Водица водитель обводить где нет чередования

Обновлено: 02.07.2024

косой (взгляд), косить (траву)

беречь (близких)

огорчить, гора, подгорный

терпеть (лишения), терять (ключи)

мерить (одежду), измерение, примирить (врагов), усмирить

пировать

держать

читать (книги)

отварить (картофель), затворить (дверь)

маковое (зерно), отмычка

1) покл..няться, ог..рчить, вын..мать

2) мот..вировать, ф..олетовый, р..птать

3) прим..рить (врагов), прим..рять (одежду), вым..рли (некоторые животные)

4) зам..р (от удивления), р..внина, вым..к (под дождём)

5) обм..кнуть (в чернила), разр..внять (землю), подж..гать

1) ПоклОняться. Корни с чередованием -клон-/-клан-. Без ударения пишется О, под ударением пишется то, что слышится.

ОгОрчить. Проверочное слово — гОречь. Корень -огорч-, а не -гор- (т.е. не является корнем с чередованием). Корни с чередованием -гар-/-гор- будут иметь значения, связанные с понятиями “огонь”, “горение”; также близко к “находиться под воздействием высокой температуры” и т.д., тогда как слово ОГОРЧИТЬ имеет значение“опечалить, расстроить”.

ВынИмать. Корни с чередованием а(я)/им, а(я)/ин. Запомните этот вид чередований. С ним часто возникают сложности.

2) МотИвировать. Проверочное слово — мотИв.

Фиолетовый. Непроверяемая гласная. Запомнить.

РОптать. Проверочное слово — рОпот.

3) ПримИрить (врагов). Корень -мир- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“отсутствие разногласий, вражды или ссоры”). Корни с чередованием -мер-/-мир- будут иметь значения, связанные с понятиями “исчезнуть”, “прекратиться”, “прийти в состояние неподвижности”.

ПримЕрять (одежду). Корень -мер- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“определять величину, количество чего-нибудь” или “надевать для примерки (платье)”). Корни с чередованием -мер-/-мир- будут иметь значения, связанные с понятиями “исчезнуть”, “прекратиться”, “прийти в состояние неподвижности”.

ВымЕрли (некоторые животные).Корни с чередованием -мер-/-мир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Запомните это слово, как яркий пример корня с чередованием -мер-/-мир-. Корни с чередованием -мер-/-мир- будут иметь значения, связанные с понятиями “исчезнуть”, “прекратиться”, “прийти в состояние неподвижности”.

4) ЗамЕр (от удивления). Корни с чередованием -мер-/-мир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Запомните это слово, как яркий пример корня с чередованием -мер-/-мир-. Корни с чередованием -мер-/-мир- будут иметь значения, связанные с понятиями “исчезнуть”, “прекратиться”, “прийти в состояние неподвижности”.

РАвнина. Корень с чередованием. Корень -равн- имеет значение “одинаковый, сходный по величине, качеству”, корень -ровн- имеет значение “ровный гладкий”. Слово РАВНИНА является исключением, т.к. его значение “земная поверхность без значительных колебаний высот” соотносится со значением корня -РОВН-, однако пишем А. Исключения мы тоже считаем чередованиями.

ВымОк (под дождём). Корни с чередованием -мак-/-мок-. Корень -мак- имеет значение “погружать в жидкость”, корень -мок- имеет значение “пропускать жидкость”.

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выписываем цифру 4.

5) ОбмАкнуть (в чернила). Корни с чередованием -мак-/-мок-. Корень -мак- имеет значение “погружать в жидкость”, корень -мок- имеет значение “пропускать жидкость”.

РазрОвнять (землю). Корень с чередованием. Корень -равн- имеет значение “одинаковый, сходный по величине, качеству”, корень -ровн- имеет значение “ровный гладкий”.

ПоджИгать. Корни с чередованием -жег-/-жиг-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-.

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выписываем цифру 5.

1) к..сой, вык..сить, пок..ситься

2) выб..рать, выт..рать, отд..рать

3) сомн..ваться, ун..верситет, д..ликатес

4) соч..тать, выч..тать, р..сток

5) пол..гать, прил..жить, вн..мать

1) КОсой, покОситься. Проверочное слово — кОсо. Корень -кос- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“перекошенный, кривой, идущий наклонно”). Корни с чередованием -кос-/-кас- будут иметь значения, связанные с понятием “трогать”.

ВыкОсить. Проверочное слово — кОсит. Корень -кос- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“срезывать траву или злаки”). Корни с чередованием -кос-/-кас- будут иметь значения, связанные с понятием “трогать”.

2) Выбирать. Корни с чередованием -бер-/-бир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Имеют значение, близкое к “отдавать предпочтение чему-либо или кому-либо” (выбирать), “хватать” (берёшь, отбираешь) и т.д.

ВытИрать. Корни с чередованием -тер-/-тир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Имеют значение, близкое к “водить в разные стороны по чему-нибудь; гладить, тесно касаясь поверхности”.

ОтдИрать. Корни с чередованием -дер-/-дир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Имеют значение, близкое к “рвать на части, повреждать, отрывать”.

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выписываем цифру 2.

3) СомнЕваться. Проверочное слово — сомнЕние.

Университет. Деликатес. Непроверяемая гласная. Запомнить.

4) СочЕтать, вычИтать. Корни с чередованием -чет-/-чит-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Корни с чередованием -чет-/-чит- будут иметь значения, связанные с понятиями “совмещать”, “соединять”, “считать”.

РОсток. Корни с чередованием -раст-/-ращ-/-рос-. Перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О. Корни с чередованием -раст-/-ращ-/-рос- будут иметь значения, близкие к понятию “увеличиваться в результате жизненного процесса, становиться больше, выше”. Слово является исключением. Перед СТ пишем О. Исключения мы также считаем чередованиями.

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выписываем цифру 4.

5) ПолАгать, прилОжить. Корни с чередованием -лаг-/-лож-. Перед Г пишется А, перед Ж пишется О. Исключение — полог. Корни с чередованием -лаг-/-лож- будут иметь значения, близкие к значению слова “класть” (в прямом и переносном смысле) “соотноситься с чем-то”, “быть связанным с чем-то” и т.д. (положение, прилагаться, отложить и пр.).

ВнИмать. Корни с чередованием а(я)/им, а(я)/ин (внЯть — внИМать). Запомните этот вид чередований. С ним часто возникают сложности.

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выписываем цифру 5.

1) г..ризонт, зам..рать, г..рдиться

2) комп..нент, ц..ремония, п..рила

3) г..ризонт, г..рчица, г..рдиться

4) отм..рать, отр..сль, ск..чок

5) ск..кать, ур..внение, пол..г

1) ГОризонт. Непроверяемая гласная. Запомнить. Корень -горизонт- (т.е. не является корнем с чередованием).

Замирать. Корни с чередованием -мер-/-мир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Запомните это слово, как яркий пример корня с чередованием -мер-/-мир-. Корни с чередованием -мер-/-мир- будут иметь значения, связанные с понятиями “исчезнуть”, “прекратиться”, “прийти в состояние неподвижности”.

ГОрдиться. Проверочное слово — гОрдость. Корень -горд- (т.е. не является корнем с чередованием).

2) Компонент. Церемония. Непроверяемая гласная. Запомнить.

Перила. Непроверяемая гласная. Запомнить. Слово не содержит чередования. Корни с чередованием -пер-/-пир- имеют значение, близкое к “помещать в замкнутое пространство” или “соприкасаться с чем-либо, толкая”, тогда как слово ПЕРИЛА имеет корень -перил- и значение “невысокая загородка по внешнему краю чего-либо”.

3) ГОризонт. Непроверяемая гласная. Запомнить. Корень -горизонт- (т.е. не является корнем с чередованием).

ГОрчица. Проверочное слово — гОрький. Корень -горч- (т.е. не является корнем с чередованием).

ГОрдиться. Проверочное слово — гОрдость. Корень -горд- (т.е. не является корнем с чередованием).

4) ОтмИрать. Корни с чередованием -мер-/-мир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Запомните это слово, как яркий пример корня с чередованием -мер-/-мир-. Корни с чередованием -мер-/-мир- будут иметь значения, связанные с понятиями “исчезнуть”, “прекратиться”, “прийти в состояние неподвижности”.

ОтрАсль. Корни с чередованием -раст-/-ращ-/-рос-. Перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О. Корни с чередованием -раст-/-ращ-/-рос- будут иметь значения, близкие к понятию “увеличиваться в результате жизненного процесса, становиться больше, выше”. Слово является исключением. Перед С пишем А. Исключения мы также считаем чередованиями.

СкАчок. Корни с чередованием -скак-/-скоч-. Перед К пишется А, перед Ч пишется О. Слово СКАЧОК является исключением из правила. Исключения мы также считаем чередованиями.

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выписываем цифру 4.

5) СкАкать. Корни с чередованием -скак-/-скоч-. Перед К пишется А, перед Ч пишется О.

УрАвнение. Корень содержит чередование. Корень -равн- имеет значение “одинаковый, сходный по величине, качеству”, корень -ровн- имеет значение “ровный гладкий”.

ПолОг. Корни с чередованием -лаг-/-лож-. Перед Г пишется А, перед Ж пишется О. Корни с чередованием -лаг-/-лож- будут иметь значения, близкие к значению слова “класть” (в прямом и переносном смысле) “соотноситься с чем-то”, “быть связанным с чем-то” и т.д. (положение, прилагаться, отложить и пр.). Слово является исключением, т.к. перед Г пишем О. Исключения мы также считаем чередованиями.

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выписываем цифру 5.

1) зап..реть, зап..рать, выд..рать

2) выр..щенный, вн..мательный, пол..гаться

3) ст..листический, заст..лать, г..реть

4) тр..фарет, д..агноз, уж..сающий

5) пл..вец, м..литься, попл..вок

1) ЗапЕреть, запИрать. Корни с чередованием -пер-/-пир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Имеют значение, близкое к “помещать в замкнутое пространство” или “соприкасаться с чем-либо, толкая”.

ВыдИрать. Корни с чередованием -дер-/-дир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Имеют значение, близкое к “рвать на части, повреждать, отрывать”.

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выписываем цифру 1.

2) ВырАщенный. Корни с чередованием -раст-/-ращ-/-рос-. Перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О. Корни с чередованием -раст-/-ращ-/-рос- будут иметь значения, близкие к понятию “увеличиваться в результате жизненного процесса, становиться больше, выше”.

ВнИмательный. Корни с чередованием а(я)/им, а(я)/ин (слово ВНИМАТЕЛЬНЫЙ образовано от глагола ВНИМАТЬ; чередование: внЯть — внИМать). Запомните этот вид чередований. С ним часто возникают сложности.

ПолАгаться. Корни с чередованием -лаг-/-лож-. Перед Г пишется А, перед Ж пишется О. Исключение — полог. Корни с чередованием -лаг-/-лож- будут иметь значения, близкие к значению слова “класть” (в прямом и переносном смысле) “соотноситься с чем-то”, “быть связанным с чем-то” и т.д. (положение, прилагаться, отложить и пр.).

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выписываем цифру 2.

3) СтИлистический. Проверочное слово — стИль. Корень -стил- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“совокупность художественных средств, характерных для произведений искусства какого-нибудь творца, эпохи или нации”). Корни с чередованием -стел-/-стил- будут иметь значения, связанные с понятием “расстилать по поверхности, распространять по поверхности или низко над поверхностью”.

ЗастИлать. Корни с чередованием -стел-/-стил-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Корни с чередованием -стел-/-стил- будут иметь значения, связанные с понятием “расстилать по поверхности, распространять по поверхности или низко над поверхностью”.

ГОреть. Корни с чередованием -гар-/-гор-. Без ударения пишется О, под ударением пишется А. Будут иметь значения, связанные с понятиями “огонь”, “горение”; также близко к “находиться под воздействием высокой температуры” и т.д.

4) ТрАфарет. ДИагноз. Непроверяемая гласная. Запомнить.

УжАсающий. Проверочное слово — ужАсный.

5) ПлОвец, поплАвок. Корень с чередованием -плов-/-плав-. Пишется А. За исключением слов: пловец, пловчиха, плывуны.

МОлиться. Проверочное слово — намОленный.

1) г..рение, зап..реть, подн..мать

2) отв..рить (дверь), подк..ситься, з..рница

3) прик..саться, водор..сли, вн..мательный

4) г..ристый, п..ровать, ст..листический

5) к..соглазый, зам..реть, м..ротворец

1) ГОрение. Корни с чередованием -гар-/-гор-. Без ударения пишется О, под ударением пишется А. Будут иметь значения, связанные с понятиями “огонь”, “горение”; также близко к “находиться под воздействием высокой температуры” и т.д.

ЗапЕреть. Корни с чередованием -пер-/-пир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Имеют значение, близкое к “помещать в замкнутое пространство” или “соприкасаться с чем-либо, толкая”.

ПоднИмать. Корни с чередованием а(я)/им, а(я)/ин (поднЯть — поднИМать). Запомните этот вид чередований. С ним часто возникают сложности.

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выписываем цифру 1.

2) ОтвОрить. Корень чередования не содержит. Корень имеет значение “открыть дверь”, в то время как корни с чередованием -твар-/-твор- имеют значение “создавать, созидать; совершать что-нибудь”.

Подкоситься. Проверочное слово — кОсо. Корень -кос- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“перекошенный, кривой, идущий наклонно”). Корни с чередованием -кос-/-кас- будут иметь значения, связанные с понятием “трогать”.

Зарница. Корни с чередованием -зор-/-зар-. Без ударения пишется А, под ударением пишется то, что слышится. Будут иметь значения, близкие к понятию “яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца”.

3) ПрикАсаться. Корни с чередованием -кас-/-кос-. Пишем О, если после корня есть Н. В данном случае Н нет, поэтому пишем А. Корни будут иметь значения, связанные с понятием “трогать”.

Водоросли. Корни с чередованием -раст-/-ращ-/-рос-. Перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О. Корни с чередованием -раст-/-ращ-/-рос- будут иметь значения, близкие к понятию “увеличиваться в результате жизненного процесса, становиться больше, выше”.

Внимательный. Корни с чередованием а(я)/им, а(я)/ин (слово ВНИМАТЕЛЬНЫЙ образовано от глагола ВНИМАТЬ; чередование: внЯть — внИМать). Запомните этот вид чередований. С ним часто возникают сложности.

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выписываем цифру 3.

4) ГОристый. Проверочное слово — гОры. Корень -гор- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“пересечённый горами”). Корни с чередованием -гар-/-гор- будут иметь значения, связанные с понятиями “огонь”, “горение” и т.д.

ПИровать. Проверочное слово — пИр. Корень -пир- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“большой званый обед или ужин с обильным угощением”). Корни с чередованием -пер-/-пир- будут иметь значения, связанные с понятием “помещать в замкнутое пространство”.

СтИлистический. Проверочное слово — стИль. Корень -стил- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“совокупность художественных средств, характерных для произведений искусства какого-нибудь творца, эпохи или нации”). Корни с чередованием -стел-/-стил- будут иметь значения, связанные с понятием “расстилать по поверхности, распространять по поверхности или низко над поверхностью”.

5) КОсоглазый. Обратите внимание: в предложенном слове два корня. Нас интересует только тот, в котором пропущена буква. Его мы и анализируем. Проверочное слово — кОсо. Корень -кос- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“перекошенный, кривой, идущий наклонно”). Корни с чередованием -кос-/-кас- будут иметь значения, связанные с понятием “трогать”.

ЗамЕреть. Корни с чередованием -мер-/-мир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Корни с чередованием -мер-/-мир- будут иметь значения, связанные с понятиями “исчезнуть”, “прекратиться”, “прийти в состояние неподвижности”. Запомните это слово, как яркий пример корня с чередованием -мер-/-мир-.

МИротворец. Обратите внимание: в предложенном слове два корня. Нас интересует только тот, в котором пропущена буква. Его мы и анализируем. Проверочное слово — мИр. Корень -мир- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“отсутствие разногласий, вражды или ссоры”). Корни с чередованием -мер-/-мир- будут иметь значения, связанные с понятиями “исчезнуть”, “прекратиться”, “прийти в состояние неподвижности”.

косой (взгляд), косить (траву)

беречь (близких)

огорчить, гора, подгорный

терпеть (лишения), терять (ключи)

мерить (одежду), измерение, примирить (врагов), усмирить

пировать

держать

читать (книги)

отварить (картофель), затворить (дверь)

маковое (зерно), отмычка

1) покл..няться, ог..рчить, вын..мать

2) мот..вировать, ф..олетовый, р..птать

3) прим..рить (врагов), прим..рять (одежду), вым..рли (некоторые животные)

4) зам..р (от удивления), р..внина, вым..к (под дождём)

5) обм..кнуть (в чернила), разр..внять (землю), подж..гать

1) ПоклОняться. Корни с чередованием -клон-/-клан-. Без ударения пишется О, под ударением пишется то, что слышится.

ОгОрчить. Проверочное слово — гОречь. Корень -огорч-, а не -гор- (т.е. не является корнем с чередованием). Корни с чередованием -гар-/-гор- будут иметь значения, связанные с понятиями “огонь”, “горение”; также близко к “находиться под воздействием высокой температуры” и т.д., тогда как слово ОГОРЧИТЬ имеет значение“опечалить, расстроить”.

ВынИмать. Корни с чередованием а(я)/им, а(я)/ин. Запомните этот вид чередований. С ним часто возникают сложности.

2) МотИвировать. Проверочное слово — мотИв.

Фиолетовый. Непроверяемая гласная. Запомнить.

РОптать. Проверочное слово — рОпот.

3) ПримИрить (врагов). Корень -мир- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“отсутствие разногласий, вражды или ссоры”). Корни с чередованием -мер-/-мир- будут иметь значения, связанные с понятиями “исчезнуть”, “прекратиться”, “прийти в состояние неподвижности”.

ПримЕрять (одежду). Корень -мер- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“определять величину, количество чего-нибудь” или “надевать для примерки (платье)”). Корни с чередованием -мер-/-мир- будут иметь значения, связанные с понятиями “исчезнуть”, “прекратиться”, “прийти в состояние неподвижности”.

ВымЕрли (некоторые животные).Корни с чередованием -мер-/-мир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Запомните это слово, как яркий пример корня с чередованием -мер-/-мир-. Корни с чередованием -мер-/-мир- будут иметь значения, связанные с понятиями “исчезнуть”, “прекратиться”, “прийти в состояние неподвижности”.

4) ЗамЕр (от удивления). Корни с чередованием -мер-/-мир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Запомните это слово, как яркий пример корня с чередованием -мер-/-мир-. Корни с чередованием -мер-/-мир- будут иметь значения, связанные с понятиями “исчезнуть”, “прекратиться”, “прийти в состояние неподвижности”.

РАвнина. Корень с чередованием. Корень -равн- имеет значение “одинаковый, сходный по величине, качеству”, корень -ровн- имеет значение “ровный гладкий”. Слово РАВНИНА является исключением, т.к. его значение “земная поверхность без значительных колебаний высот” соотносится со значением корня -РОВН-, однако пишем А. Исключения мы тоже считаем чередованиями.

ВымОк (под дождём). Корни с чередованием -мак-/-мок-. Корень -мак- имеет значение “погружать в жидкость”, корень -мок- имеет значение “пропускать жидкость”.

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выписываем цифру 4.

5) ОбмАкнуть (в чернила). Корни с чередованием -мак-/-мок-. Корень -мак- имеет значение “погружать в жидкость”, корень -мок- имеет значение “пропускать жидкость”.

РазрОвнять (землю). Корень с чередованием. Корень -равн- имеет значение “одинаковый, сходный по величине, качеству”, корень -ровн- имеет значение “ровный гладкий”.

ПоджИгать. Корни с чередованием -жег-/-жиг-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-.

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выписываем цифру 5.

1) к..сой, вык..сить, пок..ситься

2) выб..рать, выт..рать, отд..рать

3) сомн..ваться, ун..верситет, д..ликатес

4) соч..тать, выч..тать, р..сток

5) пол..гать, прил..жить, вн..мать

1) КОсой, покОситься. Проверочное слово — кОсо. Корень -кос- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“перекошенный, кривой, идущий наклонно”). Корни с чередованием -кос-/-кас- будут иметь значения, связанные с понятием “трогать”.

ВыкОсить. Проверочное слово — кОсит. Корень -кос- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“срезывать траву или злаки”). Корни с чередованием -кос-/-кас- будут иметь значения, связанные с понятием “трогать”.

2) Выбирать. Корни с чередованием -бер-/-бир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Имеют значение, близкое к “отдавать предпочтение чему-либо или кому-либо” (выбирать), “хватать” (берёшь, отбираешь) и т.д.

ВытИрать. Корни с чередованием -тер-/-тир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Имеют значение, близкое к “водить в разные стороны по чему-нибудь; гладить, тесно касаясь поверхности”.

ОтдИрать. Корни с чередованием -дер-/-дир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Имеют значение, близкое к “рвать на части, повреждать, отрывать”.

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выписываем цифру 2.

3) СомнЕваться. Проверочное слово — сомнЕние.

Университет. Деликатес. Непроверяемая гласная. Запомнить.

4) СочЕтать, вычИтать. Корни с чередованием -чет-/-чит-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Корни с чередованием -чет-/-чит- будут иметь значения, связанные с понятиями “совмещать”, “соединять”, “считать”.

РОсток. Корни с чередованием -раст-/-ращ-/-рос-. Перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О. Корни с чередованием -раст-/-ращ-/-рос- будут иметь значения, близкие к понятию “увеличиваться в результате жизненного процесса, становиться больше, выше”. Слово является исключением. Перед СТ пишем О. Исключения мы также считаем чередованиями.

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выписываем цифру 4.

5) ПолАгать, прилОжить. Корни с чередованием -лаг-/-лож-. Перед Г пишется А, перед Ж пишется О. Исключение — полог. Корни с чередованием -лаг-/-лож- будут иметь значения, близкие к значению слова “класть” (в прямом и переносном смысле) “соотноситься с чем-то”, “быть связанным с чем-то” и т.д. (положение, прилагаться, отложить и пр.).

ВнИмать. Корни с чередованием а(я)/им, а(я)/ин (внЯть — внИМать). Запомните этот вид чередований. С ним часто возникают сложности.

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выписываем цифру 5.

1) г..ризонт, зам..рать, г..рдиться

2) комп..нент, ц..ремония, п..рила

3) г..ризонт, г..рчица, г..рдиться

4) отм..рать, отр..сль, ск..чок

5) ск..кать, ур..внение, пол..г

1) ГОризонт. Непроверяемая гласная. Запомнить. Корень -горизонт- (т.е. не является корнем с чередованием).

Замирать. Корни с чередованием -мер-/-мир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Запомните это слово, как яркий пример корня с чередованием -мер-/-мир-. Корни с чередованием -мер-/-мир- будут иметь значения, связанные с понятиями “исчезнуть”, “прекратиться”, “прийти в состояние неподвижности”.

ГОрдиться. Проверочное слово — гОрдость. Корень -горд- (т.е. не является корнем с чередованием).

2) Компонент. Церемония. Непроверяемая гласная. Запомнить.

Перила. Непроверяемая гласная. Запомнить. Слово не содержит чередования. Корни с чередованием -пер-/-пир- имеют значение, близкое к “помещать в замкнутое пространство” или “соприкасаться с чем-либо, толкая”, тогда как слово ПЕРИЛА имеет корень -перил- и значение “невысокая загородка по внешнему краю чего-либо”.

3) ГОризонт. Непроверяемая гласная. Запомнить. Корень -горизонт- (т.е. не является корнем с чередованием).

ГОрчица. Проверочное слово — гОрький. Корень -горч- (т.е. не является корнем с чередованием).

ГОрдиться. Проверочное слово — гОрдость. Корень -горд- (т.е. не является корнем с чередованием).

4) ОтмИрать. Корни с чередованием -мер-/-мир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Запомните это слово, как яркий пример корня с чередованием -мер-/-мир-. Корни с чередованием -мер-/-мир- будут иметь значения, связанные с понятиями “исчезнуть”, “прекратиться”, “прийти в состояние неподвижности”.

ОтрАсль. Корни с чередованием -раст-/-ращ-/-рос-. Перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О. Корни с чередованием -раст-/-ращ-/-рос- будут иметь значения, близкие к понятию “увеличиваться в результате жизненного процесса, становиться больше, выше”. Слово является исключением. Перед С пишем А. Исключения мы также считаем чередованиями.

СкАчок. Корни с чередованием -скак-/-скоч-. Перед К пишется А, перед Ч пишется О. Слово СКАЧОК является исключением из правила. Исключения мы также считаем чередованиями.

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выписываем цифру 4.

5) СкАкать. Корни с чередованием -скак-/-скоч-. Перед К пишется А, перед Ч пишется О.

УрАвнение. Корень содержит чередование. Корень -равн- имеет значение “одинаковый, сходный по величине, качеству”, корень -ровн- имеет значение “ровный гладкий”.

ПолОг. Корни с чередованием -лаг-/-лож-. Перед Г пишется А, перед Ж пишется О. Корни с чередованием -лаг-/-лож- будут иметь значения, близкие к значению слова “класть” (в прямом и переносном смысле) “соотноситься с чем-то”, “быть связанным с чем-то” и т.д. (положение, прилагаться, отложить и пр.). Слово является исключением, т.к. перед Г пишем О. Исключения мы также считаем чередованиями.

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выписываем цифру 5.

1) зап..реть, зап..рать, выд..рать

2) выр..щенный, вн..мательный, пол..гаться

3) ст..листический, заст..лать, г..реть

4) тр..фарет, д..агноз, уж..сающий

5) пл..вец, м..литься, попл..вок

1) ЗапЕреть, запИрать. Корни с чередованием -пер-/-пир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Имеют значение, близкое к “помещать в замкнутое пространство” или “соприкасаться с чем-либо, толкая”.

ВыдИрать. Корни с чередованием -дер-/-дир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Имеют значение, близкое к “рвать на части, повреждать, отрывать”.

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выписываем цифру 1.

2) ВырАщенный. Корни с чередованием -раст-/-ращ-/-рос-. Перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О. Корни с чередованием -раст-/-ращ-/-рос- будут иметь значения, близкие к понятию “увеличиваться в результате жизненного процесса, становиться больше, выше”.

ВнИмательный. Корни с чередованием а(я)/им, а(я)/ин (слово ВНИМАТЕЛЬНЫЙ образовано от глагола ВНИМАТЬ; чередование: внЯть — внИМать). Запомните этот вид чередований. С ним часто возникают сложности.

ПолАгаться. Корни с чередованием -лаг-/-лож-. Перед Г пишется А, перед Ж пишется О. Исключение — полог. Корни с чередованием -лаг-/-лож- будут иметь значения, близкие к значению слова “класть” (в прямом и переносном смысле) “соотноситься с чем-то”, “быть связанным с чем-то” и т.д. (положение, прилагаться, отложить и пр.).

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выписываем цифру 2.

3) СтИлистический. Проверочное слово — стИль. Корень -стил- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“совокупность художественных средств, характерных для произведений искусства какого-нибудь творца, эпохи или нации”). Корни с чередованием -стел-/-стил- будут иметь значения, связанные с понятием “расстилать по поверхности, распространять по поверхности или низко над поверхностью”.

ЗастИлать. Корни с чередованием -стел-/-стил-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Корни с чередованием -стел-/-стил- будут иметь значения, связанные с понятием “расстилать по поверхности, распространять по поверхности или низко над поверхностью”.

ГОреть. Корни с чередованием -гар-/-гор-. Без ударения пишется О, под ударением пишется А. Будут иметь значения, связанные с понятиями “огонь”, “горение”; также близко к “находиться под воздействием высокой температуры” и т.д.

4) ТрАфарет. ДИагноз. Непроверяемая гласная. Запомнить.

УжАсающий. Проверочное слово — ужАсный.

5) ПлОвец, поплАвок. Корень с чередованием -плов-/-плав-. Пишется А. За исключением слов: пловец, пловчиха, плывуны.

МОлиться. Проверочное слово — намОленный.

1) г..рение, зап..реть, подн..мать

2) отв..рить (дверь), подк..ситься, з..рница

3) прик..саться, водор..сли, вн..мательный

4) г..ристый, п..ровать, ст..листический

5) к..соглазый, зам..реть, м..ротворец

1) ГОрение. Корни с чередованием -гар-/-гор-. Без ударения пишется О, под ударением пишется А. Будут иметь значения, связанные с понятиями “огонь”, “горение”; также близко к “находиться под воздействием высокой температуры” и т.д.

ЗапЕреть. Корни с чередованием -пер-/-пир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Имеют значение, близкое к “помещать в замкнутое пространство” или “соприкасаться с чем-либо, толкая”.

ПоднИмать. Корни с чередованием а(я)/им, а(я)/ин (поднЯть — поднИМать). Запомните этот вид чередований. С ним часто возникают сложности.

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выписываем цифру 1.

2) ОтвОрить. Корень чередования не содержит. Корень имеет значение “открыть дверь”, в то время как корни с чередованием -твар-/-твор- имеют значение “создавать, созидать; совершать что-нибудь”.

Подкоситься. Проверочное слово — кОсо. Корень -кос- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“перекошенный, кривой, идущий наклонно”). Корни с чередованием -кос-/-кас- будут иметь значения, связанные с понятием “трогать”.

Зарница. Корни с чередованием -зор-/-зар-. Без ударения пишется А, под ударением пишется то, что слышится. Будут иметь значения, близкие к понятию “яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца”.

3) ПрикАсаться. Корни с чередованием -кас-/-кос-. Пишем О, если после корня есть Н. В данном случае Н нет, поэтому пишем А. Корни будут иметь значения, связанные с понятием “трогать”.

Водоросли. Корни с чередованием -раст-/-ращ-/-рос-. Перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О. Корни с чередованием -раст-/-ращ-/-рос- будут иметь значения, близкие к понятию “увеличиваться в результате жизненного процесса, становиться больше, выше”.

Внимательный. Корни с чередованием а(я)/им, а(я)/ин (слово ВНИМАТЕЛЬНЫЙ образовано от глагола ВНИМАТЬ; чередование: внЯть — внИМать). Запомните этот вид чередований. С ним часто возникают сложности.

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выписываем цифру 3.

4) ГОристый. Проверочное слово — гОры. Корень -гор- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“пересечённый горами”). Корни с чередованием -гар-/-гор- будут иметь значения, связанные с понятиями “огонь”, “горение” и т.д.

ПИровать. Проверочное слово — пИр. Корень -пир- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“большой званый обед или ужин с обильным угощением”). Корни с чередованием -пер-/-пир- будут иметь значения, связанные с понятием “помещать в замкнутое пространство”.

СтИлистический. Проверочное слово — стИль. Корень -стил- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“совокупность художественных средств, характерных для произведений искусства какого-нибудь творца, эпохи или нации”). Корни с чередованием -стел-/-стил- будут иметь значения, связанные с понятием “расстилать по поверхности, распространять по поверхности или низко над поверхностью”.

5) КОсоглазый. Обратите внимание: в предложенном слове два корня. Нас интересует только тот, в котором пропущена буква. Его мы и анализируем. Проверочное слово — кОсо. Корень -кос- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“перекошенный, кривой, идущий наклонно”). Корни с чередованием -кос-/-кас- будут иметь значения, связанные с понятием “трогать”.

ЗамЕреть. Корни с чередованием -мер-/-мир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Корни с чередованием -мер-/-мир- будут иметь значения, связанные с понятиями “исчезнуть”, “прекратиться”, “прийти в состояние неподвижности”. Запомните это слово, как яркий пример корня с чередованием -мер-/-мир-.

МИротворец. Обратите внимание: в предложенном слове два корня. Нас интересует только тот, в котором пропущена буква. Его мы и анализируем. Проверочное слово — мИр. Корень -мир- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“отсутствие разногласий, вражды или ссоры”). Корни с чередованием -мер-/-мир- будут иметь значения, связанные с понятиями “исчезнуть”, “прекратиться”, “прийти в состояние неподвижности”.

1) Пушкин всегда был скуп на прил..гательные. (С. Маршак.) 2) Для Бунина характерно обилие прил..гательных. (К. Паустовский.) 3) Кто ясно мыслит, то ясно изл..гает. (Буало.) 4) Где мысль ясна, там ясно изл..женье, там нужные слова придут без затрудненья. (Буало.) 5) Ум заключается не только в знании, но и в умении прил..гать знание на деле. (Аристотель.) 6) Я представить не могу пол..жения, чтобы когда-нибудь было нечего делать. (Достоевский.) 7) Желая проверить свои предпол..жения, Левинсон пришел на собрание заблаговременно. (Фадеев.) 8) Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил..жу. (Пословица.) 9) Если сл..жить все ошибки умного, получится гора. (Пословица.) 10) Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного пол..жения. (Пословица.) 11) Надобно удивляться древнему искусству, которое умело вл..гать душу в мрамор, и прекрасную душу. (Карамзин.) 12) Отработав, что пол..гается, съешь, что причитается. (Пословица.) 13) Не сиди сл..жа руки — так и не будет скуки. (Пословица)

Раскройте смысл данных фразеологизмов и замените их синонимичным выражениями. Используйте фразеологические словари русского языка.
Образец. Наложить вето – запретить.

Сложить оружие — . положить зубы на полку — . сидеть сложа руки —. положить на обе лопатки — . вложить в уста — . ложиться на плечи —. положа руку на сердце —. заложить основы — . войти в положение — . ума не приложу — .
Составьте на основе данных фразеологизмов 5—6 предложений.
Выпишите из периодической печати, фольклорных и литературных источников 5—6 предложений, в которых есть слова с корнем -лаг- — -лож-.

Выпишите в один столбик словосочетания, включающие слова пропущенной буквой а, в другой — с буквой о.

1) Люди, нравственно культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге. (Сухомлинский.) 2) День ото дня всё шире и шире движенье за мир разрастается в мире. (Сурков.) 3) Речь должна вырастать и развиваться из знания вещей: если оратор не проник в вещи и не узнал их, речь его бессодержательна. (Цицерон.) 4) Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа. (Пушкин.) 5) Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано. (Некрасов.) 6) Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. (Пушкин.) 7) Не я увижу твой могучий поздний возраст, когда перерастешь моих знакомцев и старую главу их заслонишь от глаз прохожего. (Пушкин)

1) Не беречь поросли — не видать и дерева. 2) Сломать дерево — секунда, а вырастить — годы. 3) Даже самое большое дерево выросло из маленького семени. 4) Где выросла сосна, там она и красна. 5) На одном месте и камень мохом обрастает. 6) Человек — не грибок: в день не вырастет. 7) Сначала дерево пускает корни, а потом уж растет ввысь. 8) Водоросли выплывают в время наводнения. 9) Сорная трава быстрее растет. 10) Ум — не в возрасте, а в голове. 11) Где водоросли хороши, рыбы собираются, а вокруг хорошего человека — люди.

1) Наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений. (Растениеводство.) 2) Частый кустарник, которым заросло какое-либо место. (Заросли.) 3) Отдельная область деятельности, науки, производства. (Отрасль.) 4) Водяное растение, у которого отсутствует расчленение на корень, стебель и листья. (Водоросль.) 5) Крупный, высокого роста. (Рослый.) 6) Стебель растения в самом начале развития из семени. (Росток.) 7) Тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты. (Ростовщик.) 8) Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 лет. (Подросток.)

Папирус — это болотное растение. Ещё в древние времена оно росло в Египте по берегам Нила. Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу. Когда папирус вырастет, достигнув 3—5 метров и толщины с руку, проникнуть в его заросли невозможно: это плотная стена. Корни папируса сплетаются, и, разрастаясь, группа растений отрывается от берегов и образует своеобразный островок, который медленно плывет по реке.
Такие островки задерживают движение кораблей, мешают судоходству.
Путешественники, побывавшие в тропиках Африки, утверждают, что видели папирус, который произрастает на озере Чад.

Г..рючее вещество, уг..рный газ, обг..релый пень, г..рячий пирог, г..ревая дорожка, дог..ревший костер, заг..релый спортсмен, бронзовый заг..р, ог..рок свечи, пахнет г..рью, г..рячее время, заг..рать на берегу, выг..реть на солнце, г..рячка, не г..рячись, газовая г..релка, уг..р, подг..ревшее молоко, разг..рающийся день, перег..ревший провод.
Отметьте слова с корнем -гор-, употребленные в переносном значении.

1) Дымилась роща под горою, и вместе с ней горел закат. Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят. 2) Светилась, падая, ракета, как догоревшая звезда. 3) От жары, от злого зноя гимнастерки на плечах повыгорали, свое знамя боевое от врага солдаты сердцем заслоняли. 4) Горит свечи огарочек, гремит недальний бой. 5) И пока за туманами видеть мог паренек, на окошке на девичьем все горел огонек. 6) Были версты, обгорелые, в пыли,— этот день мы приближали, как могли. (Из песен.)

Укажите, какая буква — а или о — пропущена в корне слова. Раскройте смысл данных пословиц. Чему они нас учат?

1) Куй железо, пока г..рячо. 2) Старая дружба в огне не г..рит и в воде не тонет. 3) Из г..рящего дома что вынесешь, то и твое. 4) Пог..рел, как швед под Полтавой. 5) Не г..рячись: простынешь — пожалеешь. 6) Кто не г..рит, тот коптит. 7) От копеечной свечи Москва сг..рела. 8) Калач тем и хорош, что г..ряч. 9) У работящего в руках огнем дело г..рит. 10) На воре шапка г..рит.

I.
1) Горячий ветер наклоняет траву волнистую к земле. (Никитин.) 2) Весна разгоралась с каждым днем все ярче, все веселее. (Паустовский.) 3) Голубым хрусталем загорается на заре Венера. (Паустовский.) 4) А восток все горит — разгорается. (Никитин.) 5) А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу (Тургенев.) 6) По реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света. (Тургенев.) 7) Из-за реки тянуло гарью. (Лидин.) 8) Вечер. В саду плывет дым прошлогодних сгоревших листьев. (Песков.) 9) Кругом лес: осинник, березнячок, горелые сосны и редкие молодые сосенки. (Песков.) 10) Возле реки красным пламенем горели и дымились два огонька. (Тургенев.) 11) Молнии медленно загорались и гасли над каменистой равниной. (Паустовский.) 12) Пронесся август, клены отгорели. (Алигер.) 13) В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть*. (Есенин.) 14) Высоко в небе догорало багровым пламенем облако. (Паустовский.) 15) Облако спряталось, загорелые холмы нахмурились, воздух покорно застыл. (Чехов.) 16) Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы, шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы. (Есенин.)
II.
Часы-свечи
В одном из музеев Лондона можно увидеть удивительные часы. Вместо механизма в них вставлены . Что бы вы думали? 366 стеариновых свечей янтарного цвета. Каждая из этих необычных свечей достигает 2 метров и сгорает за сутки. На свече 24 отметки, которые соответствуют определенному часу. По мере выгорания свечи большое желтое пламя добирается до той или иной цифры. Здесь всегда много людей, которые хотят знать, сколько в данный момент времени. Некоторые из посетителей сверяют свои ручные часы, переводят стрелки. (Из газет.)

Прикасаться к проводу, неприкосновенный запас, касательная линия, выполнять неукоснительно, коснулся пальцем, войти в соприкосновение с противником, прикоснуться к утюгу, касается каждого, неосторожное прикосновение, лучи солнца, касавшиеся верхушек деревьев.

1) Ничто так близко не соприкасается с идеей вечности, как представление о литературе. (Салтыков-Щедрин.) 2) Нет ничего, что не касалось бы честных людей. (Горький.) 3) О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды, не стоит жалеть. (Писарев.) 4) Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека. (Сухомлинский.) 5) Прикосновение к природе неизбежно возбуждает чувства и порождает мысли. (Сладков.)

1) Легкое прик..сновение.
2) Неприк..сновенный запас.
3) К..сательная линия.
4) Точки соприк..сновения.

1) Слегка к..саться.
2) Вопрос, к..сающийся реформы.
3) Осторожно прик..саться к утюгу.
4) Соприк..сновение с противником.

1) Солнечные лучи почти никогда не к..саются холодной, серебристой влаги родника. (Тургенев.) 2) Легкий ветерок к..снулся камышей, и они зашевелились и зашелестели. (Тургенев.) 3) Молодые деревья р..сли очень тесно, ничей топор еще не к..снулся до их стройных стволов. (Тургенев.) 4) Я сидел в тенистом саду, прик..снувшись спиной к стволу огромного дуба. (Л. Толстой.) 5) Мы шли сквозь зар..сли лозняка, и молодые пор..сли касались нашего лица. Кусты наклонялись, почти к..саясь воды. (Л. Толстой.) 6) В Мещере наблюдается удивительное богатство и разнообразие р..стительного мира. (Паустовский.) 7) Улыбнулось из-за тучи солнышко, и заг..релась на небе над рекой семицветная радуга. (Соколов-Микитов.) 8) Очень красивы, веселы молодые елочки, похожие на лесных пионеров. Они р..стут быстро, и сквозь их зеленую колючую чащобу трудно пробраться человеку. (Соколов-Микитов.) 9) Перед переменой погоды, перед грозой ласточки-касатки летают низко над землей. Своей грудкой они к..саются поверхности пруда или широкой спокойной реки. (Соколов-Микитов.) 10) Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где р..стут высокие травы. (Тургенев.) 11) Взошло солнце, и только одна большая звезда осталась г..реть над лесом. От з..ри до з..ри работают в сенокос люди. Ярко бл..стят косы. Густыми рядами л..жится высокая пахучая трава. (Соколов-Микитов.) 12) Ночь уже л..жилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям. (Лермонтов.)

Блестеть на солнце, блистательный успех, блеснувшая молния, блистание, блестящий оратор, заблестели на небе, блеснуть знаниями, лунный блеск, ловить на блесну, отблеск пламени, блиставшие молнии, слегка поблескивая.

Выпишите сначала предложения, в которых описывается зима, потом весна, лето и осень. Вставьте пропущенные безударные гласные и объясните (устно), почему выбрано то или иное написание.

1) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко бл..стало. (Пушкин.) 2) Полянка была залита горячими, бл..стящими лучами июньского солнца. (Л. Толстой.) 3) Чародейкою зимою околдован лес стоит — и под снежной бахромою, неподвижною, немою чудной жизнью он бл..стит. (Тютчев.) 4) Окаймленное кустами молодых ракит разноцветными огнями озеро бл..стит. (Никитин.) 5) Еще светло,— перед окном в разрывы облак солнце блещет, и воробей, своим крылом в песке купаяся, трепещет. (Фет.) 6) Березы желтою резьбой бл..стят в лазури голубой. (Бунин.) 7) Под голубыми небесами великолепными коврами, бл..стя на солнце, снег лежит. (Пушкин.) 8) Вот и солнце встает, из-за пашен бл..стит, за морями ночлег свой покинуло, на поля, на луга, на макушки ракит золотыми потоками хлынуло. (Никитин.)

Запишите, вставляя пропущенные буквы, в одну колонку слова с корневым е, а в другую — и. Объясните (устно) выбор написаний. Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Наст..лать полы, ст..лить лен, расст..лающийся туман, перест..лить постель, расст..лать ковры, уст..лать желтыми листьями, заст..лать горизонт, пост..лить скатерть, ст..лющийся клевер.

1) Белый пар по лугам расстилается. (Никитин.) 2) По лицу земли туман стелется. (Кольцов.) 3) Черная туча грозно застилает противоположную сторону небосклона. (Л. Толстой.) 4) Снег летает и сверкает в золотом сиянье дня, словно пухом устилает все долины и поля. (Дрожжин.) 5) С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает все доступное для глаза. (Чехов.) 6) Было тихо, дым весь пал в лощину и все застелил. (Пришвин.) 7) Солнце садилось; золотые тучки расстилались по небу все мельче и мельче. (Тургенев.) 8) Еще не растаял в глубоких оврагах снег, а уже цветут под деревьями, белым и голубым ковром расстилаются подснежники-перелески, первые веселые цветы нашего леса. (Соколов-Микитов.) 9) Огромные папоротники стелили по земле свои метровые листья.

Запишите, вставляя пропущенные буквы, в одну колонку слова с корневым е, а в другую — и. Объясните (устно) выбор написаний. Составьте предложения с данными словосочетаниями: сперва со словосочетаниями именного, а затем глагольного типа.

Ст..рать белье, выст..ранная, скатерть, ст..реть пятно, раст..рать краску, раст..реть полотенцем тело, обт..рание холодной водой, прот..реть очки, ст..ральный порошок, нат..реть полы, подт..рать пол, расшитый ут..ральник, нат..ртый хрен, кухонная т..рка.

1) Белье не примерзнет к веревке, если протереть ее тряпкой, смоченной в теплом растворе соды или соли. 2) Никелированные и серебряные изделия будут блестеть как новые, если их вытереть шерстяной тряпочкой, смоченной нашатырным спиртом. 3) Смочив подпалины от утюга соком репчатого лука, выстирайте вещь в теплой воде. Через несколько часов после просушки подпалины исчезнут.

1) Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не оп..раясь на воздух. (Павлов.) 2) На штыки можно оп..раться, но на них нельзя сидеть. (Из газет.) 3) Трусливый друг опаснее врага: врага опасаешься, а на друга оп..раешься. (Пословица.) 4) На коня не полагайся, на реку не оп..райся. (Пословица.) 5) Кто широко живет, тот ворот не зап..рает. (Пословица.) 9) Дерево на дерево оп..рается, а человек — на человека. (Пословица.)

Вставьте пропущенные буквы. Выпишите примеры в следующей последовательности: с корнем -мер-/-мир- (смерть), мир (земной шар), мир (общество), мир (отсутствие войны), мер (мера).

1) При Владимире, прозванном в народе Красным Солнышком, было время долгого мира: спокойно трудился земледелец, не страшась кочевников. (А. Толстой.) 2) Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла. (Лермонтов.) 3) Умирает весна, умирает! Водворяется жаркое лето. (Некрасов.) 4) Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок. (Крылов.) 5) Каменщик взял кирпич, примерил2,— и молча пол..жил назад. (Андреев.) 6) В целом мире нет, нет красивее Ленинграда моего. (Песня.) 7) Да разве об этом расскажешь — в какие ты годы жила! Какая безмерная2 тяжесть на женские плечи легла! (Исаковский.) 8) Знаете, каким он парнем был! На руках его весь мир носил. (Добронравов.) 9) Начинается большое раздумье о всей жизни, и твоя маленькая личная скорбь замирает, и чувствуешь ее глухо и где-то далеко. (Пришвин.)

1) По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирался охотник. 2) Выбежал на опушку леса рыжий лисовин, присел отдохнуть под старой березой. Много слышит и видит он в весеннем лесу. Слышит, как птичьими голосами наполняется лес, как тихо попискивают мыши, как пробирается по сухому валежнику, выбравшись2 из зимнего логова, голодный еж. 3) Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в теплых гнездах, забирались в глубокие дупла деревьев. 4) Вывела медведица своих медвежат в лес. Будут они теперь привыкать к родному лесу, играть и кувыркаться по мягким кочкам, взбираться на деревья. 5) С утра до позднего вечера без устали хлопочут проворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то спустятся на землю собирать грибы. В лесных кладовых спрятали они отборные2, вкусные орехи. 6) В самых недоступных местах устраивают гнезда сторожкие журавли. Спокойно им жить на неприступном болоте. Не пройдет по болоту волк, не проберется лисица, не подкрадется осторожная рысь. 7) Ни воды, ни больших вязких болот, ни глухой непролазной чащобы не страшатся сильные лоси. Но беспощадно кусают их комары. Чтобы спастись от комаров, забираются иногда лоси в воду. 8) Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда вам откроется чудесная красота русского леса. (Соколов-Микитов.)

Методика правописания чередующихся безударных гласных корня требует разграничения этого материала по двум основаниям:
1) по графическому признаку выделяют две подгруппы — с чередованиями о — а и е — и;
2) по условиям, от которых зависит написание той или иной безударной гласной в корне слова, а именно:
— от места ударения в слове (гар— гор-);
— от наличия или отсутствия суффикса а после корня (кас кос-, бер бир-);
— от последующих согласных в корне (раст-/ ращ рос-, лаг лож-).

Источник: Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Кн. дл учителя: Из опыта работы.— М.: Просвещение, 1991.— 144 с.

Читайте также: