Восполняющие пособия можно классифицировать две группы

Обновлено: 02.07.2024

Система государственных пособий в Российской Федерации в последние годы претерпела значительные изменения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни – экономике, политике, социальной структуре общества и др.

В настоящий момент назрела настоятельная необходимость внесения коренных изменений в государственную социальную политику, которые должны способствовать выработке новых действенных механизмов, обеспечивающих более рациональное использование финансовых средств, выделяемых на социальную защиту граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по не зависящим от них причинам, а также адресное предоставление пособий и компенсационных выплат на уровне не ниже прожиточного минимума именно тем гражданам, которые действительно в них остро нуждаются.

§ 2. Виды вопросов

Вопросы можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим основные ви­ды вопросов, к которым чаще всего обраща­ются в правовой сфере.

1. По степени выраженности в тексте

2. По своей структуре

3. По способу запроса неизвестного

5. По отношению к познавательной цели

вопросы могут быть подразде­лены на узловые и наводящие. Вопрос является
узловым,
если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели. Вопрос является
наводя­щим,
если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывает­ся зависящим от освещения наводящих вопросов. Очевидно, что четкой гра­ницы между узловыми и наводящими вопросами не существует.

6. По правильности постановки

В процессе общения могут возникать ситуации, когда задаются вопросы, вообще-то являющиеся корректными, но воспринимаемые в качестве три­виально некорректных из-за того, что в их формулировках содержатся выра­жения, неизвестные данным лицам или данной аудитории или неправильно понимаемые. В таких случаях нужно или пояснить неизвестные или непра­вильно понимаемые выражения, или заменить известными.

Если в основе поставленного вопроса лежит простое незнание спрашива­ющего о ложности базиса, то вопрос просто некорректен. Если же спрашива­ющий знает о ложности базиса вопроса и задает вопрос с целью провокации, запутывая своего оппонента, то такой вопрос называют провокационным,

I. Понятие пособий и их классификация.

Пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

В отличие от пенсий — постоянного и основного источника средств к

существованию — пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • ежемесячное пособие на ребенка;
  • пособие по безработице;
  • единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей;
  • единовременное пособие гражданам при возникновении поствакционального осложнения;
  • единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;
  • социальное пособие военнослужащим по контракту, уволенным с военной службы без права на пенсию;
  • единовременное пособие военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы;
  • социальное пособие на погребение.

Многочисленные виды пособий по системе социального обеспечения могут быть классифицированы по различным основаниям: по целевому назначению пособия (пособия, компенсирующие заработок полностью или частично, и пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь); по продолжительности выплаты пособия (единовременные, ежемесячные, периодические); по источнику их выплаты (пособия из внебюджетных фондов, пособия из государственного бюджета) и др.

Типичным ежемесячным является пособие на ребенка, его размер определяется в расчете на календарный месяц, и выплачивается оно каждый месяц; единовременным является пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, пособие при рождении ребенка; его размер определяется в твердой сумме и выплачивается оно единовременно. Иногда выделяют периодические пособия: они устанавливаются на определенный период — период временной нетрудоспособности и т. д.

Виды пособий в ПСО;

Понятие пособия и его отличия от иных видов социального обеспечения

Пособия в праве социального обеспечения

В литературе сложилось мнение, что пособие занимает 2 место после пенсий в ПСО. Это свидетельствует об их меньшей значимости по сравнению с пенсиями, причем значимостью и общественной и индивидуальной.

По объему нормативно правового материала по кругу субъектов, которые наделяются правом на получение пособий, по значимости пособий, по видам пособий – в совокупности можно прийти к выводам, что они имеют большее значение, чем пенсии. Поскольку для большинства граждан пенсия – не средство содержания, а лишь средство существования, т.е. они выполняют функцию пособий (их размер не обеспечивает необходимого уровня жизнесуществования человека.

Основной целью ПСО является оказание помощи, поэтому пособия можно поставить на первое место в системе видов социального обеспечения. Пособия появились давно. Развитие промышленности в России (капитализма) стало толчком для развития ПСО, а именно такого элемента, как пособий.

Пособия– денежные выплаты алиментарного характера, предоставляемые нуждающимся гражданам для оказания им помощи на основаниях, условиях, в размере и порядке, предусмотренных действующим законодательством.

Пособия – всегда предоставляются в денежной форме; являются также периодическими платежами; также обладают свойством – продолжительности, но на определенный период; а цель – оказание помощи в денежной форме (это и отличает пособия от пенсий).

В литературе также говорят, что пособия – это компенсационная выплата. Андреев говорил, что любая выплата в денежной форме, кроме пенсий – это пособие (независимо от ее названия – субсидия, компенсация и прочее).

Пособие в натуральной форме не предоставляется – эти отличается от компенсаций, социальных и медицинских услуг.

Но в настоящее время легального определения не содержится, поэтому можно пользоваться любым, которое дано в литературе или в лекции.

Пособий существует достаточно большое количество, поэтому их можно классифицировать по различным основаниям:

1) Функциональное назначение (Агашев говорит, что это основное направление; нужно отличать от цели, цель может быть не достигнута, а функция продолжается)

a. Замещающие (пособия по временной нетрудоспособности, т.е. страховые пособия)

c. Компенсирующие (пособия, которые предназначены для целей возмещения бремени расходов или утраты жилья, т.е. целевые расходы)

2) Характер общественно полезной деятельности

a. Трудовые (страховые) (выплачиваются в связи с невозможностью выполнения трудовой деятельности)

b. Пособия, в связи с иными видами общественно полезной деятельности (на детей)

c. Пособия иные (пособия малоимущим семьям)

3) Источник финансирования

a. Бюджеты всех уровней

b. Внебюджетные фонды (фонд социального страхования)

c. Пособия за счет средств организации (корпоративные)

Выделение последних объясняется появлением в законодательстве правила о том, что страховые пособия выплачиваются за счет средств работодателя в течение определенного периода времени

4) Способ определения размеров пособий

a. Пособия, устанавливаемые в твердых денежных суммах (93 рубля в Томской области)

b. Пособия, исчисляемые исходя из средней з\п (страховые пособия – по временной нетрудоспособности)

c. Пособия, исчисляемые из расчета сумм понесенных расходов (потерял жилье по уважительным причинам – пожар, ему возмещается стоимость)

5) Число или количество субъектов получателей

a. Индивидуально-определенное лицо (работник)

b. Групповые (семья; хотя не понятно все же, кто именно является получателем; например, пособие выплачивается семье на ребенка, пускай будет 2-х месячным, так кто же субъект – он сам? Это маленький человечек? Или родители?)

6) Распределение во времени

a. Единовременные выплаты

b. Периодические выплаты

7) Цель предоставления

a. Возместить утраченный заработок

b. Оказание помощи человеку в трудной жизненной ситуации

Еще по теме:

Пособия по временной нетрудоспособности.

Пособие по временной нетрудоспособности — это денежная выплата за счет средств Фонда государственного социального страхования, компенсирующая утраченный работником заработок при временном освобождении от работы в связи с болезнью и по иным предусмотренным законодательством социально значимым причинам.

Застрахованными лицами являются граждане РФ и иностранцы: ФЛ работающие по ТД, договорам ГПХ, государственные и муниципальные служащие, адвокаты, ИП.

В настоящее время пособие выдается, если заболевание или травма наступила в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы либо в период со дня заключения договора до дня его аннулирования. Основание для выплаты пособия – только больничный лист.

Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях:

1) утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (далее — заболевание или травма);

2) необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;

3) карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;

4) осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;

5) долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения.

Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в следующем размере:

1) имеющему страховой стаж 8 и более лет, — 100 процентов среднего заработка;

2) имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, — 80 процентов среднего заработка;

3) имеющему страховой стаж до 5 лет, — 60 процентов среднего заработка.

Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам в размере 60 процентов среднего заработка в случае заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию.

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

Страховой стаж – период работы, в течение которого работодатель уплачивает взносы за работника в ФСС 2,9 %.

МРОТ с 01.06.2011 г. – 4611 руб.

Средний заработок – подсчитывается за 2 года, предшествующих месяцу наступления болезни (730 дней).

Размер зарплаты, с которой взимаются взносы, ограничивается предельной величиной: с 2010 г. – 415000 с нарастающим итогом.

В 2012 году предельная величина составляет 512000 рублей.

Пособие по беременности и родам.

Право на пособие по беременности и родам имеют:

— женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщины из числа гражданского персонала воинских формирований РФ,

— женщины, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования и учреждениях послевузовского образования;

— женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах;

— женщины, при усыновлении ими ребенка (детей) до трех месяцев.

Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей — 110 календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).

Основание для предоставления отпуска по беременности и родам является – больничный лист, который выдается с 30 недель беременности единовременно на 140 дней независимо от числа дней, фактически использованных до родов. Если беременность многоплодная лист выдается с 28 недель на 194 дней. При осложненных родах выдается дополнительный лист на 16 дней.

Если живой ребенок родился при сроке беременности менее 30 недель, больничный лист выдается на 156 календарных дней, а если ребенок родился мертвым или умер в первые 7 дней после родов – выдается на 86 календарный дней.

Пособие выплачивается не позднее 10 дней со дня представления все документов в размере 100% от среднемесячного заработка.

Понятие пособий в системе социального обеспечения

Социальные пособия - это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.

В настоящее время предусмотрены следующие виды пособий, выделенные по основанию для их предоставления (помимо пособий и компенсационных выплат в связи с материнством, отцовством и детством):

  1. пособие по временной нетрудоспособности;
  2. пособие по беременности и родам;
  3. пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  4. пособие при рождении ребенка;
  5. пособие на период по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  6. пособие на ребенка;
  7. пособие на погребение;
  8. пособие по безработице.

Как правило, правом на получение пособий при наступлении соответствующих обстоятельств пользуются все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.

Общие правила, касающиеся всех видов пособий, которые предоставляются гражданам, имеющим детей:

  1. Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, а также ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет.
  2. Обязанность получателей государственных пособий своевременно извещать органы, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.
  3. Излишне выплаченные суммы государственных пособий удерживаются с них лишь в том случае, если переплата произошла по их вине (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на исчисление размера пособия и т.д.). Удержания производятся в размере не свыше 20 % либо суммы пособия, причитающейся получателю при каждой последующей его выплате, либо суммы заработной платы получателя в соответствии с законодательством о труде. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством.
  4. Размеры государственных пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработной платы.
  1. пособие по беременности и родам - для женщин, уволенных в связи с ликвидацией организаций (и т.п. обстоятельствами) в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными;
  2. единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, - для вышеуказанных лиц, вставших на учет в медицинских организациях в сроки беременности до 12 недель;
  3. единовременное пособие при рождении ребенка - для одного из родителей либо лица, его заменяющего, из числа лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе очные студенты);
  4. ежемесячное пособие по уходу за ребенком, предназначенное для следующих категорий:
    • матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций (и т.п. обстоятельствами), в том числе уволенные из организаций или воинских частей за пределами РФ, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях за пределами РФ, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам в связи с переводом мужа из таких частей в РФ;
    • матери, уволенные в период беременности в связи с ликвидацией организаций (и т.п. обстоятельствами), в том числе уволенные из организаций или воинских частей за пределами РФ, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях за пределами РФ, или в связи с переводом мужа из таких частей в РФ;
    • матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
    • другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать или отец умерли, лишены родительских прав, признаны безвестно отсутствующими, ограниченно дееспособными, по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в виде лишения свободы, уклоняются от воспитания детей и пр.;
  5. единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - для жен служащих призывников, срок беременности которых составляет не менее 180 дней;
  6. ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, предназначенное для:
    • матери ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
    • опекуна ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, либо другого родственника такого ребенка, фактически осуществляющего уход за ним, в случае, если мать умерла, лишена родительских прав, признана безвестно отсутствующей, недееспособной, по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания ребенка и т.п.

Социальные пособия исчисляются на основе либо индивидуального заработка, либо определенного социального стандарта, соответствующего экономическим возможностям государства и соизмеримого, как правило, с прожиточным минимумом в стране.

О размере пособий семьям с детьми см. Информацию Минтруда России " Об индексации с 1 февраля 2016 года государственных пособий гражданам, имеющим детей".

Классификация социальных пособий

Социальные пособия классифицируются по различным критериям, помимо оснований для их предоставления:

1. по их целевому назначению:

  • компенсация полностью или частично временно утраченного заработка (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособие по безработице);
  • оказание помощи в пополнении доходов в связи с наступлением различных иных обстоятельств (пособие при рождении ребенка, пособие на погребение, пособие на ребенка).

2. по продолжительности их выплаты:

  • ежемесячные (пособие на ребенка);
  • единовременные (пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, пособие при рождении ребенка);
  • периодические (на период временной нетрудоспособности).

3. в зависимости от источника средств, за счет которых выдаются пособия:

  • выплачиваемые за счет средств централизованных внебюджетных фондов обязательного социального страхования;
  • бюджетных ассигнований.

4. в зависимости от контингента граждан — получателей:

  • пособия для всех (пособие на ребенка, пособие при рождении ребенка);
  • пособия для работающих, в том числе определенных категорий занятого населения (пособие по беременности и родам — для работающих женщин по найму и проходящих определенную службу).

Следует иметь в виду, что одно и то же пособие различным категориям граждан может выплачиваться за счет разных источников. Так, пособие по беременности и родам женщинам, работающим по найму, выдается за счет средств государственного социального страхования, а женщинам, проходящим военную и некоторую другую службу, — за счет бюджетных ассигнований. То же касается пособия за время отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет.

Определение понятия пособия. Классификация и характеристика видов пособий и компенсационных выплат. Изучение порядка получения пособий по временной нетрудоспособности, по безработице, гражданам, имеющих детей, а также единовременных и социальных пособий.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.05.2016
Размер файла 19,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

1. Понятие и виды пособий

2. Классификация пособий

Государством принимались и принимаются меры, направленные на смягчение отрицательных последствий инфляции, безработицы, а также на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения с целью усиления социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, лиц, потерявших работу, и других категорий граждан. В настоящий момент назрела настоятельная необходимость внесения коренных изменений в государственную социальную политику, которые должны способствовать выработке новых действенных механизмов, обеспечивающих более рациональное использование финансовых средств, выделяемых на социальную защиту граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по не зависящим от них причинам, а также адресное предоставление пособий и компенсационных выплат на уровне не ниже прожиточного минимума именно тем гражданам, которые действительно в них остро нуждаются.

Цель работы - изучить что такое пособия и как они классифицируются.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: дать определение пособиям, рассказать их о видах и классификации.

Реферат состоит из введения, основной части (две главы), заключения и списка литературы.

1. Понятие и виды пособий

Пособия - денежные выплаты, производимые гражданам ежемесячно, единовременно, либо периодически с целью возмещения утраченного им заработка, либо с целью оказания материальной поддержки Право социального обеспечения: учебник / Е.Е Мачульская. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. - 582 с. .

В настоящее время в Российской Федерации действует достаточно разветвленная система государственных пособий и компенсационных выплат.

Существуют следующие виды пособий:

1) пособие по временной нетрудоспособности;

2) пособия гражданам, имеющим детей:

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- ежемесячное пособие на ребенка;

3) пособие по безработице;

4) единовременные пособия гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;

5) единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении служебных обязанностей;

6) единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;

7) социальное пособие на погребение;

8) пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

9) социальные пособия гражданам, уволенным с военной службы.

Пособия следует отличать от компенсационных выплат, которые адресованы относительно узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной поддержке и помощи по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.

Российское законодательство предусматривает несколько видов компенсационных выплат (иногда при этом называя их пособиями или субсидиями):

1) матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

2) студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;

3) неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

4) неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;

5) пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания вместе с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей;

6) на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье;

7) на питание обучающимся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования;

8) единовременное пособие вынужденным переселенцам;

9) единовременное пособие беженцам;

10) отдельным категориям инвалидов (на санаторно-курортное лечение, на бензин и техническое обслуживание транспортных средств, на транспортное обслуживание);

11) на оплату жилья и коммунальных услуг.

В отличие от пенсий, выступающих в качестве постоянного и основного источника средств к существованию, пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (заработку или пенсии).

2. Классификация пособий

Многочисленные пособия в системе социального обеспечения могут быть классифицированы по различным основаниям Оробец В.М., Яковлева Д.А. Трудовое право: Учебное пособие. 2- изд, - СПб.: Питер, 2010. - 272 с. :

1) по целевому назначению;

- пособия, компенсирующие заработок полностью или частично;

- пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь;

2) по продолжительности выплаты пособия:

3) по родам социального обеспечения, к которым относятся те или иные пособия:

- пособия по обязательному социальному страхованию;

- пособия по государственной социальной помощи;

4) по источнику выплаты пособия:

- из социальных внебюджетных фондов;

- из федерального бюджета и т.д.

Перечислим основные виды пособий, предусмотренные действующим законодательством, и нормативные акты, которыми регулируются условия и порядок их предоставления.

Пособие по временной нетрудоспособности:

Страховыми случаями по данному виду обязательного социального страхования признаются:

- временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы;

- беременность и роды;

- рождение ребенка (детей);

- уход за ребенком в возрасте до полутора лет;

- смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи. 3 пособие компенсационный нетрудоспособность безработица

Пособия гражданам, имеющим детей:

а) пособие по беременности и родам;

б) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

в) единовременное пособие при рождении ребенка;

г) ежемесячное пособие за период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

Пособие по безработице.

Единовременные пособия гражданам при возникновении поствакцинального осложнения.

Единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении служебных обязанностей.

Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом.

Согласно указанному Закону в случае гибели при проведении контртеррористической операции лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие; в случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, а в случае, если данное лицо получило ранение, не повлекшее за собой наступление инвалидности, ему выплачивается единовременное пособие.

Социальное пособие на погребение.

Пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием.

Обеспечение по страхованию осуществляется, в частности, в виде выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти, единовременного пособия (страховой выплаты) и ежемесячного пособия. Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из 60-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день такой выплаты; в случае смерти застрахованного пособие устанавливается в размере, равном 60-кратному минимальному размеру оплаты труда, установленному на день такой выплаты. Размер ежемесячной страховой выплаты (пособия), определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

Социальные пособия гражданам, уволенным с военной службы.

Законом от 27 мая 1998 г. (ст. 23) установлены следующие виды пособий:

1. Военнослужащим по контракту при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы:

а) менее 10 лет - в размере пяти окладов денежного содержания;

б) от 10 до 15 лет - в размере 10 окладов денежного содержания;

в) от 15 до 20 лет - в размере 15 окладов денежного содержания;

г) 20 лет и более - в размере 20 окладов денежного содержания Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Ответственный ред. Ю.П. Орловский. - М.: Контракт, Инфра-М, 2009. - 905 с. .

2. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение пяти лет выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере

Заключение

Сейчас весьма остро стоит вопрос о реформировании системы социальной защиты граждан России. И здесь большое значение будет играть адресность пособий и компенсационных выплат, т.е. предоставление именно тем гражданам, которые действительно в них нуждаются, а также повышение части из них до уровня прожиточного минимума.

Важнейшим направлением социальной политики (в том числе системы социальных пособий) является государственная поддержка на федеральном уровне различных субъектов РФ в области развития системы социального обслуживания: развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-методических основ функционирования сети учреждений социального обслуживания; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания.

По-прежнему болезненный вопрос: достойное финансирование.

В целях повышения статуса работников учреждения социального обслуживания необходимо рассмотреть комплекс вопросов, связанных с улучшением оплаты труда работников социальных служб, увеличением продолжительности их отпусков и др. Видимо, особое внимание следует уделять повышению квалификации специалистов по социальной работе и на базе высших и средних профессиональных учебных заведений осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации социальных работников.

Список используемой литературы

2. Право социального обеспечения: учебник / Е.Е Мачульская. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. - 582 с.

3. Оробец В.М., Яковлева Д.А. Трудовое право: Учебное пособие. 2- изд, - СПб.: Питер, 2010. - 272 с.

4. Трудовое право России: Учебник / Под ред.Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой.- М.: Контракт, Инфра-М, 2008.- 608 с.

5. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Ответственный ред. Ю.П.Орловский. - М.: Контракт, Инфра-М, 2009.- 905 с.

Подобные документы

Понятие и назначение, разновидности и классификация государственных пособий. Порядок назначения и выплаты отдельных видов пособий, методика определения их размеров. Основания выдачи пособия по безработице, временной нетрудоспособности, пособие на детей.

курсовая работа [37,2 K], добавлен 11.07.2010

Механизм пособий и компенсационных выплат по системе социального обеспечения в Российской Федерации. Понятие, виды и общая характеристика пособий. Система пособий семьям, имеющим детей. Пособие по беременности и родам. Классификация детских пособий.

курсовая работа [32,6 K], добавлен 11.05.2014

Признаки классификации пособий в Республике Беларусь. Определение круга лиц, имеющих право на пособия. Понятие и причины временной нетрудоспособности, основания, размеры и порядок выплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия на погребения.

реферат [18,8 K], добавлен 04.12.2010

Социальная поддержка граждан, имеющим детей. Понятие и основные виды пособий, право на их получение. Порядок назначения и выплаты государственных пособий: пособия по беременности и родам, по уходу за ребёнком. Особенности пособий многодетным семьям.

дипломная работа [111,6 K], добавлен 10.07.2017

Изучение основных принципов, порядка выплаты и определение размера пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с действующим законодательством. Случаи и основания для выдачи листков нетрудоспособности. Порядок заполнения больничного листа.

Часть 2
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
учебно-методический комплекс по одноименному курсу для студентов специальностей:
1-24 01 02 - Правоведение; 1-24 01 03 - Экономическое право


Вы здесь: ГЛАВА 21. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПОСОБИЙ ПО ПРАВУ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ § 21.2. Виды пособий по праву социального обеспечения

§ 21.2. Виды пособий по праву социального обеспечения

Многообразие видов пособий, предусмотренных в действую­щем законодательстве, широта охвата круга лиц, подлежащих обес­печению пособиями, свидетельствуют о большой социальной значи­мости пособий в поддержании уровня жизни населения Республики Беларусь. Охвачены практически все социально значимые случаи нуждаемости граждан в материальной помощи.

Действующее законодательство предусматривает следующие виды пособий:

- по беременности и родам;

- в связи с рождением ребенка;

- женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности;

- по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

- на детей старше 3 лет;

- по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет;

- по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инва­лидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;

- по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

- при санаторно-курортном лечении ребенка-инвалида в возра­сте до 18 лет;

- на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом им­мунодефицита человека.

- по временной нетрудоспособности.

Совокупность пособий представляет собой целостную систему с присущей ей структурой, требующей разграничения составных элементов между собой по отдельным частям этой системы, осно­вываясь на их общих признаках. Это значит: с помощью критериев классификации необходимо разбить пособия на группы, выявляя различия и отмечая черты сходства.

В настоящее время нет единой точки зрения в части выбора оснований классификации пособий.

Рассмотрим существующие подходы в части выбора группи­ровки пособий. А.Е. Козлов классифицирует пособия по источникам финансирования 267 .

В предложенной А.Е. Козловым классификации пособия делят­ся на две группы. Первую составляют пособия по социальному обес­печению, вторую — по социальному страхованию. Данная класси­фикация строится на принципе финансирования социальных выплат (пособий) как со стороны государства (за счет средств бюджета) — сюда включаются пособия по социальному обеспечению, так и со стороны самих получателей (нанимателя) — пособия через систему страховых взносов в соответствующие страховые фонды (Фонд со­циальной защиты населения, Государственный фонд содействия за­нятости). С такой классификацией можно согласиться, но тогда за­родившаяся в последние годы практика предоставления пособий за счет средств нанимателя, строящаяся на договорных началах, теря­ет всякое значение. А оно, несомненно, есть.

Таким образом, государство в лице законодателя предостав­ляет возможность и рекомендует нанимателю использовать допол­нительные меры по страхованию своих работников, которые имеют право получать пособия из дополнительного (договорного) источни­ка. К тому же предприятие самостоятельно определяет направление использования чистой прибыли. В условиях хозяйственной само­стоятельности предприятий резко возрастает возможность допол­нительного обеспечения своих работников за счет средств, отчисля­емых от прибыли предприятий в фонды социального развития и ма­териальной помощи.

Обеспечение работников и их семей пособиями за счет средств нанимателя регламентируется коллективными договорами, которые могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях.

Итак, такая классификация (пособия по социальному обеспе­чению и пособия по социальному страхованию) была обоснованной и вытекала из характера единой государственной системы социаль­ного обеспечения пособиями. В настоящее время этой классифика­ции придерживаться явно невозможно, назрела необходимость в новой, основанной на ином дополнительном критерии — социально-экономическом.

Исходя из сказанного, пособия по социально-экономической сущности, основанной на источнике финансирования, можно клас­сифицировать на три вида (группы):

  • пособия, входящие в систему государственного социального страхования;
  • пособия по социальному обеспечению (финансируемые из госбюджета);
  • пособия, предоставляемые за счет средств нанимателя (на договорной основе).

К первой группе относятся пособия:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • в связи с рождением ребенка;
  • матери, ставшей на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности;
  • по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет;
  • по уходу за ребенком до 3 лет и ребенком-инвалидом до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осу­ществляющего уход за ребенком;
  • при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов в возра­сте до 18 лет;
  • пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
  • пособие по безработице.

Источником финансирования перечисленных выше пособий яв­ляется Фонд социальной защиты населения и средства Государствен­ного фонда содействия занятости 268 .

Ко второй группе пособий по социальному обеспечению, фи­нансируемых из государственного и местных бюджетов, относятся пособия:

  • на детей старше 3 лет;
  • одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 1,5 года;
  • на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека.

Первую группу составляют пособия, заменяющие временно ут­раченный по уважительной причине заработок, выплачиваемые в раз­мере, равном или приближающемся к утраченному заработку. К пер­вому виду относятся пособия по беременности и по временной нетру­доспособности, которые выплачиваются в случаях: утраты трудоспо­собности вследствие болезни (травмы); беременности и родов (у ра­ботающей женщины); санаторно-курортном лечении; ухода за боль­ным членом семьи; ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и ребен­ком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, и т.д.

Этот вид пособий имеет общую цель — оказать помощь, вос­полнить заработок, утраченный работником по причине, признан­ной государством уважительной, причем эта помощь предоставля­ется непродолжительное время, но в сумме, равной или приближа­ющейся к размеру утраченного заработка. Условия назначения та­ких пособий исключают возможность их получения одновременно с оплатой по труду. Пособия первого вида различаются между собой по юридическим признакам, что сказывается и на их названии. Так, пособия по временной нетрудоспособности отличаются от пособий по беременности и родам спецификой юридических фактов, при наступлении которых они назначаются 270 .

Ко второму виду относятся пособия, дополняющие основной источник средств существования (оплата за труд, пенсия). Эта по­мощь покрывает дополнительные расходы, на которые основных источников у гражданина, по мнению законодателя, недостаточно.

К этому виду по действующему законодательству следует от­нести пособия:

  • в связи с рождением ребенка;
  • матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беремен­ности;
  • пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
  • на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  • надбавки к государственным пособиям на детей одиноким матерям из числа детей-сирот, на детей одиноким матерям, разве­денным мужчинам и женщинам, если один из родителей уклоняется от уплаты алиментов, на детей военнослужащих срочной службы.

К третьей группе пособий, предоставляемых за счет средств нанимателя, относятся пособия:

  • дополнительный свободный от работы день (работающим матерям, воспитывающим двоих, троих и более детей в возрасте до 16 лет, а также одиноким матерям, имеющим двоих и более детей такого же возраста);
  • пособие на детей;
  • пособие семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрас­те до 18 лет.

За счет средств нанимателя может выплачиваться любой из вышеперечисленных видов пособий, отнесенных и к первой, и ко второй группе приведенной классификации.

Очевидно, что по своему целевому назначению пособия явля­ются помощью гражданам в предусмотренных законодателем слу­чаях. При этом помощь в одних случаях восполняет заработок, ут­раченный лицом по причине, признанной обществом уважительной, в других случаях пособия выплачиваются гражданам с целью предо­ставить им средства к жизни в связи с утратой ими источников средств существования.

На наш взгляд, представляет наибольший интерес классифика­ция пособий по видам, предложенная В.С. Андреевым. В основу группировки положена конкретная цель их предоставления. Она позволяет объединить сходные по назначению пособия в самостоя­тельные группы, обеспечивает единство и дифференциацию их в общей системе пособий. Исходя из данной классификации, все по­собия можно разделить на три большие группы (вида):

  • на детей старше 3 лет;
  • по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
  • при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов;
  • на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  • на погребение.

Несмотря на общую цель, все пособия, входящие в данный вид, различаются между собой спецификой юридических фактов, при наступлении которых они назначаются, фондами, из которых выплачиваются. При этом специфика каждого юридического факта предопределила и само название конкретного пособия.

На наш взгляд, в нынешних условиях развития социального обес­печения к третьей группе можно отнести пособие по безработице.

Теоретическая и практическая ценность классификации посо­бий, введенной В.С. Андреевым, состоит в том, что впервые им были раскрыты роль и значение пособий как самостоятельного вида социального обеспечения.

Все пособия не однородны по структуре и по целевому назна­чению. Поэтому классифицирующим признаком для группировки пособий по видам может использоваться критерий периодичности выплаты пособий.

Следуя этой схеме, разграничим все пособия на:

  • ежемесячные, выплачиваемые регулярно в течение длитель­ного срока, таковыми являются пособия семьям, воспитывающим детей (по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на детей в возра­сте от 3 до 16 (18) лет, по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и т.д.);
  • единовременные, выплачивающиеся при наличии соответству­ющих правовых оснований однократно, к ним относятся: пособие матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности, пособие в связи с рождением ребенка, на погребение;
  • периодические выплачиваются при наступлении соответству­ющих правовых оснований в течение сравнительно непродолжитель­ного срока (относительная длительность выплаты таких пособий не превращает их в ежемесячные); к этому виду пособий следует от­нести пособия по временной нетрудоспособности, по беременнос­ти и родам, по безработице.

Общепризнано, что в праве социального обеспечения не суще­ствует универсального критерия классификации пособий по видам.

Нами предлагаются следующие социально-правовые основа­ния классификации:

— семья (основным признаком отнесения отдельных видов по­собий к семейным выплатам является их функциональная направ­ленность на материальное обеспечение как детей в составе семьи, так и одновременно семьи в целом, поскольку она обременена уходом за ними. Здесь можно поставить знак равенства, поскольку выплаты, производимые в связи с наличием в семье несовершенно­летнего ребенка (детей), поступают в общий семейный бюджет, практического их обособления не происходит и уже из этого обще­го бюджета удовлетворяются потребности детей.

Таким образом, по социально-правовым основаниям обеспе­чения пособия можно разделить на следующие важнейшие виды:

  • первый — пособия по временной нетрудоспособности;
  • второй — семейные пособия (в том числе и пособие на по­гребение);
  • третий — пособие по безработице.

Социальное обеспечение населения пособиями представляет собой комплекс денежных выплат, направленных на оказание ад­ресной дифференцированной помощи нуждающимся гражданам. Адресность включает в себя дифференцированный подход к соци­альному обеспечению пособиями в зависимости от социального статуса нуждающихся и их демографических характеристик. Со­вершенно очевидно, что потребности различны у одиноких и се­мейных граждан, у многодетных семей и семей, имеющих одного ребенка и т.д.

Одним из критериев для дифференциации пособий по видам необходимо избрать круг лиц, имеющих право на тот или иной вид пособия. Совершенствование законодательства в сфере социально­го обеспечения граждан Республики Беларусь пособиями свидетель­ствует о расширении круга лиц, имеющих право на пособия 271 .

Исходя из названного правового акта, субъектом, имеющим право на различные виды пособий, стала семья с детьми.

В понятии семьи с детьми необходимо выделить три основных характеризующих критерия: первый — это наличие детей; второй — определенная правовая связь ребенка с лицами, осуществляющими заботу о нем; третий критерий — совместное проживание ребенка с лицом, осуществляющим заботу о нем, воспитывающим его.

К семейным пособиям относятся пособия:

  • в связи с рождением ребенка;
  • по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • на детей старше 3 лет;
  • по уходу за больным ребенком;
  • по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери;
  • по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
  • при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов;
  • на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  • надбавки к государственным пособиям.

Вторым субъектом при классификации пособий по кругу лиц следует выделить женщину-мать. Несомненно, только женщина­мать имеет право на следующие пособия: матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности, по беременности и родам, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 1,5 года.

Уровень жизни населения рассматривается в качестве обобща­ющего показателя, и он является одним из важнейших критериев эффективной социальной политики государства. Одним из важней­ших показателей социальной ситуации являются трудовые ресурсы и занятость населения 273 .

Учитывая специфику экономических и социальных реалий раз­вития нашего общества, особенность действующего законодатель­ства о пособиях, пособия по видам следует классифицировать так:

- социально-экономические (1 — пособия, входящие в систему государственного социального страхования; 2 — пособия по соци­альному обеспечению (финансируемые из госбюджета); 3 — посо­бия, предоставляемые за счет средств нанимателя (на договорной основе));

- целевые (1 — пособия, заменяющие временно утраченный по уважительной причине заработок; 2 — пособия, дополняющие ос­новной источник средств существования; 3 — пособия, выступающие основным источником средств существования); социально-правовые (1 — семейные пособия; 2 — пособия по временной нетрудоспособ­ности; 3 — пособия по безработице);

- периодичность выплат (1 — ежемесячные; 2 — единовремен­ные; 3 — периодические);

- по кругу лиц (1 — пособия семьям с детьми; 2 — пособия женщине-матери; 3 — пособия работнику).

263 Об основах государственного социального страхования: Закон Респ. Беларусь, 31.01.1995 г., № 3563-XII (в ред. от 06.01.2009 г.) // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. — 1995. — № 14. — Ст. 138.

265 О занятости населения Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 15.06.2006 г., № 125-З (в ред. от 04.01.2010 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2006. — № 94. — 2/1222.

266 Об утверждении Положения о порядке обеспечения пособиями по вре менной нетрудоспособности и по беременности и родам: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30.09.1997 г., № 1290 (в ред. от 30.03.2010 г.) // Рэспубл1ка. — 1997. — № 224.

267 Советское право социального обеспечения: учебник / под ред. А.Д. Зай кина. — М., 1982.

268 О Фонде социальной защиты населения Министерства социальной защиты: Указ Президента Респ. Беларусь, 16.01.2009 г., № 40 (в ред. от 13.02.2010 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2009. — № 17. — 1/10419.

269 Абрамчик, Л.Я. Сущность права граждан на обеспечение государственны ми пособиями / Л.Я. Абрамчик / / Прававая рэформа у Рэспублщы Беларусь: вопыт, праблемы, перспектывы: тэз. дакл. рэсп. навук.-практыч. канф., Гродна, 24- 25 крас. 1997 г. — Гродна: ГрДУ, 1997. — Ч. 1. — С. 171 — 173.

270 Абрамчик, Л.Я. Права пособия по беременности, родам и воспитанию детей /Л.Я. Абрамчик // Вестник молодежного научного общества. — Минск: Молодежное научное общество, 2000. — № 3. — С. 83—91.

271 Абрамчик, Л.Я. Пути совершенствования законодательства в сфере со­циального обеспечения пособиями граждан Республики Беларусь / Л.Я. Абрамчик // Система прав и законодательства Республики Беларусь: состояние, перспективы развития: материалы респ. науч.-практич. конф., Гродно, 26-27 апр. 1999 г. — Грод­но: ГрГУ. — 1999. — Ч. 1. — С. 322—327.

272 О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей: Закон Респ. Беларусь, 30 окт. 1992 г. (в ред. от 09.11.2009 г., с изм. от 29.12.2009 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 305. — 2/1403.

273 Абрамчик, Л.Я. Проблемы социальной защиты на современном этапе и возможные пути выхода / Л.Я. Абрамчик / / Юридическая наука и образование в Республике Беларусь на рубеже XX-XXI веков: материалы междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 22-23 апр. 1998 г. — Гродно: ГрГУ, 1998. — С. 142—144.

Читайте также: