Возрождения означает возврат к постулатам какой эпохи

Обновлено: 30.06.2024

Гении Возрождения, расцвет искусств, свободомыслие, реабилитация чувств и тела в философии – это, как и многое другое, привычно ассоциируется у нас с эпохой Ренессанса. И в таком взгляде на историю обычно не находят себе места ни неудобные факты, ни закономерные вопросы. Хотя со временем все-таки происходит дрейф представлений, и никто уже всерьез не верит в то, что европейцы XIII-XVI веков возрождали Античность. Нет, они ее по большому счету придумывали, и эта химера больше говорила о них, а не о греках и римлянах. В данном эссе Concepture предлагает сделать следующий шаг и усомниться в том, что Возрождение вообще случилось.

Закономерные вопросы

Все еще со школы худо-бедно усвоили простую схему, столь любимую марксистским формационным подходом: мол, была Античность с рабством, потом темное Средневековье с засильем церкви, и вдруг яркая вспышка Возрождения, а затем постепенное развитие капитализма и современного мира. Этот светлый эпизод часто представляется временем, когда искусство, философия и наука обнаружили непреходящий характер некоторых элементов культуры древних и, объявив их классикой, стали всячески им подражать и развивать. Отсюда и само название – Возрождение/Ренессанс – возрождение античной учености, идеала красоты и жизненного порыва к познанию себя и космоса.

Тем, кто привык видеть историю через призму драматургии, безусловно, кажется естественным, что мрачная эпоха сменяется рассветом. Поэтому они не замечают того, как сгущают краски по поводу Возрождения – тут тебе и смена аскетической строгости на телесные радости, и возвращение здравого смысла, и воскрешение эстетики, и конечно же чудесное обнаружение потерянных памятников античной культуры. А вслед за этим и прежняя эпоха по контрасту превращается в беспросветность и мракобесие, вопреки всяким фактам. И плевать, что костры с ведьмами чаще всего полыхали в XVI-XVII веках, миф представит вам более красивую картинку о спящих и проснувшихся умах.


Наполненное яркими персонажами и назидательными историями, Возрождение и в самом деле выглядит так, что в него хочется поверить. Однако факты и опыт изучения истории подсказывают: так не бывает. В истории, конечно, случаются какие-то изменения, прогрессивные подвижки и даже переосмысление прошлого, но всё это существует на фоне множества других явлений, как нейтральных, так реакционных и противоречащих.

Три сомнения


Сомнение второе: Ключевой точкой, определяющей новизну и специфику Ренессанса, являются его отличия от предшествующей эпохи. Нет отличия – нет и границы, а нет границы – нет и никакого отдельного периода в истории. Однако смысловое и содержательное своеобразие Ренессанса на любом уровне (философия, наука, искусство, политическая жизнь) при детальном изучении оказывается не новым и в сущности не отделимым (и значит, неотличимым) от Средневековой культуры. Так зачем проводить эту искусственную границу?

Идеал и идеология


По этой модели всегда и описывали любой расцвет культуры (Каролинги, Елизаветинское Возрождение, культура Бургундского двора, Аджорнаменто, Серебряный век и т. д.). Однако случалось ли хоть раз что-то действительно похожее на это? Не развитие и подъем культуры (там, где на нее не жалеют средств), а именно воз-рождение? Полагаю, скорее нет: достаточно посмотреть на любую ключевую идею, приписываемую эпохе Ренессанса, и вы обнаружите, что ничего подобного античные греки не знали.

Причем, чтобы быть точным, стоит сказать, что эта история началась все-таки чуть раньше – в эпоху классицизма. Классицизм был тесно связан со становлением этатизма (абсолютизма во Франции), и собственно поэтому всегда содержал в себе элементы идеологии.


Развитое Средневековье

Удивительным моментом в истории про смену Средних веков эпохой Возрождения является принятая по умолчанию предпосылка о том, что засилье церкви и условия жизни были столь ужасными, что в качестве реакции возникло движение прочь от всего этого. Но, во-первых, расцвет культуры никогда не возникал от нужды и ужаса, скорее даже наоборот – от появления свободных ресурсов и времени, от внутренне сложной социальной среды.


Более того, всякая реакция обычно еще жестче, чем то, с чем она борется. И во-вторых, обычно цивилизации развиваются циклически – от роста к зениту, а затем к упадку, и эту динамику могут изменить только очень серьезные внешние воздействия. Тогда вполне логичен вопрос: где была высшая точка развития Средневековой культуры, после которой она катилась вниз и в итоге сошла на нет усилиями гуманистов Возрождения?

Здесь вас ждет сюрприз: именно позднее, а не высокое Средневековье было наилучшим временем для роста искусств, ремесел, технологий и науки, и пик приходится прямо на XIV век. И если бы не внешние факторы, чуть было не приведшие к полному коллапсу Европы, то мы бы даже не смогли понять, в какой момент Данте или Джотто вдруг стали отличаться от творцов XIII века – например, Вернера Садовника, Гильома де Лорриса или Ринальдо де Сиены и Маргаритоне д’Ареццо. В каком-то смысле Возрождение – это и есть настоящее развитое Средневековье – только не на фоне стабильного роста, а на фоне кризиса, когда разорваны привычные связи (в т. ч. в обучении, передаче навыков и т. п.).

Взглянем теперь более пристально на эту искусственную границу, прямо по пунктам, которые вы встретите не только в учебнике, но и в любой диссертации или монографии по теме. Перечислю основные: антропоцентризм, пришедший на смену теоцентризму; гуманизм и индивидуализм (человек как микрокосм); пантеизм и интерес к природе; противостояние схоластике, церковному догматизму и реабилитация труда, тела и чувственности; наконец, возрождение и обращение к античным памятникам искусства и античной философии.

Что же мы видим на деле? Бог так и остается ключевым объяснительным принципом, а мир описывается как Его Творение. К XV веку появляется несколько оригинальных мыслителей, которые помимо классической космологии и этики уделяют чуть больше внимания вопросу о человеческих способностях и душе (и как следствие затрагивают вопросы психологии и эстетики).


То же самое касается гуманизма – признать его ключевой чертой эпохи нельзя, т. к. это признак разумных и образованных людей любой эпохи. Гуманизм – не монополия Фичино и Эразма Роттердамского, его яркие проявления несложно найти у Пьера Абеляра, Жильберта Порретанского или даже Боэция (так что гуманизм был еще и в V-VI веках н. э.). И уже с XII века гуманизм часто выступает в роли линии обороны на неверное понимание тезиса о том, в чем состоит задача творческого человека. Творческое начало заложено в христианскую теологию, но его осмысление происходило постепенно.

Что касается пантеизма, то, по сути, это идея, сформированная уже в теологии, в концепции двойной истины. В чистом виде пантеизм мы находим только у таких фанатичных еретиков, как Джордано Бруно (который хотел установить религию солнца), прочие же мыслители лишь повторяют идею о том, что Природа – зеркало Бога. А значит, можно читать Писание, а можно изучать природу как книгу, написанную Творцом. И одно не хуже, чем другое. И вновь напомню: интерес к экспериментальному изучению природы мы впервые обнаруживаем уже в средневековых монастырях, а никак не у Галилея.


Еще одна тактическая уловка – противопоставлять теологов и художников, видя в этом какой-то вызов Церкви. Еще с XI века в Европе развиваются города и университеты, как следствие появляются образованные люди, не связанные напрямую с кафедрой и церковной иерархией. Эти люди рассуждают о разном. Но рассуждать, не зная всех нюансов высокоспециализированного схоластического размышления, – это еще не противостояние.

Равно как сложно найти реальный раскол там, где все писатели, художники и мыслители вполне религиозны. Я уж не говорю о том, что Платон и Аристотель (античные философы) остаются авторитетами для средневековых авторов на протяжении всей эпохи, равно как изучение утерянных элементов античной культуры начинается в монастырях и университетах (причем еще до тесных культурных связей с арабами). Собственно, и Госпожа Филология, позволившая прочесть античное наследие – целиком и полностью достижение прежних эпох.

Ренессанс не для всех

Еще раз повторимся: временные, культурно-географические и другие границы Ренессанса подозрительно размыты. Настолько, что нельзя отделаться от вопросов о том, что если Возрождение и произошло, то не было ли оно долгое время очень локальным событием, не тянущим на эпоху даже в рамках одного региона?


Ну и последняя идея – на наш взгляд наиболее адекватная – это связать изменения в культуре, экономике и политике торговых италийских городов с разорением Константинополя в 1204 году. Собственно, где-то сто лет понадобилось Генуе, Венеции, Флоренции, Милану и др., чтобы переварить и инкорпорировать культуру и знания греков, бежавших из поверженного города, плюс заработать финансовый излишек, который можно тратить на меценатство литераторам и философам, обновление городов и церквей, заказы картин и скульптур.

Но как несложно догадаться, эта версия идет сильно вразрез с картинкой идейного пробуждения и переоткрытия Античности. Напротив, все предельно буднично: финансирование искусства и культурное влияние (еще живой на тот момент) византийской культуры, которую никак нельзя приравнять к Древней Греции и Риму.

Итак, давайте еще раз посмотрим на ситуацию: небольшая плеяда творческих людей Италии рубежа XIII-XIV веков объявляет о ни много ни мало появлении нового человека и о возврате к естественному и непревзойденному идеалу древним. Если не считать самого термина (с чем мы уже разобрались), то откуда мы вообще знаем об этом? Да только от них самих и их учеников. Сомнительные свидетельства, по факту сообщающие лишь о размерах чувства собственной важности у ряда авторов. Но допустим, мы действительно видим нечто новое: как минимум Данте, Петрарка, Боккаччо и другие начали писать на местных итальянских диалектах вместо латыни, плюс некоторое единство тем и идей.

Здесь сразу есть пара вопросов. Во-первых, нет ли внешнего фактора, объясняющего подобный интерес? И во-вторых, неужели у них не было предтеч? То есть мы действительно готовы поверить, что до них никто не рассказывал о чувственной и телесной жизни (другой вопрос – записывал ли или дошло ли до нас)?

И главный момент: оцените диалектичность ситуации – если они были первыми, кто писал не на латыни, то их ценят уже за развитие национального поэтического языка, но чтобы понять это как радикальный шаг, нужна перспектива будущего (в то время они не создают новое, они всего лишь пытаются оправдать маргиналии, какими были, например, песни трубадуров и другой местный фольклор). Здесь мы снова видим картинку, в которой заботливой рукой историка, живущего спустя сотни лет, очень резко так расставлены акценты. Но веры ему нет.


Отсюда становятся объяснимыми две вещи: более строгая ориентация художников на местного потребителя (в т. ч. переход с латыни на диалекты) и неравномерное культурное развитие разных регионов (чего почти не увидишь в Высоком Средневековье).


Смена эпох произошла в очень узких границах – буквально при нескольких богатых и влиятельных фамилиях, и, по большому счету, только в их домах. Это тот случай, когда искомая поразительная разница обнаруживается только когда вы сравниваете быт и образ мысли генуэзского богача, получившего образование (и заказывающего свой портрет, чтобы не хуже, чем у других) и неграмотного английского крестьянина, живущего под крышей из дерна.

Я ни в коей степени не намерен обесценивать творчество людей той эпохи, даже с учетом современных исследований (например, ставшей уже почти общепринятой гипотезе Хокни-Фалько), скорее напротив, я думаю в них стоит увидеть зачатки нового. Но искать его нужно в другом месте, например, в том, что это, по сути, представители первой сугубо городской культуры в Европе (отсюда, как мне кажется, тяга Джотто и да Винчи к природе и одновременно повышенный интерес Брунеллески и Петрарки к руинам).

В оформлении использованы фотографии, сделанные Michele Guajana.

Этатизм государственничество, или идеология, утверждающая ключевую роль государства в жизни людей и общества. Идейно противоположна анархизму, поэтому обычно подчеркивает производность права и развитой культуры от существования государства (тем самым оправдывая его вмешательство в самые разные сферы жизни).

Возрождение, или Ренессанс, — один из важнейших периодов в истории развития европейской науки, культуры и мировоззрения, пришедших на смену Средневековью. Он оказал огромное влияние на развитие и становление человечества. Философия эпохи Возрождения отражает глубокий перелом во взглядах того времени на окружающий мир, религию и роль человека в мироздании.

Натурфилософия эпохи возрождения

Исторические события

Ренессанс зародился еще в конце Средних веков и распространился из Италии в другие страны к началу XV века. Возвращение европейских мыслителей к идеям античности привело к возрождению древнегреческой и римской философии.

Обстановка в Европе

Причиной изменения традиций и прорыва в науке и искусстве стал ряд факторов.

Философия эпохи возрождения

Для Европы закончились мрачные инквизиторские времена и началось активное развитие науки. У людей появилось больше возможностей для путешествий. Изменилось политическое устройство — возникли первые парламенты, избавленные от влияния церкви и Папы.

Дополнительный импульс развитию новых тенденций дало ослабление влияния церкви на политическую и светскую жизнь в европейских государствах. Среди священнослужителей к началу XV века распространились гуманистические мысли и отрицание необходимости аскетизма, что дало толчок к сотрудничеству части христианского духовенства с живописцами, архитекторами и скульпторами для росписи и украшения храмов.

Философы эпохи возрождения

К началу Возрождения в Европе сформировались национальные государства и абсолютные монархии, зародились капиталистические отношения. Буржуазия стала занимать все более весомое положение в политике своих стран, в отличие от феодалов, терявших свое влияние.

В более поздний период углубись социальные конфликты — произошла крестьянская война в Германии, Нидерландская и Английская буржуазно-демократические революции, шли религиозные войны во Франции.

Предпосылки возникновения

Стремление к удовлетворению интеллектуального и культурного голода после тысячелетнего замедленного прогресса вылилось в формирование нового мировоззрения. Если кратко, то главное в философии эпохи Возрождения — неприятие католицизма и высокое отношение к человеческой личности. Основные причины возникновения этого направления философии:

Философия эпохи возрождения имеет следующую хронологию

  • политический кризис — протесты против феодального уклада стали носить массовый характер;
  • географические открытия — изменили представление людей о своей планете;
  • научно-технический прогресс — изобретение новых приборов, механизмов и способов производства дало толчок промышленной революции, а книгопечатание — широким образовательным возможностям.

По мере исторического развития научные открытия опровергали религиозные догмы. Вера в превосходство Бога над судьбами людей стала угасать. На первый план вышли значимость и неповторимость личности человека. Мыслители не отвергали идею существования божественного начала, но отрицали полное и безграничное влияние Бога на людей.

Этапы нового течения

Антропоцентрические идеи возникли еще в конце XIII века и продолжали разрабатываться до конца XVI. Культура эпохи Ренессанса зародилась представителями богемы в домах патрициев и на уличных собраниях коммун. Ее носителями выступали поэты, живописцы и ученые, которые пробуждали интерес разных слоев населения к античной культуре и социально-политическим проблемам. Современники течения охотно разделили новые идеи, несмотря на противодействие священнослужителей. Философия эпохи Возрождения имеет следующую хронологию:

Утопические учения эпохи возрождения

  • Проторенессанс длился с конца XIII века по конец XIV.
  • Раннее Возрождение относится ко всему XV веку.
  • Высокое Возрождение возникло на рубеже XV—XVI вв. еков.
  • Позднее Возрождение завершило эпоху в конце XVI века.

Результатом развития философского учения стало появление новой системы ценностей, где человек рассматривается как венец творения и созидатель земного бытия. Тема Бога отодвигается на второй план в угоду познанию человеческих возможностей, а религия постепенно отделяется от политики и морали. Естественные науки быстро прогрессируют, опираясь на достоверные факты и гносеологию — раздел философии об исследованиях и теории познания. Эксперимент, наблюдение и опыт начинают играть главную роль в получении истинных знаний о природе.

Философия эпохи возрождения кратко

Общие характеристики философии Ренессанса:

Пантеизм

  • Антропоцентризм, который ставит человека в центр вселенной. По утверждению гуманистов, Бог не делал первого человека Адама своим рабом, а наделил его волей и свободой выбора своей судьбы.
  • Новое научно-материалистическое понимание природной и социальной составляющей мира в противовес догматизму и схоластике.
  • Натурфилософия — единственно верное восприятие мира. Она рассматривает природу как целостный организм, в котором ничто не может существовать само собой. Все ее явления и процессы познаются только методом сравнения и противопоставления.
  • Пантеизм — религиозное течение, задачей которого было объединить науку с церковью, не принимающей попытки ученых поставить под сомнение католические догмы. Считает Бога и природу равными, сливающимися в одно целое, частями.

Главной идеей нового философского учения стал гуманизм — принцип, которому свойственны свобода личности, равенство и индивидуализм. Такой подход нашел свое выражение в отказе от поклонения Богу, как творцу всего сущего. Он стал возвратом к античным идеалам, для которых главным предметом изучения и основным источником знаний являлся человек.

Основные направления

С начала XIV века в философии Ренессанса появлялись новые течение. Идеологической основой некоторых стали древнегреческие учения. Другие же возникли как ответы на социальные и исторические вопросы того времени.

Франческо Петрарка

Развитие гуманизма

Гуманистическое направление было особенно распространено во времена Раннего Возрождения. Все его представители — люди, отличавшиеся широтой мышления и универсальностью таланта. Краткий список имен гуманистов-философов эпохи Возрождения:

Франческо Петрарка

Леонардо да Винчи

В своем творчестве они воспевали красоту и ум человека, их произведения вызывают оптимистические и жизнеутверждающие эмоции и призывают человека к самосовершенствованию, активному участию в изменении мира и целеустремленности.

Последователи Платона и натурфилософии

Идеалистическое направление античной философии получило развитие в период Раннего Ренессанса и стало называться неоплатонизмом. В нем человек представляется как микрокосм и устанавливается иерархия Единое — Ум — Душа. Над всем существует божественное Единое, которое эманирует в ум и разделяется там на множество идей. Ум эманирует в душу, имеющую чувственное начало.

Николай Кузанский

Приверженцы натурфилософских идей старались найти первопричину, главные закономерности явлений природы и доказать, что человек сам может познать мирозданье, не дожидаясь божественного откровения. Натурфилософские взгляды относятся к материалистическому типу. Их придерживались многие астрономы:

Николай Коперник

  • Николай Коперник — польский ученый, создатель космологической теории. — последователь идеи о множестве миров во Вселенной и бесконечного разнообразия природы. — изобретатель телескопа, доказавший, что именно Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.
  • Тихо Браге — датский астролог и алхимик, положивший начало постоянным астрономическим наблюдениям и открывшим первую сверхновую звезду.

Одним из ярких представителей натурфилософии является швейцарский медик, алхимик и мистик Парацельс. Занимался поисками философского камня, в процессе основал ятрохимию — науку о приготовлении лекарств и составил таблицы химических элементов для использования в медицине.

Реформационное движение и утопические идеи

Жан Кальвин

Философы-реформисты считали, что власть и собственность должны принадлежать трудовому народу, воспитанному в духе аскетизма и трудолюбия. Результатом их деятельности стал раскол католической церкви и отделение от нее разных типов протестантства (лютеранство, кальвинизм).

Томмазо Кампанелла

Эпоха Возрождения происходила под знаком просвещения и освобождения от церковного влияния. Ее философия оказала огромное влияние на культуру, науку и становление общества.

Произведения искусства эпохи Возрождения

Эпоха, которая принесла миру множество открытий, стала синонимом культурного прорыва и неотъемлемой частью всеобщего просвещения, носит название Возрождение, или Ренессанс. Она пришла на смену Средневековью и послужила основанием для ярких открытий, развитию науки и технологии.

  • Что такое эпоха Возрождения
  • Периоды
  • Человек эпохи Возрождения
  • Изобразительное искусство
  • Известные художники эпохи Ренессанса
  • Шедевры эпохи Возрождения
  • Скульптура
  • Наука
  • Философия
  • Архитектура
  • Театр
  • Музыка
  • Литература
  • Медицина
  • Политика
  • Церковь
  • Образование
  • Географические открытия
  • Каноны женской красоты
  • Ренессанс в России
  • Влияние эпохи на мир

Что такое эпоха Возрождения

Эпоха охватывает 3 столетия, благодаря чему мир приобрел такие имена, как:

  • Леонардо да Винчи.
  • Джорджоне.
  • Боттичелли.
  • Рафаэль.
  • Никола Пизано.
  • Арнольфо ди Камбио.
  • Тициан.

В этот период культура получила качественное перерождение. Средневековые каноны с их мрачностью уступили место гуманистическому, светскому и реалистичному направлениям. В основе Ренессанса лежит интерес к идеалам античности. Качественные преобразования повлияли на становление культуры и искусства во всех странах Европы.

Изменения затронули не только направление прекрасного, повлияли они и на мировоззрение человека и общества. Рухнувшие оковы средневековых взглядов позволили посмотреть на мир под другим углом, увидеть возможности для развития и совершенствования. Именно поэтому каждый монарх считал своим долгом поддерживать художников, музыкантов и скульпторов. Основной стала идеи совершенствования, развития, познания и открытий.

Периоды

Зарождение – XIV век, страна – Италия. Исследователи и ученые не могут определиться с точными временными рамками эпохи. Каждый период приблизительный, поскольку страны входили в Ренессанс постепенно. Связано это с отставанием в социально-экономическом развитии, различиями во взглядах и суждениях.

Примерными датами можно назвать XIV- XVI столетия. Годы эпохи Возрождения характеризуются проявлением светского характера культуры. Религиозные взгляды уступают место гуманизации.

Возрождается интерес к античности и всему, что с ним связано. Внедрение в европейский мир античных элементов привнесло в культуру и искусство яркие мотивы, которые и сделали произведения незабываемыми. В это время появляется человек эпохи Возрождения – целеустремленный, вдохновленный, стремящийся к открытиям.

Начальные признаки эпохи Ренессанса стали заметны обществу ему в XIII-XIV веках, но твердые позиции появились в 20-х годах XV века. В Эпохе Возрождения принято выделять 4 основных периода:

  • Проторенессанс.
  • Раннее Возрождение.
  • Высокое Возрождение.
  • Поздний Ренессанс.

В каждом периоде появлялись новые веяния и стремления, позволяющие совершенствоваться и развиваться.

Проторенессанс – период, который относится к XIII-XIV векам. Появление отмечено в Италии.

Время подготовки к Возрождению подразделяется на еще 2 подэтапа – время жизни и смерти ключевой фигуры истории западного искусства, архитектора и художника Джотто ди Бондоне. В этот период на искусство оказывали влияние средневековые мотивы – готика и романтизм, а также византийские традиции.

Бурное развитие было остановлено эпидемией чумы, которая накрыла все Европу. Джотто был первым, кто наметил основные тенденции живописи, указал путь, по которому в дальнейшем пошло основное развитие Ренессанса.

Следующим был период раннего Возрождения. Примерное время развития – 80 лет. Ученые относят к нему 1420-1500 годы. В искусстве еще прослеживались веяния средневековой культуры и традиций. Одновременно активно добавляют элементы, позаимствованные у классической древности – Античности.

Условия социальной среды, взгляды и стремления быстро меняются. Основной концепцией в искусстве становятся именно античные элементы. Главной личностью, мастером на этом этапе стал живописец Мазаччо, рожденный во Флоренции. Взяв за основу идеи и взгляды предшественников, он принес в свое творчество практически осязаемую скульптурность фигур и образов на холстах картин.

Следующий этап — период высокого Возрождения. Считается пиком Ренессанса. Время – 1500-1527 годы. Развитие культуры позволило перенести центр культуры из Флоренции в Рим. Скачок произошел благодаря вступлению на престол нового Папы Римского — Юлия II.

У него были смелые и прогрессивные взгляды, которые позволили в полной мере способствовать расцвету Ренессанса. Благодаря предприимчивости, присутствующей в характере, ему удалось привлечь в Рим ведущих художников и скульпторов со всей Италии. Именно в это время появляются шедевры, которые изменят мир искусства.

Следующий этап – позднее Возрождение. Его временной отрезок 1530-1620 годы. Развитие культуры и искусства в этот период протекает неоднородно и разнообразно. Исследователи и искусствоведы спорят и не могут определиться с основными направлениями в развитии и точными датами.

Часть специалистов указывает, что эпоха Возрождения окончательно угасла с падением Рима. Южная часть Европы погрузилась в Контрреформацию, которая не позволила мыслить свободно и смело, как того требовало Возрождение.

На позднем этапе Ренессанса наблюдался выраженный кризис идей. Возникали противоречия в мировоззрении, которые переросли в маньеризм. Возникший стиль специалисты характеризуют дисгармонией и надуманностью, потерей равновесия между духовной и телесной составляющей, которая была свойственна смелой эпохе новых устремлений.

Тициан - Изабелла Португальская

Изабелла Португальская
Тициан

Человек эпохи Возрождения

Стремительное развитие эпохи Возрождения отразилось и на человеке. Пик расцвета культуры отразился и в обществе. Термин был внедрен Джорджо Визари. Ренессанс положил начало активному развитию науки, торговли и взаимоотношениям между соседними странами.

Замкнутое Средневековье осталось в прошлом, люди с надеждой смотрели в будущее. Благодаря этому их взгляды на происходящее и мировоззрение в целом изменились. Яркая эпоха итальянского Возрождения распространяла свое влияние на всю Европу и соседние с ней страны.

Главная черта, позволяющая понять, что перед нами человек эпохи Возрождения – целеустремленность, ясность мысли и буйство чувств.

Характеристика общества и человека того времени:

  • У людей преобладает гуманизм в мировоззрении.
  • Отрицается сословность.
  • Происходит отказ от роскоши и различных привилегий, свойственных обществу средневековья в Европе.
  • Античная культура возрождается, внося во взгляды романтизм.
  • Естественность во всем, природа, как основа для жизни – главная черта в восприятии происходящего.
  • Появилось явное пренебрежение схоластикой и правом.

В обществе начинает формирование новый пласт – интеллигенция. Люди становятся боле утонченными, возникают понятия этикета, морали и духовности, которым предстоит пережить долгий период становления и совершенствования, возвышенности и чувственности.

На первый план выходят идеи просвещения, идеалы нравственности, политическая жизнь становится насыщенной, поскольку производится обмен мастерами. Активно находят свое отражение, такие противоположные понятия, как нравственный нигилизм, религиозный анархизм. Все это дает возможность познавать и развиваться.

Торговля между городами и странами способствует быстрому росту городов. Благодаря этому в обществе стали формироваться новые классы. Рыцари средневековья сменились наемной армией.

Образ человека эпохи Ренессанса – центр поклонения, главная фигура в мире. Появилась вера в безграничные возможности личности, в силу собственного духа и красоту. Идеалом для человека и общества стали удовлетворения всех естественных потребностей, поскольку без этого невозможно жить и двигаться дальше.

Изобразительное искусство

Яркая культура эпохи Ренессанс нашла свое отражение в изобразительном искусстве. Люди эпохи Возрождения привнесли в него линейную и пространственную перспективу. В этот период появляются знания пропорций и усиливается внимание к анатомии человеческого тела.

Значение Ренессанса измеряется не только количеством замечательных произведений. В эпоху Возрождения произошли качественные изменения во всех областях культуры. Каноны Средневековья уступили место новому искусству: гуманистическому, антропоцентрическому, светскому, реалистичному. Были заложены художественные основы творчества мастеров всего Нового времени. На какое бы направление вплоть до коренного идейного перелома в конце XIX — начале XX веков мы ни взглянули, — все они выросли из ренессансной колыбели.

Название этому периоду (от латинского renasci происходят итальянское слово Rinascimento и французское Renaissance) было дано самими современниками. Например, термин встречается у итальянца Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) — художника, архитектора и писателя. Дело в том, что творцы этой эпохи, отказавшись от средневековых канонов, своим фундаментом провозгласили античное искусство. Речь шла о возрождении художественных принципов античности, которые представлялись ренессансным мастерам идеалом. Но они были новаторами, а не эпигонами. Их творчество не было слепым копированием: на древнем фундаменте построили величественный дворец, наполнив его новым содержанием.

Ну, а термин в современном значении, то есть для обозначения периода в истории культуры, ввёл в XIX веке французский историк Жюль Мишле (Jules Michelet).

Исторические вехи и периоды Возрождения

История Возрождения начинается в XV столетии. Ренессансно-гуманистическая доминанта звучит на протяжении почти трёхвекового периода: с начала 1420-х годов до последней четверти XVI столетия (завершающие аккорды были слышны и в начале XVII века). Ренессансные тенденции зародились в Италии, а затем распространились за пределы Альп, поэтому в других странах национальное Возрождение началось позже.

Разумеется, новый стиль возник не мгновенно. Новаторские идеи постепенно пробивали себе путь в течение дученто и треченто Проторенессанса, оттесняя готические и византийские мотивы.

Ренессанс делится на три периода:

  • Ранний — с 1420-х годов по конец XV столетия;
  • Высокий — с конца XV века до 1520-х годов;
  • Поздний — до конца XVI столетия.

Раннее Возрождение — Филиппо Липпи, Гирландайо и Боттичелли

Началом ренессансной эры считают 20-е годы XV века, а очагом нового стиля – блистательную Флоренцию. Осторожное проторенессансное новаторство сменяется уверенным манифестом творцов-гуманистов. Искусство становится светским (это не означает исчезновения религиозных сюжетов, меняется сам характер творчества). Философской основой провозглашается антропоцентризм. Что же касается техники, то живописцы внимательно изучали античные идеалы, стремились к реалистичности форм и красок, работали с перспективой.

Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi) был монахом (фра — не часть имени, а наименование монахов в Италии, сокращение от слова frate — брат). Но, несмотря на монашеские обеты, он наполнял картины чувственностью и жизнерадостностью. Впрочем, чего ожидать от человека, который выкрал из монастырских стен молодую монахиню? Фра Филиппо был очень интересным человеком!

Линии Боттичелли называют певучими. Поразительная пластичность делает его манеру письма настолько выразительной, что он относится к числу самых узнаваемых художников в истории.

Высокое Возрождение — да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и Тициан

Изобразительная техника достигает высот. Для фресок и полотен характерны сложные композиции, углубленность пространства, эмоциональная насыщенность.

Эти тридцать лет поразительны по концентрации шедевров и великих имён.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo di ser Piero da Vinci). Главные работы:

Интересная деталь: современные исследователи выяснили, что гений был способен наносить краску тончайшими слоями в два микрона!

РАФАЭЛЬ САНТИ (Raffaello Santi), чьё творчество отражает самые светлые и возвышенные идеалы. Восхищает сочетание красок, изящество линий, композиционная гармония. Ему невероятным образом удавалось соединить яркость палитры с безупречным вкусом. Картины наполнены воздухом и светом.

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni), добившийся исключительных высот в изображении человеческого тела.

ТИЦИАН (Tiziano Vecellio), возглавляющий венецианскую школу. Его полотна потрясают великолепной колористкой.

Он мастерски работал с полутонами, создавал изумительную игру света и тени, заполнял пространство воздушными переливами. Талант колориста наиболее ярко проявился в его поздних работах.

Прославился Тициан и как один из величайших портретистов. Заполучить портрет его кисти жаждали монархи и князья, римские папы и кардиналы. Говорят, что когда мастер писал Карла V и уронил кисть, монарх сам поднял её и произнёс, что даже для императора честь услужить Тициану.

Позднее Возрождение

Но ничто не вечно. Наступил кризис идей. Это было связано, с одной стороны, с исчерпанием новаторского потенциала, а с другой — с наступившими изменениями в общественной жизни. XVI век оказался тяжёлым для Европы: сначала Реформация расколола её на две части и спровоцировала длительную эпоху религиозных усобиц и гражданских войн, затем пришла Контрреформация.

В творческой среде оставалось всё меньше носителей возрожденческих идеалов. Тем не менее, ещё творили Микеланджело и Тициан, причём для них начало заката Ренессанса совпало с кульминацией личного творчества. Можно сказать, это была лебединая песня Возрождения…

Особым островком, где долго сохранялся ренессансный дух, была Венеция. Дело Тициана здесь продолжили Тинторетто (Tintoretto), Джакобо Бассано (Jacopo Bassano) и Паоло Веронезе (Paolo Veronese).

За Альпами продолжало шествовать так называемое Северное Возрождение, имевшее специфические особенности: в нём меньше звучали античные мотивы, зато довольно отчётливо сохранялись готические.

Кроме того, большое идейное воздействие оказала Реформация.

Ренессансная эпоха в ряде стран, начавшись позже, чем в Италии (во Франции, Испании), и завершилась позднее — в начале XVII века.

Но в целом, XVI век был переломным для европейской культуры. Европу лихорадило. Жгли ведьм, устраивали кровавые религиозные побоища, казнили еретиков. Возникали радикальные секты, назревали апокалипсические настроения… Идеалы ренессансного гуманизма уже казались неактуальными. Новые реалии куда лучше отражали изломанность маньеризма, контрасты красно-чёрного караваджизма и драматический хаотизм барокко.

Читайте также: