Кто имеет право давать фетву

Обновлено: 30.06.2024

Фетва (араб.) — юридическое заключение мусульманского законоведа, какой имеется при всяком мусульманском суде в должности муфтия (см.). За Ф. к муфтию обращается или кади (судья), если в законах не находит достаточно ясного указания для какого-нибудь судебного случая, или одна из тяжущихся сторон; да и вне всякого судебного разбирательства Ф. испрашивают себе у муфтия отдельные лица для личного, житейского руководства (напр. по вопросу о разрешении от какого-нибудь обряда, пищи и т. д.). Запрос подается на клочке бумаги величиной с рецепт и составляется в краткой форме, в обобщительном духе, без называния действительных лиц и событий и с заменой подлинных имен безличными Амрами, Зейдами, Бакрами и т. п.; муфтий на записке подписывает "можно" или "нельзя" — и Ф. приобретает силу закона. Всевозможные Ф. выдающихся законоведов, начиная с первых веков ислама, собираются в многотомные сборники, изучаются и служат руководством для последующих поколений муфтиев. К шейх-уль-исламу, или великому муфтию, обращается за Ф. сам султан в вопросах государственной важности; его Ф. может своим религиозным авторитетом или подкрепить султанский "гаттишериф" (указ), или совершенно ослабить его силу в глазах подданных. А. Крымский.

ФЕТВА

ФЕТВА(араб.) приговор муфтия.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф.,1907.ФЕТВАараб., от fata, учить. а) Письменное р. смотреть

ФЕТВА

ФЕТВА (fatwa) Правовое заключение по вопросам исламского ритуала, поведения или юриспруденции. Человек, имеющий право выносить подобные суждения, в . смотреть

ФЕТВА

ФЕТВА

в мусульманском праве заключение, даваемое муфтием. В самом общем смысле Ф. означает оценку какой-либо ситуации с позиций шариата и фикха. Она может бы. смотреть

ФЕТВА

заключение, даваемое муфтием. В самом общем смысле Ф. означает оценку какой-либо ситуации в свете шариата и фикха. Она может быть индивидуальным заключ. смотреть

ФЕТВА

ФЕТВА

ФЕТВА - в мусульманском праве заключение, даваемое муфтием. В самом общем смысле Ф. означает оценку какой-либо ситуации с позиций шариата и фикха. Она может быть индивидуальным заключением мусульманского правоведа или выражать коллективное мнение - группы знатоков шариата и фикха либо особого органа. Ф., как правило, выносится в ответ на обращение к муфтию - официальный запрос или по просьбе частного лица. В современных мусульманских странах термин "Ф." используется в различных значениях. Так, Ф. называются доктринальные мнения крупных мусульманских правоведов по различным вопросам фикха. Во многих указанных странах имеются государственные органы, полномочные выносить официальные фетвы (см. Муфтий). Официальный характер носят и Ф., выносимые мусульманскими религиозными организациями (напр., Академией исламских исследований в Египте) в странах, где ислам является государственной религией. Кроме того, Ф. могут выноситься специальными структурами при государственных органах, публичных корпорациях или коммерческих предприятиях (напр., при исламских банках) по вопросам их деятельности.
Синонимы:

ФЕТВА

ФЕТВА — в мусульманском праве заключение, даваемое муфтием. В самом общем смысле Ф. означает оценку какой-либо ситуации с позиций шариата и фикха. Она может быть индивидуальным заключением мусульманского правоведа или выражать коллективное мнение — группы знатоков шариата и фикха либо особого органа. Ф., как правило, выносится в ответ на обращение к муфтию — официальный запрос или по просьбе частного лица. В современных мусульманских странах термин Ф. используется в различных значениях. Так, Ф. называются доктринальные мнения крупных мусульманских правоведов по различным вопросам фикха. Во многих указанных странах имеются государственные органы, полномочные выносить официальные фетвы (см. Муфтий). Официальный характер носят и Ф., выносимые мусульманскими религиозными организациями (напр., Академией исламских исследований в Египте) в странах, где ислам является государственной религией. Кроме того, Ф. могут выноситься специальными структурами при государственных органах, публичных корпорациях или коммерческих предприятиях (напр., при исламских банках) по вопросам их деятельности.

ФЕТВА

Фе́тва (араб., мнение, решение), юридическое суждение, положение, выдвинутое муфтием. Основывается на прецеденте. Ф. касаются вопросов религиозной . смотреть

ФЕТВА

ФЕТВА

1) Орфографическая запись слова: фетва2) Ударение в слове: ф`етва3) Деление слова на слоги (перенос слова): фетва4) Фонетическая транскрипция слова фет. смотреть

ФЕТВА

(араб. - мнение, решение) - у мусульман - письменное заключение, мнение религ. авторитета (обычно муфтия) по богосл.-юридич. вопросам. Ф. основывается на Коране, хадисах, шариате и сборниках ранее данных Ф. Она не носит обязательного характера для всех верующих. . смотреть

ФЕТВА

мнение, решение — у мусульман: письменное заключение, мнение религиозного авторитета, обычно муфтия по богословско-юридическим вопросам. Основывается на Коране, хадисвх, шариате и сборниках, ранее данных Ф. Она не носит обязательного характера для всех верующих. смотреть

ФЕТВА

(араб. мнение, решение) у мусульман письменное заключение, мнение религ. авторитета (обычно муфтия) по богосл.-юридич. вопросам. Ф. основывается на Коране, хадисах, шариате и сборниках ранее данных Ф. Она не носит обязательного характера для всех верующих. смотреть

ФЕТВА

-и, ж. 1) Релігійна настанова мусульман. 2) Оцінювання якої-небудь ситуації з позицій шаріату і фікха.

ФЕТВА

(1 ж); мн. фе/твы, Р. фетвСинонимы: заключение, приговор

ФЕТВА

ФЕТВА (араб .), в мусульманских странах решение высшего религиозного авторитета (муфтия) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату.

ФЕТВА

ФЕТВА (арабское), в мусульманских странах решение высшего религиозного авторитета (муфтия) о соответствии того или иного действия или явления нормам ислама.
. смотреть

ФЕТВА

ФЕТВА (араб.) - в мусульманских странах решение высшего религиозного авторитета (муфтия) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату.
. смотреть

ФЕТВА

шариатское заключение и постановление, которое выносится главой мусульманской общины муфтием по различным религиозно-правовым и социально-политическим вопросам. смотреть

ФЕТВА

Ударение в слове: ф`етваУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: ф`етва

ФЕТВА

- (араб.) - в мусульманских странах решение высшего религиозногоавторитета (муфтия) о соответствии того или иного действия или явленияКорану и шариату. смотреть

ФЕТВА

(арабское), в мусульманских странах решение высшего религиозного авторитета (муфтия) о соответствии того или иного действия или явления нормам ислама. смотреть

ФЕТВА

араб.) в мусульманских странах решение высшего религиозного авторитета (муфтия) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату.

ФЕТВА

араб.) В мусульманских странах решение высшего религиозного авторитета (муфтия) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату.

ФЕТВА

фетва [ар.] - заключение муфтия по религиозной, юридической или общественной проблеме, основывающееся на коране, сунне и шариате.

ФЕТВА

ф'етва, -ы и фетв'а, -'ыСинонимы: заключение, приговор

ФЕТВА

фетва́Синонимы: заключение, приговор

ФЕТВА

-и, ж. 1》 Релігійна настанова мусульман.2》 Оцінювання якої-небудь ситуації з позицій шаріату і фікха.

10 ноября 2020 года в российских СМИ стало известно о принятом Советом улемов Духовного управления мусульман РФ богословском заключении (фетва) о недопустимости межрелигиозных браков в России. Эта новость была быстро растиражирована в СМИ, где большинство комментаторов осудили авторов фетвы, а общая реакция была на этот документ больше негативной, чем нейтральной.

Любопытно, что сама фетва №5/19 была принята 19 ноября 2019 года, на сайте ДУМ РФ опубликована 18 июля 2020 года, а известно о ней стало только 10 ноября 2020 года, т.е. практически через год. Почему это произошло с таким опозданием?

Сам пятистраничный текст фетвы представляется весьма любопытным документом. Заключение Совета улемов ДУМ РФ отличается прямолинейностью позиции:

После случившегося скандала председателю Совета улемов ДУМ РФ Шамилю Аляутдинову, который работает имамом Мемориальной мечети на Поклонной Горе в Москве, пришлось давать разъяснение во время проповеди в своей мечети. Оно получилось весьма эмоциональным, но Аляутдинов пытался пояснить, что несмотря на разрешение в Коране таких межрелигиозных браков, практика жизни в России показывает, что рождённые в них дети воспитываются матерями, а отцы заняты работой и значительно меньше проводят с ними время. В подобных семейных союзах дети будут воспитаны в немусульманской культуре, убеждён Аляутдинов. Поэтому, считает он, во избежание ассимиляции следует не допускать такие браки. Гораздо удобнее, по его мнению, когда мусульманин, даже светский, берёт в брак пусть даже светскую мусульманку, поскольку с возрастом у обоих может пробудиться интерес к религии, а в случае с межрелигиозным браком это создаст взаимные неудобства.

Несмотря на такую аргументацию, реакция на саму фетву была больше негативной. Вначале часть российских муфтиев поспешили отмежеваться от неё.

Так, Верховный муфтий России, председатель Центрального духовного управления мусульман Талгат Таджутдин указал на то, что такие браки не могут быть запрещены даже в соответствии со Священным Писанием мусульман:

При этом Таджутдин подчеркнул, что в России насчитывается более восьмидесяти муфтиятов, у каждого из которых может быть свой Совет улемов, а потому фетва, принятая одним из них, не может служить обязательным для остальных руководством к ограничениям.

Председатель Духовного собрания мусульман России, муфтий Альбир Крганов указал на противоречивость данного богословского заключения:

Таким образом, мнение улемов (богословов) ДУМ РФ не следует отождествлять с позицией всего мусульманского духовенства России.

Когда же новость о вынесенной фетве получила огласку и разошлась по Интернету, то заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина заявила, что подобные документы сеют раздор и вражду, могут мешать людям заключать браки между собой по любви, руководствуясь религиозными различиями.

Характерно, что в руководстве ДУМ РФ, как только начался скандал, первый заместитель его председателя Дамир Мухетдинов поспешил отмежеваться от фетвы, заметив, что, во-первых, улемов ДУМ РФ неправильно поняли, а, во-вторых, Совет улемов ДУМ РФ и само ДУМ РФ – это разные структуры, и не стоит воспринимать фетву, принятую первым, как общую позицию второго. Звучало это, конечно, малоубедительно. Более того, Мухетдинов стал нести ещё большую нелепицу:

По-видимому, сам Мухетдинов не читал документа, о котором берётся рассуждать, поскольку в тексте фетвы чётко написано, что она принята для мусульман не абстрактного религиозного государства, а мусульман, проживающих на территории России.

Здесь есть ещё одна важная деталь внутренней кухни ДУМ РФ. Дело в том, что в его аппарате работает Вячеслав Комраков, начальник отдела информационных технологий ДУМ. Равилю Гайнутдину, председателю ДУМ РФ, он приходится зятем, поскольку женат на младшей дочери Равиля-хазрата Дине. Слава Комраков сейчас носит имя Салават -- вероятно, он принял ислам, но насколько он, учредитель и гендиректор нескольких коммерческих фирм, активно исповедует ислам -- нам неизвестно. Очевидно, что скандал вокруг фетвы о недопустимости межрелигиозных браков бросает тень и на семью Гайнутдина. Это может сыграть в условиях аппаратных игр в пользу Мухетдинова, который гораздо чаще как первый заместитель имеет доступ к Гайнутдину: он может посоветовать своему шефу потеснить Аляутдинова на посту Совета улемов ДУМ РФ, указав своему начальнику, что данная фетва – камень в огород московского шейха.

К сказанному добавим: до трети браков в Поволжье носят межрелигиозный характер. И к этому отношение достаточно спокойно в обществе, а их противниками в основном являются только местные этнонационалисты, опять же по причине возможной ассимиляции детей в языковом и этнокультурном плане.

Важно ещё раз подчеркнуть одну деталь: хотя фетва была принята год назад, но о ней узнали только сейчас. Это говорит о том, что она элементарно не доходит до имамов ДУМ РФ. То есть её просто не удосуживаются распространять среди мечетей, находящихся в юрисдикции ДУМ РФ. Если бы это было не так, то, наверняка, о ней узнали бы раньше и возникло какое-нибудь обсуждение на низовом уровне в приходах. Но этого не произошло, что говорит о слабой коммуникации между аппаратом ДУМ РФ, находящимся в Москве, и региональными структурами.

Следует уяснить, что ДУМ РФ, несмотря на то, что оно позиционируется как общероссийский муфтият, объединяет всего 350 мечетей. Для сравнения: в ДУМ Татарстана входит 1,5 тысячи мечетей. А всего в России насчитывается 7 тысяч мусульманских приходов. Иными словами, ДУМ РФ распространяет свою юрисдикцию лишь на 1/20 часть мусульман страны. И фетвы одного муфтията, как показала эта история, совершенно неактуальны для верующих, относящихся к другим муфтиятам. Мы уж промолчим о том, насколько они будут определяющими для тех прихожан, которые посещают мечети в юрисдикции ДУМ РФ, поскольку мусульманский брак (никах) не имеет регистрации в органах ЗАГС, как и любой иной религиозный брак, и не имеет, с точки зрения государства, юридической силы. И хотя в заключении фетвы делается оговорка, что такие межрелигиозные браки возможны для мусульман в отдельных случаях, с согласия местного муфтия, -- но это тоже теряет смысл, поскольку устав ДУМ РФ отрицает наличие региональных муфтиев. В ДУМ РФ муфтием может быть только один – сам Равиль Гайнутдин, а председатели региональных ДУМ, входящих в ДУМ РФ, носят духовные звания мухтасибов, то есть начальников имамов местного ДУМ. Потому эта оговорка непонятно к чему.

Об обязательности придерживаться одного мазхаба во всех его решениях

Уже на протяжении многих лет студенты шариатского знания критикуют нас за мнение, что обязательно согласно ханафитскому мазхабу следовать одному мазхабу во всех его решениях, и не дозволено переходить в другие мазхабы без крайней нужды.

В этой статье мы постараемся изложить доводы, на которые опираются те, кто считает, что позиция ханафитского мазхаба — это обязательность следовать мазхабу во всех его решениях.

Общее введение

Перед приведением доказательств следует кратко объяснить, как вообще понимают, какова позиция ханафитского мазхаба в том или ином вопросе.

Эта книга, безусловно, авторитетна среди ханафитов, и я не встречал, чтобы кто-то из авторитетных ученых отвергал ее принципы открыто.

Я постараюсь кратко пересказать несколько тезисов этой книги, чтобы облегчить понимание дальнейшей части статьи.

1. Нельзя следовать любому мнению, какому захочется

الواجب على من أراد أن يعمل لنفسه أو يُفتي غيرَه أن يتبع القول الذي رجّحه علماءُ مذهبه، فلا يجوز له العمل أو الإفتاء بالمرجوح إلا في المواضع

2. Только ахль ат-тарджих могут определять сильное мнение в мазхабе

Из первого нашего положения, что нельзя следовать любому мнению, возникает вопрос, кто может определять мнения, которым можно следовать в мазхабе, и это только ученые, достигшие одной из степеней иджтихада.

3. Есть факихи разных уровней знания

Ибн Абидин, ссылаясь на Ибн Камаль Баша, передает деление факихов на семь уровней. Сама классификация и то, каких ученых в какую группу поместил Ибн Камаль Баша, встретили критику со стороны поздних ученых, таких как Лякнави, аль-Марджани и аль-Кавсари, но никто из них не сказал, что ошибочны сама идея существования разных уровней факихов и деление их на тех, кто может определять сильные мнения, и тех, кто не может.

Основная критика была связана с тем, что некоторые виды нельзя отделить друг от друга, а некоторых ученых поставили уровнем ниже, чем они заслуживают.

4. Муджтахидов в мазхабе давно нет, и задача муфтия — следовать тому, что определили ахль ат-тарджих как сильное мнение

И среди последних муджтахидов в мазхабе Ибн Абидин называет[4] Ибн аль-Хуммама (умер в 861-м году) и Касыма Кутлубуга (умер в 879-м году). Ибн Нуджейма он уже определяет как чистого мукаллида, а если его тарджих не соответствует предыдущим мураджихам, то он не имеет силы.

5. Современные муфтии должны давать фетву на основе явного прямого текста (накль) в книгах мазхаба, а не правил и принципов

Итог

Если суммировать все вышесказанное, то любые предпочтения (тарджих) в мазхабе после Касыма Кутлубуга не имеют силы и отвергаются, потому что это суждение мукаллидов, а у мукаллида нет суждения.

Некоторые могут возразить, что эти правила — личное мнение Ибн Абидина, да и все. Но почти то же самое изложено в недавно изданной книге Абу аль-Фая аль-Айни (умер в 1147-м году) по адабам фетвы, которая была написана до Ибн Абидина и с которой Ибн Абидин не был знаком. И после Ибн Абидина ни один ханафитский факих не оспорил суть этих правил и принципов.

Позиция ханафитских муджтахидов о выходе из мазхаба в частных вопросах

وقال أبو العباس الناطفي: هذا إذا كان المستفتي على مذهب أهل العراق أفتى عالم بقول أبي حنيفة رحمه الله وأفتى عالم بقول أبي يوسف وأفتى عالم بقول محمد أو بقول زفر، فليس له أن يأخذ بقول الشافعي ولا بقول مالك (معين الحكام فيما يتردد بين الخصمين من الأحكام للطرابلسي، دار الفكر، ص.٢٧)

عامي حنفي المذهب افتصد ولم يعد الطهارة اقتداء بالشافعي في حق هذا الحكم لا يسوغ له ذلك (القنية للزاهدي، مخطوط، ص.٩٣/أ)

الحق لو كان حقوقا لساغ للمقلد تقليد هذا المحتهد مرة وتقليد الآخر مرة، فكان هذا بناء الدين على الهوى، وهذا قبيح. ومن قال الحق واحد ألزم العامي أن يتبع إماما واحدا وقع عنده بدليل النظر أنه أعلم، ولا يخالفه في شيء بهوى نفسه (تقويم أصول الفقه، دار النعمان للعلوم، ج.٢ ص.٨٦٨)

«Если бы истина (в разногласиях фикха) была не одна, то мукаллид имел бы право следовать иногда за одним муджтахидом, а иногда — за другим, и это бы означало построение религии на страстях, а это мерзко.

رجل علق الطلاق بالتزوج ثم تزوج امرأة فاستفتى من شفعوي المذهب فأفتى على مذهبه أن لا يقع الطلاق لا يكون حجة في حقه (مختارات النوازل، مخطوط، ص.٣٦/ب)

وجاز للرجل والمرأة أن ينتقل من مذهب الشافعي إلى مذهب الحنفي وكذا على العكس ولكن بالكلية، أما في مسألة واحدة فلا يمكن، حتى لو خرج دم من حنفي المذهب وسال لا يجوز له أن يصلي قبل أن يتوضأ اقتداء بمذهب الشافعي في هذه المسألة فإن صلى قبل أن يتوضأ يصفع (كتاب الكراهة للأسروشني، مخطوط، ص.٩/أ)

«Мужчине и женщине дозволяется переходить из шафиитского мазхаба в ханафитский и наоборот, но только полностью, а лишь в одном вопросе не разрешено.

Все эти имамы — крупные муджтахиды мазхаба, и среди муджтахидов мазхаба лишь Ибн аль-Хуммам[7] высказал мнение, что дозволено переходить в другой мазхаб без причины, но он сам же явно указал, что это не мнение ханафитов, а ханафиты считают такой переход грехом, за который следует наказывать. Вообще же Ибн аль-Хуммам известен тем, что у него есть ряд личных мнений, которые не считаются частью мазхаба.

Все ученые же, такие как аш-Шурунбуляли, которые считали, что можно без причин переходить в другой мазхаб, — мукаллиды, и на основе их личного мнения фетва не дается, а значит, этому мнению в рамках ханафитского мазхаба нельзя следовать.

Реальность такова, что подавляющее большинство арабских ханафитов в повседневной жизни не следует этим правилам и считает все это фанатизмом и крайностью. И студенты, которые учились у них, перенимают такой же подход, видя, как их учитель по ханафитскому фикху на практике совмещает намазы в пути. Потом они начинают говорить, что можно следовать разным мнениям. Именно из-за этого отвергается эта фетва мазхаба — из-за того, что студенты видят, как их учителя в повседневной жизни выходят за рамки мазхаба, а студент — производное его учителей.

Дела современников — при всем уважении к ним — не источник для фетвы. А когда простой человек задает вопрос, то он хочет узнать мнение ханафитского мазхаба, а не мое личное мнение, или мнение моего шейха, или что мой шейх делает в повседневной жизни. И если вопрос задается по ханафитскому мазхабу, то и отвечать на него следует по ханафитскому мазхабу. А если человек на основе своих личных размышлений пришел к каким-то своим выводам, то следует этим выводам дать свое имя, а не пытаться их выставить в качестве ханафитского мазхаба.

Суть этого вопроса — не в академической плоскости, а скорее в духовной: когда студент не видит трепетного соблюдения мазхаба у учителя, это отношение переходит и к нему.

Наш учитель, муфтий Мухаммад Исхак Бана, который более двадцати лет углубленно изучает хадисы, часто говорил:

Об обязательности придерживаться одного мазхаба во всех его решениях

Уже на протяжении многих лет студенты шариатского знания критикуют нас за мнение, что обязательно согласно ханафитскому мазхабу следовать одному мазхабу во всех его решениях, и не дозволено переходить в другие мазхабы без крайней нужды.

В этой статье мы постараемся изложить доводы, на которые опираются те, кто считает, что позиция ханафитского мазхаба — это обязательность следовать мазхабу во всех его решениях.

Общее введение

Перед приведением доказательств следует кратко объяснить, как вообще понимают, какова позиция ханафитского мазхаба в том или ином вопросе.

Эта книга, безусловно, авторитетна среди ханафитов, и я не встречал, чтобы кто-то из авторитетных ученых отвергал ее принципы открыто.

Я постараюсь кратко пересказать несколько тезисов этой книги, чтобы облегчить понимание дальнейшей части статьи.

1. Нельзя следовать любому мнению, какому захочется

الواجب على من أراد أن يعمل لنفسه أو يُفتي غيرَه أن يتبع القول الذي رجّحه علماءُ مذهبه، فلا يجوز له العمل أو الإفتاء بالمرجوح إلا في المواضع

2. Только ахль ат-тарджих могут определять сильное мнение в мазхабе

Из первого нашего положения, что нельзя следовать любому мнению, возникает вопрос, кто может определять мнения, которым можно следовать в мазхабе, и это только ученые, достигшие одной из степеней иджтихада.

3. Есть факихи разных уровней знания

Ибн Абидин, ссылаясь на Ибн Камаль Баша, передает деление факихов на семь уровней. Сама классификация и то, каких ученых в какую группу поместил Ибн Камаль Баша, встретили критику со стороны поздних ученых, таких как Лякнави, аль-Марджани и аль-Кавсари, но никто из них не сказал, что ошибочны сама идея существования разных уровней факихов и деление их на тех, кто может определять сильные мнения, и тех, кто не может.

Основная критика была связана с тем, что некоторые виды нельзя отделить друг от друга, а некоторых ученых поставили уровнем ниже, чем они заслуживают.

4. Муджтахидов в мазхабе давно нет, и задача муфтия — следовать тому, что определили ахль ат-тарджих как сильное мнение

И среди последних муджтахидов в мазхабе Ибн Абидин называет[4] Ибн аль-Хуммама (умер в 861-м году) и Касыма Кутлубуга (умер в 879-м году). Ибн Нуджейма он уже определяет как чистого мукаллида, а если его тарджих не соответствует предыдущим мураджихам, то он не имеет силы.

5. Современные муфтии должны давать фетву на основе явного прямого текста (накль) в книгах мазхаба, а не правил и принципов

Итог

Если суммировать все вышесказанное, то любые предпочтения (тарджих) в мазхабе после Касыма Кутлубуга не имеют силы и отвергаются, потому что это суждение мукаллидов, а у мукаллида нет суждения.

Некоторые могут возразить, что эти правила — личное мнение Ибн Абидина, да и все. Но почти то же самое изложено в недавно изданной книге Абу аль-Фая аль-Айни (умер в 1147-м году) по адабам фетвы, которая была написана до Ибн Абидина и с которой Ибн Абидин не был знаком. И после Ибн Абидина ни один ханафитский факих не оспорил суть этих правил и принципов.

Позиция ханафитских муджтахидов о выходе из мазхаба в частных вопросах

وقال أبو العباس الناطفي: هذا إذا كان المستفتي على مذهب أهل العراق أفتى عالم بقول أبي حنيفة رحمه الله وأفتى عالم بقول أبي يوسف وأفتى عالم بقول محمد أو بقول زفر، فليس له أن يأخذ بقول الشافعي ولا بقول مالك (معين الحكام فيما يتردد بين الخصمين من الأحكام للطرابلسي، دار الفكر، ص.٢٧)

عامي حنفي المذهب افتصد ولم يعد الطهارة اقتداء بالشافعي في حق هذا الحكم لا يسوغ له ذلك (القنية للزاهدي، مخطوط، ص.٩٣/أ)

الحق لو كان حقوقا لساغ للمقلد تقليد هذا المحتهد مرة وتقليد الآخر مرة، فكان هذا بناء الدين على الهوى، وهذا قبيح. ومن قال الحق واحد ألزم العامي أن يتبع إماما واحدا وقع عنده بدليل النظر أنه أعلم، ولا يخالفه في شيء بهوى نفسه (تقويم أصول الفقه، دار النعمان للعلوم، ج.٢ ص.٨٦٨)

«Если бы истина (в разногласиях фикха) была не одна, то мукаллид имел бы право следовать иногда за одним муджтахидом, а иногда — за другим, и это бы означало построение религии на страстях, а это мерзко.

رجل علق الطلاق بالتزوج ثم تزوج امرأة فاستفتى من شفعوي المذهب فأفتى على مذهبه أن لا يقع الطلاق لا يكون حجة في حقه (مختارات النوازل، مخطوط، ص.٣٦/ب)

وجاز للرجل والمرأة أن ينتقل من مذهب الشافعي إلى مذهب الحنفي وكذا على العكس ولكن بالكلية، أما في مسألة واحدة فلا يمكن، حتى لو خرج دم من حنفي المذهب وسال لا يجوز له أن يصلي قبل أن يتوضأ اقتداء بمذهب الشافعي في هذه المسألة فإن صلى قبل أن يتوضأ يصفع (كتاب الكراهة للأسروشني، مخطوط، ص.٩/أ)

«Мужчине и женщине дозволяется переходить из шафиитского мазхаба в ханафитский и наоборот, но только полностью, а лишь в одном вопросе не разрешено.

Все эти имамы — крупные муджтахиды мазхаба, и среди муджтахидов мазхаба лишь Ибн аль-Хуммам[7] высказал мнение, что дозволено переходить в другой мазхаб без причины, но он сам же явно указал, что это не мнение ханафитов, а ханафиты считают такой переход грехом, за который следует наказывать. Вообще же Ибн аль-Хуммам известен тем, что у него есть ряд личных мнений, которые не считаются частью мазхаба.

Все ученые же, такие как аш-Шурунбуляли, которые считали, что можно без причин переходить в другой мазхаб, — мукаллиды, и на основе их личного мнения фетва не дается, а значит, этому мнению в рамках ханафитского мазхаба нельзя следовать.

Реальность такова, что подавляющее большинство арабских ханафитов в повседневной жизни не следует этим правилам и считает все это фанатизмом и крайностью. И студенты, которые учились у них, перенимают такой же подход, видя, как их учитель по ханафитскому фикху на практике совмещает намазы в пути. Потом они начинают говорить, что можно следовать разным мнениям. Именно из-за этого отвергается эта фетва мазхаба — из-за того, что студенты видят, как их учителя в повседневной жизни выходят за рамки мазхаба, а студент — производное его учителей.

Дела современников — при всем уважении к ним — не источник для фетвы. А когда простой человек задает вопрос, то он хочет узнать мнение ханафитского мазхаба, а не мое личное мнение, или мнение моего шейха, или что мой шейх делает в повседневной жизни. И если вопрос задается по ханафитскому мазхабу, то и отвечать на него следует по ханафитскому мазхабу. А если человек на основе своих личных размышлений пришел к каким-то своим выводам, то следует этим выводам дать свое имя, а не пытаться их выставить в качестве ханафитского мазхаба.

Суть этого вопроса — не в академической плоскости, а скорее в духовной: когда студент не видит трепетного соблюдения мазхаба у учителя, это отношение переходит и к нему.

Наш учитель, муфтий Мухаммад Исхак Бана, который более двадцати лет углубленно изучает хадисы, часто говорил:

Читайте также: