Вправе ли несовершеннолетние школьники вести добровольческую деятельность

Обновлено: 30.06.2024

Аннотация
Волонтерство – одно из целесообразных средств формирования у подростков социального опыта, морально-нравственных ценностей и воспитания гуманности. В этой связи, развитие волонтерской деятельности в учреждениях социального обслуживания представляется одним из наиболее эффективных форм работы.
Ключевые слова: волонтерская деятельность, волонтеры, социальная адаптация, несовершеннолетние.

Формируя нравственный потенциал подростка, необходимо стремиться к тому, чтобы не только дать представление о высших человеческих ценностях, но и помочь осознать эти ценности и в собственной жизни, пробудить желание жить в соответствии с ними, формировать духовные потребности, обеспечивающие мотивацию деятельности и поступков.

В этой связи развитие волонтерской деятельности в учреждениях социального обслуживания, представляется одним из наиболее эффективных средств формирования у них социального опыта, воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей.

Главной целью волонтерской работы является приобщение к общечеловеческим ценностям, духовное самосовершенствование и самореализация личности, позволяющее раскрыть лучшие человеческие качества.
Подростковый возраст – наиболее плодотворный период для становления гуманистического мировоззрения. Для перевода знаний о гуманистических нормах морали в убеждения необходимо, чтобы они приобрели жизненную актуальность и личностный смысл. Обрести его можно в процессе практической волонтерской деятельности и межличностных отношений, которые формируются в ней [1, с.31].

Основными ожидаемыми результатами проекта являются: положительная динамика социальной адаптации, повышение социальной активности несовершеннолетних, развитие нравственной и гражданской ответственности у подростков; рост уровня самостоятельности, формирование знаний и умений конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие творческих возможностей.

Важным этапом при организации работы волонтеров является процесс инструктирования по организации деятельности.

В процессе инструктажей подростки получают информацию о принципах и целях волонтерской деятельности, основы знаний общения с детьми-инвалидами, людьми пожилого возраста. Если волонтерская деятельность связана с детьми, инвалидами, то волонтерам дается необходимый минимум знаний и информации о характерных особенностях взаимодействия с особенными детьми.

Отметим, что деятельность волонтера будет эффективна в том случае, если подростки будут готовы к этой деятельности. А это возможно лишь при правильной и грамотной организации деятельности волонтеров, умении заинтересовать и поддерживать интерес волонтерской работы.

Значимым мотивом, побуждающим к волонтерской деятельности, является желание быть социально-полезными, найти единомышленников и самому интересно провести досуг. Подросток не только обучается соответствующим навыкам поведения, но и у него формируется активная жизненная позиция, позволяющая ему репродуцировать свои знания и навыки в среде сверстников.

Руководители волонтерского отряда поддерживают добровольцев, способствуют формированию положительного имиджа: на сайте учреждения и в местных СМИ размещаются заметки о проведенных мероприятиях, акциях. Регулярно организуется награждение и поощрение волонтеров за активное участие в мероприятиях отряда.

Рассмотренные направления работы с волонтерами являются фундаментом для того, чтобы выполнить главную задачу – социализировать несовершеннолетних. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений подросток постепенно усваивает те социальные роли, которые ему предстоит исполнять в жизни, у него вырабатывается отношение к этим ролям – таким образом формируется человеческая личность.

На наш взгляд, волонтёрская работа может быть действительно плодотворна, только тогда, когда сам волонтёр получает от нее заряд положительной энергии и внутреннее удовлетворение.
Кроме того, данное направление деятельности способствует формированию взаимного уважения между представителями разных поколений, а так же ведет к пониманию важности и значимости волонтерства, как движущей силы, способной сегодня противостоять таким асоциальным явлениям, как наркомания, табакокурение, алкоголизм, сквернословие, подростковая преступность и многое другое.

Мероприятия, проводимые волонтерами, показали, что ребята неравнодушны к проблемам пожилых людей. Деятельность, основанная на добровольческих идеалах, способна внести существенный вклад в процесс воспитания детей и молодежи, снижать барьеры разобщенности между поколениями. Волонтерская деятельность носит творческий и активный характер, что дает возможность подростку разносторонне проявить себя.

Помощь в пересадке комнатных растений

В процессе совместной деятельности у ребят формируются художественные способности, усидчивость, сосредоточенность, умение использовать свой прошлый опыт и опыт других людей, коммуникабельность, умение входить в контакт с незнакомыми людьми, тактичность и доброжелательность, способность к эмпатии, умение слушать. Во время театрализованных представлений вырабатывается артистичность и непосредственность. Для каждого вида работы ребята проходят тщательную подготовку, с выработкой и закреплением необходимых навыков. Включаясь в волонтерскую деятельность, дети чувствуют себя нужными, способными творить, нести добро, переживать свое живое участие в улучшении социальной жизни. И это толкает их к более активной работе над собой, активности во всех сферах жизнедеятельности, становится источником саморазвития. Ведь одним из смыслов волонтерской деятельности является развитие личности самого волонтера [2].
Как результат проделанной собственными руками работы — благодарность в их адрес, которая укрепляет в наших добровольцах доброе человеческое начало, делая их поистине достойными людьми.
Волонтерская деятельность способствует приобщению подростков к общечеловеческим ценностям, становлению и реализации их личности и помогает понять, что человек – главная ценность.

Читайте также: