Вправе ли органы местного самоуправления выступать учредителями акционерных обществ

Обновлено: 15.05.2024

Муниципальные унитарные предприятия, которые были созданы до 8 января 2020 года и работают на конкурентных рынках, придется реорганизовать или ликвидировать. Срок — до 1 января 2025 года. До этой даты деятельность унитарных предприятий на конкурентных рынках допускается, но с ограничением. Доход от такой деятельности не должен превышать 10 процентов совокупной выручки МУПа за последний календарный год.

Решение о судьбе МУПа должен принять его учредитель. Если он этого не сделает до конца 2024 года, предприятие могут ликвидировать в судебном порядке по иску судебного органа (п. 6 ст. 23 Закона № 135-ФЗ). Чтобы этого не допустить, проанализируйте деятельность ваших МУПов и решите, как поступить с каждым из них. Статья поможет сделать оптимальный выбор.

В какие организационно-правовые формы можно реорганизовать МУПы

Муниципальное унитарное предприятие можно реорганизовать в другое МУП — то, которому можно будет продолжить работу после 1 января 2025 года. Законодатель разрешил муниципальным образованиям сохранить унитарные предприятия, которые:

— осуществляют деятельность в сфере естественных монополий;
— работают в сферах культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
— обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Этот вариант подойдет только для МУПов, которые функционируют в смежных отраслях. Остальные предприятия вы можете реорганизовать:

— в муниципальные бюджетные учреждения;
— акционерные общества;
— общества с ограниченной ответственностью.

Реорганизация затронет прежде всего ресурсоснабжающие и другие социально значимые предприятия.

На заметку: Какую пользу принесет муниципалитетам реорганизация и ликвидация МУПов

По данным ФАС, на 1 апреля 2019 года в России было более 12,2 тыс. унитарных предприятий муниципального уровня. Значительная их часть работает в сферах с развитой конкуренцией: теплоснабжении, водоснабжении, управлении жилым фондом, торговле, строительстве и предоставлении услуг. Нередко заказчики уклоняются от применения конкурсных процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и передают бюджетные средства в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям. Результат — неэффективные закупки.

Часто МУПы имеют в хозяйственном ведении значительное количество разнородных, не связанных объектов. Сдают эти объекты в аренду и при этом не осуществляют какой-либо профильной деятельности.

По замыслу инициаторов реформы, она поможет уменьшить расходы местных бюджетов на содержание убыточных предприятий. Муниципальные образования избавятся от МУПов, деятельность которых не соответствует изначальным целям. Вместо них могут возникнуть частные предприятия, что будет способствовать росту конкуренции.

Как сделать выбор между АО, ООО и бюджетным учреждением

АО и ООО — хозяйственные общества. Уставный капитал акционерного общества разделен на акции, общества с ограниченной ответственностью — на доли. В обоих случаях реорганизация МУПа произойдет путем приватизации.

Реорганизация МУПа в ООО возможна, если его показатели соответствуют требованиям статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ:

— cуммарный трехлетний доход — не более 800 млн руб.;
— среднесписочная численность персонала за три года — не более 100 человек в год.

Если хотя бы одно из этих требований не выполняется, МУП лучше преобразовать в публичное акционерное общество или муниципальное учреждение. Акционерному обществу проще привлечь инвестиции через дополнительную эмиссию ценных бумаг для их продажи новым акционерам. Акционеру не обязательно быть предпринимателем или участвовать в собраниях. К тому же многие инвесторы расценивают покупку акций как одну из форм вложения капитала. Для общества с ограниченной ответственностью процедура более трудоемкая и дорогостоящая: придется подписать кредитный или инвестиционный договор. Другие различия между АО и ООО посмотрите в таблице 1.

Объем прав акционеров зависит от количества и категории принадлежащих акций (основные права у владельцев обыкновенных акций). Непосредственно свои права по управлению (например, по избранию органов управления обществом, одобрению крупных сделок) акционер осуществляет только в том случае, если он один. Если акционеров два и более, то свои права по управлению акционеры реализуют посредством участия в общем собрании акционеров.

Кроме того, в непубличном акционерном обществе права акционера (собрания акционеров) могут быть расширены уставом (например, определение приоритетных направлений деятельности общества, вопросы создания филиалов и т.д.).

Акционер — это лицо, обязательственные права которого по отношению к обществу удостоверены акциями (п. 1 ст. 2 Закона об АО).

Данные права возникают у лица с даты внесения записи (ст. 29 Закона о рынке ценных бумаг):

  • по счету депо, если учет прав на акции осуществляется депозитарием;
  • по лицевому счету, если учет прав на акции осуществляется реестродержателем.

В этих случаях для подтверждения своих прав акционер вправе запросить соответствующую выписку (ст. 46 Закона об АО).

Кроме того, акционером может быть лицо без записи по лицевому счету (счету депо), но права на акции которого подтверждены судебным актом (Постановления ФАС Центрального округа от 21.04.2011 по делу N А14-4486/2009/145/29; ФАС Московского округа от 24.09.2009 N КГ-А41/8951-09 по делу N А41-22462/08).

Правом на управление обладают, как правило, акционеры — владельцы обыкновенных акций.

Владельцы привилегированных акций могут обладать правом на управление только в ограниченных случаях (п. 2 ст. 31, п. 1 ст. 32 Закона об АО). Например, при решении вопросов о реорганизации, ликвидации.

Однако если таким акционерам не выплачены дивиденды, то они получают право участвовать в управлении наравне с владельцами обыкновенных акций (п. п. 4, 5 ст. 32 Закона об АО).

Владельцы привилегированных акций с преимуществом в очередности получения дивидендов, реализуя право на управление обществом, могут голосовать на общем собрании только по вопросам ликвидации общества, назначения ликвидационной комиссии и утверждения промежуточного и окончательного ликвидационных балансов (п. 2.1 ст. 32 Закона об АО).

Для непубличных АО, выпускающих акции в виде цифровых финансовых активов, предусмотрены особенности участия в общем собрании. Так, лицо, которому открыт лицевой счет (счет депо) цифровых финансовых активов, может участвовать в общем собрании, если обладатели цифровых финансовых активов дали указания голосовать на собрании определенным образом и обществу предоставлена информация о таких лицах и количестве ценных бумаг, права в отношении которых удостоверяются цифровыми финансовыми активами, которыми владеет каждый из них (п. 1 ст. 8.10 Закона о рынке ценных бумаг, п. 1 ст. 25 Закона об АО). Особенности осуществления прав по акциям, которые учитываются на лицевом счете (счете депо) цифровых финансовых активов, может определить Банк России (п. 3 ст. 8.10 Закона о рынке ценных бумаг).

  1. Как акционеры осуществляют управление обществом

Порядок управления обществом зависит от количества акционеров в АО:

  • один акционер сам принимает все управленческие решения в рамках компетенции общего собрания акционеров (п. 3 ст. 47 Закона об АО);
  • два акционера и более управляют обществом через участие в общем собрании акционеров и голосование по вопросам повестки дня (п. 2 ст. 31, п. 1 ст. 47 Закона об АО).
  1. Какими правами по управлению обществом обладают акционеры

Акционер, независимо от того, один он в обществе или их несколько, вправе управлять АО только в рамках вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.

Если в обществе два акционера и более, то они дополнительно вправе при наличии у них определенного процента голосующих акций:

  • предлагать собранию вопросы для рассмотрения и выдвигать кандидатов в органы АО — нужно 2% голосующих акций (п. 1 ст. 53 Закона об АО);
  • требовать проведения внеочередного собрания — нужно 10% голосующих акций (п. 1 ст. 55 Закона об АО).

4.1. Какие управленческие вопросы в рамках компетенции общего собрания может решать акционер (собрание акционеров)

В рамках компетенции собрания акционер или собрание может принимать следующие управленческие решения:

  • о реорганизации общества (пп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об АО);
  • о ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии и утверждении промежуточного и ликвидационного баланса (пп. 3 п. 1 ст. 48 Закона об АО);
  • об избрании органов общества (пп. 4, 8, 9 и 13 п. 1 ст. 48 Закона об АО);
  • об уменьшении или увеличении уставного капитала (пп. 6 и 7 п. 1 ст. 48 Закона об АО);
  • об утверждении годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности (пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона об АО);
  • о заключении крупных сделок и сделок с заинтересованностью (пп. 15 и 16 п. 1 ст. 48 Закона об АО);
  • об участии в финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций (пп. 18 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

Однако в непубличном АО можно расширить компетенцию, указав в уставе АО, что собранию дополнительно переданы такие вопросы, как (п. 4 ст. 48 Закона об АО):

  • определение приоритетных направлений деятельности общества (пп. 1 п. 1 ст. 65 Закона об АО);
  • использование резервного фонда и иных фондов общества (пп. 12 п. 1 ст. 65 Закона об АО);
  • определение цены и приобретение выпущенных ценных бумаг в установленных случаях (пп. 7 и 8 п. 1 ст. 65 Закона об АО);
  • создание филиалов и представительств (пп. 14 п. 1 ст. 65 Закона об АО).

Материал статьи взят из открытых источников

Остались вопросы к адвокату по данной тематике?


Действующим законодательством предусмотрено три способа ликвидации юридического лица: принудительная, добровольная и в случае несостоятельности (банкротства) акционерного общества. Наш эксперт Оксана Устяк подготовила обзор по трём способам ликвидации акционерных обществ с кратким алгоритмом действий.

В последнее время внесены некоторые изменения в порядок ликвидации.

Например, сведения о способе прекращения юридического лица путём ликвидации регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ в момент, когда в реестр вносятся и сведения о его прекращении.

Утверждён порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов в электронной форме.

Установлен фактический запрет на ликвидацию юридического лица в период проведения камеральной таможенной проверки.

Скорректирован порядок осуществления выплат работникам, уволенным в связи ликвидацией юридического лица.

Введены дополнительные требования к заявлению о государственной регистрации ликвидации.

В данной статье мы подготовили обзор по трём способам ликвидации акционерных обществ с кратким алгоритмом действий.


Добровольная ликвидация акционерного общества

ШАГ 1. Примите решение о ликвидации.

Решение о ликвидации принимает общее собрание акционеров. Если в АО один акционер, то он просто письменно оформляет такое решение ( п. 3 ст. 47 , пп. 3 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

Для принятия решения о ликвидации:

  1. созовите общее собрание акционеров (очередное или внеочередное) в соответствии с требованиями законодательства и устава общества;
  2. проведите собрание и примите решение по вопросу ликвидации. Включите в решение о ликвидации вопросы: о назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) и определении порядка и сроков ликвидации ( п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО).
  3. оформите решение в виде протокола.
  4. определитесь, необходим ликвидатор или ликвидационная комиссия.

Акционеры на общем собрании сами решают, кто будет заниматься ликвидацией АО — ликвидатор или ликвидационная комиссия ( п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО). Если акционером является государство или муниципальное образование, то можно назначить только ликвидационную комиссию.

Кроме того, рекомендуем назначать ликвидационную комиссию при ликвидации АО со значительным объёмом имущества, дебиторской и кредиторской задолженности, а также большим штатом сотрудников.

ШАГ 2. Уведомьте регистрирующий орган и кредиторов АО о принятии решения о ликвидации и внесите сведения в ЕФРСФДЮЛ.

Что нужно сделать:

ШАГ 3. Составьте промежуточный ликвидационный баланс.

Утверждённой формы промежуточного ликвидационного баланса нет, вместе с тем можно руководствоваться рекомендуемыми ФНС России форматами и машиночитаемыми формами ( Письмо от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013@).

Обязательные сведения, указываемые в промежуточном ликвидационном балансе ( п. 2 ст. 63 ГК РФ):

  • о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  • о перечне требований, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения;
  • о перечне требований, удовлетворённых вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

После составления промежуточного ликвидационного баланса необходимо убедиться, что денежных средств и иного имущества общества достаточно для удовлетворения требований кредиторов. При недостаточности имущества подавайте в суд заявление о признании должника банкротом ( п. 4 ст. 63 ГК РФ).


Если денег и иного имущества достаточно:

1. утвердите промежуточный ликвидационный баланс на общем собрании акционеров большинством (в 3/4 голосов) акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров ( п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Протокол общего собрания акционеров АО об утверждении промежуточного ликвидационного баланса составляется в обычном порядке;

2. подайте заявление (уведомление) о составлении промежуточного баланса в регистрирующий орган по форме № Р15016 ( п. 3 ст. 20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Срок подачи заявления (уведомления) о составлении промежуточного ликвидационного баланса — не ранее ( п. 4 ст. 20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП):

  • истечения срока, установленного для предъявления требований кредиторами;
  • вступления в законную силу судебного акта по делу о рассмотрении требования, предъявленного к АО, находящемуся в процессе ликвидации;
  • окончания выездной налоговой проверки, оформления её результатов (в том числе рассмотрения её материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в случае проведения в отношении юрлица, находящегося в процессе ликвидации, такой проверки;
  • завершения таможенной проверки в отношении юрлица, находящегося в процессе ликвидации, составления акта такой проверки и принятия по её результатам решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела (если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами РФ и правом ЕАЭС и (или) законодательством РФ о таможенном регулировании);

3. рассчитайтесь с кредиторами общества. Расчёты с кредиторами осуществляются денежными средствами. Если их не хватает, то продайте имущество на торгах, за исключением имущества стоимостью до 100 000 рублей. Такое имущество продаётся без проведения торгов ( п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Правила очерёдности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица установлены в ст. 64 ГК РФ.

По общему правилу требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди ( п. 2 ст. 64 ГК РФ).

После удовлетворения требований кредиторов указанных очередей удовлетворяются требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пеней), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей ( п. 1 ст. 64 ГК РФ);

4. распределите оставшееся имущество между акционерами ликвидируемого АО в порядке, установленном ст. 23 Закона об АО.

Учтите, имущество распределяется после расчётов с кредиторами, но законодатель не устанавливает, в какой момент это можно делать — до составления ликвидационного баланса или после его составления.

Рекомендуем делать это до составления ликвидационного баланса. Это позволит снизить риски споров с регистрирующим органом, который может отказать в регистрации ликвидации, признав недостоверным ликвидационный баланс, содержащий сведения об оборотных активах и нераспределённой прибыли. Есть примеры судебных решений, когда такой отказ регистрирующего органа признаётся ошибочным;

Сведения в ПФР нужно подать в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ( п. 2 ст. 9 , п. п. 1 , 3 ст. 11 Закона о персонифицированном учёте).

Учтите, что расчёт по страховым взносам представляется в налоговый орган до составления промежуточного ликвидационного баланса за период с начала расчётного периода по день представления указанного расчёта включительно ( п. п. 1 , 2.3 ст. 11 Закона о персонифицированном учёте, п. 15 ст. 431 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.02.2020 № 03-15-05/14267).

Ранее мы рассказывали о правилах проведения общего собрания ООО. О том, какие вопросы относятся к компетенции общего собрания, как его провести и как оформить решение, вы узнаете из статьи нашего эксперта.

ШАГ 4. Составьте окончательный ликвидационный баланс акционерного общества.

Ликвидационный баланс составляется после расчётов с кредиторами ( п. 6 ст. 63 ГК РФ).

Окончательный ликвидационный баланс АО утверждается на общем собрании большинством (в 3/4 голосов) акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров ( п. 6 ст. 63 ГК РФ, п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Протокол общего собрания акционеров АО об утверждении окончательного ликвидационного баланса нужно составить в обычном порядке.

Форма такого баланса законодательно не утверждена, вместе с тем можно руководствоваться рекомендуемыми ФНС России форматами и машиночитаемыми формами ( Письмо от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013@).

ШАГ 5. Зарегистрируйте ликвидацию акционерного общества.

Подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения общества ( п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Заявителем является ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии) ( п. п. 1 , 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц).

Документы, которые необходимо представить для регистрации ликвидации ( п. 1 ст. 21 Закона № 129-ФЗ):

Данный документ не является обязательным , но рекомендуем его приложить к пакету документов;

Способ подачи документов может быть одним из следующих:

  • непосредственное обращение в инспекцию;
  • через МФЦ — возможность оказания услуги по регистрации юрлиц следует уточнить в конкретном МФЦ;
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения;
  • через единый портал госуслуг, интернет-сервис ФНС России или мобильное приложение — при подаче документов в электронной форме. При этом они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае удостоверять подпись заявителя у нотариуса не требуется ( п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, п. п. 4 , 5 Порядка, утверждённого Приказом ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-14/743@);
  • через нотариуса только при личном обращении к нему заявителя за отдельную плату ( п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, ст. ст. 22 , 3 Основ законодательства РФ о нотариате).


2. Принудительная ликвидация акционерного общества

Порядок принудительной ликвидации акционерных обществ в целом не отличается от общего порядка принудительной ликвидации обществ.

Основания для принудительной ликвидации акционерного общества

В п. 3 ст. 61 ГК РФ установлен перечень оснований для принудительной ликвидации общества.

Общество может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа (органа местного самоуправления). Перечисленные органы вправе предъявить требование о ликвидации юридического лица в следующих случаях:

  • государственная регистрация юридического лица признана недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, которые носят неустранимый характер;
  • юридическое лицо осуществляет деятельность без разрешения (лицензии) или свидетельства о допуске к определённому виду работ, выданного саморегулируемой организацией, либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации;
  • юридическое лицо осуществляет деятельность, запрещённую законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Общество не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены ( п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84).

В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ общество также может быть ликвидировано по иску учредителя (участника) юридического лица, если невозможно достичь целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

Указанный перечень является открытым ( пп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Специальным случаем для акционерных обществ является факт неисполнения обществом обязанностей, предусмотренных п. п. 6 , 7 и 11 ст. 35 Закона об АО ( п. 12 ст. 35 Закона об АО, пп. 5.3.1 Положения). В этом случае ФНС России может подать иск о принудительной ликвидации АО.

Ликвидация в случае несостоятельности (банкротства) акционерного общества

Ликвидация в таком порядке применяется при недостаточности имущества для погашения требований кредиторов.

Юридическое лицо ликвидируется в рамках банкротства в случае принятия арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства ( п. 3 ст. 149 Закона о банкротстве).


Тезисные моменты, заслуживающие внимания

1. Определение ответственности учредителей (акционеров) акционерного общества.

Учредитель (акционер) АО может быть привлечён к субсидиарной ответственности только при банкротстве общества, по тем же основаниям, что и участник ООО, а именно:

  • своими действиями (бездействием) довёл общество до банкротства;
  • для решения вопроса об обращении в суд с заявлением о банкротстве не созвал собрание акционеров общества;
  • нарушил требования Закона о несостоятельности (банкротстве).

2. Увольнение работников в связи с ликвидацией акционерного общества.

  • Работодатель взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка. Если ему уже был выплачен средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения, единовременную компенсацию выплачивают с зачётом данной суммы (ч. 5 ст. 178 ТК РФ).
  • При ликвидации организации средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация в любом случае должны быть выплачены до завершения её ликвидации (ч. 6 ст. 178 ТК РФ). Федеральный закон от 13.07.2020 № 210-ФЗ.

Введены дополнительные требования к заявлению о госрегистрации ликвидации юридического лица.

В таком заявлении должно быть указано, что юридическое лицо произвело все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством РФ для работников, увольняемых в связи с ликвидацией.

3. Если стоимость чистых активов ниже размера его уставного капитала по окончании 2020 года, то данная стоимость не учитывается для целей принятия решения о его ликвидации.

Если по окончании 2020 года стоимость чистых активов АО ниже размера его уставного капитала, это не учитывается, в частности, в целях принятия решения о ликвидации общества (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 07.04.2020 № 115-ФЗ).

4. О ликвидации юридического лица дополнительно нужно уведомлять через ЕФРСФДЮЛ.

5. Прокурор вправе требовать ликвидации юридического лица, нарушающего исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.

Ранее мы рассказывали, как сдавать налоговую отчётность при реорганизации в форме присоединения.

Мы рассмотрели основные моменты принудительной и добровольной ликвидации акционерных обществ.

С добровольной ликвидацией всё прозрачно и понятно: если принято решение, действуем по алгоритму и ликвидируем организацию.

С принудительной ликвидацией сложнее. Нужно контролировать финансовое состояние общества и выполнять требования законов во избежание принудительной ликвидации и наступления негативных последствий.

Небольшие рекомендации:

  • контролируйте актуальность сведений в ЕГРЮЛ в отношении своей организации;
  • надлежащим образом оформляйте общие собрания акционеров, следите за сроками;
  • контролируйте стоимость чистых активов общества.

Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.

Вопрос

Как часто акционерное общество должно публиковать на ЕФРСБ информацию о стоимости чистых активов – раз в квартал либо раз в год?

Ответ

Непредставление или представление недостоверных сведений о стоимости чистых активов акционерного общества в ЕФРСФДЮЛ влечёт административную ответственность.


Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС19-5435, в котором разобрался, необходим ли отдельный судебный акт для назначения администрации округа правопреемником администрации района, если она ссылается на его отсутствие как основание для отказа в возмещении убытков.

25 сентября 2017 г. решением Совета депутатов городского округа Ступино Московской области администрация района была ликвидирована. Решением от 16 ноября 2017 г. учреждена администрация округа, которая приступила к выполнению полномочий органа местного самоуправления с момента вступления этого решения в силу.

Суды установили, что на момент рассмотрения заявления о процессуальном правопреемстве администрация района находилась в стадии ликвидации, сведений об исключении данного лица из ЕГРЮЛ в материалах дела нет. Кроме того, они отметили, что доказательств перехода установленных обязательств (прав, обязанностей) администрации района к администрации округа не представлено, передаточный (разделительный) акт, определяющий спорные имущественные обязательства администрации округа, не составлен. Руководствуясь в том числе Законом об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для замены должника вновь образованным юридическим лицом. Общество обратилось в Верховный Суд.

Рассмотрев дело № А41-12457/2017, высшая инстанция отметила, что в соответствии с ч. 10 ст. 85 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ органы местного самоуправления являются правопреемниками органов местного самоуправления и их должностных лиц, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов РФ, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями ч. 5 ст. 84 данного закона.

Суд указал, что заявитель приводил доводы о том, что с 2018 г. бюджет городского округа Ступино учитывается как бюджет единой территории (п. 2 ст. 3 закона Московской области).

Он отметил, что судами не были приняты во внимание нормы Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, а также акты Московской области и Совета депутатов городского округа Ступино Московской области, принятые в целях реализации процесса преобразования муниципальных образований.

Таким образом, ВС отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.

Как указал Суд, обязанность муниципалитетов возмещать вред, связанный с действиями уже не существующих органов госвласти, возникает, лишь если их полномочия осуществлялись в той сфере, которая теперь отнесена к вопросам местного значения

Александра Герасимова указала, что спорная норма ст. 85 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ в этом году уже анализировалась Конституционным Судом применительно к возмещению ущерба в связи со сносом построек, которые были возведены при попустительстве местных органов государственной власти РСФСР (Постановление КС РФ от 3 июля 2019 г. № 26-П). Тогда Суд указал, что ответственность должна быть распределена между муниципалитетами и субъектом в пропорции, которую должен закрепить законодатель, и порекомендовал привлекать разные уровни власти соответчиками.

Адвокат посчитала, что определение ВС отвечает общему принципу о том, что ликвидация государственного (муниципального) учреждения, выполняющего публичные функции, влечет за собой правопреемство в силу закона, и правопреемником в данном случае является орган местного самоуправления, которому переданы соответствующие публичные функции. При этом Валерия Аршинова отметила, что так как в судах находилось большое количество дел по вопросу правопреемства в городском округе Ступино, то разъяснения, содержащиеся в определении Верховного Суда РФ, могут успешно использоваться в качестве преюдиции.

Юрист Enforce Law Company Алексей Михайлов посчитал, что Верховный Суд правильно указал, что нижестоящие суды не учли специальные нормы, относимые к органам местного самоуправления, которые, в частности, регулируют момент возникновения правопреемства для вновь созданных муниципальных образований.

Алексей Михайлов отметил, что органы местного самоуправления выступают в гражданском обороте как юридические лица. При этом преобразование муниципальных образований осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

Корпоративное право - совокупность правовых норм, регулирующих деятельность юридических лиц, как формы участия в общественной жизни, включая общественные отношения.

Корпоративное право

Учредителями акционерного общества могут быть:

  • граждане;
  • юридические лица;
  • государственные органы и органы местного самоуправления, если это установлено федеральными законами.

Учредителями АО являются:

  • граждане;
  • юридические лица, принявшие решение о его учреждении.

Устав акционерного общества должен содержать:

  • полное и сокращенное фирменные наименования общества;
  • место нахождения акционерного общества;
  • количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;
  • размер уставного капитала общества;
  • структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;
  • порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров.

Устав АО должен содержать:

  • сведения о фирменном наименовании (полное или сокращенное);
  • место его нахождения;
  • номинальную стоимость и количество акций, их категории (обыкновенные или привилегированные), типы привилегированных;
  • размер уставного капитала;
  • права владельцев акций каждой категории (типа);
  • структуру и компетенции органов управления и порядок принятия ими решений;
  • порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления квалифицированным большинством голосов или единогласно;
  • иные сведения, предусмотренные законом.

Законодательство об акционерных обществах устанавливает следующие положения в отношении органов управления публичных акционерных обществ и их компетенции:

  • порядка образования и деятельности органов управления акционерных обществ;
  • возможности использования услуг сторонних организаций (независимого оценщика, аудитора);
  • необходимости создания при определенных условиях дополнительных органов (ревизионной и счетной комиссии).
  • порядок образования и деятельности органов управления АО (ст. 9, глава VII, глава VIII);
  • возможность использования услуг сторонних организаций (независимого оценщика, аудитора) (п. 3 статьи 34, п. 3 статьи 75, статья 86);
  • необходимость создания при определенных условиях дополнительных органов (ревизионной и счетной комиссии) (статьи 56, 85).

В отношении учреждения общества верно следующее утверждение:

  • решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов управления общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и утверждения регистратора общества.

Решение об учреждении АО должно содержать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам:

  • учреждения общества;
  • утверждения устава;
  • избрания органов управления;
  • ревизионной комиссии (ревизора);
  • утверждения регистратора.

В отношении учреждения общества верно следующее утверждение:

  • избрание органов управления общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества, утверждение регистратора общества, утверждение аудитора общества осуществляется учредителями общества большинством в три четверти голосов, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции.

Избрание органов управления, ревизионной комиссии (ревизора), утверждение регистратора, а также в случае, предусмотренном настоящим пунктом, утверждение аудитора осуществляется учредителями большинством в три четверти голосов, которые представляют акции подлежащие размещению среди учредителей.

Денежная оценка имущества, вносимого учредителями в оплату акций общества, принимается.

Решение об учреждении общества, утверждении его устава и утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплату акций общества, принимается учредителями единогласно.

До оплаты 50% акций общества, распределенных среди его учредителей, оно не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением общества.

В отношении учреждения общества верно следующее утверждение:

  • величина денежной оценки, произведенной учредителями общества и советом директоров при оплате акций неденежными средствами, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.

При оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не установлено федеральным законом. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями и советом директоров (наблюдательным советом), не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.

Действующее законодательство (номер статьи и пункта не поменялся):

При оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться оценщик, если иное не установлено федеральным законом. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями и советом директоров (наблюдательным советом) общества, не может быть выше величины оценки, произведенной оценщиком.

Читайте также: