Как возместить расходы на проезд в командировку транспортом общего пользования

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня многие торговые компании с целью заключения договоров поставки, налаживания деловых контактов, а также решения претензионных вопросов направляют сотрудников в командировки. В статье рассмотрим порядок документального оформления расходов на проезд при направлении сотрудника в командировку и спорные вопросы налогообложения таких расходов.

В соответствии со ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику следующие расходы на проезд (п. 12 Положения о командировках ):

  • стоимость проезда к месту командировки и обратно;
  • стоимость проезда транспортом общего пользования к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти затраты;
  • стоимость услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей.

Порядок и размеры возмещения таких расходов определяются коллективным договором или локальными нормативными актами. По общему правилу такие расходы можно отнести в состав налоговых, кроме того, они не облагаются НДФЛ и страховыми взносами (пп. 12 п. 1 ст. 264, п. 3 ст. 217 НК РФ, ч. 2 ст. 9 Закона о страховых взносах и п. 2 ст. 20.2 Закона о страховании от несчастных случаев ).

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Казалось бы, в законодательстве четко прописан порядок возмещения расходов и их состав. Однако на практике данный вид расходов вызывает много споров. Давайте разберемся, как необходимо оформить расходы на проезд и какие из них налоговики не примут в составе уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Как должны быть оформлены билеты и что делать, если сотрудник потерял посадочный талон?

Зачастую билеты для работника, направляемого в командировку, оформляются в электронном виде. Согласно Приказу Минтранса России от 08.11.2006 N 134 пассажиру в обязательном порядке выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок), являющаяся документом строгой отчетности. Таким образом, если к месту командировки и обратно работник добирается авиатранспортом, произведенные расходы подтверждаются маршрут/квитанцией авиабилета (распечатанной на бумажном носителе), в которой указана стоимость перелета, посадочным талоном, подтверждающим перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту (Письма Минфина России от 14.01.2014 N 03-03-10/438 , от 29.08.2013 N 03-03-07/35554, от 07.06.2013 N 03-03-07/21188). Дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, в том числе выписки, подтверждающей оплату банковской картой, не требуется.

"Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации".
Письмом ФНС России от 05.02.2014 N ГД-4-3/1897 направлено для сведения и использования в работе нижестоящим налоговым органам.

При этом следует помнить, что согласно пп. 2 п. 1 Приложения к Приказу Минтранса России N 134 для электронного пассажирского билета установлен перечень обязательных реквизитов. Следовательно, маршрут/квитанция, которая не содержит хотя бы одного необходимого реквизита, не может являться основанием для признания расходов (Письмо Минфина России от 26.09.2012 N 03-07-11/398).

В случае если сотрудник потерял посадочный талон, ему необходимо обратиться к авиаперевозчику за справкой, в которой должны быть указаны сведения, подтверждающие факт перелета данным рейсом и оплаченный тариф (Письмо Минфина России от 06.06.2012 N 03-03-06/4/61).

Если к месту командировки и обратно работник добирается железнодорожным транспортом, нужно учитывать, что с 1 января 2012 г. контрольный купон электронного железнодорожного билета признается документом строгой отчетности (п. 2 Приказа Минтранса России от 21.08.2012 N 322 ). Поэтому для подтверждения расходов на проезд железнодорожным транспортом достаточно контрольного купона электронного билета.

"Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте".

Штраф за переоформление и возврат билетов и оплата услуг VIP-зала

По тем или иным причинам командировка может быть перенесена. В случае если это произошло уже после покупки или бронирования билетов, у организации возникнут расходы на оплату штрафов за их переоформление.

Кроме того, для своих топ-менеджеров организации нередко покупают билеты бизнес-класса (вагоны повышенной комфортности), а также оплачивают пребывание своих сотрудников в VIP-залах во время ожидания в аэропортах и на вокзалах. Указанные расходы вызывают много вопросов у проверяющих.

Штраф за переоформление и возврат билетов организация правомерно может учесть при исчислении налога на прибыль согласно пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, в котором сказано, что налогоплательщик может учесть в расходах затраты в виде признанных должником штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств (см. также Письма Минфина России от 29.11.2011 N 03-03-06/1/786, от 25.09.2009 N 03-03-06/1/616).

На вопрос о включении в расходы в целях налогообложения прибыли оплаты услуг VIP-зала, оказываемых командированным сотрудникам, однозначный ответ дать сложно. С одной стороны, финансовый орган неоднократно высказывал мнение, что организации вправе учесть их в расходах (Письма от 15.08.2013 N 03-04-06/33238, от 07.06.2007 N 03-03-06/1/365) , с другой - налоговики не всегда принимают данные расходы в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, о чем свидетельствует судебная практика.

По данному вопросу существует положительная для налогоплательщика судебная практика (Постановление ФАС МО от 06.04.2009 N КА-А40/2383-09).

Расходы организации по оплате услуг бизнес-залов в аэропортах, на железнодорожных и автомобильных вокзалах относятся к расходам сотрудников на проезд до места назначения и не подлежат обложению НДФЛ (Письмо Минфина России от 20.09.2013 N 03-04-06/39125). И если проверяющие будут настаивать на обратном, то у организации есть хорошие шансы отстоять свою правоту в суде (Постановление ФАС СЗО от 25.04.2013 N А42-7726/2011). При этом организации необходимо позаботиться о том, чтобы порядок возмещения подобных расходов был прописан в ее локальных актах, иначе налоговики могут доначислить НДФЛ, а суд поддержать их (Постановление ФАС ВСО от 07.07.2011 N А33-9347/2010).

Затраты на билеты бизнес-класса и в вагонах повышенной комфортности также можно включить в расходы, поскольку Налоговый кодекс не ограничивает размер затрат на проезд работников к месту командировки и обратно (Письмо Минфина России от 21.04.2006 N 03-03-04/2/114). Более того, финансисты разрешили учесть в расходах организации стоимость фрахта воздушного судна (Письмо от 07.06.2007 N 03-03-06/1/365). К аналогичному выводу пришли и судьи (Постановление ФАС МО от 19.11.2009 N КА-А40/12077-09).

Исходя из разъяснений Минфина при наличии решения работодателя о возмещении командированному работнику стоимости проезда бизнес-классом не следует удерживать НДФЛ с суммы фактически возмещенных организацией документально подтвержденных расходов на проезд к месту назначения и обратно (Письмо Минфина России от 30.12.2011 N 03-04-06/6-364).

Из отпуска - в командировку

Также возникает вопрос, что делать с расходами на проезд, если сотрудник направляется в командировку из отпуска и наоборот. Чиновники из Минфина комментируют его следующим образом: расходы на оплату проезда работника из места проведения отпуска к месту проведения командировки и из места командировки к месту постоянной работы могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. То есть расходы на проезд признаются независимо от места нахождения работника, направляемого в командировку. В обратной же ситуации (если работник остается в месте командировки для проведения отпуска) в признании расходов на проезд может быть отказано. По мнению чиновников, в этом случае компания оплачивает сотруднику возвращение не из командировки, а из отпуска (Письмо Минфина России от 08.11.2013 N 03-03-06/1/47813).

Более того, если работник убывает в командировку ранее даты, указанной в приказе о командировании (возвращается из командировки позднее установленной даты), оплата полной стоимости его проезда в некоторых случаях не может рассматриваться как компенсация расходов, связанных со служебной командировкой в целях исчисления НДФЛ. Например, в Письме Минфина России N 03-03-06/1/47813 разъясняется, что в случае, если сотрудник организации направляется в место командировки из места нахождения в отпуске, а по окончании командировки возвращается в место нахождения организации-работодателя, возмещение организацией стоимости проезда сотрудника от места проведения отпуска до места командировки и от места командировки до места работы не подлежит обложению НДФЛ на основании абз. 11 п. 3 ст. 217 НК РФ. А вот оплата проезда сотрудников от места командирования к месту проведения отпуска и от места проведения отпуска до места жительства облагается НДФЛ в общеустановленном порядке.

Более лояльно к налогоплательщикам высказались финансисты в Письме от 12.09.2013 N 03-04-08/37693: если работник остается в месте командирования, используя выходные или нерабочие праздничные дни, дни отпуска, оплата организацией проезда от места проведения свободного от работы времени до места работы не приводит к возникновению у него экономической выгоды в целях исчисления НДФЛ. Аналогичный подход используется в случае выезда работника к месту командировки до даты ее начала.

Расходы на такси

Кроме вышеперечисленных расходов, работодатели возмещают своим сотрудникам расходы на проезд до железнодорожных вокзалов, аэропортов и т.д., если те находятся за пределами населенного пункта. Если работник пользуется для этого общественным транспортом, в частности аэроэкспрессом, претензий у проверяющих, как правило, не возникает. Такие расходы можно смело учитывать в целях налогообложения прибыли.

Если же сотрудник воспользовался такси, указанные расходы также могут быть признаны при расчете налога на прибыль, но при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения (Письма Минфина России от 11.07.2012 N 03-03-07/33, от 04.10.2011 N 03-03-06/1/621). Отметим, что проверяющие таким расходам уделяют повышенное внимание, следовательно, и организации должны отнестись к ним серьезно.

В соответствии с п. 111 Правил перевозок пассажиров оплату услуг такси необходимо подтвердить чеком ККТ или квитанцией в форме бланка строгой отчетности, обязательными реквизитами которой являются:

а) наименование, серия и номер квитанции на оплату пользования легковым такси;

б) наименование фрахтовщика;

в) дата выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси;

г) стоимость пользования легковым такси;

д) Ф.И.О. и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.

Работодатель может возместить командированному сотруднику расходы на такси не только в аэропорт (на станцию), но и по городу. И если данные расходы экономически обоснованы, их также можно учесть в целях налогообложения. Так, налоговики в Письме от 11.11.2011 N 16-15/109748@ пояснили, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, если командированному лицу по каким-либо причинам нужно было передвигаться по городу на такси, например, перевозя тяжелый или ценный груз, эти расходы можно признать экономически обоснованными и включить в расходы в целях исчисления налога на прибыль. Необходимо, чтобы работник написал служебную записку с разъяснением о производственной необходимости этих расходов и приложил к ней оправдательные документы.

Аренда автомобиля

Иногда командированному сотруднику удобнее арендовать автомобиль, например, для перемещения из одного города в другой. Правомерно ли признавать такие расходы в целях налогообложения? Финансовое ведомство пришло к выводу, что оплата организацией аренды автомобиля для проезда работников при нахождении их в командировке относится к числу компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиками трудовых обязанностей (Письмо Минфина России от 29.11.2010 N 03-03-06/1/742). Судьи также поддерживают данную позицию и признают расходы на аренду автомобиля обоснованными (Постановление ФАС СКО от 22.09.2010 по делу N А32-49229/2009).

Что касается вопроса об обложении НДФЛ указанных расходов, по мнению финансового ведомства, они относятся к числу компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиками трудовых обязанностей, и не облагаются НДФЛ (Письмо Минфина России от 29.11.2010 N 03-03-06/1/742). Есть решения судов, согласно которым возмещение расходов работника по аренде автотранспорта в командировке НДФЛ не облагается (Постановления ФАС СКО от 22.09.2010 N А32-49229/2009, ФАС УО от 03.09.2007 N Ф09-7059/07-С2).

Наряду с этим встречаются судебные решения не в пользу налогоплательщика: расходы командированного работника по прокату машин не относятся к расходам, не подлежащим обложению НДФЛ (Постановление ФАС МО от 04.04.2013 по делу N А40-51503/12-90-279).

Расходы на проезд, возмещаемые сотруднику в период его нахождения в командировке, должны быть экономически оправданы и документально подтверждены. Иначе несмотря на то, что финансовое ведомство разрешает учитывать расходы на проезд на такси, фрахт воздушного судна, аренду автомобиля и пр. в целях исчисления налога на прибыль, а также не облагать их НДФЛ, к организации могут возникнуть претензии со стороны проверяющих территориальных налоговых инспекций.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

В письме от 28.09.2020 № 14-2/ООГ-15415 Минтруд России высказался по поводу возмещения затрат работнику на его проезд в метро в месте пересадки при следовании в командировку.

Специалисты трудового ведомства рассмотрели следующую ситуацию. Работник федерального бюджетного образовательного учреждения (далее — ФГУ) был направлен в командировку из Нижнего Новгорода в Московскую область. Он доехал на поезде до Курского вокзала г. Москвы. Далее добрался на метро до станции Алтуфьево и от нее автобусом — до конечного места командировки. Учреждение возместило работнику расходы на проезд в метро и на автобусе на основании представленных им проездных документов, приложенных к авансовому отчету. Однако при проверке деятельности учреждения вышестоящим органом проверяющие со ссылкой на п. 12 Положения о командировках, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (далее — Положение о командировках), указали на неправомерность возмещения работнику его расходов на проезд в метро, поскольку такой проезд производился в пределах городской черты.

Правила для ФГУ

Перечень расходов, которые работодатель обязан возмещать командированному работнику, приведен в ст. 168 ТК РФ. Это:

расходы по проезду;

расходы по найму жилого помещения;

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Для работников ФГУ порядок и размеры возмещения расходов на командировки определяются нормативными правовыми актами Правительства РФ (ст. 168 ТК РФ). Пунктом 12 Положения о командировках установлено, что расходы по проезду командированного работника включают расходы по проезду транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы, а также страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей.

Учитывая вышеуказанные положения, специалисты трудового ведомства пришли к выводу, что ФГУ возмещает работнику командировочные расходы на проезд в транспорте общего пользования к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта. Возмещение иных транспортных расходов Положением о командировках не предусмотрено.

Из сказанного Минтрудом России следует, что он считает неправомерным возмещение работнику ФГУ расходов на проезд в метро в пределах городской черты при следовании к месту командирования.

Коммерческие организации вправе выбирать

Сказанное специалистами Минтруда России справедливо только для ФГУ, поскольку, как было указано выше, работникам таких учреждений возмещение расходов производится строго в соответствии с актами Правительства РФ. Для коммерческих организаций подобного ограничения нет. Согласно ст. 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам таких организаций определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. При этом работодатель обязан возмещать командированному работнику расходы, произведенные им с разрешения или ведома работодателя. Таким образом, коммерческая организация вправе прописать в коллективном договоре или локальном нормативном акте условие, что командированному работнику возмещаются его затраты на проезд общественным транспортом (в том числе в метро) в городской черте при следовании к месту командирования и обратно. И тогда никаких претензий по поводу необоснованности возмещения подобных расходов не будет.

Это подтверждается разъяснениями, данными ФНС России в письме от 12.07.2011 № ЕД-4-3/11246. Налоговики указали, что ст. 168 ТК РФ предусмотрена возможность определения в коллективном договоре или локальном нормативном акте порядка и размеров возмещения расходов, связанных со служебными командировками. А следовательно, работодатель вправе предусмотреть возмещение расходов на проезд городским транспортом и закрепить соответствующее положение в коллективном договоре или другом локальном нормативном акте (например, положении о командировках в организации). В этом случае суммы такого возмещения можно учесть в расходах по налогу на прибыль в составе командировочных расходов.

Данная статья представляет собой инструкцию для бухгалтеров, которым нужно быстро изучить или освежить в памяти ключевые вопросы, связанные с оформлением командировок и учетом командировочных расходов. Материал будет обновляться каждый раз после внесения изменений в законодательство, поэтому обращать внимание на дату размещения статьи не нужно — шпаргалка будет актуальной всегда.

Что такое командировка

Командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 Трудового кодекса).

Поездка в филиал своей организации, который находится вне места постоянной работы, также считается командировкой. Это закреплено в пункте 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.08 № 749 (далее — Положение о командировках).

Автоматически рассчитать зарплату командированного работника по действующим правилам Рассчитать бесплатно

Продолжительность командировки

Работодатель волен установить любой срок командировки исходя из объема, сложности и прочих нюансов предстоящей поездки (п. 4 Положения о командировках).

При этом максимальная продолжительность нигде не обозначена. Таким образом, командировка может длиться сколь угодно долго, вплоть до нескольких месяцев или лет.

Но на практике компании и предприниматели часто направляют работников в однодневные поездки, и оформляют их так же, как обычные командировки. Другими словами, выплачивают суточные, компенсируют стоимость проезда и проч. О том, как правильно учесть такие расходы, мы расскажем ниже.

Первый и последний день командировки

Первый день командировки — это дата отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства. Последний день командировки — это дата прибытия соответствующего транспортного средства в населенный пункт, где расположено место постоянной работы.

При отправлении (или прибытии) транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда (или приезда) считаются текущие сутки, а с 00 часов и позднее — последующие сутки. Если станция, пристань или аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до (или от) станции, пристани или аэропорта.

Какие документы оформить при командировке

Прежде всего, необходимо составить приказ или распоряжение руководителя о направлении в командировку.

Прежде при направлении работников в командировки работодатели были обязаны утверждать служебные задания и оформлять командировочные удостоврения. Однако теперь это делать не нужно. С указанной даты фактический срок пребывания работника в месте командирования определяется по проездным билетам, представляемым по возвращении из командировки. Если же работник направляется в командировку на личном транспорте, то фактический срок пребывания в месте командирования работник должен указать в служебной записке.

Заметим , что организациям, которые регулярно направляют сотрудников в служебные поездки, лучше подготовить локальный нормативный акт, например, положение о командировках. В нем следует прописать все детали: размер суточных, величину компенсации расходов по командировке и т д. Подобный документ может стать одним из решающих аргументов в пользу налогоплательщика при проверках или на суде.

Как заполнить табель учета рабочего времени

Ведите табель и рассчитывайте зарплату в веб‑сервисе Попробовать бесплатно

Заработная плата за время командировки

Период командировки оплачивается не так, как обычная работа, а по среднему заработку (ст. 167 ТК РФ). Каким бы не был режим работы, средний заработок рассчитывается исходя из фактически начисленной заработной платы и фактически отработанного времени за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, когда началась командировка.

Пример

Сотрудник находился в командировке с 21 по 25 июня 2021 года (пять рабочих дней). Все выплаты, полученные сотрудником за период с июня 2020 по май 2021 года включительно (12 месяцев), приведены в таблице 1.

Заметим, что некоторые компании оплачивают командировку не по среднему, а по фактическому заработку. Такой вариант хотя и не вполне корректен, но допустим. Главное, чтобы фактический заработок за период командировки не оказался меньше среднего заработка, ведь иначе права работника окажутся нарушенными. Чтобы этого не произошло, лучше для каждой командировки сравнить два значения зарплаты: первое — по среднему заработку, второе — по фактическому. И если первое значение не больше второго, можно оплачивать командировку исходя из оклада.

Если человек трудился в командировке в свой выходной, и это отражено в табеле учета рабочего времени, то такую работу необходимо оплатить в двойном размере. Есть и альтернативный вариант: по желанию работника оплату предоставить в одинарном размере и дать дополнительные выходные (ст. 153 ТК РФ).

Компенсация командировочных расходов и суточные

Работодатель обязан не только выплатить сотруднику зарплату за время командировки, но и возместить командировочные расходы. Они перечислены в статье 168 ТК РФ. Это суточные, стоимость проезда, плата за наем жилого помещения и иные затраты, согласованные с работодателем. Рассмотрим каждый вид расходов в отдельности.

Суточные

Суточные полагаются работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и праздники, а также за дни нахождения в пути (п. 11 Положения о командировках).

Каждый работодатель волен установить тот размер суточных, который считает нужным. При этом не возбраняется утвердить разные величины суточных для различных категорий работников. Например, суточные руководителя могут быть выше, чем суточные инженера.
Сотрудник, вернувшийся из командировки, не обязан отчитываться о том, на что потратил суточные. Проще говоря, работнику не нужно предоставлять в бухгалтерию первичные документы и авансовый отчет по суточным.

Оплата проезда

При возмещении командированному сотруднику расходов на дорогу не нужно удерживать НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ) и платить страховые взносы (п.2 ст. 422 НК РФ).

Если работник добирался на рейсовом транспорте, то ему придется предоставить проездной билет. При этом не обязательно, чтобы билет был установленной формы. Главное, чтобы на нем стояли реквизиты, подпись и печать перевозчика, а также наименование пунктов отправления и прибытия, цена (постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.08.12 № Ф03-3467/2012).

Оплата жилья

При возмещении командированному сотруднику расходов на дорогу не нужно удерживать НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ) и платить страховые взносы (п.2 ст. 422 НК РФ).

Если же работник потерял подтверждающий документ или вовсе не получал его, так как проживал в частном секторе, то расходы в налоговом учете отразить нельзя, равно как нельзя и принять НДС к вычету. НДФЛ с суммы возмещения нужно удержать с величины, превышающей 700 руб. за каждый день при командировке внутри страны, и с величины, превышающей 2 500 руб. за каждый день загранкомандировки. Страховые взносы необходимо начислить на всю сумму неподтвержденных расходов на жилье. Об этом сообщили специалисты Минздравсоцразвития России от 11.11.10 № 3416-19, вывод подтверждают судьи (постановление АС Северо-Кавказского округа от 20.11.17 № А32-1706/2017 ).

Оплата питания

Налоговики считают, что питание во время командировки должно оплачиваться за счет суточных. Поэтому если работодатель возмещает стоимость питания отдельно, такие расходы нельзя учесть при налогообложении прибыли, и с них следует заплатить страховые взносы и НДФЛ.

Даже если компания вообще не выплачивают суточные, а только возмещает расходы на питание, подобные затраты не уменьшают прибыль и включаются в базу по взносам и по НДФЛ. Дело в том, что стоимость питания не упомянута среди командировочных расходов ни в Трудовом кодексе, ни в Положении о командировках.

Арбитражная практика по этому вопросу противоречива. Есть дела, выигранные компаниями (см., например, постановление ФАС Московского округа от 07.11.12 № А40-112186/11-20-455). Но также есть дела, выигранные инспекторами (см, например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.03.12 № Ф03-912/2012).

На наш взгляд, безопаснее предотвратить конфликт, и не отражать стоимость питания в налоговом учете, а взносы и НДФЛ лучше заплатить.

Загранкомандировки

У зарубежных служебных поездок есть свои особенности.

Суточные, выданные в валюте, нужно пересчитать в рубли по курсу, который действовал на день их выдачи. Размер суточных, освобожденных от НДФЛ, за день, когда сотрудник пересек границу, равен: при отъезде в командировку 2 500 руб., при возвращении из командировки 700 руб. Это следует из пункта 18 Положения о командировках.

Читайте также: