Во многих странах появляется конституция закрепляющая гражданские права и свободы в каком веке

Обновлено: 13.06.2024

20 октября 2004 года в Риме был подписан Договор о введении Конституции для Европы. Работа над проектом конституции длилась три года. Окончательный текст документа был одобрен на специальном саммите ЕС в июне 2004 г. 29 октября 2004 г. главы всех 25 государств-членов Евросоюза подписали в Риме новую европейскую конституцию. Уникальность этого документа состоит в том, что он появился сразу на 20-ти языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире. Европейская конституция, по мнению её авторов, должна была способствовать появлению общеевропейского самосознания и сделать ЕС моделью нового миропорядка. Тем не менее, эта конституция так и не была принята. На общенациональных референдумах европейских стран она не смогла собрать достаточно голосов в свою поддержку.

Израиль

Хотя Декларация о независимости Израиля содержит в себе указания, что конституция государства должна быть принята не позднее 1 октября 1948 года, противоречия между духовными и мирскими законами Израиля оказались слишком велики, чтобы их все можно было разрешить в одном документе, и единая конституция так и не была написана. К тому же во время работы съезда по созданию конституции Давид Бен-Гурион, бывший тогда премьер-министром Израиля, сказал, что работа над документом должна быть приостановлена до тех пор, пока основная часть евреев не вернётся на свою историческую родину. В настоящее время в Израиле вместо единой конституции действует свод основных законов. Начиная с 1958 года было принято 14 таких актов, 11 из которых остаются в силе. Среди них закон о кнессете (1958), о правительстве (2001), об армии (1976), о столице Израиля Иерусалиме (1980), о свободе и достоинстве человека (1992).

Франция

Испания

Ныне действующая Конституция Испании (исп. Constitución española) была принята на референдуме, состоявшемся 6 декабря 1978 года. Конституция 1978 года была положительно принята большинством населения Испании и во многом аналогична конституциям других западных стран. Она провозглашает основные права человека, общественные свободы, принцип разделения властей, народного суверенитета и объявляет Испанию социальным, демократическим, правовым государством с политическим строем в форме парламентской монархии. Конституция 1978 предоставила широкие права автономным областям.

Италия

Турция

По конституции, Турция является страной, управляемой республикой и в тоже время демократическим, светским, социально-правовым государством, верным принципам и национализму Ататюрка, в котором уважаются права человека. Это основополагающие принципы республики. Демократия, предусмотренная конституцией, является представительной.

Мексика

Индия

Действующая Конституция Индии принята Учредительным собранием в 1950 г. Являясь самым большим по объёму основным законом в мире, она представляет соединение конституционно-правовых традиций Великобритании с отдельными положениями конституций США, Ирландии, Канады, Австралии, СССР, Веймарской республики в Германии, Японии и некоторых других стран. С момента принятия в неё внесены многочисленные изменения и дополнения (около 500). Конституция Индии содержит разные по значимости и степени гарантированности нормы, относящиеся не только к конституционному, но и к некоторым другим отраслям права. Отдельные положения конституции могут показаться несущественными (например, один из руководящих принципов политики государства: предотвращать убой коров и телят), хотя в специфических условиях Индии с учётом верований населения они приобретают важное значение. Конституция излишне детализирована, но её основное содержание относится к важнейшим сторонам общественного и государственного строя, правового статуса личности.

Польша

Половина мира думает, что американская конституция является самой первой конституцией в мире. А на самом деле первая – польская. Но так как её даровал монарх, а не принял народ, многие учёные о ней забывают. Первая польская конституция – самая старая в Европе. Она была принята 3 мая 1791 года, на полгода раньше французской. Согласно конституции, Польша провозглашалась страной под управлением наследственной конституционной монархии и парламента, который избирался на два года. Через год в результате раздела территории между Пруссией, Россией и Австрией Польша утратила самостоятельность, но в 1918 году страна вновь воссоединилась, и 3 мая был провозглашён официальным праздником. Увы, всего на двадцать лет, до следующего захвата и раздела Польши. Социалистическое правительство Польши не приветствовало этот праздник, но патриотически настроенные поляки продолжали отмечать День Конституции и при социализме, хотя и неофициально. В 1990 году Праздник Конституции 3 Мая был возрождён и официально объявлен государственным праздником. Неотъемлемой частью праздника стали благодарственные молебны, проходящие в католических соборах по всей стране. Проходит также посещение мемориалов, организуются концертные программы в театрально-концертных залах и на открытых площадках.

Япония

Конституция принята 3 ноября 1946 г. и вступила в силу 3 мая следующего года. Принятие этого документа явилось результатом поражения Японии во Второй мировой войне. За всю историю в нём не было сделано ни одного изменения.

У японской конституции есть три основных принципа: суверенитет народа, уважение основных прав человека, пацифизм (отказ от войны как суверенного права нации). Эти принципы чётко записаны в преамбуле конституции. Народ является носителем суверенитета. Государственное правление основывается на непоколебимом доверии народа, его авторитет исходит от народа, его полномочия осуществляются представителями народа. У императора нет реальной политической власти, он является символом государства и единства народа Японии..

Принцип уважения основных прав человека существовал в старой конституции, но его возможно было ограничить законами, так как эти права были дарованы императором.

Великобритания

Британские знатоки-законники в качестве основного закона признают ряд законодательных актов и обычаев, а именно: парламентские акты, английское общее право, конституционные обычаи, законодательство Евросоюза, королевские прерогативы, постановления суда, статуты, авторитетные труды по юриспруденции. Иными словами, нужны долгие годы учения, а то и научная степень по политологии или праву, чтобы в полной мере понять, как именно управляется Великобритания. Законы туманного Альбиона считаются чрезвычайно туманными, мало демократичными и понятными в сравнении с правом других демократических стран.

Со времен Славной революции основой британского конституционного права является доктрина парламентского суверенитета, согласно которой статуты, принятые в Парламенте, имеют силу высшего закона в последней инстанции. Таким образом, чтобы внести конституционные поправки, Парламенту достаточно принять новый акт. В настоящее время данный принцип подвергается сомнению и критике в свете сотрудничества Соединённого Королевства и Евросоюза.

Норвегия

В отличие от других монархий мира, в Норвегии национальным праздником считается не день рождения царствующего монарха, а годовщина принятия конституции (17 мая 1814г., г. Эйдсволл). Конституция Норвегии (с некоторыми поправками) – старейший из действующих в Европе основных законов.

Ливия

В 1977 году в стране была принята декларация, гласившая, что основным законом государства признаётся Коран. Таким образом, духовной конституцией Ливии можно считать Зелёную книгу, написанную Муамаром Каддафи. Истинными законами были признаны обычаи и религия, партии запрещены как инструмент диктаторских правительств, а выборы — как обман демократии. Помимо прочего, данная книга провозглашает непосредственное народное самоуправление — Джамахирию, а все традиционные органы власти отвергаются как фальшивые.

Греция

Киргизия

Действующая конституция Кыргызстана была принята на референдуме 27 июня 2010 года, сменив конституцию 5 мая 1993 года. Новый основной закон страны утвердил переход от президентского управления к парламентскому: полномочия исторически полновластного президента были существенно ограничены.

Согласно новой конституции, президент избирается сроком на шесть лет и только на один срок. Несмотря на то, что президент утратил существенную часть своей власти, он всё же не стал чисто формальным главой государства, как во многих других парламентских системах. Президент Кыргызстана может налагать вето и назначать руководителей государственных органов управления.

Раздел второй новой конституции всесторонне освещает права человека, утверждая равноправие мужчин и женщин и запрещая дискриминацию по половому признаку (Статья 16). В Статье 20-й прописаны права заключенных, в том числе, мораторий на смертную казнь и применение пыток.

Саудовская Аравия

Вьетнам

Кабо-Верде

В документе отмечается, что государство поддерживает особые отношения со странами, принимающими трудовых мигрантов из Кабо-Верде. Конституция посвящает отдельную статью компьютерным технологиям — запрещает использовать компьютер для обработки данных, которые касаются конкретных лиц, их политических, философских и идеологических взглядов, вероисповедания, членства в партиях или профсоюзах, личной жизни. Также запрещается присваивать гражданам Кабо-Верде идентификационные номера.

Сан-Марино

Конституцией Сан-Марино считается Законодательный статут республики Сан-Марино (Leges Statutae Republicae Sancti Marini), принятый 8 октября 1600 года, и Декларация прав граждан и основных принципов государственного устройства Сан-Марино, принятая 8 июля 1974 года. Leges Statutae Republicae Sancti Marini – это самый старый свод законов из используемых независимыми государствами. Он был написан на латыни и содержит в себе шесть книг. Первая книга – это 62 статьи, в которых регулируется деятельность советов, судов и различных учреждений исполнительной власти. Остальные пять книг содержат в себе криминальное и гражданское право, описания юридических процедур и судебных мер. Написанный в 1600 году, этот документ основан на Statuti Comunali (Городском законе) 1300 года, который, в свою очередь, был написан под влиянием Кодекса Юстиниана. В силе он остается и по сей день.

Украина

Белоруссия

Структура и содержание Конституции Белоруссии во многом навеяны конституциями Запада и опытом самой Белоруссии, накопленным в советский период. Большая часть Конституции устанавливает функции, права и обязанности правительства; целый раздел посвящён правам и свободам граждан и иностранцев, находящихся в стране. В конституцию дважды вносились поправки – в 1996 и в 2004 годах. Два референдума (их легитимность ставится под сомнение независимыми наблюдателями и лидерами оппозиции) увеличили власть президента и упразднили положение об ограничении числа сроков в должности президента для одного человека. Прежде действующий президент страны не мог занимать эту должность более двух сроков подряд. Количество проголосовавших за отмену данного положения составило 77,3 при практически 90-ной явке на референдум. Иностранные наблюдатели также замечают, что некоторые из действующих в стране законов и указов противоречат конституции, но тем не менее остаются в силе.

Уругвай

Конституция страны состоит из 19 разделов, разделённых на 332 статьи и переходных положения. Одна из статей посвящена воде, которая называется жизненно важным природным ресурсом. Право на доступ к чистой питьевой воде провозглашается одним из основных прав человека. Предусматривается, что сфера водоснабжения и очистки воды должна находиться в ведении государства. Функции конституционного контроля осуществляет Верховный суд. Поправки принимаются на референдуме.

Ватикан

Государство-город Ватикан не имеет кодифицированной конституции. Она состоит из Основного закона на 2001 год и актов, утверждённых Папой после латеранских соглашений: закона об источниках права, который предусматривает, что главными источниками права Ватикана являются Кодекс канонического права и апостолические постановления, законы, принятые Папой или делегированной им властью; Закона о праве гражданства и праве пребывания; Закона об административном устройстве; Закона об экономической, торговой и профессиональной организации, устанавливающего наличие собственной валюты Ватикана; Закона об общественной безопасности. Конституционное значение имеет также политический договор между Святым престолом и Италией 1929 года и Кодекс канонического права – в части регулирования формирования и деятельности органов римско-католической церкви, которые одновременно входят в систему управления Ватикана. Новый основной закон был откорректирован Папой Иоанном Павлом ІІ 26 ноября 2000 года и вступил в силу 22 февраля 2001 года. Данный закон полностью заменяет собой раннее действовавший основной закон 1929 года № 1, изданный Папой Пием XІ. Из нового основного закона, представляющего собой весьма лаконичный документ из 20 статей, следует, что он имеет высшую юридическую силу: недействительными объявляются все правовые нормы в Ватикане, которые ему противоречат. Вместе с тем, в любое время, когда Папа сочтёт необходимым, он может изменить основной закон или заменить его на новый.

Мальта

Шри-Ланка

Действующая конституция установила название страны – Социалистическая Демократическая Республика Шри-Ланка (до принятия конституции государство было известно как просто Шри-Ланка, или остров Цейлон) и закрепила переход к президентской форме правления от парламентской. В документе закреплено положение буддизма как ведущей религии страны. Поправки в Конституцию принимаются Верховным судом (для принятия поправке необходимо набрать две трети голосов), а наиболее важные изменения выносятся на референдум.

Сент-Винсент и Гренадин

Конституция государства содержит в себе подробные указания на то, что является территорией страны (так как государство островное, то для крупных островов приводятся названия, а для мелких островов и рифов – координаты). Стихийные бедствия не редкость в стране, поэтому в документе подробно прописано, что является основанием для введения чрезвычайного положения. Помимо войны, в этот перечень внесены также извержения вулканов, землетрясения, ураганы, наводнения, пожары, эпидемии.

Тувалу


Муниципальный район "Аллаиховский улус (район)"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

Политические права и свободы граждан РФ и их реализация

Политические права и свободы граждан РФ и их реализация

Политические права и свободы граждан РФ – нормы возможного поведения граждан РФ в сфере управления делами государства, закрепленные Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Политические права и свободы граждан РФ связаны с правом граждан на участие в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей.

Конституционные политические права и свободы принадлежат исключительно гражданам РФ. Они возникают у лица с момента принятия в установленном порядке гражданства РФ, либо, если гражданство РФ у лица возникло в силу рождения, с момента достижения им совершеннолетия (активное избирательное право) либо определенного в законе возраста (пассивное избирательное право). Принадлежат каждому гражданину РФ в равном объеме, связаны дееспособностью граждан, т. е. гражданин РФ может быть ограничен в своих политических правах и свободах при определенных случаях. Например, не имеет права избирать и быть избранным лицо, признанное в установленном порядке ограниченно или полностью недееспособным. Государство обеспечивает реализацию и гарантирует соблюдение политических прав и свобод граждан РФ.

Виды политических прав и свобод граждан РФ:

- избирательные права. Имеют двойственный характер: во-первых, право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления – пассивное избирательное право, оно возникает с момента достижения лицом определенного законодательством возраста; во-вторых, право избирать представителей в органы государственной власти и местного самоуправления и посредством этого управлять делами государства – активное избирательное право, оно возникает по достижении лицом 18 лет;

- право на участие в референдуме. Референдум проводится путём всеобщего равного прямого и тайного голосования. Проведение референдума возможно как по инициативе Конституционного Собрания, так и по инициативе граждан. Также возможно активное участие граждан в проведении референдума в ходе их подготовки, непосредственного голосования и подсчёта голосов. Граждане могут выдвигать своих кандидатов, существует также возможность самовыдвижения, право на свободную предвыборную агитацию, на формирование избирательных комиссий.

- право граждан РФ на объединение. Согласно этому праву граждане РФ объединяются в профессиональные союзы, общественные объединения для защиты своих интересов; этим правом граждане распоряжаются добровольно, не допускается принуждение кого бы то ни было к вступлению в объединение или пребыванию в нем;

- право мирных собраний, организации митингов и демонстраций, шествий и пикетирования - граждане могут воспользоваться этим правом только в целях защиты своих прав и интересов и только в мирной форме, не допускаются вооруженные митинги и собрания граждан. Для реализации данного права существуют свои ограничение. Организаторы данных мероприятий обязаны предварительно уведомить органы власти и местного самоуправления об их проведении, и должно быть получено разрешение на их проведение. Кроме того, данные мероприятия не должны быть направлены на изменение конституционного строя, на разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти, на пропаганду насилия и войны.

- право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, т.е. каждый гражданин вправе лично или коллективно обращаться в органы власти. Существует несколько форм обращений граждан в зависимости от их содержания – это жалобы, заявления и предложения. Жалобы содержат в себе информацию о нарушении прав граждан и требование по их восстановлению, заявление – требования об удовлетворении каких-либо прав, о предоставлении льгот. Предложения (или петиции) – это обращения по общественно значимым вопросам.

Политические права и свободы гарантируются Конституцией РФ и принадлежат всем гражданам РФ независимо от пола, национальности и расы, достигшим возраста, определенного федеральными законами для осуществления этих прав. Никто не может быть лишен этих прав, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В случае нарушения политических прав, граждане вправе обратиться в органы прокуратуры либо в суд.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

История Конституции – основа демократии в России

Демократия (греч. dеmokratía, буквально — народовластие, от dеmos — народ и krátos — власть), форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Свое начало она берет своё начало в Древней Греции и Древнем Риме , традициях средневековых городов-государств и развитии представительных органов власти в Европе и некоторых британских колониях в новое время . В античных городах-государствах верховной законодательной, исполнительной и судебной властью обладало собрание , включающее в себя всех граждан. Это было возможно потому, что население этих городов редко превышало 10000 человек, а женщины и рабы не имели политических прав. Граждане имели право занимать различные исполнительные и судебные должности, некоторые из которых были выборными , а другие назначались по жребию .

В средневековой Европе ключевую роль в зарождении принципов демократического правления сыграли концепции религиозного , естественного и обычного права как ограничений произвола власти. Большое значение имело распространение практики, когда монархи стремились получить одобрение своих распоряжений со стороны различных сословий . Съезды представителей этих сословий были прообразами современных законодательных собраний .

Эпоха просвещения , Американская и Французская революции стимулировали интеллектуальное и общественное развитие, в особенности развитие представлений о гражданских правах и политическом равенстве. Начиная с XIX века, собрания депутатов, избранных на свободных выборах, стали центральными институтами демократического правления . Во многих странах демократия также стала включать состязательность избирательного процесса, свободу слова и верховенство права .

До XX века демократия предполагала, что полноправным гражданством обладает меньшинство населения, в то время как остальные фактически исключены из процесса принятия политических решений . К началу XXI века всеобщность выборов получила мировое признание как один из важнейших критериев демократии.

На сегодняшний день число функционирующих демократических режимов в мире является самым большим за всю историю. По мнению ряда политологов, на рубеже XXI века демократические институты в более трети стран мира были сравнимы с институтами старейших демократий.

Непременным условием существования демократии является наличие Конституции – основного закона государства, важнейшего документа, определяющего основные моменты жизни государства. Ныне действующая Конституция Российской Федерации открывается преамбулой, то есть вводной частью, предшествующей тексту глав Конституции. Преамбула не содержит правовых норм, однако, она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы предопределившие ее содержание.

Преамбула констатирует, прежде всего, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого акта для дальнейшего развития государства и общества. В этом и проявляется главный признак демократии – народовластие.

В 1730 году Дмитрий Михайлович Голицын попытался ввести в России конституционную монархию, ограничив власть Анны Иоанновны « кондициями , однако полноценная конституция не была введена.

В 1773 году была предпринята вторая попытка - дипломат Никита Иванович Панин и литератор Денис Иванович Фонвизин попытались осуществить переворот, возвести на престол царевича Павла Петровича и ввести в России конституцию . В этом проекте прослеживались черты демократического устройства: политические свободы (правда сначала только для дворянства), выборность Верховного Совета, наличие органов местного самоуправления дворянские собрания, губернские, уездные, которым предоставлялось право совещаться в общественных интересах и местных нуждах), разделение властей (законодательная власть – Сенату, исполнительная – императору). Заговор был раскрыт, текст Конституции был уничтожен, но его авторы не подверглись репрессиям со стороны Екатерины II.

Конституция 1937 года учреждала в стране постоянный парламент - Верховный Совет России состоящий из одной палаты, избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет, без различия пола, религии и национальности, сроком на 4 года. Верховный Совет принимал законы, устанавливал размеры налогов и пошлин, принимал государственный бюджет. Провозглашая Верховный Совет высшим органом государственной власти конституция 1937 года имела оговорку что Верховный Совет осуществляет все полномочия кроме тех полномочий которые предусмотрены конституцией за Президиумом Верховного Совета и Советом Народных Комиссаров. При этом Верховный Совет, вопреки формальному конституционному положению фактически не являлся единственным законодательным органом - Президиум Верховного Совета мог издавать указы и давать толкование законов. Постоянными представительными органами местного самоуправления становились советы депутатов трудящихся , избираемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет сроком на 2 года. Заседания совета депутатов трудящихся вели председатель совета депутатов трудящихся и секретаря совета депутатов трудящихся, избираемые советом депутатов трудящихся. С момента принятия Конституции 1937 года существовали следующие уровни местной власти - областной уровень (областные советы депутатов трудящихся и областные исполнительные комитетов), районный уровень (районные советы депутатов трудящихся и районные исполнительные комитеты), сельский уровень в крупных сёлах и посёлках (сельские советы депутатов трудящихся и сельские исполнительные комитеты, в городах - городские советы депутатов трудящихся и городские исполнительные комитеты, в посёлках - поселковые советы и поселковые исполнительные комитеты), сельский уровень в мелких сёлах (сельские собрания и сельские комитеты , в городах уличные собрания и уличные комитеты, у крупных улиц - квартальные собрания и квартальные комитеты, в средних сёлах не имевших исполнительных комитетов, разница между сельским советом и сельским комитетов только в обязательности решений). Несмотря на то что прилагательное "советская" осталось в названии российского государства (при этом Россия теперь называлась не Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой а Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой) советы рабочих и крестьянских депутатов не были предусмотрены Конституцией России 1937 года, выборы в них больше не проводились, а съезды советов рабочих и крестьянских больше не созывалась, заседания Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета советов рабочих и крестьянских депутатов и его президиума также больше не собирались, а выборы в него не проводились. Формально декларировалась правопреемственность советов депутатов трудящихся советам рабочих и крестьянских депутатов.

В связи с конституционным кризисов и распадом СССР 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования была принята новая Конституция. Она закрепила все основные принципы построения демократического общества: приоритет прав и свобод человека и гражданина, признание народа – основным источником власти, принцип разделения властей и политический плюрализм.

Для того, чтобы эти принципы нашли не только свое документальное закрепление, но и реальное воплощение, России пришлось проделать трудный пусть постепенного строительства демократии: начиная от идеи получения Конституции свыше и заканчивая принятием этого документа всем Российским народом.

Плакат 1917 года, изображающий Россию после Февральской революции и США как союзников

Эпоха просвещения , Американская и Французская революции стимулировали интеллектуальное и общественное развитие, в особенности развитие представлений о гражданских правах и политическом равенстве [11] [12] . Начиная с XIX века, собрания депутатов, избранных на свободных выборах, стали центральными институтами демократического правления . Во многих странах демократия также стала включать состязательность избирательного процесса, свободу слова и верховенство права . В

Демократия как форма правления известна нам с глубокой древности.

Конституция является Российской Федерации открывает преамбула, то есть вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Преамбула не содержит правовых норм, однако, она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы предопределившие ее содержание.

Преамбула констатирует, прежде всего, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого акта для дальнейшего развития государства и общества.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


методическая разработка к уроку по истории"Расцвет демократии в Афинах"

Разработка содержит презентацию и конспект урока.

Викторина по истории России "История российской государственности"


Урок истории "Зарождение демократии в Афинах"

Презентация и конспект к уроку истории в 5 классе.

История российских немцев. Переселение, миграция российских немцев на территории Сибири в XVIII-XXI столетиях.

В процессе многолетнего изучения и преподавания немецкого языка возникает закономерный вопрос: каким образом немецкий язык распространился на территории Госсударства Российского и, в частности, .

Конспект урока по истории "Римская демократия"

Конспект выполнен в форме технологической карты и соответствует требованиям ФГОС.

Есть ли жизнь без Конституции? Страны, в которых ее нет

Страны без конституции

Сегодня, 5 мая, в Кыргызстане отмечается День Конституции. Ровно 23 года назад на XII сессии Верховный совет принял Конституцию уже суверенной Кыргызской Республики. За это время в нее не раз вносили поправки и меняли.

Нынешнюю редакцию документа утвердили на референдуме 27 июня 2010 года. Но красным днем календаря в Кыргызстане по-прежнему остается 5 мая, который мы ежегодно отмечаем.

То, что именно Конституция является основным законом страны, по которым живем мы и государство, для нас совершенно естественно. Однако в мире есть страны, которые прекрасно обходятся и без конституции.

1. Саудовская Аравия

Основным законом Саудовской Аравии является “Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка, да благословит его Аллах”, то есть Коран. Об этом говорится в ст. 1 Основного низама правления, второго после Конституции по юридической силе закона страны:

“Королевство Саудовская Аравия – суверенное арабское государство. Его религия – ислам, Конституция – Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка, да благословит его Аллах, язык – арабский, столица – г. Эр-Рияд”.

2. Великобритания

В Великобритании нет какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны. Нет даже точного перечня документов, которые бы относились к нему.

Так что Конституция Соединенного Королевства носит совершенно абстрактный характер и представляет собой совокупность законов, прецедентов и конституционных обычаев Великобритании, которые определяют порядок формирования и полномочия органов государства, принципы взаимоотношений государственных органов между собой, а также государственных органов и граждан.

3. Новая Зеландия

Будучи долгие годы колонией Великобритании, Новая Зеландия переняла у нее конституционное устройство и ряд законов. Так что единого документа, который бы представлял собой конституцию страны, здесь тоже нет.

4. Израиль

Израиль также не имеет конституции в привычном нам смысле этого слова. Ее роль выполняет так называемый свод “Основных законов”, в котором регулируется и демократичный характер государства, и парламентская власть.

В 1950 году парламент Израиля решил принимать законы, имеющие силу конституции, раздел за разделом. Первый из ныне действующих “Основных законов” – О кнессете (парламенте) – был принят в 1958 году. Затем было принято еще 10 Основных законов.

5. Ватикан

В ноябре 2000 года Папа обнародовал новый Основной закон Ватикана, который фактически закрепил систему разделения властей.

Из документа, состоящего из 20 статей, следует, что Папа имеет высшую юридическую силу: недействительными объявляются все правовые нормы в Ватикане, которые ему противоречат. Вместе с тем в любое время, когда Папа сочтёт необходимым, он может изменить Основной закон или заменить его на новый.

6. Сан-Марино

Единого документа, который бы представлял собой свод основных законов, в Сан-Марино нет. Конституция состоит из двух нормативных актов – Законодательного статута республики Сан-Марино (Leges Statutae Republicae Sancti Marini) и Декларации прав граждан и основных принципов государственного устройства Сан-Марино.

Leges Statutae Republicae Sancti Marini считается самым старым сводом законов из используемых независимыми государствами. Он был написан на латыни и состоит из шести книг.

Первая книга – это 62 статьи, в которых регулируется деятельность советов, судов и различных учреждений исполнительной власти.

Остальные пять книг содержат в себе криминальное и гражданское право, описания юридических процедур и судебных мер.

Написанный в 1600 году, этот документ основан на Statuti Comunali (Городском законе) 1300 года, который, в свою очередь, был написан под влиянием Кодекса Юстиниана. В силе он остается и по сей день.

7. Канада

Единого документа, действующего в качестве конституции, в Канаде нет. Под конституцией понимают серию объединённых Конституционных актов, а также иных документов, представленных письменными текстами и устными традициями и соглашениями.

Кроме того, “специальная статья” Канадской хартии прав и свобод предоставляет федеральному парламенту и провинциальным законодательным собраниям возможность устанавливать законы в любое время и в той мере, которая подходит законодателям, преступая на время некоторые положения Хартии (в фундаментальных свободах, юридических гарантиях, в праве на равенство – раз в пять лет).

Страны без конституции

Страны без конституции

Мы привыкли к тому, что у государства есть основной закон – Конституция, по которому живет и государство, и его граждане. Но оказывается, не у всех государств мира Конституция имеется. При этом, государства от этого отсутствия совершенно не страдают.

Например, Великобритания. У этого государства нет Конституции как формально называемого таким образом документа, в котором были бы закреплены основные положения государственного устройства, гражданских прав и обязанностей и прочие государственные основы.

Вместо формальной Конституции в Великобритании существует сложный документальный комплекс, в который входят статуты, судебные прецеденты, конституционные обычаи, доктрина. При этом мнения специалистов в отношении Конституции Великобритании разнятся.

Кто-то считает Конституцию не писаной, а кто-то смешанной, т.е. состоящей из писаных документов – статутов и не писаных – судебных прецедентов, доктрины, обычаев.

Считается, что правовая система Великобритании формировалась в значительной степени автономно от правовых систем государств континентальной Европы, поэтому подверглась минимальному воздействию со стороны римского, т.е.

К Статутам относят акты, принимаемые парламентом и делегированного законодательства (когда часть полномочий парламента передается другим органам государственной, обычно исполнительной, власти). Статутами конституционного характера считаются порядка двух десятков документов.

Формально они никак не выделяются из общего массива правовых документов, и отличаются исключительно предметом регулирования.

Этими актами определяются форма правления и форма государственного устройства, систему и порядок формирования, компетенцию высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Выделяют несколько периодов формирования таких документов. До XX века были приняты акты: Великая хартия вольностей 1215; Хабеас корпус акт 1679; Билль о правах 1689; Акт о престолонаследии 1701, Акт о Союзе 1706-1707; и другие. Все эти акты действуют по настоящее время.

Акты, принятые в XX веке: законы о Парламенте 1911 и 1949; законы о пэрах 1958 и 1963; Закон о Палате общин 1978; законы о народном представительстве 1949, 1969, 1974, 1983, 1985, 1989; законы о гражданстве 1948, 1964, 1981; Иммиграционный акт 1971; Закон о королевской санкции 1967 (Royal Assent Act); Вестминстерский статут 1931; законы о министрах Короны 1937, 1964, 1975 и другие.

Также к данным статутам относят акты, принятые исполнительной властью на основе прав, делегированных Парламентом.

Еще оной составляющей является Судебный прецедент. Судебными прецедентами регулируются вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина. Именно по этому элементу правовую систему Великобритании классифицируют как англосаксонскую правовую систему.

Кроме того, в структуру Конституции входят Конституционный обычай, регулирующий сферу деятельности монарха, парламента, правительства и их взаимоотношений, а также Правовая доктрина, которую составляют труды выдающихся ученых-юристов: Блэкстон (Blackstone), Брэктон (Bracton), Дайси (Dicey), Бэджет (Bagehot), Мэй (May) и других.

Юристы Британии чрезвычайно гордятся своей правовой системой, поскольку она позволяет парламенту принимать законы, не ограничиваясь нормами писаной Конституции. В то время как парламенты стран с кодифицированными Конституциями более ограниченны в своих решениях.

Такая юридическая практика основывается на определенном гаранте прав и свобод личности в государстве. Британцы считают таким гарантом монарха.

Аналогичным образом мыслят юристы государства Израиль, в котором также нет формальной Конституции.

Фактическая Конституция Израиля основана на Основных законах Израиля и других законах государства, на Декларации независимости, судебных прецедентах и принципах, заложенных в наследии еврейского народа.

Проблема принятия формальной Конституции упирается как раз в многовековые традиции народа, ведь у народа Израиля есть конституция, которой уже 4000 лет. Такой конституцией является Тора.

Как мы видим, не все государства мира стремятся к формализации Основного закона, понимая, что развитие права не остановилось и будет еще совершенствоваться.

А основой этого процесса видят устоявшиеся традиции народа, закрепленные во времени. В этой связи неплохо было бы вспомнить историю развития российского права и народных обычаев.

Возможно, в них мы сможем почерпнуть оригинальные и правильные положения ля современной Конституции России.

Самые удивительные Конституции мира

Страны без конституции

Фото: из открытых источников

Ровно 22 года назад в этот день независимая Украина наконец получила свой основной закон – Конституцию.

Его смело можно назвать выстраданным, ведь прийти к консенсусу в сессионном зале было сложно, а окончательное голосование состоялось поздней ночью.

К празднику “Вести” собрали список самых любопытных Конституций, которые сейчас действуют в мире.

Читайте также: