Как в монархии называют граждан

Обновлено: 18.05.2024

Специфика правового и фактического статуса монарха имеет ряд отличительных черт. Выделяют, прежде всего, две самые характерные.

Первая – это то, что власть монарха считается непроизводной, независимой от каких–либо ветвей власти, от какого-либо другого органа и даже от народа. Монарх, по древнейшей традиции, осуществляет свои полномочия либо по божественному праву, либо по естественному праву, либо по собственному праву. По той же древней традиции монарх в монархиях считается источником всей государственной власти. Всё государственное управление осуществляется от имени монарха. Для граждан, для подданных монарха, даже в современном мире это привычно, и они не задумываются о том, что, например, в Великобритании правительство именуется кабинетом Ее Величества, армия Ее Величества, флот и военно-воздушные силы (Royal Navy, Royal Air Fоrce), и даже академия наук называется Королевским Обществом. В Канаде, где, так сказать, лишь формальная монархия, юридическим главой государства является королева Великобритании, которая представлена в Канаде генерал-губернатором, немного меньше упоминаний королевской власти. Но, например, в Канаде есть такое подразделение, которое именуется Королевская конная полиция, хотя ни к власти короля, ни даже к верховой езде в настоящее время это подразделение отношения не имеет. Традиция сохранена в названии.

Полная, абсолютная, чуть ли не сверхъестественная власть монарха была в средневековье при господстве абсолютизма. В настоящее время также есть несколько абсолютных монархий, которые, конечно, отличаются от средневековых, но власть монарха там почти практически безгранична. Что же касается Западной Европы, где находится несколько монархий (конституционных монархий), там все управление совершается от имени монархов, но фактически от их власти ничего не осталось. При анализе правового статуса современных монархов надо непременно учитывать, какую монархию возглавляет этот монарх.

Мы знаем, что существуют: абсолютная монархия, конституционная и дуалистическая. Реальный статус монарха, его полномочия, его возможности определяются формой монархии, которая сложилась в его стране. Следует упомянуть, что фактическое положение монарха значительно отличается или может отличаться от того, что записано в нормативных актах. Формальные полномочия монарха могут внешне выглядеть достаточно серьезно, но фактическое положение, реальный вклад в государственное управление может быть ничтожным.

В абсолютной и даже в дуалистической монархии, занимая центральное положение во всем государственном механизме, монарх назначает и смещает правительство, перед монархом, а не перед парламентом оно ответственно. Монарх в таких монархиях имеет существенное влияние на парламент. В ряде случаев он имеет право роспуска парламента, имеет право вето. В таких монархиях он является главнокомандующим вооруженных сил, он производит назначения на все важнейшие государственные должности – как военные, так и гражданские. Он назначает или смещает судей. Там его полномочия действительно велики.

Что же касается полномочий монарха в парламентарной или конституционной монархии, то формально перечисленные полномочия могут содержаться в законах о королевской власти или в конституции, но реально все королевские права могут быть лишь декоративными полномочиями. Например, практически всегда король формально подписывая специальные указы, назначает правительство, но он назначает только то правительство, которое пользуется доверием парламента. Король формально (также издавая специальный указ) может распустить парламент, но он делает это только по предложению премьер-министра. Король подписывает все законы, но он не имеет права отказаться от подписи и т.д. Разница между фактическим и юридическим статусом в этих монархиях невероятно велика.

Второй характерной чертой и существеннейшим признаком монархии является то, что власть монарха передается по наследству. Иными словами, должность монарха, престол, корона принадлежит монарху по праву рождения. Он ее получает по наследству и передает в порядке наследования. Титул и престол монархов пожизненные, за исключением редких случаев выборной монархии.

Существует несколько способов престолонаследия. Они закрепляются либо в специальных законах, либо в конституциях, либо и там и там, а также в судебных решениях и в правовых обычаях.

Первый – самый древний способ престолонаследия называется салическим способом или салической системой наследования. По этой системе трон и корону наследуют только представители мужского пола, т.е. наследники по мужской линии. В современном мире салический способ существует, в основном, только в странах Востока – Таиланде, Омане, Саудовской Аравии и Японии. До недавнего времени, как ни странно, такой способ существовал и в Европе: например, в Норвегии и Швеции. Однако же шведы и норвежцы в 90-е годы ХХ века отказались от этого способа и изменили законодательство в данной сфере.

Современный вариант кастильской системы делает наследником короны любого старшего потомка, независимо от пола. Первый сын или дочь получает трон, вне зависимости от пола. В данном случае работает принцип первородства. Упомянутые выше, Норвегия и Швеция сейчас ввели данный способ.

Третий способ имеет два варианта названия: Габсбургский или австро-венгерский. Габсбургским он называется в честь династии Габсбургов, которые были императорами в Австро-Венгрии. Этот способ достаточно интересен. Там, как и по кастильской системе, допускаются наследники и по мужской, и по женской линиям, но мужчины имеют преимущество во всех степенях родства. Женщины здесь могут наследовать престол лишь при полном отсутствии наследников на престол по мужской линии. Этот вариант, с достаточной степенью условности, можно было бы обозначить так: двоюродный племянник, троюродный племянник и т.д. имеют предпочтения перед дочерью короля. Эта система была в России с 1797 по 1917 год. Эту систему ввел император Павел I, и прекратилось она вместе с гибелью династии Романовых.

Отмечаются иные способы и варианты престолонаследия. Например, в арабских монархиях вопрос о престолонаследии в каждом конкретном случае решает королевская семья, представители династии, и династия может отдать престол не обязательно старшему сыну короля, а другому наследнику, одному из нескольких наследников. В некоторых случаях для занятия престола требуется согласие парламента.

Если монарх несовершеннолетний, то обычно в монархиях вводится регентство. То есть при несовершеннолетнем монархе есть официальное лицо, которое называется регентом, и это лицо от имени монарха правит государством до тех пор, пока монарх не достигнет совершеннолетия или того возраста, в котором он сможет самостоятельно принимать решения.

Кроме двух названных наиболее характерных черт, которые выделяют монарха из всех должностных лиц, из всех субъектов права, монарх имеет ряд других исключительных прав, привилегий и полномочий.

Так, следует отметить, что монарх имеет право на особый титул, и этот титул носит только один человек в стране. Этот титул обозначает королевское или царское звание. Титулы различны: это может быть титул Короля, Великого герцога, Великого князя, Императора; восточные титулы – Султан, Эмир, Шах и т.д. В Иране последний монарх присвоил себе титул Шахиншах – царь царей.

Монарх имеет право на особые ритуалы и символы власти. Этими символами власти – короной, троном, скипетром, мантией и т.д. – современные монархи практически не пользуются, и они, чаще всего, изображаются на государственной символике, на почтовых марках и т.д. Единственный монарх, который, пожалуй, действительно употребляет все внешние знаки и государственные регалии – это королева Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии Елизавета II. Она на всех важнейших торжественных государственных церемониях, происходящих в стране, присутствует в короне и специальной королевской одежде.

Особые ритуалы – это торжественная церемония введения монарха во власть (коронация), это особое оформление визитов, встреч, приемов, это особая торжественность при представлении монарха и членов его семьи, т.е. комплекс особых правил поведения, которые предписываются специальным этикетом. Так, в присутствии монарха нельзя садиться без его разрешения; здороваясь, женщины должны делать специальный поклон (книксен); к монарху нельзя поворачиваться спиной, нельзя обращаться первым, если сам монарх к вам не обращается и т.д.

Существуют такие понятия, как королевский двор, свита. Хотя в современных монархиях – это достаточно условные понятия, для ряда стран они все же имеют определенное значение. Государство оплачивает некоторое число слуг, придворных, охрану, выделяются деньги на одежду, на покупку и хранение драгоценностей и т.д. Все это необходимо для того, чтобы подчеркнуть величие монарха. В качестве особой характерной черты и привилегии монарха следует назвать тот факт, что монарх имеет право на содержание из бюджета, т.е. на получение денег на расходы и содержание королевской семьи, обслуживание помещений, где проживает семья и содержание двора. Деньги, которые выдаются ежегодно из бюджета на различные расходы, чаще всего, именуются цивильным листом. Список назначаемых сумм и сами суммы денег – все это называется цивильный лист. Размер получаемых монархом денег устанавливается законом, иногда в начале вступления монарха во власть. В некоторых странах эта сумма ежегодно пересматривается, как правило, в сторону увеличения. Кроме получения доходов от цивильного листа, монархи имеют доходы и от других источников. Например, деньги от аренды принадлежащих монарху и его семье земельных угодий, от вложенных в банки денег и т.д.

В ряде стран существует многовековой обычай – монархи не платят налогов, хотя последнее время распространяются более современные подходы, и в ряде случаев, для того, чтобы не раздражать общественное мнение, не отличаться от других граждан, некоторые монархи добровольно начинают платить налоги. Так сравнительно недавно английская королева стала платить налоги в казну со своих доходов. Такой отказ от многовековой привилегии произошел не случайно: королева Великобритании стала платить налоги после того, как опросы общественного мнения показали, что большая часть граждан Великобритании неодобрительно реагирует на неуплату налогов королевой и членами королевской семьи.

Любой глава государства, в той или иной мере, в большей или меньшей степени, является символом нации, но роль символа нации особенно свойственна для монарха. Поэтому важна безупречная репутация монарха, необходим образ безукоризненного семьянина, человека, занимающегося спортом, благотворительными делами, знатока искусств, военного дела, политика или, по крайней мере, знатока политики. Это должен быть во всех смыслах образцовый человек, самый достойный гражданин своей страны.

В некоторых монархиях, то ли по древней традиции, то ли по закону, монарх еще возглавляет и официальную церковь. Например, королева Елизавета II возглавляет англиканскую церковь. Кстати говоря, поэтому, может быть, столь велико внимание к семейной жизни наследного принца Чарльза. Он, если займет престол, должен стать и главой церкви. Поэтому его развод с принцессой Дианой как бы не совместим с занятием высшей церковной должности. Эта проблема активно обсуждалась и обсуждается в английской прессе.

Портреты монархов вывешиваются в присутственных местах, чеканятся на монетах, печатаются на денежных банкнотах, на почтовых марках. Знаки внимания к монарху призваны поднимать авторитет государственной власти, олицетворять ее авторитет. Такое подчеркнутое уважительное отношение к особе монарха направлено на воспитание уважения к государству и его институтам. Возможно, главное значение современной монархии, и, прежде всего, – современной западной конституционной монархии, именно в том, чтобы укреплять внешний образ государства, поднимать его авторитет и престиж, люди, как правило, не без оснований отождествляют историю своего государства и историю монархии, прослеживая их с глубокой древности. Существование монархии, тем самым, подчеркивает стабильность и незыблемость всех государственных устоев.

Как показали опросы общественного мнения, в большинстве современных монархий, население одобрительно относится к институту монархии и поддерживает его. Граждан, как правило, интересует стоимость содержания монархов и королевских семей. Но, если монархи ведут достаточно скромный образ жизни, присущий, скажем, европейским королям, то подданных не раздражают расходы на монархию, им нравится следить за событиями в королевских семьях. Это придает государственной жизни некую пикантность и своеобразие. Опросы общественного мнения показывают достаточно прочную поддержку монархии в Великобритании, Японии и других странах. Отношение к монархии зависит и от менталитета граждан, и от сложившихся традиций. Справедливо отмечается, что вряд ли возможно когда-нибудь восстановление монархии в ФРГ, Швейцарии, Франции. Там этот институт навсегда вышел из моды.

Монархия: понятие, признаки, виды

Монархия – такая ФГП (форма государственного правления), при которой верховная государственная власть осуществляется единолично монархом и переходит обычно по наследству (абсолютная; ограниченная).

Основные признаки монархии:

1. Вся полнота власти принадлежит монарху и осуществляется им единолично;

2. Монарх пользуется властью пожизненно;

3. Власть передается по наследству;

4. Монарх юридически безответственен;

Виды монархий:

1) По объему ограничений:

· Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар).

· Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

· Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

· Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

2) По традиционному устройству:

· Древневосточная монархия — первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.

· Феодальная монархия (средневековая монархия) — последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия [2] . Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии [3] [4] .

· Раннефеодальная монархия — хронологически первая в странах северной части Европы форма государственного правления, существовавшая как в периоды создания раннефеодальных империй, так и в последующий период феодальной раздробленности [5] .

· Вотчинная монархия — монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.

· Сословно-представительная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.

· Абсолютная монархия — монархия, при которой продолжают существовать сословные привилегии, однако, не существует феодальных владений, вассально-ленной системы и в некоторых случаях (Англия, Франция) отсутствует крепостное право.

· Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.

Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:

- Монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе демократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;




- Замещение власти происходит не на основании чьих-либо интересов, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.

- Монарх естественно заинтересован в том, чтобы оставить своему сыну или дочери процветающую страну.

Недостатками монархии называют:

- Монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства.

- Монархом может стать человек, дела государства для которого совершенно не интересны, а также ребёнок или психический больной

- Монархия зависима от своего окружения, которое становится фактически не зависимым от закона, а подчиняется лишь воле монарха.

- Смерть бездетного монарха зачастую означает тяжёлый политический кризис с длительными распрями и политической борьбой, примером такого кризиса служит Смутное время 1598—1613 года в России.

- Положение абсолютной монархии над законом делает остальных людей бесправными, фактически народ зависим лишь от воли монарха.

Форма государственного правления (ФГП) – элемент формы государства, представляющий собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования, распределение компетенции между ними и взаимоотношения с населением.

Республика - такая ФГП, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Признаки республики:

1. Существование единоличного и коллегиального главы государства;

2. Выборность главы государства и других верховных органов на определенный срок;

3. Осуществление государственной власти по поручению народа;

4. Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

6. Защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Виды республики:

- парламентская - такая ФГП, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (Греция, Италия);

- президентская - такая ФГП, при которой главой государства и правительства является президент (США);

- смешанная - такая ФГП, при которой существует баланс полномочий между президентом и парламентом (РФ).

Признаки парламентской республики:

1. Правительство формируется парламентом том из числа депутатов тех партий, которые располагают большинством голосов в парламенте;

2. Глава государства избирается парламентом;

3. Глава государства обладает широкими полномочиями;

4. Глава правительства назначается президентом;

5. Правительство ответственно перед парламентом.

Признаки президентской республики:

1. Президент – глава государства и правительства;

2. Президент обладает широкими полномочиями;

3. Президент назначает членов правительства;

4. Правительство ответственно перед президентом;

5. Президент обладает правом вето на законы парламента и может самостоятельно издавать нормативные акты;

6. Президент может распустить парламент.

Признаки смешанной республики:

1. Есть сильный парламент и президентская власть;

2. Есть премьер-министр, наделенный широкими полномочиями;

3. Президент не является главой государства;

4. Правительство формируют президент и парламент;

5. Правительство ответственно перед президентом и парламентом.

· Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

Как только в школе начинается изучение истории, нам рассказывают о разнообразных формах государственного правления. И чаще всего используются сложные и скучные формулировки, которые напрочь отбивают желание ознакомиться с темой подробнее, хотя это весьма интересный раздел истории и политологии. Формы правления разделяются по множеству параметров — экономической политике, политическим структурам, философским идеологиям и так далее. Некоторые из них схожи друг с другом, другие же полностью отличаются.

Сегодня мы расскажем обо всех наиболее часто встречающихся в истории человечества формах правления, а также приведём примеры государств, где они использовались.

1. Анархия

Анархия — это, по сути, отсутствие правительства, когда нация действует без центрального руководства. А это значит, что нет коммунальных служб, государственных услуг, регулирующего контроля, дипломатических связей, а также присутствует разобщённость общества. В этом случае страна как бы поделена на маленькие группы людей, объединённых по определённым признакам.

Пример анархии был сравнительно недавно в Сомали — после начала гражданской войны в 1991 году. Сомали раскололось на множество автономий, в которых управляли вожди. Только в начале 2000-х годов в стране было установлено переходное правительство с подачи международного сообщества, а к 2012 году — принята конституция, сделавшая Сомали чем-то вроде конфедерации.

2. Аристократия

Аристократ — это представитель высшего сословия, человек из знатного рода. Аристократия — это форма правления, при которой знать управляет всеми теми, кто находится ниже по статусу. Любые руководящие должности занимают только представители высшего сословия, тогда как простым смертным уготована судьба быть слугами господ.

В этой форме правления сильные мира сего — личности образованные, воспитанные, имеющие определённые генетические особенности (по крайней мере, так подаётся остальной массе людей). Аристократия продвигает классовую систему и не позволяет людям выходить за рамки своего класса.

Аристократия была, например, в Древней Греции, где узкий круг высших сословий вершил судьбы народа. Платон считал аристократию одной из лучших форм правления, где интеллектуально развитые и сильные люди ведут за собой тех, кто не может быть не ведомым.


3. Бюрократия

В отличие от аристократии, в бюрократии нет такого жёсткого классового ценза по праву рождения. В бюрократии невыборные правительственные чиновники выполняют общественные обязанности, продиктованные политическими группами. Бюрократия стремится к формализации всего и вся, а также к предотвращению возвышения одного из членов группы над другим. По сути, эта форма правления подразумевает, что все граждане — винтики в системе, а вместе они представляют собой огромный механизм.

Бюрократия редко является самостоятельной формой правления, и её элементы могут прослеживаться как в демократии, так и в диктатуре.

Бюрократический строй хорошо прослеживался в Великобритании в XVIII веке, когда, ввиду необходимости более точного контроля за растущей империей, был создан аппарат всеобъемлющего административного управления, повысившего эффективность сбора налогов и распределения благ. Эта система постоянно улучшалась, и в настоящее время она превратилась в государственную службу Её Величества (пример современного бюрократизма).

4. Демократия

Демократия, в отличие от многих других форм правления, несёт в себе лишь общественное устройство и лишена экономической составляющей. Здесь во главу угла становится форма правления, при которой народ путём голосования избирает своё правительство. Демократия отрицает классовое неравенство в плане руководства государством и предоставляет равные возможности для избираемых.

При демократии проводятся дискуссии, дебаты, ищутся компромиссы — и всё для того, чтобы удовлетворить потребности широкого круга населения. Но без чёткого надзора демократия может достаточно быстро переходить в диктатуру, особенно при появлении харизматичного лидера.

Наиболее ярким примером демократического общества можно назвать страны Западной Европы, а также США, где избираемые лица ограничены как во временных рамках правления, так и в обязанностях и привилегиях.[/bro_columns]

5. Диктатура

Одним из самых ярких ответвлений диктатуры является военная диктатура, где вся власть находится в руках военной элиты. Чаще всего в военных диктатурах закон и порядок ставятся выше надлежащих правовых процедур, а также гражданских и политических свобод, а оппозиция подавляется жёсткими методами.

Примером диктатуры является современный Таиланд, где в 2014 году после массовых протестов против правительства были аннулированы выборы, и начался хаос в политической власти. Создавшийся вакуум власти позволил генералу Праюту Чан-Оча объявить военное положение, распустить сенат и взять контроль над страной в свои руки. После этого были урезаны некоторые свободы, к примеру: введён общенациональный комендантский час, наложен запрет на политические собрания, взяты под контроль СМИ.

6. Капитализм

Про капитализм не знает только самый ленивый, ведь почти вся планета в наше время живёт при этом экономическом строе. Его главный постулат — сосредоточение производства в частных руках. Капитализм продвигает идею открытой конкуренции и того, что свободная рыночная экономика с ограниченным регулированием со стороны государства является самой эффективной формой экономической организации.

Сторонники капитализма отмечают постоянный экономический рост при этом строе, рост уровня жизни, а также более высокий, по сравнению с другими экономическими моделями, уровень производительности. Противники капитализма утверждают (и небеспочвенно), что он способствует социальному расслоению, эксплуатации рабочего класса, а также нерациональному использованию ресурсов и сверхпотреблению.


В качестве примера ты можешь выбрать практически любую страну на карте, в том числе Китай, где смешались элементы госкапитализма и слабо регулируемой либеральной рыночной экономики в случае с частными компаниями, не представляющими стратегического интереса.

7. Клептократия

Клептократия — это извращённая форма демократии, при которой правящая партия пришла к власти (либо сохранила её) с помощью коррупции. Этим термином обычно описывают коррупционные правительства, которые присваивают государственные ресурсы, пуская их не на благо нации, а на удовлетворение частных интересов узкого круга лиц.

Ближайший пример — наша страна. Клептократический режим начал строиться примерно в конце 90-х — начале 2000-х годов, и в настоящий момент он плотно закрепился во властных кругах. Так называемые распилы и откаты — это неотъемлемая часть клептократического строя, направленного исключительно на сохранение существующего режима.

8. Колониализм

Колониализм, так же как и бюрократия, не является основной формой государственности и может присутствовать как в демократиях, так и в монархиях (приобретая новую форму — империализм).

При колониализме страна стремится расширить своё влияние на другие территории — как правило, на более слабые в технологическом развитии цивилизации. Чаще всего это приводит к оккупации территорий, радикальной эксплуатации её ресурсов, в том числе и коренного населения, а также к навязыванию своих ценностей другим народам для укрепления власти.

Примером колониализма можно назвать практически любую великую державу XV–XX века, начиная с открытия Нового Света и заканчивая деколонизацией в середине прошлого столетия. Любые примитивные народы, особенно в колониальной политике Испании и Великобритании, считались ресурсом на уровне древесины, поэтому они либо уничтожались, либо эксплуатировались в качестве рабов.


9. Коммунизм

В нашей стране старшими поколениями принято считать, что в СССР был коммунизм, но это совершенно не так. Коммунизм является идеей, пропагандирующей общественную собственность, включая всю инфраструктуру, а также средства производства. Коммунизм подразумевает отсутствие разделения на классы и, как следствие, классовой борьбы. Этот общественный и экономический строй является прямой противоположностью экономическому и социальному расслоению, которое лежит в основе капитализма.

В отличие от демократических режимов, коммунистические ограничивают доступ к управлению страной тем, кому чужды ценности общественной собственности или кто может внести капиталистические элементы.

Примера коммунизма пока что не было. Некоторые признаки этого строя присутствовали в СССР, особенно в ранние периоды, до прихода к власти Хрущёва и переориентации на госкапитализм. Что касается Северной Кореи, то это диктатура с госкапитализмом.

10. Меритократия

Меритократия — это ещё одна общественная система, лишённая собственной экономической модели. При ней власть принадлежит тем, кто продемонстрировал достоинства, считающиеся подходящими для государственного управления. То есть власть даётся самым лучшим членам общества, и, как правило, это звание подтверждается успехами в учёбе, работе или других сферах деятельности, где человек может показать свой талант и доказать превосходство над остальными.

Другими словами, в меритократии присутствует социальная иерархия, где выше всех находятся самые достойные члены общества.


Примером меритократии является Сингапур, где достижения в учёбе определяют судьбу человека. Однако, несмотря на экономический успех и престиж Сингапура, некоторые эксперты бьют тревогу по поводу того, что в этой стране наблюдается всё большее иерархическое разделение между интеллектуальной элитой и остальными участниками общества.

11. Монархия

Монархия является социально-политическим строем, при котором власть принадлежит одному члену королевской династии. Чаще всего считается, что монарх получает власть напрямую от Бога или по божественному праву, что подразумевает полную неоспоримость действий правителя и беспрекословное подчинение его воли.

В монархии власть передаётся по линии преемственности и по порядку рождения. Первыми на трон претендуют старшие члены монархической династии, потом — младшие.

Монархии можно условно разделить на абсолютные и конституционные. Первые представляют собой классическую схему авторитарного управления, когда в руках одного человека сосредоточена вся власть. Вторые более демократичны и порой настолько ограничивают привилегии монарха, что тот выполняет скорее декоративную функцию.

На данный момент в мире насчитывается 45 стран с монархией. Так, к примеру, в Саудовской Аравии и Брунее правители являются абсолютными монархами, тогда как в Великобритании и Японии они практически не влияют на политику государств.

12. Олигархия

Элементы олигархии так или иначе присутствуют во многих авторитарных и даже демократических строях. Если обобщить, то олигархия является формой правления, при которой государством управляет определённый круг лиц, объединённых по какому-либо признаку (например, по родословной, расе или финансовому положению). Поэтому к олигархическим формам правления можно причислить аристократию, тоталитаризм и любые другие общественно-политические строи, ограничивающие права и свободы большинства.

Одним из примеров олигархии является правительство ЮАР в период с 1948 по 1991 годы, называвшееся апартеидом. В ЮАР тех времён чётко прослеживалась расовая олигархия, где белое меньшинство управляло чернокожим большинством и контролировало политику, правоохранительные органы, социальную сферу и другие субъекты государственного устройства.


13. Плутократия

Плутократия является общественно-политическим строем, где главенствуют финансы. Только обеспеченный человек может получить доступ к власти, и это серьёзно отличает плутократию от той же аристократии, где, помимо финансового ценза, были ещё наследственность и квалификация в определённых областях для более эффективного управления.

Плутократия является ещё одним строем, который не существует отдельно от других и чаще всего проявляется в капиталистической формации при демократиях, когда у обеспеченных кандидатов выше шанс выиграть выборы, так как они могут позволить себе вложить большие средства в предвыборную кампанию и обойти более квалифицированных, но менее обеспеченных кандидатов.

Элементы плутократии прослеживаются во многих странах, и ярко они проявляются в современных США и России, где избранная группа миллиардеров владеет внушительным объемом национальных богатств и может без труда вытеснять менее обеспеченных оппонентов.

14. Социализм

Социализм является социально-политической и экономической моделью, в которой люди владеют основными средствами производства. Социализм отличается от капитализма отсутствием неравноправного разделения благ в обществе и более размытыми классами. Некоторые эксперты сходятся во мнении, что социализм являет собой строгую политику совместного владения и равного распределения ресурсов и тесно переплетается с госкапитализмом.

Другие считают, что социализм может вполне логично существовать со свободным рыночным капитализмом, внедряя в него элементы, уменьшающие классовый разрыв.

Одним из самых известных примеров эффективного социализма является так называемая скандинавская модель, где свободная рыночная экономика сочетается с обширными общественными инициативами, такими как бесплатная медицина и образование, сильное влияние профсоюзов, защита прав и свобод рабочих и так далее.


Что касается СССР, то в нём прослеживался симбиоз госкапитализма и социализма, где вместо свободной рыночной экономики было чёткое плановое разделение благ. В остальном же советский социализм мало чем отличался от скандинавского.

15. Теократия

Теократия — это общественно-политический строй, при котором главенствует определённая религиозная идеология. Она диктует не только законы, но и обычаи нации, и по большей части в законодательстве повторяются постулаты определённого Священного Писания. Руководящие посты чаще всего занимает духовенство.

В теократии навязываются практики, которые не соответствуют современным социальным и этическим стандартам, ввиду того что основной закон — Священное Писание — был создан в те времена, когда данных свобод не существовало, и руководители, связанные рамками, не могут выйти за пределы постулатов. Общественная жизнь в теократии также регулируется Священным Писанием.

Одним из самых известных теократических государств является Иран после исламской революции. Страной правит аятолла — духовный лидер, который распределяет полномочия между другими религиозными лидерами. Несмотря на наличие демократических институтов, таких как выборы, президент должен подчиняться аятолле.

16. Тоталитаризм

Тоталитаризм — это развитие диктатуры, при которой правящая партия не ограничена ничем и может как угодно вмешиваться в общественную и частную жизнь нации. Власть, как и в случае диктатуры, находится в руках авторитетной и харизматичной фигуры, вокруг которой строится значительная часть пропаганды, ещё больше расширяющей культ личности. Чаще всего при тоталитаризме государство имеет полный контроль над СМИ и применяет элементы террора против своего же населения для подавления малейшего недовольства.

Ещё одним признаком тоталитаризма является желание построить утопическое государство.

Примеров тоталитаризма было много — от фашистских и коммунистических режимов XX века до современной Северной Кореи, где вся власть находится в руках диктатора, обладающего исключительной и неоспоримой властью, а практически вся пропаганда строится вокруг личности правителя. Любая критика действий правителя является преступлением и карается без надлежащих на то правовых процедур.


17. Феодализм

Феодализм — это социальный строй, при котором основной властью являлись дворяне и землевладельцы. При феодализме наблюдалось резкое иерархическое разделение на дворянство, духовенство и крестьянство, и для любого из классов было практически невозможным перемещение вверх или вниз по социальной лестнице. В этой системе крестьяне являлись рабочей силой и воинами, а в обмен получали возможность работать на земле лорда и защиту от внешних сил.

Ярким примером является Франция образца XI века, когда страна, по сути, была разделена на множество княжеств и уделов, где барон или любой другой землевладелец был единоличным правителем.

Специфика правового и фактического статуса монарха имеет ряд отличительных черт. Выделяют, прежде всего, две самые характерные.

Первая – это то, что власть монарха считается непроизводной, независимой от каких–либо ветвей власти, от какого-либо другого органа и даже от народа. Монарх, по древнейшей традиции, осуществляет свои полномочия либо по божественному праву, либо по естественному праву, либо по собственному праву. По той же древней традиции монарх в монархиях считается источником всей государственной власти. Всё государственное управление осуществляется от имени монарха. Для граждан, для подданных монарха, даже в современном мире это привычно, и они не задумываются о том, что, например, в Великобритании правительство именуется кабинетом Ее Величества, армия Ее Величества, флот и военно-воздушные силы (Royal Navy, Royal Air Fоrce), и даже академия наук называется Королевским Обществом. В Канаде, где, так сказать, лишь формальная монархия, юридическим главой государства является королева Великобритании, которая представлена в Канаде генерал-губернатором, немного меньше упоминаний королевской власти. Но, например, в Канаде есть такое подразделение, которое именуется Королевская конная полиция, хотя ни к власти короля, ни даже к верховой езде в настоящее время это подразделение отношения не имеет. Традиция сохранена в названии.

Полная, абсолютная, чуть ли не сверхъестественная власть монарха была в средневековье при господстве абсолютизма. В настоящее время также есть несколько абсолютных монархий, которые, конечно, отличаются от средневековых, но власть монарха там почти практически безгранична. Что же касается Западной Европы, где находится несколько монархий (конституционных монархий), там все управление совершается от имени монархов, но фактически от их власти ничего не осталось. При анализе правового статуса современных монархов надо непременно учитывать, какую монархию возглавляет этот монарх.

Мы знаем, что существуют: абсолютная монархия, конституционная и дуалистическая. Реальный статус монарха, его полномочия, его возможности определяются формой монархии, которая сложилась в его стране. Следует упомянуть, что фактическое положение монарха значительно отличается или может отличаться от того, что записано в нормативных актах. Формальные полномочия монарха могут внешне выглядеть достаточно серьезно, но фактическое положение, реальный вклад в государственное управление может быть ничтожным.

В абсолютной и даже в дуалистической монархии, занимая центральное положение во всем государственном механизме, монарх назначает и смещает правительство, перед монархом, а не перед парламентом оно ответственно. Монарх в таких монархиях имеет существенное влияние на парламент. В ряде случаев он имеет право роспуска парламента, имеет право вето. В таких монархиях он является главнокомандующим вооруженных сил, он производит назначения на все важнейшие государственные должности – как военные, так и гражданские. Он назначает или смещает судей. Там его полномочия действительно велики.

Что же касается полномочий монарха в парламентарной или конституционной монархии, то формально перечисленные полномочия могут содержаться в законах о королевской власти или в конституции, но реально все королевские права могут быть лишь декоративными полномочиями. Например, практически всегда король формально подписывая специальные указы, назначает правительство, но он назначает только то правительство, которое пользуется доверием парламента. Король формально (также издавая специальный указ) может распустить парламент, но он делает это только по предложению премьер-министра. Король подписывает все законы, но он не имеет права отказаться от подписи и т.д. Разница между фактическим и юридическим статусом в этих монархиях невероятно велика.

Второй характерной чертой и существеннейшим признаком монархии является то, что власть монарха передается по наследству. Иными словами, должность монарха, престол, корона принадлежит монарху по праву рождения. Он ее получает по наследству и передает в порядке наследования. Титул и престол монархов пожизненные, за исключением редких случаев выборной монархии.

Существует несколько способов престолонаследия. Они закрепляются либо в специальных законах, либо в конституциях, либо и там и там, а также в судебных решениях и в правовых обычаях.

Первый – самый древний способ престолонаследия называется салическим способом или салической системой наследования. По этой системе трон и корону наследуют только представители мужского пола, т.е. наследники по мужской линии. В современном мире салический способ существует, в основном, только в странах Востока – Таиланде, Омане, Саудовской Аравии и Японии. До недавнего времени, как ни странно, такой способ существовал и в Европе: например, в Норвегии и Швеции. Однако же шведы и норвежцы в 90-е годы ХХ века отказались от этого способа и изменили законодательство в данной сфере.

Современный вариант кастильской системы делает наследником короны любого старшего потомка, независимо от пола. Первый сын или дочь получает трон, вне зависимости от пола. В данном случае работает принцип первородства. Упомянутые выше, Норвегия и Швеция сейчас ввели данный способ.

Третий способ имеет два варианта названия: Габсбургский или австро-венгерский. Габсбургским он называется в честь династии Габсбургов, которые были императорами в Австро-Венгрии. Этот способ достаточно интересен. Там, как и по кастильской системе, допускаются наследники и по мужской, и по женской линиям, но мужчины имеют преимущество во всех степенях родства. Женщины здесь могут наследовать престол лишь при полном отсутствии наследников на престол по мужской линии. Этот вариант, с достаточной степенью условности, можно было бы обозначить так: двоюродный племянник, троюродный племянник и т.д. имеют предпочтения перед дочерью короля. Эта система была в России с 1797 по 1917 год. Эту систему ввел император Павел I, и прекратилось она вместе с гибелью династии Романовых.

Отмечаются иные способы и варианты престолонаследия. Например, в арабских монархиях вопрос о престолонаследии в каждом конкретном случае решает королевская семья, представители династии, и династия может отдать престол не обязательно старшему сыну короля, а другому наследнику, одному из нескольких наследников. В некоторых случаях для занятия престола требуется согласие парламента.

Если монарх несовершеннолетний, то обычно в монархиях вводится регентство. То есть при несовершеннолетнем монархе есть официальное лицо, которое называется регентом, и это лицо от имени монарха правит государством до тех пор, пока монарх не достигнет совершеннолетия или того возраста, в котором он сможет самостоятельно принимать решения.

Кроме двух названных наиболее характерных черт, которые выделяют монарха из всех должностных лиц, из всех субъектов права, монарх имеет ряд других исключительных прав, привилегий и полномочий.

Так, следует отметить, что монарх имеет право на особый титул, и этот титул носит только один человек в стране. Этот титул обозначает королевское или царское звание. Титулы различны: это может быть титул Короля, Великого герцога, Великого князя, Императора; восточные титулы – Султан, Эмир, Шах и т.д. В Иране последний монарх присвоил себе титул Шахиншах – царь царей.

Монарх имеет право на особые ритуалы и символы власти. Этими символами власти – короной, троном, скипетром, мантией и т.д. – современные монархи практически не пользуются, и они, чаще всего, изображаются на государственной символике, на почтовых марках и т.д. Единственный монарх, который, пожалуй, действительно употребляет все внешние знаки и государственные регалии – это королева Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии Елизавета II. Она на всех важнейших торжественных государственных церемониях, происходящих в стране, присутствует в короне и специальной королевской одежде.

Особые ритуалы – это торжественная церемония введения монарха во власть (коронация), это особое оформление визитов, встреч, приемов, это особая торжественность при представлении монарха и членов его семьи, т.е. комплекс особых правил поведения, которые предписываются специальным этикетом. Так, в присутствии монарха нельзя садиться без его разрешения; здороваясь, женщины должны делать специальный поклон (книксен); к монарху нельзя поворачиваться спиной, нельзя обращаться первым, если сам монарх к вам не обращается и т.д.

Существуют такие понятия, как королевский двор, свита. Хотя в современных монархиях – это достаточно условные понятия, для ряда стран они все же имеют определенное значение. Государство оплачивает некоторое число слуг, придворных, охрану, выделяются деньги на одежду, на покупку и хранение драгоценностей и т.д. Все это необходимо для того, чтобы подчеркнуть величие монарха. В качестве особой характерной черты и привилегии монарха следует назвать тот факт, что монарх имеет право на содержание из бюджета, т.е. на получение денег на расходы и содержание королевской семьи, обслуживание помещений, где проживает семья и содержание двора. Деньги, которые выдаются ежегодно из бюджета на различные расходы, чаще всего, именуются цивильным листом. Список назначаемых сумм и сами суммы денег – все это называется цивильный лист. Размер получаемых монархом денег устанавливается законом, иногда в начале вступления монарха во власть. В некоторых странах эта сумма ежегодно пересматривается, как правило, в сторону увеличения. Кроме получения доходов от цивильного листа, монархи имеют доходы и от других источников. Например, деньги от аренды принадлежащих монарху и его семье земельных угодий, от вложенных в банки денег и т.д.

В ряде стран существует многовековой обычай – монархи не платят налогов, хотя последнее время распространяются более современные подходы, и в ряде случаев, для того, чтобы не раздражать общественное мнение, не отличаться от других граждан, некоторые монархи добровольно начинают платить налоги. Так сравнительно недавно английская королева стала платить налоги в казну со своих доходов. Такой отказ от многовековой привилегии произошел не случайно: королева Великобритании стала платить налоги после того, как опросы общественного мнения показали, что большая часть граждан Великобритании неодобрительно реагирует на неуплату налогов королевой и членами королевской семьи.

Любой глава государства, в той или иной мере, в большей или меньшей степени, является символом нации, но роль символа нации особенно свойственна для монарха. Поэтому важна безупречная репутация монарха, необходим образ безукоризненного семьянина, человека, занимающегося спортом, благотворительными делами, знатока искусств, военного дела, политика или, по крайней мере, знатока политики. Это должен быть во всех смыслах образцовый человек, самый достойный гражданин своей страны.

В некоторых монархиях, то ли по древней традиции, то ли по закону, монарх еще возглавляет и официальную церковь. Например, королева Елизавета II возглавляет англиканскую церковь. Кстати говоря, поэтому, может быть, столь велико внимание к семейной жизни наследного принца Чарльза. Он, если займет престол, должен стать и главой церкви. Поэтому его развод с принцессой Дианой как бы не совместим с занятием высшей церковной должности. Эта проблема активно обсуждалась и обсуждается в английской прессе.

Портреты монархов вывешиваются в присутственных местах, чеканятся на монетах, печатаются на денежных банкнотах, на почтовых марках. Знаки внимания к монарху призваны поднимать авторитет государственной власти, олицетворять ее авторитет. Такое подчеркнутое уважительное отношение к особе монарха направлено на воспитание уважения к государству и его институтам. Возможно, главное значение современной монархии, и, прежде всего, – современной западной конституционной монархии, именно в том, чтобы укреплять внешний образ государства, поднимать его авторитет и престиж, люди, как правило, не без оснований отождествляют историю своего государства и историю монархии, прослеживая их с глубокой древности. Существование монархии, тем самым, подчеркивает стабильность и незыблемость всех государственных устоев.

Как показали опросы общественного мнения, в большинстве современных монархий, население одобрительно относится к институту монархии и поддерживает его. Граждан, как правило, интересует стоимость содержания монархов и королевских семей. Но, если монархи ведут достаточно скромный образ жизни, присущий, скажем, европейским королям, то подданных не раздражают расходы на монархию, им нравится следить за событиями в королевских семьях. Это придает государственной жизни некую пикантность и своеобразие. Опросы общественного мнения показывают достаточно прочную поддержку монархии в Великобритании, Японии и других странах. Отношение к монархии зависит и от менталитета граждан, и от сложившихся традиций. Справедливо отмечается, что вряд ли возможно когда-нибудь восстановление монархии в ФРГ, Швейцарии, Франции. Там этот институт навсегда вышел из моды.

Читайте также: