеты для ходячих пациентов.


В старых реанимациях туалетов нет, так же как и штанг с выдвижными шторками.

Телефоны

Телефоны в реанимационных палатах медики не разрешают и объясняют это тем, что пациенты бывают разные и лишний предмет в руках может представлять опасность. Кроме того, пациенты не всегда критически оценивают свое состояние и могут напугать родных своим звонком.

Кнопки вызова

В реанимациях люди ослаблены и порой не могут позвать медсестру, если нужна помощь. Обычно для этого у кроватей больных предусмотрены кнопки вызова персонала. Но они есть не во всех наших реанимациях, так как их наличие не является обязательным. Подразумевается, что медсестра не имеет права покидать свой пост и пациент находится под постоянным наблюдением персонала.


Пациент в реанимации подключен к аппаратуре, лежит под капельницей, часто с мочевым катетером, так как сам не может ходить в туалет. Поэтому он всецело зависит от медсестер и санитарок. И если их вдруг нет или они невнимательны и грубы, это очень сильно отражается на его эмоциональном состоянии. По мнению медиков, дело здесь больше не в халатности или отсутствии сердечности, а в сильной усталости медсестер и санитарок, которые дежурят в реанимации, как правило, целые сутки (с утра до утра) и выполняют много функций.

В мире проблему качественного ухода решают за счет расширения штата реанимаций. А как у нас?

Недавно в России впервые был подан иск на больницу, врачи которой не разрешили родным посетить пациента в реанимации. Мосгорсуд признал претензию людей обоснованной и обязал администрацию больницы выплатить им компенсацию.

Можно ли посещать белорусские реанимации? Какие условия пребывания там вызывают у людей вопросы? Почему за рубежом реанимационные палаты, как правило, рассчитаны на одного, а у нас на несколько человек? Разобраться в теме помогли врачи Городской клинической больницы скорой медицинской помощи Минска (ГКБСМП) и белорусские анестезиологи-реаниматологи, работающие в зарубежных клиниках.

Отделение реанимации


Посещения

Посещения пациентов в реанимации законом не запрещены. Поэтому сегодня каждая больница регулирует этот вопрос самостоятельно правилами внутреннего распорядка. Например, по правилам ГКБСМП родственники могут навестить пациентов в палатах реанимации с 12:00 до 13:00 и с 17:00 до 20:00.

Посещения в реанимации

Им выписывают пропуск, выдают санитарную одежду. Мы как раз застали такой момент посещения: кто-то помогал медсестрам посадить человека в кровати, кто-то кормил родного, кто-то просто стоял и держал близкого человека за руку, потому что тот еще не пришел в сознание.

Что касается детей, то для них лучшее лекарство – это мама, поэтому в нашем отделении мы не просто приветствуем, мы настоятельно просим родителей находиться с детьми круглосуточно. Когда мама рядом с ребенком, он активен, лучше ест, ему меньше нужно седативных лекарственных средств. Родитель ребенка до 3 лет обеспечивается питанием за счет бюджета. Если ребенок старше, родные уже питаются в больнице за свой счет.

Чтобы не возникало ситуаций, когда в одних реанимациях посещения разрешены, а в других людям отказывают без объяснения причин, нужен единый документ, который бы регламентировал общие правила для всех клиник, считают медики.

Перегородки

Вопреки обывательскому представлению в реанимациях лежат не только пациенты в коме, там находятся и люди в сознании. Поэтому этические моменты для них весьма важны. Наши реанимации – это палаты на 3–6 человек, в которых вместе находятся и женщины, и мужчины. Справлять нужду в утку при соседях крайне некомфортно. Точно так же неприятно, когда все видят, как тебя обтирают или меняют подгузник. Решить эту проблему могут перегородки между кроватями, туалеты для пациентов.

В ГКБСМП такие перегородки есть – специальные легкие выдвижные штанги со шторками. Более того, после ремонта в палатах реанимации появились туалеты для ходячих пациентов.

Перегородки в реанимации

В старых реанимациях туалетов нет, так же как и штанг с выдвижными шторками.

Перегородки между кроватями в каком-то виде должны быть предусмотрены везде. Практически все реанимационные отделения в стране были подвергнуты реконструкции. В реанимациях, где по каким-то причинам выдвижные шторки отсутствуют, используются переносные ширмы. То, что не во всех палатах они стоят, можно объяснить двумя причинами. Большинство пациентов реанимаций находятся в тяжелом или крайне тяжелом состоянии без сознания либо в состоянии медикаментозного сна, перегородки для них непринципиальны, а вот персоналу требуется постоянный свободный доступ к пациенту со всех сторон. Поэтому сотрудники отделения просто привыкают к этому, и когда появляется пациент в сознании или человек выходит из комы, не всегда эту перегородку поставят или выдвинут. Пациенту просто нужно попросить сделать это. Никто никогда не откажет. Вторая причина в том, что в случае экстренной ситуации переносная перегородка будет мешать, уйдет драгоценное время на то, чтобы ее убрать. Поэтому в перегруженных реанимациях их избегают ставить. В любой реанимации также есть отдельный реанимационный зал. Если мы видим, что пациент в сознании, а у соседа по палате наступила клиническая смерть, то мы можем вывезти умирающего человека в этот специальный зал, чтобы не травмировать людей.

Телефоны

Телефоны в реанимационных палатах медики не разрешают и объясняют это тем, что пациенты бывают разные и лишний предмет в руках может представлять опасность. Кроме того, пациенты не всегда критически оценивают свое состояние и могут напугать родных своим звонком.

Все-таки хочу напомнить, что пациенты отделений реанимации и интенсивной терапии – это прежде всего люди в критических состояниях с нарушением витальных (жизненных) функций. У них разная степень нарушения сознания, как правило, есть проблемы с дыханием, часто требуется поддержка сердечной деятельности и т. д. Все это мало сочетается с мобильным телефоном в их руках. Для тех, кому действительно плохо, мобильный телефон неактуален. Да, есть пациенты в сознании, как правило, терапевтического профиля или в раннем послеоперационном периоде. И опять-таки, они не одни в палате и другим пациентам или персоналу могут мешать звонки и разговоры. В то же время, если возникает необходимость позвонить, врачи никогда не откажут и сделают такой звонок родственникам. Также в отделениях реанимации есть обычный стационарный телефон, по которому родные могут узнавать о состоянии пациента, беседовать с лечащим врачом.

Кнопки вызова

В реанимациях люди ослаблены и порой не могут позвать медсестру, если нужна помощь. Обычно для этого у кроватей больных предусмотрены кнопки вызова персонала. Но они есть не во всех наших реанимациях, так как их наличие не является обязательным. Подразумевается, что медсестра не имеет права покидать свой пост и пациент находится под постоянным наблюдением персонала.

Кнопки вызова в реанимации

Пациент в реанимации подключен к аппаратуре, лежит под капельницей, часто с мочевым катетером, так как сам не может ходить в туалет. Поэтому он всецело зависит от медсестер и санитарок. И если их вдруг нет или они невнимательны и грубы, это очень сильно отражается на его эмоциональном состоянии. По мнению медиков, дело здесь больше не в халатности или отсутствии сердечности, а в сильной усталости медсестер и санитарок, которые дежурят в реанимации, как правило, целые сутки (с утра до утра) и выполняют много функций.

В мире проблему качественного ухода решают за счет расширения штата реанимаций. А как у нас?

По штатному расписанию в большинстве реанимаций на 6 пациентов приходится один врач и на 3 пациента – одна медсестра. Врач-реаниматолог постоянно находится в отделении, в шаговой доступности. Также есть ответственный врач-реаниматолог, который в случае необходимости осуществляет консультации пациентов в профильных отделениях больницы или в приемном покое. Пост медсестер находится максимально близко к пациентам – либо в палате, либо за стеклянной перегородкой палаты. То есть в отделении реанимации пациент всегда под присмотром.

Как реанимации работают за границей

В нашей клинике посещение реанимации разрешено с 14:00 до 18:00 и с 19:00 до 22:00. До обеда много терапевтических и сестринских процедур – и родственники мешали бы работать. Мобильные телефоны разрешены без ограничений. В старом отделении были боксы на двоих/троих пациентов, в которых между кроватями стояли ширмы. Сейчас каждый пациент в своем боксе, между боксами – стена, то есть полная изоляция от соседей. Для сестер это не всегда удобно – меньше контроля. Но пациенту психологически гораздо комфортнее. В палатах есть кнопка вызова медсестры, телевизор. Пациент действительно полностью зависит от личной и профессиональной квалификации персонала, его времени и загруженности. Поэтому чтобы помощь была качественной, необходимо достаточное количество сестер. Максимум две койки на сестру. Сейчас у нас на одну медсестру (хотя половина – это медбратья) максимум два пациента. Но обычно – один. В Австрии на сестер возложено очень много функций. Они занимаются мониторингом, документацией, заправкой инфузоматов, расчетом доз, заправкой аппаратов гемофильтрации и контролем за ними, также моют, бреют и обрабатывают пациентов, кормят, следят за стулом. Поэтому сестры дежурят по 12 часов.

По мнению Владимира Свиркова, чтобы улучшить белорусскую службу реанимации, необходимо увеличивать штат сестер, обеспечивать мониторинговым оборудованием, а также закупать средства, облегчающие уход: удобные утки, салфетки, моющие средства, подгузники. И уменьшить количество бумажной работы.

пациент в реанимации

Американская модель

В нашей клинике все палаты реанимации рассчитаны только на одну койку. В каждой палате стоит диван для родственников, есть телевизор, туалет и душ. Родные могут находиться здесь круглосуточно. Есть кнопка вызова медсестры, а также кнопка тревоги – CODE BLUE, которую включают в случае критической ситуации. Помимо медсестры и врача-реаниматолога имеется еще много дополнительного персонала, осуществляющего уход за пациентом, – массажисты, физиотерапевты, психологи, реабилитологи, диетологи и даже фармакологи. А вот санитарок нет – уборкой занимается отдельная клининговая служба. В Беларуси служба реанимации часто перегружена, персоналу делегировано множество функций, которые невозможно выполнить за время дежурства, штатные нормативы давно отстают от реальных требований. В современной медицине в отделении реанимации одна медсестра следит за двумя пациентами, а если пациент на аппарате искусственной вентиляции легких – то за одним. В специализированных отделениях (трансплантация, нейрохирургия, кардиохирургия) положена одна медсестра на двух пациентов. Но эти нормативы мало где соблюдаются в Беларуси. В идеале в палате должна быть одна койка, но большинство отделений реанимации в Беларуси старой планировки, поэтому это невозможно. По этой же причине в большинстве больниц не выдерживается норматив по количеству метража на одного пациента, не везде есть возможности отделить больных с внутрибольничными инфекциями от других. Реформы службы могут потребовать значительных затрат. Но некоторые новшества ничего не стоит ввести уже сегодня, например, пациенты ни в коем случае не должны лежать голыми, как принято в наших реанимациях.

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Наши партнеры






Нашы партнёры

Наши сертификаты и награды


Регистрационное свидетельство

svidetelstvo gosreg

Свидетельство о госрегистрации СМИ

sertifikat tibo

Диплом интернет-премии Tibo


Лауреат "Золотая Литера"


Регистрационное свидетельство

svidetelstvo gosreg

Свидетельство о госрегистрации СМИ

sertifikat tibo

Диплом интернет-премии Tibo


Лауреат "Золотая Литера"

Республиканское унитарное предприятие
"Редакция газеты "Медицинский вестник",
УНП 100058405
Учредитель: Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Адрес: 220017, г. Минск, ул. Матусевича, 77-4
Телефон: +375 17 378 42 72
E-mail: info@24health.by


Что происходит в реанимации

Если вашего близкого поместили в отделение интенсивной терапии (реанимацию), значит его состояние оценивается, как тяжелое или средней тяжести, поэтому не стоит пугаться, если вы слышите такую формулировку в справочной, она стандартная.

Пациенты в реанимации лежат, как правило, без одежды или в специальной рубашке. Это связано с тем, что реанимационные действия могут потребовать быстрого реагирования и на освобождение от одежды тратится драгоценное время. Кроме того, врачу важно видеть кожные покровы больного.

К пациенту может быть подключено сразу несколько медицинских приборов, отслеживающих основные показатели: пульс, сатурацию, давление. В реанимации человек не всегда находится в сознании или может встать, поэтому, вероятнее всего, у него будет мочевой катетер или памперс. Если пациента подключают к ИВЛ, у него также будет трахеостома. Кормят некоторых больных через желудочный зонд. Наличие или отсутствие такого оборудования зависит от состояния пациента и основного заболевания.

Иногда пациента фиксируют бинтами. Это делается для того, чтобы при выходе из наркоза он не сбил оборудование или не навредил себе случайно.

Пациентам проводят все обычные гигиенические процедуры. За неимением возможности принять душ, применяется обтирание, обработка против пролежней.

В отделении реанимации обычно две палаты на шесть коек, это стандартное количество коек, их может быть больше или меньше. Тяжелых больных отделяют от тех, чье состояние внушает меньше опасений, так врачам будет легче приступить к реанимационным действиям, если они понадобятся.

Реанимационное отделение может выглядеть пугающе для человека, далекого от медицины, но там всё устроено для того, чтобы помогать пациентам.

реанимация

Как узнать о состоянии больного в реанимации

В каждой больнице есть общий справочный телефон и телефон отделения, по которому врач в определенные часы общается с родственниками пациента.

Надо запастись терпением, так как лечащий врач не всегда может общаться по телефону. В реанимации строгие санитарные требования и иногда даже взять в руки телефон не представляется возможность. Кроме того, именно в момент звонка врач может реанимировать кого-то из пациентов.

Иногда врачи реанимации назначают часы для личного приема родственников больных. Решение о лечении медик принимает самостоятельно, ни супруг, ни дети, ни друзья пациента не являются его медицинскими представителями, если не была составлена специальная доверенность (но и ее юридическая сила в некоторых вопросах может вызывать сомнения у персонала). Так при жизнеугрожающих состояниях помощь больному будет оказана, независимо от желания его родных.

Можно ли посетить человека в реанимации

Юридических препятствий для посещения человека в реанимации нет. В случае, если вам говорят обратное, можно сослаться на ст. 6 323-ФЗ. Эту информацию дублируют два письма Минздрава (№ 15-1/2603-07 от 09.07.2014 и № 15-1/10/1-2884 от 21.06.2013).

При этом иногда стоит прислушаться к мнению врачей, ведь в больнице может просто не быть условий для постоянного пребывания родственника или запрет связан с карантинными мерами в периоды эпидемий.

В любом случае, никакие внутренние правила больницы не могут быть выше Федерального закона, и вы можете добиться права сопровождать родственника в реанимации.

Существуют и исключения из этого правила. При наличии очевидного респираторного заболевания, алкогольного и наркотического опьянения, посещать реанимацию нельзя.

Обычно больницы всячески способствуют возможности пациентов пообщаться с близкими, ведь психологическое состояние влияет на ход лечения. Для этого посетителей инструктируют, и говорят о наиболее удобном времени для посещения.

Читайте также: