Воровство как с этим бороться

Обновлено: 18.05.2024

У сотрудников компании стали пропадать дорогие вещи. В ходе служебного расследования выяснилось, что вор — ценный сотрудник. Как поступить директору? Случались ли такие эпизоды в вашей практике? Как можно предупредить воровство в компании?

Здесь не может быть компромиссов. Вне зависимости от того, какой это сотрудник, его придется уволить. Мой управленческий опыт показывает, что люди неисправимы. Если сотрудник один раз украл малое, спустя время он украдет и большое. За 20 лет руководящей работы я всякое повидал. Люди и колбасу в штанах выносили, и сыр в ведрах из-под майонеза домой утаскивали, в раздевалке у сотрудников шкафы вскрывали. Чего только не было. Но сейчас стали воровать намного меньше. Меняются поколения, меняется менталитет. В 90-е людям платили настолько мало, что воровство на работе было просто жизненной необходимостью. Даже в начале нулевых у сотрудников на подсознательном уровне было заложено, что ненормально возвращаться с работы, ничего не прихватив с собой. У современной молодежи, к счастью, такого нет. Потому что уровень зарплаты более-менее поднялся. Сейчас такие вещи идут из семьи, зависят от воспитания человека, его окружения.

Предупредить воровство в компании можно. Для этого изначально не нужно брать в штат воров, тщательнее отбирать людей. На собеседовании желательно задавать правильные вопросы, чтобы понять психологию человека. Важную роль играют рекомендации. Не нужно гнушаться тем, чтобы позвонить на предыдущую работу соискателя и выяснить всю информацию о нем. Если появится хотя бы малейшее подозрение, что человек не тот, лучше не нанимать. Я сам стал руководствоваться этими правилами, поэтому и случаи воровства у нас стали редкостью.

Тут даже думать не надо. В отставку — и все. К счастью, я с такими ситуациями не сталкивался. До сих пор попадались честные люди. Но случись подобное, ни на секунду бы не задумался, какой бы он ценный сотрудник ни был. В человеке в первую очередь важна порядочность и только потом — профессионализм. Вообще, воруют в тех коллективах, где есть зависть, какие-то недомолвки между коллегами. Поэтому воровство можно предупредить только добрым расположением внутри компании. В сплоченном коллективе подобного не может произойти в принципе.

Если такая ситуация случилась, поблажек быть не может. Даже если сотрудник ценный и с уникальными компетенциями. Необходимо расстаться в короткие сроки — компании такой нестабильный и даже опасный человек не нужен. К тому же, сохранив сотрудника после подобных нарушений, можно нанести драматический удар по корпоративной культуре. Коллектив будет дезориентирован, люди перестанут понимать, что есть хорошо, а что плохо.

Разумеется, лучше предупреждать такие ситуации, чем потом разбираться в них. Здесь поможет внимание к корпоративной культуре — дружеская атмосфера и доверительные отношения, которые обязательно нужно поддерживать. С другой стороны, некоторые меры предосторожности тоже не будут лишними. Например, индивидуальные тумбочки с замками и система видеонаблюдения. Они позволят избежать спорных ситуаций.

​Айдар Абдрафиков руководитель компании Solar

Сегодня этот человек своровал у коллег, завтра сворует у руководителя. Поэтому такие вещи надо обязательно пресекать. Для начала я бы провел воспитательную беседу с этим сотрудником. Не понял с первой попытки — значит, до свидания. Чтобы подобного не происходило в принципе, сотрудников нужно все время держать в рамках. В этом помогут четкие правила, где будет прописано, чем чревато для работника такое поведение.

Сначала нужно полностью доказать, что вор — именно ценный сотрудник. А уж если вина точно доказана, то следует его уволить. Предупредить воровство в компании невозможно. Единственное, что можно сделать, — тщательно фильтровать людей на стадии найма. Как вариант — обратиться к жестким мерам, установив видеонаблюдение. Но это проблему все равно не решит. На мой взгляд, времена воровства на работе уже давно в прошлом. Воруют обычно по привычке. Но в этом случае, скорее всего, объектом кражи станут не коллеги вора, а компания-работодатель.

​Игорь Жуков собственник компании ViolantA

В любом случае важно разобраться в ситуации, поговорить с этим сотрудником. И только по результатам разговора принимать какие-то меры. Здесь очень тяжело дать однозначный ответ, поскольку все индивидуально. В качестве профилактики я бы посоветовал установить систему видеонаблюдения в компании. Причем о наличии камер сотрудники обязательно должны знать. Чисто психологически это будет отпугивать.

​Лев Зограбян генеральный директор компании Aningo

Если этот сотрудник — лучший в своем отделе и знает об этом, его однозначно следует уволить, поскольку он уже верит в свою безнаказанность. Но если будет доказано, что это проявление болезни, нужно лечить человека всем коллективом. Пытаться найти выход из сложившейся ситуации. У человека могут быть реальные проблемы. В любом случае, возбуждать уголовное дело или нет, решать директору. В своей практике я сталкивался только с мелким воровством. В компании стали пропадать чай, кофе, конфеты, офисные расходники. Поначалу я не обращал на это внимания. Но спустя какое-то время поисками вора занялся уже коллектив. Правда, за руку поймать никого не получилось, потому что после публичной огласки все прекратилось.

Как бороться с воровством на предприятии

Мелкие кражи, средние или крупные хищения – все это на самом деле явления одного порядка, над искоренением и предотвращением которых нужно работать постоянно.

Но распространенное мнение о том, что человеческую природу не изменить, не должно сдерживать решившихся на борьбу с воровством. В этой же книге Тимур Горяев продолжает свою мысль следующим образом:

Варианты воровства и методы борьбы с ними

Давайте рассмотрим некоторые из видов противоправных действий персонала, попутно поняв, что позволяет им существовать, к каким последствиям это приводит и как с этим бороться.

Например, показательна в этом плане сфера транспортных услуг. До сих пор во многих компаниях, занимающихся грузоперевозками, считается нормальным, если водители сливают топливо, продавая его на стороне. Эта практика, устоявшаяся с советских времен, часто не встречает сопротивления – ведь это негласный источник заработка водителя, можно сказать, закрепленная надбавка. А если даже руководитель компании против, то он не всегда готов идти наперекор традициям, потому что велик риск вызвать недовольство сотрудников и спровоцировать саботаж.

Главная опасность такого положения дел состоит в том, что для сотрудника – с молчаливого согласия руководства – это становится так называемым KPI его работы. Он каждый месяц обдумывает, как еще можно увеличить объем краденного. В итоге половина затрат компании на топливо может оседать в карманах работников.

Живейший пример из нашего недавнего опыта

На одном предприятии сливали топливо на 500 тыс. рублей ежемесячно. Без оглядки на укоренившуюся практику руководство все же внедрило систему контроля. В итоге за счет ликвидации воровства и повышения дисциплины персонала компании удалось сократить топливные расходы на 50%.

Частично отследить такие махинации может помочь специальное программное обеспечение SIEM-класса (SIEM – это объединение двух терминов, обозначающих область применения ПО: SIM – управление информационной безопасностью и SEM – управление событиями безопасности. Технология SIEM обеспечивает анализ в реальном времени событий безопасности, исходящих от сетевых устройств и приложений).

Как полностью оградить бизнес от воровства

Для того, чтобы избежать повторения перечисленных ситуаций или же пресечь на корню их появление там, где подобное, к счастью, еще не происходило, требуется основывать свою работу на следующих принципах и правилах:

  • Независимо от характера и степени хищений, воровство остается воровством. Всем сотрудникам должно быть сказано о нетерпимости к любым кражам и махинациям. Нельзя даже допускать мысли о том, что это в том или ином виде возможно. Иначе воровство станет постепенно частью системы.
  • Собственники и руководители не должны бояться устанавливать жесткие правила игры в своих компаниях. Несмотря на возможное противодействие со стороны персонала, необходимо развивать кадровую и экономическую безопасность, внедрять системы учета и контроля, в том числе для удаленного мониторинга рабочих процессов. Например, для контроля корпоративного автопарка стоит установить систему мониторинга транспорта и контроля расхода топлива.
  • Противодействие воровству должно стать частью корпоративной культуры компаний. Стремление работать честно без корыстных побуждений нужно доносить до коллектива в качестве одной из главных ценностей.

Если вы поставите себе целью ликвидировать воровство как данность и будете постоянно напоминать об этом себе и своим сотрудникам, то вы с высокой вероятностью сможете сформировать команду, где каждый думает о том, как увеличить зарплату с помощью своего труда, а не как изобрести новый способ поживиться.

Оставить заявку на бесплатное 30-ти дневное тестирование системы мониторинга транспорта можно здесь

krazha_MILOSERDIE2

Я сидела в кафе. Сумку повесила на спинку стула. Собралась уходить, хотела расплатиться, повернулась – сумки нет. Сначала не поняла ничего. Потом поняла: украли. Сумку, где: деньги, мобильник, ключ от квартиры.

Из кафе отпустили с неоплаченным счетом. Извинились, сказали, что могу написать, конечно, заявление на имя руководства. Мне было не до того. Я шла по улице в неизвестном направлении. Первой мыслью было: позвонить другу! Руки потянулись открыть сумку, достать мобильник – и опустились. Мобильника-то нет!

Мысль вторая: попросить добрых людей позвонить с их мобильника! Ура! Стала искать в толпе доброе лицо…, но – ведь номера не знаю, ни одного мобильного номера, даже маминого!

Мысль третья: скорее домой! В метро тетеньку попросить пропустить без денег, поверить на слово, добраться до дома. но – мысль четвертая – ключей-то нет!

И тут я впервые в жизни почувствовала себя бомжом. Совершенно беспомощным человеком без всего: без дома, без денег, без связи. Опыт настолько сильный, что все помню до сих пор.

Когда я добралась до мамы (она живет за городом, надо на электричке ехать), она начала: как так – украли? Как можно было так повесить сумку, ведь ты взрослый человек! Как можно быть такой вороной? Я говорю: мам, мне так плохо! А она: сама виновата!

Отвечает психолог Антон Сорин, доцент кафедры психологии МГУ, кандидат психологических наук.

– Ну, украли (сумку с кошельком, мобильником, ключом от квартиры – рассмотрим вариант средней степени тяжести), но ведь сам жив-здоров остался. Почему это не утешает? Почему так остро чувствуешь себя (у кого крали – знает) лично оскорбленным со всеми вытекающими? Ведь это же просто вещи.

Поэтому любое посягательство на эти вещи вызывает очень острую, болезненную реакцию. Это попытка ограничить нашу возможность контактировать с реальностью, доверять миру (который внезапно оказался небезопасным местом), устанавливать с ним отношения.


Кто-то извне насильно вторгается в наше суверенное личное пространство и наносит нам ущерб. С этой точки зрения воровство сродни изнасилованию.

Человек ощущает свою беспомощность, а это непростое испытание для психики. Ведь находиться в состоянии покоя можно, лишь контролируя реальность в возможных пределах, а в случае воровства – контроль утерян, тебя насильно ставят в новые жизненные обстоятельства.

Как нам кажется, агрессия – это способ вновь вернуть себе контроль над ситуацией. И, как ни странно это звучит, нередко эта агрессия не на вора, а… на самого себя.

Снова и снова переживаем мы ситуацию до ограбления, упрекая себя в том, что не подстелили соломки.

В какой-то мере такое самообвинение заложено в нас с детства – родителями, учителями, обществом. Нас всех учили, что ответственность за то, что с нами происходит, за наши ошибки и промахи, целиком и полностью лежит на нас. Ребенок с рождения слышит, что если он не справляется с ситуацией, то единственная тому причина – он сам: он недостаточно умен, недостаточно упорен и настойчив и так далее.

И это сопровождает нас всю жизнь. Тебя обокрали – это ты дурак, надо было глядеть в оба. Тебя бьет муж – сама такого выбирала. Изнасиловали – значит, спровоцировала. Что бы с тобой ни случилось, ты сам виноват – это хорошо транслируемая и привычная социальная норма.


– Как перестать думать о потерях? Как успокоиться, выйти из бесконечного круга мыслей: столько денег! Можно было бы потратить их на то, на се. А мобильник, опять покупать новый. Как прийти в себя, успокоиться?

– Плохие мысли нужно победить хорошими мыслями: постарайтесь найти в происшедшем хотя бы каплю позитива. Вообще не пренебрегайте самоутешением в сложный для вас период.

Украли мобильник? Это повод купить новый, удобней прежнего. Или у ваших близких решилась проблема: что вам подарить в день рождения. Пропали контакты? В наш век социальных сетей эта потеря может быть хотя бы частично восполнена, а заодно появится повод познакомиться с сервисами хранения данных.

Не переживайте в одиночестве. Почти любое горе (кража уж точно) пройдет быстрее, если поделиться им с окружающими: пожаловаться, рассказать, как вам обидно и плохо, как вы возмущены, как вы не ожидали, как с вами это первый (второй, энный..) раз это случилось. Люди, даже не близко знакомые, могут и посочувствовать, и подсказать пути выхода, если ситуация достаточно сложная.

При этом важно помнить: кража – это наша потеря контроля над миром, а потеря контроля ведет к тревожности и агрессии.

Постарайтесь не излить эту агрессию на ближних, они ни в чем не виноваты.

Не превращайте жалобу в бесконечное нытье. Это очень скоро убьет всякое сочувствие к вам. Жалуйтесь, но зацикливайтесь на этой роли.

Отмечайте то хорошее, пусть и неочевидное, что принесло случившееся в вашу жизнь. Будете стараться – обязательно заметите. Может быть, узнав о краже, вам предложил помощь человек, от которого вы этого никак не ожидали? Или просто так тепло посочувствовал, что вы убедились – а он хорошо к вам относится! Или многолетний друг подтвердил надежность дружбы, без вопросов одолжив вам нужную сумму? А может быть, вы узнали, сколько вообще человек сочувствует вам в такой неприятной ситуации? Может, вы почувствовали, как вас любят в семье? Или вы поняли, что в сложной ситуации способны держать удар?

– Как понять – обращаться в милицию или нет? Понятно, если кража крупная – обращаться, а если в масштабах сумки? Ведь на обращение в милицию тоже нужны силы, а человек и так расстроен.

Но когда вы попереживали и сделали все, что могли, или, например, не стали ничего делать – обращаться в полицию (тут каждый исходит из своих ресурсов), важно принять ситуацию, примириться с ней. Она уже произошла. Не в вашей власти изменить прошлое.

Если вы попереживали, вас утешили, а вы все равно не успокаиваетесь, может, вещи стали занимать слишком большую часть вашей жизни? И это вам сверху намекают на переориентацию ценностей? Это – тема для размышлений.

А критерием примиренности в нашем случае будет согласие на потерю постфактум.

– Если обокрали члена семьи, ребенка, друга, коллегу, – как правильно реагировать? Часто люди хотят утешить, а получается только хуже.

Задним умом все крепки, толку от подобных нравоучений никакого, а человеку и без того плохо, разве можно его добивать?

После такого на доверительные отношения рассчитывать не приходится. А самому пострадавшему я бы в такой ситуации порекомендовал прервать разговор и просто уйти, потому что собеседник явно не способен правильно оценить ситуацию.


Чаще всего ругать начинают самые близкие: родители – детей, дети – пожилых родителей, супруги – супругов. Понятно, что если пострадал член вашей семьи – пострадали (в том числе материально) и вы сами. Естественен ваш гнев. Но подумайте: ругая, вы просто выплескиваете свой гнев наружу, освобождаетесь от негатива. Вам становится легче. А вашему близкому, который уже пострадал и сам переживает (как бы он не держался) – еще тяжелее.

Если вы добрый и хотите подбодрить человека, то и здесь есть несколько вещей, которых делать не следует:

– Рискованно вместе с ним искать положительные моменты в том, что кража случилась. Ну разве что обокраденный вас об этом попросит и вы поймете, что он способен отнестись к таким разговорам с долей юмора. В противном случае это может быть принято за насмешку и обесценивание случившегося. Человек может обозлиться: мол, ты не в моей шкуре, легко тебе сочинять всякую ерунду.

– Обязательно надо сказать, что обокраденный ни в чем не виноват. Преступление совершил вор, а не он. Если это уместно, можно и нужно предложить помощь. Можно предложить ему совершить какие-то конкретные действия – например, сходить в полицию, написать заявление. Главное – чтобы человек чувствовал, что вы не считаете случившееся ерундой и понимаете его переживание.

Только не увлекайтесь ролью жилетки, чтобы у обокраденного не было соблазна превратиться в вечно ноющую жертву.

Постскриптум от редакции:

«Когда обворуют, то не надо скорбеть, а представить, что дали милостыню, и Господь вернет в десять раз больше. — Прп. Иосиф Оптинский

Рисунки Дмитрия Петрова

Читайте также: