Все что только можно предоставлять для восприятия чувствами утверждает принцип

Обновлено: 09.05.2024

Автор: Блинов Дмитрий Михайлович

Организация: МБОУ ''СОШ №67''

Населенный пункт: Республика Удмуртия, г. Ижевск

Как известно, дистанционные занятия должны таким образом подавать информацию, чтобы избежать когнитивной перегрузки и дать учащемуся весь необходимый объём знаний. Одним из эффективных способов подачи информации на экране является инфографика.

Инфографика, которая уже широко используется в тех сферах, где необходимо представление сложной информации более ясно, содержательно и эстетически привлекательно. Например, инфографика активно используется в интернет-сайтах в качестве рекламы, в маркетинге и PR. В последнее время она стала использоваться и в образовательном процессе [4].

В процессе обучения преподаватель предлагает обучающимся осмыслить полученную информацию, обобщить и представить её в виде опорных конспектов. Другими словами, в процессе обучения необходимо визуализировать информацию максимально содержательно в некий наглядный образ [2].

В дистанционном обучении инфографика играет значительную роль. Конечно же, она не сможет резко повысить эффективность занятия, но улучшит визуальное восприятие и уменьшит время прохождения учебных модулей.

Можно предположить, что основная цель инфографики – информирование о какой-либо проблеме, явлении, о ряде фактов. Так же инфографику можно сравнить с опорным конспектом, который представляет из себя систему опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов (по В.Ф. Шаталову) [13,14,15]. Основное отличие инфографики от других видов визуализации информации, например, опорного конспекта? – это её метафоричность, то есть это не просто какие-то данные, обобщающие определенную тему, но это и визуальная информация с примерами из окружающего мира.

Существует три вида инфографики:

  • статичная – это наиболее простой и распространенный вид инфографики, представленный в виде одиночного слайда;
  • интерактивная – содержит анимированные элементы, позволяет пользователю взаимодействовать с представленными данными. Такой вид инфографики позволяет визуализировать большее количество информации в одном интерфейсе;
  • видеоинфографика – представляет собой короткий видеоролик, в котором сочетаются визуальные образы данных, иллюстрации и динамический текст. Как правило, такие видеоролики должны быть не более 3-5 минут.

Какой должна быть инфографика и как ее создать. Можно выделить основные принципы, которые необходимо учитывать при создания учебной инфографики:

  • актуальность и востребованность темы;
  • простота и краткость;
  • креативность;
  • образность;
  • точность и организованность информации;
  • эстетическая привлекательность.

Технологию создания инфографики можно разбить на 3 основных этапа:

  1. Определение цели и задачи, которые необходимо достичь с помощью инфографики. Это может быть тема одного урока или обобщение целого раздела. Это может быть дополнительный материал, не входящий в рамки урока. [8].
  2. Разделение информации на разделы, части, пункты. Каждый раздел необходимо представить отдельным изображением или графиком. Лучше всего подобрать нужные визуальные образы, которые знакомы и часто используются, например, в Интернете.
  3. Создание фокуса, некой истории, возможно визуальной метафоры, вокруг чего и будет строиться инфографика. Это должно быть просто и понятно для восприятия, и вызывало ассоциации при запоминании.

Педагогические принципы создания инфографики. С педагогической точки зрения, при разработке инфографики необходимо учитывать принципы дидактики. К тому же, любые образовательные ресурсы должны разрабатываться с учетом не только предметной области, но и возрастных особенностей обучающихся.

Качественный образовательный ресурс должен содержать дидактическое обеспечение, которое позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение. Принципы дидактики, внедренные в педагогическую практику такими выдающимися педагогами, известными учеными-дидактами, как Я.А. Коменский [6], К.Д. Ушинский [11], Ю.К. Бабанский [9], П.Я, Гальперин [3], Л.В. Занков [5], Н.Ф. Талызин [10], В.Ф. Шаталов [12], остаются актуальными и для использования новых образовательных технологий.

Рассмотрим основные дидактические принципы применительно к инфографике:

• Принцип практической ориентированности. Интерактивная инфографика, как образовательный ресурс, может включать разделы практической направленности: интерактивный наглядно-демонстрационный материал по учебной теме, практические задания, тренажеры, тестовые задания, которые становятся универсальным тренингом для обучающегося.

• Принцип доступности. Данный принцип подразумевает изложение учебного материала: от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции (по Я.А.Коменскому). Инфографика, построенная с учетом данного принципа, становится доступной для восприятия обучающимися и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя, так и самостоятельно.

• Принцип объективности и научности. Информационное содержание инфографики должно соответствовать новейшим представлениям науки. Реализация принципа научности при разработке инфографики требует, чтобы содержание обучения с использованием её знакомило учащихся с объективными научными фактами, понятиями и законами науки, раскрывало современные достижения и перспективы её развития в дальнейшем.

• Принцип последовательности изложения. Данный принцип заключается в логике информационного содержания инфографики, который позволяет вести обучение или самообучение как последовательное, опережающее или повторяющее. Диалоговый интерфейс интерактивной инфографики, система ссылок должна позволять инициировать любое обращение по данной или пройденной теме, что делает интерактивную инфографику наиболее альтернативным средством обучения.

• Принцип связи теории с практикой. Изучение научных проблем в условиях школьного образования должно осуществляться в тесной связи с раскрытием важнейших путей их применения в промышленности, сельском хозяйстве и в жизни человека. Для укрепления связи обучения с жизнью в содержании инфографики должна быть соответствующая информация с практическими примерами (фото, видео, анимация и т.д.).

• Принцип опоры предполагает внедрение в образовательный процесс опорных конспектов – например, дидактических чертежей, которые представляют учебный материал в предельно свернутой, системной, эмоционально выразительной форме. Именно инфографика может быть, как для учителя, так и для обучающегося своеобразным опорным конспектом. Учитель может использовать её как наглядно-дидактическое средство при объяснении нового материала, а обучающиеся могут использовать её при самостоятельной работе, как в классе, так и дома при выполнении домашнего задания, обращаясь к неё.

• Принцип индивидуализации и коллективности. Использование инфографики позволяет реализовать индивидуальную форму работы (самостоятельная работа обучающихся с инфографикой), групповую работу (работа в малых группах с инфографикой) и фронтальную работу (объяснение нового материала у доски с использованием инфографики).

Выше изложенное позволяет сделать вывод, что использование инфографики в учебном процессе, в том числе при дистанционном обучении, расширяет возможности реализации принципов дидактики.

Примеры статической инфографики для уроков информатики 5 класса, автор Блинов Д.М.:

Для начала стоит сказать, что принципом называется основное положение какой-либо научной области, имеющее одинаковое значение для любого объекта. Принцип указывает на то, как требуется поступать в определённой ситуации и что нужно брать во внимание при решении какой-либо задачи.

Принципы дидактики являются основными положениями, управляющими педагогом в его деятельности по обучению и воспитанию, направленной на подготовку учащихся к жизни в социуме. Конкретно в педагогике принципы дидактики можно назвать ориентирами, координирующими весь процесс образования и служащими инструментом, который использует педагог для достижения своих педагогических целей. Беря во внимание каждый из этих принципов, организуя учебный процесс, любой преподаватель будет знать, что требования этих принципов помогут определить формы и методы обучения, его содержание и поведение самого преподавателя во время занятий.

Идеи Яна Коменского были приняты и поддержаны такими выдающимися учёными-педагогами как Иоганн Фридрих Гербарт, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Карл Рэнсом Роджерс, Жан Пиаже, Джон Дьюи, Януш Корчак, Василий Сухомлинский, Лев Выготский, Павел Блонский и многие другие.

Основные принципы дидактики

Итак, к основным дидактическим принципам относятся:

  • Принцип научности
  • Принцип доступности
  • Принцип целенаправленности
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип наглядности
  • Принцип связи обучения с жизнью
  • Принцип сознательности и активности
  • Принцип прочности
  • Принцип воспитания и развития

Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.

Принцип научности

Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные. Такие положения можно найти в учебниках, учебных программах, образовательных стандартах. В обучение учеников входят элементы научного поиска и исследовательских методов, благодаря чему они учатся отличать истинные данные от ложных.

Требования принципа научности:

  • Наличие системы теоретических знаний у учащихся
  • Достоверность изучаемых фактов, закономерностей и явлений
  • Аргументированность действий и практических выводов наукой

Принцип доступности

Согласно принципу доступности, необходимо, чтобы обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям. При этом обучение ни коем случае не должно быть лёгким, но его трудность должна быть оптимальной и учитывать интересы и жизненный опыт учеников. Грамотный педагог наставляет своих учеников находить истину и вовлекает их в процесс её поиска. Мы уже говорили об этом ранее, но всё же повторимся: Коменский настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко.

Требования принципа доступности:

  • Должен учитываться образовательный уровень учащихся
  • Должны учитываться познавательные возможности учащихся
  • Должна учитываться профессиональная подготовка, характер и опыт учащихся
  • Должны учитываться возрастные особенности учащихся
  • Должны учитываться потребности и интересы учащихся

Принцип целенаправленности

Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.

Требования принципа целенаправленности:

  • Содержание образовательного процесса должно соответствовать содержанию воспитания, а методы их организации должны соответствовать формам
  • Средние специальные заведения должны соответствовать основным образовательным целям
  • Обучение должно соответствовать учебному плану и включать в себя обязательные программы по специальности

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности подразумевает особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии. Это значит, что преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов. Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков. Важнейшей составляющей здесь являются структурно-логические схемы, которые вскрывают понятийную иерархию и систему знаний.

Требования принципа систематичности и последовательности:

  • Материал в учебной программе должен располагаться в строгой и логической последовательности, которая должна соблюдаться также и в методах передачи информации учащимся
  • Учащиеся должны овладевать знаниями, навыками и умениями последовательно, одновременно применяя их на практике

Принцип наглядности

Требования принципа наглядности:

  • Применение наглядности должно иметь чёткую дидактическую цель
  • Демонстрирование чего-либо должно иметь свой порядок и осуществляться методически
  • Объём наглядности должен определяться целенаправленно
  • Отдельные виды наглядности должны сочетаться друг с другом
  • Учащиеся должны проводить собственный анализ наблюдаемого
  • Демонстрирование чего-либо должно соответствовать культурным требованиям
  • К оформлению наглядности должны применяться психологические требования
  • Педагог должен уметь делать вывод из процесса своих демонстраций

Принцип связи обучения с жизнью

Принцип связи обучения с жизнью ещё называют принципом связи теории с практикой. Он говорит о необходимости наличия постоянного сомнения и проверки теории посредством эффективных практических критериев. В учебном заведении должны быть только те занятия, практический смысл которых полностью понятен учащимся.

Требования принципа связи обучения с жизнью:

  • Весь учебно-воспитательный процесс должен иметь профессиональную направленность
  • В процессе обучения должен быть дан ответ на вопрос, когда, где и каким образом в жизни можно применять полученные знания

Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся – объектом. Активность учащегося выражается в усвоении содержания обучения и его целей, а также в самостоятельной организации и планировании своей работы и проверке её результатов. Активность педагога, в свою очередь, состоит в формировании мотивов обучения и применения интересов познавательного характера, формировании познавательных склонностей и использовании различных образовательных методов, например, дискуссий, деловых игр, соревновательных элементов и т.п.

Требования принципа сознательности и активности:

  • Учебный процесс должен быть двусторонним
  • Педагог обязан вызывать у учащихся желание к самостоятельной и творческой работе
  • В учебный процесс должны включаться активные формы обучения
  • Учащиеся должны быть включены в процесс самостоятельного получения информации
  • Педагог должен развивать у учащихся научное мышление и профессиональный творческий подход к получению знаний, а также навык свободного и самостоятельного применения этих знаний для решения конкретных практических задач

Принцип прочности

Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.

Требования принципа прочности:

  • Все требования к вышеперечисленным принципам должны быть эффективно реализованы
  • Знания должны повторяться и закрепляться, а умения и навыки должны быть применены на практике
  • Должен проводиться систематический контроль приобретённых знаний, навыков и умений
  • В процессе учебно-воспитательного процесса должен осуществляться индивидуальный подход к каждому учащемуся

Принцип воспитания и развития

Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:

  • Должны быть правильно определены ведущие цели обучения: развивающая, воспитывающая и познавательная
  • В процессе занятий у учащихся должно формироваться научное мировоззрение
  • В учащихся должны воспитываться дисциплинированность, навыки культурного поведения, интеллигентность, гуманность, гражданская ответственность и патриотизм
  • В учащихся должны формироваться творческое мышление, инициативность и самостоятельность
  • В учащихся должно развиваться умение самостоятельно делать выводы, сопоставлять, сравнивать, выделять основное, обобщать, анализировать и т.д.

Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т.д. и т.п.

Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)

Первое основоположение гласит:

  • Образование человека необходимо начинать в детском возрасте
  • Наиболее продуктивными для занятий являются утренние часы
  • Всё, что подлежит изучению, следует распределять, исходя из возрастных особенностей (смотри первый урок) – в определённом возрасте может быть изучено только то, что доступно восприятию учащегося на данный момент

Второе основоположение гласит:

  • Все обучающие материалы должны быть подготовлены заблаговременно
  • Ум должен развиваться раньше и быстрее, чем язык
  • Реальные учебные предметы должны быть основой формальных
  • Примеры должны служить основой правил

Четвёртое основоположение гласит:

  • Порядок в школах должен быть установлен таким образом, чтобы ученики в один и тот же период изучали только один предмет

Шестое основоположение гласит:

  • Молодые люди, которым нужно дать образование, сначала должны получить общеобразовательные основы – учебный материал должен быть распределён так, чтобы в новых занятиях не было ничего нового, но было предоставлено некоторое развитие знаний, которые уже получены
  • Любые науки и языки изначально должны быть преподаны посредством простейших элементов для того чтобы у учащихся сформировалось общее понимание о них, как о целом

Седьмое основоположение гласит:

  • Весь комплекс учебных занятий необходимо точно разделять на классы, чтобы изученное было основой неизученного
  • Учебное время необходимо распределять точнейшим образом, чтобы каждому учебному часу, дню, месяцу и году соответствовала своя конкретная работа

Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)

Первое основоположение гласит:

  • Юношеское образование следует начинать рано
  • Один и тот же ученик по одному и тому же предмету может обучаться только одним и тем же учителем
  • Если так считает педагог, то, в первую очередь, в учащемся должны быть гармонизированы нравы

Второе основоположение гласит:

  • В детях нужно всеми силами стремиться утверждать неукротимое стремление познавать и учиться
  • Образовательные методы должны облегчать процесс обучения, чтобы он не порождал в учащихся недовольства и отвращения к последующему обучению

Третье основоположение гласит:

  • Любую из наук необходимо заключать в максимально сжатые, но максимально точные правила
  • Любое из правил должно излагаться минимумом самых ясных слов
  • Любое из правил следует снабжать максимумом примеров, с целью показать разнообразие его применения

Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)

Основные положения главы таковы:

  • Наибольшее внимание должно уделяться только вещам, способным быть полезными
  • Любая последующая информация должна опираться на предыдущую
  • Любые знания должны быть закреплены при помощи упражнений
  • Любая информация должна изучаться последовательно, а внимание должно сосредотачиваться на чём-либо одном
  • Каждый предмет должен изучаться до тех пор, пока не станет полностью понятен

Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.

В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.

Проверьте свои знания

• Закономерный. 1. Соответствующий, отвечающий законам 2.
То же, что законный
• В педагогике закономерность определяется как
объективные, существенные, необходимые, общие,
устойчивые и повторяющиеся при определенных
условиях взаимосвязи.
• В разных источниках выделяются разные классификации
закономерностей, мы же рассмотрим с вами деление их на
общие и частные (И. П. Подласый).
Общими называются закономерности, которые охватывают
своим действием всю систему.
Частными – действия которых распространяется на
отдельный компонент системы.

3. 1. Закономерность цели обучения

Цель обучения зависит от:
а) уровня и темпов развития общества
б) потребностей и возможностей общества
в) уровня развития и возможностей педагогической науки и
практики.
2. Закономерность содержания обучения
Содержание обучения (образования) зависит от:
а) общественных потребностей и целей обучения
б) темпов социального и научно – технического прогресса в)
возрастных возможностей школьников
г) уровня развития теории и практики обучения
д) материально – технических и экономических возможностей
учебных заведений

4. 3. Закономерность качества обучения

Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от:
а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем
результатов
б) характера и объема изучаемого материала
в) организационно-педагогического воздействия обучающих
г) обучаемости учащихся
д) времени обучения.
4. Закономерность методов обучения
Эффективность дидактических методов зависит от:
а) знаний и навыков в применении методов;
б) цели обучения;
в) содержания обучения;
г) возраста учащихся;
д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся;
е) материально-технического обеспечения;
ж) организации учебного процесса.

5. 5. Закономерность управления обучения

Продуктивность обучения зависит от:
а) интенсивности обратных связей в системе обучения
б) обоснованности корректирующих воздействий
6. Закономерность методов обучения
Продуктивность обучения зависит от:
а) внутренних стимулов (мотивов) обучения
б) внешних стимулов

6. Принципы обучения

В
дидактике принцип определяют как основное
положение,
определяющее
содержание,
организационные формы и методы учебного процесса
в
соответствии
с
его
общими
целями
и
закономерностями
Правила – это те руководящие положения, которые
раскрывают отдельные стороны применения того или
иного принципа обучения

7. Принципы обучения-

Принципы обучениятребования, предъявляемые к процессу обучения
Принцип наглядности
• Опора на чувственное
восприятие (зрительное,
слуховое, тактильное и т.д.)
• Использование средств
наглядности: таблиц, карт,
иллюстраций, макетов,
муляжей и т.д.

9. Принцип научности

Содержание обучения должно
соответствовать достижениям
науки
Необходимо использование
современных методов
и технологий обучения
Принцип доступности
Учет возможностей учащихся,
в том числе возрастных

10. Учет индивидуальных особенностей

11. Принцип систематичности и последовательности

Рассматривать
явления,
предметы во взаимосвязи,
взаимообусловленности,
обеспечивать
преемственность
при
изучении каждого раздела,
темы, параграфа, проводить
обобщения более высокого
порядка,
устанавливать
межпредметные связи.

12. Принцип прочности

Знания фиксируются в
долговременной памяти за счет
закрепления и повторения
Не механическое зазубривание,
а осмысленное запоминание
Принцип
связи обучения с жизнью
Обеспечить
практическую
направленность обучения, прививать
учащимся жизненно важные знания и
практические умения и навыки
вычислений, измерений, наблюдений,
обращения
с
наиболее
распространенными орудиями труда,
приборами, простейшей компьютерной
техникой

13. Принцип сознательности и активности

ученики
являются
активными
субъектами
познавательной деятельности, т.е. осознают цели
урока, планируют и организуют свою работу,
умеют себя проверить, проявляют интерес к
знаниям, ставят проблемы и умеют искать их
решение.

Умственное воспитание – специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие познавательной активности и интересов детей, способов умственной деятельности и формирование системы элементарных научных знаний о предметах и явлениях окружающего мира. В этом заключаются задачи умственного воспитания[21]. Связанные с ними условия умственного воспитания дошкольников представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Условия умственного воспитания детей дошкольного возраста

Основная цель умственного воспитания — повышение общего уровня развития дошкольников. Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно - как то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Темп умственного развития дошкольников очень высокий в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты умственного воспитания дошкольников трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности. Иными словами, цель умственного воспитания заключается в обеспечении усвоения дошкольниками основ наук, развития их познавательных способностей, формировании на этой основе научного мировоззрения.

Задачи умственного воспитания дошкольников:

I) формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;

2) формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей;

3) формирование познавательных интересов и любознательности;

4) приучение детей к умственному труду.

В дошкольном возрасте используются разные средства умственного воспитания: игра, труд, конструктивная и изобразительная деятельность, обучение, мыслительная деятельность[20].

В процессе конструирования к умственнойдеятельности ребенка предъявляются специфические требования: целенаправленно воспринимать предмет, видеть его части, их соотношения, умение зрительно расчленять предмет на отдельные элементы и соотносить их с изменяющимися деталями, планировать деятельность и так далее. Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов.

В процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (деление целого на части, положение предмета в пространстве, восприятие цвета и так далее).

Трудовая деятельность содержит огромные возможности для умственного воспитания детей. Каждое трудовое задание для дошкольника представляет умственную задачу. Он должен понять, что нужно сделать, зачем, как это следует сделать, проанализировать условия выполнения задания, внимательно рассмотреть материал, орудия труда, оценить их свойства, соответствие задач. Требуется наличие у ребенка определенных знаний, умений и навыков. Труд оказывает влияние на развитие познавательных интересов детей. Наиболее значительным средством умственного воспитания является обучение[3]. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.

Мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания предметов и явлений объективной действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях.

1.2. Принципы и методы практической реализации умственного воспитания детей дошкольного возраста

Практические методы обучения тесно связаны с наглядностью: образец или заданные условия должны быть всегда наглядно представлены. Организация практической деятельности на основе готового образца требует его предварительного восприятия и анализа. В практических методах обучения особую роль приобретает показ способов действия при готовом образце и показ способов анализа при заданиях по условиям. В процессе выполнения дошкольниками задания следует формировать у них умение сопоставлять полученный результат с заданным и исправлять замеченные несоответствия. Это способствует развитию самоконтроля, который является важным моментом учебной деятельности. При использовании практических методов обучения необходима разработка системы последовательно усложняющихся практических заданий. Эта система характеризуется тем, что в ней постепенно возрастают требования к умениям детей: осуществлять обследования образца (или анализ заданных условий, планировать последовательность выполнения действий, контролировать получаемые результаты, соотнося их с практической задачей.

Основные практические методы умственного воспитания дошкольников:

Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления во взаимодействии со словесно—логическим мышлением.

Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания.Основные виды упражнений:

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом[1].

Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д[22].

Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов[21].

Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие – оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении:

Организуя работу по умственному воспитанию детей дошкольного возраста различными методами, каждому воспитателю необходимо учитывать принципы умственного воспитания дошкольников.

Принципы умственного воспитания дошкольников.

Дидактические принципы - это основные положения, которыми руководствуется воспитатель при организации обучения. Впервые дидактические принципы были сформулированы в 17 веке выдающимся чешским педагогом Я. А. Коменским. Впоследствии дидактические принципы были разработаны основоположником русской педагогики К. Д. Ушинским, на основе достижений физиологии и психологии второй половины 19 века.Выделим основные из них:

а) Принципы развивающего обучения.

Идея развивающего обучения была выдвинута видным советским психологом Л. С. Выготским. Суть её заключается в том, что обучение не должно ориентироваться на уже достигнутый уровень, а всегда опережать его, немного забегать вперёд, чтобы ученику необходимо было приложить усилия для овладения новым материалом.

б) Принцип воспитывающего обучения.

Задача обучения - не просто дать знания, но и сформировать через них правильное отношение к жизни, к окружающей действительности, к труду, к людям. Обучение и воспитание как процессы неразрывны. Определяя содержания занятия, воспитатель намечает и воспитательные задачи, которые должны быть в ходе его решены[16].

в) Принцип доступности обучения.

г) Принцип систематичности и последовательности.

Он предполагает такой логический порядок изучения материала, чтобы новые знания опирались на ранее полученные. Именно так располагается материал в программе. Этот принцип должен соблюдаться и в практической организации обучения. Воспитатель распределяет изучение программного материала на занятиях так, чтобы обеспечивалось последовательное усложнение его от занятия к занятию, связь последующего материала с предыдущим, что способствует уточнению и упрочнению знаний.

д) Принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний.

Знания прочны тогда, когда они осознаны, осмыслены. Осознание их приходит тем результативнее, чем активнее ребёнок ими оперирует; овладение знаниями происходит успешнее, если перед детьми ставят умственные задачи. Целостная инструкция даёт ребёнку большую свободу действий, предлагает более трудную в умственном отношении задачу. Это способствует развитию активности ребёнка, его большой самостоятельности.

е) Принцип наглядности.

ж) Принцип индивидуального подхода к детям.

Дети различаются разным уровнем гибкости мыслительной деятельности - одни быстро находят ответы, другим нужно основательно подумать; разным темпам усвоения знаний - один быстро схватывает и запоминает, другим нужна длительная работа и повторения.В разном темпе формируются и навыки: один ребёнок выполняет действия автоматически после десятка повторений, у других это число повторений удваивается и утраивается, и только тогда действие становится автоматизированным.

1.3. Роль и место умственного воспитания дошкольников в педагогике. Опыт умственного воспитания в отечественных и зарубежных исследованиях.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти взаимосвязаны, дополняют друг друга. Под развитием личности понимается качественное изменение её свойств, переход от одного качественного состояния к другому. Формирование будущей личности, предполагает осуществления всестороннего воспитания ребёнка. Уже в дошкольном возрасте одной из таких сторон является умственное развитие. Л. Г. Семушина отмечала, что умственное развитие-это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребёнка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В ходе развития происходит превращение ребёнка как биологического индивида в человека как личность - члена человеческого общества. Педагогика и психология утверждают, что все психические свойства и качества личности развиваются и формируются в процессе жизнедеятельности человека, его общения с другими людьми, взаимодействуя с окружающей средой. Большую роль в этом играет воспитание[18].

В 50-е годы система обучения в советской школе не подтверждала ведущую роль обучения в развитии. Традиционное обучение обеспечивало лишь сумму знаний, которые быстро устаревали, а методы обучения не способствовали развитию познавательной самостоятельности учащихся. М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер предложили новую классификацию методов обучения, ориентировавшую учителей на постепенное повышение познавательной самостоятельности учащихся. В 60-е годы началась перестройка системы начального образования усилиями научного коллектива в составе В. В. Давыдовой, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова, Н. А. Менчинской[13].

Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребёнка.

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, - Ф. Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А. П. Усовой, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

Становление научной педагогики связано с именем замечательного чешского мыслителя-гуманиста, педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).

В области умственного воспитания Коменский ставил задачу способствовать накоплению детьми с помощью органов чувств возможно большего запаса конкретных представлений об окружающем мире, развивать их мышление и речь, с тем чтобы подготовить их к дальнейшему систематическому обучению в школе. Коменский полагал, что в первые шесть лет жизни ребенок должен узнать из области естествознания, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и так далее; из области астрономии он должен узнать, что называется небом, солнцем, луной и звездами; из географии— где он родился и где он живет (деревню, город, крепость или замок); а также представлять себе, что такое гора, долина, река, город, деревня и прочее. Кроме того, ему следует знать некоторые единицы времени и времена года (час, день, неделя, месяц, год, весна, лето, осень, зима). Таким образом, Коменский имел в виду дать ребенку дошкольного возраста первые представления об окружающих его предметах и явлениях природы на основе наблюдения их[25].

Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества, оно является важнейшей силой, связывающей людей в крепкий общественный союз

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,.

Пед. мастерство - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющих высокую эффективность пед.процесса. Это уровень совершенного владения педагогической деятельностью. Пед культура — это часть общечел. культуры, динамическая система пед ценностей, способов Д и проф. поведения Ч. Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Пед.биография педагога индивидуальна: не каждый и не сразу становится мастером. Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, педагогу необх. владеть зак-тями и мех-ми пед.процесса. это позволит ему педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать пед. явления, находить, расчленять, делать выводы. Профмастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей Д на научную теорию и применяет ее на практике (педдеят = целостный процесс). В мастерстве педагога можно выделить 4 элемента: 1. маст-во организатора коллектив. и индив. Д детей; 2. маст-во убеждения; 3. маст-во передачи знаний и формирование опыта Д; 4. маст-во владения педтехникой. Педтехника – сов-ть У и Н, кот. необх. д/педвозд-я на отдельных учащихся и коллектив в целом - стиль обучения, умение управлять вниманием, чувством и пр. Мастерство педагога выражается след. общими умениями:1. речевые. (панто)мимические средства выр-ти; 2. упр-е своим психич. состоянием и поддерж. эмоц-творч. напряжения; 3. актерско-режиссерские. Пед. мастерство, выражает высокий уровень развития педдеят., владения педтехнологией, в то же время и Л педагога в целом, его опыт, гражданскую и проф. позицию. В педагогическом руководстве выделяют 2полярных, диаметрально противоположных стиля работы учителей: авторитарный и демократический. Преобладание того или другого в общении на уроке предопределяет и сущность, характер той или иной дидактической системы.Что же такое авторитарность? Применительно к современности этим словом обозначают стиль педагогического руководства, сформировавшийся в общественных условиях известного периоде, совокупность личностных факторов, обуслваливвющих догматизм и стереотипность восприятия действительности. Авторитаризм проявляется в абсолютизации принципа единоначалия в обществе. Он не мог не отражаться на школе, где исключалось любое не санкционированное творчество и насаждалось царство единомыслия, единодушия, исполнительности на подражательно-репродуктивном уровне. За это отвечал директор. Учитель также был поставлен в положение диктатора: он объясняет, контролирует, оценивает, дает задание на дом, обращается к руководству школы и родителям ученика за наказанием. Как же это сказывается на ученике? Он обязан повиноваться, быть послушным. Но ведь давно известен постулат, что только в творческой деятельности формируется творческая личность. Сегодняшняя острая потребность общества в людях с самостоятельным, критическим, творческим мышлением, свободных от догматизма и приспособленчества, заставляет ученых педагогов и психологов обратиться к педагогическому сотрудничеству. Оно предусматривает дискуссии, "круглые столы", "обратную связь", оценочные суждения учеников о педагогах, вовлечение в единое дело всего коллектива и пр.

Разв.предст-ий о природосообразности и воспитания

2) Принц. культуросообразности воспитания. Идея культуросообразности впервые появилась в трудах Д. Лок-ка, который объяснял происхождение знания из человеческого опыта, различия в опыте определяются воспитанием и условиями жизни. К.А. Гельвеций утверждал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. И.Г. Песталоцци сформулировал принципы народной школы, готовящей детей к жизни в конкретной социокультурной среде.Собственно принцип культуросообразности в пед-ке сформ-л Ф.А. Дистервег.Утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых человек родился и живет. К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой в русле этих идей писали о народности в воспитании. П.Ф. Каптерев рассматривал соотношение воспитания, социальных условий и культуры. Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий и В.А. Сухомлинский.

3) Принцип центрации воспитания на развитии личности. Эта идея зародилась в античных учениях, в них формулировалась мысль о том, что задачей воспитания является развитие личности. Интерпретация воспитания как всестороннего и гармоничного процесса наиболее свойственна учению Ж.-Ж. Руссо. В русле философии прагматизма (Д. Дьюи) этот принцип понимался как обеспечение роста человека, удовлетворение его интересов и потребностей. В гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) развитие человека трактуется как процесс свободного раскрытия им своих способностей, а воспитание – как создание возможностей для самореализации и самоконтроля. Данный принцип исходит из приоритета личности по отношению к обществу.

Принципы обучения направляют деятельность педагогов, выполняя нормативную функцию дидактики. Принципы обучения выросли из потребностей педагогической практики как результат ее обобщения (например, принципы наглядности, прочности и последовательности обучения). Возникнув из опыта, они обеспечили возможность воспроизводить существующую педагогическую практику. Одним из основополагающих принципов обучения является принцип наглядности. Еще Я.А. Коменский выдвинул 'золотое правило дидактики': 'Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрения, слышимое - слухом, запахи - обонянием, что можно вкусить - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами'. Наглядность в понимании Коменского связана с восприятием предметов (явлений) органами чувств.

Функции наглядности:-помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;-помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога;-формирует у учащихся визуальную и слуховую культуру;-дает учителю обратную информацию: по заданным вопросам учащимся можно судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути явления.

Читайте также: