Возраст как условие уголовной ответственности диссертация

Обновлено: 30.06.2024

Ответственность несовершеннолетних по уголовному праву России

1. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, либо с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для несовершеннолетних 92

2. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания 113

Список используемых источников 133

Введение к работе

Настоящее исследование выявило тревожную ситуацию в стране. Более 80% населения считает, что преступность среди несовершеннолетних выросла. Распространенными преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними, являются кражи, грабежи, а нередко и такое тяжкое преступление, как убийство. Часто преступления совершаются с особой жестокостью и цинизмом в отношении малолетних и пожилых людей.

По данным МВД РФ каждое 12-е (9.0%) преступление в 2002 г. было совершено несовершеннолетними или в соучастии с ними, в 2003 г. каждое 11-е (9,1%). Доля тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними, составляет более 50%: так, в 2000 г. тяжкие телесные повреждения составляли 20,3%, убийства - 27,3%. В 2001 г. тяжкие телесные повреждения - 22,9%, убийства - 25,6%. По результатам собственных исследований более трети преступлений подростки совершают под непосредственным влиянием взрослых. Часто взрослые, нередко судимые, вовлекают в преступную деятельность молодежь не только в возрасте от 14 до 18 лет, но и более раннего возраста.

1 Российская газета. 16 декабря 2003 г.

2 Российская юстиция, № 4.2002; № 5.2003.

К числу факторов, влияющих на рост молодежной преступности, следует отнести социально-экономические, социально-политические преобразования и конкретно-исторические условия, возникшие в нашей стране в последнее время, которые обусловили ломку нравственного, морального и правового состояния общества. Все это самым негативным образом отражается на процессе формирования подрастающего поколения, способствует обвальному росту противоправного поведения несовершеннолетних.

Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требует поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер, которые занимают особое место среди государственной политики в этой области. С одной стороны, цель такой политики — защита прав и интересов несовершеннолетних, с другой — защита общества от преступных посягательств с их стороны. Государство располагает разнообразными средствами правовых мер борьбы с преступностью несовершеннолетних к которым относятся как социальная профилактика, так и меры уголовно-правового и воспитательного характера с целью исправления лиц, нарушивших закон, а также предупреждения совершения новых преступлений.

Разработанность темы исследования. Преступность

несовершеннолетних всегда волновала российскую общественность. С какого возраста целесообразно привлекать к уголовной ответственности, какие меры назначать за совершенное преступление и многие другие вопросы были не раз предметом исследования на конференциях, в монографиях и учебниках. Наиболее полно проблемы освящались в работах З.А. Астемирова, О.Х. Галимова, А.И. Долговой, В.Д. Ермакова, Г.И. Забрянского, А.Н. Игнатова, К.Е. Игошева, И.И. Карпеца, Э.Б. Мельниковой, О.Е. Меркушева, Т.Ф. Минязевой, Г.М. Миньковского, А.С. Михлина, В.В. Невского, Р.И. Панкратова, А.А. Примаченка, Н.С. Таганцева, Е.Г. Тарло. и других авторов.

Однако многие научные положения, сформулированные в юридической литературе остаются дискуссионными, требуют глубокого уголовно-правового

4 и социального анализа, а также нуждаются в уточнении в связи с происшедшими изменениями в уголовном и уголовно-исполнительном законодательствах. Данное обстоятельство и обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в комплексном исследовании теоретических и практических вопросов уголовной ответственности несовершеннолетних, эффективности применения к ним мер уголовно-правового характера, разработки конкретных предложений и рекомендаций по законодательному усовершенствованию.

Для реализации этой цели исследования решались следующие задачи:

- анализ юридической природы уголовно-правовых норм, регулирующих
ответственность несовершеннолетних;

-исследование проблемы установления минимального возраста наступления уголовной ответственности по российскому законодательству;

выявление особенностей уголовной ответственности

исследование эффективности воздействия уголовного наказания и принудительных мер воспитательного характера на несовершеннолетних;

разработка рекомендаций по совершенствованию действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в части ответственности несовершеннолетних и практики его применения.

Методологическую основу настоящего исследования составляют положения диалектического материализма. Одновременно применялись специальные методы исследования: теоретико-прикладной, исторический, статистический, социологический, метод системного анализа, логический, сравнительно-правовой.

Теоретическую базу исследования составили научные труды отечественных ученых по криминологии, уголовному, уголовно-исполнительному, гражданскому и трудовому праву, возрастной психологии и педагогики. При исследовании отдельных вопросов темы использовалось

5 законодательство по уголовному праву зарубежных стран, а также материалы периодических изданий и средств массовой информации. Эмпирическую базу исследования составили:

- материалы опубликованной судебной практики Верховного Суда СССР
и Верховного Суда РФ за 1991-2003 гг.;

- неопубликованная следственная и судебная практика по делам
несовершеннолетних отдельных районов г. Москвы и Калужской области за
2000-2004 гп, отобранные методом случайной выборки (изучено 120 дел).

данные научных и научно-практических конференций, семинаров по вопросам уголовной ответственности несовершеннолетних, проводимых в Российском университете дружбы народов.

результаты анкетирования несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и мнения граждан различных групп населения по динамике преступности несовершеннолетних в Москве (опрошено 200 человек).

Научная новизна исследования. Диссертация является одной из первых
после внесенных изменений в УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003
г. работ, специально посвященной углубленному исследованию особенностей
ответственности несовершеннолетних, в которой выдвигается и
обосновывается идея дифференциации и индивидуализации ответственности
несовершеннолетних как по возрастным критериям, так и по уголовно-
правовым последствиям совершенного ими деяния и формируются
рекомендации по совершенствованию законодательства и

О научной новизне исследования свидетельствуют следующие положения, выносимые на защиту:

1. Назрела необходимость снижения возраста уголовной ответственности до 12 лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, в связи с чем предлагается часть 2 статьи 20 Уголовного кодекса РФ изложить в следующей редакции:

2. Представляется нецелесообразным назначение несовершеннолетнему
наказания в виде штрафа, взыскание которого обращается на родителей или
законных представителей несовершеннолетнего, при отсутствии у него
самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено
взыскание. Это не соответствует принципам и целям уголовного права.

С учетом анализа доходов несовершеннолетних, работающих по трудовому договору, предлагается увеличить период взыскания заработной платы или иного дохода осужденного с шести месяцев до двух лет.

3. Так как несовершеннолетние часто не воспринимают уголовно-
правовые меры, не связанные с их изоляцией от общества в качестве наказания
(в настоящее время это только штраф, исправительные работы) и в то же время
длительная и строгая изоляция от общества порой не способствует их
исправлению в должной мере, предлагается ввести два вида ареста, которые бы
отличались друг от друга по условиям содержания несовершеннолетних
осужденных на строгие (строгая изоляция от общества) и облегченные
(изоляция во внеучебное время, выходные и праздничные дни).

5. Обзор судебной практики показал, что почти на каждого второго
подростка, осуждаемого судами в настоящее время, никакие обязанности не
возлагаются, а около 60% несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде
лишения свободы, имели ранее условную судимость. Налицо неэффективность
данной меры, применяемой к несовершеннолетним в качестве альтернативы
реальному лишению свободы. Целесообразно возлагать в период
испытательного срока условно осужденному несовершеннолетнему
обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 73 УК, в обязательном порядке.

8. Устанавливая для условно-досрочно освобожденного лица
испытательный срок, каковым является неотбытая часть наказания,
законодатель по существу укорачивает испытательный срок лицам,
совершившим более тяжкие преступления и это при том, что данные лица, как
правило, больше подвержены негативному влиянию преступной среды.
Представляется целесообразным индексировать испытательный срок по

8 отбытой части наказания и предусмотреть возможность досрочного прекращения испытания при положительной динамики поведения испытуемых лиц.

Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что изложенные в ней рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства уголовной ответственности несовершеннолетних могут быть учтены и использованы:

-при формировании системы ювенального права;

-в законотворческой деятельности по совершенствованию уголовного и уголовно-исполнительного законодательств;

-в научно-исследовательской работе при проведении дальнейших разработок проблем уголовной ответственности несовершеннолетних;

-в учебном процессе при преподавании курсов уголовного и уголовно-исполнительного права в высших учебных заведениях;

-в практической деятельности судов и органов, исполняющих наказание. Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были апробированы:

- на научной конференции молодых ученых и аспирантов на
юридическом факультете Российского университета дружбы народов (г.
Москва), посвященной актуальным проблемам юридической науки нового века
(январь 2001 г.);

при проведении семинарских занятий по уголовно-исполнительному праву на юридическом факультете Российского университета дружбы народов;

на заседаниях научного кружка при кафедре уголовного права и процесса юридического факультета Российского университета дружбы народов.

- в четырех опубликованных научных статьях.

Структура работы определена в соответствии с целями, задачами исследования и уровнем научной разработки анализируемых проблем.

9 Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Основание уголовной ответственности несовершеннолетних

В уголовном праве под виной принято понимать психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, при этом психологическое содержание вины занимает центральное место среди основных категорий, характеризующих ее. Составными элементами психического отношения, проявленного в конкретном преступлении, являются сознание и воля. Совершая преступление, лицо охватывает своим сознанием объект преступления, характер совершаемых действий (бездействия), предвидит (либо имеет возможность предвидеть) последствия в материальных преступлениях. Нередко лицо имеет возможность осознавать (предвидеть) определенные обстоятельства, но не воспринимает их сознанием. Не осознание в данной ситуации тех или иных обстоятельств - тоже определенное психическое состояние, обусловленное личностными особенностями. З.А. Астемиров справедливо отмечает, что способность человека осознавать свои действия зависит не только от состояния психики человека, но и от уровня его знаний.5 Естественно, что все это происходит с годами, и поэтому способность понимать характер своих действий и отвечать за них возникает у человека в определенном возрасте.

Возраст уголовной ответственности не может быть установлен в законе произвольно. Необходимо учитывать психофизиологические особенности человека, основанные на знании таких наук, как физиология, общая и возрастная психология. Многие запреты, которым государство придает значение правовых, доступны для понимания и малолетнего ребенка: нельзя присваивать чужие вещи, нельзя обижать других и т.д. Однако для привлечения лица к уголовной ответственности требуется, чтобы у него был известный уровень правового сознания, способность оценивать не только фактическую сторону своих поступков, но и их социально-правовую значимость. Достижение установленного возраста уголовной ответственности предполагает также наличие у лица способности правильно воспринимать уголовное наказание, ибо только в этом случае оно может достигнуть своей цели.

Уголовный кодекс Российской Федерации дифференцированно подходит к установлению возраста уголовной ответственности. Согласно ст. 20 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее шестнадцати лет к моменту совершения преступления, а за отдельные виды преступлений (перечень которых строго регламентирован уголовным законодательством) с 14-летнего возраста.

Виды мер уголовно-правового характера, применяемых к несовершеннолетним

Назначение наказания несовершеннолетним

Действующее уголовное законодательство в ст. 60 УК определяет общие начала назначения наказания и устанавливает, что «Лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса и с учетом положений Общей части настоящего кодекса.

Особенности назначения несовершеннолетним мер уголовно-правового характера выражаются в том, что при назначении им наказания учитываются условия их жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на них старших по возрасту лиц (ст. 80 УК РФ).

Общие начала назначения наказания на первое место выдвигают положение о том, что лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание.81 Более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не может обеспечить достижение целей наказания.

Второе требование, указанное статьей 60 УК, установило, что наказание несовершеннолетним назначается в пределах, предусмотренных санкцией соответствующей статьи Особенной части УК, но с учетом ограничений, содержащихся в ст. 88 УК. Это положение обязывает суд прежде всего правильно квалифицировать преступление, что является важнейшей предпосылкой индивидуализации ответственности, особенно несовершеннолетних. Установив норму, по которой должен отвечать виновный, суду необходимо решить, какую форму реагирования следует избрать в качестве правового последствия этого преступления: 1) уголовную ответственность, вид и размер наказания, либо принудительные меры воспитательного характера, назначаемые судом взамен наказания (ст. 92 УК), или 2) освобождение от уголовной ответственности с назначением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90).

Между тем, все еще имеются случаи назначения несоразмерно строгих мер наказания, прежде всего в виде лишения свободы. Так, суд за участие в угоне автомашины без цели хищения осудил к 2,5 годам лишения свободы несовершеннолетнего Ч., который учился в техникуме, преступление совершил впервые, по месту учебы характеризовался положительно, проживал в многодетной семье и помогал родителям по хозяйству.

Из смысла общих начал назначения наказания следует, что суд ни при каких обстоятельствах не вправе назначить другой вид наказания или выйти за пределы более тяжкого из них, чем указано в санкции статьи. Однако из этого правила закон предусматривает два исключения.

Первое исключение касается назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, при наличии как исключительных обстоятельств, так и их совокупности, перечисленных в ст. 64 УК РФ. Второе исключение касается назначения наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров, согласно ст. 69 и 70 УК РФ. Названные исключения представляют собой лишь особенности назначения наказания с учетом конкретных и индивидуальных обстоятельств дела.

Анализ уголовного закона позволил заметить отсутствие специальной нормы о пределах назначения наказания несовершеннолетним по совокупности преступлений и по совокупности приговоров.

Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, либо с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для несовершеннолетних

Читайте также: