Можно ли возместить намаз в сафаре

Обновлено: 02.07.2024

Как делать намерение для переноса и объединения намазов в сафаре

namerenie001

При переносе второго намаза к первому (послеобеденного к обеденному и ночного – к вечернему) необходимо соблюдать следующие условия:

1) начать с первого намаза;

2) между обоими намазами не должна быть долгая пауза (разрешается пауза менее двух ракаатного намаза);

3) до вступления во вторую молитву человек должен находится в сафаре;

4) сделать намерение на объединение.

Намерение делается следующим образом:

Намерение на второй намаз, перенесённый к времени первого, делается следующим образом:

Если мы объединяем и переносим первый намаз на время второго (например, обеденный к послеобеденному, вечерний – к ночному) необходимо соблюдать следующие два условия:

2) молящийся должен быть путником, пока не завершит совершение второго намаза.

Когда первый намаз переносится ко второму, порядок не имеет значения:

а) можно начать с любого из двух намазов;

б) можно выдержать паузу между этими намазами;

в) намерение на объединение делать не обязательно.

С какого бы намаза вы ни начали, намерение в обоих случаях делается следующим образом:

Абдулла Магомедов

zen

Как сделать намерение на сафар намаз

Каждому, кто вышел в дальний путь необходимо знать все, что связано с объединением намазов и их сокращением.

Допускается, человеку сокращать 4-х ракаатные намазы и совершать их по два ракаата. Например, обеденный, предвечерний и ночной намазы можно сократить на 2 ракаата. Но утренний и вечерний намазы не сокращаются, а делаются как обычно. Для того, чтобы допускалось такое сокращение, необходимо быть в наличие 9 – ти условий:

1) Расстояние должно быть не менее 85 км. Но некоторые алимы говорят, что необходимо 92 км. И не имеет разницы, за какой промежуток времени вы пройдете это расстояние.

2) Человек должен знать о дозволенности сокращения намаза. Если же он сократил или объединил, не зная о его дозволенности, то его намаз не считается.

3) Чтобы сафар его не был грешным. Если же на этот сафар, побудил его какой – либо грех, то уже не дозволяется сокращать намаз. Но если он в середине поездки искренне покается, то в таком случае ему можно сокращать, если до его цели осталось 85 км. В противном случае ему не разрешается сокращать.

4) Путешествие должно быть целевым. Если же человек бродит сам не зная куда, или к примеру, жена следит за мужем и не знает на какое расстояние они ини идут, то в таком случае намаз нельзя сокращать (т.е. этому бродячему и жене).

5) Намерение для сокращения намаза должно быть во время вступительного такбира.

6) Должен остерегаться от того, что портит намерение для сокращения. Например, если появились сомнения, делал ли он намерение для сокращения или нет, то необходимо полностью совершить 4 ракаата.

7) Чтобы не следовал за тем, кто совершает все 4 рааката.

8) Нахождение в пути во время совершения сокращенного намаза.

9) Чтобы он вышел из того населенного пункта, где он проживает. Если село ограждено чем-либо, то начало сафара будет с этих оград. Если же не ограждено, то рассматриваются строения и постройки. Т.е. в таком случае началом сафара будет оставление за собой этих построек.

Если будет отсутствовать хоть одно из выше перечисленных 9-ти условий, то намаз нельзя сокращать.

Если прибыл в какое-либо место, где намерены остаться на 4 дня (не учитывая дня прибытия и выезда оттуда) и более, то сокращать намаз в этом месте нельзя. А если вы не знаете, на сколько дней там останетесь и каждый раз думаете, что вот-вот решится проблема, по которой вы приехали, то вам можно сокращать намаз (?) дней.

Можно в сафаре объединить обеденный с предвечерним и вечерний с ночным намазами.

Для того, чтобы объединить, перенося предвечерний на обеденный и ночной на вечерний, необходимо 4 условия:

1) Обеденный намаз необходимо совершить раньше предвечернего, а вечерний раньше ночного.

2) Наличие намерения перенести в первом намазе.

3) Непрерывность меду этими намазами, т.е. после 1-го сразу совершить второй намаз. Если же удлинился промежуток времени между этими намазами (даже если по причине), то 2-й намаз необходимо совершить в свое установленное время.

4) Продолжительность сафара до вступления во 2-й намаз. Если же он прибыл до вступления во 2-й намаз, то его необходимо совершить в свое время.

Условий для переноса обеденного на предвечерний и вечернего на ночной намазы 2:

1) Наличие намерения на перенос до завершения времени первого намаза (и время должно быть таким, которое ему хватит для совершения этого первого намаза).

2) нахождение в пути, пока не завершится 2-й намаз. Если он прибудет к своей цели во время 2-го намаза, то первый будет считаться как возмещенный.

Этика сафара

safar001

Ни для кого не секрет, что Пророк Мухаммад ﷺ был неподражаемым примером для человечества на все века. Какие-то шестьдесят три года, прожитые Пророком ﷺ на этом свете, человечество растянуло на четырнадцать веков, и даже этого не хватило, чтобы понять мудрость, таящуюся в его словах и действиях.

И этикет сафара Посланник Аллаха ﷺ не обошёл стороной. Светило человечества дословно показало и описало для нас, что делать и как вести себя в сафаре.

Основой этики сафара, конечно же, является правильная цель. Прежде чем выйти из дома, следует в первую очередь запастись знаниями о совмещении, сокращении намаза, определении стороны киблы и прочем. Прежде чем выйти из дома, следует совершить двухракаатный суннат-намаз.

Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

ما خَلَّفَ أحدٌ عند أهلِهِ أفضَلَ مِنْ رَكعتَيْنِ يَرْكَعُهُمَا عندهم حِين يُرِيدُ السفرَ

В другом хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), говорится, что Пророк ﷺ сказал:

إِذَا خَرَجْتَ مِنْ مَنْزِلِكَ فَصَلِّ رَكْعَتَيْنِ تَمْنَعانِكَ مَخْرَجَ السُّوءِ وإذا دَخَلْتَ إلى مَنْزِلِكَ فَصَلِّ رَكْعَتَيْنِ تَمْنَعَانِكَ مَدْخَلَ السُّوءِ

Выходя в сафар, желательно вверить домочадцев Всевышнему Аллаху, прочитав мольбу, которая передаётся от Пророка:

أسْتَوْدِعُكَ الله الَّذِي لا تَضِيعُ وَدَائِعُهُ

А Всевышний сохранит вверенное Ему на хранение, ибо Он лучший хранитель.

بسم اللَّهِ تَوَكَّلْتُ على اللَّهِ، اللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ أنْ أضِلَّ أَوْ أُضَلَّ، أوْ أزِلَّ، أَوْ أُزَلَّ، أَوْ أظْلِمَ أَوْ أُظْلَمَ، أوْ أجْهَلَ أَوْ يُجْهَلَ عليَّ

safar002

Эту молитву также можно читать просто перед выходом из дома, перед походом к соседу, в мечеть, прогулкой во дворе… необязательно выходить именно в сафар.

Провожающему тоже желательно прочесть мольбу за уходящего.

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:

Ещё одним забытым желательным действием при выходе в сафар является чтение азана за идущим в сафар. Давайте представим, как прекрасно будет, если, отправляясь в путь, муж прочтёт мольбу за жену и детей, за родителей и вверит их Всевышнему Аллаху, как прекрасно будет, если жена, дети, провожая мужа или родителей, обратятся к Аллаху с мольбой за него, и кто-то из них прочитает азан.

Конечно, и этикет, связанный с транспортным средством, Пророк ﷺ не обошёл стороной. В наше время это особенно важно, так как мы очень часто передвигаемся на транспортном средстве не только во время сафара, но и по всем нашим нуждам.

В нашем случае это надо говорить, когда мы садимся в автомобиль или другое транспортное средство.

آيِبُونَ تَائِبُونَ عَابِدُونَ لِرَبِّنَا حَامِدُونَ

Помимо этих, ещё есть и другие мольбы, которые желательно читать, садясь в транспортное средство, их нетрудно найти в соответствующих книгах. Некоторые учёные говорят, что, садясь в машину, желательно читать суру Аль-Кадр и 128 аят суры Ат-Тавба.

От Абдуллаха Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

كان النبيّ صلى اللّه عليه وسلم وجيوشُه إذا عَلَوا الثنايا كبَّروا، وإذا هَبَطوا سبَّحُوا

safar003

Выходить в сафар желательно в четверг. В сборнике хадисов имама Аль-Бухари передаётся хадис от Ка’ба бин Малика (да будет доволен им Аллах), согласно которому Пророк ﷺ любил выходить в сафар в четверг.

Не следует отправляться в сафар в пятничный день. Запрещается, отправляясь в путь в пятницу, пропускать пятничный намаз.

Следующей сунной сафара является назначение одного человека старшим, если в сафар вместе отправляются трое и более людей.

Передают со слов Абу Са`ида и Абу Хурайры (да будет доволен ими обоими Аллах), что посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِذَا خَرَجَ ثَلاَثَةٌ في سَفَرٍ فَليُؤَمِّرُوا أحَدَهُمْ

«Если трое отправятся в путь, пусть назначат одного из их числа старшим. (Абу Дауд, 2608)

Нам тоже, следуя сунне, рекомендуется, не проявляя гордыни, назначить наиболее знающего человека старшим и слушаться его, ибо в этом есть благо для всей группы.

Например, сивак нам необходим практически всегда перед намазом для чистки ротовой полости и т. д., так как сиваком рекомендуется пользоваться очень часто. Так же обстоят дела с расчёской и остальными принадлежностями.

Мусульманин всегда должен выглядеть опрятно, поэтому расчёска – необходимый инструмент для путника, чтобы расчёсывать волосы и бороду и не выглядеть неухоженным, отталкивая людей от себя.

Достигнув своей цели и решив дела, следует поспешить вернуться к своей семье, ибо в хадисе, приведённом в сборнике имама Аль-Бухари, говорится:

السَّفَرُ قِطْعَةٌ مِنَ العَذَابِ، يَمْنَعُ أحَدَكُمْ طَعَامَهُ وَشَرابَهُ وَنَوْمَهُ، فَإذَا قَضَى أحَدُكُمْ نَهْمَتَهُ مِنْ سَفَرِهِ ، فَلْيُعَجِّلْ إِلَى أهْلِهِ

Пророк также завещал, чтобы путник возвращался из сафара хотя бы с маленьким, но подарком, ведь для семьи, детей, родственников, друзей он будет важным знаком внимания.

Тому, кто находится в сафаре, не следует забывать помолиться за семью, близких, родственников, друзей и за всех мусульман, попросить, чтобы Аллах простил им грехи, направил на правильный путь и защитил их от смут и болезней, ведь путник входит в число тех, чьи мольбы принимаются Всевышним.

من أحيا سنتي فقد أحبني ، ومن أحبني كان معي في الجنة

Да поможет нам Аллах следовать сунне Пророка и быть самыми приближёнными к нему людьми в Судный день.

Султан Алигаджиев

zen

Условия объединения и сокращения намаза в пути

namaz putnika 1

Намаз путника

Для того чтобы человеку разрешалось сокращать и объединять намазы, первым делом необходим сафар, за исключением некоторых случаев для объединения намаза (например, объединение из-за дождя.

Также вдобавок к этому для сокращения намаза необходимы и следующие условия:

1. Намерение на сокращение при вступлении в данный намаз и наличие такого намерения на протяжении всего намаза (то есть в намазе намерение не должно меняться). Следовательно, если человек передумает сокращать намаз или будет колебаться в этом, то ему следует совершить этот намаз полностью в четыре ракаата;

2. Нельзя следовать хоть на миг за имамом, который совершает обычный несокращенный намаз. Если тот, кто совершает намаз сокращенно, последует в своем намазе за тем, кто совершает обычный, он тоже обязан совершать намаз, не сокращая его;

3. Путь должен продолжаться до тех пор, пока он не завершит свой намаз. Если корабль того, кто сокращает намаз, причалит к конечной остановке, то намаз ему следует совершить полноценно.

Путник, как и сокращать, имеет право совмещать парные намазы. Обеденный (зухр) намаз разрешается совместить с послеобеденным (аср) намазом. Также вечерний (магриб) намаз можно совместить с ночным (иша) намазом. Совмещение бывает двух видов – совмещение с переносом следующего намаза на своевременный (например, аср к зухру) и совмещение, при котором предыдущий намаз откладывался на время следующего (например, зухр к асру).

Так же, как и для сокращения, первое условие для обеих категорий – это сафар со своими условиями. Далее для каждого вида совмещения намаза имеются и свои условия;

Для совмещения намаза с перенесением следующего намаза к своевременному необходимо соблюдение следующих условий:

1. Намерение – переносить данный намаз при вступлении в первый намаз;

2. Совершение сначала своевременного намаза. Следовательно, если аср-намаз переносится к зухр-намазу, то сначала следует совершить зухр-намаз.

3. Оба намаза необходимо совершить подряд, без перерыва, однако короткая пауза между ними не вредит.

Если совершив таким образом намаз, человек завершит свой сафар, он не обязан переделать этот намаз, даже если он доедет до наступления времени второго намаза.

А для совмещения намаза с перенесением предыдущего на время последующего необходимы следующие условия:

1. Необходимо вознамериться перенести первый намаз на время следующего. Намерение должно быть во времени первого намаза. Например, когда наступает время вечернего намаза, путник намеревается перенести вечерний намаз на время ночного намаза. Такое намерение он должен сделать до тех пор, пока не наступит время ночного намаза.

2. Путь должен продолжаться до тех пор, пока не завершится второй намаз.

Выше мы привели условия сокращения и совмещения намазов по отдельности. Важно знать, что разрешается отдельно сокращать намаз, и не обязательно при этом совмещать его, а также можно совмещать намазы, не сокращая их или один из них. Также разрешается совмещать и сокращать намазы одновременно. То есть совершать обеденный и послеобеденный намаз по два ракаата, совмещая их. Еще разрешается совершать вечерний намаз в три ракаата, совмещая с ним ночной намаз в два ракаата.

Находящийся пути (в сафаре) с перечисленными выше условиями человек также имеет право не соблюдать и обязательный пост. Но несмотря на то, что он имеет такое право, все же ему настоятельно рекомендуется соблюдать пост и в пути, чтобы пост был соблюден своевременно. Особенно это касается обязательного поста в месяце Рамазан.

zen

Читайте также: