Является ли обеспечение доступности цифрового контента частью мероприятий доступной среды

Обновлено: 25.06.2024

По окончании тестирования планируется создать рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню вовлеченности в мероприятия по созданию условий доступности социальной инфраструктуры для людей с инвалидностью и других маломобильных групп населения и знаний представителей регионов в области организации доступной среды.

1. Выберите наиболее корректную формулировку для использования в общении.

2. Если человек с инвалидностью заметил, что Вы наблюдаете за ним, как лучше поступить?

3. Как лучше построить общение с человеком, у которого выраженные нарушения речи?

4. Какая формулировка наиболее корректна для использования в общении?

Человек с ментальными нарушениями

5. Какая формулировка наиболее корректная?

Человек с расстройствами аутистического спектра

6. Что из предложенного не относится к дискриминации людей с инвалидностью?

Проведение различий между людьми при оказании мер защиты и помощи

7. Допустимо ли дотронуться до слепоглухого собеседника при общении?

Нет, недопустимо ни при каких обстоятельствах

8. Как наиболее корректно назвать человека с инвалидностью по слуху?

9. Какие действия допустимы при знакомстве с человеком, использующим протез руки?

Протянуть руку для приветствия и не акцентировать внимание на протезе

10. Какие особенности характерны для людей с расстройствами аутистического спектра?

Все вышеперечисленные варианты

11. Как построить общение с человеком, передвигающимся на кресле-коляске?

12. Как поздороваться с человеком с нарушением слуха?

Установить зрительный контакт, говорить повернувшись лицом к собеседнику

13. Если во время общения с незрячим собеседником Вам необходимо отлучиться, как правильнее поступить?

Предупредить незрячего человека о необходимости отлучиться, а вернувшись, сообщить о своем присутствии

14. При знакомстве с человеком с инвалидностью допустимо ли спрашивать о заболевании или травме?

15. Какую формулировку выбрать при общении с человеком с нарушением зрения?

Незрячему человеку неуместно предлагать подобное

16. Как построить общение с неслышащим человеком в сопровождении переводчика жестового языка?

Следует обращаться непосредственно к человеку с нарушением слуха

17. Чего НЕ следует делать, если человек с инвалидностью поставил костыли в проходе и они мешают окружающим?

Обратиться к человеку с инвалидностью с просьбой переставить костыли

18. Как начать общение с человеком с нарушением зрения?

Дотронуться до плеча и представиться

19. В коллективе новый сотрудник с инвалидностью. Укажите наиболее корректные действия со стороны работодателя.

Работодателю необходимо заранее адаптировать рабочее место и определить трудового наставника

20. Если в письме или обращении человек оставил комментарий, что у него есть нарушение слуха. Как лучше ответить на запрос?

21. При общении с человеком с нарушением слуха, корректно ли переспрашивать суть вопроса, если вы не поняли друг друга?

22. Что допустимо при сопровождении человека на кресле-коляске?

Задать вопрос, нужна ли человеку помощь и чем Вы можете помочь.

23. Человек с нарушением зрения заходит перед Вами в помещение и, очевидно, испытывает трудности с открытием двери. Какие действия допустимы?

Инициативно предложить помощь, но сперва уточнить, какая помощь нужна.

25. Какой формат оказания услуги лучше предложить человеку с нарушениями опорно-двигательного аппарата, если Ваш кабинет на втором этаже, а в здании нет лифта?

Предложить посетителю, который передвигается на коляске, получить услугу в помещении на первом этаже.

26. Как поступить при сопровождении незрячего человека, если перед вами узкая дверь?

27. При общении с человеком с ментальными нарушениями желательно:

Использовать короткие и простые фразы и вопросы. Постараться не перебивать и не договаривать фразы за собеседника.

28. Вы предложили человеку с инвалидностью свою помощь. Он отказался. Ваши действия?

Не навязываться и не предлагать помощь повторно.

29. Кто НЕ входит в число маломобильных групп населения (МГН)?

30. Как помочь незрячему человеку сесть на стул?

Подвести поближе к стулу и положить руку незрячего на спинку стула.

31. Оказывая помощь в сопровождении человека, использующего кресло-коляску, Вы заметили препятствие на пути движения. Как лучше поступить?

Предупредить о препятствии и поинтересоваться, что необходимо сделать.

32. Чего не следует делать при взаимодействии с человеком с расстройствами аутистического спектра?

Прикасаться к человеку, держать человека за руки.

33. Какая просьба по отношению к человеку, использующему кресло-коляску, будет корректной?

34. Как построить общение с человеком с расстройством аутистического спектра?

35. Какая помощь незрячему человеку будет излишней при посещении кафе?

Помощь с приемом пищи — разрезать мясо, полить блюдо соусом, поднести бокал.

36. Как правильно называется собака, которая помогает людям с нарушением зрения передвигаться и ориентироваться в пространстве?

37. Какие технические средства НЕ предназначены для помощи в общении с окружающими?

38. Какой вид пешеходных светофоров наиболее доступен для незрячих людей?

Светофор с голосовой озвучкой улицы перехода.

39. Считается ли несоблюдение правил по обеспечению Доступной среды нарушением закона?

Является административным правонарушением.

40. Что такое шрифт Брайля?

Рельефно-точечный тактильный шрифт.

41. Что НЕ относится к созданию доступной среды на объекте социальной инфраструктуры?

Стойка с информацией о правах потребителя и жалобной книгой.

42. Какие технические средства реабилитации помогают людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в передвижении?

Незрячий человек с собакой-проводником может находиться в любом общественном месте или в транспорте.

44. Как правильно называется переводчик, помогающий общаться людям с ограничением слуха?

45. Какой альтернативный формат представления текстовой информации наиболее удобен для людей с ментальными нарушениями?

46. Как можно оценить информационный ресурс (веб-сайт или приложение для смартфона) на соответствие требованиям доступности для людей с инвалидностью по зрению?

47. Какие инструменты обеспечения доступности зданий НЕ предназначены для незрячих?

48. Какой вариант посадки в транспорт безопасен для незрячего человека?

С помощью сигнала звукового маяка.

49. Какие средства адаптации объекта необходимы людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

К началу и концу длины перил добавляется 30 см.

50. Допустимо ли человеку без инвалидности оставлять свой автомобиль на специальном парковочном месте, предназначенном для людей с инвалидностью?

Допустимо, если пассажиром является ребенок или взрослый человек с инвалидностью, а на машину установлен опознавательный знак.

По окончании тестирования планируется создать рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню вовлеченности в мероприятия по созданию условий доступности социальной инфраструктуры для людей с инвалидностью и других маломобильных групп населения и знаний представителей регионов в области организации доступной среды.

1. Выберите наиболее корректную формулировку для использования в общении.

2. Если человек с инвалидностью заметил, что Вы наблюдаете за ним, как лучше поступить?

3. Как лучше построить общение с человеком, у которого выраженные нарушения речи?

4. Какая формулировка наиболее корректна для использования в общении?

Человек с ментальными нарушениями

5. Какая формулировка наиболее корректная?

Человек с расстройствами аутистического спектра

6. Что из предложенного не относится к дискриминации людей с инвалидностью?

Проведение различий между людьми при оказании мер защиты и помощи

7. Допустимо ли дотронуться до слепоглухого собеседника при общении?

Нет, недопустимо ни при каких обстоятельствах

8. Как наиболее корректно назвать человека с инвалидностью по слуху?

9. Какие действия допустимы при знакомстве с человеком, использующим протез руки?

Протянуть руку для приветствия и не акцентировать внимание на протезе

10. Какие особенности характерны для людей с расстройствами аутистического спектра?

Все вышеперечисленные варианты

11. Как построить общение с человеком, передвигающимся на кресле-коляске?

12. Как поздороваться с человеком с нарушением слуха?

Установить зрительный контакт, говорить повернувшись лицом к собеседнику

13. Если во время общения с незрячим собеседником Вам необходимо отлучиться, как правильнее поступить?

Предупредить незрячего человека о необходимости отлучиться, а вернувшись, сообщить о своем присутствии

14. При знакомстве с человеком с инвалидностью допустимо ли спрашивать о заболевании или травме?

15. Какую формулировку выбрать при общении с человеком с нарушением зрения?

Незрячему человеку неуместно предлагать подобное

16. Как построить общение с неслышащим человеком в сопровождении переводчика жестового языка?

Следует обращаться непосредственно к человеку с нарушением слуха

17. Чего НЕ следует делать, если человек с инвалидностью поставил костыли в проходе и они мешают окружающим?

Обратиться к человеку с инвалидностью с просьбой переставить костыли

18. Как начать общение с человеком с нарушением зрения?

Дотронуться до плеча и представиться

19. В коллективе новый сотрудник с инвалидностью. Укажите наиболее корректные действия со стороны работодателя.

Работодателю необходимо заранее адаптировать рабочее место и определить трудового наставника

20. Если в письме или обращении человек оставил комментарий, что у него есть нарушение слуха. Как лучше ответить на запрос?

21. При общении с человеком с нарушением слуха, корректно ли переспрашивать суть вопроса, если вы не поняли друг друга?

22. Что допустимо при сопровождении человека на кресле-коляске?

Задать вопрос, нужна ли человеку помощь и чем Вы можете помочь.

23. Человек с нарушением зрения заходит перед Вами в помещение и, очевидно, испытывает трудности с открытием двери. Какие действия допустимы?

Инициативно предложить помощь, но сперва уточнить, какая помощь нужна.

25. Какой формат оказания услуги лучше предложить человеку с нарушениями опорно-двигательного аппарата, если Ваш кабинет на втором этаже, а в здании нет лифта?

Предложить посетителю, который передвигается на коляске, получить услугу в помещении на первом этаже.

26. Как поступить при сопровождении незрячего человека, если перед вами узкая дверь?

27. При общении с человеком с ментальными нарушениями желательно:

Использовать короткие и простые фразы и вопросы. Постараться не перебивать и не договаривать фразы за собеседника.

28. Вы предложили человеку с инвалидностью свою помощь. Он отказался. Ваши действия?

Не навязываться и не предлагать помощь повторно.

29. Кто НЕ входит в число маломобильных групп населения (МГН)?

30. Как помочь незрячему человеку сесть на стул?

Подвести поближе к стулу и положить руку незрячего на спинку стула.

31. Оказывая помощь в сопровождении человека, использующего кресло-коляску, Вы заметили препятствие на пути движения. Как лучше поступить?

Предупредить о препятствии и поинтересоваться, что необходимо сделать.

32. Чего не следует делать при взаимодействии с человеком с расстройствами аутистического спектра?

Прикасаться к человеку, держать человека за руки.

33. Какая просьба по отношению к человеку, использующему кресло-коляску, будет корректной?

34. Как построить общение с человеком с расстройством аутистического спектра?

35. Какая помощь незрячему человеку будет излишней при посещении кафе?

Помощь с приемом пищи — разрезать мясо, полить блюдо соусом, поднести бокал.

36. Как правильно называется собака, которая помогает людям с нарушением зрения передвигаться и ориентироваться в пространстве?

37. Какие технические средства НЕ предназначены для помощи в общении с окружающими?

38. Какой вид пешеходных светофоров наиболее доступен для незрячих людей?

Светофор с голосовой озвучкой улицы перехода.

39. Считается ли несоблюдение правил по обеспечению Доступной среды нарушением закона?

Является административным правонарушением.

40. Что такое шрифт Брайля?

Рельефно-точечный тактильный шрифт.

41. Что НЕ относится к созданию доступной среды на объекте социальной инфраструктуры?

Стойка с информацией о правах потребителя и жалобной книгой.

42. Какие технические средства реабилитации помогают людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в передвижении?

Незрячий человек с собакой-проводником может находиться в любом общественном месте или в транспорте.

44. Как правильно называется переводчик, помогающий общаться людям с ограничением слуха?

45. Какой альтернативный формат представления текстовой информации наиболее удобен для людей с ментальными нарушениями?

46. Как можно оценить информационный ресурс (веб-сайт или приложение для смартфона) на соответствие требованиям доступности для людей с инвалидностью по зрению?

47. Какие инструменты обеспечения доступности зданий НЕ предназначены для незрячих?

48. Какой вариант посадки в транспорт безопасен для незрячего человека?

С помощью сигнала звукового маяка.

49. Какие средства адаптации объекта необходимы людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

К началу и концу длины перил добавляется 30 см.

50. Допустимо ли человеку без инвалидности оставлять свой автомобиль на специальном парковочном месте, предназначенном для людей с инвалидностью?

Допустимо, если пассажиром является ребенок или взрослый человек с инвалидностью, а на машину установлен опознавательный знак.

В Рекомендации по доступности веб-контента (WCAG) являются частью серии веб-доступность руководящие принципы, опубликованные Инициатива веб-доступности (WAI) Консорциум World Wide Web (W3C), главная международная организация по стандартизации Интернета. Это набор рекомендаций по повышению доступности веб-контента, в первую очередь для людей с инвалидность—Но также для всех пользовательские агенты, включая устройства с ограниченным доступом, например мобильные телефоны. WCAG 2.0, были опубликованы в декабре 2008 г. и стали ISO стандарт ISO / IEC 40500: 2012 в октябре 2012 года. WCAG 2.1 стал Рекомендацией W3C в июне 2018 года.

Содержание

Предыдущие рекомендации

Первое руководство по доступности Интернета было составлено Грегг Вандерхайден и выпущен в январе 1995 года, сразу после Второй Международной конференции 1994 года по всемирной паутине (WWW II) в Чикаго (где Тим Бернерс-Ли впервые упомянул доступность для людей с ограниченными возможностями в программной речи после посещения семинара перед конференцией по вопросам доступности под руководством Майк Пасиелло). [1]

В течение следующих нескольких лет различные авторы и организации придерживались более 38 различных руководств по доступу в Интернет. [2] Они были собраны в Рекомендации по обеспечению доступности единого веб-сайта составлено в Университет Висконсина-Мэдисона. [3] Версия 8 Рекомендации по обеспечению доступности единого веб-сайта, опубликованная в 1998 году, послужила отправной точкой для WCAG 1.0 W3C. [4]

WCAG 1.0

WCAG 1.0 были опубликованы и стали Рекомендация W3C 5 мая 1999 года. С тех пор они были заменены WCAG 2.0.

WCAG 1.0 состоит из 14 руководств, каждое из которых описывает общий принцип доступного дизайна. Каждое руководство охватывает основную тему веб-доступности и связано с одной или несколькими контрольными точками, описывающими, как применять это руководство к определенным функциям веб-страницы.

  • Рекомендация 1. Обеспечьте эквивалентные альтернативы звуковому и визуальному контенту.
  • Правило 2. Не полагайтесь только на цвет
  • Правило 3. Используйте разметку и таблицы стилей и делайте это правильно
  • Рекомендация 4: прояснить использование естественного языка
  • Правило 5: создавайте таблицы, которые красиво трансформируются
  • Правило 6. Убедитесь, что страницы с новыми технологиями плавно преобразовываются.
  • Правило 7. Обеспечьте пользователю контроль над изменениями содержимого, чувствительными ко времени
  • Рекомендация 8: Обеспечьте прямой доступ к встроенным пользовательским интерфейсам.
  • Рекомендация 9: Дизайн для независимости от устройств
  • Принцип 10: временные решения для пользователей
  • Рекомендация 11: Использование W3C технологии и рекомендации
  • Правило 12: Предоставьте информацию о контексте и ориентации
  • Правило 13: Обеспечьте четкие механизмы навигации
  • Правило 14: Убедитесь, что документы ясны и просты

Каждой из 65 контрольных точек WCAG 1.0 назначена уровень приоритета на основе влияния КПП на доступность:

  • Приоритет 1: веб-разработчики должен удовлетворить эти требования, в противном случае для одной или нескольких групп будет невозможно получить доступ к веб-контенту. Соответствие этому уровню описывается как А.
  • Приоритет 2: веб-разработчики должен удовлетворить эти требования, иначе некоторым группам будет сложно получить доступ к веб-контенту. Соответствие этому уровню описывается как AA или же Двойной А.
  • Приоритет 3: веб-разработчики май удовлетворить эти требования, чтобы облегчить некоторым группам доступ к веб-контенту. Соответствие этому уровню описывается как AAA или же Тройной-А.

WCAG Самурай

В феврале 2008 года WCAG Samurai, группа разработчиков, независимых от W3C, во главе с Джо Кларк, опубликовал исправления и расширения для WCAG 1.0. [5]

WCAG 2.0

WCAG 2.0 был опубликован как Рекомендация W3C 11 декабря 2008 г. [6] [7] Они состоят из двенадцати непроверяемых руководств, организованных по четырем принципам (веб-сайты должны быть ощутимый, работоспособный, понятно, и крепкий). Каждое руководство имеет проверяемые критерии успеха (всего 61). [8] Методы W3C для WCAG 2.0 [9] это список методов, которые помогают авторам соответствовать руководящим принципам и критериям успеха. Методики периодически обновляются, тогда как принципы, рекомендации и критерии успеха стабильны и не меняются. [10]

Принципы

Ощутимый

Информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены пользователям так, как они могут их воспринимать.

  • Правило 1.1: Обеспечьте текстовые альтернативы любому нетекстовому контенту, чтобы его можно было преобразовать в другие формы, которые нужны людям, такие как крупный шрифт, шрифт Брайля, речь, символы или более простой язык.
  • Рекомендация 1.2: Средства массовой информации, привязанные ко времени: Обеспечьте альтернативу средствам массовой информации, основанным на времени.
  • Рекомендация 1.3: Создавайте контент, который может быть представлен по-разному (например, более простой макет), без потери информации или структуры.
  • Рекомендация 1.4: Упростите пользователям просмотр и прослушивание контента, включая отделение переднего плана от фона.

Работоспособен

Компоненты пользовательского интерфейса и навигация должны быть работоспособными.

  • Рекомендация 2.1: Сделайте все функции доступными с клавиатуры.
  • Правило 2.2: Предоставьте пользователям достаточно времени для чтения и использования контента.
  • Правило 2.3. Не создавайте контент таким образом, чтобы он мог вызвать судороги.
  • Правило 2.4. Предоставьте пользователям способы помочь пользователям ориентироваться, находить контент и определять, где они находятся.

Понятный

Информация и работа пользовательского интерфейса должны быть понятными.

  • Рекомендация 3.1: Сделайте текстовое содержание читаемым и понятным.
  • Правило 3.2: Сделайте так, чтобы веб-страницы появлялись и работали предсказуемым образом.
  • Рекомендация 3.3: Помогите пользователям избегать и исправлять ошибки.

Крепкий

Контент должен быть достаточно надежным, чтобы его можно было надежно интерпретировать широким спектром пользовательских агентов, включая вспомогательные технологии.

  • Рекомендация 4.1: Обеспечьте максимальную совместимость с существующими и будущими пользовательскими агентами, включая вспомогательные технологии.

WCAG 2.0 использует те же три уровни соответствия (А, АА, ААА) как WCAG 1.0, но переопределил их. Рабочая группа WCAG ведет обширный список методов веб-доступности и распространенных случаев сбоев для WCAG 2.0. [11]

История документа

Доступно сравнение контрольных точек WCAG 1.0 и критериев успеха WCAG 2.0. [16]

В октябре 2012 года WCAG 2.0 был принят Международная организация по стандартизации в качестве международного стандарта ISO, ISO / IEC 40500: 2012. [17] [18] [19]

WCAG 2.1

WCAG 2.1 стал Рекомендацией W3C 5 июня 2018 года. [23] Согласно W3C, это было: [23]

. инициирован с целью улучшить руководство по доступности для трех основных групп: пользователей с когнитивными нарушениями или нарушениями обучения, пользователей с ослабленным зрением и пользователей с ограниченными возможностями на мобильных устройствах

и обратно совместим с WCAG 2.0, который расширяется еще 17 критериями успеха. [23]

WCAG 2.2

По состоянию на август 2020 года WCAG 2.2 является рабочим проектом W3C. [24]

Правовые обязательства

Компании, работающие в Интернете, должны обеспечивать доступность для пользователей с ограниченными возможностями. Есть не только этические и коммерческие оправдания [25] Для внедрения Руководства по обеспечению доступности веб-контента в некоторых странах и юрисдикциях существуют также юридические причины. Согласно законодательству Великобритании, если веб-сайт компании недоступен, владелец веб-сайта может быть привлечен к ответственности за дискриминацию. [26]

Соединенные Штаты

В январе 2017 года Совет по доступу США утвердил окончательное правило для обновления Раздел 508 Закона о реабилитации 1973 г.. Новое правило принимает семнадцать критериев успеха WCAG 2.0, но 22 из 38 существующих критериев A-level и AA-level уже охвачены существующими рекомендациями Раздела 508. Правило требует соблюдения новых стандартов через двенадцать месяцев с даты публикации в федеральном реестре. [27] [28]

Евросоюз

Директива 2016/2102 [30] требует, чтобы веб-сайты и мобильные приложения органов государственного сектора соответствовали уровню AA WCAG 2.1. [31] [32] Новые веб-сайты должны соответствовать требованиям с 23 сентября 2019 года, старые веб-сайты с 23 сентября 2020 года и мобильные приложения с 23 июня 2021 года. [33] В Европейский парламент утвердила директиву в октябре 2016 г., [30] то Европейская комиссия обновил ссылку WCAG с 2.0 до 2.1 в декабре 2018 г. [32]

объединенное Королевство

An суд по трудовым спорам Решение по иску против Института управления проектами (PMI) было принято в октябре 2006 года, и компании было предписано выплатить компенсацию в размере 3000 фунтов стерлингов за дискриминацию. [35]

Канада

Решение Джодхана 2010/2012 гг. [36] привело к тому, что федеральное правительство Канады потребовало, чтобы все онлайн-страницы, документы и видео, доступные для внешних и внутренних пользователей, соответствовали требованиям доступности WCAG 2.0. [37]

Австралия

Правительство Австралии также поручило Закон 1992 года о дискриминации инвалидов что все веб-сайты правительства Австралии соответствуют требованиям доступности WCAG. [38]

На государственном уровне в ответ на Закон о включении инвалидов 2018, правительство Южной Австралии в партнерстве с Vision Australia и Королевским обществом слепых (SA) создали Набор инструментов для обеспечения доступности в Интернете. Применимый ко всем новым или значительно обновленным приложениям, этот инструментарий разработан, чтобы помочь правительственным учреждениям Южной Австралии, частному бизнесу и общественным группам соответствовать требованиям WCAG 2.0 и 2.1 AA. [39]

Израиль

В начале 2014 года министерство юстиции Израиля опубликовало правила, согласно которым интернет-сайты должны соответствовать израильскому стандарту 5568, который основан на Руководстве W3C по обеспечению доступности веб-контента 2.0.

Основные различия между израильским стандартом и стандартом W3C касаются требований к предоставлению субтитров и текстов для аудио и видео носителей. Израильские стандарты несколько более мягкие, отражая текущие технические трудности с предоставлением таких подписей и текстов на иврите. [40]

Рекомендации

внешняя ссылка


3.10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИИ (ОДТ)

ОДТ.1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТКАЗОУСТОЙЧИВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Требования к реализации ОДТ.1: Оператором должно обеспечиваться использование отказоустойчивых технических средств, предусматривающее:

определение сегментов информационной системы, в которых должны применяться отказоустойчивые технические средства, обладающие свойствами сохранять свою работоспособность после отказа одного или нескольких их составных частей, и перечня таких средств исходя из требуемых условий обеспечения непрерывности функционирования информационной системы и доступности информации, установленных оператором;

определение предельных (пороговых) значений характеристик (коэффициента) готовности, показывающего, какую долю времени от общего времени работы информационной системы техническое средство (техническое решение) находится в рабочем состоянии, и характеристик надежности (требуемое значение вероятности отказа в единицу времени) исходя из требуемых условий обеспечения непрерывности функционирования информационной системы и доступности информации, установленных оператором;

применение в информационной системе технических средств с установленными оператором характеристиками (коэффициентом) готовности и надежности, обеспечивающих требуемые условия непрерывности функционирования информационной системы и доступности информации;

контроль с установленной оператором периодичностью за значениями характеристик (коэффициентов) готовности и надежности технических средств и реагирование на ухудшение значений данных характеристик (инициализация плана восстановления работоспособности и иные методы реагирования);

замена технических средств, характеристики (коэффициенты) готовности и надежности которых достигли предельного значения.

Оператором должно быть обеспечено определение требуемых характеристик (коэффициентов) надежности и готовности в соответствии с национальными стандартами.

Требования к усилению ОДТ.1:

1) оператор выводит из эксплуатации техническое средство путем передачи его функций другому (резервному) техническому средству до достижения первым предельных (пороговых) значений характеристик (коэффициентов) готовности и (или) надежности;

2) в информационной системе реализуется автоматическое оповещение (сигнализация) о достижении техническим средством предельных (пороговых) значений характеристик (коэффициентов) готовности и надежности (степень достижения предельных значений определяется оператором);

3) в информационной системе реализуется автоматическое оповещение (сигнализация) о достижении техническим средством предельных (пороговых) значений характеристик загрузки.

Содержание базовой меры ОДТ.1:

ОДТ.2 РЕЗЕРВИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, КАНАЛОВ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ, СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Требования к реализации ОДТ.2: Оператором должно обеспечиваться резервирование технических средств, программного обеспечения, каналов передачи информации, средств обеспечения функционирования информационной системы, предусматривающее:

определение сегментов информационной системы, в которых должно осуществляться резервирование технических средств, программного обеспечения, каналов передачи информации и средств обеспечения функционирования, а также перечня резервируемых средств исходя из требуемых условий обеспечения непрерывности функционирования информационной системы и доступности информации, установленных оператором;

применение резервных (дублирующих) технических средств, программного обеспечения, каналов передачи информации и (или) средств обеспечения функционирования информационной системы, обеспечивающих требуемые условия непрерывности функционирования информационной системы и доступности информации;

ввод в действие резервного технического средства, программного обеспечения, канала передачи информации или средства обеспечения функционирования при нарушении требуемых условий непрерывности функционирования информационной системы и доступности информации.

Резервирование технических средств в зависимости от требуемых условий обеспечения непрерывности функционирования информационной системы и доступности информации включает ненагруженное ("холодное") и (или) нагруженное ("горячее") резервирование.

При резервировании программного обеспечения осуществляется создание резервных копий общесистемного, специального и прикладного программного обеспечения, а также программного обеспечения средств защиты информации, необходимых для обеспечения требуемых условий непрерывности функционирования информационной системы и доступности информации.

Резервирование каналов передачи информации включает:

резервирование каналов связи, обеспечивающее снижение вероятности отказа в доступе к информационной системе;

наличие у основных и альтернативных поставщиков телекоммуникационных услуг (провайдеров) информационной системы планов по восстановлению связи при авариях и сбоях, с указанием времени восстановления.

Резервирование средств обеспечения функционирования информационной системы включает:

использование кратковременных резервных источников питания для обеспечения правильного (корректного) завершения работы сегмента информационной системы (технического средства, устройства) в случае отключения основного источника питания;

использование долговременных резервных источников питания в случае длительного отключения основного источника питания и необходимости продолжения выполнения сегментом информационной системы (техническим средством, устройством) установленных функциональных (задач);

определение перечня энергозависимых технических средств, которым необходимо обеспечить наличие резервных источников питания (кратковременных и долговременных).

Правила и процедуры резервирования регламентируются в организационно-распорядительных документах оператора по защите информации.

Требования к усилению ОДТ.2:

1) в информационной системе должно обеспечиваться резервирование автоматизированных рабочих мест, на которых обрабатывается информация (совокупности технических средств, установленного программного обеспечения, средств защиты информации и параметров настройки), в том числе предусматривающее:

пространственное (географическое) отделение резервных автоматизированных рабочих мест от основных мест обработки информации, с учетом возможных угроз нарушения доступности информации;

конфигурацию резервных мест обработки информации, предусматривающую минимально требуемые эксплуатационные возможности рабочего места;

разработку оператором процедур обеспечения требуемых условий обеспечения непрерывности функционирования информационной системы и доступности информации в случае нарушения функционирования (сбоев, аварий) резервных мест обработки информации;

ограничение времени обработки информации на резервном рабочем месте до времени восстановления функционирования основного рабочего места;

2) в информационной системе должно обеспечиваться предоставление резервных каналов связи от альтернативных поставщиков телекоммуникационных услуг (провайдеров), отличных от поставщиков (провайдеров) основных каналов связи;

3) в информационной системе должно обеспечиваться использование резервных каналов связи, проходящих по трассам, отличным от трасс прохождения основных каналов связи;

4) в информационной системе должно обеспечиваться использование резервных (отделенных от основных) телекоммуникационных сервисов, обеспечивающих доступность информации, до восстановления доступности основных телекоммуникационных сервисов поставщиком телекоммуникационных услуг (провайдером).

Читайте также: