Какой из видов власти не входит в принцип разделения властей как признак правового государства

Обновлено: 04.07.2024

Цель работы – изучение принципа разделения властей и их влияние на общественные отношения в государстве.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникшие в результате разделения властей в государстве.

Предметом исследования является научная, учебная и научно-методическая литература, взгляды различных авторов в области права.

При выполнении работы использованы такие методы исследования, как наблюдение, сравнение, анализ.

В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: дано понятие правового государства, охарактеризована принципы правового государства, выяснено понятие и структура разделения властей в государстве, рассмотрены, проанализированы и исследованы принципы разделения властей в государстве.

Областью возможного практического применения является использование материалов работы для ознакомления с принципами разделения властей в государстве.

Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ГЛАВА 1 Понятие и принципы правового государства

ГЛАВА 2 Теория разделения властей в государстве и ее социально-политическое значение

ГЛАВА 3 Проблемы реализации и принципы разделения властей

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В современном мире разделение властей — характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей — итог многовекового развития государствен-ности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом — любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой — постоянная общественная реальность.

Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех демократических государств.

Цель работы – изучение принципа разделения властей и их влияние на общественные отношения в государстве.

Для достижения названной цели в работе будут решены следующие задачи: дать определение правового государства; рассмотреть принципы разделения властей; раскрыть проблемы реализации разделения властей в государстве.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникшие в результате разделения властей в государстве.

Предметом исследования являются научная, учебная и научно-методическая литература, взгляды различных авторов в области права.

Основными методами исследования были выбраны наблюдение, сравнение и анализ.

Важнейшими принципами исследования в работе являлись: историзм, объективность, конкретность.

Для выполнения работы использовались также учебная и научная литература и материалы периодических изданий белорусских и российских авторов.

Структурное изложение материала представлено в виде содержания, введения, основной части в виде трех глав, заключения и списка использованных источников.

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Теоретические и практические истоки принципа разделения властей — в Древней Греции и Древнем Риме. Анализ политических структур и форм правления Платоном, Аристотелем и другими античными мыслителями подготовил почву для обоснования этого принципа в эпоху Просвещения.

Большой вклад в творческое развитие идеи сдержек и противовесов и воплощение ее на практике внес американский государственный деятель (дважды бывший президентом США) Джеймс Мэдисон (1751–1836 гг.). Он изобрел такую систему сдержек и противовесов, благодаря которой каждая из трех властей (законодательная, исполнительная и судебная) является относительно равной. Этот механизм сдержек и противовесов Мэдисона до сих пор действует в США.

Сдержками и противовесами Мэдисон называл частичное совпадение полномочий трех властей. Так, несмотря на то, что Конгресс — законодательный орган, президент может наложить вето на законы, и суды могут объявить акт Конгресса недействительным, если он противоречит Конституции. Судебная власть сдерживается президентским назначением и ратификацией Конгрессом этих назначений на должность в органы судебной власти. Конгресс сдерживает президента своим правом ратифицировать назначения в органы исполнительной власти, и он же сдерживает две другие власти своей властью ассигновать деньги [12].

Марксизм в оценке классического учения о разделении властей исходил лишь из идеологической подоплеки его возникновения в эпоху первых буржуазных революций. Такой подоплекой можно считать компромисс классовых сил, достигнутый на определенном этапе борьбы буржуазии за политическое господство. Исходя из этого, Маркс и Энгельс отождествили учение о разделении властей с выражением в политическом сознании спора между королевской властью, аристократией и буржуазией из-за господства. Советская доктрина абсолютизировала этот аспект и противопоставила теории разделения властей теорию полновластия Советов, полновластия народа и т. п. На самом же деле, это было лишь теоретическим прикрытием узурпации государственной власти, тоталитарной сути режима.

Основные положения теории разделения властей следующие:

1. разделение властей закрепляется конституцией;

2. согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

3. все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;

4. никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

5. судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции [12].

Словом, разделение властей позволяет, во-первых, более качественно решать возложенные на каждую из властей задачи, во-вторых, предотвращать злоупотребление властью, которое становится весьма вероятным при монополизме власти, а в-третьих, осуществлять контроль за действиями государственных органов [4, с.69].

И в настоящее время отличительным признаком правового государства является разделение властей, внедрение оптимальной системы сдержек и противовесов, которые обеспечивают эффективную работу государственно-правового механизма, позволяют удерживать ветви единой государственной власти во взаимодействии и взаимном сдерживании [2, с. 137].

Важен вопрос о действенности механизма сдержек и противовесов при возникновении чрезвычайных ситуаций. В том случае решающую роль играет Конституция, которая является единственным источником законной власти и потому должна действовать как в обычных, так и в чрезвычайных обстоятельствах. И основные права, и базовые структуры власти должны сохранять устойчивость во все времена [8, с. 329].

Как же можно ограничить полномочия государственной власти в чрезвычайных обстоятельствах? Во-первых, путем требования обоснования своих действий. Ведь государственные органы должны действовать на основе норм Конституции, значит, у судебной власти есть возможность отвергнуть антиконституционные действия других ветвей власти. Во-вторых, важную роль может и должно сыграть правосознание граждан, воспитанных в уважении к конституционным структурам, к своим правам и свободам, которые в принципе не зависят от того. Какая партия или лицо находятся у власти, есть чрезвычайные обстоятельства или их нет. Такое правосознание – существенная гарантия против любой тирании: законодательной, исполнительной или судебной. Сказанное не означает, что государственные органы не вправе или не способны реагировать на возникающие чрезвычайные обстоятельства. Чрезвычайные ситуации не являются источником новых, экстраординарных полномочий, но требуют разумного использования существующих полномочий. [8, с. 330]

В конституциях отдельных государств закрепление концепции разделения властей имело свои особенности. В некоторых из них выделяли не три ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную), а более (иногда выделялись дополнительно избирательная, контрольная и другие). Однако следует придерживаться классической теории разделения властей, т.е. существования трех ветвей власти. Иные выделяемые дополнительно ветви власти поглощаются законодательной, исполнительной или судебной властями власти [2, с. 143].

В условиях правового государства личность и властвующий субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности.

Этот способ ограничения политической власти выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем власти и личностью как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами [10, с. 138].

Весьма своеобразно идет пока восприятие принципа разделения властей в России. Все готовы признать отдельное существование каждой из трех властей, но никак не их равенство, самостоятельность и независимость. Это отчасти объясняется длительным периодом тоталитарного правления. В истории России не было накоплено какого бы то ни было опыта разделения властей; здесь еще очень живучи традиции самодержавия и единовластия [9, с. 258].

Творцы американской Конституции уделили большое внимание системе сдержек и противовесов, на которой сейчас зиждется государственная власть в США. Дж. Мэдисон говорил о необходимости создания таких устремлений, которые бы противодействовали другим устремлениям. Устремления президентов, законодателей и судей в силу их ответственности перед различными категориями избирателей постоянно сталкиваются.

Зная отрицательные стороны доминирования законодательной власти, делегаты Конституционного конвента стремились к усилению испол-нительной власти, не сбрасывая со счетов то обстоятельство, что она также может злоупотреблять своими полномочиями. Этим была продиктована необходимость ограничить обе эти ветви власти.

Надо отметить, что идея двухпалатного парламента получила ноское распространение в мире. Опыт показывает, что двухпалатный парламент имеется всегда в федеративных государствах и обычно в государствах унитарных, где число жителей превышает 10 миллионов. Главное, что такой парламент при продуманном разгра­ничении полномочий палат позволяет увеличить представительство в нем населения, как ни парадоксально, сэкономить средства налогоплательщиков, повысить эффективность его работы, обеспечить учет интересов органов территориального само-управления, в большей мере позволяет провести принцип разделения властей — законодательной и исполнительной, а значит, содействует стабиль­ности в государстве.

Традиционно двухпалатные парламенты состоят из палаты пред­ставителей (палаты депутатов) — нижняя палата (иногда название иное), сената, который является верхней палатой. Соотношение по численности между палатами различное, но всегда нижняя палата по числу депутатов больше верхней. Например, в Бельгии, государстве с более чем десятимиллионным населением, в палате представителей — 212 членов, в сенате - 178, Ирландии соответственно — 144 и 50, Нидерландах 150 и 75, Франции — 487 и 274. Оптимальное соотношение приблизительно 2:1 или 5:3.

Введение двухпалатного парламента позволяет обеспечить пре­емственность власти, прежде всего путем обновления части ее состава через 2-3 года при общем сроке полномочий палаты 4-6 лет. Безусловно, что в различных странах имеются свои особенности. Так, в соответствии с Конституцией Бразилии 1988 г. Национальный конгресс (парламент) является двухпалатным органом. Он состоит из сената и палаты депутатов. Срок полномочий члена сената — 8 лет, каждые 4 года сенат обновляется одновременно на одну или две тре­ти. В палате депутатов 503 парламентария, избираемых на 4 года. После одобрения на референдуме новой редакции Конституции 1994 г. и в Республике Беларусь также был образован двухпалатный Парла­мент [11].

Противовесом самостоятельной деятельности президента являет­ся контроль законодательной власти за исполнительной властью в решении вопросов внутренней и внешней политики. Это прежде всего контроль за кадровыми назначениями на должности в правительстве и за исполнением бюджета. Согласно Конституции Президент США с совета и согласия сената назначает послов, других полномочных представителей и консулов, судей Верховного суда, а также всех должностных лиц США, о назначении которых в Конституции нет иных постановлений и должности которых установлены законом; конгресс может законом предоставить право назначения низ­ших должностных лиц, каких найдет нужным, единолично прези­дентом, судам или главам департамента. Президент имеет право за­мещать все вакансии, которые откроются в период между сессиями сената, предоставляя должностные назначения на срок до окончания ближайшей сессии сената. Назначению на соответствующие должности предшествует огромная работа в сенатских комиссиях по изучению и оценке деловых и личных качеств кандидатов. Известно немало примеров, когда президент после такого изучения вынужден был снимать свое предложение [13].

Положение американской Конституции о назначении на должности, определенные законом, имеет важное практическое зна­чение, исключает параллелизм в системе государственных органов и было в 1994 г. заимствовано для реализации в условиях Беларуси. Нерешенность этой проблемы может привести к яростному противостоянию органов, относящихся к различным ветвям власти, что было видно на примере некоторых государств ближнего зарубе­жья.

Президент США наделен правом заключать международные договоры. Правом же их ратификации наделена одна из палат конгресса — сенат. Таким образом, уже в этом существует система сдержек и противовесов: сенат не может заключать договоры, но имеет рычаги для влияния на условия договора при его заключении либо внесении поправок к договору перед его ратификацией. Прези­дент, с другой стороны, может заключить международный договор, но не может придать ему общеобязательной силы, т.е. законное действие. И лишь сенат может это сделать посредством ратификации договора. Президент, в свою очередь, может попытаться использовать свой авторитет и влияние, чтобы воздействовать на сенат для ратифи­кации договора. Это еще один пример того, как две власти не только урав­новешивают, но и ограничивают одна другую. Ни одна из этих вла­стей не имеет абсолютных полномочий в важнейшей сфере — международно-договорной [3, с.12].

Разделение властей выражается в разграничении компетенции, взаимном контроле, в системе сдержек и противовесов и направлено на то, чтобы препятствовать возможным злоупотреблениям. Многие ученые считают, что правовое государство невозможно без разделения властей, поскольку это способ его организации и функционирования.

Разделение властей – это и результат, и сущностная характеристика степени развитости права, условие и предпосылка для организации и функционирования государства, законности. Без разделения властей с соответствующей эффективной системы сдержек и противовесов не может быть правового государства и правовых законов. Распределение власти между органами государства таким образом, что ни одному из них не принадлежит вся государственная власть в полном объеме.

Народ является единственным и первичным источником власти для государства, и в этом смысле народ суверенен и полновластен. Он передает часть принадлежащей ему власти государственным органам и должностным лицам – своим представителям на определенных условиях и на определенное время. Государство и его органы реализуют делегированные им полномочия во имя интересов народа.

Итак, в результате данного исследования можно сделать следующие выводы:

· правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законода-тельной, исполнительной и судебной властей;· с помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга, устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть;· основная цель разделения властей – избежать злоупотребления властью, концентрации ее в одном органе или в одном лице;· важной особенностью разделения властей в государстве является система сдержек и противовесов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Алексеев, С.С. Государство и право. Начальный курс / С.С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1993. – 176 с.

2 Василевич, Г.А. Общая теория государства и права: Учеб. пособие / Г.А. Василевич, А.Ф. Вишневский, В.А. Кучинский, Л.О. Мурашко, А.Г. Тиковенко; Под общ. ред. А.Г. Тиковенко. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 320 с.

4 Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. / А.Б. Венгеров. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.

5 Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: Учебник / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. Ред. Проф. В.А. Кучинского. – М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры, 2004. - 640 с.

8 Лазарев, В. В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с.

9 Манов, Г. Н. Теория права и государства. Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. Н. Манова.– М.: Издательство БЕК, 1996. – 336 с.

10 Матузов, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 541с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А


Основные черты (признаки) правового государства
Источник [5, с.632].


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Читайте также: