Все что только можно предоставлять для воспитания чувствами

Обновлено: 16.06.2024

Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием,— это творение будущего и взгляд в будущее.

В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Нравственная ценность воспитания

…Наиболее передовые рабочие вполне сознают, что будущее их класса, и, следовательно, человечества, всецело зависит от воспитания подрастающего рабочего поколения.

Благодаря воспитанию в отдаленном будущем несовершенное человечество превратится в новую расу людей — таково могущество воспитания.

Воспитание делает нас тем, чем мы являемся.

К. ГЕЛЬВЕЦИЙ — Цитаты и статусы — нравственное воспитание.

Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы.

Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря воспитанию.

Воспитание — великое дело: им решается участь человека.

В. Г. БЕЛИНСКИЙ — Цитаты и статусы — нравственное воспитание.

Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан.

Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье.

Воспитание сдерживает юношей, утешает стариков, бедных обогащает, богатых украшает.

Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым, чтобы не срамить своей красоты, безобразным — чтобы воспитанием скрасить безобразие.

Воспитание — лучший припас к старости.

Понятие, основания, цель воспитания; всестороннее и гармоничное развитие человека

Воспитание освободит… от той односторонности, которую современное разделение труда навязывает каждому отдельному человеку.

Воспитание коммунистической молодежи должно состоять не в том, что ей подносят всякие усладительные речи и правила нравственности.

В. И. ЛЕНИН — Цитаты и статусы — нравственное воспитание.

Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать.

Воспитание, несомненно, есть не что иное, как привычка.

Привычка — наша вторая натура, и она-то меняет на-туру первоначальную. Но что такое человеческая натура? И разве привычка не натуральна в человеке? Боюсь, что эта натура — наша самая первая привычка, меж тем как привычка — наша вторая натура.

Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем.

Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки.

л. н. толстой — Цитаты и статусы — нравственное воспитание.

Воспитание личности — это воспитание такого стойкого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других, сам воспитывается, и в процессе самовоспитания еще больше утверждает в себе собственное моральное начало.

в. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Воспитание должно опираться на две основы: нравственность и благоразумие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Если опорой окажется только нравственность, вы воспитаете одних простофиль или мучеников, если только благоразумие,— одних расчетливых эгоистов.

Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью — человечность.

Человек воспитывается для свободы.

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, т. е. существом со свободной волей.

Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.

Цель воспитания — это образовать существо, способное управлять собою, а не такое, какое могло бы только быть управляемо другими.

Г. СПЕНСЕР — Цитаты и статусы — нравственное воспитание.

Создайте человеку гармоническое соединение твердо выработанной мысли с твердо выработанной практикой чувств, и перед вами будет человек, какого искал Диоген 21.

3. Воспитание и образование, добродетель и знание

Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали.

Образованный человек скромен, глубокая река спокойна.

Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека.

Есть только одно благо — знание и только одно зло — невежество.

Невежество бывает двоякого рода: одно — безграмотное, предшествует знанию; другое — чванное, следует за ним.

Никогда незнание не делает зла; пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими.

ж. ж. РУССО (Л. н. ТОЛСТОЙ)

Невежество ближе к спасению, нежели полузнание.

ИБН СИНА — Цитаты и статусы — нравственное воспитание.

Лучше меньше знать и больше любить, чем больше знать и не любить.

Научиться можно только тому, что любишь.

Чем глубже и полнее должно быть знание, тем сильнее, могучее и живее должна быть любовь, более того — страсть.

Человеческое знание состоит не из одной математики и технологии. Напротив, это только одна сторона знания, это еще только низшее знание; высшее объемлет собой мир нравственный, заключает в области своего ведения все, чем высоко и свято бытие человеческое.

Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную и деятельную личность.

Познаем самих себя: пусть при этом мы не постигнем истины, зато наведем порядок в собственной жизни, а это для нас самое насущное дело.

Б. ПАСКАЛЬ — Цитаты и статусы — нравственное воспитание.

Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей.

…Моральное воспитание человека должно начинаться не с исправления нравов, а с преобразования образа мыслей и с утверждения характера…

Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке.

Воспитательная работа может идти только двумя путями — путем физического воспитания и путем эмоционального воспитания, т. е. воздействия на человеческое сердце, возбуждения в том, кого вы воспитываете, чувства негодования, радости, дружбы, ненависти и печали — всей гаммы различных страстей.

А. В. ЛУНАЧАРСКИЙ

Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию. Если вы хотите, чтобы слово учило жить, воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.

В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Воспитание человека в духе нравственности состоит именно в том, что поступки, полезные обществу, становятся для него инстинктивной потребностью.

Г. В. ПЛЕХАНОВ — Цитаты и статусы — нравственное воспитание.

Нравственное воспитание должно выработать волю.

Воспитание имеет три главные части: воспитание физическое; нравственное, имеющее предметом образование сердца, и разумное воспитание, занимающееся просвещением или образованием разума.

Тот, кто лучше всего знает сам себя, тот менее всего себя и уважает.

Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и в конце концов изменить себя и сформировать.

Высочайшее назидание — это научить человеческое сердце самопознанию через сострадание и гнев; и чем глубже это самопознание, тем человек мудрее, справедливее, искреннее, терпимее и добрее.

Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни.

А. ДИСТЕРВЕГ — Цитаты и статусы — нравственное воспитание.

Воспитание ставит воспитателя между ребенком и природой, а образование ставит ребенка в непосредственное отношение к природе. Воспитание заставляет только повиноваться, а образование учит будущего человека жить и распоряжаться своими силами.

Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях.

Настоящее познание дается сердцем. Мы знаем только то, что любим.

Людей учат чему угодно, только не порядочности, между тем всего более они стараются блеснуть порядочностью, а не ученостью, то есть как раз тем, чему их никогда не обучали.

Обучение наукам способствует развитию добродетели в людях с хорошими духовными задатками; в людях, не имеющих таких задатков, оно ведет лишь к тому, что они становятся еще более глупыми и дурными.

Советуйся с невежественным, как со знающим.

Тот, кто не знает ни добра, ни зла, думает, что он все знает.

Абазинская пословица — Цитаты и статусы — нравственное воспитание.

Только тот истинно учен, кто хорошо поступает.

Древнеиндийский афоризм
Воспитание — дело совести; образование — дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга.

И воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно.

Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека. Только на этой ученой, а не учебной ступени наука приобретает нравственную силу.

к. д. УШИНСКИЙ — Цитаты и статусы — нравственное воспитание.

Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум и наши нравы.

Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты.

Воспитание должно создавать личность с самостоятельной инициативой, с критическим отношением ко всему окружающему.

Цель нашего воспитания заключается не только в том, чтобы воспитать человека-творца, человека-гражданина. Мы должны воспитывать человека, который обязан быть счастливым.

Воспитывай детей своих счастливыми людьми и полезными гражданами.

н. я. новиков — Цитаты и статусы — нравственное воспитание.

Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения.

Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин.

Цель истинного воспитания — не только в том, чтобы заставить людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистыми, но и любить чистоту; не только быть справедливыми, но и жаждать справедливости.

Д. РЁСКИН (Л. Н. ТОЛСТОЙ)

Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их.

Воспитание значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет.

Д. МАДЗИНИ (Л. Н. ТОЛСТОЙ)

Кто умеет лучше всех выносить блага и бедствия этой жизни, тот из нас и воспитан лучше всех; отсюда следует, что истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.

ГЕГЕЛЬ — Цитаты и статусы — нравственное воспитание.

Привычка всего прочнее, когда берет начало в юные годы; это и называется воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки.

Для того чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки. Когда убеждение так укоренилось в человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должен повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы.

Действительное воспитание масс никогда не может быть отделено от самостоятельной политической и в особенности от революционной борьбы самой массы. Только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил, расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю.

…Общество, организованное на коммунистических началах, дает возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности.

Ф. ЭНГЕЛЬС — Цитаты и статусы — нравственное воспитание.

Всестороннее проявление индивида лишь тогда перестанет представляться как идеал, как призвание и т. д., когда воздействие внешнего мира, вызывающее у индивида действительное развитие его задатков, будет взято под контроль самих индивидов…

К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС

Природа и воспитание подобны. А именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу.

Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека.

Все воспитание состоит в большем и большем сознании своих ошибок и исправлении себя от них. И это же есть самое могущественное орудие, данное человеку для воздействия на других людей.

Разумное воспитание и злого по натуре делает или менее злым, или даже и добрым, развивает до известной степени самые тупые способности и по возможности очеловечивает самую ограниченную и мелкую натуру.

Мир существует не для того, чтобы мы его познавали, а для того, чтобы мы воспитывали себя в нем.

Личности мало прав, ей надобно обеспечение и воспитание, чтобы воспользоваться ими.

Если мы хорошо воспитаны, то не страдаем ни от каких ограничений в наших чувственных удовольствиях.

Б. МАНДЕВИЛЬ — Цитаты и статусы — нравственное воспитание.
…В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы.

Человек может стать человеком только путем воспитания. Он — то, что делает из него воспитание.

И. КАНТ — Цитаты и статусы — нравственное воспитание.

Мы рождаемся слабыми,— нам нужна сила; мы рождаемся беспомощными,— нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными,— нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием.

Когда в семье появляются дети, другие вопросы и занятия отходят на второй план. Главная боль молодой семьи – воспитание малыша. Родители стремятся понять, что нужно делать, чтобы он вырос уравновешенным и умным. Одни пары обращаются за помощью к семейному психологу, другие посещают специальные курсы или читают соответствующую литературу. Для этой статьи старательно собирались принципы грамотного воспитания и советы психологов с мировым именем.

Как воспитать ребенка

Правила, которыми должны руководствоваться абсолютно все мамы и папы, чтобы достичь гармонии в общении с ребенком.

Единственно правильного ответа нет. Это связано с влиянием внешних окружающих факторов. Есть 6 моментов, которые указывают на то, что воспитательный процесс идет в верном направлении:

  • Постоянный контакт с малышом. Психология ребенка – тонкое понятие. Чтобы работать с ней правильно, взрослые и дети всегда должны контактировать. Без обид и отговорок.
  • Отсутствие негатива в отношениях. Строго запретите себе бить ребенка. Негатив не должен быть типичным в семье, это может быть только вынужденная и крайне редкая мера.
  • Не забывайте хвалить. Похвала обязательна, даже если дочь или сын только начали проявлять склонности к творчеству, логике, спорту или другим формам активности.
  • Экспериментируйте, причем не только в методиках воспитания, но и в обычных повседневных делах. Пробуйте открывать новые горизонты всей семьей.
  • Позволяйте детям ошибаться и по возможности делайте так, чтобы над ошибками они работали самостоятельно.
  • Давайте свободу. Старайтесь воспитывать детей так, будто они уже взрослые, сформировавшиеся личности. Позволяйте принимать некоторые решения самостоятельно.

Дети не должны знать, что такое ругань и угрозы. Такие негативные моменты хорошо откладываются в памяти и всплывают уже в осознанном возрасте.

Воспитание – это работа не только над детьми. Придется учиться слышать себя и постоянно взаимодействовать с окружающими факторами. Кстати, одна из самых актуальных тем у молодых мам и пап при работе с психологом – это способы защиты малыша от внешнего влияния. Здесь важно заложить правильные установки еще с первых дней жизни.

40 волшебных правил воспитания детей

Как воспитать спокойного ребенка с рождения

Есть 5 правил, которым нужно следовать, если вы хотите понимать, как воспитывать ребенка с рождения:

Основы воспитания ребенка

  1. Дети есть дети, нарушения чужих границ не избежать. Нужно заранее обсудить, что вы будете делать в случае выхода за намеченные пределы. Частая ситуация: желание играться не своей игрушкой. Если вы наблюдаете такую склонность за своим ребенком, договоритесь, что сначала он будет спрашивать разрешения взять чужую вещь у ее владельца. Компромисс можно найти всегда.

Психология воспитания ребенка предполагает неустанную работу над ошибками. Работать должны обе стороны – и малыши, и их родители. Люди ошибаются и это нормально. Позволяйте ребенку совершать ошибки, думать над ними, делать выводы и исправлять.

Воспитание ребенка: самые популярные методы

Методик, которые рассказывают, как воспитывать детей правильно, множество. Заострить внимание хочется на нескольких популярных и действенных вариантах.

Ребенка воспитывает тот, кого ребенок слушает.

Игра – одна из основных форм обучения, потому что в ней стабильно воспроизводятся разные модели поведения или хотя бы их элементы. С маленькими детьми нужно постоянно играть в сюжетно-ролевые игры. Некоторые психологи даже используют игровую терапию, что помогает разобраться в запутанных мыслях и чувствах малышей.

Воспитание маленьких детей предполагает регулярное переключение между такими видами игр:

Чтобы вырастить ребенка счастливым

Вовлечение предполагает оказание эмоционального влияния. При этом у человека, а в нашем случае у ребенка, восприятие происходящего меняется незаметно для него самого.

Проблема, с которой сталкиваются многие родители ребят дошкольного или младшего школьного возраста – рассеянное внимание. Чтобы понять, как воспитывать ребенка в 5 лет, нужно научиться методике отвлечения или переключения внимания. Когда малыша что-то неожиданно отвлекает, позвольте ему сосредоточиться на новом предмете. При этом аккуратно выясните, почему новое заинтересовало его, и он бросил старое. Это подходящий момент, чтобы услышать то, что беспокоит ребенка на бессознательном уровне.

Хотите, чтобы дети были счастливы?

Разговор – лучший путь для решения 99% проблем. Говорите с ребенком на равных, но при этом подбирайте понятные слова или внятно объясняйте смысл непонятных. Психология воспитания детей обязательно предполагает двусторонний разговор, то есть диалог. Высказывайте свое мнение по поводу определенных вещей и слушайте взгляды ребенка. Помните, что объяснение должно быть объективным. Не навязывайте свое восприятие ситуации, говорите как есть и позволяйте малышу делать выводы о сказанном.

Тут все просто: окружение – это пример. Дети видят модели общения между взрослыми, копируют и проецируют их в своей жизни. От того, как вы общаетесь с супругой или супругом, друзьями и коллегами, зависит будущее поведение малыша. Советы психолога родителям по воспитанию детей всегда сводятся к тому, что они сами должны обладать привычками, которые хотят развить у малышей. Банально: если вы всю жизнь курите, крайне сложно будет донести ребенку, что никотин негативно влияет на здоровье.

Воспитание ребенка начинается еще до зачатия, когда мать сознательно готовится к беременности


Применяйте попеременно каждую из методик. Ориентируйтесь на состояние, настроение и поведение ребенка, выбирая метод воспитания. Экспериментируйте и комбинируйте самые интересные для вас модели.

Мария Монтессори: воспитание по канонам уникальной педагогической системы

Мария Монтессори – врач и педагог, родом из Италии. Ее педагогическая система известна во всем мире и по-прежнему актуальна. За время своей работы она составила 40 принципов, следуя которым, дети будут расти умными, уверенными в собственных силах и спокойными. Если хотите понять, как воспитывать ребенка, познакомьтесь с этими принципами и постарайтесь следовать им:

Принципы и правила семейного воспитания

По возможности путешествуйте. Это научит толерантности к разным расам и культурам.

Изучайте и применяйте советы психологов по воспитанию детей, но не забывайте прислушиваться к внутреннему голосу.

Дети – самое ценное, что есть в жизни каждого. Мы стараемся воспитать их как можно лучше. Но иногда возникают ситуации, когда мама и папа не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. В такой ситуации советы психолога родителям могут помочь решить самые острые проблемы. На что же нужно обращать внимание, воспитывая своего ребенка?

Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми

Что такое воспитание — мнение Ю. Гиппенрейтер

Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему?

Ваш ребенок является уникальным. Он не похож ни на кого, в том числе и вас. Ребенок не является вашей копией, поэтому нельзя требовать от него реализовать написанный вами жизненный сценарий.

Ваше чадо – это самостоятельный человек, со своими достоинствами, недостатками, способностями, желаниями и предпочтениями. Предоставьте ему право выбора во всем. Пускай он сам принимает решения в ответственные моменты. Делайте упор на его сильных сторонах и положительных качествах. Принимайте его таким, каким он есть.

Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми

Главный совет — любовь и доверие

Он должен чувствовать в вас надежную опору в жизни и понимать, что вы его поддержите в любой ситуации. Старайтесь как можно чаще брать ребенка на колени, смотреть ему в глаза, обнимать и целовать.

В тоже время не допускайте вседозволенности в воспитании. Необходимо чтобы в вашей семье были установлены некоторые рамки и запреты, которых вам нужно строго придерживаться.

Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми

Совет №1 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Перед тем как наказывать остановитесь, и подумайте, а действительно ли ребенок сейчас заслуживает наказания. Ведь сначала можно попробовать решить вопрос с помощью ласки и просьбы. Если же наказание действительно является мотивированным, то не обходимо четко объяснить причину наказания.

Не забывайте, какую огромную роль в жизни ребенка исполняет игра. Именно в игровых моментах можно передать малышу все что, ему необходимо знать. Именно с помощью игры можно рассказать малышу о жизненных ценностях и приоритетах. Игра помогает детям и родителям лучше понимать друг друга.

Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми

Совет №2 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Необходимо не забывать о значении общения с ребенком, старайтесь делать это как можно чаще. Научите ребенка, выражать свои чувства и эмоции. Это поможет ребенку в понимании других людей и своего поведения.

Стиль вашего отношения к ребенку сказывается не только на поведении ребенка, но и на его психическом здоровье. Если ваше чадо чувствует негатив к себе, это может вызвать проявления скрытой агрессии.

Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми

Совет №3 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Помните, что от того как вы общаетесь с ребенком зависит его умение сопереживать другим, чувствовать эмоции как положительные, так и отрицательные. При общении с ребенком, помните, что процесс коммуникации требует понимания своего собеседника, его чувств и эмоций.

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу. Совет №4 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.
Совет №4 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Никогда не сравнивайте вашего ребенка еще с кем-то. Это будет иметь только негативные последствия, так как может нанести психологическую травму вашему маленькому человечку. Также такое поведение взрослых способствует развитию негативизма, эгоизма и зависти.

  • Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
  • В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
  • Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.

Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания. Совет №5 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

  • Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.
  • Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.
  • Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.
  • Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.
  • Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.
  • Создание тепличных условий для ребенка.
  • Частые ссоры, которые наблюдают дети.

Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми

Совет №6 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Как сделать общение родителей с детьми эффективным?

В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает. Все что для этого необходимо – это внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить, то, что вам рассказал ребенок. Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете.

Если ребенок проговаривает с вами свою проблему, это уже успешное начало для того, чтобы избавиться от нее.

Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза.

Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.

Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми

Ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка

Когда вы проводите с ребенком время используйте игры, которые вам знакомы с детства. Например, для развития мелкой моторики – перебирайте гречку. Для развития координации разрешите ребенку полазить по деревьям. Для того чтобы развить речь и кругозор – говорите с ребенком. В процессе общения можно решить множество тончайших психологических проблем.

Помогайте ребенку снять мышечное и нервное напряжение. Это можно сделать с помощью массажа или даже легкого растирания тела. Если нет возможности сделать вышеперечисленные процедуры – просто обнимите ребенка, погладьте его по голове и скажите, как сильно вы его любите.

Ласка и объятия очень важны для ребенка

Похвала ребенка — как это делать правильно?

Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.

Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.

Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.

Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми

Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.

Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.

Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми

Полезный совет напоследок

Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.

Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


Принципы позитивного воспитания позволят cкорректировать поведение ребёнка без криков и физических наказаний, взрастить полноценную личность, которая уважает личные границы и умеет выходить из конфликтных ситуаций и знает, как достигать целей. И речь пойдёт вовсе не о вседозволенности, а о планомерной работе над поведением всех членов семьи. Рассказываем о позитивном родительстве в нашем материале.

Содержание:

Что такое позитивное воспитание?

позитивное воспитание

Позитивным данным способ воспитания называется потому, что он строится на создании позитивных связей между ребёнком и родителями, взаимоуважении в семье и развитии потенциала ребёнка.

Сторонники подхода придерживаются позиции, что в каждом человеке уже есть всё необходимое для процветания. Но для того, чтобы ростки не погибли, а превратились в цветы, им нужна стимулирующая среда и позитивные отношения с близкими людьми.

Когда ребёнок ведёт себя неподобающим образом — он просто хочет внимания, но не знает, как получить его другим способом. А наказание или ругань со стороны родителей — только усугубляют происходящее.

Позитивное родительство, как подход в воспитании детей, хорошо изучен. Исследования, проводимые более 30 лет в 25 странах мира показали, что принципы позитивного родительства работают как на детях в Японии, так и на ребятах из Европы. В 2018 ООН официально признала доказательную базу программы позитивного родительства самой обширной в мире среди программ развития родительских навыков. А Детский фонд ООН (UNICEF) занимается продвижением этой программы с 2015 года. Рекомендации по поддержке позитивного родительства в 2006 году принял Комитет Министров Совета Европы.

Принципы позитивного родительства

позитивное воспитание ребенка

Принцип 1. Отличаться от других — нормально

Принцип 2. Совершать ошибки— нормально

Ошибки неизбежны. И их совершает каждый. Не нужно делать из оплошности ребёнка трагедию. Малыш не должен жить в постоянном чувстве вины и страхе сделать что-то не так. Напротив, он должен научиться принимать ответственность за свои поступки, искать решения в случае неудач, не бояться признать вину и прощать себя. В этом ребёнку может помочь пример родителей.

Принцип 3. Проявлять негативные эмоции — нормально


Злиться, расстраиваться, смущаться, стыдиться, бояться или испытывать другие негативные эмоции — это нормальное явление для ребёнка. Однако малыш должен понимать, что крики и истерики — не везде уместны, но не бояться говорить о своих проблемах родителям и обсуждать пути решения. При этом родителям не стоит манипулировать детскими эмоциями: запугивать или, наоборот, дарить игрушки или сладости за спокойное поведение в общественном месте.

Принцип 4. Хотеть большего — нормально

Ребёнок не должен чувствовать себя ущербным или виноватым, если ему что-то хочется. Другое дело, что он должен понимать, что не всегда может получить желаемое, что важно учиться договариваться и искать решения. Осваивая данное умение в детстве, человек в будущем сможет стать более успешным в достижении своих целей.

Принцип 5. Выражать свое несогласие — нормально, но нужно сотрудничать с родителями, ведь они — главные

Какие методы применяются в рамках позитивного родительства?

позитивное воспитание в семье

1) Капризный ребёнок просто демотивирован. Он не видит других способов привлечь ваше внимание. И пока вы будете фокусироваться лишь на плохом поведении — ситуация не изменится. Нужно не ругать ребёнка, а восстанавливать с ним позитивную связь.

3) Уделяйте ребёнку особое время — даже если вы очень заняты, найдите в день 5-10 минут для какого-либо совместного занятия. Ребёнок почувствует себя нужным и будет меньше шалить.

4) Ежедневно, перед сном, предлагайте ребёнку рассказать о самых грустных и радостных переживаниях, с которыми он столкнулся за день. Если ребёнок не может вспомнить ничего хорошего, помогите ему, рассказав о своих счастливых моментах или напомнив о событиях дня.

5) Устраивайте семейные собрания, чтобы совместно найти решение проблем.

Атмосфера должна быть дружеской: каждый должен иметь право быть услышанным. Найти решение проблемы поможет мозговой штурм, при этом выбранный вариант должен устроить всех. Если кто-то из членов семьи берёт на себя обязательства, определитесь с точным дедлайном, вплоть до минут. Если дети нарушают принятые обязательства, напомните им о том, что они добровольно на них согласились.

позитивное воспитание в семье

6) Не приучайте ребёнка к тому, что вы всё сделаете за него. Пусть он сам учится и не боится делать ошибки. Если нужно помочь — помогите советом или инструкцией.

7) Не забывайте уточнять, правильно ли ребёнок вас понял, когда вы попросили его что-либо сделать.

8) Показывайте ребёнку положительный пример уважительного общения с другими людьми. Будьте твёрдым, если этого требует ситуация, но не переходите на ругань, оскорбления или агрессию.

9) Научитесь вовремя останавливаться и успокаиваться, чтобы оценить ситуацию с холодной головой и принять взвешенное решение. Учите этому подходу и своих детей.

Например, ребёнок заявляет, что вас ненавидит. Скажите ему, что его слова вас совсем не радуют, но вы понимаете, что он говорит это сгоряча. Предложите ребёнку перевести дух, а потом спокойно рассказать, чем именно он расстроен.

10) Создайте для ребёнка светлый и безопасный уголок с игрушками и спокойной музыкой, где он сможет посидеть и спокойно подумать о своем поведении, если вы объявили тайм-аут.

позитивное воспитание в семье

11) Наказание поможет остановить плохое поведение в текущий момент, но в дальнейшем вызовет печаль, обиду или даже месть. Поэтому, если забираете игрушку, объясните спокойно, почему вы это сделали, и при каких условиях ребёнок получит её назад.

12) Ошибки — это то, из чего можно извлечь урок. Работа над ошибкой начинается с её признания, потом должно прийти всеобщее примирение, в том числе ребёнок должен простить сам себя. И когда это произойдёт, можно совместными усилиями придумать план исправления ошибки.

13) Не пытайтесь бороться с последствиями, если проблема в поведении ребёнка. Пусть ребёнок поможет вам придумать, как её решить. Но выбранный способ должен соотноситься с масштабом проблемы и быть уважительным и полезным по отношению к ребёнку.

14) Когда вы тем или иным способом пытаетесь скорректировать поведение ребёнка, не забывайте проявлять уважение и напоминать ребёнку, что он важен и любим.

С какого возраста можно начинать позитивное воспитание?

позитивное родительство

Сторонники позитивного подхода к воспитанию утверждают, что он эффективен для детей любого возраста. Конечно, чем раньше вы начнёте применять принципы и методы позитивного воспитания на практике, тем будет проще и вам, и ребёнку.

Обратите внимание, что изменение подхода в воспитании требует больших усилий от самих родителей. Очень сложно удержаться и не накричать в ответ на проказы, если так вы поступали годами. Или не поддаться манипуляции и отказать в покупке игрушки в ответ на очередную истерику.

Позитивное воспитание — это прежде всего работа родителей над своими ошибками. Дети всех возрастов учатся через подражание. А также через сотрудничество, которое помогают выработать принципы подхода.

При этом нужно понимать, что изменения в поведении ребёнка не наступят мгновенно. Однако, шаг за шагом, вы будете приближаться к улучшению атмосферы в семье: негатива будет меньше, а любви и доверия — больше.

Как позитивное воспитание скажется на ребёнке?

позитивное воспитание личности

У детей, в семьях которых руководствуются принципами позитивного воспитания, меньше проблем с поведением, они менее вспыльчивы, могут рассказать родителям о том, что их беспокоит, реже находятся в подавленном или тревожном состоянии.

Позитивное воспитание позволит ребёнку:

  • контролировать негативные эмоции;
  • реализовать свои способности;
  • обучиться самостоятельности и ответственности;
  • удовлетворить потребности в любви и безопасности;
  • усвоить нормы поведения;
  • разобраться, как мирно выходить из конфликтных ситуаций;
  • научиться не опускать руки и искать способы достижения цели.

Как стать позитивным родителем прямо сейчас?

основы позитивного воспитания

Начать строить доверительные отношения с ребёнком и создавать позитивную атмосферу можно уже сегодня. Для этого наберитесь терпения и следуйте простым, но важным рекомендациям:

Шаг 1. Заведите дневник или таблицу

Сюда вы будете записывать свои достижения и провалы на пути к позитивному родительству. Так вы сможете ежедневно анализировать ваше личное поведение и поведение ребёнка, выявлять проблемы и смотреть на ситуацию в динамике. Там же вы сможете отмечать, уделили ли вы ребёнку достаточно времени, обсудили ли его впечатления от дня перед сном.

Шаг 2. Вовлекайте ребёнка в процесс

Сделайте для ребёнка календарь важных дел, за выполнение которых он будет получать стикеры. Туда можно включить и выполнение уроков, и уборку в комнате и даже хорошее поведение во время поездки к бабушке. Главное, чтобы ребёнок осознанно взял на себя ответственность придерживаться плана и понимал, как выполнять каждый из пунктов.

Воплотить систему заданий-поощрений можно и с помощью современных технологий. В приложении Pingo! для детских гаджетов эта функция реализована очень удобно: каждое задание оценивается звёздочками (на что их можно обменять, вы решите вместе с ребёнком), которые мотивируют ребёнка на выполнение родительских поручений. Подробнее о функции можно прочитать здесь, а само приложение доступно в онлайн-сторе.

Шаг 3. Учитесь объяснять и просить, а не требовать и предъявлять


Вместо того, чтобы запрещать ребёнку что-то — объясните в позитивном ключе, почему это плохая идея. Учитесь аргументировать свои возражения. Не забывайте говорить ребёнку о причинно-следственной связи его действий и их последствий.

Подготовьте для ребёнка инструкции, как действовать в различных ситуациях, чтобы перестать за него волноваться.

Шаг 4. Начните слушать и слышать ребёнка

Учитесь слушать и понимать ребёнка. Не читайте лекции и не морализируйте, а вместо этого внимательно выслушайте и уважительно объясните, почему ваша точка зрения не совпадает. Будьте последовательны, чтобы ваши слова и действия совпадали.

Например, если объясняете ребёнку, что дорогу по правилам нужно переходить на зелёный сигнал светофора, сами не перебегайте на красный, даже если машин на проезжей части нет.

Шаг 5. Делайте акцент на успехах, а не промахах

принципы позитивного воспитания детей

Выражайте одобрение правильным действиям ребёнка. Например, если ребёнок сделал домашнее задание по математике, но ошибся при решении нескольких примерах, не надо его за это ругать. Поддержите его в том, что он сам попытался всё решить и вместе с ним разберитесь, как надо решать примеры, в которых ошибка. Пусть он попробует ещё раз найти правильный ответ сам.

Игнорируйте плохое или раздражающее поведение ребёнка. А если оно станет невыносимым — предложите ребёнку сделать тайм-аут.

Шаг 6. Думайте наперёд

Прогнозируйте сложные ситуации и придумывайте решение заранее. Если вам предстоит долгое путешествие, запланируйте, как можно отвлечь ребёнка от скуки. Это могут быть игры или ответственное задание — например, подсказывать дорогу (даже если вы её прекрасно знаете).

Шаг 7. Задавайте правильные вопросы

Проверьте, наcколько вы позитивный родитель! Пройдите наш тест и узнайте, в каком направлении вам стоит двигаться на пути к воспитанию здоровых и счастливых детей.

Что советуют родителям, желающим заняться позитивным воспитанием, психологи?

принципы позитивного воспитания

Американский психолог и доктор философии Мерилин Прайс-Митчел в статье, посвящённой позитивному родительству, называет пять способов для родителей стать позитивным образцом для подражания:

Что почитать о позитивном родительстве?

Книги, которые помогут научиться позитивному родительству:

Книга подробно разбирает каждый из принципов позитивного воспитания и рассказывает, как вести себя с ребёнком в сложных ситуациях, в том числе, когда у вашего чада начинается переходный возраст.

позитивное родительство

В этой книге в алфавитном порядке многодетная мать Карен Джослин даёт ответы на 140 вопросов о детском поведении.

 позитивное родительство

Эта книга поможет выстроить коммуникацию с ребёнком. Вы же помните, что позитивное родительство предполагает научиться слушать своих детей и доносить до них свои мысли?

Соблюдайте принципы, но не переусердствуйте


В заключение отметим, что нельзя ограничиться лишь частью принципов и методов позитивного родительства. Нужно применять подход целиком и не перегибать палку.

Например, многие родители начинают постоянно, из-за каждой оплошности или вскрика применять тайм-ауты — отправлять ребёнка в комнату, выводить его на улицу из торгового центра или общественного транспорта. Но в таком случае теряется смысл передышки на экстренный случай и тайм-аут просто становится новой формой для угроз и принуждения к хорошему поведению. Игнорируйте мелкие шалости. И предупредите ребёнка как минимум три раза, что вы считаете его поведение неприемлемым, прежде чем применять тайм-аут.

Также объясните родственникам, что не нужно всё делать за малыша. Иначе ваши старания воспитать самостоятельного человека могут дать крен, когда ребёнок останется на неделю у бабушки с дедушкой.

Замечайте то, что получается у вашего ребенка, и хвалите его, даже если это не соответствует вашим ожиданиям. Сын не может попасть футбольным мячом по воротам? Придётся оставить мысль о том, что в семье вырастет новый Лионель Месси, и найти то, в чём ребёнок действительно хорош и что ему будет приносить радость!



Воспитание детей — не сумма каких-то общих правил, действительных во всех случаях жизни. Оно должно учитывать индивидуальные способности ребёнка и предполагает индивидуальный подход к нему. Воспитание — это не назидание, не поучение, не одёргивание, не приказание, а линия поведения, система требований и взаимоотношений в семье, как определённом коллективе.

Огромное значение в деле воспитания ребёнка имеет та нравственная атмосфера, которая его окружает изо дня в день.

Мы хотим, чтобы наши дети вырастали здоровыми и сильными, честными и справедливыми, аккуратными, жизнерадостными, настойчивыми и трудолюбивыми.

Решающую роль в воспитании детей играет окружающая среда. Это всё то, что непосредственно окружает человека, формируя его взгляды и убеждения, навыки и привычки.

В известном смысле, человек — это его характер, а он создаётся воспитанием. Воспитание и самовоспитание сопутствуют человеку в течение всей его жизни. Ребёнок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он будет воспитываться, от направленности и содержания воспитания.

Первым воспитателем ребёнка с момента его рождения является семья. Умные, внимательные, чуткие и в то же время требовательные родители остаются друзьями и наставниками своих детей на всю жизнь.

Воспитание ребёнка — дело сложное, требующее определённых знаний, терпения, такта, выдержки, а главное — любви и внимания к детям, уважения их личности, понимания их интересов и потребностей, постоянного наблюдения за их развитием.


Так, дети должны видеть, что отец благодарит мать за поданный обед, за выстиранную рубашку, за каждое проявление заботы о нём, и, когда он сам свободен дома, наравне с матерью выполняет домашнюю работу. Дети должны видеть, что поведение родителей проникнуто взаимным уважением и любовью, доброжелательностью, единством и чёткостью требований друг к другу и к своим детям.

Семья — это маленький коллектив, где каждый должен заботиться о другом, считаться с интересами других. Здоровая обстановка в семье, приветливая атмосфера, в которой растут дети — вот главный, решающий фактор воспитания. Здесь имеет значение всё: взаимоотношения родителей, их культурные и нравственные интересы, отношение к труду, общественным обязанностям, к окружающим, к самим детям.

И взаимоотношения родителей между собой, и их обращение с ребёнком требуют постоянно ровного, доброжелательного тона. Как бы взрослый не устал, чем бы он ни был огорчён, недопустимо срывать своё настроение на детях, проявлять недовольство к их просьбам поиграть с ними, рассказать им сказку или прочитать книжку.

К сожалению очень часто, не умея сдерживаться, родители вымещают свою раздражительность на детях, а у тех накапливается чувство обиды из-за несправедливости взрослых. Неровное отношение к ребёнку вредно сказывается на формирование его характера. Дети в таких случаях не знают, как и когда можно обращаться к родителям, несправедливо нанесённые обиды ведут к отчуждению, дети нередко становятся замкнутыми и угрюмыми.

На ребёнка не менее сильно, чем содержание речи, действует тон, каким с ним разговаривают. Возбужденная, несдержанная речь, не говоря уже о грубых бранных выражениях, раздражает его, порождает вспыльчивость, капризы, упрямство, наносит душевную травму и, в конечном счете, портит характер ребенка. Родители, которые хотят, чтобы дети уважали их, сами должны с уважением относиться к их человеческому достоинству. На ребенка надо смотреть как на самостоятельную личность, с собственными чувствами, взглядами, мыслями. Надо быть ласковым без приторности, доброжелательным и приветливым, обращаться к малышу с добрым выражением лица. Тогда ребенок сам усвоит этот тон и будет сдержан и приветлив даже тогда, когда с ним случится какая-нибудь неприятность. Только спокойный человек, владеющий своим настроением и чувствами, может правильно ухаживать за ребёнком. Нервные родители воспитывают и нервных детей.

В семье, где умеют переживать трудности, не предаваясь унынию, где царит ровное, спокойное, доброе настроение, дети и физически, и психически развиваются лучше. В окружении весёлых, дружелюбных людей они сами становятся весёлыми и жизнерадостными.

Нетерпеливый и несдержанный ребёнок окружающим неприятен. Не нужно думать, что терпение необходимо только взрослому человеку, что сдержанность, выдержка — свойства возраста. Ребенок с самого раннего детства должен уметь стерпеть неудобство, физический дискомфорт (тесноту в автобусе, очередь в магазине). Очень важно уметь терпеть усталость, не перебивать разговор взрослых, а спокойно дождаться своей очереди, без криков отказаться от понравившейся игрушки, если родителям не по средствам её купить. Каждое преодоление каприза должно быть поощрено, каждая победа над собой должна быть отмечена.

Не надо думать, что терпение делает человека в дальнейшем безынициативным и покорным. Наоборот, все исследования психологов показывают, что выдержанный, терпеливый, сосредоточенный ребёнок проявляет признаки лидера уже в детском саду, тогда как нетерпеливые нытики, плаксы, крикуны занимают низшие ступени в социальной иерархии.

Общение со сверстниками чрезвычайно важно для физического и умственного развития ребёнка. Уже к 2-3 годам ребёнок ощущает себя как личность, а к 4-5 годам чувствует себя элементом социальной структуры общества и вступает в разнообразные формы общения со сверстниками.

Ссоры между детьми происходят по разным причинам: не поделили игрушки, кто-то хочет первым съехать с горки, просто оскорбили друг друга словами… Каждый случай требует очень внимательного разбора, у детей своя логика; с нашей, взрослой логикой там делать нечего. Если взрослый обрушится на ребёнка с наставлениями, что драться нельзя, что тот, кто ссорится, плохой, то он ничего не достигнет, кроме того, что ребёнок замкнётся в себе и доверительные отношения будут нарушены. Ставя перед ребёнком определённую задачу — потерпи, подожди — необходимо подробно объяснить ему, почему поступить надо именно так. И непременное условие — похвала за достигнутый результат. Выдержанный ребёнок вызывает положительную реакцию окружающих, ему будет легче учиться в школе. И сам он будет чувствовать себя комфортно.

Кража, воровство — применимы ли эти понятия к маленькому ребёнку? К сожалению, да. Вполне возможен такой случай, когда у вашего малыша вдруг обнаруживается вещь чужая, ему не принадлежащая. Ситуация эта весьма неприятная, сложная, требующая обдуманных решений, взвешенного, тактичного поведения.

Дело в том, что у ребёнка ещё не сформированы тормозные, запретительные механизмы. И очень часто желание обладать какой-либо вещью, желание схватить яркую, привлекательную вещь ребёнок просто не может контролировать.

Естественная реакция родителей, увидевших присвоенную вещь у своего чада — рассердиться, начать запугивать, вызвать у ребёнка страх. Поможет ли это в данной ситуации? Скорее всего, нет. Просто в следующий раз в подобной ситуации ребёнок окажется хитрее. Если родителей не убедят слова, что он эту вещь нашёл, будет прятать её в саду, во дворе и т.п.


Безнаказанность, удачное скрытие факта кражи могут закрепить в нём ощущение успеха, и постепенно его поступки, которые первоначально объяснялись только тем, что он не сдержался, могут стать актом сознательной кражи. При этом доверительные отношения между ребёнком и взрослым будут сломаны раз и навсегда.

Родительская любовь — это одна из самых важных больших человеческих ценностей. Она необходима как детям, так и взрослым. Разумная любовь родителей освещает жизненный путь малышам и подросткам, юношам и девушкам, помогает молодым людям жить и трудиться в нашем обществе, на благо которому мы воспитываем своих детей.

Читайте также: