Водитель наземного транспорта кто это

Обновлено: 02.07.2024

Я и раньше знал, что работа водителя автобуса (да и троллейбуса и трамвая) не сахар. Ранние подъёмы, поздние приходы, постоянные стрессовые ситуации - недовольные пассажиры, неисправная техника, жёсткая обстановка за рулём. Регулярные проверки, ревизоры, штрафы, и ответственность за всё. Да это просто святые люди, что за такие копейки на такое идут!

Оказывается, нет. Я просто вообще не представлял насколько глубоко всё запущено. Это не маршруткоконтора города Усть-Пердюйска. Это не полуобанкротившееся ПАТП депрессивного облцентра. Это "Мосгортранс" - транспортное предприятие столицы страны, самого богатого города России! Тут не какая-то специальная чернуха, просто заметки бывшего водителя, транспортного фаната в прошлом, который с детства мечтал водить автобус. Итак, поехали.



1. Водители сами вынуждены ремонтировать свои автобусы.
В нормальных парках за выпуск исправной техники отвечает штат механиков. В МГТ формально тоже. Но по факту, им на всё плевать, водитель сталкивается с проблемами один на один. Хочешь работать - ковыряйся в промасленных железяках сам! Порой ещё и запчасти за свои деньги надо покупать.

Мало того, что у водителя постоянные переработки, так он ещё вынужден выполнять чужую работу, причём бесплатно.

2. Формально оплачиваемая смена - 12-14 часов. Но в неё входит только перегонка автобуса до парка и 30 минут на мойку, заправку, медосмотр и прочие формальности. По факту же очереди на заправку и мойку могут растянуться на 1-2 часа, за которые водителю уже никто не платит.

Подъезжаю к парку в 21.50 и вижу, что очередь на заправку растянулась с улицы. В 22.30 выезжаю с заправки и встаю в очередь на мойку. В 23.25 прохожу мойку и гоню автобус на смотровую яму. В 23.50 прохожу послерейсовый медицинский осмотр, сдаю выручку за проданные билеты в отдел сборов. Прикидываю: на работу я прибыл в 5.50 утра, а уезжаю с неё в 0.10.

3. Вполне логично, что после 14-(а по факту - 18)часовой смены человеку нужен отдых и сон. Особенно, если он работает за рулём, особенно если он возит людей. Но нет!

В 4.00 звонит будильник, с дикой головной болью и трясучкой в теле встаю и иду умываться. Руки с трудом слушаются. Наливаю кофе в термос, беру с вечера подготовленные бутерброды. В 4.25 выезжаю на работу, сажусь в машину. Такое чувство, что мотор не успел остыть. В 4.50 прибываю в парк, как обычно ставлю машину, прихожу в диспетчерскую, получаю документы, прохожу медика.

4. Выходные назначаются произвольно и в самый последний момент. Водитель может не знать до конца смены будет ли следующий день рабочим или можно будет отдохнуть. Личная жизнь и свои дела водителю не полагаются. Спланировать ничего с таким хаотичным графиком невозможно.

* * *
Абсолютно хаотичный, бессистемный и убийственный график работы;

С момента выезда из парка, до момента заезда проходит от пятнадцати до восемнадцати часов. Хорошо если на следующий день поставят выходной, а если нет?! Не каждый человек способен столько работать. Да и оплата труда при таких условиях совершенно несоизмерима с затраченными усилиями. Нет системного графика, 5/2, 2/2, 1/1… Вопрос выходного всегда открыт. Нет возможности что-то запланировать, ибо не известно выходной это будет день, или рабочий. Выходной, как правило, всегда один. За два года работы, по пальцам одной руки могу пересчитать, когда я отдыхал два дня подряд. Даже отработав два или три дня подряд по пятнадцать – восемнадцать часов все равно дадут один выходной, который весь пройдет в дремоте, а потом все заново.

В 23.10 встаю в очередь на заправку. В 23.40 выезжаю с заправки и встаю в очередь на мойку. Пока стоял в очереди на мойку, успел сбегать в диспетчерскую и посмотреть наряд. Завтра выходной, УРА! В 00.15 выезжаю с мойки, ставлю автобус, сдаю документы механику колонны. Прохожу, медицинский осмотр, сдаю выручку за билеты и в 00.45 уезжаю домой. Прихожу домой в 01.10, принимаю душ и без сил обрушаюсь на кровать.

И о переработках!

5. Даже в выходной(!) приходится ходить в парк, чтобы узнать о наряде и маршруте на следующий день. И это в наш 21-й век.

После практически двух суток работы, проснулся я около 11 утра. Позавтракал, прибрался дома, сходил в магазин. На часах уже 15.00, решил немного отдохнуть и посмотреть какой-нибудь фильм, и заснул. На часах 17.30, нужно ехать в парк смотреть наряд. Нарядчица работает до 17.00 и раньше, чем она уйдет домой наряд увидеть нельзя, ибо он может просто измениться. Раньше наряд фотографировали и рассылали в группу нашей колонны по Ватс Апу, но сейчас это дело как-то заглохло, каждый сам за себя.

Отработал сутки, двое, а то и трое. Дают выходной, весь день проспал и ничего не успел. Организм толком не восстановился. Посмотрел в парке наряд, а вот выходной и прошел.

Разумеется, бесследно такое не проходит.

Ещё есть хороший ютуб-канал Реальный Мосгортранс. Бывший водитель 19 автобусного парка хорошо показывает все реалии и ньюансы работы водителем. Вот, например, его беседа с заместителем парка Качалой И., где последний признаётся какая жесть с запчастями и недовыпуском в Мосгортрансе. Или немного о буднях на неисправных автобусах и взаимодействии водителей и механиков (осторожно, ненормативная лексика).

Вот, это всё, чтобы вы понимали, какое дно сейчас "Мосгортранс", кто вас везёт в автобусе и в каком состоянии.

Во-многом, ситуация, конечно, доведена до такого именно из-за снятия троллейбусов, маршруты которых легли на плечи автобусников. Парков больше не стало, водителей тоже, слесарей - тем более. При выросшей нагрузке водителям приходится работать сверхурочно.

Не факт, конечно, что без ликвидации троллейбуса в автобусных парка было бы всё легко с работой. Но очевидно, что дальше будет только хуже - больше моек и заправок больше не становится, равно как и водителей. А маршрутов им всё больше и больше передают. Так что подумайте, следующий раз, точно ли безопасно ехать на таком автобусе с неспавшим очередные сутки водителем.


— устройство и правила технической эксплуатации маршрутного такси, технические характеристики автобуса, нормы расхода топливно-смазочных материалов, запасных частей, принцип работы основных агрегатов и систем автобуса, способы определения и устранения неисправностей; — правила дорожного движения;

— схему маршрута, особенности и опасные участки маршрута;

— порядок вызова техпомощи, подачи заявки на ремонт и оформления возврата маршрутного такси в парк по техническим отказам;

— порядок работы с микрофоном, перечень обязательных объявлений;

— действующие формы оплаты проезда в наземном городском пассажирском транспорте общего пользования;

— способы связи с оперативным персоналом службы движения и работниками парка;

— порядок оформления путевых листов, билетно-учётных документов;

— особенности эксплуатации маршрутного такси в осенне-зимних условиях;

— памятку водителя транспортного средства по предупреждению террористических актов на подвижном составе;

— влияние погодных условий на безопасность вождения транспортного средства;

— способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

— сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра;

— основы трудового законодательства;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

— правила пользования средствами индивидуальной защиты;

— приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.

Водитель имеет право:

— На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии;

— Отказаться от выезда из автобусного парка или приёмки автобуса на линии, если его техническое состояние не соответствует правилам технической эксплуатации автобуса и не обеспечены безопасные условия труда, при подтверждении технической неисправности мастером ОТК, работником технической помощи или механиком колонны;

— Ограничивать вход пассажиров в маршрутного такси в зависимости от его наполнения (предупреждением по микрофону, закрытием дверей);

— При ухудшении условий движения (туман, дождь, снегопад, гололед) ставить вопрос перед диспетчером конечной станции, регулирующим маршрут об изменении режима движения;

— Прекратить движение маршрутного такси в случаях, предусмотренных правилами дорожного движения;

— Требовать своевременного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортного средства и не выходить на линию при отсутствии оплаченного полиса ОСАГО;

— Передавать управление маршрутного такси только сменщику, а также закрепленному за ним стажеру, указанному в путевом листе, слесарю технической помощи при буксировке автобуса, наставнику-водителю (при наличии у них удостоверения на право управления автобусом);

— Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности;

— Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы;

— Повышать свою профессиональную квалификацию.

Водитель несет ответственность:

— За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации;

— За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

— За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

девушка водитель за рулем

Водитель – это человек, который профессионально управляет грузовым, легковым, специальным или пассажирским транспортным средством.

Кроме своих непосредственных обязанностей он может исполнять и другие: охранника, экспедитора, инструктора, курьера и т.д.

Находясь за рулем, водитель несет ответственность не только за себя, но и за жизнь других людей: пассажиров, пешеходов.

СОДЕРЖАНИЕ:

История профессии

Профессия водитель в современном ее понимании появилась одновременно с автомобилями. В то время садиться за руль механического коня решались далеко не все, поэтому машинам управляли специально обученные люди.

Особенности профессии

Профессия водителя очень востребована. Профессионалы требуются практически везде: общественный транспорт, медицина, строительство, грузоперевозки, торговля и прочее.

Если люди, получающие удовольствие от вождения, именно им подходит работа водителем. Других же могут отпугнуть минусы профессии. Водителю приходится проводить много времени сидя в одной позе, что приводит к профессиональным заболеваниям. Условия работы бывают сложными: туман, гололед, ливень, снегопад, зной, плохие или опасные дороги. Нередко в пути требуется самостоятельно ремонтировать авто в экстремальных условиях.

Если работа связана с поездками на дальние расстояния, то приходится ночевать прямо в кабине.

К достоинствам профессии можно отнести возможность путешествовать. Часто водитель долгое время едет один, для экстравертов это может быть нелегко.

Обязанности

Профессия водитель подразумевает работу не только в салоне автомобиля, но и в гараже. Перед выездом необходимо проверить исправность авто, наличие масла и бензина. После окончания рабочего дня следует выполнить минимальное техобслуживание: осмотр, мойка, смазка и т.д.

В пути водитель оценивает ситуацию на дороге, принимает решения о дальнейших действиях: выполнить маневр, изменить маршрут и т.д.

Важные качества

Работа водителем требует:

  • внимательности;
  • умения быстро переключаться;
  • концентрироваться на дороге;
  • оценивать ситуацию и мгновенно принимать решения в стрессовой ситуации.

Также требуются:

  • отличный глазомер;
  • пространственное мышление;
  • быстрая реакция;
  • умение ориентироваться на местности;
  • выносливость;
  • хорошая память.

Нелишними будут уверенность в себе, выносливость, эмоциональная стабильность, терпение, ответственность.

Большое значение имеет и состояние здоровья, при некоторых заболеваниях управление авто категорически запрещено.

Навыки и знания

Водитель обязан знать правила дорожного движения и поведения на дороге. От него требуются знания устройства автомобиля, способность устранить простую поломку, оказать первую медицинскую помощь.

Перспективы и карьера

Водитель – это профессия, не предполагающая карьерного роста. Но имея большой стаж работы, рекомендации и обладая определёнными личностными качествами можно устроиться на хорошо оплачиваемую должность.

Многие водители предпочитают работать на себя, занимаясь частным извозом, организуя собственное дело в сфере перевозок или открыв курсы по вождению. Нередко водители становятся инструкторами.

При желании и соответствующим опытом можно стать дальнобойщиком.

Обучение

Водителю необходимо образование. Получить водительские права можно окончив автокурсы или образовательные учреждения (колледж, училище, техникум).

После обучения водителю присваивается категория, в зависимости от которой он имеет право управлять тем или иным типом транспорта. Получить права более высокой категории можно только после успешной сдачи экзамена. Для устройства на работу необходим немалый практический опыт вождения.

Аватар пользователя lisa_natah

У нас автотранспортное предприятие. Занимается междугородными и городскими перевозками. В штатном расписании водитель именуется "водитель автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах". Нименование такой должности позволяет водителям оформить досрочную пенсию. Однако, в квалификационном справочнике такой должности нет. Нужно ли нам переименовывать должность на "водитель автомобиля"? И еще такой момент: при проведении спецоценки в карте спецоценки написано "водитель автомобиля". Должны ли наименования должностей в штатном расписании и карте спецоценки быть одинаковыми?

Нужно ли нам переименовывать должность на "водитель автомобиля"? И еще такой момент: при проведении спецоценки в карте спецоценки написано "водитель автомобиля". Должны ли наименования должностей в штатном расписании и карте спецоценки быть одинаковыми?

Да. Да. То, что водитель автомобиля водил именно автобусы и именно на регулярных городских пассажирских маршрутах, можно увидеть из их экземпляров трудовых договоров, кои они потом могут предъявить в ПФР.

"Водитель автомобиля
4-й разряд
Характеристика работ. Управление легковыми автомобилями всех типов, грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью до 10 тонн (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной до 7 метров. Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим оборудованием специализированных автомобилей. Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возвращении в автохозяйство. Подача автомобилей под погрузку и разгрузку грузов и контроль за погрузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля. Устранение возникших во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов. Объявление водителем автобуса остановочных пунктов и порядка оплаты проезда с использованием радиоустановки, установка компостеров, продажа абонементных книжек на остановочных пунктах. Оформление путевых документов.
Должен знать: назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей; правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей; причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля; порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках; правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин; правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта; правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов; влияния погодных условий на безопасность вождения автомобиля; способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий; устройство радиоустановки и компостеров; правила подачи автобусов под посадку и высадку пассажиров; порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях; правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автомобиля.

Водитель автомобиля
5-й разряд
Характеристика работ. Управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 10 до 40 тонн (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной 7-12 метров, а также управление автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, дающими право на преимущество при движении на дорогах. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.
Должен знать: назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей; признаки, причины, способы определения и устранения неисправностей; объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию автомобиля; способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей; особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях; способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей; правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях; особенности организации междугородных перевозок.

Водитель автомобиля
6-й разряд
Характеристика работ. Управление пожарными автомобилями и автомобилями скорой помощи, а также грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 40 тонн (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной свыше 12 до 15 метров.
Должен знать: влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок; способы обеспечения высокопроизводительного и экономичного использования автомобилей; основные технико-эксплуатационные качества обслуживаемых автомобилей и их влияние на безопасность движения.
При управлении автобусами габаритной длиной свыше 15 метров - 7-й разряд.

Примечание. На один разряд выше тарифицируются водители автомобилей в случаях:
- работы на 2-3 видах автомобилей (легковом, грузовом, автобусе и т.п.);
- выполнения всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля при отсутствии на предприятии, в организации, учреждении специализированной службы технического обслуживания автомобилей."

Аватар пользователя Туристка

Если речь идет о льготной пенсии, то я порекомендовала бы Вам сначала уточнить в ПФР. У них есть свой список и профстандарты и проч. им глубоко безразличны. Если Вы необдуманно переименуете должность, то люди потеряют право на льготную пенсию.

Аха, а потом придет ГИТ, которой важно трудовое законодательство и глубоко наплевать на ПФР, и наложит на работодателя штраф по 5.27 КоАП . :). ТК РФ категорически приемлет только "водителя автомобиля" и никого другого - ибо работа связана с наличием льгот и ограничений, поэтому наименование должности должно также категорически соответствовать ЕКС/профстандарту.

Аватар пользователя Туристка

Льготы и ограничения налагаются уже не ТК РФ, а другими НПА, в которых и нужно уточнить название должности. А если работник, который до этого был уверен, что выйдет на пенсию досрочно, узнает, что после ретивого переименования он этого права лишился, пойдет в суд, то мало тоже не покажется. У нас как обычно, приняли один законопроект, не проверив предварительно, как он согласуется с другими. Но если исходить из позиции "как лучше работнику", то мне кажется, что сохранение льгот по спискам важнее, чем профстандарты. И если они противоречат другим законодательным актам, то пусть проверяющий ГИТ объяснит, как именно надо поступить, если льготы предоставляются по одной должности, а профстандарт требует переименования в другую.

Льготы и ограничения налагаются уже не ТК РФ, а другими НПА, в которых и нужно уточнить название должности.

:)) Эмм.. Точчно? А вы с главой 51 ТК РФ знакомы, приходилось читать?

А если работник, который до этого был уверен, что выйдет на пенсию досрочно, узнает, что после ретивого переименования он этого права лишился,

Ваша уверенность в том, что он чего-то лишился, превосходит всякие пределы. Есть официальный ответ ПФР, есть надежный источник, коий шепнул вам что-то на ухо?

пойдет в суд, то мало тоже не покажется.

Работодателю, соблюдающему трудовое законодательство, ничего страшного от суда (ГИТ, ПФР) не прилетит, не надо пугать никого.

У нас как обычно, приняли один законопроект, не проверив предварительно, как он согласуется с другими. Но если исходить из позиции "как лучше работнику", то мне кажется, что сохранение льгот по спискам важнее, чем профстандарты.

То, что так кажется вам, совершенно не означает, что так кажется закону и ГИТ (ну а заодно и работодателю, коего за переименование ПФР оштрафовать не может, а вот за непереименование ГИТ - запросто. И неоднократно - до тех пор пока не переименует).

И если они противоречат другим законодательным актам, то пусть проверяющий ГИТ объяснит, как именно надо поступить, если льготы предоставляются по одной должности, а профстандарт требует переименования в другую.

Объяснять будет ПФР, а не ГИТ, и делать он это будет примерно вот таким способом:

"Информационное письмо Минтруда РФ и ПФР
от 2 августа 2000 г. N 3073-17/06-27/7017

В Минтруд России и Пенсионный фонд Российской Федерации от территориальных органов пенсионной службы и различных организаций поступают запросы о праве на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 (раздел XXXIII) рабочих, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками.
По действующему законодательству правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по разделу XXXIII Списка N 2 пользуются электрогазосварщики, которые в соответствии с ЕТКС (выпуск 2) выполняют работы по дуговой и газовой сварке (резке) металла и металлических изделий.
Как показывает практика, на многих предприятиях рабочие, выполняющие указанные работы, по трудовым документам ошибочно значатся газоэлектросварщиками. Неточная запись в трудовых книжках вызывает у органов пенсионной службы определенные трудности при решении вопросов о льготном пенсионном обеспечении этих рабочих.
"Электрогазосварщик" и "Газоэлектросварщик" - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 (раздел XXXIII) как электрогазосварщики, т.е. при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.

Заместитель руководителя Департамента
по вопросам пенсионного обеспечения
Министерства труда и социального развития РФ А.С.Назаров

Начальник Управления пенсионного обеспечения
Исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ А.Д.Скворцов".

Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 01.01.2015 регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ). Перечень лиц, которым назначается страховая пенсия по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста (ст. 8 Закона N 400-ФЗ), приведен в ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ.
Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона N 400-ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если мужчины проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Закона N 400-ФЗ, на один год за каждые два с половиной года такой работы.
Как следует из пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (далее - Список N 2).
Согласно разделу XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено электрогазосварщикам, занятым на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (позиция 23200000-19756), электросварщикам на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905, 23200000-19906).
По смыслу приведенных норм, основным условием назначения досрочной страховой пенсии по старости по Списку N 2 газоэлектросварщикам*(1) являются характер и условия выполняемой работы, то есть занятость на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности. Поэтому несоответствие наименования профессии или должности Списку N 2 само по себе не может умалять право гражданина на льготное пенсионное обеспечение при наличии доказательств, что он выполнял аналогичную работу в тяжелых условиях труда. Конечно, в подобном случае существует риск того, что территориальный орган ПФР по формальным признакам откажет гражданину во включении периода работы по профессии, не поименованной в Списке N 2, в стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости. Однако суды такой подход чиновников не поддерживают и при документальном подтверждении занятости в течение полного рабочего дня на этих видах работ обязывают территориальные органы ПФР включить периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, даже если должность работника именуется иначе, чем в Списке N 2, мотивируя это тем, что разница в наименовании должностей в трудовой книжке (иных документах) и Списке N 2 при отсутствии вины самого работника не должна препятствовать полной реализации пенсионных прав гражданина (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28.07.2015 по делу N 33-7128/2015; решение Юстинского районного суда Республики Калмыкия от 31.07.2015 по делу N 2-245/2015, решение Котельничского районного суда Кировской области от 21.09.2015 по делу N 2-790/2015, решение Чеховского городского суда Московской области от 24.03.2016 по делу N 2-1185/2016).
Ну и так, вдогонку, дабы укрепить вас в мысли, что даже если ПФР расстроится, то суды ничего ужасного в действиях работодателя не увидят, и погладят по голове:

"Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 01.01.2015 регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ). Перечень лиц, которым назначается страховая пенсия по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста (ст. 8 Закона N 400-ФЗ), приведен в ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ.
Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона N 400-ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если мужчины проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Закона N 400-ФЗ, на один год за каждые два с половиной года такой работы.
Как следует из пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (далее - Список N 2).
Согласно разделу XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено электрогазосварщикам, занятым на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (позиция 23200000-19756), электросварщикам на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905, 23200000-19906).
По смыслу приведенных норм, основным условием назначения досрочной страховой пенсии по старости по Списку N 2 газоэлектросварщикам являются характер и условия выполняемой работы, то есть занятость на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности. Поэтому несоответствие наименования профессии или должности Списку N 2 само по себе не может умалять право гражданина на льготное пенсионное обеспечение при наличии доказательств, что он выполнял аналогичную работу в тяжелых условиях труда. Конечно, в подобном случае существует риск того, что территориальный орган ПФР по формальным признакам откажет гражданину во включении периода работы по профессии, не поименованной в Списке N 2, в стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости. Однако суды такой подход чиновников не поддерживают и при документальном подтверждении занятости в течение полного рабочего дня на этих видах работ обязывают территориальные органы ПФР включить периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, даже если должность работника именуется иначе, чем в Списке N 2, мотивируя это тем, что разница в наименовании должностей в трудовой книжке (иных документах) и Списке N 2 при отсутствии вины самого работника не должна препятствовать полной реализации пенсионных прав гражданина (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28.07.2015 по делу N 33-7128/2015; решение Юстинского районного суда Республики Калмыкия от 31.07.2015 по делу N 2-245/2015, решение Котельничского районного суда Кировской области от 21.09.2015 по делу N 2-790/2015, решение Чеховского городского суда Московской области от 24.03.2016 по делу N 2-1185/2016)." (с) из ответа Правового консалтинга ГАРАНТ от 08.06.2016 г.

Транспортный диспетчер играет роль связующего звена в работе транспортной компании. Основная масса работы связана с распределением транспорта по заявкам, а также решением вопросов и проблем, возникающих в ходе движения транспортных средств. Основным организационным документом, регламентирующим работу транспортного диспетчера, является его должностная инструкция.

К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:

В рамках штатного расписания диспетчер входит в категорию специалистов. На должность его назначает директор компании своим приказом.

Диспетчер находится в непосредственном подчинении начальника гаража, главного инженера и старшего механика.

Основная задача диспетчера транспортной компании – качественная организация работы транспорта и водителей на линии, а также контроль над соблюдением маршрутов и в целом за ходом перевозочных работ. В рамках данной задачи транспортный диспетчер выполняет огромный перечень функций.

1.Осуществляет работу с водителями и взаимодействие с другим персоналом компании или автопарка:

— организовывает работу водителей;

— контролирует работу диспетчерских пунктов на линии;

— проводит инструктажи с водителями по вопросам перевозок и особенностях маршрутов.

2. Занимается организацией грузоперевозок:

— поддерживает и организовывает связи с клиентами компании по вопросам перевозок и организации маршрутов;

— осуществляет контроль за автовокзалами и автостанциями с целью качественного и оперативного управления маршрутами;

— контролирует и не допускает простоя транспортных средств;

— контролирует графики движения и расписание, при необходимости оперативно перераспределяет транспорт при изменении интенсивности пассажиропотоков;

— осуществляет организацию специальных и дополнительных рейсов;

— оперативно урегулирует конфликты и проблемные ситуации на маршрутах, не допуская сбоя транспортных потоков, а также принимает своевременные и эффективные меры по их устранению;

— ведет учет выполненных перевозок, а также осуществляет своевременный контроль за ходом грузоперевозок;

— контролирует работы по разгрузке и загрузке транспорта, а также за техническим состоянием подъездных дорог;

— контролирует вопросы обеспечения безопасности перевозок;

— информирует руководство о случаях заболеваний водителей и персонала, случаях травматизма и выхода из строя транспортных средств;

— работает с автоматизированными системами и устройствами по контролю грузоперевозок.

Диспетчер для четкого исполнения своих обязанностей должен вести следующую документацию:

— расчеты технико-эксплуатационных характеристик;

— журнал регистрации заявок и заданий по грузоперевозкам;

— журнал происшествий, а также составляет рапорта и оперативные сводки и произошедших аварий, происшествий, произошедших в течение смены;

— проверяет правильность оформления маршрутных листов, а также документов по исполненным перевозкам;

— журнал учета и движения путевых листов;

— журнал работ специального транспорта;

— журналы инструктажей с водителями;

— журнал учета выхода транспорта на линию и возвращения;

— составляет и передает руководству отчетную документацию;

— контролирует правильность оформления сопроводительной документации на грузы.

Кроме того, диспетчер должен знать:

— основные положения транспортного и трудового законодательства;

— нормативные документы по вопросам организации управления движением автотранспорта;

— схему дорог и адреса организаций в районе обслуживания;

— основы правил дорожного движения;

— расстояния и маршруты перевозок, состояние дорожного полотна по пути следования.

Диспетчер очень важная должность для любого предприятия, где она предусмотрена. Ведь от правильности и четкости действий этого человека зависит, придет ли груз вовремя, выйдет ли машина на линию, будет ли правильно функционировать оборудование и т.д.

Из-за ошибок может встать все производство или случиться простои техники, что влечет убытки для предприятия.

Поэтому диспетчера можно привлечь к ответственности за следующее:

  1. За неисполнение своих обязанностей (в том числе и ненадлежащее исполнение) расписанных в должностной инструкции.
  2. Если в процессе своей работы он допустил правонарушения (нарушение техники безопасности), ответственность за которые предусмотрена административным, гражданским и уголовным законодательством.
  3. Если диспетчер нанес имущественный ущерб своей организации.

Все санкции регулируются гражданским и трудовым законодательством. А вот если в результате действий диспетчера пострадали люди, то в дело уже вступает уголовное законодательство.

Диспетчер кроме ответственности имеет и права. К правам диспетчера относят:

— участие в обсуждении вопросов, которые непосредственно касаются его обязанностей. Он участвует в совещаниях, где рассматриваются вопросы улучшения работы предприятия. Может предлагать свои идеи по этому направлению;

— диспетчер вправе потребовать и получить всю необходимую информацию и документы, которые будут ему необходимы по работе;

— давать указания и инструктировать водителей перед рейсом, распределять среди водителей задания по перевозке грузов;

— проверять качество выполнения розданных ранее указаний.

В ходе исполнения функциональных обязанностей транспортный диспетчер должен руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

Типовая инструкция N 1 по охране труда водителя на перевозке людей грузовым автотранспортом (утв. Минтрансом РФ 11.03.1993)

Типовая инструкция N 19 по охране труда при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа ТОИ Р-200-19-95 (от 27.02.1996 N 16)

Типовая инструкция N 20 по охране труда при передвижении по территории и производственным помещениям АТП. ТОИ Р-200-20-95 (от 27.02.1996 N 16)

Читайте также: