Телеметрия на газовый счетчик законно ли

Обновлено: 07.05.2024

Вам когда-нибудь приходилось отказываться от установки газового счетчика? Шаг довольно отчаянный, ведь согласно закону, каждый владелец должен в обязательном порядке установить прибор учета газа внутри своего жилья. Эта обязанность накладывается на каждого гражданина РФ, имеющего недвижимую собственность, поэтому игнорирование необходимости установить такой прибор будет иметь для него неприятные последствия в виде штрафа.

Вместе с этим, пользователь нового оборудования, получает счет на оплату счетчика, и, соответственно, его установку. Согласитесь, платная услуга должна подразумевать возможность выбора, вот почему так важно узнать, как отказаться от установки газового счетчика в собственном жилье и можно ли это сделать на законных основаниях.

Многие жители частных и многоквартирных домов возмущены новыми правилами принудительной установки такого прибора, поэтому вопрос о возможности отказа от услуги с каждым днем становится все более острым. Мы поможем разобраться в особенностях закона, и понять, возможно ли отказаться от услуги без последствий.

О чем гласит закон?

В качестве исключения все жители дома, использующие газ только для приготовления пищи, могут не устанавливать дорогостоящий счетчик. Другими словами, собственники частного жилья или квартиры, не использующие газовое оборудование для отапливания помещения, освобождаются от выполнения закона.

Пример кухни с основными газовыми приборами

Если внутри помещения установлена газовая плита и водонагревательная колонка, то без установки газового счетчика не обойтись

В таком случае оплата газа производится согласно нормативам, при этом сумма к оплате рассчитывается исходя из количества проживающих в квартире лиц. Закон также не распространяется на жильцов квартир и домов, где расход используемого для отопления газа не превышает 2 кубометра в час.

Кроме указанных случаев, все жители страны, имеющие недвижимость, обязаны были произвести монтаж газового счетчика еще до 1 января 2019 года. Перед тем, как отказываться от установки счетчика на газ, следует понимать, что прибор будет принудительно смонтирован работниками коммунальной службы в любом случае.

Отказ от установки счетчика

Если собственник отказывается добровольно устанавливать прибор учета, то работники газораспределительной компании вправе сделать это принудительно. В этом случае, владелец обязан предоставить возможность специалистам произвести монтаж газового расходомера в квартире.

Независимо от того, устанавливается счетчик с согласия собственника или нет, все расходы на его установку будут взысканы с потребителя.

Платежный документ за газопотребление

Общая стоимость монтажных работ разбивается на несколько месяцев, при этом в ежемесячной платежке будет указываться дополнительная сумма за установку счетчика

На данный момент газораспределительной компанией не было установлено никаких штрафов за отказ от выполнения закона об установке газового счетчика.

Если владелец не спешит подавать заявление о необходимости установки пробора в территориальное отделение газовой службы, он не понесет никакой ответственности за игнорирование закона, чего нельзя сказать о препятствовании в проведении монтажных работ специалистами газовой службы.

Также существуют льготные категории населения, для которых предусмотрена бесплатная установка газовых счетчиков. Подробнее читайте в этом материале.

Штраф за препятствование установки счетчика

Если собственник не согласен с необходимостью проведения монтажа прибора учета газопотребления, он должен будет впустить сотрудников газовой компании в свое жилье, и не препятствовать монтажным работам.

В случае отказа от выполнения перечисленных действий владельцем жилья, специалисты службы имеют право подать иск в суд о препятствии проведения обязательного техобслуживания.

Газовщики прибыли для замены счетчика

Стоимость судебных расходов в сумме с установленными штрафами значительно превысит начальную стоимость оплаты работ по монтажу газового счетчика

Владелец жилья обязан предоставить газовщикам доступ для техобслуживания газового оборудования. Как раз в процессе проведения плановых работ и обнаруживается отсутствие газового счетчика.

Именно за отказ впустить работников газовой службы для проведения техобслуживания на владельца жилья накладывается штраф в размере до 2 000 рублей.

Стоимость проведения работ

Сегодня установка прибора учета газораспределение относится к разряду недешевых услуг, именно поэтому многие потребители отказываются от услуги. В среднем, вместе с установкой новый газовый счетчик обойдется жителю России около 8 000 рублей, в зависимости от выбранной модели прибора.

Примерная стоимость на приборы учета газа, подходящие для квартиры, начинается от 2 000 рублей, хотя большая часть моделей находится в ценовой категории около 3 500 рублей. То есть, при желании приобрести качественный счетчик, вам понадобится дополнительно оплатить установку, включая стоимость необходимых материалов.

Установка газового счетчика специалистом

Несмотря на то, что самостоятельная установка устройства значительно сократит расходы, производить монтажные работы должен только квалифицированный работник

Поскольку для многих граждан страны такая сумма оказалась слишком высокой, из-за чего не все потребители могут произвести оплату за один раз, газовщики пошли навстречу своим клиентам. Теперь газораспределительная компания предоставляет рассрочку на услугу, позволяя потребителям выплачивать установленную сумму в несколько платежей.

Обещанная рассрочка будет предоставлена потребителю газа под 7,75% годовых. Максимальный срок выплаты приравнивается к пяти годам, однако при желании покупателя он может быть сокращен.

Установка счетчика – это выгодно?

Если раньше оплата за газ рассчитывалась в зависимости от количества прописанных жителей, то с установкой прибора учета пользователь платит за фактическое потребление энергоресурса.

Объем потребляемого газа указывается в показаниях счетчика, благодаря чему многим потребителям не понадобится больше оплачивать случайные суммы, отображенные в квитанциях. Так, каждый гражданин может самостоятельно регулировать количество потребляемого газа.

Снятие показаний счетчика владельцем жилья

Монтаж газового счетчика обещает значительное уменьшение платежей за газ, при этом прибор окупается уже через несколько лет

Работниками газовых служб проводится массовый инструктаж населения о необходимости установки счетчиков, и ответственности за использование такого оборудования. Возможность получения рассрочки облегчает задачу многих гражданам страны, поэтому желающих отказаться от установки счетчика становится все меньше.

Ответственность за эксплуатацию приборов учета

Владелец помещения, где устанавливается газовый счетчик, является ответственным за состояние и работу прибора. Сразу же после монтажа прибора учета газопотребления хозяин жилья должен подписать договор на техобслуживание газовых приборов с соответствующей организацией, в обязанности которой входит периодическая поверка газового счетчика.

Последствия неисправности газового оборудования

Отсутствие договора на техобслуживание газового оснащения со специализированной организацией хотя бы у одного владельца жилья подвергает опасности всех жителей многоквартирного дома

Процедура подписания договора с газовой компанией является обязательным условием для каждого владельца жилья с подключенным к нему газовым оборудованием. В данном случае договор можно заключить с организацией, осуществляющей монтаж счетчика, или любой другой энергоснабжающей компанией.

При обнаружении неполадок в работе счетчика, специалисты изымают его для проведения ремонтных работ. Зачастую ремонтом прибора занимается компания-производитель. После устранения всех неисправностей прибор устанавливается на прежнее место, при этом работники компании обязаны провести повторную проверку его работы.

Выводы и полезное видео по теме

О том, кто же все-таки имеет право не соглашаться на установку газового счетчика, можно узнать из видео:

В статье были представлены самые важные моменты касательно установки газового счетчика, включая стоимость услуг, и раскрыт главный вопрос о том, может ли гражданин РФ отказаться от установки газового счетчика. Закон гласит, что все владельцы жилья должны установить прибор, за исключением нескольких случаев.

Любое препятствование работникам газовой компании в проведении монтажных работ повлечет за собой штрафы, и даже судебные разбирательства. В результате – установка газового счетчика обойдется гораздо дешевле.

Вы можете рассказать о том, как вам удалось отказаться от установки газового счетчика или поделиться собственным опытом установки прибора. Пожалуйста, расскажите также и о расходах, которые вам пришлось покрыть в процессе монтажных работ. Поведайте свою историю в комментариях ниже. Там же можно получить профессиональную консультацию от наших постоянных экспертов.

Если ранее газомеры стояли только в отдельных домах, то сейчас вопрос, как правильно установить газовый счетчик, интересует множество россиян. Причина заключается в росте тарифов на газ и вступлении в силу изменений к ФЗ №261 от 2009 года, которые обязывают ставить приборы учета в большинстве квартир и частных хозяйств.



Устанавливать или нет?

Согласно законодательству, газомеры должны стоять на всех объектах, которые потребляют энергетические ресурсы, за исключением зданий, предназначенных под капремонт или снос. Требование об обязательном учете природного топлива не касаются пользователей, которые применяют в доме оборудование суммарной мощностью меньше 2 м 3 /час (четырехконфорочная газовая плита потребляет в среднем до 1,2–1,8 м 3 /час).

Таким образом, приборы учета нужно устанавливать в следующих случаях:

● наличие индивидуального отопления (под действие закона автоматически подпадают хозяйства, применяющие для обогрева отопительные котлы на природном или сжиженном газе);

● подогрев воды с помощью колонки;

● если в помещении прописано 2 и более человек (нормы потребления топлива в квартирах без приборов учета превышают действительный расход газа).

В случае, когда собственник не хочет монтировать газомер добровольно, газораспределительной организации дано право установить его принудительно. Согласия потребителя при этом не требуется.

Какие приборы учета разрешены к установке?

При выборе газомера важно обращать внимание на его технические характеристики и особенности эксплуатации. На аппарат нанесена маркировка, которая указывает, сколько он может пропускать топлива за один час:

● G1,6 – от 1,6 до 2,5 м 3 /ч;

● G2,5 – от 2,5 до 4 куба;

● G4 – в пределах 4–6 кубометров.

Как правильно установить газовый счетчик: порядок действий

В связи с тем, что газомеры относятся к приборам повышенной опасности, вопрос, как установить или поменять газовый счетчик, нужно доверить профессионалам. Установкой занимаются представители службы газа или специализированные компании, которые имеют допуск СРО на выполнение подобного рода работ. Монтаж производится на основании договора, который заключается с потребителем.

Документы для монтажа

Прежде чем приступать к монтажу, потребителю нужно обратиться в Горгаз по месту проживания, написать заявление и предъявить пакет документов:

● паспорт гражданина РФ;

● паспорт на прибор учета;

● план жилья либо проект газификации частного дома;

● договор на техобслуживание со специализированной компанией.

Монтаж

Перед выполнением монтажных работ сотрудники специализированной компании должны посетить помещение, произвести замеры и оценить технические возможности учетного устройства. Конкретное место для размещения определяет мастер, но хозяин может предложить собственный вариант, если он не нарушает требования к установке газового счетчика в соответствии с СП 42-101-2003, СНиП 42-01-2002.

На основании заключения специалистов составляется смета и закупается необходимое оборудование. После оформления документов в Горгазе мастер приезжает по адресу потребителя и устанавливает сам учетный аппарат, а также термозапорный клапан, шланг, кран и другие детали.

Монтаж или замена производятся в присутствии представителя поставщика природного топлива, который снимает показания, проверяет пломбы при демонтаже старого устройства (если оборудование меняется) и пломбирует новый газомер. В завершение составляются акты произведенного монтажа, приемки работ и ввода аппарата в эксплуатацию.

Требования к установке

Рассматривая, как правильно установить или сменить газовый счетчик, надо отметить, что при монтировании оборудования учитываются следующие требования:

● Место размещения должно отвечать проекту, утвержденному газовым хозяйством.

● Температура природного газа и воздуха в помещении и должна составлять от -20 до +60 °C.

● При монтажных работах используют только сертифицированное оборудование и расходные материалы.

● Прибор учета должен выдерживать краткосрочное повышение потока газа на 1/5 и давления на 1/10.

● Место для размещения выбирают на расстоянии не больше 0,8–1 м от устройств, которые будут потреблять топливо. Высота установки – 1,6 м.

● Расстояние до стены не может быть больше 3–5 см.

● При монтажных работах в многоквартирном доме предварительно следует отключить газоснабжение всего подъезда.

● Если установка производится на подводящем газопроводе, нужно закрыть запорное устройство и предупредить его случайное открывание.

Важно учитывать, что приборы учета для бытовых нужд имеют установленный срок службы, который составляет от 3 до 12 лет (согласно выбранной модели). По истечении данного периода аппарат подлежит поверке.

Ситуация у моего клиента заключалось в следующем: 30 января 2019 года был составлен Акт, согласно которому выявлено, что газовые счетчики не прошли поверку.

После составленная данного Акта организация прошла поверку данных счетчиков, а именно 05.02.2019 года.

После прохождения поверки счетчиков был составлен Акт 14.02.2019 года о допуске к учету данных приборов учета.

Никаких замечаний и возражений относительно достоверности полученных с помощью спорного измерительного комплекса данных об объемах поставляемого газа со стороны газораспределительной организации не имелось.

Далее, газовая компания обращается с иском на сумму 1 050 736 рублей за период январь-февраль 2019 года, хотя в реальности компания потребила всего на сумму 75 464 рублей. Разница, что называется, впечатляет. Понятно, что не один клиент, понимая, что счётчик у него по сути один и тот же, не исправлен он не был, не может понять, откуда такая сумма. Ведь её нарисовали буквально из бумаги, все понимают, реально такие объемы не были потреблены, более того, всем известны и реальные объемы потребленного газа, так как счётчик никто не снимал.

При подготовке иска я обнаружил две противоложные судебные практики по данному вопросу.

Первый подход, который условно, можно назвать подходом здравого смысла основан на следующем:

При неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором (п. 23 Правил поставки газа).

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон от 26.08.2008 № 102-ФЗ) средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежат в процессе эксплуатации периодической поверке. Применяющие такие средства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям (п. 17 ст. 2 Закона от 26.08.2008 N 102-ФЗ).

При выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Исходя из толкования указанных норм права в отношении поверки презюмируется, что, пока не доказано иное, прошедшее поверку средство измерения является исправным и его показания подлежат применению при расчетах за поставленный ресурс.

Напротив, в отсутствие необходимой поверки предполагается, что средство измерения не является исправным, а его показания - достоверными.

Однако это не означает, что подобная презумпция не может быть опровергнута лицом, не исполнившим (несвоевременно исполнившим) обязанность по представлению средства измерения на поверку. Последствием неисполнения этой обязанности является возложение на указанное лицо (в данном случае ответчика) бремени доказывания исправности средства измерения и отсутствия вмешательства в его работу (целостность пломб и т.п.).

Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.

Если после выявления факта истечения межповерочного интервала Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний по результатам поверки подтвердило пригодность средств измерения общества к применению и достоверность передаваемых им сведений, что подтверждается отметками в технических паспортах, то, считается, что презумпция неисправности прибора учета опровергнута.

Такой подход можно найти в Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.08.2019 N Ф06-50034/2019 по делу N А12-36609/2018, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.02.2017 № Ф09-293/17 по делу №А60-9343/2016, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.08.2016 № Ф09-7583/16 по делу № А76-12045/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 09.12.2016 № 309-ЭС16-16075 отказано в передаче дела № А76-12045/2015), Постановлениее Арбитражного суда Уральского округа от 04.07.2016 № Ф09-7117/16 по делу № А76-16212/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 27.10.2016 № 309-ЭС16-13725 отказано в передаче дела № А76-16212/2015).

Однако, мы судились в Арбитражном суде Тульской области, который ориентируется на противоложном подходе, который условно можно назвать формальным подходом.

Логика таких судов следующая и основана, как ни странно, на тех же самых нормах:

В пунктах 22 и 23 Правил поставки газа предусмотрено, что учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.

Ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат (пункт 25 Правил поставки газа).

Таким образом, в силу прямого указания пункта 25 Правил поставки газа истец несет ответственность за техническое состояние и поверку своих контрольно-измерительных приборов, которые должны входить в измерительный комплекс узла учета газа.

В силу пункта 24 Правил поставки газа монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Законом об обеспечении единства измерений и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 9 Закона об обеспечении единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.

В пункте 1 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Поверка средств измерений - это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям (пункт 17 статьи 2 Закона об обеспечении единства измерений).

Из системного толкования положений Закона об обеспечении единства измерений (пункты 2, 17 статьи 2, пункт 1 статьи 5 и статьи 9, пункт 1 статьи 13) следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается, поскольку истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета.

Такой подход, например, отражен в Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.09.2019 N Ф10-4039/2019 по делу N А64-9559/2018 (Определением Верховного Суда РФ от 30.01.2020 N 310-ЭС19-26270 отказано в передаче дела N А64-9559/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.10.2017 N Ф10-3612/2017 по делу N А09-16262/2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.09.2018 N Ф01-4062/2018 по делу N А43-27238/2017.

  • оптовую цену на газ;
  • плату за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками;
  • тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям газораспределительных организаций;
  • специальная надбавка к тарифу на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенная для финансирования программ газификации.

Каким образом оформляется изменение цены на газ в рамках договорных отношений?

При изменении регулируемой оптовой цены на газ внесение изменений в договор поставки газа не требуется, т.к. изменение цены происходит в силу издания ФАС России (уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования цен на газ) соответствующего нормативного акта.

Изменение оптовой цены, определенной в договоре поставки газа в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен (установленным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021), осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к договору поставки газа.

Предусмотрена ли ответственность за отклонение от планового объема поставки?

  • с 15 апреля по 15 сентября — 1,1;
  • с 16 сентября по 14 апреля — 1,5.

Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями.

Договор, на условиях Постановления Правительства РФ от 28.05.2007 N 333 заключается:

  • с конечными потребителями, впервые заключившими договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г.;
  • с конечными потребителями, приобретающими газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год.

Каким образом могут быть подтверждены полномочия лица на подписание договора поставки газа от имени юридического лица?

  • Если договор подписывается руководителем юридического лица — протокол или решение об избрании (назначении) руководителя.
  • Если договор подписывается лицом, не являющимся руководителем — доверенность и протокол или решение об избрании (назначении) руководителя.

Какими документами подтверждается право потребителя на газифицируемый объект, если объект недвижимости не сдан в эксплуатацию?

Если объект недвижимости не сдан в эксплуатацию, право Контрагента на газифицируемый объект можно подтвердить действующим разрешением на строительство.

На основании каких документов определяется плановый годовой объем газа для вновь заключаемых договоров?

Договор в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 333 заключается:

  • конечными потребителями, впервые заключившим договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г.;
  • с конечными потребителями, приобретающими газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год.

Допускается ли неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца?

Неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца допускается в случаях, предусмотренных договором и п. 14 Правил поставки газа.

Покупатель выбирает в любые сутки поставки газ в объеме от минимального суточного объема, который составляет восемьдесят процентов (80%) от соответствующего суточного договорного объема, до максимального суточного объема, который составляет сто десять процентов (110%) от соответствующего суточного договорного объема.

Объем газа, выбранный Покупателем в сутки поставки, не должен превышать максимальный суточный объем.

Как избежать применения штрафных санкций за перебор газа в случае неравномерного потребления по суткам?

В соответствии с Правилами поставки газа и договором поставки, предусмотрена возможность оформления графика неравномерности потребления газа, заявка на согласование которого направляется в адрес Поставщика до 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки.

Каким образом можно изменить плановый объем поставки газа по действующему договору?

В рамках действующего договора предусмотрено изменение объемов поставки газа по письменному запросу потребителя до начала месяца поставки (п. 2.7).

Какой порядок действий при газификации объектов газопотребления?

Куда обратиться за получением технических условий?

В соответствии с Правилами подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 1314, Покупатель должен получить технические условия на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения в газораспределительной организации.

Подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения — совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

Где и как получить технические требования на узел измерения расхода газа.

Технические требования выдаются с целью информирования владельца УИРГ о требованиях, предъявляемых действующим законодательством в сфере газоснабжения РФ к УИРГ, облегчением задачи по выбору метода измерений, для предотвращения возможных дальнейших претензий при учете расхода газа и эксплуатации УИРГ, а также исключения необоснованных затрат Покупателя.

Необходимо ли устанавливать систему телеметрии (далее — СТМ) на узле измерения расхода газа?

Целью создания ЕИТП является повышение надежности работы Единой системы газоснабжения и возможность постоянного дистанционного контроля корректности учета объёма поставляемого газа.

Порядок согласования проектной документации, какие документы для этого необходимы?

Согласование проектной документации осуществляется на основании заявки (письма) Покупателя и направления оригинальных экземпляров проектной документации по адресу: Москва, пос. Газопровод, д. 103А.

В составе проектной документации в обязательном порядке должны быть предусмотрены следующие разделы:

  • пояснительная записка;
  • расчет выбора прибора учета расхода газа (счетчика газа).
  • расчет допускаемого значения потерь давления на счетчике газа;
  • расчет допускаемого значения потерь давления на фильтре газа;
  • схема узла измерений (с указанием длин прямых участков счетчика);
  • аксонометрическая схема (внутреннее газоснабжение);
  • схема газоснабжения предприятия;
  • система телеметрии;
  • резервное топливо (если предусмотрено проектом).

Обязательно должна быть отражена информация о типах и диапазонах датчиков давления, температуры и средствах измерения перепада давления на счетчике и на фильтре.

Проектная документация должна соответствовать требованиям действующей нормативно-технической документации.

Для чего необходима своевременная поверка приборов учета газа?

В соответствии с требованиями действующего законодательства все средства измерений, применяющиеся в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны быть поверены (Федеральный закон об обеспечении единства измерений ФЗ № 102).

Ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений несут организации, которым принадлежат данные средства измерений (п.25 Правил поставки газа).

Данные виды работ проводят аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Какие действия предусмотрены со стороны Потребителя при монтаже/демонтаже приборов учета газа в связи с его поверкой, заменой или ремонтом?

Согласование с Поставщиком замены/установки измерительного и газоиспользующего оборудования предусмотрена договором/контрактом поставки газа, а также для обеспечения достоверного учета поставленного Покупателю газа.

Для чего необходимо проводить реконструкцию узла измерений газа (в случае если у Потребителя установлен только счетчик газа).

Правила учета газа, утверждённые приказом Минэнерго РФ № 961 от 30.12.2013г. (далее — Правила), определяют требования к учету газа для всех категорий потребителей.

Кроме того, пунктом 1.2 Правил определено, что при проведении учета газа осуществляется упорядоченный сбор, регистрация и обобщение информации о количественных и (или) о количественных и качественных их показателях в натуральном выражении, о наличии и движении путем документального оформления всех операций, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением и потреблением.

Таким образом, для получения достоверных результатов измерений объема природного газа при стандартных условиях в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений наличие счетчика газа, измеряющего объем при рабочих условиях, недостаточно. В состав узла измерений должны входить средства измерений утвержденного типа объема (расхода) газа, температуры, давления (кроме метода Т-пересчет) и средства обработки результатов измерений.

Для чего необходим акт на соответствие требованиям аттестованной методике выполнения измерений узла измерений расхода газа.

Подтверждением проведения мероприятий по проверке соответствия узла измерений требованиям аттестованной методике выполнения измерений является документ (акт), оформленный соответствующей организацией, аккредитованной на право проведения данных вид работ.

В заключении данного документа указывается на возможность применения для коммерческого учета узла измерений расхода газа.

Соответственно при проведении взаиморасчетов между Поставщиком и Покупателем газа должен применяться узел измерений, соответствующий требованиям действующего законодательства РФ.

В настоящее время основными типовыми методиками выполнения измерений являются:

Также действующим законодательством предусмотрено право оформления для узла измерений индивидуальной методики измерений, аттестованной в установленном порядке.

Какой порядок приемки узла измерений расхода газа в коммерческую эксплуатацию и какие документы для этого необходимо предоставить?

Перечень документов, необходимых для приемки прибора учета газа:

Порядок проведения приемки узла измерений расхода газа.

В случае выявления замечаний оформляется акт-предписание с указанием выявленных несоответствий и нарушений.

Услуга по приемке узла измерений расхода газа в коммерческую эксплуатацию является безвозмездной.

Напишите нам ваш вопрос

Если вы не находите ответа на ваш вопрос, заполните форму обратной связи. Укажите актуальный номер телефона и электронную почту, на которую вам будет удобно получить квалифицированный ответ.

НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ВНЕДРЕНИЯ СРЕДСТВ ТЕЛЕМЕТРИИ НА УЗЛАХ УЧЕТА РАСХОДА ГАЗА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Российский рынок для отечественных поставщиков газа является самым большим и потенциально самым привлекательным рынком газа. При этом основную проблему в коммерческих отношениях при поставках газа представляет дисбаланс, возникающий при инструментальном учете объема газа, поступающего от поставщика к потребителю. Фактически привести дисбаланс в учете газа к нулевым показателям невозможно, но крайне важно выявить причины его возникновения и свести к минимуму в пределах достоверных значений.

Дисбаланс возникает вследствие объективных причин, таких как погрешность измерений приборов учета, несоответствие счетчиков диапазонам измерений, утечки вследствие аварий, ремонтов и несанкционированного отбора; при этом важным критерием обеспечения достоверности данных служит организация своевременного, оперативного и полноценного учета расхода газа, что наиболее целесообразно реализовать с использованием автоматизированных средств — систем телеметрического контроля.


Несмотря на техническую возможность оборудования средствами телеметрии практически любых узлов измерения расхода газа — от крупных промышленных измерительных комплексов до бытовых счетчиков газа, процент оснащенности узлов учета газа телеметрией остается довольно невысоким. Если у крупных потребителей процент оснащенности близок к 80%, то для мелкого коммунально­бытового хозяйства — не более 20%, не говоря уже о населении, где он составляет доли процента! Конечно, главной причиной отказа потребителей от установки средств телеметрии за свой счет становится их высокая совокупная стоимость — не только аппаратных средств, но и стоимость работ, от проектных до пусконаладочных. И это особенно важно для категории малых потребителей — населения (12% от объема потребления газа) и коммунально­бытового сектора (9% от объема потребления газа).

Одним из выходов из сложившейся, казалось бы, патовой ситуации, может стать привлечение новых схем финансирования, организация внедрения и эксплуатации средств автоматизации в целом и телеметрических систем в частности.


Рассмотрим, как работает ИСМ применительно к поставкам газа. Во взаимоотношениях между РГК и потребителем фактически появляется третья сторона — оператор информационных услуг, т.е. компания, которая готова за свой счет установить средства телеметрии на узлы учета газа потребителя и поставлять информацию о объемах потребления газа в РГК на основе сервисного контракта.

При этом оператор услуг не обязательно должен быть поставщиком телеметрического оборудования — это может быть специально созданная управляющая компания, которая самостоятельно привлекает инвестиции, строит взаимоотношения с поставщиками решений, согласовывает вопросы с потребителем и РГК.



Важно отметить, что и заказчик несет определенную ответственность со своей стороны: для взаимовыгодного сотрудничества и оптимизации абонентской платы сервисный контракт должен заключаться на дли тельный срок, не менее пяти лет, а также на достаточно большое количество объектов (не менее 1000) — только так оператор услуг может гарантированно покрыть свои расходы и обеспечить себе прибыль.

Тем не менее, выгода при использовании ИСМ для заказчика более чем очевидна: нет высоких первоначальных капиталовложений и трудозатрат на организацию и поддержание работоспособности телеметрии, и кроме того, именно оператору услуг важно, чтобы техника работала исправно.
Единственный, казалось бы, риск заказчика — высокая зависимость от оператора услуг — вполне компенсируется организационными мероприятиями. Например, оператор услуг может входить в группу компаний заказчика или находиться под его управлением.

Стоит отметить, что существенно меняются требования не только к организационным подходам, но и к самим средствам телеметрии, программному обес­печению. Чтобы гарантировать заинтересованность со стороны оператора услуг, техническое решение (именно решение — т.е. совокупность оборудования объекта и ПО сбора и обработки данных) должно обладать рядом важных параметров, прежде всего направленных на обеспечение надежности, функциональности при относительно невысокой конечной стоимости.


Таким образом, серия новых комплексов телеметрии АКТЕЛ включает в себя следующие базовые образцы: АКТЕЛ-­ЭКСПРЕСС, АКТЕЛ-­СТАНДАРТ и АКТЕЛ-­СПУТНИК

Комплекс АКТЕЛ­-ЭКСПРЕСС — наиболее бюджетное решение, предназначенное для сбора информации от узлов учета газа малых промышленных и коммунально-­бытовых потребителей. В качестве основы комплекса используется мини ­контроллер со встроенными функциями беспроводной передачи данных — так называемый смарт­модем. Комплекс рассчитан на работу с различными видами вычислителей­ корректоров и измерительными комплексами учета расхода газа. Основная направленность комплекса — эксплуатация вне взрывоопасной зоны, но также предусмотрена возможность работы и с приборами учета газа, имеющими взрывозащищенное исполнение. Канал передачи данных: беспроводной, стандарта сотовой связи GSM/GPRS/3G/LTE.

Следующий тип — комплекс телеметрии АКТЕЛ-СТАНДАРТ — выполнен на базе контроллера телеметрии серии КАМ100/200 и предназначен для сбора информации с узлов учета расхода газа средних и крупных промышленных потребителей различных отраслей, включая теплоэнергетику. Главная особенность решения — возможность размещения самого комплекса непосредственно во взрывоопасной зоне, а также применение как внешнего электроснабжения, так и взрывозащищенных источников автономного питания. В качестве канала передачи данных также используется сотовая связь.

Одна из важнейших задач автоматизации — сокращение ручного труда специалистов. Сейчас объем информации огромен и уже непосилен для детальной проработки даже большому штату специалистов. Поэтому в портал закладываются механизмы аналитики и автоматизированной обработки данных, направленные на выявление недобросовестных потребителей, факторов перебора газа, аномального потребления и работы корректора с событиями, влияющими на учет газа.
Постоянный мониторинг, сбор и анализ всех параметров работы не только узлов учета газа, но и самих средств телеметрии, позволяют досконально следить за ситуацией, своевременно планировать обслуживание оборудования.

Именно данная система помогает подрядчику обеспечивать высокое качество обслуживания и при этом сокращать собственные трудозатраты, что в конечном итоге позволяет существенно снизить стоимость обслуживания и для заказчика.

Стоит отметить, что применение информационно­сервисной модели возможно не только в решении задач РГК, но также вполне подходит для нужд эксплуатации газовых сетей газораспределительными компаниями — необходимо только создать взаимовыгодные условия для работы оператора услуг в этой области.

Таким образом, применение информационно­сервисной модели в газовой отрасли уже сейчас открывает большие перспективы по увеличению процента оснащенности узлов учета газа потребителей средствами телеметрии в частности и повышению достоверности учета расхода газа в целом.

Читайте также: