Воровство невесты в казахстане как называется

Обновлено: 17.05.2024

Такой обычай, как похищение невесты, характерен в большей степени для южных народов мира.

В современном мире во многих странах это является преступлением, но в некоторых странах данный обычай сохранился по сегодняшний день

Раньше крали невесту, когда не было возможности платить за нее калым. Так было, например, на Кавказе. Сейчас это просто веселая и романтическая традиция, но не везде, к сожалению.

История обычая

Во времена крепостного права помещик, который выдавал замуж крестьянку, мог провести с ней первую ночь. То есть первая брачная ночь у невесты была не с женихом, а со своим помещиком, который похищал ее во время свадьбы. Не очень приятные корни у этой красивой традиции. Но это в прошлом, сейчас никто не может похитить невесту со свадьбы против ее воли.

Похищают невесту также, чтобы избежать некоторых запретов. Например, младшая дочь в семье не может стать женой раньше, чем старшая. В этом случае жених похищает возлюбленную без всякого благословения ее родителей. После этого они перестают общаться с младшей дочерью, но лишь до определенного момента. Когда у молодых рождается ребенок, радостные бабушка с дедушкой все прощают.

тайная встреча пары

Похищение невесты как способ обойти запреты для вступления в брак

В древнем Риме

Когда-то в Риме жили только мужчины. Соседствующие племена отказывались отдавать своих девушек за бедных римлян, потому невест начали похищать. С тех пор это стало красивым римским обычаем.

У славян

В древности у славян приобретение невесты проходило с помощью веселых игр. Во время плясок и хороводов мужчина выбирал себе спутницу и за руку уводил ото всех, разумеется, с ее согласия. Избранницу он вел в свой дом. Игры устраивались чаще всего весной и летом, вплоть до дня Ивана Купалы.

хоровод вокруг костра

Выбор невесты с помощью плясок и веселых игр – традиция у славян в древности

После принятия христианства обычай сохранился, несмотря на негативное отношение церкви к данному ритуалу.

На западе Болгарии похищение невесты инсценировали, чтобы урожай был богатый. В Сербии, Хорватии и Черногории жених одевался по-военному и должен был насильно выкрасть любимую. Казаки и сегодня проводят обряд похищения невесты перед свадьбой.

Возлюбленные делают это по договоренности, планируя все детали мероприятия

У татар

Чтобы родители не выдали дочь замуж насильно за нелюбимого мужчину, татарки договаривались с возлюбленным. В определенное время он должен был украсть избранницу из отчего дома. Спустя несколько дней молодые все же возвращались, чтобы получить от родителей благословение. Выбора у отца и матери девушки не было, они благословляли детей на этот брак.

Насильно у татар никогда не было похищений невест. Молодые обо всем договаривались заранее, чтобы девушка могла выйти замуж за того, кого выбрало сердце.

На Кавказе

Сейчас кавказец может получить реальный срок за похищение своей возлюбленной и принуждение ее к сожительству.

похищение невесты на Кавказе

Похищение возлюбленной перед свадьбой – действие, которое грозит тюремным наказанием

Похищение невесты в современной России

На сегодняшний день в России за похищение невесты можно получить тюремный срок и несколько лет провести за решеткой. Но сейчас, как правило, это лишь дань моде, и пары просто забавляются, воссоздавая разного рода традиции, совершаемые еще в древности.

В Киргизии

интересные свадебные обычаи в разных странах

Похищение невесты по ее согласию как исключение из правила в обычаях киргизов

В большинстве случаев девушка похищается насильно. Даже после того, как она станет женой похитителя, он будет обращаться с ней, как с животным. Особенно часто девушек крадут в сельской местности. Ее просто хватают на улице и силой толкают в машину. В доме у похитителя его родители уговаривают ее не сопротивляться и остаться с женихом. Если девушка начнет уходить, самая пожилая женщина в доме ложится на пороге. Переступив ее, невеста будет проклята.

В некоторых случаях родители девушки все же обращаются за помощью в правоохранительные органы, но никакой помощи, как правило, не получают. Жених присылает дорогие подарки и денежные вознаграждения, родственники соглашаются на этот брак.

фото невесты в Киргизии

Отсутствие крови на простыне после первой брачной ночи как повод вернуть невесту родителям в Киргизии

Рассказ Айгуль

“Я шла с работы домой. Сзади ко мне подошел сосед и начал говорить со мной, после чего приказал сесть в его машину. Я отказалась, но на меня набросились его друзья, которые находились в машине. Я кричала и плакала, вырывалась и просила, чтобы они отпустили меня. Похитители просто смеялись, говоря, что все бесполезно, и я не должна сопротивляться. Родители мои дали свое согласие спустя несколько дней. Этот мужчина был мне противен, но это никого не волновало. Он меня насиловал и делал все, что ему хотелось”.

К счастью, Айгуль все-таки смогла освободиться от мужа-тирана, который был ей не люб.

Не всегда красивая традиция похищения невесты связана с положительными эмоциями и романтикой

Некоторым украденным невестам приходится страдать, как Айгуль. К счастью, в Обряд похищения невесты у разных народов стран это считается преступлением и карается законом, а обычай похищения невесты является символическим и не совершается насильно.

— Канат, ответьте все-таки на главный вопрос: воровали казахи невест или нет?

— Даже в законах Тауке хана, насколько я знаю, было наказание за похищение девушек…

— Конечно. Не так давно у нас тоже доходило до того, что люди от незнания, необразованности предлагали ввести в УК РК статью за похищение невесты. Но мы же не отсталая банановая республика, у нас есть статья за похищение человека – и неважно, мужчину или женщину, и с какой целью. Человек, совершивший это, должен отвечать по всей строгости закона. А то еще говорили, что, если мужчина украл девушку с целью женитьбы, это должно быть смягчающим обстоятельством.

— Традиции нет, а случаи похищения девушек множатся. В чем, на ваш взгляд, причина?

— Казахские свадебные обычаи достаточно регламентированы и затратны: сватовство, проводы невесты, основная свадьба на стороне жениха и взаимные визиты сватов с вручением подарков. А если вы украли девушку, сватовство и проводы невесты отпадают, сразу свадьба. И сейчас, когда горе-этнографы пытаются подать, что похищение было в обычаях, им остается ответить, что похищение – это уголовно наказуемое деяние. И не стоит про этот обычай говорить, потому что его просто не было.

Кстати сказать, самая страшная ложь – это полуправда. Традиция побега похожа на похищение, но это, повторюсь, совместное бегство. Сейчас от этого полузнания традиция трансформировалась, интерпретация стала другой. Произошло это отчасти от общего падения уровня культуры. Мы живем в переломный момент: формация, при которой мы выросли, поменялась, появились классы олигархов и малоимущих. И сейчас в возраст бракосочетания вступили молодые люди, чьи родители в свое время не смогли получить образования. Что они могли своим детям дать? Мы имеем большой процент в обществе людей маргинальных, получивших очень слабые знания, с очень низким уровнем культуры. И они принимают для себя только то, что им удобно. Чтобы за девушкой красиво ухаживать, сводить ее в кино, пригласить в кафе, подарить цветы, нужно быть сыном олигарха. Если букетно-конфетный период будет продолжаться, скажем, полгода, он станет в сумму роскошной свадьбы. А, оказывается, есть обычай – схватить понравившуюся девушку, усадить в машину, увезти и она твоя. То есть хочу сказать, что и экономика на это влияет.

Но если уж мы говорим об обычаях, не стоит забывать, что у казахов женщина вообще стояла на одном уровне с мужчиной.

— О чем вы говорите, если женщины в айтысах участвовали! Такое невозможно себе представить. Но если айтыс – это парадная сторона, то можно привести множество бытовых примеров, когда женщины могли ответить так, что самые известные краснобаи покрывались позором. Женщины были родоначальницами родов, были женщины-борцы. И эти исторические традиции привели к тому, что у нас есть такие женщины, как Жания Аубакирова, Жансая Абдумалик и ряд других.

— Сказав о том, что казашки никогда не закрывали лицо, вы коснулись еще одной обсуждаемой темы из разряда традиций и обычаев – ношения хиджаба, которого, как я понимаю, у казахов тоже никогда было?

— Действительно, не было. И можно проследить на исторических гравюрах, какими были головные уборы казашек. Еще раз коснусь положения женщин в обществе: юрта, как правило, делилась на женскую и мужскую части, и это были равные половины. Вместе с тем я не вижу большой проблемы в хиджабе, лицо в нем остается открытым. А волосы наши женщины замужние закрывали платком. Я когда в первый раз увидел свою маму с непокрытой головой – это произошло случайно – это для меня был шок, потому что я никогда не видел ее без платка.

— Но хиджаб и платок – это разные вещи.

— Несомненно. Казашки никогда не носили хиджабов, не закрывали лицо, это специфика нашей страны. И даже несмотря на исламизацию общества, я думаю, что хиджаб в Казахстане не приживется. То, что не имеет исторических традиций, не имеет и будущего, я так считаю.

Во Франции, допустим, есть ограничения в отношении хиджаба на законодательном уровне. Но у них своя специфика, там выходцы из арабских стран составляют определенную часть современного французского общества, и нет необходимости без нужды экстраполировать это на другие страны. Общего единого закона не может же быть.

Более того, какие-то традиции и религии отмирают. Раньше считалось, что, если читают намаз, мусульманину нужно обязательно быть с покрытой головой. Я сам, помнится, всегда тюбетейку с собой носил. Сейчас этого нет, женщины отходят от глупого обычая, что нужно на голову хотя бы салфетку положить – это же фарисейство. Главное, что у тебя в голове, а не на голове. У нашего народа – я настроен позитивно – очень большое будущее, в нас нет фанатизма и косности. А хиджабы или похищение невест – это пена, которая схлынет.

— Спасибо за интервью!

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.


В СМИ появилась новость о том, что адвокат Асель (Нурмахановна) Токаева предложила отразить в УК РК новый состав преступления - похищение с целью вступления в брак.

Тема похищения невест давно обсуждается в обществе, одни считают, что это дань традициям, другие уверены, что это мешает развитию Казахстана и подобное поведение невозможно в современном обществе.

В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz связался с адвокатами Жангельды Сулеймановым и Аманжолом Мухамедьяровым, чтобы узнать их позицию по поводу возможности применения нового состава преступления о похищении невест. Мнения юристов разделились.

Мы задали им 9 вопросов:

1. Поддерживаете ли вы идею создания отдельной статьи УК с меньшей мерой наказания за похищение невест?

2. К каким последствиям, на Ваш взгляд, могут привести нововведения – больше или меньше станет похищений?

3. Сможет ли принятие такой статьи защитить девушек от принудительных браков?

4. Сталкивались ли Вы лично с делами о похищении невест на своем профессиональном пути?

5. Известны ли вам случаи, когда по экономическим или другим соображениям родители невесты не противились или даже были в сговоре с похитителем, наказуема ли такая позиция родителей?

6. Считаете ли Вы, что запрет на похищение невест нарушает традиции казахского народа?

7. Мешает ли обычай кражи невест развитию Казахстана?

8. Как, на Ваш взгляд, уберечься девушке от похищения в качестве невесты и что ей предпринять, если она уже стала жертвой такого похищения?

9. Какую компенсацию от виновного может потребовать девушка, которая была похищена?

Жангельды СУЛЕЙМАНОВ, адвокат:

1. Касательно введения отдельной статьи за похищение невест я категорически против , потому что действующая статья 125 УК РК (похищение человека) полностью покрывает такие преступления в части их расследования и привлечения к ответственности. Абсурдная ситуация получится. Как будто бы невеста не является человеком. И уже сейчас есть хорошая практика, когда за такие похищения лица привлекались к уголовной ответственности, правда, не к реальному лишению свободы, а, как правило, к условному. Но это вызвано определенными традициями. Если же допустить, что будет особая еще статья, отдельная от похищения человека, то можно тогда дробить такую статью, как кража, например. Кража – это хищение предметов имущества, в мире существует 100 тысяч видов имущества, мы же не можем отдельно ввести за кражу мобильного телефона – одна статья, кража колбасы – другая статья, так можно до бесконечности. Поэтому еще раз хочу сказать, не надо ничего дробить, надо работать в рамках этой статьи.

2. Если введут такую отдельную статью, конечно, ситуация намного ухудшится. Но я уверен, что её не введут, поэтому мои рассуждения носят гипотетический характер. В случае введения данной нормы мы как бы даем право похищать невест. Там уже легче будет доказать, что похищение было с обоюдного согласия, что не было умысла на насильственное похищение. И это даст определенный всплеск таким преступлениям. Либо количество преступлений останется, но при этом суды и следственная прокуратура будут расследовать их более лояльно к тем, кто совершил данное преступление, поэтому эффект будет один – отрицательный.

3. Конечно, девушек нововведение не спасет. Проблема же не в том, что есть статья или нет, или не в том, что мера наказания суровая или нет. Проблема в другом: независимо от наличия статьи девушки будут похищаться. Есть определенная возможность защититься от уголовного преследования, если девушку похитят против её воли, даже если похитит тот человек, с которым она не знакома, все равно, тут есть несколько моментов. Вопрос стыда, совести родственников, возможно, она согласится под убеждением своих родственников, может быть, и по внутреннему убеждению: ладно похитили, такова моя судьба. И никоим образом наличие статьи никак не спасет таких девушек.

4. Я адвокат по экономическим делам, поэтому ко мне обращались один раз с такой просьбой, но я не смог вести это дело, потому что не занимаюсь такими делами. Мне самому не известны такие истории, но знаю, что проблема существует.

5. Согласно традиции если девушку украли, то она уже не может быть возвращена в родной дом. И здесь есть понятие "уят", всем стыдно, как мы будем дальше жить. Но здесь эгоизм родителей и родных, конечно. Ради каких-то сомнительных ценностей, своих личных, они жертвуют судьбой девушки, её жизнью. Выходит, им безразлична ценность дочери как личности, это вызвано еще и тем, что институт любви не развит в таких обществах, как наше. Наверное, потому, что мы не являемся либеральной страной, являемся более традиционной страной. Ценностью у нас является не сама личность, а больше оценка общества. К сожалению, это и порождает давление родственников, чтобы девушка осталась в семье похитителя.

6. Много традиций существует у народа, начиная от отрубания рук за вороство, превращения в раба за кражу, кровная месть, око за око и так далее. Мы же отказались от таких традиций, потому что они не соответствуют нормам права. Мы светское государство, у нас есть такое понятие, как принцип верховенства закона, у нас закон регулирует отношения. Нельзя ни в коем случае в угоду традициям нарушать законы. Наоборот, нужно при помощи закона бороться с дикими обычаями. К которым и относится похищение невест. Я всегда говорю: если вы любите традиции, то давайте быть последовательными, давайте либо все будем соблюдать, либо ни одной, а не выбирать те традиции, которые нам удобны.

7. Сама по себе кража невест не влияет на развитие Казахстана. Слишком небольшая статистика краж, вряд ли это может мешать нашему развитию. Мешает другое, эти кражи - элемент сознания нашего общества. Какое-то бескультурье, я считаю, даже мракобесие. Если взять общую характеристику, то есть традиционализм, полагаю, это мешает, надо избавляться от вредных традиций.

8. Чтобы уберечь девушек, во-первых, надо проводить работу просветительскую, что воровать невест - преступление. Второе, должен быть показательный процесс, если приговорят людей, конечно. Третье: обязательно родители должны играть эту роль. Но, к сожалению, многие родители у нас некультурные. Четвертое: надо быть осторожным, если есть какие-то угрозы со стороны похитетелей. Если кто-то преследует, надо сразу сообщить родителям или в полицию. Пятое: стараться не ходить по таким местам, где нет людей, очень редко похищения случаются в центре города. Необходимо чаще говорить о том, что за действия похитителя может быть уголовная ответственность до 12 лет, возможно, это многих отрезвит.

9. Существует институт компенсаций за причинение морального вреда. А к моральному вреду относится любой стыд, неудобство, любые психологические страдания. Размер компенсации различается, в мире, например, можно запросить и миллион долларов за такие действия, у нас, в силу того что это сложное преступление и мотивы не очень ясные, можно запросить от 500 тысяч до 3 миллионов тенге, и суд действительно может назначить такую сумму.

Аманжол МУХАМЕДЬЯРОВ, адвокат:

1. Мое мнение: необходимо случаи с похищением девушек с целью вступления в брак квалифицировать по отдельному составу (такие примеры есть в Кыргызстане и Узбекистане). Само по себе похищение человека - опасное преступление как для отдельно взятого человека, так и для общества. Вместе с тем, считаю, нужно конкретизировать и более узко квалифицировать действия лиц, похищающих невест, с определением специального квалифицирующего признака – с целью вступления в брак. Мое мнение, так же как и мнение некоторых моих коллег, не связано с целью смягчить наказание за подобные деяния. Нужно отделять обычное похищение человека от похищения с целью вступления в брак.

2. Считаю, что введение специальной нормы, устанавливающей уголовную ответственность за похищение человека с целью последующего вступления в брак, наоборот, сократит количество краж невест, общество поймет, что законодатель закрепил конкретную ответственность за похищение невест. Сейчас многие наши граждане ошибаются, думая, что за похищение невесты им ничего не будет, что примирятся, слюбятся и т.п. и т.д. Из-за этого оказывается давление на родственников, на саму девушку, им грозят, их стыдят и т.п. При этом, если законодатель установит конкретную уголовную ответственность, определит данный вид правонарушения к тяжким преступлениям, никакие примирительные процедуры (отзыв заявления, примирение с потерпевшей стороной и т.п.) не позволят виновным лицам уйти от уголовной ответственности.

3. Введение данной нормы приведет к сокращению похищений невест, более конкретно защитит наших девушек от принудительных браков.

4. К сожалению, а может быть, и к счастью, в моей практике отсутствуют такие дела. Как мне известно, такого рода похищения часто происходят в южных регионах Казахстана, в сельской местности, в городе Астане такие факты мне неизвестны.

5. Нет, такие случаи мне не известны, так как кейсов с такими делами нет и не было.

6. По моему мнению, как мне известно, похищение невест в казахском народе практиковалось именно с целью избежания уплаты калыма, когда родственники против и т.п., но при этом с обязательным согласием невесты. Конечно, за такие похищения следовали все равно какие-то санкции в виде штрафов, тем более если эта девушка была ранее сосватана за другого человека.

7. Начнем с того, что кража невест нарушает права женщин на самоопределение, ограничивает их права и свободы. В результате кражи невесты, вступления с ней в принудительный брак ломается жизнь молодой девушки, ставится крест на ее будущем, не факт, что жизнь будет счастливой и прекрасной, ломаются мечты… С учетом этого похищение человека с целью вступления в брак - очень опасное для общества преступление. Считаю, что данный вид преступления возвращает наше общество в средневековье и мешает развитию Казахстана.

9. Как таковой, размер компенсации за данный вид преступления не предусмотрен в законодательстве Казахстана. Все зависит от уровня перенесенных страданий, морального вреда, материальных затрат и т.п. Все определяется в гражданском иске, подаваемом потерпевшей стороной к виновному лицу в рамках уголовного процесса.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!


В СМИ появилась новость о том, что адвокат Асель (Нурмахановна) Токаева предложила отразить в УК РК новый состав преступления - похищение с целью вступления в брак.

Тема похищения невест давно обсуждается в обществе, одни считают, что это дань традициям, другие уверены, что это мешает развитию Казахстана и подобное поведение невозможно в современном обществе.

В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz связался с адвокатами Жангельды Сулеймановым и Аманжолом Мухамедьяровым, чтобы узнать их позицию по поводу возможности применения нового состава преступления о похищении невест. Мнения юристов разделились.

Мы задали им 9 вопросов:

1. Поддерживаете ли вы идею создания отдельной статьи УК с меньшей мерой наказания за похищение невест?

2. К каким последствиям, на Ваш взгляд, могут привести нововведения – больше или меньше станет похищений?

3. Сможет ли принятие такой статьи защитить девушек от принудительных браков?

4. Сталкивались ли Вы лично с делами о похищении невест на своем профессиональном пути?

5. Известны ли вам случаи, когда по экономическим или другим соображениям родители невесты не противились или даже были в сговоре с похитителем, наказуема ли такая позиция родителей?

6. Считаете ли Вы, что запрет на похищение невест нарушает традиции казахского народа?

7. Мешает ли обычай кражи невест развитию Казахстана?

8. Как, на Ваш взгляд, уберечься девушке от похищения в качестве невесты и что ей предпринять, если она уже стала жертвой такого похищения?

9. Какую компенсацию от виновного может потребовать девушка, которая была похищена?

Жангельды СУЛЕЙМАНОВ, адвокат:

1. Касательно введения отдельной статьи за похищение невест я категорически против , потому что действующая статья 125 УК РК (похищение человека) полностью покрывает такие преступления в части их расследования и привлечения к ответственности. Абсурдная ситуация получится. Как будто бы невеста не является человеком. И уже сейчас есть хорошая практика, когда за такие похищения лица привлекались к уголовной ответственности, правда, не к реальному лишению свободы, а, как правило, к условному. Но это вызвано определенными традициями. Если же допустить, что будет особая еще статья, отдельная от похищения человека, то можно тогда дробить такую статью, как кража, например. Кража – это хищение предметов имущества, в мире существует 100 тысяч видов имущества, мы же не можем отдельно ввести за кражу мобильного телефона – одна статья, кража колбасы – другая статья, так можно до бесконечности. Поэтому еще раз хочу сказать, не надо ничего дробить, надо работать в рамках этой статьи.

2. Если введут такую отдельную статью, конечно, ситуация намного ухудшится. Но я уверен, что её не введут, поэтому мои рассуждения носят гипотетический характер. В случае введения данной нормы мы как бы даем право похищать невест. Там уже легче будет доказать, что похищение было с обоюдного согласия, что не было умысла на насильственное похищение. И это даст определенный всплеск таким преступлениям. Либо количество преступлений останется, но при этом суды и следственная прокуратура будут расследовать их более лояльно к тем, кто совершил данное преступление, поэтому эффект будет один – отрицательный.

3. Конечно, девушек нововведение не спасет. Проблема же не в том, что есть статья или нет, или не в том, что мера наказания суровая или нет. Проблема в другом: независимо от наличия статьи девушки будут похищаться. Есть определенная возможность защититься от уголовного преследования, если девушку похитят против её воли, даже если похитит тот человек, с которым она не знакома, все равно, тут есть несколько моментов. Вопрос стыда, совести родственников, возможно, она согласится под убеждением своих родственников, может быть, и по внутреннему убеждению: ладно похитили, такова моя судьба. И никоим образом наличие статьи никак не спасет таких девушек.

4. Я адвокат по экономическим делам, поэтому ко мне обращались один раз с такой просьбой, но я не смог вести это дело, потому что не занимаюсь такими делами. Мне самому не известны такие истории, но знаю, что проблема существует.

5. Согласно традиции если девушку украли, то она уже не может быть возвращена в родной дом. И здесь есть понятие "уят", всем стыдно, как мы будем дальше жить. Но здесь эгоизм родителей и родных, конечно. Ради каких-то сомнительных ценностей, своих личных, они жертвуют судьбой девушки, её жизнью. Выходит, им безразлична ценность дочери как личности, это вызвано еще и тем, что институт любви не развит в таких обществах, как наше. Наверное, потому, что мы не являемся либеральной страной, являемся более традиционной страной. Ценностью у нас является не сама личность, а больше оценка общества. К сожалению, это и порождает давление родственников, чтобы девушка осталась в семье похитителя.

6. Много традиций существует у народа, начиная от отрубания рук за вороство, превращения в раба за кражу, кровная месть, око за око и так далее. Мы же отказались от таких традиций, потому что они не соответствуют нормам права. Мы светское государство, у нас есть такое понятие, как принцип верховенства закона, у нас закон регулирует отношения. Нельзя ни в коем случае в угоду традициям нарушать законы. Наоборот, нужно при помощи закона бороться с дикими обычаями. К которым и относится похищение невест. Я всегда говорю: если вы любите традиции, то давайте быть последовательными, давайте либо все будем соблюдать, либо ни одной, а не выбирать те традиции, которые нам удобны.

7. Сама по себе кража невест не влияет на развитие Казахстана. Слишком небольшая статистика краж, вряд ли это может мешать нашему развитию. Мешает другое, эти кражи - элемент сознания нашего общества. Какое-то бескультурье, я считаю, даже мракобесие. Если взять общую характеристику, то есть традиционализм, полагаю, это мешает, надо избавляться от вредных традиций.

8. Чтобы уберечь девушек, во-первых, надо проводить работу просветительскую, что воровать невест - преступление. Второе, должен быть показательный процесс, если приговорят людей, конечно. Третье: обязательно родители должны играть эту роль. Но, к сожалению, многие родители у нас некультурные. Четвертое: надо быть осторожным, если есть какие-то угрозы со стороны похитетелей. Если кто-то преследует, надо сразу сообщить родителям или в полицию. Пятое: стараться не ходить по таким местам, где нет людей, очень редко похищения случаются в центре города. Необходимо чаще говорить о том, что за действия похитителя может быть уголовная ответственность до 12 лет, возможно, это многих отрезвит.

9. Существует институт компенсаций за причинение морального вреда. А к моральному вреду относится любой стыд, неудобство, любые психологические страдания. Размер компенсации различается, в мире, например, можно запросить и миллион долларов за такие действия, у нас, в силу того что это сложное преступление и мотивы не очень ясные, можно запросить от 500 тысяч до 3 миллионов тенге, и суд действительно может назначить такую сумму.

Аманжол МУХАМЕДЬЯРОВ, адвокат:

1. Мое мнение: необходимо случаи с похищением девушек с целью вступления в брак квалифицировать по отдельному составу (такие примеры есть в Кыргызстане и Узбекистане). Само по себе похищение человека - опасное преступление как для отдельно взятого человека, так и для общества. Вместе с тем, считаю, нужно конкретизировать и более узко квалифицировать действия лиц, похищающих невест, с определением специального квалифицирующего признака – с целью вступления в брак. Мое мнение, так же как и мнение некоторых моих коллег, не связано с целью смягчить наказание за подобные деяния. Нужно отделять обычное похищение человека от похищения с целью вступления в брак.

2. Считаю, что введение специальной нормы, устанавливающей уголовную ответственность за похищение человека с целью последующего вступления в брак, наоборот, сократит количество краж невест, общество поймет, что законодатель закрепил конкретную ответственность за похищение невест. Сейчас многие наши граждане ошибаются, думая, что за похищение невесты им ничего не будет, что примирятся, слюбятся и т.п. и т.д. Из-за этого оказывается давление на родственников, на саму девушку, им грозят, их стыдят и т.п. При этом, если законодатель установит конкретную уголовную ответственность, определит данный вид правонарушения к тяжким преступлениям, никакие примирительные процедуры (отзыв заявления, примирение с потерпевшей стороной и т.п.) не позволят виновным лицам уйти от уголовной ответственности.

3. Введение данной нормы приведет к сокращению похищений невест, более конкретно защитит наших девушек от принудительных браков.

4. К сожалению, а может быть, и к счастью, в моей практике отсутствуют такие дела. Как мне известно, такого рода похищения часто происходят в южных регионах Казахстана, в сельской местности, в городе Астане такие факты мне неизвестны.

5. Нет, такие случаи мне не известны, так как кейсов с такими делами нет и не было.

6. По моему мнению, как мне известно, похищение невест в казахском народе практиковалось именно с целью избежания уплаты калыма, когда родственники против и т.п., но при этом с обязательным согласием невесты. Конечно, за такие похищения следовали все равно какие-то санкции в виде штрафов, тем более если эта девушка была ранее сосватана за другого человека.

7. Начнем с того, что кража невест нарушает права женщин на самоопределение, ограничивает их права и свободы. В результате кражи невесты, вступления с ней в принудительный брак ломается жизнь молодой девушки, ставится крест на ее будущем, не факт, что жизнь будет счастливой и прекрасной, ломаются мечты… С учетом этого похищение человека с целью вступления в брак - очень опасное для общества преступление. Считаю, что данный вид преступления возвращает наше общество в средневековье и мешает развитию Казахстана.

9. Как таковой, размер компенсации за данный вид преступления не предусмотрен в законодательстве Казахстана. Все зависит от уровня перенесенных страданий, морального вреда, материальных затрат и т.п. Все определяется в гражданском иске, подаваемом потерпевшей стороной к виновному лицу в рамках уголовного процесса.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!

Читайте также: