Как платить недоимку по страховым взносам в 2021 году

Обновлено: 02.07.2024

С 2017 года страховые взносы, включая пени и штрафы по ним, перечисляются в Налоговую службу. Внебюджетные фонды больше не занимаются их администрированием. Мы расскажем, каковы штрафы за просрочку и неуплату, как рассчитать и куда платить пени по страховым взносам.

Штрафы и пени по страховым взносам, а также сами страховые суммы нужно перечислять на счет территориальной ИФНС. Разъяснения о порядке перечисления и уплаты дают Минфин и ФНС — на эти органы возложена обязанность информировать плательщиков о вопросах применения законодательства.

Согласно главе 34 НК РФ , Налоговая служба контролирует уплату отчислений на:

  • ОПС (обязательное пенсионное страхование);
  • ОМС (обязательное медицинское страхование);
  • социальное страхование в связи с материнством.

Исключение — отчисления на травматизм (страхование от несчастных случаев на производстве), их по-прежнему администрирует ФСС.

Величина штрафов по страховым взносам в 2020 году

Просрочка уплаты влечет штраф, а за намеренную неуплату компанию оштрафуют в двойном размере. За несвоевременную сдачу отчетности также придется дополнительно платить.

Штрафы грозят в следующих случаях:

  • неуплата начисленных сумм, грубые нарушения в учете доходов и расходов, которые повлекли занижение расчетной базы — 20 % от неуплаченной суммы (п. 3 ст. 120 НК РФ, п. 1 ст. 122 НК РФ, ст. 26.29 Закона № 125-ФЗ );
  • умышленная неуплата и занижение базы — 40 % от суммы (п. 3 ст. 122 НК РФ, ст. 26.29 Закона № 125-ФЗ);
  • непредоставление в положенный срок расчета по страховым взносам — 5 % от неуплаченных вовремя сумм, подлежащих уплате по расчету за последние три месяца, за каждый полный или неполный месяц просрочки (п. 1 ст. 119 НК РФ) плюс штраф от 300 до 500 рублей за нарушение сроков сдачи по статье 15.5 КоАП РФ;
  • подача расчета в бумажном виде вместо электронного — 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ). Электронный расчет сдают компании с численностью сотрудников более 100 человек;
  • несвоевременная сдача СЗВ-М или подача недостоверных (неполных) сведений — 500 рублей за каждое застрахованное лицо (ст. 17 Закона № 27-ФЗ ). Для больших компаний сумма окажется существенной;
  • подача СЗВ-М в бумажном виде вместо электронного — 1000 рублей (ст. 17 Закона № 27-ФЗ). Электронно сдают СЗВ-М организации, в которых трудятся больше 25 человек;
  • непредоставление, в том числе в установленный срок, сведений в ПФР или их предоставление в неполном (искаженном) виде — от 300 до 500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ);
  • несдача 4-ФСС — 5 % от суммы отчислений на травматизм, начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца, за каждый полный или неполный месяц просрочки (пункт 1 ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ) плюс штраф от 300 до 500 рублей за нарушение сроков сдачи 4-ФСС по статье 15.33 КоАП РФ;
  • подача расчета 4-ФСС в бумажном виде вместо электронного — 200 рублей (пункт 2 ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ).

Как рассчитать пени по страховым взносам, формула

Кроме штрафов, за каждый календарный день опоздания с уплатой начисляются пени.

Пени по страховым взносам в 2020 году рассчитываются по тем же правилам, которые действовали ранее. Однако при расчете в 2020 году есть одна особенность: ЦБ РФ утвердил ключевую ставку, используемую для расчетов, в размере 7,75 % с 17.12.2018. До этой даты необходимо было пользоваться ставкой в размере 7,5 % (с 17.09.2018). Если период задолженности захватывает время до и после 17.12.2018, то при подсчете используются разные ставки. Как это происходит, покажем далее на примере.

Формула расчета осталась неизменной (такая же используется для расчетов по налогам):

Такая формула подходит для расчета пени, начисляемой физическим лицам, в том числе ИП, а также организациям при просрочке до 30 календарных дней. Если уплата обязательных платежей задерживается на больший срок, то с 31-го дня просрочки применяется иная формула:


Напомним, что пени за неуплату страховых взносов в ПФР больше не уплачивается и перечислять ее нужно на новые КБК в ФНС. Актуальные КБК можно посмотреть здесь.

Расчет пени по страховым взносам на примере

(10 000 × 2 × 7,5 % / 300) + (10 000 × 28 × 7,75 % / 300) + (10 000 × 2 × 7,75 % / 150) = 5 + 72,33+ 10,33 = 87,66 рубля

Произвести подсчет автоматически вам поможет калькулятор пеней на нашем портале.

Проводки по начислению пени по страховым взносам в бухучете

Проводки по пеням по страховым взносам бухгалтер отражает:

  • на дату расчета (она отражена в справке-расчете), если компания начисляет их самостоятельно;
  • на дату вступления в силу решения проверяющего органа, если суммы начислены по итогам проверки.

Пени по страховым взносам, проводки, отражают по дебету и кредиту следующих счетов:

Отражение операции в бухгалтерском учете Дебет Кредит
Начислены пени по страховым взносам, проводка 99 69
Уплачены пени по страховым взносам, проводка 69 51

Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета, которая утверждена приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н , гласит, что для отражения операций по начислению допустимо использовать счет 99 в корреспонденции с 69, а при уплате — счета 69 и 51.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Взносы за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года

182 1 02 02010 06 1010 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 02 02010 06 2110 160 Пени по платежу
182 1 02 02010 06 2210 160 Проценты по платежу
182 1 02 02010 06 3010 160 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 федерального закона от 28.12.13 n 400-фз (список 1)

По тарифу, не зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)

182 1 02 02131 06 1010 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)

По тарифу, зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)

182 1 02 02131 06 1020 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)

Пени, штрафы и проценты по страховым взносам по доптарифу (список 1), начиная с 1 января 2017 года

182 1 02 02131 06 2110 160 Пени по платежу
182 1 02 02131 06 2210 160 Проценты по платежу
182 1 02 02131 06 3010 160 Штрафы по платежу

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 2 — 18 ч. 1 ст. 30 федерального закона от 28.12.13 № 400-фз (список 2)

По тарифу, не зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)

182 1 02 02132 06 1010 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)

По тарифу, зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)

182 1 02 02132 06 1020 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)

Пени, штрафы и проценты по страховым взносам по доптарифу (список 2), начиная с 1 января 2017 года

182 1 02 02132 06 2110 160 Пени по платежу
182 1 02 02132 06 2210 160 Проценты по платежу
182 1 02 02132 06 3010 160 Штрафы по платежу

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере (для ИП)

ИП в 2021 году платит страховые взносы не только за сотрудников, но и за себя. Подробнее о суммах и сроках — в статье.

Взносы за расчетные периоды (в т.ч. исчисленные с суммы превышения величины дохода), начиная с 1 января 2017 года

182 1 02 02140 06 1110 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 02 02140 06 2110 160 Пени по платежу
182 1 02 02140 06 2210 160 Проценты по платежу
182 1 02 02140 06 3010 160 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Взносы по дополнительному социальному обеспечению членов летных экипажей и работников угольной промышленности

Взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации на выплату доплат к пенсии

182 1 02 02080 06 1000 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 02 02080 06 2100 160 Пени по платежу

Взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату доплаты к пенсии

182 1 02 02120 06 1000 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 02 02120 06 2100 160 Пени по платежу
182 1 02 02120 06 2200 160 Проценты по платежу
182 1 02 02120 06 3000 160 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения

Взносы за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года

182 1 02 02101 08 1013 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу)
182 1 02 02101 08 2013 160 Пени по взносам
182 1 02 02101 08 2213 160 Проценты по страховым взносам
182 1 02 02101 08 3013 160 Суммы денежных взысканий (штрафов)

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере (для ИП)

Взносы за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года

182 1 02 02103 08 1013 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу)
182 1 02 02103 08 2013 160 Пени по страховым взносам
182 1 02 02103 08 2213 160 Проценты по страховым взносам
182 1 02 02103 08 3013 160 Суммы денежных взысканий (штрафов)

Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Взносы за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года

182 1 02 02090 07 1010 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 02 02090 07 2110 160 Пени по платежу
182 1 02 02090 07 2210 160 Проценты по платежу
182 1 02 02090 07 3010 160 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

393 1 02 02050 07 1000 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
393 1 02 02050 07 2100 160 Пени по соответствующему платежу
393 1 02 02050 07 2200 160 Проценты по соответствующему платежу
393 1 02 02050 07 3000 160 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

Страховые взносы, уплачиваемые лицами добровольно вступившими в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

393 1 17 06020 07 6000 180 Прочие неналоговые поступления в Фонд социального страхования Российской Федерации (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

За нарушение порядка исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов налоговым законодательством предусмотрена ответственность в виде штрафа. Может ли такая ответственность применяться в случае, когда нарушен порядок исчисления и уплаты авансового платежа? О том, к какому выводу пришел Верховный суд при рассмотрении дела о наложении штрафа за неуплату страховых взносов за II квартал, вы узнаете из представленного материала.

Налоговое законодательство об ответственности за неуплату страховых взносов

В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

В отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 122 НК РФ, установлено особое правило начала течения срока исковой давности: согласно абз. 3 п. 1 ст. 113 НК РФ такой срок исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. При этом под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога (п. 1 ст. 55 НК РФ).

Из буквального толкования нормы ст. 113 НК РФ следует, что отсчет трехлетнего срока начинается со следующего дня после окончания налогового периода, за который не уплачен или не полностью уплачен налог.

Однако у арбитров иная правовая позиция:

Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 № 4134/11: налоговым периодом, в течение которого совершено правонарушение, предусмотренное ст. 122 НК РФ, является период, в котором должен быть уплачен налог (то есть следующий за периодом, за который начислен налог). Следовательно, налогоплательщика можно привлечь к ответственности в течение трех лет со дня окончания налогового периода, следующего за периодом, в котором должен быть уплачен налог;

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п. 15): срок давности привлечения к ответственности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 122 НК РФ, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога. То есть течение трехлетнего срока начинается со следующего дня после окончания налогового периода, в котором допущена неуплата налога.

Обращаем ваше внимание на тот факт, что штраф за неуплату налога можно снизить за счет имеющейся переплаты.

Дело в том, что штраф по ст. 122 НК РФ может быть наложен лишь в случае, когда проступок привел к возникновению задолженности перед бюджетом. Следовательно, наличие у плательщика переплаты по налогу или страховым взносам может снизить размер штрафа или вовсе освободить от наказания.

С учетом разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ от 24.10.2017 № 03-02-07/1/69682, штрафа не будет, если:

на дату окончания установленного срока уплаты налога за период, за который вменяется недоимка, есть переплата по тому же налогу, что и заниженный налог, в размере, превышающем сумму занижения;

К сведению: в случае, когда сумма недоимки оказалась больше суммы переплаты, переплата идет в зачет, а штраф исчисляется только с разницы между недоимкой и переплатой.

Если деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора, страховых взносов), совершены умышленно, размер штрафа удваивается и составляет 40 неуплаченной суммы (п. 3 ст. 122 НК РФ).

К сведению: об умышленных действиях налогоплательщика могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов и проверяемого налогоплательщика, установленные факты осуществления транзитных операций между взаимозависимыми или аффилированными участниками взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе через посредников, с использованием особых форм расчетов и сроков платежей, а также обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности, и т. п. (Письмо ФНС РФ от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@).

Арбитры о наложении штрафов за неуплату страховых взносов

Свои выводы по делу о наложении штрафа за неуплату страховых взносов изложил Верховный суд в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 18.04.2018 № 305-КГ17-20241.

Суть дела заключалась в следующем. Организация представила в управление ПФР расчет по форме РСВ-1 ПФР за II квартал 2016 года, в котором за указанный период отсутствовало начисление страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Через несколько месяцев был представлен скорректированный расчет за тот же период с указанием начисленных страховых взносов в определенной сумме. По результатам камеральной проверки было принято решение о привлечении организации к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах: был наложен штраф по ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ.

Напомним, что ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ установлена ответственность за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, выразившееся в неуплате или неполной уплате сумм страховых взносов в результате занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов, в виде взыскания штрафа в размере 20 неуплаченной суммы страховых взносов. Как видим, эта норма идентична той, которая содержится в ст. 122 НК РФ и применяется к плательщикам страховых взносов после передачи функции администрирования страховых взносов налоговым органам.

К сведению: по мнению Минфина, выраженному в Письме от 26.09.2011 № 03-02-07/1-343, ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ целесообразно было применять с учетом практики применения ст. 122 НК РФ, согласно которой несвое­временная уплата налога влечет начисление пеней без взимания штрафа. При этом на момент подписания данного письма финансовое ведомство было уполномочено давать разъяснения по вопросам уплаты страховых взносов (ст. 3, п. 3 ч. 3 ст. 29 Федерального закона № 212-ФЗ).

Организация не согласилась с решением ПФР и обжаловала его в суд.

Однако суд первой инстанции пришел к выводу, что совершенное организацией правонарушение повлекло причинение внебюджетным фондам ущерба. Судьи посчитали, что заявитель скрыл от ПФР действительный размер своих обязательств по перечислению страховых взносов и не уплатил их. Кроме того, арбитры отметили, что последующее представление скорректированной отчетности не устраняет состав выявленного Пенсионным фондом правонарушения и вину заявителя в его совершении.

По мнению Судебной коллегии ВС РФ, указанные выводы являются неверными, поскольку законодательство о налогах и сборах не предусматривает применение санкций за неуплату или неполную уплату авансовых платежей по страховым взносам: нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 3 ст. 58 НК РФ). Это правило относится в том числе к порядку уплаты страховых взносов (п. 7 ст. 58 НК РФ).

Поскольку общество было привлечено к ответственности за неуплату страховых взносов за II квартал 2016 года, а расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 212-ФЗ), решение управления ПФР о взыскании штрафа суд счел неправомерным.

Итак, по результатам рассмотрения дела ВС РФ отменил принятые по делу судебные акты и признал недействительным решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности.

К сведению: согласно п. 2.2 Методических рекомендаций по организации работы территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства РФ о страховых взносах (утверждены Распоряжением Правления ПФР от 05.05.2010 № 120р) плательщик взносов не должен привлекаться к ответственности на основании ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) правильно исчисленных страховых взносов.

Следует отметить, что арбитры неоднократно рассматривали вопрос о правомерности привлечения контролирующими органами страхователя к ответственности за несвоевременную уплату правильно исчисленных страховых взносов.

К сведению: из разъяснений контролеров следует, что судебную практику, основанную на утратившем силу Федеральном законе № 212-ФЗ, в настоящее время применять нельзя (письма Минфина РФ от 13.03.2018 № 03-15-06/15287, ФНС РФ от 23.08.2017 № БС-4-11/16742@). Однако, по нашему мнению, выводы, сделанные на основании положений названного закона, применимы и сейчас, поскольку аналогичные положения содержатся в Налоговом кодексе.

В таблице приведена подборка судебных решений.

Реквизиты документа

Позиция арбитров

Решение ВАС РФ от 31.05.2013 № ВАС-3196/13

В случае неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов при отсутствии факта занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) ответственность, преду­смотренная ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ, не применяется. При этом в соответствии со ст. 25 данного закона начисляются пени.

Кроме того, суд признал Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 № 957н (далее – Приказ № 957н) не соответствующим Федеральному закону № 212-ФЗ в части приложения 7 в связи с содержащимся в форме требования 5-ПФР положением о возможности привлечения плательщика страховых взносов к ответственности по ст. 47 вышеприведенного закона.

Из буквального содержания формы требования следовало, что плательщик страховых взносов может быть привлечен к ответственности за сам факт неисполнения в установленный срок требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в том числе в случае, когда сумма страховых взносов, подлежащих уплате, была исчислена им правильно.

В рассматриваемом деле управление ПФР пришло к выводу, что к другим неправомерным действиям (бездействию) по неуплате страховых взносов относится неуплата недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов в срок, указанный в требовании. Таким образом, оспариваемое положение Приказа № 957н стало причиной формирования незаконной практики со стороны территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов в указанном выше случае, тем самым нарушая права последних

Постановление ФАС ПО от 22.10.2013 № А12-954/2013 (Определением ВАС РФ от 13.02.2014 № ВАС-808/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС)

Из части 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ следует, что штраф взыскивается только в случае, если взносы не были уплачены (полностью или частично) в результате вышеназванных действий. Если плательщик взносов правильно их исчислил, но несвоевременно уплатил, штраф на него не налагается

Постановление ФАС ПО от 05.12.2013 № А12-6980/2013

Согласно ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата страховых взносов в результате занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков влечет взыскание штрафа в размере 20 неуплаченной суммы взносов. Аналогичные диспозиция и санкция содержатся в ст. 122 НК РФ.

Неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение задолженности только в результате указанных в соответствующей статье действий (бездействия)

Постановление ФАС ЗСО от 29.11.2013 № А67-2565/2013

Штраф на основании ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ взыскивается в случае неуплаты (неполной уплаты) взносов в результате занижения базы для их исчисления, иного неправильного исчисления взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщика. Поэтому за несвоевременную уплату правильно исчисленных страховых взносов привлечь к ответственности в виде штрафа нельзя

Итак, Верховный суд в Определении № 305-КГ17-20241 подтвердил: если организация – плательщик страховых взносов нарушила порядок исчисления и уплаты авансового платежа по страховым взносам, привлечение ее к ответственности по ст. 122 НК РФ недопустимо.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В связи с реализацией передачи полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование органами ПФР и органами ФСС России в налоговые органы была передана информация о задолженности плательщиков страховых взносов, а также информация о принятых органами ПФР и органами ФСС России мерах по взысканию данной задолженности.

В связи с тем, что техническая передача сведений из органов ПФР и ФСС России об имеющейся задолженности и предпринятых мерах по ее взысканию заняло значительное время, по ряду переданных материалов в настоящее время пропущены сроки по бесспорному взысканию страховых взносов, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ.

В этой связи Федеральная налоговая служба указывает налоговым органам на необходимость обращения с заявлениями о взыскании страховых взносов в судебном порядке в соответствии со статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае пропуска сроков по бесспорному взысканию.

При этом в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно статье 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о изыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

По этой причине в обоснование заявления о взыскании страховых взносов налоговыми органами должны быть представлены в суд документы, подтверждающие основания возникновения обязательства у плательщика, наступление срока его исполнения, а также соблюдение процедуры его взыскания (расчет по страховым взносам, решение органа ПФР или органа ФСС России по результатам проверки плательщика страховых взносов, требование об уплате и т.д.).

Учитывая, что заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, а пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом, Федеральная налоговая служба указывает на возможность восстановления шестимесячного срока только в случае наличия объективных причин его пропуска, при этом передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов сама по себе не является уважительной причиной пропуска срока.

Читайте также: